Теоретические основы формирования и рационализации логистических систем. Формирование логистической системы на базе исследуемого предприятия Организация складского хозяйства на отдельном предприятии и направления её совершенствования


Анализ логистических систем - это процедура выработки, обосно­вания и принятия решений в процессе исследования и формирова­ния логистических систем предприятий. Суть анализа - сложное превратить в простое, т. е. труднопонимаемую логистическую про­блему превратить в серию задач, имеющих методы решения, найти эффективные средства управления сложными логистическими объектами.

Порядок исследования логистической системы:

    логистическая система разбивается на составляющие элементы в целях выделения задач, более доступных для решения;

    выбираются и применяются наиболее подходящие специаль­ные методы для решения отдельных задач;

    частные решения объединяются таким образом, чтобы было построено общее решение глобальной задачи логистической системы.

Основные задачи, решаемые при анализе логистических систем:

    правильно и четко описать логистическую систему;

    собрать данные о конкретной логистической системе;

    выявить назначение элемента, решающего логистическую задачу, с тем, чтобы определить его состав, методы, формы и спо­собы взаимодействия с другими элементами логистической системы;

    сформулировать основные цели создания и развития логис­тической системы;

    установить степень взаимосвязи целей логистической системы со средствами их достижения;

    разработать несколько вариантов развития логистической системы при воздействии различных факторов внутренней и внеш­ней среды;

    выбрать оптимальный курс развития логистической системы;

    разработать программу развития логистической системы;

    проверить эффективность взаимодействия элементов логис­тической системы, выявить и устранить узкие места;

    выявить эффективность организации управления предпри­ятием, функции и структуру органов управления;

    разработать конкретные показатели функционирования ло­гистической системы.

Потребность в анализе логистических систем возникает в следу­ющих случаях:

    при решении логистических задач:

    когда определяется, что нужно знать и понимать специ­алистам службы логистики и других функциональных под­разделений предприятия;

    когда требуется увязка цели логистической системы с множеством средств ее достижения;

    когда элементы логистической системы имеют развет­вленные связи, которые могут вызывать отдаленные послед­ствия в различных звеньях цепи поставок, и решения по ним требуют учета общих затрат по цепи поставок продукции;

    когда имеют место трудно сравниваемые варианты ре­шений или достижения комплекса целей;

при формировании новых логистических систем;

при осуществлении деятельности по улучшению бизнеса;

при принятии стратегических решений в области логистики, учитывающих факторы неопределенности и риска;

при выработке ответственных решений на отдаленную перс­пективу (15-20 лет);

при выработке критериев оптимальности с учетом целей раз­вития и функционирования логистической системы предприятия.

Иными словами, потребность в анализе логистических систем возникает тогда, когда хочется многого, а возможности и средства ограничены. В этих условиях важно упорядочить процедуру опреде­ления целей - выяснить их приоритеты и иерархию. Анализ логис­тических систем применяется, в частности, для решения глобальных задач в области логистики, связанных с деятельностью больших групп людей и со значительными затратами ресурсов предприятия.

Системный анализ применительно к логистике представляет со­бой методологию восприятия или упорядочения (структуризации) логистической системы. Специалист по логистике вначале фик­сирует только видимые структуры, а затем путем анализа и преоб­разования логистической системы выявляет скрытые структуры, определяющие новое качество системы.

Универсальным средством методологий системного анализа явля­ется четкое выделение структурных элементов в процессе иссле­дования логистических систем. К ним относятся:

  • цель или совокупность (комплекс) целей логистической системы;

    варианты достижения выбранной цели;

    требуемые ресурсы;

    математическая и логическая модели, отражающие систему связей между целями, альтернативными средствами их достижения, внешней средой и требованиями на ресурсы;

    критерий выбора наиболее предпочтительного варианта. С помощью такого критерия сопоставляют цели и логистические затраты, например, достижение цели логистической системы при некотором планируемом или заранее заданном бюджете затрат ресурсов.

Структуру логистических систем различают по следующим при­знакам:

  • назначение (функции);

    качество;

    надежность;

    экономичность;

  • компоновка;

    степень дублирования;

    эффективность;

    результативность;

    сложность;

  • организация.

Структуризация логистической системы направлена на выяснение:

    реальных целей функционирования логистической системы;

    путей достижения этих целей;

    взаимосвязей между элементами логистической системы;

    ограничений и последствий того или иного варианта (курса) действий.

Структуризация способствует углубленному пониманию внеш­них условий, в которых имеет место логистическая проблема.

В зависимости от уровня структуризации выделяют три класса логистических систем:

    хорошо структурированные, или количественно сформули­рованные;

    неструктурированные, или качественно выраженные;

    слабо структурированные, или смешанные, содержащие ка­чественные и количественные показатели.

Быстрое развитие информационных технологий позволило автоматизировать управленческий процесс логистического менеджмента на предприятии за счет использования современного программного обеспечения, который позволяет контролировать процесс, начиная от закупок материалов через производство к распределению и заканчивая продажей готовой продукции.

Непосредственно в производственном процессе используются логистические системы управления, применяемые для каждого типа производства свои методы управления (приложение 2) Дыбская В. Склад как элемент логистической системы // РИСК. - 2000. - №1/2. - С. 35-42..

Для предприятий первого типа (единичное производство изделий на заказ), это разного рода сетевые модели: методы PERT и «критического пути», а также стандарты управления MRP, которые фактически включают в себя эти методы сетевых расчетов.

Для предприятий второго, третьего и четвертого типов (серийное производство) -- это методы MRP. Это основная область применения данных стандартов.

Для предприятий пятого типа (массовое производство) -- это методы Just-In-Time (JIT, Kanban), а также используемые в России различные варианты отечественных комплектных систем (новочеркасская, сутко-комплектная, Р-Г-система и так далее). Могут работать также методы MRP. В той ситуации, когда темпы сбыта продукции (а значит и темпы производства) неустойчивы -- вполне типичная ситуация для России -- комплектные методы и JIT перестают работать, и MRP -- единственная оптимальная альтернатива.

Для производств непрерывного типа нет общепризнанных методов управления, но в части планирования и учета методы MRP вполне пригодны.

В логистической системе класса MRP должны быть четко выделены три базовых блока: логистический обслуживание торговый

Формирование основного плана на основе заказов клиентов и прогноза спроса. Этот организационно-алгоритмический процесс включает процедуру быстрой проверки выполнимости плана по ресурсам, так называемое «приблизительное планирование мощности -- Rough Cut Capacity Planning»;

Планирование потребностей, то есть составление плана-графика изготовления партий изделий собственного производства и плана-графика закупки материалов и комплектующих. При этом работают вполне определенные алгоритмы расчета размеров заказов и дат запуска заказов на основе сетевых моделей. На этом этапе выполняется также расчет загрузки ресурсов или балансировка плана-графика по ресурсам -- процедура «планирование мощности -- Capacity Planning»;

Оперативное управление. Процедуры проверки укомплектованности и запуска заказов, управление ходом производства через механизмы производственных циклов, приоритетов, размеров заказов. Учет выполнения операций и заказов. Складской учет.

Системы класса MRP направлена на планирование деятельности служб сбыта, снабжения и производства как сквозной график взаимосвязанных заказов. Они должны включать средства бюджетирования и развитую систему управленческого учета, они должны содержать систему бухгалтерского учета или иметь интерфейс с такой системой, работающей как в российских, так и в западных (GAAP, IAS) стандартах бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, они должны включать средства, позволяющие смоделировать весь ход производства при данном варианте основного плана, чтобы увидеть возможные будущие проблемы и узкие места. Наконец, системы класса MRP должны поддерживать методы Just-In-Time.

Логистическую систему Just-In-Time необходимо различать как метод управления и как своеобразную философию управления. Так как использование системы JIT как метод управления -- это совсем просто. Данную систему нельзя воспринимать как компьютерную систему, так как система использует карточки с одним-двумя управляющими действиями. Любой грамотный специалист отдела программирования может реализовать на вашей фирме такую систему. Но для того чтобы она работала, необходимо понимание философии управления. Для этого требуется высочайшая организация и точнейшая синхронизация всех производственных процессов, включая операции с поставщиками и субподрядчиками. JIT как философия управления ориентирована на организацию бездефектного производства при минимуме издержек.

Использование логистики из концепции в практический инструмент бизнеса, как в производстве, так и через дистрибутив товаров способствовала разработанная логистическая система DRP (Distr Requirements Planning) -- система управления распределением продукции. К числу важных функций DRP, а затем ее расширенных модификаций стали относиться контроль за состоянием запасов, включая расчет точки заказа, организация перевозок, распределение, формирование связей производства, снабжения и сбыта с использованием обеспечивающего комплекса MRP.

Следующий шаг в развитии логистической системы был сделан японской фирмой Toyota, сформулировавшей новую философию управления качеством продукции -- TQM (Total Quality Management) -- всеобщего управления качеством, которая стала применяться различными фирмами мира, использующими стратегию постепенного наращивания объемов производства.

Основа системы TQM -- это управленческий подход, ставящий в центре внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всего коллектива фирмы (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг), позволяющей достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде, как каждого члена фирмы, так и общества в целом. Используемая философия управления в системе TQM, признает, что нужды потребителя и цели бизнеса неразделимы. Этот подход применим в равной мере ко всем элементам логистических систем.

Достоинством указанных методов является простота, наглядность в определении потребности в материальных ресурсах или исполнителях. Заказы на потребные материальные ресурсы могут быть размещены заранее, что обеспечивает более высокую надежность поставок. Потребности в определенных материальных ресурсах при этом определяются из комплектовочных ведомостей. К недостаткам методов относится чрезвычайно высокая трудоемкость при многономенклатурных (многоассортиментных) материальных потоках.

Калининградский Государственный Технический университет

Экономический факультет

Кафедра управления производством

_____________________ ­­­­___________________

дата, подпись дата, подпись

Курсовая работа

по дисциплине «Логистика»

тема: «Проектирование логистической системы на примере предприятия ООО "РоллТекс"»

Работу выполнил

студент группы 04-ЭУ-1

Голованов А.А.

Работу проверил:

Паршина Л. П.

Калининград

Введение

Глава 1. Технико-экономическая характеристика исследуемого предприятия

1.1. Общие сведения о предприятии ООО "РоллТекс"

1.2. Динамика основных показателей деятельности предприятия

Глава 2. Формирование логистической системы на базе исследуемого предприятия

2.1. Определение и краткая характеристика участников логистической системы.

2.2. Характеристика материальных потоков

2.3. Логистические активности

Глава 3. Логистическая оптимизация деятельности предприятия

3.1. Оптимизация запасов методом ABC-XYZ

3.2. Моделирование системы управления запасами по системе «Lean Pruduction»

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Содержание

Введение

В условиях обострившейся конкуренции среди мер, с помощью которых можно обеспечить рационализацию производства и усовершенствовать его технологию, следует выделить снижение времени на прохождение изделий и запасов в цехах и на складах. Применяемые сегодня для этого системы управления производством не всегда удовлетворяют требованиям рынка. К их основным недостаткам следует отнести:

Слишком большие отклонения сметного планирования от реального положения дел, несмотря на значительные затраты на электронную обработку данных и систему в целом;

Отсутствие возможностей эффективно влиять на производительность, сроки прохождения цикла и необходимый уровень запасов;

Недостаточная свобода действий планирующих структур и связанных с планированием сотрудников.

В настоящее время значительно возросли требования рынка к параметрам изделий, и, прежде всего к их качеству. Произошло это вследствие преобладания предложения над спросом, наличия избы­точных производственных мощностей и т.д. Отсюда следует, что успеха в конкурентной борьбе может достигнуть тот, кто наиболее рациональным образом построил свое производство, так что его экономические показатели находятся на оптимальном уровне. Эта цель достигается, кроме прочих мер, путем:

а) снижения затрат, связанных с созданием и хранением запасов;

б) сокращения времени поставок;

в) более четкого соблюдения сроков поставки;

г) увеличения гибкости производства, его приспособленности к условиям рынка;

д) повышения качества изделий;

е) увеличения производительности.

В последние годы произошло заметное усовершенствование ме­тодов производства, что позволило снизить производственные рас­ходы. Дальнейшая экономия средств, как уже отмечалось выше, может быть достигнута, если будут реализованы резервы, заложен­ные в рационализации обеспечивающих процессов.

Конкретно в данной работе аналитический акцент будет сделан на системе управления запасами на предприятии ООО "РоллТекс".

Как показывает зарубежный опыт, в промышленно развитых стра­нах эффективное время обработки детали составляет максимально 20% от времени прохождения цикла. Это свидетельствует о весьма длительном нахождении детали в производстве в полу готовом виде и приводит к созданию больших запасов, а соответственно и росту затрат на них. Исследования, проводимые в ряде западных стран, дают основания утверждать, что ожидаемая прибыль от каждого процента сокращения уровня запасов может быть приравнена к 10-процентному росту оборота. Отсюда следует вывод, что производство и система запасов приобретают взаимозависимый характер. Анализируя систему производственных заказов, многие фирмы стали исходить из метода комплексного регулирования, позволяющего гармонично соединить, все звенья и соразмерить объемы производства и запасов. Вышесказанным обосновывается актуальность проблемы оптимизации запасов на предприятии в рамках работы отдела логистики.

В работе дана краткая характеристика предприятия ООО "РоллТекс", приведена динамика его основных технико-экономических показателей. Затем наряду с небольшим теоретическим блоком дано описание действующей на предприятии логистической системы. Третья глава работы посвящена анализу путей оптимизации системы управления запасами на исследуемом предприятии.

Глава 1. Технико-экономическая характеристика исследуемого предприятия.

1.1. Общие сведения.

Компания «РоллТекс» - ведущее российское предприятие по разработке и выпуску технологического оборудования для легкой и текстильной промышленности: настилочных столов, отрезных концевых линеек, настилочных кареток, мерильно браковочных машин, мерильно двоильных машин. Оборудование "РоллТекс" успешно работает на текстильных и швейных предприятиях, на фабриках по производству мягкой мебели, у поставщиков тканей одежной, мебельной и портьерной групп.

Компания ведет свою историю с 1997 года, когда в г. Калининграде, в небольшой мастерской, была разработана и изготовлена первая машина для перемотки, контроля качества и измерения длины ткани. Сегодня "РоллТекс" – это успешное, динамично развивающееся предприятие, выпускающее более 22 единиц оборудования в год различных классов сложности. Причем это как серийно изготавливаемые, так и нестандартные машины.

В процессе проектирования и производства оборудования марки "РоллТекс тм " специалисты компании всегда учитывают индивидуальны е пожелания заказчиков, благодаря чему успешно реализованы многие интересные проекты. Некоторые специальные модели, которые проектировались по техническому заданию клиентов, вошли в серийное производство. Другие машины существуют в одном-двух экземплярах и максимально адаптированы под технологические процессы конкретных предприятий.

Вся документация разрабатывается Конструкторским Бюро компании "РоллТекс" с использованием средств автоматического проектирования. Использование при проектировании современных проверенных технических решений позволяет выпускать качественные и надежные машины различных классов сложности. Специалисты Конструкторского Бюро ведут постоянный поиск все более совершенных технических решений, обеспечивающих повышение производительности выпускаемого оборудования.

Важные преимущества оборудования марки "РоллТекс тм ": высокая эргономичность, бесшумность работы, цветовая гамма окраски машин, функциональность органов управления оборудования, экономическая окупаемость и низкая затратная часть в период эксплуатации. Выявлено, что максимальный срок окупаемости оборудования компании "РоллТекс" лежит в пределах 8-11 месяцев у организаций, работающих с материалами стоимостью от 12 у.е. за метр и выше. У организаций, работающих с материалами стоимостью до 12 у.е. за метр, период окупаемости составляет 10-18 месяцев, с учетом работы в одну смену.

Низкая затратная часть в период эксплуатации создается за счет использования при работе на машинах меньшего количества людских ресурсов, низкой потребляемой мощности машин, минимального использования производственных площадей.

За десятилетний срок деятельности компания "РоллТекс" наладила и построила деловые отношения не только с лучшими отечественными, но также с зарубежными поставщиками комплектующих изделий по всему миру: от Осаки в Японии до Манчестера в Великобритании. Это позволило найти идеальные решения для внедрения передовых технологий в производстве оборудования, которые обеспечивают высокое качество его изготовления и долговечность. Это подтверждается высоким спросом со стороны потребителей на продукцию компании "РоллТекс".

Близость к клиентам вселяет доверие и уверенность с их стороны. Дополнительно к стандартным условиям гарантии "РоллТекс" предлагает пакеты услуг по расширению и продлению технической поддержки. Дополнительные услуги по сервису позволяют существенно сократить время восстановления работоспособности оборудования и свести к минимуму потери от ремонтного простоя оборудования.

Специалисты компании "РоллТекс" постоянно изучают организацию технологических процессов производства на текстильных, швейных и мебельных фабриках, знакомятся с тем, как организована работа оптового склада у поставщиков тканей. Поэтому компания разрабатывает и предлагает своим клиентам только то оборудование, которое будет востребовано по своему служебному назначению и техническим характеристикам и в полной мере удовлетворит все потребности клиента.

Миссия компании "РоллТекс" - увеличение прибыли заказчика за счет поставки ему качественного и эффективного оборудования. Предоставление соответствующего сервисного обслуживания. Сотрудничать с предприятиями текстильной и легкой промышленности на российском рынке так, чтобы компания приобрела международную репутацию благодаря качеству, цене и сервису.

1.2. Динамик основных показателей деятельности предприятия.

Для обобщающей характеристики эффективности и интенсивности использования основных средств служат следующие показатели:

1) фондорентабельность (отношение прибыли от основной деятельности к среднегодовой стоимости основных средств);

2) фондоотдача основных производственных фондов (отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости основных средств);

3) фондоемкость (отношение среднегодовой стоимости ОПФ к стоимости произведенной продукции за отчетный период.

Наиболее обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондорентабельность. Ее уровень зависит не только от фондоотдачи, но и от рентабельности продукции.

Проведем анализ вышеуказанных показателей с целью определить, как различные факторы повлияли на изменение фондорентабельности и фондоотдачи.

Таблица 1

Исходная информация для анализа фондорентабельности и фондоотдачи предприятия ООО "РоллТекс" за 2006-2007 гг.

Показатель

Услов. обозн.

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

Объем выпуска продукции, тыс. руб.

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

Фондорентабельность, %

Рентабельность продукции, %

Фондоотдача ОПФ, руб.

Фондоемкость ОПФ, руб.

По данным таблицы 1 мы видим, что прибыль в течение 2006-2007 гг. увеличилась на 7 819,2 тыс. руб., что непосредственно связано со значительным увеличением объема выпуска продукции, а именно этот показатель возрос на 22 354,8 тыс. руб.

Как уже упоминалось ранее, в начале 2006 года руководством ООО "РоллТекс" было принято решение о расширении производства, в связи чем, в течение двух последующих лет в больших объемах были инвестированы финансовые средства в строительство новых объектов основных фондов, в покупку нового оборудования, ремонт и замену старого. Следовательно, среднегодовая стоимость основных производственных фондов в этот период тоже существенно возросла.

Зависимость между упомянутыми выше показателями выражается следующим образом: Р опф = ФО опф x Р вп; (1)

Рассчитаем влияние факторов методом цепных подстановок:

Р опф 05 = ФО опф 05 x Р вп 05 = 2,72 x 0,35 = 0,952;

Условные данные 1 = ФО опф 06 x Р вп 05 = 2,65 x 0,35 = 0,928;

Р опф 06 = ФО опф 06 x Р вп 06 = 2,65 x 0,35 = 0,928;

ΔР опф ФО = Услов. данные 1 - Р опф 05 = 0,928 – 0,952 = - 0,024 (- 2,4%);

ΔР опф Р = Р опф 06 - Услов. данные 1 = 0,928 – 0,928 = 0.

Анализ показал, что фондорентабельность основных фондов уменьшилась на 2,4% только под влиянием изменения показателя фондоотдачи.

Проведем исследование изменений в объемах валовой продукции под влиянием увеличения среднегодовой стоимости ОПФ:

ВП = ОПФ x ФО; (2)

Таким образом выражена зависимость между указанными выше показателями. Чтобы оценить влияние факторов среднегодовой стоимости ОПФ и фондоотдачи на выпуск продукции, воспользуемся методом цепной подстановки:

ВП 05 = 201 195,6 тыс. руб.;

Улов. данные 1 = ОПФ 06 x ФО опф 05 = 84 295,5 x 2,72 = 229 283,8 тыс. руб.;

ВП 06 = 223 550,4 тыс. руб.;

ΔВП опф = Услов. данные 1 – ВП 05 = 229 283,8 – 201 195,6 = 28 088,2 тыс. руб.;

ΔВП фо = ВП 06 - Услов. данные 1 = 223 550,5 – 229 283,8 = - 5 733,3 тыс. руб.

Результаты анализа показали, что, за счет увеличения стоимости основных производственных фондов в 2007 году, объем выпуска продукции возрос на 28 088,2 тыс. руб., но при этом сократился под влиянием снижения фондоотдачи на 5 773, 3 тыс. руб. Таким образом, мы видим, что расширение производства, замена старого оборудования новым, строительство и освоение новых производственных площадей поспособствовали росту объемов производства на 28 088,2 тыс. руб. При этом отрицательная тенденция показателя фондоотдачи снизила величину выпуска продукции на 5 773, 3 тыс. руб.

В рамках анализа использования производственной мощности предприятия ООО "РоллТекс" исследуем влияние таких показателей, как производственная площадь предприятия, удельный вес площади цехов в общей производственной площади, выпуск продукции на 1 м 2 цехов, на изменение объема производства в 2007 году.

Таблица 2

Данные для анализа использования производственной площади предприятия ООО "РоллТекс" за 2006-2007 гг.

Показатель

Объем производства продукции, тыс. руб.

Производственная площадь, м 2

В том числе площадь цехов, м 2

Удельный вес площади цехов в общ. произв. пл.

Выпуск продукции на 1 м 2 произв. пл.

Выпуск продукции на 1 м 2 произв. пл. цехов

Для оценки влияния факторов на объем производства продукции воспользуемся методом абсолютных разниц. Итак, объем производства продукции в 2007 году по сравнению с 2006 вырос на 22 354, 8 тыс. руб.:

За счет увеличения производственной площади предприятия:

ΔВП = ΔПП x УЦ 05 x ВМЦ 05 = 450 x 0,84 x 300,29 = 114 108,9 тыс. руб.;

За счет увеличения удельного веса площади цехов в общей производственной площади:

ΔВП = ПП 06 x ΔУЦ x ВМЦ 05 = 1250 x 0,08 x 300,29 = 30 029,0 тыс. руб.;

За счет изменения выпуска продукции на 1 м 2 площади цехов:

ΔВП = ПП 06 x УЦ 06 x ΔВМЦ = 1250 x 0,92 x (- 105,9) = - 121 783,1 тыс. руб.;

По результатам данного анализа выявлено, что за счет увеличения производственной площади предприятия и удельного веса площади цехов в общей производственной площади объем производства продукции вырос на 114 108,9 тыс. руб. и 30 029,0 тыс. руб. соответственно. Но так как новые производственные площади используются не полностью, выпуск продукции на 1 м 2 площади цехов сократился в 2007 году, что повлекло за собой снижение объема производства на 121 783,1 тыс. руб.

Глава 2. Формирование логистической системы на базе предприятия ООО "РоллТекс"

2.1. Определение и краткая характеристика участников логистичской системы.

Логистическая система - это сложная структурированная экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и структурирующими потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними и (или) внешними целями организации бизнеса.

Состав участники логистической системы ООО "РоллТекс" выглядит следующим образом:

    Поставщики;

    Транспорт;

  1. Производственный центр;

    Предприятие ООО "РоллТекс"

    Покупатели.

Функции участников логистической системы ООО "РоллТекс":

Поставщик - определение величины необходимых запасов по каждому виду ресурсов, способов их хранения и предоставления для использования.

Производственный центр у частвует в процессе производства товаров и услуг в зависимости от принятых технологий.

Транспорт (перевозчик) - определение номенклатуры, объёмов, сроков, способов транспортировки и источников поставляемых ресурсов.

Склад - определение порядка хранения готовой продукции, средств, сроков и способов её доставки потребителю.

Предприятие . Определение порядка оплаты за поставленные входящие ресурсы, транспортные и складские услуги.

Покупатель . Участие во внутрифирменном процессе стратегического планирования.

Логистическая цепь - это линейно упорядоченное множество конкретизированных субъектов (подразделений, физических и/или юридических лиц, (производителей, посредников, складов общего пользования и др.), осуществляющих логистические операции по доведению материального потока от одного логистического звена до другого (в случае производственного потребления) или до конечного потребителя (в случае непроизводственного или личного потребления).

На Рис. 1 и 2 представлены схемы логистической системы и логистической цепи, имеющих место на предприятии ООО "РоллТекс".

Поставщик

Транспорт

Покупатель


ООО "РоллТекс"

Транспорт


Рис. 1. Упрощённая схема логистической системы ООО "РоллТекс"

Производство


Поставщик 1

Поставщик 2


Перевозчик 1

Перевозчик 2


ООО РоллТекс"



Транспорт 1

Транспорт 2


Потребитель 1

Потребитель 2

Потребитель 3

Потребитель n


Рис. 2. Схема логистической цепи ООО "РоллТекс"

Тип логистической системы ООО "РоллТекс" - микрологистическая, подтип - внешняя (физическое распределение, дистрибьюция, снабжение). Потому что вся логистическая политика осуществляется в рамках одного предприятия, при закупке у иностранных организаций и последующей продаже потребителям. Это также вытекает из определения микрологистической системы.

Микрологические системы управления - внутрипроизводственная логистическую область одного предприятия или нескольких предприятий, объединенных на корпоративных основах.

Микрологические системы включают в себя технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой и работающие на единый экономический результат.

Логистические системы характеризуются 4-мя основными свойствами присущими любой системе.

Цель логистической системы, так называемая «система 7» символизирует семь условий эффективного функционирования логистической системы на предприятии (группе предприятий) и формулируется следующим образом:

1. Груз (товар) – нужный товар.

2. Качество – необходимого качества.

3. Количество – в нужном количестве.

4. Время – должен быть доставлен в требуемое время.

5. Место – в нужное место.

6. Затраты – с минимальными затратами.

7. Потребители – конкретному потребителю.

2.2. Характеристика материальных потоков

Материальный поток - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций, связанных с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, перевозка, сортировка и т.д.)

Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Финансовый поток - это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения воспроизводственного процесса в целом.

Производство


Поставщик

- материальный поток

Перевозчик


Информационный поток

ООО "РоллТекс"


Финансовый поток


Транспорт


Потребитель


Рис. 3 Схема движения материальных, информационных

и финансовых потоков

2.3. Характеристика логистических активностей

Логистические активности (логистические операции) - действия, направленные на преобразование материального потока. Принято разделять логистические активности на элементарные и комплексные.

Элементарной логистической активностью называют любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материальных и сопутствующих ему информационного и (или) финансового потока.

К элементарным активностям логистической системы предприятия ООО "РоллТекс" относят: погрузку, разгрузку, сортировку, приемку и отпуск товара со склада, сбор, хранение, передача информации о грузе (товаре), расчеты с поставщиками и покупателями и т.д., осуществляемые с материальными ресурсами или готовой продукцией.

Комплексной логистической активностью или логистической функцией называется обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой задач.

Среди комплексных логистических активностей выделяют: базисные, ключевые и вспомогательные (поддерживающие) логистические.

К базисным логистическими активностям относятся: снабжение, производство и сбыт.

В качестве ключевых логистических активностей выделяют: транспортировку, управление запасами, закупки, управление заказами, физическое распределение и прочее. То есть все активности рассмотренной классификации.

К вспомогательным (поддерживающим) логистическими активностям относят: информационно-компьютерную поддержку, складирование, грузопереработку, поддержку возврата товаров и обеспечение запасными частями и сервисом.

Глава 3. Логистическая оптимизация деятельности предприятия ООО "РоллТекс".

3.1. Оптимизация запасов методом ABC - XYZ .

Этот метод позволяет в соответствии с заданным критерием выделить из всего множества однотипных объектов наиболее значимые. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание. В частности с помощью данного метода осуществляется избирательное управление запасами товаров.

В качестве критериев могут быть выбраны:

Объём потребления;

Число заказов;

Прибыль;

Средний запас за определенный период;

Порядок проведения анализа ABC

    Выбираются объекты и критерии, на основе которых будет осуществлена классификация объектов управления (например, потребление товаров за определённый период времени).

    Товары распределяются в порядке убывания их потребления.

    Подсчитывается потребление нарастающим итогом.

    Определяется доля (%) потребления каждого товара в общем объёме потребления товаров.

    Строится кривая ABC с целью выявления трех классов товаров A, B, C.

    Разделение анализируемого ассортимента на группы A, B, и C предлагается осуществить следующим образом:

В группу A относят элементы высшей значимости по выбранному критерию (например, 20 % товаров составляющих 80% потребления);

В группу B относят элементы средней степени важности (например, 30 % товаров, составляющих 15% потребления);

В группу C относят все остальные товары, степень важности которых оценивалась по тем же критериям, что и предыдущие группы товаров (например, 50 % товаров, составляющих 5% потребления).

Анализ XYZ

Анализ ABC позволяет дифференцировать ассортимент по степени вклада в намеченный результат, а при анализ XYZ ассортимент делится на степени равномерности спроса и точности программирования.

Коэффициент вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (ν) рассчитывается по формуле (1):

(1)

Где x i – i-ое значение спроса по оцениваемой позиции;

– среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции;

n – число кварталов, за которые произведена оценка.

Порядок проведения анализа XYZ

    Определяются коэффициенты вариации по отдельным позициям ассортимента.

    Объекты управления группируются в порядке возрастания коэффициента вариации.

    Анализируемый ассортимент делится на группы X, Y, Z по предлагаемому ниже алгоритму:

4. Строится матрица ABC – XYZ и выделяются товарные позиции, требующие наиболее тщательного контроля.

Матрица ABC – XYZ

Для проведения данного анализа по вышеописанной методике в качестве критерия выбран средний запас комплектующих деталей для сборки мерильно-браковочной машины мод. B – 02.4, которая пользуется наибольшим спросом у производителей одежды, работающих с широким ассортиментом тканей.

Таблица 3

Исходные данные для проведения анализа ABC-XYZ, м.

Элемент комплектующих деталей

Средний запас

за квартал, шт.

Реализация за квартал, м.

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

1. система автомат. контроля за растяжением ткани

2. система автомат. выравнивания кромки рулона

3. система регулирования плотности намотки рулона

Таблица 4

Проведение анализа ABC

Первичный список

Упорядоченный список

Общий запас, шт.

Средний запас

за квартал

по позиции, м.

Средний запас за квартал с нарастающим итогом, шт.

Доля позиции в общем запасе, %

A - система постоянного контроля за запасами.

B - проверка запасов 1 раз в неделю.

C - проверка запасов 2 раза в неделю.

Таблица 5

Проведение анализа XYZ

Таким образом, исходя из проведённого анализа и составления матрицы ABC-XYZ, получаем, что:

AX и AY следует выбрать индивидуальные технологии управления запасами и в частности рассмотреть возможность применения технологии доставки точно в срок и оптимального размера заказа.

Для товаров, входящих в группу BY можно применять как одинаковые, так и индивидуальные технологии. Интервалы между проверками должны быть небольшими.

Для товаров группы CY - проверка наличия запасов один раз в месяц.

3.2. Моделирование работы системы управления запасами по системе « Lean Production ».

Сущность логистической концепции «Lean Production» или «тощее производство» выражается в соединении следующих компонентов:

    Высокое качество

    Маленький размер производственных партий

    Высококвалифицированный персонал

    Низкий уровень запасов

    Гибкое оборудование

Эта концепция получила свое название «тощее производство», так как требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство – меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, меньше потерь от брака, потому что сведены к минимуму размеры производственных партий и время на их изготовление. Таким образом, среди основных целей использования данной системы на предприятии ООО "РоллТекс" можно выделить следующие:

    высокие стандарты качества продукции

    низкие производственные издержки

    быстрое реагирование на потребительский спрос

    короткое время переналадки оборудования

На мой взгляд, применение данной концепции «тощего производства» на предприятии ООО "РоллТекс" вполне обосновано по ряду причин:

1) предприятие изготавливает в год в среднем 22 единицы уникального для Калининградского региона оборудования либо по индивидуальным заказам, либо очень мелкими сериями;

2) Некоторые машины существуют в одном-двух экземплярах и максимально адаптированы под технологические процессы конкретных предприятий;

3) Специалисты компании "РоллТекс" постоянно изучают организацию технологических процессов производства на текстильных, швейных и мебельных фабриках, знакомятся с тем, как организована работа оптового склада у поставщиков тканей. Поэтому компания разрабатывает и предлагает своим клиентам только то оборудование, которое будет востребовано по своему служебному назначению и техническим характеристикам и в полной мере удовлетворит все потребности клиента.

4) Низкая затратная часть в период эксплуатации создается за счет использования при работе на машинах меньшего количества людских ресурсов, низкой потребляемой мощности машин, минимального использования производственных площадей.

При наличии вышеотмеченных условий, предприятие полным спектром возможностей для быстрого реагирования на потребительский спрос. При изготовлении продукции в на заказ в единичных экземплярах, а следовательно, при очень тесном сотрудничестве с клиентом, контроль качества производимого оборудования должен осуществляться на высшем уровне, что и происходит на предприятии ООО "РоллТекс".

В теории и практике логистики существует также концепция производства на заказ, многие принципы которой схожи с ключевыми составляющими модели «Lean Production», но в тоже время данная концепция имеет ряд своих особенностей.

В настоящее время наблюдается сокращение жизненного цикла продукции, сопровождаемое расширением ее ассортимента и усилением конкуренции. Одним из инструментов повышения эффективности работы логистической системы предприятия является применение концепции производства на заказ.

Производство на заказ или отложенное производство - это концепция управления компанией, которая нацелена на откладывание ресурсопотребляющей деятельности (закупки, производство, доставка и др.) до тех пор, пока не получен конкретный заказ.

Метод производства на заказ предусматривает, что ассортимент и количество производимой продукции диктуется напрямую потребителем, которому продукция доставляется со складов компании. Наличие электронной системы учета запасов позволяет определить объем и ассортимент реализованной продукции и разместить заказ на ее производство. Таким образом, сигналом к началу производства того или иного изделия будет уменьшение этих изделий на складе в связи с их продажей.

Переход к использованию данной концепции отражает перемены, произошедшие во взглядах ученых маркетологов на рынок: на смену концепциям совершенствования производства и совершенствования товара пришла концепция маркетинга, которая утверждает, что залогом достижения целей организации являются определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.

Использование концепции производства на заказ позволяет добиться более эффективного использования ресурсов компании, осуществляя производство компонентов, а сборку готовых изделий - только после получения заказа на конкретную модель. Если раньше производители старались обеспечить максимально возможный ассортимент готовой продукции в местах продажи и это приводило к высокому уровню запасов готовой продукции, то теперь основная идея - прогнозирование спроса на данные изделия и производство достаточного количества компонентов, необходимых для сборки прогнозируемого объема готовой продукции. Однако сама сборка начинается только после получения заказа. Такой подход позволяет сохранять невысокий уровень запасов готовой продукции, и при этом позволяет обеспечить быструю сборку и поставку необходимого количества заказанных изделий.

Современные ученые утверждают, что применение системы производства на заказ возможно, когда начало работ по производству изделий имеет место после получения заказа. Сторонники данного подхода исходят из предположения, что выигрыш в экономии ресурсов, которые могут быть затрачены впустую, на производство продукции, не имеющей спроса, будет больше выигрыша во времени, который компания получит, имея готовый товар на складе и отгружая его сразу же после поступления заказа. Данный подход характерен, как правило, для предприятий, производящих уникальную продукцию, в соответствии со специфическими требованиями клиента и которые могут позволить указывать в контрактах на поставку именно то время, которое требуется для производства изделий. Именно в таких условиях осуществляет свою деятельность компания ООО "РоллТекс", следовательно, применение модели производства продукции на заказ станет для нее эффективным инструментом повышения конкурентоспособности на рынке машиностроительных предприятий.

Заключение

В последнее десятилетие в России наблюдается постоянное возрастание интереса коммерческих структур к теории и практике логистики, которая в развитых странах мира давно уже стала практическим и эффективным инструментом бизнеса. Это связано с тем, что логистические технологии позволяют достичь значительных конкурентных преимуществ. Они обеспечивают доставку нужного продукта в нужном количестве и качестве в нужное место и время конкретному потребителю с оптимальными затратами. Реализация такого, на первый взгляд, простого правила позволяет на 30-50% сократить все виды запасов материальных ресурсов, на 25-45% - продолжительность движения продукции от первичного источника сырья до конечного потребителя, снизить затраты на производство и дистрибуцию товаров, ускорить оборачиваемость оборотного капитала предприятия, повысить уровень удовлетворения запросов потребителей в качестве товаров и сервиса.

Проблема рационального движения сырья, материалов и готовой продукции была и раньше предметом пристального внимания. Новизна же логистики заключается, прежде всего, в смене приоритетов в хозяйственной практике фирмы, где центральное место стало занимать управление процессами товародвижения, то есть доведения готового продукта до конкретного потребителя. Если раньше процессы снабжения материальными ресурсами, производства и физического распределения готовой продукции рассматривались отдельно, изолировано друг от друга, то логистический подход предполагает синхронизацию и координацию всех операций, процедур и процессов, связанных с движением материальных ресурсов, в единый бизнес-процесс предприятия. Например, содержание и хранение на складе товаров на тот случай, что они когда-то могут понадобиться, является слишком затратным. Ведь само по себе содержание запасов стоит дорого, а хранящиеся на складе продукты могут устареть, перестать пользоваться спросом и пр.

Проблематика эффективного управления запасами была заложена в основу данной курсовой работы, в рамках которой рассматривалась деятельность Калининградского машиностроительного предприятия ООО "РоллТекс". Была дана краткая характеристика компании и приведены основные технико-экономические показатели её работы в течение последних двух лет. Далее по результатам анализа основных логистических активностей и системы организации материальных потоков на предприятии в третьей главе работы был внесен ряд предложений по совершенствованию системы управления запасами.

Список литературы

    Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений.- 3-е изд.,перераб. и доп. М.: ИВЦ «Маркетинг» 2001 г.

    Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. М.: ИНФРА. 2001.

    Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для Вузов. М.: ЮНИТИ, 2000.

    Лекции и практические занятия по дисциплине «Логистика».

    проектирования . Критерии проектирования склада связаны с... материальных потоков, 3)обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания. Любой склад...

  1. Формирование логистического сервиса на фирме

    Курсовая работа >> Логика

    Деятельности Курсовая работа на тему: «Формирование логистического сервиса на фирме» (на примере предприятия ООО «Птица Плюс» ... анализе и проектировании логистической системы должно основываться на критериях, используемых покупателями логистических услуг для...

  2. Логистические системы в теории и на практике

    Контрольная работа >> Экономика

    ... логистического процесса. Рассмотрим систему управления производством на примере фирмы «Тойота»: Основная цель системы ... имеющиеся данные о рассматриваемой логистической системе : Суть системы : предприятие – потребитель. Цель системы : доход – потери = ...

  3. Организация складского хозяйства на отдельном предприятии и направления её совершенствования

    Реферат >> Логика

    Хозяйства на отдельном предприятии и направления её совершенствования (на примере ООО «Ростовский... средств снижения затрат логистической системы компании является рационализация... и транспортировки к проектированию единых транспортно-складских процессов...

При формировании логистической системы управления потоками необходимо базироваться на пяти фундаментальных принципах теории управления и трех дополнительных принципах, присущих логистическим системам: гибкости логистической последовательности проектирования; постоянного согласования на всех звеньях логистической цепи информационных, энергетических, ресурсных и других характеристик систем; принципе единства целей всей системы и ее отдельных подсистем (модулей) (см. подпараграф 1.1.1).

Для формирования логистических систем применяют системный подход, который кроме уже описанной выше методологии обладает рядом достоинств по сравнению с классическим (индуктивным), когда систему формируют из компонентов путем их функционального слияния. При системном подходе в основе формирования лежит конечная цель, ради которой создается система. Последовательность формирования системы при применении рассматриваемого подхода представлена на рис. 1.8. В этой последовательности можно выделить несколько этапов.

Рис. 1.8.

Первый этап. Определяются и формулируются цели (Ц) функционирования системы.

Второй этап. На основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования Т1, …, Тi, которым должна удовлетворять система.

Третий этап. На базе этих требований формируются (ориентировочно) некоторые подсистемы со своими подцелями Ц1, ..., Цj.

Четвертый этап. Наиболее сложный этап синтеза системы: анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбора. В логистике одним из основных методов синтеза систем является моделирование.

Функционирование логистических систем характеризуется наличием сложных стохастических связей как внутри этих систем, так и в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных решений без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований может оказаться недостаточным, а возможно, и ошибочным.

В качестве примера обратимся к схеме движения сахарного песка от завода-изготовителя до магазинов. Руководство завода без согласования с оптовым и розничным звеньями приняло решение о внедрении оборудования для фасовки сахарного песка в бумажные пакеты. Возникает вопрос: как воспримет это нововведение вся товаропроводящая система, приспособленная к транспортированию, хранению и выполнению остальных технологических операций с сахарным песком, упакованным именно в мешки? Не исключено, что в ее работе произойдет сбой.

В соответствии с требованиями системного и логистического подходов решение о фасовке сахарного песка на заводе-изготовителе должно приниматься во взаимной связи с решениями остальных звеньев, общей целью которых является оптимизация совокупного вещественного потока.

В другом примере организации вещественного и обеспечивающих информационных и энергетических потоков участниками процесса товародвижения являются: оптовая база, транспортные подразделения и сеть обслуживаемых продовольственных магазинов. В логистическом подходе рассматривается вариант "централизованная доставка".

Вариант централизованной доставки характеризуется следующими признаками:

  • – в логистической системе создается единый орган, цель которого – оптимизация именно совокупного вещественного и обеспечивающих потоков. Например, в потребительском союзе для организации централизованной доставки создается рабочая группа, в состав которой входят руководители автотранспортных, оптовых и розничных предприятий. Организационное руководство рабочей группой возлагается на заместителя председателя правления Потребсоюза. Если имеется информационная система управления, то оптимизацию потоков производит группа логистики;
  • – исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях – участниках логистического процесса корректируются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно совокупного вещественного и обеспечивающих потоков;
  • – разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза;
  • – разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в магазины;
  • – создается парк специализированных автомобилей, а также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать совокупные вещественные и обеспечивающие потоки.

Анализ характерных признаков второго варианта организации вещественного потока показывает, что для централизованной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупных вещественного и обеспечивающих потоков. Изучаются требования, которым они должны удовлетворять. Формируются варианты их организации, из них по специальным критериям отбирается лучший. Этот вариант является наиболее простым примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного вещественного и обеспечивающих потоков по цепи:

Такой системный подход к товароснабжению розничной торговой сети позволяет:

  • – повысить степень использования транспорта, складских и торговых площадей всей материально-технической базы;
  • – оптимизировать товарные запасы и размеры партии товаров у всех участников логистического процесса;
  • – повысить качество и уровень логистического сервиса.

Для производственного предприятия схема логистического построения управления вещественным потоком и обеспечивающими его потоками закупочной, производственной и распределительной логистик, осуществляющих сквозной вещественный поток, представлена на рис. 1.9.

Рис. 1.9.

Здесь надо отметить, что четкого распределения границ логистик не существует, так как каждая из них интеграционно связана с соседними и обеспечивает определенные функции опережающего либо, по необходимости, запаздывающего, а иногда и встречно направленного характера. В этом тоже заключается логистический подход, обеспечивающий рационализацию характеристик потоков.

Продвижение вещественных и обеспечивающих потоков осуществляется в настоящее время квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: информационных систем управления и встроенных в них модулей логистических систем и комплексов, транспортных средств, погрузочно-разгрузочных устройств и т.д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему, самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место вещественные потоки, то всегда наличествует какая-то вещественнопроводящая система. Такого рода система специально проектируется или возникает как результат деятельности отдельных элементов различных предприятий или же подразделений одного предприятия.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных вещественнопроводящих (логистических) систем с заданными параметрами вещественных и других потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными вещественными потоками.

Можно охарактеризовать свойства логистических систем, которые проявляются при реализации ранее предъявленных к ним требований.

Свойства целостности и членимости логистической системы проявляются в первую очередь в целостной совокупности взаимодействующих элементов. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На примере макрологистической управляющей системы при прохождении вещественного потока от одного поставщика к потребителю в качестве элементов могут рассматриваться и поставщик, и потребитель, а также связывающий их транспорт (рис. 1.10).

Рис. 1.10.

На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:

  • закупка – подсистема, которая обеспечивает поступление вещественного потока в логистическую систему;
  • планирование и управление производством – эта подсистема принимает вещественный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда;
  • сбыт – подсистема, которая обеспечивает выбытие вещественного и обеспечивающих потоков из логистической системы (рис. 1.11).

Рис. 1.11.

В существующей практике управления потоками макрологистические и микрологистические системы обычно встраиваются либо в системы CALS-технологий, либо в информационную систему управления предприятием. При этом они играют, как правило, роль подсистем с логистическими функциями, у которых есть своя информационная база данных (БД) и своя система переработки информации.

Элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем. Свойства связей между элементами логистической системы с закономерной необходимостью определяют интегративные качества и проявляются в информационном взаимодействии. В макрологистических системах основу связи между элементами составляют договор и его информационная поддержка. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями, но тоже имеют информационный характер. Свойство организационной структуры также реализует связи между элементами логистический системы определенным упорядоченным образом, показывает ее системный характер.

В то же время свойство логистической системы проявлять интегративные качества характеризует систему как живую организацию, которая создает новые функциональные возможности. Это способность поставить нужный товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т.п.). Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.

Логистическую систему, способную ответить на возникающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма – подъемно-транспортная техника, а центральная нервная система – это сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую информационную систему. Данный организм способен адаптироваться, приспосабливаться к возмущениям внешней среды, реагировать на нее в том же темпе, в котором происходят события.

Таким образом, логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой (рис. 1.12). В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие (и т.д.) совместно с системами информационного и энергетического обеспечения. Цель такой логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Рис. 1.12.

Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства, финансовые средства Ф1. Они в виде вещественного потока ВП1 поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь складируются и затем уходят из системы в потребление в виде потока ВП2 на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы от потребителя Ф2.

Выделение границ логистической системы на базе цикла обращения средств производства получило название принципа "уплаты денег – получения денег" (см. рис. 1.12).

Эффективность функционирования такой системы определяется соотношением финансовых средств Ф2 и Ф1 таким образом, что если Ф2 >> Ф1 то качественные показатели ВП2 лучше показателей ВП1.

Логистические системы можно разделить на макро- и микрологистические.

Макрологистическая система – это крупная система управления вещественными и обеспечивающими потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров. Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого информационно-логистического и экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий при транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем управления либо систем CALS-технологий, либо информационных систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы, обеспеченные системой управления. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействий бестоварная, большей частью с информационной и энергетической логистикой. Это отдельные подразделения внутри фирмы либо объединения другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем с однонаправленными потоками и три их разновидности с обратными связями (рис. 1.13):

  • логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников (рис. 1.13, а и б);
  • эшелонированные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник (рис. 1.13, в и г);
  • гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников (рис. 1.13, д и е).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Услуги, предоставляемые фирмой. Особенности распределительной логистики. Доставка товаров. Логистика запасов. Емкость складов. Суммирование проблем логистической системы предприятия. Экономический эффект от реорганизации логистической системы.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2005

    Понятие и виды логистической системы, этапы ее формирования и предъявляемые требования, значение в деятельности и управление. Экономическая характеристика организации и исследование ее логистической системы, анализ эффективности и пути совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 04.07.2015

    Рассмотрение объекта в качестве логистической системы. Входы выходы системы. Характеристика потоков, проходящих через входы и выходы логистической системы. Описание логистических функций и логистических операций, выполняемых звеньями логистической цепи.

    контрольная работа , добавлен 11.09.2014

    Риск и страхование в логистических системах. Маркетинговая характеристика и анализ логистической системы управления движением материалов в ОАО "Промприбор". Обоснование выбора логистической системы проектного варианта функционирования ОАО "Промприбор".

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    Свойства, классификация, структура и задачи логистической системы. Организация интегрированной микрологистической системы управления цепями поставок. Анализ недостатков действующей логистической системы компании, разработка мер по ее усовершенствованию.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2011

    Расчет оптимального размера заказа и проектирование логистической системы доставки грузов транспортной организацией. Общая стоимость управления запасами для различных видов груза. Дефицит и оценка влияния скидки на функционирование логистической системы.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2011

    Сущность и особенности информационной логистической системы. Виды и принципы построения современных информационных систем. Анализ организационной системы в агрофирме "Ливенское мясо". Разработка рекомендаций по логистической оптимизации системы фирмы.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011