Семинар для молодых воспитателей Тема: «Методы активизации детей в ходе НОД. Создание игровой мотивации в различных видах НОД в зависимости от возраста детей Организация и методы исследования


Мотивация игры младшего дошкольника является выражением потребности в активной деятельности. Игра — это основное занятие ребенка младшего дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на развитие образного мышления, формирует способность продумывать план своих действий и выбирать линию поведения. Игровая мотивация определяет основные психологические механизмы ребенка 2-4 лет.

Развитие игровой мотивации у дошкольников

Самые важные аспекты психики личности развиваются в игре. Именно благодаря ей, в сознании выделяются главные этические принципы, а также происходит формирование познавательной активности у дошкольников. Главное стремление любого малыша — стать таким, как взрослый человек. В раннем детстве ребенок еще не способен полноценно руководить своими желаниями. Это его желания руководят им. Данная особенность дает родителям и педагогам многообразные возможности мотивировать, направлять его увлечения и стремления.

Развитие мотивации у дошкольников не должно быть этапом, предшествующим обучению. Эти два процесса должны происходить параллельно. Учебную деятельность в раннем возрасте необходимо организовать так, чтобы она была разнообразной, увлекательной, а также давала возможность фантазировать.

Характеристика формирования мотивации

Развитие мотивационной сферы дошкольника — задача не только сотрудников учебных заведений. Значительную часть работы должны выполнить родители. Ребенку в кругу семьи нужно обеспечить положительный опыт раннего обучения — развивающие занятия, способствующие подготовке к школе.

Ведущим способом формирования мотивации и способностей в процессе обучения отечественные педагоги и психологи считают дидактические игры. По содержанию игры дошкольников отличаются от игр детей старшего возраста. Они связаны с некоторой ограниченностью жизненного опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Дети не способны представить весь ход игры до ее начала, они не понимают логическую последовательность действий. Их поведение выглядит несколько беспорядочным, они быстро переключают внимание, увлекаются посторонними предметами.

Обязательны проблемные и творческие задания. Маленькие дети нередко повторяют в игре действия, которые показали им взрослые. Задания должны помогать решать жизненные задачи, учиться соревноваться, выполнять бытовые функции. Уровень сложности желательно подбирать отдельно для каждого малыша.

Игровая мотивация в самостоятельной деятельности дошкольников опирается на комплекс правил. Действие должно быть организованным, между участниками необходима договоренность о правилах. Если деятельность носит соревновательный характер, необходимо заранее определить критерии выбора победителя. Правила не ставят рамок, напротив, они дают основу, которая позволяет дошкольнику учиться саморегуляции, контролировать свое поведение. Правила показывают малышам, как воплощается справедливость.

Подготовка младших дошкольников к школе

Дошкольное детство — это главный период становления ребенка, развития его навыков и способностей. В это время нужно учить малыша любить себя, своих друзей и родных, быть дружелюбным и добрым, с уважением относиться к окружающим. Кроме того, ребенок должен сохранить врожденную жажду знаний. Если он в первые 3-4 года жизни научится усваивать новую информацию, концентрироваться, анализировать и делать выводы, то его готовность к школе можно будет считать удовлетворительной.

Игра — это не только радость и развлечение. С ее помощью можно развивать память, мышление, внимание, воображение и другие качества, которые необходимы для учебы в школе. Играя, дети приобретают новые знания, даже не догадываясь об этом. Психологи называют игры школой жизни. Они облегчают процесс формирования представлений об окружающем мире и усвоения информации.

Основными аспектами подготовки ребенка к успешному обучению в школе являются психологическая, эмоциональная и интеллектуальная готовность. Игра — активная форма обучения. В ней одновременно работают 2 направления: познавательное и занимательное. Познавательную мотивацию дошкольников превосходно развивают ролевые игры. Это незаменимый инструмент для полноценного развития ребенка.

В ходе игр с занимательным материалом дошкольники овладевают умением самостоятельно вести поиск решения задачи. Педагог вооружает детей только схемой и основами анализа проблемы. Такие игры активно способствуют развитию сообразительности, конструкторских способностей, логики, пространственного воображения. Мотивационная сфера дошкольника чрезвычайно гибка, ее можно легко корректировать с помощью интересных упражнений. Похвала старших за успехи — награда, ради которой дети охотно согласятся попробовать новые занятия.

Игры должны охватывать все сферы. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возраста не менее важно, чем работа над их эмоциональным или интеллектуальным развитием. В последнее время требования, которые предъявляют школы к учащимся младших классов, возросли. Без сильной мотивации ребенок не сможет справиться ни со стандартной программой обучения, ни с альтернативной. Поэтому только всесторонняя подготовка может сделать будущего ученика конкурентоспособным.

Систематичность занятий оказывает большое влияние на развитие мотивационной сферы дошкольника. Если родители и педагоги по тем или иным причинам не могут регулярно проводить занятия с ребенком, он утрачивает способность решать сложные задачи, поскольку его аналитические навыки лишаются постоянной практики.

Формирование мотивации с помощью игровых занятий

С помощью игр можно высоко развить мотивационную готовность к школе у дошкольников. Мотивация представляет собой движущую силу, которая придает смысл и направление активной деятельности. Подавляющее большинство детей хорошо откликается на 4 основных вида игровой мотивации:

  1. Игрушке нужна помощь. Педагог рассказывает об игрушке, которой требуется друг. Дети обычно охотно спешат помочь сказочному персонажу, который попал в беду. Такая ситуация вовлекает их в решение интеллектуальной задачи: они ищут выход из ситуации. Если у куклы сломался домик, ребенок строит новый дом. Если у медведя болит живот, малыш пытается его вылечить. Подобная игра учит помогать, заботиться, защищать.
  2. Взрослому нужна помощь. Воспитатель говорит, что собирается что-то сделать, однако одному ему будет трудно справиться с этим делом. Дети любят делать что-то вместе со старшими, им приятно помогать и получать одобрение. Нравственное воспитание в таких заданиях должно соответствовать возрасту, не следует заставлять его оказывать помощь взрослому.
  3. Научи взрослого. Педагог просит ребенка научить его что-то делать. Малышам нравится чувствовать себя умелыми и знающими, поэтому формирование мотивации происходит естественным образом.
  4. Сделай предмет для себя. Стремление трудиться развивается уже в 1-2 года, а в 3-4 года дети напрямую связывают отношение взрослых к ним со своими достижениями. Им нравится демонстрировать результат собственного труда. Если предмет, который педагог предложит сделать, заинтересует ребенка, малыш охотно начнет искать пути решения поставленной задачи.

Мотивация у детей дошкольного возраста должна носить комплексный характер, иначе она не будет эффективной. Каждый ребенок нуждается в стимулирующей обстановке и уверенности в себе. Результаты диагностических тестов, которые проводит каждая школа, показывают, что в последние годы интерес к обучению у большинства детей снизился. Неполноценная мотивация дошкольников к обучению приводит к возникновению ряда проблем. Дети теряют самоуважение, не могут построить межличностные отношения со сверстниками, не справляются с заданиями учителей.


Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка


Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых. Стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого. Игровые мотивы. Интерес к самому процессу игры. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Мотивы самолюбия, самоутверждения. Ребенок претендует на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания. Притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Дети трех пяти лет - самоутверждение и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества. Познавательные и соревновательные мотивы Младший дошкольный возраст - часто выслушивают объяснения взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для практической деятельности. Старший дошкольный возраст - интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение.


Ребенок трех - четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Средний и старший дошкольный возраст – стремление выиграть, быть первым. Нравственные мотивы. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Старший дошкольный возраст - осознание детьми нравственных норм и правил, понимание их общеобязательности, их действительного значения. Общественные мотивы желание сделать что - то для других людей, принести им пользу. Младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям, но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испыты ­ вали к ним симпатию, сочувствие.


1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает « открытия » сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. 2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. 3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми. 4. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным. 5. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. 6. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его « рост », терпение, старание. 7. Оценивайте объективно возможности и способности каждого ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой. Такой подход ориентирует ребенка на собственное совершенствование.


Во - первых – ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому - нибудь игровому персонажу. Во - вторых – для того, чтобы привлечь внимание детей к нуждам или заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы. В - третьих – чтобы дети активно включились в работу, педагог объясняет: для спасения игрового персонажа необходим именно тот предмет, который … В - четвертых – не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры.


Технология деятельностного подхода (структура занятий) Введение в игровую ситуацию Мотивация, актуализация знаний Постановка проблемы затруднения Выход из Применение нового знания на практике Систематизация знаний Рефлексия детской деятельности Используемая технология


1. Введение в игровую ситуацию (Ведущая деятельность дошкольника – игра. И мы будем играть) Создание игровой ситуации (игрового момента). Психологический настрой: приветствие, установление зрительного, тактильного контактов. 2.Мотивация, актуализация знаний, представлений Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). 3. Постановка проблемы. Затруднение в игровой ситуации. Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. (Дети фиксируют в речи, что дальше играть не получается, т.к. что-то невозможно сделать). 1. Введение в игровую ситуацию (Ведущая деятельность дошкольника – игра. И мы будем играть) Создание игровой ситуации (игрового момента). Психологический настрой: приветствие, установление зрительного, тактильного контактов. 2.Мотивация, актуализация знаний, представлений Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). 3. Постановка проблемы. Затруднение в игровой ситуации. Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. (Дети фиксируют в речи, что дальше играть не получается, т.к. что-то невозможно сделать).


Достань подарок (например, заранее приготовленные подарки находятся « под замками »; на оборотной стороне нарисованных замков – задания, которые надо выполнить); помоги герою; решение бытовых вопросов; путешествие (важно никого не « потерять », обращаем внимание на взаимопомощь); соревнование (только для 56- летних детей, зачет командный, обращаем внимание на взаимопомощь). Поиск выхода из затруднительной ситуации (Что будем делать? С помощью чего? Чего не хватает? Что надо сделать? Как будем делать?) Введение новой информации педагогом для решения проблемы. Педагог предлагает несколько видов деятельности, приемов, материалов для решения проблемной ситуации. Рассказывание, объяснение, подведение детей к разрешению ситуации. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений. (выполнение работы). Овладение способами действия, применение умений и навыков. Организация практической деятельности, оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки (индивидуально – дифференцированный подход). Организация взаимодействия в достижения результата.


Систематизация знаний. Как решали проблему? С помощью чего? Что нового узнали? Где это знание пригодится? 7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля. Проверка полученных результатов Исправление возможных ошибок Самопроверка (возможна с помощью взрослого), по образцу.




Игрушки или игровые персонажи: - должны соответствовать возрасту детей; - должны быть эстетичными, - должны быть безопасными для здоровья ребёнка, - должны иметь обучающую ценность, - должны быть реалистичными; - не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости. - игровых персонажей не должно быть много. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, « иметь свой характер ».






ИНТРАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬМЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это невыразимое, внутреннее присущее человеку, уникальное сочетание психических, биохимических отличий. Это внутренняя позиция человека. Это то сокровенное к чему мы не хотим допускать других людей. – это неповторимая психологическая атмосфера, которая создается вокруг человека в той или иной социальной группе, объективно существующая в субъективных оценках членов этой группы, отражается в их сознании и деятельности. Это тот психологический след, который оставляет человек после себя, та атмосфера, которую он создает своим присутствием. Метаиндивидуальность всегда имеет оценку, а человек ее вправе принять или нет.


Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в предметно – развивающей среде МКДОУ (в соответствии с задачами ФГОС)

Тема «Транспорт». Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе

Ход деятельности . На столе у воспитателя стоят игрушки: поезд, самолёт, кораблик (лодочка, машина. Воспитатель спрашивает:

Ребята, что стоит на моём столе?

Ответы детей.

Правильно. Это транспорт. А для чего нужен транспорт?

Ответы детей (ездить, летать, плавать, путешествовать) .

И снова верно. Транспорт помогает людям передвигаться и путешествовать. Вы любите путешествовать?

Ответы детей (да) .

Сегодня мы попробуем путешествовать на всех этих видах транспорта. А путешествовать лучше с друзьями, весело. Вы помните "Песенку друзей"?

Ответы детей.

Чтобы напомнить, воспитатель напевает начало:

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Давайте сядем в поезд и поедем, а по пути будем петь эту весёлую песенку.

Организуется подвижная игра "Поезд".

Воспитатель говорит : "Вы будете вагончиками, а я - паровозом! " Дети встают друг за другом. Паровоз даёт гудок. Поезд начинает двигаться. Паровоз должен двигаться медленно, чтобы вагончики не отставали. Во время движения дети поют.

Внезапно воспитатель останавливается:

Ответы детей (бензин, паровоз, колёса, рельсы) .

Правильно! Но железная дорога закончилась, рельсов больше нет, а это значит, что поезд дальше не едет, и наше путешествие должно продолжиться на чем-то другом. Но на чём? Отгадайте загадку:

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет,

Что же это?. (самолёт)

Правильно! Но чтобы такой большой железной "птице" летать, нужен волшебный мотор.

Упражнение на тренировку носового дыхания, смыкания губ "Моторчик".

Воспитатель показывает детям: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыт) и произносить (выдыхать) "ммм", одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук "ммм" надо направлять в нос, он должен быть звучным.



Дети повторят. Воспитатель следит за правильным выполнением упражнения.

Проводится подвижная игры "Самолёты ". Дети становятся с одной стороны комнаты. Воспитатель говорит: "К полёту приготовиться! Завести моторы! " После сигнала воспитателя "Полетели! " разводят руки в стороны (как крылья самолёта) и летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя "На посадку! " они направляются на свои места. Игра повторяется 3-4 раза. Каждый раз "моторы" заводятся со сменой закрытой ноздри.

Воспитатель:

Ну вот и полетали. Понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель:

Ребята, наше путешествие заканчивается, нам пора в детский сад! Отгадайте загадку (В Степанов) :

Пьёт бензин как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком конечно с ней.

Ответы детей (машина) .

Правильно! Скажите, если машина возит грузы, это -. (грузовая). А если машина возит людей?



Ответы детей (легковая, такси) .

Подвижная игра "Такси". Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м, держат его в опущенных руках: один - у одной стороны обода, другой - у противоположной, друг за другом. Первый ребёнок - водитель такси, второй - пассажир. Дети передвигаются по комнате. Воспитатель следит, чтобы они не сталкивались. Через некоторое время меняются ролями.

Воспитатель:

Ну вот наше путешествие подошло к концу. Что, ребята, нам помогало путешествовать?

Ответы детей (самолёт, машина, кораблик, поезд) .

А как одним словом можно назвать это?

Конспект занятия по лепке

Тема: «Лепка автомобиля»

Материал: соленое тесто, мягкая игрушка кот Мурзик, салфетки, салфетки для лепки.

Ход занятия

Организационный момент.

Сюрпризный момент.

Стук в дверь. Ребята к нам в гости кто-то пришел, пойду посмотрю. Заходит кот Мурзик.

Здоровается с ребятами! Какой красивый котик, пушистый, мягкий.

Мурзик ты такой напуганный, кто тебя так напугал? Ребята, когда я к вам шел, на улице видел что-то такое, они гудят, ездят быстро, быстро, бибикают (сигналят), я так испугался, что это было?

Воспитатель: Дети, как вы думаете, что так напугало так нашего котика?

Дети: машины

Мурзик, ты посиди и послушай, дети тебе расскажут все, что знают про машины.

На столе стоят игрушки машины.

Воспитатель: Дети, что вы видите на столе? Это машины, сколько их?

Дети: Много.

Воспитатель: Это легковой автомобиль, вот у него колеса, окна, руль.

А это какая машина?

Дети: Большая.

Воспитатель: А вы не знаете как это машина называется?

Это машина грузовая, у нее есть кузов, окна, руль. Грузовая машина может перевозить,

разные грузы в своем кузове. Попросить кого-нибудь из детей, отвезти кубики и выгрузить.

А на маленькой машине мы сможем перевезти кубики?

(Ответы детей)

Мурзик ты теперь, знаешь, что такое машины, какие машины бывают.

Ребята, а когда Мурзик пойдет домой, как ему перейти дорогу? Там ведь машины ездят?

(ответы детей)

Физкультурная минутка

Пока играет музыка, вы ездите как машины, только музыка перестала играть вы останавливаетесь.

Мурзик, а сейчас ребята, тебе покажут, как ты дома сможешь слепить маленькие машины из соленого теста.

II. Основная часть.

Знакомство с изображаемым предметом. Показ машинки.

Показ последовательности действий и приемы лепки.

Чтобы слепить легковую машину, сначала нужно скатать один большой шар, раскатать его между ладоней в овальную форму. Из теста черного цвета скатать четыре маленьких шарика- это будут колеса и прикрепить снизу. Затем можно прикрепить фары, из горошка и окна.

III. Итог занятий.

Рассматривание готовых работ. Кот Мурзик, хвалит детей за выполненные машины.

Ознакомление с окружающим миром «Транспорт»

Ход НОД:

1. Подвижная игра “Самолёты”.

Самолёты загудели,

Самолёты полетели,

На поляну тихо сели

Да и снова полетели.

Дети “подлетают” к изображению самолёта.

Мотивация самостоятельной деятельности детей.

Посмотрите, кто к нам в гости прилетел. (Самолёт.)

Где летает самолёт? (Высоко, в небе.).

Фавзана Аюпова

Семинар для молодых воспитателей

Тема: «Методы активизации детей в ходе НОД»

Актуальность семинара . В последнее 2 года в наше дошкольное учреждение пришло много новых воспитателей, имеющих разный уровень образования и профессиональной подготовки. Это - помощники воспитателей, получающие педагогическое образование заочно; учителя, не работавшие с дошкольниками; педагоги, которые длительное время не работали в детском саду. Оперативный контроль, проводимый целью выяснения уровня подготовки и проведения НОД, показал, что многие молодые воспитатели испытывают затруднения в подготовке и проведении НОД (воспитатели не понимают, что такое мотивация воспитанников на образовательную деятельность, не владеют приёмами активизации умственной деятельности, не могут сочетать в ходе НОД смену видов детской деятельности и т. д.) Поэтому по плану работы клуба "Молодых педагогов" был запланирован обучающий семинар по данной теме.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей в ходе проведения НОД, совершенствовать методику проведения образовательной деятельности.

Задачи :

1. Научить воспитателей практическим приёмам активизации детей в ходе НОД.

2. Изучить виды мотивации детской деятельности

3. Разработать алгоритм деятельности воспитателя по подготовке, организации и проведению НОД.

4. Повысить практический уровень проведения НОД

5. Развитие творческих способностей начинающих специалистов.

План семинара:

1. Мотивация детей на образовательную деятельность

2. Использование игровых персонажей

3. Внедрение ИКТ – как средство повышения мотивации к познавательной деятельности

4. Выработка алгоритма подготовки и проведения НОД

5. Практическая работа молодых педагогов и моделирование практических ситуаций

Типы мотивации дошкольников

Педагогическая деятельность (любая детская деятельность: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность) должна способствовать развитию детей. Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны, если у детей будет то, что, мы узнаем, разгадав кроссворд. (Кроссворд) (Кроссворд на презентации Power Point)

Музыка – вид искусства, отражающей действительность в звуковых художественных образах

Воображение – психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представлений

Настроение – преобладающее эмоциональное состояние

Адаптация – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды

Инновация – внедрение новых идей и технологий в педагогику

Диагностика – процедура проверки успешности освоения учебного материала

Грация - изящество движений, красота позы человек

Игра – основной вид деятельности дошкольников

Семья – исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями детьми ("Словарь педагогических терминов

Слово по вертикали "Мотивация"

Вопрос: Как вы думаете, что такое "мотивация"?

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации :

Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Вопрос: В каких видах НОД можно использовать данную мотивацию?

Например : НОД аппликация, конструирование, рисование.

Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками)

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне» . Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Например: в НОД Сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности

Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.

Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Вопрос к слушателям:

В каких возрастных группах и видах деятельности лучше использовать этот вид мотивации?

(В игровой деятельности, в НОД старших группах).

Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Например:

Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?


Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. (Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество)

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Например:

Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовит


Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Использование игровых персонажей.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований .

Игрушки или игровые персонажи:

Должны соответствовать возрасту детей;

Должны быть эстетичными,

Должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

Должны иметь обучающую ценность,

Должны быть реалистичными;

Не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявленияе жестокости.

Игровых персонажей не должно быть много.

Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.


Вопрос к слушателям:

Какие игрушки –персонажи целесообразно вносить в деятельность в младшем- среднем дошкольном возрасте, какие – в старшем?

Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к образовательной деятельности

Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду

Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Это проблема мотивации. Очень часто ни желания педагога, ни владения методикой проведения занятий недостаточно для положительной динамики умственного развития детей.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось бы обучение детей, значительно возросла бы мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Вопрос к слушателям: В чём вы видите преимущества ИКТ в образовательной работе с дошкольниками?

Алгоритм подготовки НОД

Определение темы и ведущих понятий

Четко определить и сформулировать тему НОД

Определить место темы в учебном плане соответственно с ФГТ.

Определение целей и задач

Определить целевую установку занятия - для себя и для детей. Обозначить триединую задачу НОД: обучающую, развивающую и воспитывающую.

Планирование учебного материала

1. Подобрать литературу по теме. Продумать материал, который служит решению познавательных задач простым способом.

2. Подобрать задания на узнавание материала и творческий подход.

3. Упорядочить игровые задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Продумывание «изюминки» занятия

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для младшего - среднего возраста, но не подходит для старшей и подготовительной группы.

В ходе НОД применяются методы:

1. Объяснительно иллюстративные, которым относятся рассказы, показ картинок, способов выполнения тех или иных заданий.

2. Репродуктивные

3. поисковые, требующие умственной работы

3. Исследовательские, опыты

4. Готовность педагога к занятию.

5. Целевая установка НОД.

6. Соблюдение требований СанПин.

7. Индивидуальный подход.

8. Наличие обратной связи.

9. Рациональность использования времени.

10. Организация рабочего места.

11. Практические навыки и умения.

12. Самостоятельная работа.

13 Развитие речи, качество ответов детей.

Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам, молодым педагогам работать, а нашим малышам - получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что тебя учат.

Во второй, практической части семинара молодым воспитателям были предложено игровое моделирование практических ситуаций. Оно повышает интерес, вызывает активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем

Активизация мыслительной деятельности

НОД по следующим разделам программы «Развитие+» как «Развитие элементарных логических представлений», «Ориентировка в пространстве», «Основы первоначальной грамоты», «Развитие элементарных математических представлений» предполагает решение познавательных задач и развитие умственной деятельности. Для этого необходимо педагогу создать на занятиях проблемные ситуации, что требует от дошкольников умственных усилий для выхода из затруднительных ситуаций, побудить ребёнка к активной поисковой деятельности.

Иногда воспитателю бывает необходимо самому найти выход из такой ситуации, когда нужно сделать выбор. Предлагаю вашему вниманию педагогические ситуации, требующие выбора

Мой выбор

1 ситуация : У Саши не получается выполнить игровое задание “3-й лишний”:

1. Предложите выполнить более легкий вариант.

2. Попросите назвать, одним словом все предметы.

3. Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.

2 ситуация: Вы читаете детям 6 лет задачу: “Летели 8 бабочек, сели на цветы. На каждый цветок село по две бабочки. Сколько было цветов?”. Ребята решить задачу не могут, тогда вы:

1. Повторно читаете задачу.

2. Упрощаете задачу.

3. Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.

3 ситуация При подготовке детей к школе часто задают вопросы: " Где лучше кататься на велосипеде: по асфальту или по траве? Как узнать, куда дует ветер? и др. ” Какое свойство мышления формируют у детей такие вопросы:

1. Сравнение.

2. Сопоставление.

3. Гибкость.

4 ситуация. На занятии многие ребята выкрикивают, не поднимая руку:

1. Поощряете вступление с вами в диалог.

3. Делаете паузу, чтобы предпринять дальнейшие действия

5 ситуация : Вы подготовились к занятию, обогатив его играми-головоломками со счетными палочками, но в начале деятельности обнаружили, что палочек на всех детей не хватает:

1. Проведете другое занятие.

2. Предложите ребятам вместо палочек спички.

3. Проведете тоже занятие, но без головоломок со счётными палочками

6 ситуация . Ребенок из вашей группы заявил, что не хочет идти в школу. Как вы отнесётесь:

1. Надо идти в школу. Все дети в 7 лет идут в школу.

2. Расспросить его о причине нежелания, объяснить, что он не прав.

3. Ответить: “Ну, нет, так нет!” Не торопить, понаблюдать за ним. В последующих беседах рассказывать о положительной стороне учёбы в школе

Игровое упражнение «Сказки о себе»

Предложить детям поставить себя на место какой-нибудь геометрической фигуры, знакомого объекта и рассказать всем сказку о себе.

Например: Я карандаш. Я такой красивый, острый. У меня деревянная рубашка. Я умею писать, рисовать, штриховать. Бываю разного цвета. Я не люблю, когда ребята со мной плохо обращаются, ломают меня или грызут. Я дружу с бумагой и кисточкой.


Игра «Теремок»

Цель:

Закреплять понятия детей об предметахтах окружающего мира, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства, функции.

Учить использовать в речи краткое описание свойств предметов, выделять в них самое главное качество.

Ход: Воспитатель показывает детям «Теремок», к которому подходят герои (предметы, животные) и просятся жить.

Каждый из вновь пришедших «героев» - предметов спрашивает, кто живет в теремке, и «житель» - предмет должен ему ответить, перечисляя, кто он, какой, что умеет делать. В свою очередь, пришедший «предмет» называет себя и тоже описывает свои свойства и функции. «Житель» теремка приглашает вновь пришедшего к себе жить.


Образная пластика в парах

Для развития творческого воображения хорошо подходит образная пластика.

Ведущая раздает воспитателям карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках.

Нужно прочесть, что написано на карточке и не показывать надпись другим. Потом карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми средствами, движением тела, мимикой, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки животного.

Когда воспитатели найдут свою пару, нужно остаться рядом, но продолжать молчать, не переговариваться. Потом проверить, что получиться.

Это упражнение способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников быть внимательными к действиям других, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.



«Художественное слово в работе с детьми» Задание педагогам: по цепочке, передавая друг другу мяч, прочитать на память стихотворение, потешку, пословицу, рассказать, в каких ситуациях и режимных моментах они их используют.

«Каждый воспитатель – артист" Слово - это тонкий инструмент, которым педагог должен владеть в совершенстве. Также воспитатель должен уметь выражать свои эмоции через интонации в речи. Задание для воспитателей:

а) произнести фразу «Подойди ко мне» – тихо, громко, требовательно.

б) произнести слово «Молодец» – тихо, громко, нежно, удовлетворительно, иронично, восторженно, влюбленно.

Программа "Развитие+" предполагает использование в качестве средств познания символы, планы и модели. Для того, чтобы облегчить детям пересказ, заучивание, можно использовать модели, символы и мнемотаблицы. Предлагаю вашему вниманию по слайдам узнать сказку, потешку и загадку. (Презентация. Последние 3 слайда)

А теперь последнее задание: с помощью символов, наглядных моделей, мнемотаблиц составить для своих коллег сказку, загадку, стихотворение.




Рефлексия участников. Продолжите предложение- Сегодня на семинаре я.

Литература:

1. Баршай, В. М. Активные игры для детей: Учебное пособие/ В. М. Баршай. - Ростов–на–Дону «Феникс», 2001.

2. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

3. Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6-7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

4. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие / И. В.

Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

5. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

6. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов–на–Дону «Феникс», 2008.

7. Практические семинары и тренинги для педагогов. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие. Практическое пособие для педагогов-психологов. / Авт. – сост. Е. В. Шитова: Волгоград: Учитель, 2009.

Ханина Ирина Николаевна

Место работы, должность:

Одним из залогов успешного занятия является мотивация. А мотивацияспособствует актизизации детей в образовательной деятельности.

Американский врач физиотерапевт Гленн Доман, работая много лет с дошкольниками в результате наблюдений заметил, что «продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация - это продукт неудачи. Успех создаёт мотивацию, а неуспех уничтожает её. Любовь и уважение - вот что приводит к успеху. Неудача ведёт к разочарованию, разочарование - к недостатку мотивации, а недостаток мотивации - к отказу ещё раз сделать попытку. Успех ведёт к победе, победа к мотивации, а она - к желанию побеждать и к новым успехам. Любовь и похвала - вот то, чего желает каждый ребёнок больше всего».

Качество обучения строится на «3 китах»:

  1. качество информации,
  2. качество преподавания,
  3. качество усвоения.

Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Взрослые являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил , которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Исследователи выявили шесть механизмов мотивирования - это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях.

Вот эти 6 механизмов:

  • Поощрять исследование окружающей среды
  • Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение
  • Хвалить ребёнка за совершённые достижения
  • Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков
  • По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты
  • Стимулировать языковое и символическое общение

Выполнение всех 6 условий поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

А теперь рассмотрим типы мотивации дошкольников в детском саду при организации образовательной деятельности.

Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей (через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность). Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность . А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны.

При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации :

Первый тип - игровая мотивация - «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка - подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации - помощь взрослому - «Помоги мне» .

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня»

Основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому - либо делу.

4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Например:

Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» -

Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете детям, какую - либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук - важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким - либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Например:

Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка ! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовить.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :

Нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

Обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

Обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Использование игровых персонажей.

На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.

Игрушки или игровые персонажи:

Должны соответствовать возрасту детей;

Должны быть эстетичными,

Должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

Должны иметь обучающую ценность,

Должны быть реалистичными;

Не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости.

Игровых персонажей не должно быть много.

Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.

Использование ИКТ, как средства повышения мотивации к образовательной деятельности

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось бы обучение детей, значительно возросла бы мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Вопрос к слушателям: В чём вы видите преимущества ИКТ в образовательной работе с дошкольниками?

Алгоритм подготовки НОД

Определение темы и ведущих понятий

Четко определить и сформулировать тему НОД

Определить место темы в учебном плане соответственно с ФГТ.

Определение целей и задач

Определить целевую установку занятия - для себя и для детей. Обозначить триединую задачу НОД: обучающую, развивающую и воспитывающую.

Планирование учебного материала

1. Подобрать литературу по теме. Продумать материал, который служит решению познавательных задач простым способом.

2. Подобрать задания на узнавание материала и творческий подход.

3. Упорядочить игровые задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Продумывание «изюминки» занятия

Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для младшего - среднего возраста, но не подходит для старшей и подготовительной группы.

В ходе НОД применяются методы:

1. Объяснительно иллюстративные, которым относятся рассказы, показ картинок, способов выполнения тех или иных заданий.

2. Репродуктивные

3. поисковые, требующие умственной работы

3. Исследовательские, опыты

4. Готовность педагога к занятию.

5. Целевая установка НОД.

6. Соблюдение требований СанПин.

7. Индивидуальный подход.

8. Наличие обратной связи.

9. Рациональность использования времени.

10. Организация рабочего места.

11. Практические навыки и умения.

12. Самостоятельная работа.

13 Развитие речи, качество ответов детей.

Данная система построения, проведения и анализа НОД помогает вам, молодым педагогам работать, а нашим малышам - получать необходимые знания и готовиться к школе с интересом и легкостью, не замечая, что тебя учат.

Во второй, практической части семинара молодым воспитателям были предложено игровое моделирование практических ситуаций. Оно повышает интерес, вызывает активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем

Активизация мыслительной деятельности

НОД по следующим разделам программы «Развитие+» как «Развитие элементарных логических представлений», «Ориентировка в пространстве», «Основы первоначальной грамоты», «Развитие элементарных математических представлений» предполагает решение познавательных задач и развитие умственной деятельности. Для этого необходимо педагогу создать на занятиях проблемные ситуации, что требует от дошкольников умственных усилий для выхода из затруднительных ситуаций, побудить ребёнка к активной поисковой деятельности.

Иногда воспитателю бывает необходимо самому найти выход из такой ситуации, когда нужно сделать выбор. Предлагаю вашему вниманию педагогические ситуации, требующие выбора

Мой выбор

1 ситуация : У Саши не получается выполнить игровое задание “3-й лишний”:

1. Предложите выполнить более легкий вариант.

2. Попросите назвать, одним словом все предметы.

3. Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.

2 ситуация: Вы читаете детям 6 лет задачу: “Летели 8 бабочек, сели на цветы. На каждый цветок село по две бабочки. Сколько было цветов?”. Ребята решить задачу не могут, тогда вы:

1. Повторно читаете задачу.

2. Упрощаете задачу.

3. Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.

3 ситуация При подготовке детей к школе часто задают вопросы: " Где лучше кататься на велосипеде: по асфальту или по траве? Как узнать, куда дует ветер? и др. ” Какое свойство мышления формируют у детей такие вопросы:

1. Сравнение.

2. Сопоставление.

3. Гибкость.

4 ситуация. На занятии многие ребята выкрикивают, не поднимая руку:

1. Поощряете вступление с вами в диалог.

3. Делаете паузу, чтобы предпринять дальнейшие действия

5 ситуация : Вы подготовились к занятию, обогатив его играми-головоломками со счетными палочками, но в начале деятельности обнаружили, что палочек на всех детей не хватает:

1. Проведете другое занятие.

2. Предложите ребятам вместо палочек спички.

3. Проведете тоже занятие, но без головоломок со счётными палочками

6 ситуация . Ребенок из вашей группы заявил, что не хочет идти в школу. Как вы отнесётесь:

1. Надо идти в школу. Все дети в 7 лет идут в школу.

2. Расспросить его о причине нежелания, объяснить, что он не прав.

3. Ответить: “Ну, нет, так нет!” Не торопить, понаблюдать за ним. В последующих беседах рассказывать о положительной стороне учёбы в школе

Игровое упражнение «Сказки о себе»

Предложить детям поставить себя на место какой-нибудь геометрической фигуры , знакомого объекта и рассказать всем сказку о себе.

Например: Я карандаш. Я такой красивый, острый. У меня деревянная рубашка. Я умею писать, рисовать, штриховать. Бываю разного цвета . Я не люблю, когда ребята со мной плохо обращаются, ломают меня или грызут. Я дружу с бумагой и кисточкой.

Игра «Теремок»

Цель:

Закреплять понятия детей об предметахтах окружающего мира, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства, функции.

Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

5. Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы . Методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

6. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов–на–Дону «Феникс», 2008.

7. Практические семинары и тренинги для педагогов. Воспитатель и ребёнок: эффективное взаимодействие. Практическое пособие для педагогов-психологов. / Авт. – сост. Е. В. Шитова: Волгоград: Учитель, 2009.

Так что же тогда называется мотивом? А то, что, отражаясь в голове человека побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности, называется мотивом этой деятельности.

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми разными причинами и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.

Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста , часто имеет совершенно разные побудительные причины.

Можно выделить некоторые виды мотивов,

Самолюбие;

Самоутверждение;

Познавательные;

Соревновательные;

Нравственные;

Общественные.

Раскроем каждый из мотивов:

Мотивы и нтерес а детей к миру взрослых - Это стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожими на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами» - говорят ребенку побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут» - сильный аргумент, заставляющий ребенка сдержать слезы.

Игровые мотивы – Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-то учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию.

Мотивы у становления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми – Эти мотивы имеют большое значение в поведении ребенка дошкольника. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Многие действия детей объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые правила поведения.

В дошкольном детстве развиваются . Их исходный пункт – возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста

Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом. У младших и средних дошкольников самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою смелость, силу и т.п.

В период дошкольного детства происходит формирование новых мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся .

Уже в три – четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т.п. позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, что у них внутри.

Ребенок трех – четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых выражаются у него в попытках сделать что- либо лучше других, а в простом приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, получающих положительную оценку взрослого. Так, младшие дошкольники, которым предложили играть в дидактическую игру и объяснили, что победитель получит в награду звездочку, предпочитали все действия выполнить сообща, а не по очереди (как требовали условия игры), и не могли удержаться от подсказки сверстнику, если им был известен правильный ответ. Что касается звездочки, то каждый ребенок требовал ее независимо от результата, которого он достиг.

Почти все настольные игры , предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, а большая часть спортивных игр связаны с соревнованием. Некоторые игры прямо так и называются: «Кто ловче?», «Кто быстрее?», «Кто первый?» и т.п. старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают.

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы , выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые ребенок получает за хорошее поведение, приносит ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное и обязательное. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Так, ребенок делится игрушками, сладостями со сверстником, которому он симпатизирует. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения . Если четырехлетний мальчик на вопрос, почему не следует драться с товарищами, ответит: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» (т.е. ребенок учитывает неприятные последствия от поступка, а не сам поступок), то к концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их».

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы – это

У старших дошкольников можно наблюдать вполне сознательное выполнение нравственных норм, связанных с помощью других людей. Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия

. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы,

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:

Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейшей в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ.

Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. В общественные процессы каждый человек включается c раннего детства.

Так что же тогда называется мотивом? А то, что, отражаясь в голове человека побуждает деятельность, направляет ее на удовлетворение определенной потребности, называется мотивом этой деятельности.

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми разными причинами и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.

Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины.

Можно выделить некоторые виды мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей.

Интерес детей к миру взрослых;

Установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми;

Самолюбие;

Самоутверждение;

Познавательные;

Соревновательные;

Нравственные;

Общественные.

Раскроем каждый из мотивов:

Мотивы интереса детей к миру взрослых - Это стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожими на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами» - говорят ребенку побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут» - сильный аргумент, заставляющий ребенка сдержать слезы.

Игровые мотивы – Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру. Очень часто в то время, когда взрослым кажется, что ребенок занят серьезным трудом или прилежно чему-то учится, он в действительности играет, создавая для себя воображаемую ситуацию.

Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми – Эти мотивы имеют большое значение в поведении ребенка дошкольника. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые правила поведения.

По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношения к нему. Когда ребенок трехлетнего возраста приходит в первые в детский сад, он может в течение первых месяцев как бы не замечать других детей, он действует так, как будто их вовсе нет. Он может, например, потащить стульчик из- под другого ребенка, если сам хочет сесть. Но в дальнейшем положение изменяется. Развитие совместной деятельности и образование детского общества приводят к тому, что завоевание положительной оценки сверстников и их симпатии становится одним из действенных мотивов поведения. Особенно стараются дети завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе.

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия и самоутверждения . Их исходный пункт – возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведение. Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения. Они так же воспитывают его, ребенка, предъявляют требования и добиваются их исполнения, и ребенок начинает претендовать НАТО, что и его уважали и слушались другие, обращали на него внимания, исполняли его желания.

Одно из проявлений стремления к самоутверждению – притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом. У младших и средних дошкольников самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою смелость, силу и т.п.

На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять все «даже слона». Стремление к самоутверждению при известных условиях может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямства.

В период дошкольного детства происходит формирование новых мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся познавательные и соревновательные мотивы .

Уже в три – четыре года ребенок может буквально засыпать окружающих вопросами: «Что это?», «А как?», «Зачем?» и т.п. позднее преобладающим становится вопрос «Почему?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Хорошо известно, как любят дети «потрошить» игрушки, стараясь узнать, что у них внутри.

Ребенок трех – четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Стремление к самоутверждению и желание получить одобрение взрослых выражаются у него в попытках сделать что- либо лучше других, а в простом приписывании себе положительных качеств или в выполнении действий, получающих положительную оценку взрослого. Так, младшие дошкольники, которым предложили играть в дидактическую игру и объяснили, что победитель получит в награду звездочку, предпочитали все действия выполнить сообща, а не по очереди (как требовали условия игры), и не могли удержаться от подсказки сверстнику, если им был известен правильный ответ. Что касается звездочки, то каждый ребенок требовал ее независимо от результата, которого он достиг.

Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует тому, что на основе стремления к самоутверждению возникает новая форма мотивов – стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, а большая часть спортивных игр связаны с соревнованием. Некоторые игры прямо так и называются: «Кто ловче?», «Кто быстрее?», «Кто первый?» и т.п. старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи.

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные мотивы , выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих поступков для других людей. Первоначально выполнение общепринятых правил поведения выступает для ребенка лишь как средство поддержания положительных взаимоотношений со взрослыми, которые этого требуют. Но поскольку одобрение, ласка, похвала, которые ребенок получает за хорошее поведение, приносит ему приятные переживания, постепенно само выполнение правил начинает восприниматься им как нечто положительное и обязательное. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Так, ребенок делится игрушками, сладостями со сверстником, которому он симпатизирует. В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения. Если четырехлетний мальчик на вопрос, почему не следует драться с товарищами, ответит: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» (т.е. ребенок учитывает неприятные последствия от поступка, а не сам поступок), то к концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их».

К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм как в собственном поведении, так и в оценке им поступков литературных персонажей.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают занимать общественные мотивы – это желание сделать что-то для других людей, принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям: под руководством воспитателя изготовить флажок для малышей или салфеточку в подарок маме. Но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольники довели до конца работу над флажками, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать им о маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности, о том удовольствии, которое им может доставить флажок.

По собственной инициативе выполнять работу для других дети начинают значительно позднее – с четырех-, пятилетнего возраста. В этот период дети уже понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающими. Когда младших дошкольников спрашивают, почему они выполняют поручения взрослых, они обычно отвечают: «Мне нравится», «Мама велела». У старших дошкольников ответы на этот же вопрос носят другой характер: «Помогаю, потому что бабушке и маме трудно одним», «Я люблю маму, поэтому помогаю», «Чтобы помочь маме и все уметь». По-разному ведут себя дети разных дошкольных возрастных групп и в играх, где от действий каждого ребенка зависит успех команды, к которой он принадлежит. Младшие и часть средних дошкольников заботятся только о собственном успехе, в то время как другая часть средних и все старшие дети действуют, чтобы обеспечить успех всей команде.

У старших дошкольников можно наблюдать вполне сознательное выполнение нравственных норм, связанных с помощью других людей. Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия , мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие.

Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, а сейчас он уже отнимает у него игрушку. Другой ревностью помогает матери убирать комнату, а через пять минут уже капризничает, не хочет одевать брюки. Это происходит потому, что разные мотивы сменяют друг друга, и в зависимости от изменения ситуации поведением руководит то один, то другой мотив.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника . Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать.

Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуется специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. Конечно, после того, как возникло соподчинение мотивов, ребенок необязательно во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разные мотивы теряют равновесие, выстраиваются в систему. Ребенок может отказаться от привлекательной игры ради более важного для него, хотя, возможно, и более скучного занятия, одобряемого взрослым. Если ребенок потерпел неудачу в каком-нибудь значимом для него деле, то этого не удается компенсировать удовольствием, полученным по «другой линии». Так, ребенку, который не справился с задачей, было сказано, что он все-таки молодец, причем, как и другие дети, он получил конфету. Однако он взял конфету без всякого удовольствия и решительно отказался ее съесть, а его огорчение ничуть не уменьшилось: из-за неудачи полученная конфета стала для него «горькой».