Этнопсихологические черты общения башкир. Разные уровни общения – разный контекст высказываний Общения характерные черты и особенности


Само понятие общения имеет несколько определений, что связано с разными взглядами ученых и специалистов на данную проблему. Каждый из специалистов в этой области предлагает свое виденье и трактовку. Мы же просто попытаемся свести все к общему знаменателю.

Согласно краткому психологическому словарю, понятие общения – это сложный многоплановый процесс, направленный на установление и развитие контактов и связей, включающих обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание собеседника .

Значение слова «общение» может меняться. Как было сказано выше, связано это с различными точками зрения, характерными для разных ученых и разного времени. Однако, в целом сущность общения остается неизменной – это обмен информацией с применением различных средств коммуникации.

Характерные свойства и черты общения

Понятие межличностного общения имеет три характеристики – это содержание, функции и средства. К содержанию относится передача информации, понимание и восприятие, взаимодействие собеседников, влияние друг на друга, взаимная оценка и обоюдное управление деятельностью. Из содержания вытекают основные функции общения, которые разделяются на коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, контативную и креативную. В случае отсутствия или нарушения хотя бы одной функции общения, оно страдает.

Природа возникновения общения и потребности в нем

Общительный человек смело шагает навстречу новому – новым знаниям, новой информации, новым людям. Открытые и любознательные личности, сами того не замечая, обеспечивают себе массу интересных встреч, событий, знакомств, новых целей, но ведь сущность общения, как и само общение, заключается не только в этом. Для каждого человека возможность пообщаться с себе подобными является залогом постоянного пополнения жизненного багажа, интеллектуального и психологического развития. В этом же проявляются и основные цели общения. Дарованная природой особенность помогла человеку выжить и утвердиться среди других, более сильных видов.

Как вы думаете, открыли бы вы в себе тягу к точным наукам или музыке, если бы не ходили в школу и не посещали эти предметы, какими бы скучными они ни казались вам изначально? Нет, ведь общение играет крайне важную роль, а учитель, преподавая нам в школьные годы какой-либо предмет, беседуя с нами, учениками, не только выявляет те или иные способности, но и помогает развивать их, параллельно прививая и основные правила общения.

Становление личности

На этапе становления человека, как личности, то есть, еще со школьных лет, особенно важную роль играет общение с родителями. В идеале, необходимо стараться беседовать с ними, как можно больше и чаще, делиться новостями, происходящими событиями. Предельно важно в разговорах с родителями не обманывать их, быть откровенным, искренним и честным. Таковы цели общения и их основные правила на данном этапе.

То, что школьникам кажется непонятным, к примеру, родительский запрет, в большинстве случаев оказывается правильным решением. Только представьте, если бы в юношеские годы нам было позволено абсолютно все. Наверное, неприятности преследовали бы нас на каждом шагу, и мы, будучи еще детьми, понятия бы не имели, как из них выбраться.

Период подросткового созревания особенно важен в развитии человека и его коммуникационных навыков, параллельно с которыми развивается и психика. Человек познает сущность общения пока он взрослеет, учится в школе, ВУЗе. За это время жизненный багаж пополняется не только научными знаниями, но и обычными жизненными навыками, опытом как чужим, так и собственным. На этом этапе по большей части приходится контактировать со сверстниками, но ведь это несказанно помогает . Правда, если только при этом придерживаться основных правил человеческого общения.

Как все зарождалось?

Задумывались ли вы когда-то над тем, зачем человеку общение? Попробуйте представить, что в ходе эволюции речевой аппарат так и не начал бы развиваться, а сами люди не проявляли бы стремления хоть как-то контактировать друг с другом. Как вы считаете, если бы стремление к коммуникации и получению новой информации у человека отсутствовало, а значит, отсутствовали бы и все функции общения, была бы эволюция в том виде, в котором мы ее видим сейчас и видели с тех пор, как человечество заинтересовалось развитием всего живого? Имели бы мы хоть малейшее понятие о том, что это такое – эволюция? Ответ однозначный – ничего этого бы не было. Общение сыграло свою роль, собственно, в нем и состоит основа выживания всех сложных видов, которая развита у многих живых организмов. И пусть у них это представлено не в том виде, к которому мы привыкли, тем не менее…

Общение – залог развития цивилизации, нерушимый фундамент социума. Однако, стоит понимать, что под этим подразумеваются не только звуки, которые мы способны воспроизводить своим речевым аппаратом. Глухонемые люди ведь тоже «разговаривают» друг с другом, правда, используют для этого не слова, а жесты.

Общение в любой его форме – это обмен информацией, единственный возможный вариант передачи новых знаний, навыков, опыта другим людям, ведь только так можно помочь друг другу, помочь выжить человеческому виду и развиваться дальше, но ведь и это не единственная функция общения.

Какую роль играет коммуникация в человеческой жизни?

На вопрос, зачем человеку общение, отвечает история первобытного общества. Человеческая речь – это «первое дитя» коммуникации, которая у первобытных людей происходила посредством жестов. Именно тогда формировались первые правила общения, зарождались общие понятия, обозначение предметов, а затем уже формировалась и письменность. Так родился социум и общество в целом, установились правила межличностного общения, действующие и по сей день.

Нормальное, полноценное формирование психики, как и ее дальнейшее развитие, невозможно представить без коммуникации. Следовательно, роль общения в жизни человека предельно высока. Это ведь единственный способ обмена информацией, восприятия и понимания окружающего мира. Общение – это то, что отличает человеческий вид от других биологических видов, обитающих на Земле.

Невозможно недооценить и роль общения в профессиональной деятельности человека. Это специфический вид межличностного взаимодействия, так как в профессиональной деятельности есть свои правила общения, ограниченные общепринятыми правилами поведения и межличностных отношений в пределах одной организации (компании). Это еще называют корпоративной этикой.

Зачем коммуникация нужна человеку?

Не столь важно, общительный ли вы человек или замкнутый в себе , привыкший к одиночеству, общение необходимо всем. Социальная потребность в разговоре с себе подобными – это естественная надобность, и без ее удовлетворения невозможно чувствовать себя полноценным.

Общение играет важнейшую роль в жизни человека. Разница может заключаться разве что в его количестве и частоте. Так, кому-то будет достаточно один-два раза в неделю выбраться куда-то с друзьями и побеседовать с ними, чтобы поднять настроение и улучшить самочувствие, а все оставшиеся дни такой человек вполне может находиться в одиночестве. А для кого-то общение играет более важную роль – такой человек и 20-ти минут не может провести наедине с собой, начинает страдать от скуки и испытывать непреодолимое желание с кем-то контактировать. К слову, такое желание в большей степени нацелено на сам процесс, а не на его конечный результат.

Что порождает желание коммуницировать?

Люди жаждут общаться, можно назвать это банальным желанием, но более правильный термин – это потребность.

Так, с большой вероятностью можно сказать, что у детей общение – это неврожденная потребность. Формируется она под влиянием активности, которую проявляют присутствующие рядом взрослые, и возникает, зачастую, приблизительно к двум месяцам.

А вот подростки убеждены, что испытывают непреодолимое желание пообщаться. Убеждены они и в том, что делать это они могут ровно столько, сколько сами посчитают нужным. Именно поэтому большинство подростков протестуют против попыток взрослых контролировать их потребность в проведении времени с друзьями, а значит, и в дружественных беседах. На данном этапе не стоит забывать об основных функциях общения, которые играют свою роль в формулировке коммуникативных навыков.

У взрослых людей нужда в коммуникации тоже проявляется довольно сильно. Многие мужчины и женщины, контактируя с кем-либо меньше, чем им самим этого хочется, начинают погружаться в негатив.

Отсутствие межличностных контактов и его последствия

То, какова степень потребности человека контактировать и взаимодействовать с себе подобными, определяет его жизнь в целом и нахождение (место) в обществе. Это может быть семья, рабочий коллектив, друзья, школа, группа в университете. Человек, лишенный возможности разговаривать и контактировать с другими людьми, а значит, неспособный выполнять все функции общения, никогда не сможет стать социальной личностью, приобщиться к социуму и культурно развиться. Человека он будет напоминать разве что внешне.

«Дети-маугли», лишенные возможности контактировать и взаимодействовать с представителями своего вида непосредственно после рождения или в раннем детстве, доказывают этот факт, а значит и то, насколько важной является роль общения в жизни человека. Находясь в изоляции от человеческой речи, они, естественно, даже не догадываются о том, каково это – побеседовать с кем-то. Организм у таких личностей развивается естественным образом, а вот развитие психики задерживается, а то и вовсе не происходит. Основная причина этого кроется в отсутствии коммуникативного опыта с другими людьми, а значит, и в отсутствии всех функций общения. Собственно, такие случаи, как ничто иное, доказывают то, насколько человеку важно контактировать и разговаривать с другими людьми.

Многогранность общения в целях

То, ради чего и почему человек, как и любое другое живое существо, проявляет такого рода активность как коммуникация и потребность в ней – это и есть главные цели общения. Так, животные общаются для побуждения себе подобного к определенным действиям либо предупреждение о воздержании от какого-либо действия. Этот процесс подчиняется исключительно животным инстинктам, которым, собственно, и руководствуются представители фауны.

А вот целей человеческого общения значительно больше – помимо удовлетворения естественных , характерных для животных, к человеческому взаимодействию добавляется еще и удовлетворение культурных, социальных, творческих, познавательных, эстетических, интеллектуальных, нравственных и прочих потребностей. Зачем человеку общение? Чтобы все эти потребности удовлетворять.
Речевое взаимодействие между людьми можно смело назвать многоцелевым, а цели, на которые оно направлено, дают более, чем обширный ответ на вопрос, зачем человеку нужно общение и что это такое?

Стили и классификация

Исходя из некоторых особенностей, общение в жизни человека можно разделить на прямое (непосредственное) и косвенное (опосредствованное). В первом случае общение собеседников происходит напрямую, они общаются друг с другом, применяя соответствующую мимику, жесты, интонацию и тон.

Во втором случае информация между собеседниками передается не напрямую, а опосредовано (письма, документация, СМИ и т. д.). Стоит отметить, что прямое общение обладает лучшей результативностью и воздействием на собеседника, чем косвенное. Однако, первый вид в большей степени может быть подвергнут эмоциям, так как такое общение в жизни каждого человека происходит в реальном времени, а второй – здравому рассудку, так как есть время для того, чтобы осмыслить ситуацию, проанализировать ее.

Существуют также формальный и неформальный типы общения, из которых следует, что отношения между людьми бывают деловыми и личными. Следовательно, и правила общения для каждого из двух типов будут отличаться. В первом случае выражается симпатия или антипатия в отношении друг друга, уважение или его отсутствие, или недоверие. А вот – это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в тех или иных социальных группах, организациях. В его основе лежат права и обязанности, действующие в той или иной группе (организации). Следовательно, роль общения в профессиональной деятельности человека и роль такового в повседневной, бытовой жизни существенно отличается. Если в первом случае человек ограничен определенными рамками и правилами, продиктованными организацией (компанией), то во втором он ограничен лишь своим собственным мнением, желаниями и особенностями характера. Общей здесь может быть разве что роль воспитания, но не роль общения в целом.

Искусство межличностной коммуникации

Общение – это естественный процесс. При идеальных обстоятельствах все люди должны беспрепятственно контактировать друг с другом. Вот только на деле, в реальной жизни некоторые особи испытывают боязнь коммуникации, которую называют социофобией. Потребность в контакте с другими людьми в таком случае отсутствует практически или полностью. Зачастую подобный страх возникает еще в подростковом возрасте, который является самым сложным этапом в жизни любого человека.

В случае, когда первый опыт осознанного вхождения в общество, первое общение с кем-либо имеет негативный характер, то и в дальнейшем такой человек будет испытывать проблемы с межличностными связями. Это сводит к минимуму потребность в разговорах и беседах с себе подобными, нередко приводит к замкнутости или же порождает желание избегать подобных «раздражителей», то есть социума в целом.
Значение общения в человеческой жизни невозможно переоценить. Это искусство и навыки, которые приобретаются с годами. Вполне естественно, что коммуникативные навыки человека зависят не только от его личностных характеристик, но и от окружения, в котором он находился (находится) на разных этапах своей жизни.

Однако соблюдая правила межличностного общения, можно избежать многих неприятностей:

  • говорите с другим человеком так, как сами считаете наилучшим и единственно верным;
  • проявляйте уважение к тому, с кем разговариваете;
  • выражайте доверие и понимание в отношении того, с кем разговариваете.

Соблюдая простые правила

Как правило, беседы с родными, близкими и друзьями не вызывает у нас затруднений. Мы испытываем наиболее сильную тягу к разговорам с такими людьми, тем более, что мы прекрасно знаем об их реакции на те или иные высказывания, реплики, новости. С незнакомыми людьми желание пообщаться не столь высоко, но нередко оно является вынужденным, необходимым. Говорить с незнакомцами нужно только в положительном ключе, проявляя лишь , будучи доброжелательными. Делать это лучше с улыбкой на лице, соблюдая существующие правила общения. Еще более важно, чтобы фразы, сказанные вами, были к месту.

Напоследок предлагаем вашему вниманию несколько эффективных рекомендаций для грамотного построения межличностных отношений и взаимодействия с окружающими:

  • будьте чувственны и внимательны к внутреннему миру собеседника;
  • помните, уважения достоин каждый;
  • проявляйте интерес к собеседнику, находите в нем положительные качества;
  • не обращайте внимания на мелкие недостатки, они есть в каждом; идеальных людей не существует;
  • развивайте собственное чувства юмора и самоиронии.

Этноэтикет как систему стереотипов сознания, в которых отражены традиционные стандарты поведения 1 , нельзя изучить сколько-нибудь обстоятельно без обращения к этнопсихологической стороне общения. Обратимся в связи с этим к некоторым историческим источникам, которые характеризуют этнопсихологию башкир достаточно объективно.

В конце XIX столетия этнограф-исследователь Л. Фон-Берхгольц писал о башкирах: «Они довольно вспыльчивы, но не злы...» Башкир, по Берхгольцу, «любит, чтобы на него обратили внимание, похвалили бы его или его лошадь, его удальство, ловкость. Башкир крайне самолюбив, обидчив невниманием к нему, а тем паче высказанным неуважением...» 2 . Надо отметить, что Берхгольц верно уловил характерные психологические черты башкир, отдельные из которых бытуют и сегодня. В то же время в этой сфере произошли определенные изменения - это возросшая толерантность к поступкам других, снисходительность, значительное преодоление прямолинейности и бесхитростности.

Отсутствие хитрости и легковерие и сейчас еще продолжают оставаться психологическим качеством многих башкир, а отсюда логически следуют такие качества, как быстрая

1 Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения
поведения. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985. С. 7-21.

2 Фон-Берхгольц Л. Горные башкиры-катайцы // Этнографиче
ское обозрение. 1893. № 3. С. 79.


внушаемость и возбудимость, прямолинейность. Вряд ли все названные психологические качества можно оценивать однозначно: или только как положительные, или, наоборот, только как отрицательные. В одних случаях приведенные черты психики играют позитивную роль, а в других - негативную. Без учета сказанного вряд ли можно правильно понять этнические особенности общения башкир.

В этнопсихологии башкир важное место занимает понятие искренности, выражающее состояние открытости внутреннего мира человека, его доступности. О таком человеке говорят: «ихлас», «алсак» (отзывчивый, искренний). Вероятно, не случайно видный башкирский литературовед К. А. Ахметьянов пытался ввести в оборот новую категорию «искренности», о чем мы уже писали. Поддерживая эту мысль, мы считаем категорию искренности стыковой между этикой, эстетикой и психологией.



Антиподом искренности выступает двуличие. Нарицательная оценка двуличного человека звучит так: «Ул ике йезле» («У него два лица»). Применяется и другая оценка: «БитЬез» («Без лица»).

Нечто аналогичное встречается и в обычном праве ногайцев, у которых существует принцип «бит». «Бит югалту» - «потерять лицо, совесть» - значило «лишиться общественного уважения» 1 .

Другим понятием этнопсихологии башкир является «моц», содержание которого невозможно перевести на русский язык одним словом, но приблизительно это будет означать внутреннее обаяние, вдохновение. «Моц» - это такое гармоничное состояние, когда в человеке все представлено в меру: он сдержан, но и не пассивен. «Моц» - это доброта, видная снаружи; привлекательность, задумчивость, внутренняя сосредоточенность. Короче говоря, понятие «моц» универсально по содержанию, имеет богатую смысловую нагрузку и множество оттенков (нравственных, эстетических и психологических).

Когда о человеке говорят «моцло кеше», это может означать состояние человека, неравнодушного к окружающему, который способен понять другого человека; «моцло кеше» - творческая и инициативная личность. Но иногда этим термином передают состояние легкой грусти в человеке, его задумчивости.

1 Викторин В. М. Социальная организация и обычное право ногайцев Нижнего Поволжья (XVIII - нач. XX в.): Автореф. дис.... канд. ист. наук. Л.: Изд-воЛГУ, 1985. С. 15.


Человек, у которого отсутствуют названные качества, характеризуется выражением «моцпоз кеше», что означает равнодушие, неумение понять другого человека, отсутствие ценностного видения мира, а также отсутствия интереса к самому себе (чувства собственного достоинства).

Иногда термин «моц» употребляется в узком смысле как характеристика мелодизма музыкального произведения, или же этим словом характеризуют талантливость исполнителей музыкальных произведений. И, наконец, необходимо знать, что универсальность понятия «моц», многоас-пектность содержания сближает его с понятием древних греков «колокагатия», выражавшего синкретическое единство «добра» и «красоты».

Этническая психология башкир при оценке поведения человека часто обращается к понятию «дэрт», переводимого как «задор, энергия» (интенсивность желаний, потребностей, интересов, чувств); «дэрт» - это вера в свои силы, это и чувство собственного достоинства. Личность, обладающая этим чувством, не дойдет до низкопоклонства, не станет угодничать. Но это понятие нельзя свести ни к одному из моральных понятий (честь, достоинство, совесть). В понятии «дэрт» силен психологический момент, это также и мера темперамента. Главное в понятии «дэрт» - это сила духовного порыва, высокого нравственного чувства. Более или менее приближенно понятие «дэрт» можно было бы перевести как «воодушевленную страсть, внутренний пафос». У башкир существует пословица «Дэртпез кеше - мондоз кеше» («Бесстрастный человек не может быть обаятельным») , а другая пословица гласит: «Дэртпезгэ дауа кж>> («Человеку, лишенному дэрт, лечение не поможет»).

Одним из основных понятий башкирского этноэтикета, выражающим морально-психологическое кредо общения, выступает «тыйна"клы"к», который одновременно служит требованием к общению и мерилом его оценки. Слово «тыйна"клы"к» сродни русскому слову «вежливость». Вспомним в этой связи изречение Сенеки: «Ничто не ценится так высоко и ничто не дается так дешево, как вежливость». Однако «тыйна"клы"к» не переводится только одним словом и имеет целый спектр значений: и скромность, и сдержанность, и продуманность поведения. Тыйна"клы"к - это опрятность и аккуратность одежды, это не слишком дорогая и бросающаяся в глаза яркая вещь; это и соответствующая походка (не слишком быстрая и не слишком медленная); это и тембр,


И громкость голоса; это и поза, когда человек сидит или лежит в постели; это и умение есть за столом, не привлекая внимания окружающих; это также презрение к роскоши и к чванству, к приобретательству и вещизму. Тыйнаклык: - это скромность в быту, в потреблении, умение прощать ошибки и промахи человека.

По своей универсальности и нравственно-этическому содержанию понятие «тыйнаклык» близко к основному понятию абхазского этноэтикета «аламыс» 1 , являющегося стержневым моментом общения абхазов.

Формы и средства общения

Общими требованиями к общению у башкир являются пожелания - призывы, которые обычно произносятся представителями старшего поколения: «Дан булайьгк» («Будем добрыми и славными»), «Яманатлы булмаиык» («Не оставим после себя худого имени»), «Хэтер калдырмайык» («Не оставим о себе плохой памяти»).

Этноэтикет проявляется в формах обращения, в приветствиях, в способах приема пищи, в правилах гостеприимства, в способах выполнения трудовых операций, в гигиенических нормах.

Особенность башкирского этноэтикета, как и других тюркских народов, состоит в том, что строго учитывается возрастной фактор. При обращении, например, к любому мужчине, старшему по возрасту, принято называть его «агай» (букв, старший брат). В том случае, если лицо, к которому обращаются, старше родителей, его почтительно называют «бабай» или «быуай» (букв. дядя).

К женщине, старшей по возрасту, обращаются «апай» (букв, старшая сестра). Если она старше родителей, ее называют «эбей» (тетя).

К младшим по возрасту принято обращаться соответственно: к лицам мужского пола - «■кустым», «энем» (букв, младший брат); к лицам женского пола - «Ьендем», «пы-лыуым» (букв, младшая сестра).

Показанная дифференциация форм общения имеет определенный нравственный смысл, т. к. в ней выражен

1 Чеснов Я. В. Нравственные ценности в традиционном абхазском поведении // Полевые исследования Института этнографии (1980- 1981). М., 1984. С. ПО.


Ценностный подход к общению, суть которого - уважение к возрасту человека, его жизненному опыту, а функция - обеспечение преемственности нравственного развития. В этикет входят также нормы, регулирующие взаимоотношения сверстников и близких по возрасту лиц. Здесь имеются свои характерные термины общения. Люди, одинаковые по возрасту, обычно называют друг друга «йэштэш», а у башкир отдельных районов Курганской и Челябинской областей - «■кушага».

Существование приведенных терминов свидетельствует о том, что принадлежность одному возрасту служила и служит фактором социализации, средством приобщения индивидов к определенной общности (к ее интересам, заботам, нуждам и т. д.). Здесь значительное место занимает и моральный элемент.

Башкиры еще в недавнем прошлом обращались друг к другу только на «ты», но в настоящее время под влиянием общения с представителями других народов появилось и обращение на «Вы». В настоящее время обращение на «ты» возможно лишь к самым близким людям: отцу, матери, детям, супругу, друзьям, коллегам одного возраста, знакомым. Обращение на «Вы» характерно для общения с незнакомыми людьми, с коллегами, старшими по возрасту, с представителями официальных учреждений и организаций.

Формами приветствия башкир служат: «Ьаумыпыгыз!» («Здравствуйте!»); «Сэлэм бирзек» («Шлем привет»); «Сэлам!» («Привет»). Далее начинаются расспросы, иногда затягивающиеся надолго - это, так сказать, подготовка для перехода к более серьезной части разговора.

Порядок сообщений радостной вести регулируется ри-туализованным обычаем «Ьейенсе». За сообщение радостной вести полагается подарок. Сообщившему говорят: «За твою хорошую весть дарю тебе то-то». Размер вознаграждения может быть любой.

Если один человек пришел к другому и застал его за работой, к приветствию добавляется: «Эшегез ецел булпын» («Пусть работа будет не в тягость»), если хозяина гость застал за приемом пищи, к приветствию обычно прибавляется: «Агяырызтэмле булпын» («Приятного аппетита»). Если пришли в новый дом или квартиру, приветствие дополняют пожеланиями: «Эйегез тсотло булпын» («Пусть в доме будет счастье»).

Формами социализации башкирской молодежи 20- 30 лет тому назад в деревнях служили «аулатс ей» - дома,


хозяева которых уезжали в гости или отлучались куда-нибудь на день или несколько дней. В этих домах собиралась молодежь, пели песни, танцевали. Здесь встречались влюбленные, женихи и невесты, здесь молодые люди заводили знакомство. В настоящее время эта форма досуга постепенно исчезает.

Важным фактором обеспечения стабильности взаимоотношений индивидов выступают формы улаживания конфликтов. Средством разрешения противоречий общения служит народная мудрость, воплощенная в нормативно-императивной форме в поговорках и пословицах. Пословица: «Исэр эйтэ: "Ендем", -тип, акыллыэйтэ: "Куйзым", - тип» («Глупец скажет: «Прав я», умный скажет: «Уступаю») регулирует ориентацию человека в конфликтной ситуации, рекомендуя одной из сторон прекратить спор.

В отдельных случаях народная мудрость призывает: «Яу менэн килгэнде аш менэн -кьгу» - («Того, кто идет с войной, встречай с хлебом и солью»). То есть не всегда на враждебный или недружелюбный жест нужно отвечать тем же. Здесь явно чувствуется влияние идущей из глубины веков идеи о том, что добро сильнее зла.

В этноэтикете башкир немало норм, регулирующих се-мейно-брачные отношения. Здесь можно встретить нормы, выражающие отношение народной мудрости к одиночеству, к количеству детей в семье, к взаимоотношениям родителей и детей, мужа и жены и т. д.

Так, если человек не спешит с созданием семьи, пожилые башкиры говорят: «Яцгызлы"к яуга килешпен» («Одинокий человек подходит для войны»), а если в семье один ребенок, тогда говорят: «Яцгыз бала яузан гкаты» («Один ребенок страшнее битвы»). Во всем этом нельзя не видеть ориентации народного сознания на создание крепкой семьи.

Взаимоотношения старших и младших по башкирскому этикету подчинены задаче добиться уважения к старшим. Но народ никогда не абсолютизировал этого требования, не догматизировал его. Как предостережение против абсолютного, т. е. одинакового во всех случаях понимания уважения к старшим, звучит пословица (она же и норма этикета): «Куп йэшэгэн ни бела, купте курган куп бела» («Много знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много видел»).

Немаловажное значение в этикете разных народов имеют нормы гостеприимства. Башкиры издавна пользуются славой гостеприимного народа. Об этом немало пи-


Сали русские ученые и писатели, посещавшие башкир в XVIII-XIX веках. Наряду с традиционным гостеприимством, унаследованным от прошлого, в гостеприимстве современных башкир есть и новые элементы, связанные с изменениями в их быту и культуре.

Традиционным элементом гостеприимства считается то, когда хозяин встречает гостей не дома, а перед входом в дом; проводы гостей также происходят за пределами дома.

Гостям говорят: «Тургэ утегез» («Пройдите на почетное место»). При угощении гостей пользуются правилом: «Кунатстарзыц алдына аш куй; ауызын-кулын буш -куй» («Перед гостями поставь пищу, но не забудь, чтобы их рот и руки были свободны»). Здесь лежит скрытый смысл, заключающийся в требовании при еде не слишком занимать гостей разговорами.

Если во время трапезы кто-то пришел, его принято сажать за стол и угощать. Если пришедший отказывается, ему напоминают правила этикета: «Аштан оло булып булмай» («Нельзя быть выше пищи»).

В современном этикете гостеприимства башкир есть и нежелательные элементы, которые в настоящее время отвергаются самой жизнью. Речь идет о ставшей традицией форме проведения досуга - пьяном застолье, которое, к сожалению, успело проникнуть даже в отдельные произведения искусства. Так, например, в музыкальной комедии «Кодаса» старик Яппар исполняет веселые куплеты, разгуливая по сцене в обнимку с бутылкой непомерно больших размеров. Вероятно, и здесь при желании можно обнаружить элементы юмора. Но юмор юмору - рознь. В данном случае эпизод с бутылкой, придуманный постановщиками комедии, явно бьет мимо цели, ибо у зрителей возникает некое подобие снисходительного отношения к пожилому человеку, который, подвыпив, решил немного позабавиться.

Борьба с пьянством предполагает обращение к отдельным незаслуженно забытым или полузабытым народным формам проведения досуга. Это различные национальные праздники, традиционные игры и формы общения. К ним относят праздник плута - «Ьабантуй» - весенний спортивный праздник, широко распространенный у татар и башкир: «Т\.аз емэЬе» - осенний сельский праздник, посвященный забиванию гусей (сельчане по очереди коллективно забивают гусей, выщипывают перья и заготавливают гусятину на зиму), завершающийся взаимными приглаше-


ниями в гости; «КарFa буткапы» - «воронья каша» - весенний женский праздник (женщины села выходят в лес, готовят различные кушанья, веселятся и поют), исторически восходящий к временам культа животных, когда в их честь устраивались празднества. Во время этих праздников человек раскрепощается, становится непосредственным участником тех или иных действий. При этом протягивается живая нить между поколениями, оживляются традиционные формы общения.

Каждый из названных праздников имеет ритуально-нормативное оформление: протекает в определенной последовательности, подчиняется тем или иным правилам. Ри-туализация общения в современной жизни необходима и ценна тем, что с ее помощью преодолеваются недостатки словесно-вербальных средств нравственного воспитания. Художественно-наглядная форма ритуалов позволяет преодолевать морализаторство и голую назидательность, чем так «грешат» сегодняшнее этическое просвещение и моральное воспитание. Ритуалы обогащают мир человеческого общения, усиливают его ценностное содержание.

Ритуализация необходима, во-первых, потому, что глубоко продуманные и научно обоснованные ритуалы в воспитательном процессе имеют больший эффект, чем абстрактные нравоучения (морализаторство). Во-вторых, ритуализация выступает как средство снятия с личности отчужденности, привитой предыдущими промахами в нравственном воспитании, т. е. служит средством перевоспитания с помощью общения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализованный в данной книге подход к этике позволяет рассматривать нравственность как потенциал культуры в самом широком смысле слова. Это, во-первых, связано с тем, что мораль есть важнейшая сущностная сила человека, имеющая отношение к особой сфере человеческой деятельности. Без морали человеческое общество невозможно представить. Во-вторых, этическое мышление задает через свои парадигмы необходимую форму существования, нормативность всем социальным институтам. В-третьих, описанные нами этические модели поведения характеризуют мораль как некий универсум. Исходя из этого, мы можем уверенно заявить о первичности морали во всей культуре. Только находясь на такой позиции, можно преодолеть глобальный нравственный кризис человеческого существования, который охватывает в наше время все большее и большее количество людей планеты.

Для преодоления нравственного кризиса, а на его основе и глобального экологического кризиса, а также надвигающегося кризиса в других сферах - экономике, политике, праве и искусстве - необходимо, чтобы сообщество людей планеты Земля стало подлинным человечеством. Таковой на сегодняшний день наша планета, к сожалению, не является, ибо в ней еще очень много зла, доказательством чего является продолжающийся процесс возникновения бесконечного количества отчужденного поведения (войны, преступность, суицид...), связанного с насилием, обманом и вероломством. По этому поводу верно подметил Ю. М. Федоров в своей интересной книге «Универсум морали»: «Подлинные общности - это такие совокупности индивидов, в основе которых лежат неотчуждаемые формы общения. Если подлинные общности тотальны в проявлении своей истинной человеческой природы, то не подлинные общности (лжеобщности) - тоталитарны» 1 . В нашу задачу не входило определение таких общностей. Для этого нужна тщательно разработанная методика, которая отвечала бы всем критериям строгой научности и естественному ходу развития вещей, в соответствии со здравым смыслом и гуманизмом.

Федоров Ю. М. Универсум морали. Тюмень: Сиб. отд. РАН, 1992. С. 241.


Использованная литература

1. Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в
истории России. Кн. 1.М., 1992.

2. Айтматов Ч. Плаха // Новый мир. 1986. № 6.
З.Айтматов Ч. Цена и жизнь / Лит. газ. 1986. 13 авг.

4. Алексеев С. С. Теория права. М., 1974.

5. Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1979.

6. Антология мировой философии. Т. 1.4. 1. М., 1969.

7. Антошкин В. Н. Нравственная культура сельского жителя: Ав-тореф. дис. ... канд. филос. наук. Уфа: Изд-во БГУ, 1990.

8. Аргайл М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990.

9. Архангельский Л. М. Лекции по марксистской этике. Ч. 1. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1969.

10. Архангельский Л. М. К вопросу о сущности и классификации этических категорий / Проблемы категорий марксистско-ленинской этики. Материалы симпозиума. Новосибирск, 1969.

11. Архангельский Л. М. Природа нравственных норм и диалектика их развития // Вопросы философии. 1978. № 3.

12. Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974.

13. АтановаЛ. Халик Займов. Уфа, 1967

14. Ахметьянов К. А. Прекрасное и героическое в поэзии. Уфа, 1982. Башк.

15. Байбурин А. К. Некоторые вопросы этнографического изучения поведения / Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

16. Бакштановский В. И. Современное этическое мышление:
опыт «самотлорского практикума» // Мораль и этика. Мораль в со
циалистическом обществе. М.: Ин-т философии АН СССР, 1989.

17. Бандзеладзе Г. Д. Этика. Тбилиси, 1970.

18. Бгажноков Б. X. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.

19. Библия. ML, 1968.

20. Бикбаев Р. Поющие скалы. М., 1978.

21. Бонгард-Левин Г. М., ИльинГ. Ф. Индия в Древности. М., 1985.

22. Бурлацкий Ф. М. Новое мышление. М., 1988.


23. Валеев Д. Ж. Происхождение морали. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981.

24. Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.

25. Валеев Д. Ж. Потенциал морали. Уфа: Изд-во ВЭГУ, 1999.

26. Валеева 3. Р. Место зтноэтикета в механизме нравственного регулирования общения: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. Уфа: Изд-во БГУ, 2000.

27. Вебер М. Избранное. М.: Юрист, 1994.

28. Викторин В. М. Социальная организация и обычное право ногайцев Нижнего Поволжья (XVIII - начало XX в.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

29. Вичев В. Мораль и социальная психика. М., 1978.

30. Виц Б. Б. Демокрит. М.: Мысль, 1979.

31. Воронцов Б. Н. О появлении развитой личности в истории /Философские науки. 1972. № 3.

32. Гамзатов Р. Мой Дагестан. М., 1972.

33. Ганапольский М. Г. Нравственность региона и этическая ре-гионалистика I/ Сборник экспертных опросов «Самотлорский практикум - 2». М.; Тюмень, 1988.

34. Ганжин В. Г. Этика и формирование нравственности. М., 1982.

35. Ганжин В. Г., Алексин Т. А., Петяшев Н. И. Глобальная (страноведческая) этика // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 1989. №4.

36. Гегель. Философия права. Соч. Т. VII. М.; Л., 1934.

37. Громова Л. А. Этические модели экономического поведения. Автреф. дис.... канд. филос. наук. СПб., 1995.

38. Гулуа В. Л. Диалектика эмоционального и рационального в морали. Тбилиси, 1982.

39. Гумницкий Г. Н. О понятии морали / Мораль, традиции, воспитание. Уфа: Изд-во БГУ, 1987.

40. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.

41. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М., 1982.

42. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.

43. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974.

44. Гэлбрейт Д. Капитализм и социализм: от конфронтации к конвергенции / Московские новости. 1987. 13 сент. (№ 37).

45. Рэрипов Р. Аманат. Эфе, 1970.

46. Билэжев X. Кэлэмдэштэр. ©фв, 1984.

47 Дробницкий О. Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974.

48. Дробницкий О. Г. Дискуссия по проблемам этики / Вопросы философии. 1971. №4.

49. Егидес П. М. Основной вопрос этики как философской науки и проблема нравственного отчуждения / Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси, 1967.

50. Де Жювенель Б. Этика перераспределения. М.: Ин-т национальной модели экономики, 1995.

51. Жямайтис В. Ю. К вопросу о сущности толеранции / Мораль, традиции, воспитание. Уфа: Изд-во БГУ, 1987


52. Зыбковец В. Ф. Происхождение нравственности. М.: Наука, 1974.

53. Иванов В. Г., Рыбакова Н. В. Очерки марксистско-ленинской этики. М: Изд-во ЛГУ, 1963.

54. Ивин А. А. Логика норм. М.: Изд-во МГУ, 1973.

55. ИзардК. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.

56. Иткулова Л. А. Нравственный выбор в народной сказке: Ав-тореф. дис. ... канд. филос. наук. Уфа: Изд-во БГУ, 1996.

57. Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч. Т. 4. Ч. 1.

59. Кессиди Ф. X. Сократ. М., 1976.

60. Кобляков В. П. Этическое сознание. Л., 1979.

61. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни. М, 1984.

62. Кон И. С. Социология личности. М., 1967

63. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1979.

64. Коновалова Л. В. Мораль и познание. М., 1975.

65. Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972.

66. Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. М., 1957

67. Кряжев П. Е. Общество и личность. М., 1961.

68. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.

69. Людвиг фон Мизес. Бюрократия, запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. М.: Дело, 1993.

70. Малинаускас К. Национальный аспект нравственной культуры общества и личности / Вопросы нравственной культуры. Вильнюс, 1981. I,

71. Мамардашвили М. К. О философии / Вопросы философии. I 1991. №5.

72. Маркс К. Из ранних произведений. М., 1956.

73. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.

74. Моисеев Н. Н. Алгоритмы развития. М., 1987.

75. Моисеев Н. Н. С мыслями о будущем России. М., 1997.

76. Мухаммад Али аль-Хашими. Личность мусульманина. 3-е изд. М., 2000.

77. Наука и человечество. М., 1976.

78. Овчинников В. Сакура и дуб. М., 1983.

79. Окладников О. П. Утро искусства. М., 1967.

80. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.

81. Оруэлл Д. 1984. Скотный двор. Т. 1. Пермь: Капик, 1992.

82. Оруэлл Д. Эссе, статьи, рецензии. Т. II. Пермь, 1992.

83. Палиевский П. Фолкнер и Камю / Иностранная литература. 1970. №9.

84. Парсонс Г. Человек в современном мире. М.: Прогресс, 1985. »

85. Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1982.

86. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1977.

87. Попов Б. Н. Этика. Курс лекций. М., 1999.

88. ПоповС. Политика, экономика, мораль. М., 1989.


90. Предмет и система этики. М.; София, 1973.

91. Рассел Б. Словарь разума материи и морали /J Пер. с англ. К.: Port-Royal, 1996.

92. Рогинский Я. Я. Современные проблемы антропогенеза. М., 1969.

93. Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Ново-сиб. ун-та, 1995.

94. Сартр Ж. - П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм /Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.

95. Сахаров А. Д. Мир, прогресс, права человека. Л.: Сов. писатель, 1990.

96. Сен А. Об этике и экономике. М.: Наука, 1996.

97. Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М., 1966.

98. Семенов Ю. И. О периодизации первобытной истории / Советская этнография. 1965. № 5.

99. Смоленцев Ю. М., Пороховская Т. И. Особенности морального отчуждения / Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1995. № 1.

100. Соколов Э. В. Культура и личность. Л., 1972.

101. Соколова Н. П. Личность как объект этического исследования J/ Типология социальных явлений. Свердловск, 1982.

102. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

103. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1980.

104. Тийттанен Т. Э. Языковые формы как мировоззренческое отражение бытия общественным сознанием: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1985.

105. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. М., 1974.

106. Титов В. А. Познавательный аспект морали /I Структура нравственности и личности. М.: Изд-во МГУ, 1976.

107. Топилина Г. Д. Проблемы биологических основ нравственного сознания I/ Философия пограничных проблем. Пермь, 1975. Вып. 7.

108. Тугаринов В. П. Личность и общество. М.: Мысль, 1965.

109. Тухватуллин М. Н. Этическое мышление как философская проблема: Автореф. дис.... канд. филос. наук. Уфа: Изд-во БГУ, 1996.

110. Федерализм власти и власть федерализма. М.: ТОО Интел Тех, 1997.

111. Федоров Ю. М. Универсум морали. Тюмень: Сиб. отд. РАН, 1992.

112. Фон-Берхгольц Л. Горные башкиры-катайцы // Этнографическое обозрение. 1893. № 3.

113. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

114. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

115. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

116. Хаббард Л. Рон. Введение в саентологическую этику. М., 1998.

117. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.: Наука, 1992.


118. Хайек Ф. Происхождение и действие нашей морали / ЭКО. 1991. № 12.

119. Хайек Ф. Дорога в рабство / Вопросы философии. 1990. № 10, 11, 12.

120. Хайям О. Рубайат. М: Наука, 1972.

121. Хилал ас-Саби. Установления и обычаи двора халифов.
М, 1983.

122. Черданцев А. Ф. Специфика правового отражения / Правоведение. 1973. №2.

123. Чеснов Я. В. Нравственные ценности в традиционном абхазском поведении // Полевые исследования Института этнографии. (1980-1981). М, 1984.

125. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. Л., 1986.

126. Шварцман К. А., Гусейнов А. А. Исторические образы морали. М: Прогресс, 1987.

127. Щербак Ф. Н. Мораль как духовно-практическое отношение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

128. Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма / Новый мир. 1971. №10. С. 213.

129. Юм Д. Соч. Т. 1. М: Наука, 1965.

130. Ярхо В. Н. Была ли у древних греков совесть? / Античность и современность. М., 1972.

131. Ясперс К. Речь памяти Макса Вебера / Вебер Макс. Избранное. М.: Юрист, 1994.


Предисловие...................................................................................................... 13

Глава I. О статусе этики как философской науки......................................... 15

Глава III. Мораль - сущностная сила человека............................................ 33

Глава ЛГСпецифика морали............................................................................ 40

§ 1. Признаки морали....................................................................................... 40

§ 2. Структура морали.................................................................................... 43

§ 3. Функции морали........................................................................................ 48

Глава ¥Генезис морали..................................................................................... 60

Глава VI. О проблемах современного нравственного развития.... 79

Глава VII. Мораль и культура поведения....................................................... 89

§ 1. Парадигмы этического мышления......................................................... 89

§ 2. Модели этического поведения в различных сферах
человеческой деятельности............................................................................... 96

Глава VIII. Религиозная мораль..................................................................... 114

§ 1. Мораль иудаизма................................................................................... 117

§ 2. Нравственная культура буддизма.......................................................... 121

§ 3. Христианская мораль............................................................................. 124

§ 4. Нравственность ислама......................................................................... 129

Глава IX. Национально-региональный компонент образования и
изучение этики (на примере Республики Башкортостан)............................. 135

§ 1. Об этических особенностях морали....................................................... 136

§ 2. О нравственной культуре современного Башкортостана.... 138
§ 3. Этноэтикет и культура общения башкир............................................... 151

Заключение..................................................................................................... 161

Использованная литература........................................................................... 162



Научно-популярное издание

ВАЛЕЕВ Дамир Жаватович

ПУТЬ К ИСТИНЕ

Редактор Л. О. Хаирова

Художник И. М. Сайфутдинов

Художественный редактор А. Р. Мухтаруллин

Технический редактор 3. Г. Чингизова

Корректоры Л. Р. Бикбаева, Г. Н. Гутова

Сдано в набор 02.11.07. Подписано в печать 22,11.07. Формат 84x108 Узг.

Бумага офсетная. Гарнитура Балтика. Усл. печ. л. 8,82. Усл.-кр. отт. 9,24. Уч-изд. л. 10,19.

Тираж 2000 экз. Заказ № 1.0161.07.

«Башкирское издательство "Китап"».

450001, Уфа, ул. Левченко, 4а.

Государственное унитарное предприятие Республики Башкортостан

«Уфимский полиграфкомбинат».

450001, Уфа, пр. Октября, 2.

Общение

(соц. психология)

Общение (связь между людьми) - психологический процесс, в результате которого возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информации, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

В последние годы в научной литературе появились несколько направлений, рассматривающих проблему общения под определенным ракурсом. Особенно интересна попытка Г.М Андреевой, которая рассматривает и выделяет в структуре общения 3 стороны:

1. Коммуникативная сторона – обмен информацией, широкое понятие, включающее в себя связь взаимодействия двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию – здесь нет влияния одного человека на другого.

2. Интерактивная сторона – взаимодействие

3. Перцептивная сторона – восприятие человека

Другие исследователи – Б.Ф Ломов, Бодалев, И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, Леонтьев, рассматривали проблему общения как целостный феномен и подразделяли эту целостность на ряд структур, которые выделяются из этой целостности и исследуются отдельно.

Рассмотрим стороны общения:

1.Коммуникативная сторона : предполагает обмен информацией. В основе этой информации положены речевые и неречевые средства:

А) неречевые средства – оптико-кинестетические (жесты, мимика, пантомимика);

- экстролингвистические – (паузы, смех, плач, темп речи)

- пространственно-временные – (взаимное расположение партнеров, временные задержки начала общения)

В практике общения выделяют следующие виды коммуникаций:

1. Познавательная – главная цель – передача содержания информации

2. Экспрессивная – мы вступаем в общение, когда имеется потребность передать наши чувства, оценки, взгляды.

3. Убеждающая - здесь проявляется стремление одного человека повлиять на другого, изменить отношение к чему-либо, или сделать что-то для вас.

4. Социально-ритуальная – суть этого общения сводится к поддержанию норм и обычаев социально-культурного поведения (процедура знакомства, поздравления, обычаи гостеприимства). Большая часть этого общения протекает между друзьями и близкими на расстоянии в пределах 50-130 см. между незнакомыми людьми в общественных местах - свыше130 см. При нарушении дистанции в памяти остаются неприятные ощущения от контакта с этим человеком. Это строго индивидуально от национальной и религиозной стороны общения (у асериканцев – близко; японцев и англичан далеко).

5. Несловесная коммуникация – мимика, позы, жесты

6. Несловесное сообщение – выражение рта, покусывание, сжатие, искривление губ, что означает иронию, сообщение о решимости, нервное напряжение, сарказм.

2.Интерактивная сторона: в социальной психологии были предприняты многочисленные попытки определения типов взаимодействия людей друг с другом. К числу наиболее распространенных типов взаимодействия относится:

1. Дихотомическое – кооперация и конкуренция, где присутствуют нравственно-психологическое соревнование

2. Согласие

3. Конфликт

4. Приспособление

5. Оппозиция

6. Ассоциация

7. Диссоцияция

При характеристике взаимодействия, выделяют несколько видов социальных мотивов , с которыми вступает во взаимодействие:

1. Мотив максимизации общего выигрыша – мотив кооперации

2. Мотив максимизации собственного выигрыша – на первом плане индивидуализм личности

3. Мотив максимизации относительного выигрыша – конкуренция

4. Мотив максимизации выигрыша другого – альтруизм (с вами взаимодействую для того, чтобы вам было лучше, а мне хуже)

5. Мотив минимизации выигрыша другого – агрессия (с вами взаимодействую, чтобы вам было хуже, а мне лучше).

6. Мотив минимизации различий в выигрышах – равенство (с вами взаимодействую, чтобы выигрыш разделить поровну).

Однако дихотомическое рассмотрение видов взаимодействия недостаточно для экспериментальной практики. Американский психолог Бейлс разработал и экспериментально подтвердил 82 наименования взаимодействия, затем сведя эти типы к четырем категориям:

1. Область позитивных эмоций : солидарность; снятие напряжения; согласие.

2. Область постановки проблем : просьба об информации; просьба высказать мнение; просьба об указании.

3. Область решения проблем : предложение – указание; мнение; ориентация других.

4. Область негативных эмоций : несогласие; создание напряженности, 12 демонстраций антогонизма (несовместимость, несогласие…).

В процессе трудовой деятельности интерактивная сторона общения может реализовываться в разных формах. Сов. Психолог Л.И. Уманскмй, изучая технологию взаимодействия людей в процессе труда, выделил три формы:

1. Совместно-индивидуальная деятельность , когда каждый участник делает свою часть работы, независимо друг от друга – бригада станочников, токарей, доярки, трактористы.

2. Совместно-последовательная , когда задача выполняется последовательно каждым участником – конвейер.

3. Совместно-взаимодействующая , когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – футбольная команда, конструкторское бюро.

3. Перцептивная сторона общения: общение начинается с перцептивной стороны.

Социальная перцепция – восприятие и понимание человека друг другом.

Поскольку человек вступает в общение как личность, постольку он и воспринимается другим человеком, партнером по общению так же, как личность. На основе внешней стороны поведения мы читаем другого человека как бы, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления , которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

Представление о другом человеке связано с уровнем самосознания

В ходе познания другого человека, одновременно осуществляется несколько процессов:

1. Эмоциональная оценка другого человека, которого я воспринимаю (симпатия-антипатия).

2. Попытка понять строй его поступков. Основанное на этой стратегии – изменение его поведения.

4. Построение стратегии собственного поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом и, следовательно, сопоставляет себя с другим, осуществляя это с двух сторон. Каждый из партнеров уподобляет себя другому.

Все это приводит к тому, что осознание себя через другого, включает 2 стороны :

1. Идентификация – уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействующие люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению, строятся на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

2. Эмпатия - тесно взаимосвязана с идентификацией, это аффективное понимание, бурная кратковременная вспышка, эмоциональное аффективное сопереживание другому человеку. При этом, действовать по-своему, в отличии от идентификации, где понимая партнера по общению, встать на его позицию, действовать вместе с ним (партнером).

3. Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание и понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс – зеркальных отражений друг друга Глубокое, последовательное взаимодействие, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию. Причем, в этом внутреннем мире, в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя

Как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе есть много исследований в области межличностной перцепции . Все эти исследования можно разделить на 2 класса:

1. Изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств)

2. Изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, эффектов при восприятии).

К эффектам привосприятии относится каузальная атрибуция – приписывание человеку не свойственных ему свойств.

Приписывание осуществляется:

А) На основе сходства поведения, воспринимаемого лица с каким-то другим образцом

Б) На основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. В этом случае, могут действовать и механизмы идентификации, но в любом случае, возникает целая система способов такого приписывания атрибуция . Каузальная атрибуция анализирует именно эти процессы.

Каузальная атрибуция имеет важное значение для характеристики процесса взаимного понимания и восприятия. Одним из первых психологов, предложивший идею приписывания был Хайдер, который ввел в социальную психологию понятие наивной психологии человека с улицы, который рассуждает след.образом: «Плохой человек – обладает плохими чертами; хороший человек обладает хорошими чертами».

Поэтому, приписывание осуществляется по этой схеме – плохим людям приписываются плохие черты, а хорошим – хорошие.

Большое внимание в теории каузальной атрибуции уделяется идее контрастных представлений , когда плохому человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту, как носителя самых высокий положительных черт.

Психолог Келли в своих экспериментах обнаружил, что не успех во взаимодействии по разному оценивается участником и наблюдателем. Участник какого- либо действия винит в неуспехах преимущественно объективные обстоятельства, среду. В то время, как наблюдатель винит на неуспех самого исполнителя.

Здесь прослеживается выделение 2-х типов людей:

А) Одни при неудачах винят обстоятельства и среду, забывая оценивать себя в этих обстоятельствах.

Б) Другие наоборот, винят себя, свои деловые и личностные качества, считая причиной своих несчастий какие-то личные недостатки, промахи, упуская при этом оценивать влияние внешних факторов.

Все эти различия в каузальной атрибуции , в процессах восприятия человека друг другом, определяются наличием социальных установок – аттитюдов. (Бодалев А.А. – в книге «Восприятие и понимание человека друг другом» пример фото преступника и героя).

При восприятии друг другом, возникают различные эффекты:

1. Эффект Ореола – формирование первого впечатления о человеке «Кто он?», что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам пи неизвестных качеств воспринимаемого. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Эффект Ореола проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимум информации об объекте восприятия; также, когда суждения касаются моральных качеств человека.

2. Эффект первичности и новизны – тесно связан с эффектом Ореола, так как оба касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке, для составления представления о нем. (эксперимент Лагинса, в котором 4 разным группам студентов был представлен незнакомец, о котором было сказано: в 1-ой группе - он экстраверт; во 2-ой группе – интраверт; в 3-ей группе – сначала, что он экстраверт, а потом сказали, что интраверт; в 4-ой группе - сначала интроверт, потом экстраверт. Всем группам было предложено описать незнакомца в соответствующих терминах его личностных качеств. В 2-х первых группах проблем не было с таким опысыванием. В 3-ей и 4-ой группах впечатление о незнакомце точно соответствовало порядку предъявленной информации. Предъявленная ранее возобладала).

Такой эффект получил название первичности, был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимался незнакомый человек.

Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны , который заключается в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой.

3. В широком контексте все эти эффекты можно расценивать как особого рода явлений стереотипизации. Стереотип это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением.

Стереотипы в общении , возникают при познании людьми друг друга, имеют специфическое происхождение и опираются на апперцепцию прежний опыт (все учителя – назидательны; бухгалтера – педанты). Стереотипизация приводит к 2-м разным следствиям:

1. К определенному упрощению процесса познания другого человека.

2. К возникновению предубеждений. В этом плане значительное распространение имеют этнические стереотипы , когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо наций, строятся предвзятые выводы относительно всей группы (немцы – педанты; японцы – вежливые; испанцы – играют на муз.инструментах и музыкальны).

4.Межличностная аттракция – особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, связанный с проявлением любви и дружбы. В процессе восприятия возникают определенные эмоциональные отношения людей друг к другу. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют определенные отношения. На базе сделанных эмоциональных оценок рождаются разнообразные чувства: от неприязни того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Именно область исследований, связанная с выяснением механизмов образования разных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получило название аттракции.

В процессе общения определенную роль имеют личностные качества человека. Сюда относятся:

1. Обаяние – психологически излучаемые человеком, привлекательность его со стороны проявлений его особенностей: мужское и женское; мудрости; простодушия; интеллигентности; силы.

2. Фастинация – завораживание: особый взгляд; голос; ритм речи – ненаскучивающий; ум; модуляция голоса. Человек, владеющий способами фастинации, должен умело их использовать и импровизировать по ходу общения.

В процессе взаимодействия и формирования межличностных отношений происходит определенная нравственно-нивидимая и психологически скрытая борьба за статусную позицию в общении. Это статусное соревнование обуславливает выработку у людей определенной типологии в общении, которая во многом и характеризует систему межличностных отношений.

В структуре общения выявляют следующие черты поведения :

1. Адаптационная мобильность – которая в системе и динамике межличностных отношений проявляется на уровне социометрического статуса и позиции в функциональной структуре деловых отношений.

2. Эмоциональное лидерство - как по вертикали, так и по горизонтали в неформальных группах; и деловое лидерство в своей группе при решении большинства проблемных ситуаций.

3. Способность к интеграции – социальной функции ролей, т.е. приспособление своего поведения под ролевые ожидания других участников общения. Условием успешного руководства людей является всесторонний учет руководителя ролевых ожиданий подчиненных.

4. Контактность – т.е. способность к установлению положительных социальных отношений. Этот фактор обуславливается такими социально-психологическими свойствами личности как – открытость характера в общении; стремление к информированности, стремление к самоутверждению, способность располагать к себе других людей; способность выслушивать и убеждать.

5. Стрессоустойчивость в широком смысле – интеллектуальная, волевая, эмоциональная.

6. Общий интеллектуальный уровень – всестороннее развитие. В динамике общения чаще всего проявляются такие черты поведения :

А) Доминантность (подавление собеседника своей эрудицией) - недоминантность

Б) Мобильность (пластичность, гибкость ума, интеллектуальное развитие) – регидность

В) Экстраверсия – интроверсия

Общение - это коммуникативно-информационное взаимодействие людей. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Общение является сложным и многогранным процессом. Мы редко задумываемся о том, что же представляет собой общение, что, какие факторы делают его более эффективным, что помогает, а что мешает договориться с другим человеком. Именно системное понимание сущности общения, его многофункциональности поможет сделать его более продуктивным.

В российской психологии само понятие "общение" охватывает широкий круг явлений, в который включены процессы взаимодействия, взаимовлияния, взаимопонимания, сопереживания. Общение многогранно по своему содержанию и формам проявления. Существуют различные психологические концепции общения. Общение рассматривается:

  • - как средство передачи информации;
  • - деятельность (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев);
  • - специфическая форма взаимодействия (Б. Ф. Ломов);
  • - способ познания другого человека (А. А. Бодалев, В. Н. Мясищев и др.);
  • - условие жизнедеятельности (А. А. Бодалев);
  • - способ передачи культурного и общественного опыта (А. А. Леонтьев и др.);
  • - способ влияния (В. М. Бехтерев, Е. Л. Доценко, А. Ю. Панасюк и др.);
  • - средство раскрытия субъективного мира личности (Г. М. Андреева и др.).

В целом межличностное общение может осуществляться с преимущественной опорой на две парадигмы психологических воздействий: "субъект-объектную", т.е. неравноправную, а, следовательно, манипулятивную, и "субъект- субъектную" - равноправную, развивающую.

Существуют различные классификации видов общения. А. Ю. Панасюк приводит следующую классификацию видов общения:

  • - субординационное, служебно-товарищеское, доверительное;
  • - в виде монолога, диалога и полилога;
  • - в форме совещаний, переговоров, выступлений, выслушивания, дискуссий;
  • - непосредственное и опосредованное и пр.

предлагает различать:

  • - "контакт масок";
  • - примитивное общение;
  • - формально-ролевое;
  • - деловое;
  • - манипулятивное;
  • - светское общение.

Структурные компоненты общения (по А. Н. Леон-

Предмет общения - партнер по общению.

  • Потребность в общении заключается в стремлении субъекта к познанию и оценке других людей и через них - к самопознанию и самооценке.
  • Коммуникативные мотивы общения - акт коммуникативной деятельности, адресованный другому человеку. Здесь можно выделить две базовых категории действий общения - инициативные и ответные.
  • Задачи общения - та цель, на достижение которой в данной коммуникативной ситуации направлены различные действия, совершаемые в процессе общения.
  • Средства общения - операции, при помощи которых осуществляются действия общения.
  • Продукт общения - образования материального и духовного плана, создающиеся в итоге общения.

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:

  • - субъектом - инициатором общения;
  • - субъектом , которому адресована инициатива;
  • - нормами , по которым организуется общение;
  • - целями , которые преследуют участники общения;
  • - ситуацией , в которой совершается взаимодействие.

Отечественные исследователи выделяют несколько основных функций общения:

  • - коммуникативная , связанная с собственно передачей информации;
  • - аффективная , проявляющаяся в передаче эмоционального отношения;
  • - регулятивная , побуждающая к изменению поведения и отношений;
  • - перцептивная , связанная с познанием человека человеком.

Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение предполагает некоторый результат - изменение поведения или деятельности других людей. Таким образом, межличностное взаимодействие представляет собой "последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга" . Говоря о целях общения и обобщая данные психологических исследований, необходимо отметить такие цели, как:

  • - контактные,
  • - информационные,
  • - побудительные,
  • - координационные,
  • - амотивные,
  • - установочные,
  • - развивающие,
  • - связанные с достижением понимания и взаимопонимания,
  • - оказание влияния,
  • - познание другого и самопознание.

Зачастую в процессе общения происходит сочетание нескольких целей.

  • - межличностное
  • - деловое,
  • - специально-профессиональное,
  • - научное,
  • - социально-политическое,
  • - информационно-коммуникативное и др. .

В общении различают инструментальную направленность (на выполнение социально значимой задачи, на дело, на результат) и личностную направленность (на удовлетворение личностных потребностей) .

Деловое общение является предметно-целевой деятельностью и направлено на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, педагогической и пр. По мнению Ю. М. Жукова , в деловой коммуникации предмет общения и отношения участников к нему (их предметные позиции) являются основными определяющими процесса общения. Умение понимать предметные позиции партнеров, в том числе и собственную, является необходимым условием успеха коммуникации. Основной задачей деловой коммуникации можно назвать продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, установление и улучшение партнерских отношений.

Деловая коммуникация, по мнению А. П. Панфиловой, предполагает реализацию следующих условий .

  • 1. Обязательность контактов всех участников общения, независимо от симпатий и антипатий.
  • 2. Предметно-целевое содержание коммуникации.
  • 3. Соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей.
  • 4. Взаимозависимость всех участников деловой коммуникации в достижении конечного результата и при реализации личных намерений.
  • 5. Коммуникативный контроль участников взаимодействия.
  • 6. Формальные ограничения:
    • а)конвенциональные ограничения , т.е. соблюдение правовых, социальных норм, следование регламентации (соблюдения правил внутреннего распорядка, инструкций и пр.);
    • б)ситуативные , т.е. с учетом ситуации делового общения (совещание, презентация, переговоры и пр.). Взаимодействие целенаправленно, в определенном регламенте, с использованием адекватных коммуникативных средств и достижением ожидаемого результата;
    • в)эмоциональные , т.е. проявление стрессоустойчивости, умение управлять своими чувствами и эмоциями в напряженной деловой ситуации;
    • г)насильственные , т.е. допустимо прерывание контакта любой из сторон в тех ситуациях, когда содержание информации перестает носить предметный характер, когда реакции партнера по общению неадекватны ожиданиям и установленным нормам поведения.

Способы взаимодействия зависят от целей общения, особенностей его организации, эмоционального настроя собеседников, уровня их культуры. Необходимо также отметить, что как диалектический процесс общение представляет собой единство двух противоположных тенденций: к сотрудничеству, к интеграции, с одной стороны, и к борьбе, дифференциации - с другой. Наиболее заметен дуализм общения в такой его разновидности, как деловое общение.

Ученые выделяют следующие основные характеристики общения:

  • - функции,
  • - содержание,
  • - стороны,
  • - манера,
  • - стиль 117, с. 21 25|.

Общение может иметь различное содержание, которое выражается в следующем:

  • - передача информации от человека к человеку;
  • - восприятие друг друга;
  • - взаимооценка;
  • - взаимовлияние партнеров по общению друг на друга;
  • - взаимодействие партнеров;
  • - управление групповой или массовой деятельностью и др.

Поскольку деловое общение является предметно-целевой деятельностью, содержание каждой коммуникативной формы (переговоры, дискуссия, доклад и пр.), а также каждой речевой конструкции (вывод, мнение, реплика, критическое замечание) зависят от коммуникативного намерения и ожидаемого результата. Каждая конкретная цель в деловом общении требует того содержания коммуникации, которая позволяет ее осуществить и добиться необходимых результатов. Успех деловой коммуникации, по мнению Ю. М. Жукова , зависит от адекватности установок, понимания своей предметной и межличностной позиции, знания закономерностей различных форм общения и правил поведения в разнообразных ситуациях, умения сформировать тактический план и реализовать его на основе имеющихся социальных навыков. Особенно важно данное положение в тех ситуациях, когда есть предположение о возможной неискренности делового партнера. В качестве норм общество вырабатывает определенную систему образцов поведения, нарушение которых включает механизмы социального контроля, который, в свою очередь, и обеспечивает коррекцию отклоняющегося поведения.

Исследования отечественных ученых (Г. М. Андреева, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др.) свидетельствуют, что любое общение содержит три взаимосвязанные стороны (рис. 1.1):

  • коммуникативную - это передача и обмен информацией;
  • интерактивную т.е. взаимодействие;
  • перцептивную - взаимовосприятие, взаимооценка в общении.

Рис. 1.1.

Остановимся на них более подробно.

Коммуникативная сторона общения характеризуется:

  • - умением устанавливать психологический контакт;
  • - учетом особенностей коммуникативного воздействия;
  • - аргументированностью, логичностью и адекватностью ситуации общения;
  • - эффективностью использования вербальных (слова) и невербальных средств общения.

В коммуникативном процессе выделяют обычно вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (неречевые знаковые системы) коммуникацию.

Невербальная коммуникация структурно представляется следующими системами:

  • визуальная - это жесты, мимика, позы, кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временные организации общения, а также вспомогательные средства общения - подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы). Характер движений отображает эмоциональные реакции человека;
  • акустическая - это такие особенности речи, как темп, смех, плач, покашливание, паузы;
  • тактильная - это прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй.

Интерактивная сторона (взаимодействие). Общение как взаимодействие характеризует непосредственную организацию совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Мотивы, по которым люди вступают во взаимодействие, могут быть различны. Перечислим виды мотивов, по которым человек вступает во взаимодействие с другими людьми:

Мотив максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);

― мотив максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

  • - мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция);
  • - мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм);
  • - мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

Характер социальной мотивации участников взаимодействия определяет и средства общения, и результат взаимодействия, и отношения между партнерами по общению. Соответственно существуют и различные тактики поведения во взаимодействии.

Перцептивная сторона (восприятие, познание и взаимопонимание) включает:

  • - познание себя в процессе общения;
  • - познание и понимание собеседника;
  • - прогнозирование поведения партнера по общению.

Для эффективного общения очень важно понимать

другого человека и уметь прогнозировать его поведение. Именно поэтому важно знать существующие закономерности, формирующие "рисунок" общения.

{{ Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988. С. 52.

Виды делового общения. Основные моменты

Ежедневное решение различных рабочих проблем и задач у каждого из нас представлено в форме делового общения. Мы постоянно с кем-либо совещаемся, беседуем и договариваемся. Виды делового общения представлены в таких формах: деловые встречи (с глазу на глаз или групповые); деловые беседы, представленные в виде переговоров, совещаний, «круглых столов», дискуссий, дебатов и прений; публичные выступления (сообщения, доклады, приветствия и самопрезентации); пресс-конференции и брифинги; собрания; деловые фуршеты, завтраки, обеды и ужины; собеседования при приеме на работу; общение с помощью средств массовой коммуникации (через Интернет, по телефону или по почте).

Характерные черты общения

Все приведенные выше виды делового общения имеют свои особенности, но им присущи и общие черты. Подробнее хотелось бы остановиться на такой форме делового взаимодействия, как общение двух человек, называемых партнерами, или собеседниками. Своеобразная технология делового общения находится в прямой зависимости от конкретной жизненной ситуации. Имеют существенные отличия, например, разговоры начальника с подчиненным, преподавателя со студентом либо встречи пациента с врачом. При этом у каждой из указанных ситуаций есть свое проявление. Например, при разговоре начальника и подчиненного зачастую необходимо соблюдать большую дистанцию (около полутора метров) и избегать прямых долгих взглядов.

Совершенно иначе может складываться общение коллег - увеличение дистанции между ними и отсутствие визуального контакта указывают на наличие ссоры между собеседниками. Виды делового общения находят свое отображение и в других параметрах, характеризующих специфику подобных ситуаций. Например, паузы и интонации в речи или слова, часто употребляемые. Поэтому зачастую актуальным становится вопрос о том, что именно необходимо учитывать для увеличения успешности и продуктивности контактов.

Официальное и неофициальное деловое общение

Рассмотрение данного термина будет неполным, если не проанализировать такие виды делового общения: официальное и неофициальное. В качестве примера официального общения можно привести доклад подчиненного начальнику о проделанной за некоторый период работе или выступление на совещании.

Особенностями такого вида общения служат строгий деловой язык и ограниченность тематики служебных заданий. В отличие от первого вида, неофициальное деловое общение способствует расширению профессионального и общего кругозора. Навыки общения в неофициальной обстановке являются важным компонентом профессиональной культуры специалистов. Любая беседа может быть построена по принципу упорядочения и структурирования. Другими словами, специалистами выделяются такие фазы делового общения: планирование встречи; начало деловой встречи; постановка проблемы при обсуждении и обоснование ее актуальности; обмен информацией; подведение итогов беседы.