Обмен действиями как важнейшее условие совместной деятельности. Бухгалтерский учет совместной деятельности. Совместная деятельность в мсфо


Проблема совместной деятельности по-разному формулировалась не только в разные периоды ее разработки, но и разными исследователями. С ее формулированием связаны прежде всего такие термины, как «групповая активность», «групповая деятельность», «групповое взаимодействие», «коллективная деятельность», «совместная деятельность» и т.п. Несмотря на некоторые различия в формулировках проблемы, а также на изменения в результате ее естественного развития, проблема совместной деятельности до сих пор остается в центре внимания исследователей, в первую очередь социальных психологов, психологов труда и управления. В качестве признаков совместной деятельности (СД) обычно выступают ее отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. К основным признакам совместной деятельности относится наличие:

  • 1) единой цели для участников, включенных в деятельность;
  • 2) общей мотивации;
  • 3) объединения, совмещения или сопряжения индивидуальных деятельностей (и индивидов), понимаемых как образование единого целого;
  • 4) разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками;
  • 5) согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой и с учетом характеристик деятельности;
  • 6) управления - важнейшего признака и атрибута СД;
  • 7) единого конечного результата (совокупного продукта);
  • 8) единого пространства и одновременности выполнения индивидуальной деятельности разными людьми.

Психологическая структура СД включает такие компоненты, как общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совместной деятельности - центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, которого стремится достигнуть общность индивидов (групповой субъект). Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъекта к цели. Обязательным компонентом психологической структуры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент совместной деятельности - совместные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий результат, полученный ее участниками.

А. Н. Леонтьев в «общем потоке деятельности» выделяет разные уровни. Сначала это отдельные (особенные) деятельности - по критерию побуждающих их мотивов. Далее идет уровень действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям. Наконец, это уровень операций, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели.

Целевое или предметно-направленное взаимодействие между индивидами (а значит и между индивидуальными деятельностями) можно в первом приближении принять за «единицу» психологического анализа СД, которая раскрывает ее качественную специфику (аналогично тому, как предметное действие составляет специфику индивидуальной).

Обычно различают три формы, или модели, организации совместной деятельности:

  • 1) каждый участник делает свою часть общей работы независимо от другого;
  • 2) общая задача выполняется последовательно каждым участником;
  • 3) имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Их реальное существование зависит от условий деятельности, ее целей и содержания.

В совместной деятельности заметно активизируется контроль со стороны самих ее участников (самоконтроль, самопроверка, взаимный контроль, взаимная проверка), что оказывает влияние на исполнительскую часть деятельности, в том числе на скорость и точность индивидуальных и совместных действий.

В совместной деятельности, как правило, используется несколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников, которые определяют основные социально-психологические типы взаимодействия участников.

  • 1. Сотрудничество: партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей СД.
  • 2. Противоборство: партнеры противодействуют достижению целей другими участниками СД, совершают несогласованные с ними действия, в противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаимодействию.
  • 3. Уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избегание взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей.
  • 4. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.
  • 5. Однонаправленное противодействие, т.е. один из партнеров препятствует достижению целей другим, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником.
  • 6. Контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме).
  • 7. Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта СД тесно связаны между собой. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированности), структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности.

Целенаправленность группового субъекта деятельности представляет стремление к основной цели.

Мотивированность как свойство группового субъекта деятельности характеризует активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности.

Под целостностью (или интегрированностью) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство составляющих его элементов. Целостность оценивается совокупностью параметров:

  • - плотностью функциональных связей между его членами, показателями которой выступают частота и интенсивность контактов между ними;
  • - уровнем функциональной взаимосвязанности; отношением числа совместно выполняемых функций к общему их числу;
  • - типом целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами коллектива.

Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование и т.п.), способы принятия ответственности за выполнение функций в коллективе (концентрация, распределение, диффузия ответственности), характеристики делового взаимовлияния и др.

Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является прежде всего тип или характер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показателей:

  • - доминирующий способ разрешения разногласий и противоречий;
  • - ведущая «зона» согласования действий участников группы;
  • - уровень конфликтности;
  • - типичные способы поведения ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.

Организованность обобщенного субъекта деятельности означает упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать точно в соответствии с заранее установленным планом (планомерность).

Интегральным свойством коллективного субъекта деятельности является его результативность, характеризующая способность достигать позитивного итога.

Наблюдения за процессом совместной деятельности и собственные экспериментальные исследования позволили Н. Н. Обозову построить модель регуляции совместной деятельности (рис. 23).

Рис. 23.

Центральным блоком в этой модели является блок «Условия деятельности и взаимодействия». Разграничение таких понятий, как «деятельность» и «взаимодействие», не случайно. Они выступают вместе в совместной деятельности и взаимообуславливают друг друга. В. Е. Смирнов в своей работе «Психология юношеского возраста» отмечал: «Для членов группы, производящих какое-либо совместное действие, всегда имеются две стороны: стимуляция со стороны самой работы и стимуляция, исходящая от других».

В совместной деятельности Н. Н. Обозов выделяет два аспекта:

  • а) собственно предметную деятельность;
  • б) совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе этой деятельности или общения.

Данное мнение подтверждает факт разделения условий деятельности и взаимодействия. Й. Лингард обозначил два типа обратных связей: собственно обратную связь об индивидуальной деятельности и социально-обратную связь, обусловленную взаимодействием между индивидами.

Обратная связь - это один из важнейших компонентов регуляции любой биологической и социальной системы, и если без обратной связи практическая деятельность немыслима, то в условиях взаимодействия большего числа людей система обратной связи еще больше усложняется. В связи с этим Курт Бак выделяет два типа коммуникации (которым соответствуют определенные структуры языка):

  • а) направленный на отношения, т.е. взаимодействия;
  • б) направленный на действия и деятельность.

Р. Бейлз различает в совместной деятельности область решения задач и область эмоций. Область эмоций характеризуется наличием таких форм речевых и поведенческих реакций, которые в большей мере направлены не на саму деятельность (решение задач), а на взаимодействие (межличностные отношения). Эти реакции имеют эмоциональную, субъективную окраску, характеризуют степень удовлетворенности совместной деятельностью. Другое дело - область решения задачи: она связана с выдвижением гипотез, их обсуждением и принятием решений. Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определенными эмоциональными переживаниями участников групповой деятельности.

Эффективность деятельности группы зависит от многих факторов, в том числе и от условий, в которых она протекает. Это могут быть спокойная деловая обстановка, отсутствие давления извне или, наоборот, стрессовые условия, когда группа работает с эмоциональным «надрывом» в экстремальной ситуации. Среди условий, влияющих на эффективность СД, надо отметить следующие:

  • 1. Специфика и сложность задач. Это внегрупповой фактор, он задается извне и определяет содержание совместной деятельности. Сложность задачи определяется не только тем, какие психические процессы и функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные, мнемические, логические), но и тем, как часто выполнялись действия и вырабатывались навыки - нормы взаимодействия с орудием и объектом труда.
  • 2. Время совместной работы или любого другого вида взаимодействия, например общения приятелей, супругов, может рассматриваться с различных позиций.

При официальной организации взаимодействия людей время оценивается как фактор объективной необходимости для совместной деятельности. Время же взаимодействия при неофициальных отношениях определяется внутренними потребностями каждого из участников общения. Время совместной работы и совместного проживания является не только условием проверки прочности отношений, но, что еще более важно, это фактор формирования личностных, в частности характерологических, особенностей взаимодействующих людей. Как указывал по этому поводу С. Л. Рубинштейн, при длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга часто накладывает значительный отпечаток на их характер, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологическими свойствами и взаимное уподобление. В результате длительной совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становятся похожими друг на друга.

3. Количественный состав группы в условиях официальных отношений (например, учебная деятельность) определяется извне. Количественный состав имеет определенное значение для регуляции эффективности групповой деятельности. С увеличением группы ее эффективность возрастает, но лишь до определенного уровня: при достижении некоторого «критического значения» величина группы перестает влиять на эффективность ее деятельности, а затем - при ее большем увеличении - эффективность снижается (слишком большая численность приводит к тому, что люди начинают мешать друг другу), отмечал Б. Ф. Ломов. Но при этом необходимо соотносить специфику деятельности группы, сложность решаемых задач с реальной численностью.

Соотношение количества членов группы и эффективности ее работы имеет криволинейную зависимость. В проявлении этого фактора следует различать пороговые значения численности группы: нижний порог - это число лиц, способных справиться с общей задачей; верхний порог - это число лиц, эффективно справляющихся с заданием, но которое может быть незначительно сокращено без видимого ущерба.

4. Взаимосвязанность членов группы является одним из основных условий, влияющих на их взаимодействие. При этом под взаимодействием надо понимать такую систему действий участников, когда действия одного обуславливают определенные действия других людей. Степень взаимосвязанности определяется тем, каков характер взаимодействия между индивидами: официальный или неофициальный. Неофициальные межличностные взаимоотношения не являются заданными, они регулируются самими членами группы. В официальной организации взаимосвязанность определена инструкциями, приказами, предписаниями и не зависит от желания людей.

Малая взаимосвязанность представляет большие возможности для самостоятельной работы. По мере усиления взаимной связанности, возможности самостоятельных действий уменьшаются, но одновременно усиливается роль общегрупповых достижений. Больше того, увеличение взаимосвязанности повышает значение руководителя.

Й. Лингард попытался определить уровни взаимной зависимости с учетом сложности и качества межличностных связей:

  • а) первый уровень взаимосвязанности характеризуется изменением поведения под влиянием присутствия других лиц, ведущих себя подобно зрителям, и обозначен ученым как «публичный эффект»;
  • б) второй уровень - взаимосвязанность, при которой поведение изменяется под влиянием активно участвующих в конкретной деятельности других лиц. Совместное действие в данном случае необходимо различать по степени взаимосвязанности: от эмоциональной и заинтересованной совместной деятельности других лиц без непосредственной помощи до взаимного сотрудничества.
  • 5. Функциональную структуру группы можно дифференцировать на первичную (заданную условиями и формальными признаками организации) и вторичную (соответствующую распределению ролей в процессе решения задач). Для оптимального регулирования системы управления необходимо рациональное соотношение между заданным и произвольным распределением функциональных обязанностей. Произвольное (вторичное) распределение функций определяется, с одной стороны, системой задач, которые решает группа, а с другой - индивидуально-типическими, личностными и социально-психологическими особенностями членов группы. В сплоченных группах лидер эффективнее, чем в менее сплоченных. «Сплоченность группы» и «эффективность лидерства» - это взаимозависимые переменные. Группа может быть сплоченной только при оптимальном распределении функций между ее членами, поэтому естественно, что и эффективность лидерства будет больше; это качество сплоченной группы - следствие согласия внутри нее.
  • 6. Изолированность группы от обычной социальной среды (экспедиции, экипажи морских судов и космических кораблей) и ее автономность («замыкание» на какой-либо внешний объект, например любое лицо, не входящее в состав группы; прибор, расцениваемый как внешний элемент). Слабая автономность группы выражается в конфликте, который замыкается между ее членами. Социальная изоляция более, пожалуй, чем физическая, действует на самочувствие человека. Но в отличие от индивидуальной изоляции отсутствие обычного круга общения компенсируется возрастанием уровня межличностных отношений внутри самой группы, хотя и до известных пределов. Сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывают информативную ценность каждого из членов группы, что, в конечном счете, приводит к индивидуальной изоляции.

Автономность группы выступает как следствие не только физических условий, но и внутренних и внешних социально-психологических. Это выражается в том, что хорошо сработавшаяся группа, включаемая во взаимодействия с другими группами, порой проявляет агрессивность по отношению к членам других групп.

7. Мотив как побуждение - это источник или причина действия. Однако в условиях совместной работы людей в группе притязания одного могут не согласовываться с притязаниями другого.

Характер мотивации каждого члена группы и всей группы в целом различается по силе и направленности. Внутренняя мотивация каждого члена группы определяется прежде всего условиями решения задач, которые могут усиливать или ослаблять ее. Сила мотивированности зависит от взаимного влияния членов группы друг на друга. При высоком уровне положительного отношения к работе происходит усиление мотивированности каждого члена и всей группы в целом. Направленность мотивации выражается через ориентацию личности на личный успех (на саму себя), коллективистский (на группу) и деловой (на задание). Ориентация на собственный или групповой результат находится в непосредственной зависимости от степени взаимосвязанности между членами группы. При большей мотивации увеличивается мотивация членов группы на общую эффективность совместной деятельности, либо в группе возникает конфликт вплоть до отказа от решения задачи.

8. Система дополнительных факторов, по мнению Н. Н. Обозова, является разнообразной по структуре и включает в себя, с одной стороны, индивидуальные психологические особенности членов группы, а с другой - их однородность-разнородность по различным психологическим характеристикам.

В первом случае выделяют два внутригрупповых фактора. Первый фактор - уровень индивидуальных характеристик членов группы - выступает как показатель тех возможностей, которыми обладает каждый участник совместных действий в отдельности (сюда можно включить нейродинамические, психомоторные, интеллектуальные, социально-психологические особенности людей).

Второй фактор - однородность-разнородность группы (степень подобия между людьми в группе). Для одного типа совместной деятельности важны близость, подобие членов группы по каким-либо параметрам, для других видов работ условиями успешного выполнения групповых задач являются контраст и различия. Особое значение имеют возрастные и половые различия людей; их роль в регулировании взаимодействий (общения, отношений) чрезвычайно велика.

Фактор однородности-разнородности группы имеет два уровня.

  • 1. Первый уровень однородности-разнородности группы (степень подобия-контраста вероятных участников взаимодействия) есть соотношение их индивидных (природных), личностных и социально-психо- логических параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций, мировоззренческих позиций). Данный уровень участвует в регуляции эффективности совместной деятельности и межличностных отношений людей, но его регулирующая функция может не осознаваться членами группы. Это совсем не означает, что партнеры не видят реального сходства или различия между собой; просто это настолько очевидно, что воспринимается как само собой разумеющееся.
  • 2. Второй уровень однородности-разнородности членов группы есть соотношение (сходство-различие) их мнений, оценок, отношения к себе, партнеру, другим людям, предметному миру. Второй уровень включает в себя два субуровня:
    • - первичный (или исходный) подуровень состоит из исходных данных до взаимодействия, соотношения мнений, оценок (о мире предметов и о себе подобных) и отношений (к миру предметов и к себе подобным);
    • - вторичный подуровень есть соотношение (сходство-различие) мнений, оценок и отношений, как следствие взаимодействия между членами группы. Он является следствием взаимодействия мнений, оценок и отношений общающихся партнеров; регулируется такими механизмами социального поведения, как подражание, внушение, конформность. Степень позитивной изменчивости мнений, оценок, позиций - один из основных показателей сплоченности, солидарности группы. Благодаря изменчивости преобразуется этот подуровень. Изменчивость зависит не только от исходного соотношения параметров первичного подуровня, но и от первого уровня неоднородности группы, т.е. от соотношения индивидных, личностных и социально-психологических особенностей членов группы. В свою очередь, изменение и принятие других мнений, оценок, отношений участвуют в формировании ценностных ориентаций, интересов, т.е. происходит изменение первого уровня однородности-разнородности.

Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и отношений в группе характеризует единство взглядов и выражает сходство- различие интересов, ценностных ориентаций и личностных установок. Партнеры не только осознают сходство-различие в своих мнениях, оценках, отношениях, но и ощущают его реальную значимость для совместной деятельности и межличностных отношений.

Все изложенное выше позволило Н. Н. Обозову сделать вывод о том, что в регуляции эффективности групповой деятельности участвуют самые разные системы факторов:

  • а) внегрупповые (физические и социальные);
  • б) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения, исходные и результативные);
  • в) внеличностные (однородность-разнородность по индивидуальнопсихологическим параметрам);
  • г) внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояния, исходные мнения, оценки и отношения).

Фактором, связывающим все перечисленное, является фактор общественной значимости совместной деятельности группы людей.

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ АНАЛИЗА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. И. ДОНЦОВ, Е. М. ДУБОВСКАЯ, И. М. УЛАНОВСКАЯ

При анализе различных теоретических подходов к изучению совместной деятельности обращает на себя внимание тот факт, что, постулируя важнейшее ее значение в развитии других процессов и взаимовлияние психологических феноменов совместной деятельности, большинство авторов в принципе не обсуждают вопрос о психологической сущности последней. Анализ конкретных текстов описаний экспериментальных процедур и интерпретации их результатов показывает, что на уровне эмпирики исследователями изучаются фактически разные реальности, объединяемые лишь общим названием "совместная деятельность ". Это приводит к формированию весьма мозаичной картины, в которой отдельные исследования совместной деятельности, вместо того чтобы углублять, развивать и дополнять друг друга, в большинстве своем сосуществуют независимо, не имея практически точек пересечения. Хотя очевидно, что если не вскрываются и не обозначаются исходные основания совместной деятельности, то вопрос о сравнительной эффективности разных типов ее организации, а также о влиянии на нее различных психологических факторов во многом теряет свой смысл.

СУБЪЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Анализ теоретических и экспериментальных исследований совместной деятельности демонстрирует широкий спектр представлений о ее субъекте. Однако за всем этим конкретным многообразием просматривается несколько общих схем его описания.

В значительной части работ специфика субъекта совместной деятельности вообще не рассматривается. Отказываясь от "гласного " обсуждения проблемы субъекта совместной деятельности, авторы тем не менее не могут полностью ее избежать, поскольку любое исследование деятельности предполагает ответ на вопрос "Кто действует? ".

Из логики экспериментальных работ вытекают два возможных толкования сущности субъекта совместной деятельности.

1. Субъектом совместной деятельности является индивид.

В ряде работ это парадоксальное положение декларируется прямо: это те случаи, когда авторы говорят о совместноиндивидуальной модели совместной деятельности (Л. И. Уманский), об индивидуальном типе решения задач в совместной деятельности (Н. П. Щербо) или обозначают термином "совместная деятельность " ситуацию индивидуального решения задачи в условиях молчаливого соприсутствия другого человека (Н. Н. Обозов).

Теоретической базой для такого понимания субъекта совместной деятельности является положение Е. В. Шороховой, согласно которому "нет никакой специфической социальной психологии, которая не была бы психологией личностей, находящихся в определенных отношениях " .

Необходимо отметить, что при таком подходе использование термина "совместная деятельность " представляется непродуктивным, так как изучаемые им феномены вполне могут быть описаны в терминах индивидуальной деятельности.

Подобный взгляд на субъекта совместной деятельности характерен для многих западных работ, в которых совместная и индивидуальная деятельности рассматриваются как два полюса одного континуума, а потому, например, работа учащегося в присутствии взрослого уже рассматривается как определенная степень совместности. Дж. Сильверман и И. Джерингер полагают, что в совместной деятельности субъект с более высоким уровнем познавательного развития как бы "поглощает " деятельность индивида с более низким уровнем, так что в конечном счете действует лишь один партнер, а другой с ним соглашается.

Сходная интерпретация представлена в исследованиях конкурентной модели совместной деятельности. Так как сама деятельность в этой ситуации организуется таким образом, что достижение результата одним участником предполагает его недостижение другими, то очевидно, что по своей сути такая деятельность является индивидуальной, а ее субъектом является каждый отдельный участник. Как справедливо отмечают представители такого подхода, истинным объектом изучения здесь является не совместность, а особенности индивидуального поведения в условиях дефицита средств достижения цели.

2. Под субъектом совместной деятельности подразумевается совокупность индивидов, решающих (по определению Л. И. Уманского) одну "общую " задачу на "одном пространстве в одно и то же время " .

Исследователи, придерживающиеся такого представления о субъекте совместной деятельности, строят свои исследования по схеме: двум или более участникам предлагается некая задача, а процесс ее решения интерпретируется исходя из априорного убеждения, что он реализуется групповым, коллективным, совокупным субъектом (эти термины используются в качестве синонимов). Однако очевидно, что сам факт предъявления задачи соприсутствующим индивидам не гарантирует групповой или совместной формы ее решения. И описанные в литературе попытки обеспечить "общность " задачи соответствующей инструкцией, типа "Решите сообщаЕ " или требованием получить "общее решение ", вряд ли могут расцениваться как достаточные для обеспечения совместности решения. Нам представляется, что даже в тех экспериментальных ситуациях, когда группы составлялись из членов реально существующих общностей, факт существования группы как субъекта деятельности не может констатироваться априорно,

а должен представлять собой результат анализа деятельности и взаимодействия включенных в нее индивидов.

Абсолютное большинство исследователей, в целом признавая и даже принимая за исходное описанное выше представление о субъекте совместной деятельности, считают, что указанные в нем признаки являются необходимыми, но не достаточными. Поэтому кроме временнопространственного соприсутствия и наличия "общей " задачи разными авторами предлагаются различные дополнительные условия, способствующие, по их мнению, превращению группы индивидов в успешного субъекта совместной деятельности. Такими условиями могут являться:

1) специфические особенности самого материала, который используется в "общей " задаче;

2) индивидуальные особенности участников;

3) социальнопсихологические характеристики группы;

4) разделение функций, ролей, действий и операций.

Большая группа работ подходит к проблеме субъекта совместной деятельности с точки зрения структуры и реального содержания самой деятельности.

Попытка выделить в самой психологической структуре совместной деятельности образования, качественно характеризующие ее субъекта, а также механизмы, приводящие к их формированию, представлена в работе Р. Л. Кричевского . В его исследовании важной характеристикой субъекта совместной деятельности является направленность взаимодействия в группе, определяемая, по мнению автора, мотивом их деятельности.

В работе М. Г. Ярошевского для характеристики субъекта совместной деятельности привлекается анализ предмета, на который направлена его деятельность. Предполагается, что субъект совместной деятельности формируется под влиянием ее предметных характеристик: социальной заданности и значимости, а также конкретного ее содержания.

По мнению А. И. Донцова, ни сама группа в качестве субъекта деятельности, ни формы и способы ее активности не могут быть как таковые определены вне отношения к предмету совместной деятельности. Результаты исследования показывают, что "именно предметность социально обусловленной совместной деятельности может быть рассмотрена в качестве основы и ведущего фактора социальнопсихологической целостности коллектива как совокупного субъекта деятельности " .

В работах В. В. Рубцова субъект совместной деятельности определяется через специфическую форму ее организации, предполагающую распределение и закрепление за отдельными индивидами ее действий и операций. В этом случае в качестве субъекта выступает объединение индивидов, для которых смысл их действий является результатом рефлексии на ограничения возможностей их выполнения в совместной деятельности.

Работа А. Л. Журавлева является одной из немногих, где развернуто изложена теоретическая позиция по данному вопросу. В качестве основных характеристик субъекта совместной деятельности автор выделяет "целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированность), структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условия жизнедеятельности коллективного субъекта " . Таким образом, в основу определения субъекта положены структурные компоненты и отдельные признаки самой деятельности, причем субъект выступает не как интеграция или результат влияния указанных выше характеристик, а как простая

сумма рядоположенных свойств деятельности.

При всей многочисленности и внешнем многообразии конкретных экспериментальных исследований и подходов к решению вопроса о субъекте совместной деятельности их отличают следующие общие черты.

1. Для большинства работ характерно представление, что совместность деятельности обеспечивается определенным сочетанием внешних условий, спецификой задачи, инструкцией, подбором участников по индивидуальным особенностям и межличностным отношениям и т. д. Поэтому вопрос о критериях выделения субъекта совместной деятельности вообще не ставится как особая проблема. В связи с этим понятно и полное отсутствие интереса к вопросам о том, принимается ли участниками заданная внешне деятельность в качестве совместной; как на основе такого принятия формируется субъект собственно совместной деятельности; тождественны ли субъекты групповой и совместной деятельности и т. д.

2. Поскольку совместная деятельность задается через внешние условия, а сумма выполняющих эту деятельность индивидов рассматривается в качестве ее совокупного субъекта, то все их индивидуальные и личностные особенности, способы взаимодействия и общения интерпретируются как характеристики субъекта совместной деятельности.

3. Так как многие исследователи в той или иной степени чувствуют трудности, вытекающие из столь широкой интерпретации совместной деятельности, то наряду с представлением о совместной деятельности как о деятельности более чем одного индивида наблюдаются попытки выделить так сказать хорошую совместную деятельность или собственно совместную деятельность и соответственно те характеристики, которые отличают успешного субъекта совместной деятельности от менее успешного.

СТРУКТУРА И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подход к решению вопросов структуры и процессуальных характеристик совместной деятельности в значительной степени определяется позицией автора по проблеме соотношения деятельности и общения. Не имея возможности обсуждать здесь теоретические основы этого противопоставления, остановимся на конкретных вариантах его решения.

I. Совместная деятельность относится к отдельным актам общения , а следовательно, ее структура и процессуальные характеристики могут быть определены по таким косвенным признакам, как, например, циклы общения. Цикл начинается с выявления задачи, которая возникает в ходе взаимодействия, и завершается согласованием индивидуальных решений. Последовательность циклов весьма лабильна и направляется самим ходом выполняемой совместной деятельности. При такой интерпретации деятельность редуцируется к общению, которое, в свою очередь, описывается в терминах совместной деятельности. На экспериментальном уровне ситуация упрощается: объединение индивидов в группу для решения какойлибо задачи автоматически приводит к интерпретации всех дальнейших результатов как получаемых "совокупным субъектом деятельности ". Дж. Рассел , например, интерпретирует совместную деятельность просто как процесс обмена информацией между участниками.

Итак, в целом ряде работ общение рассматривается в качестве фактора, порождающего и определяющего содержание и процесс совместной деятельности.

II. Структура совместной деятельности определяется через структуру и формы взаимодействия ее участников.

Анализируя работы, реализующие данную точку зрения, следует иметь в виду, что использование термина "взаимодействие " не гарантирует общности понимания структуры совместной деятельности, так как у одной части авторов взаимодействие определяется и оценивается через показатели общения, у другой - является элементарным актом в структуре совместной деятельности, а у третьей - вообще не входит в структуру совместной деятельности, осуществляясь в ситуации совместной деятельности по поводу нее.

Так, Я. Яноушек делает акцент на выделении особенностей качественного взаимодействия партнеров в процессе решения задачи. Такими особенностями, по его мнению, являются выраженность взаимодействия и его содержательность, оцениваемые на основании количественного и качественного анализа реплик членов группы. "Вербальное взаимодействие " выступило предметом анализа у А. В. Беляевой . Е. В. Цуканова исследовала влияние изменения условий протекания совместной деятельности на динамику "коммуникативного взаимодействия ". Н. М. Полуэктова и Б. В. Тихонов анализировали влияние некоторых характеристик взаимодействия (таких, как четкость и гибкость распределения ролей) на производительность совместной мыслительной деятельности.

В. Я. Ляудис считает уточнение содержания категорий учебного взаимодействия и совместной деятельности одной из центральных задач своей работы. При этом место и функции взаимодействия определяются пониманием совместной деятельности: "Совместной деятельностью мы называем акты обмена действиями, операциями, а также вербальными и невербальными сигналами этих действий и операций между учителем и учениками и между самими учащимися в процессе формирования деятельности. Эти акты связаны как с содержанием самой деятельности, так и с процедурами взаимодействия между участниками обучения. Акты обмена действиями перестраиваются и изменяются в объективной логике становления внутренних регуляторов усваиваемой деятельности и направлены на построение механизмов самоуправления способами предметной деятельности, личностными позициями и нормами общения и взаимодействия между участниками процесса обучения " . При этом взаимодействие включается в процесс совместной деятельности как ее элементарная единица; выступает в качестве одной из целей совместной деятельности; нормы взаимодействия рассматриваются как предмет совместной деятельности, а формы взаимодействия - как ее средства.

С. Казден и Е. Форман выделили семь типов взаимодействия, характеризующих совместные формы решения задач .

А. С. Чернышев обсуждает вопрос о детерминации особенностей и структуры взаимодействия в группе межличностными отношениями, а Э. И. Маствилискер - обратное влияние самого взаимодействия субъектов на складывающиеся между ними отношения.

Из перечисленных работ видно, что, несмотря на неоднозначность трактовки сущности взаимодействия и его места в структуре совместной деятельности, ему придается особое значение. Так, А. Л. Журавлев прямо указывает на взаимодействие как на "существенную особенность структуры совместной деятельности, ее основной отличительный признак по сравнению с индивидуальной деятельностью " . Определяя взаимодействие как "систему действий, при которой действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых ", он отмечает, что

"структура совместной деятельности фактически складывается, функционирует и развивается именно через взаимодействие между отдельными ее участниками " [там же].

III. Взаимосвязанность понимается как характеристика структуры совместной деятельности.

Если А. Л. Журавлев рассматривает взаимосвязанность в качестве одного из признаков совместной деятельности , то Н. Н. Обозов выбирает ее в качестве основной и исходной характеристики совместной деятельности. Поэтому в его классификации типу взаимосвязанности (изолированность, предполагаемая взаимосвязанность, взаимосвязанность по типу "молчаливого соприсутствия ", по типу "влияния и взаимовлияния ", активная взаимосвязанность, коллективистская взаимосвязанность) ставится в соответствие вид совместной деятельности .

IV. Структура совместной деятельности характеризуется через формы кооперации.

Этот подход развернуто представлен в работе Р. Славина . Анализируя кооперативные методы обучения, автор выделяет побудительные кооперативные структуры и кооперативные структуры задачи, поразному оценивая их роль и место в формировании совместности.

Х. Кук и С. Стингл проанализировали большое число подходов к пониманию кооперации: от классических бихевиористических определений до подходов на основе учета социальных и ситуативных факторов. Так, М. Дойч считает, что в кооперативной ситуации цель может быть достигнута индивидом только в том случае, если к достижению этой цели будут стремиться и другие индивиды, а Л. Доуб определяет кооперацию через совокупность признаков: стремление всех членов группы к общей цели; знание, что эффективный результат может быть достигнут только через кооперацию; вознаграждение только за те индивидуальные действия, которые являются частью общей кооперативной схемы. Проведенный X. Куком и С. Стинглом анализ показывает, что при всем многообразии подходов к описанию процессов кооперации внимание исследователей останавливается на поведенческих характеристиках, при этом из поля зрения выпадают внутренние установки и интенции участников кооперации.

При анализе зарубежных работ по проблемам кооперации обращает на себя внимание то, что психологическое содержание используемого термина вскрыто недостаточно: не разводятся кооперация, взаимодействие и сотрудничество, кооперация как операторное взаимодействие и как социальнопсихологическое.

В рамках теоретического подхода к анализу совместной деятельности, представленного в работах Г. М. Андреевой, кооперация является одновременно решающим условием осуществления совместной деятельности и ее главной отличительной чертой. При этом сама кооперация понимается как своего рода слияние индивидуальных деятельностей в общественную, и поэтому в качестве важнейших взаимосвязанных ее признаков выделяются предметность и совместность .

V. Процесс совместной деятельности понимается как взаимодействие функциональноролевых позиций участников.

При анализе исследовательских позиций по проблеме определения субъекта совместной деятельности мы уже отмечали, что многие авторы в качестве одной из принципиальных характеристик и отличительных черт совместной деятельности фиксируют факт разделения функций или ролей членов группы в процессе осуществления совместной деятельности. Однако лишь в

очень незначительном числе работ предпринимается попытка изучения самого процесса взаимодействия этих функциональноролевых позиций в достижении группового результата; их авторами установлено, что:

четкая дифференциация ролей способствует достижению успешности при совместном решении задач;

формы организации совместной деятельности связаны с конкретными способами распределения ролей и обязанностей;

стихийность и заданность ролевого распределения участников поразному влияют на протекание решения групповой задачи;

ролевые показатели позволяют проанализировать содержательное и функциональное взаимодействие участников групповой работы;

эффективность ролевой дифференциации в совместной деятельности связана с согласованностью в ее выделении и гибкостью перестройки в процессе функционирования группы.

Хотя ряд примеров такого рода реализации функциональноролевого подхода в эмпирических исследованиях процесса совместной деятельности можно продолжить, нам представляется, что уже приведенные примеры являются достаточным доказательством того положения, что само по себе выделение функций и ролей и закрепление их за отдельными участниками совместной деятельности не позволяет ни приблизиться к решению проблемы структуры и процессуальных доминант совместной деятельности, ни вскрыть те факторы, которые и определяют реальное психологическое содержание и соответственно характер протекания деятельности для самих ее участников.

VI. Процесс совместной деятельности состоит в координации действий и операций участников.

Наиболее развернуто этот подход представлен в работах В. В. Рубцова. Он выделяет следующие составляющие процесса организации совместного действия: распределение начальных действий и операций, обмен способами действия, взаимопонимание. Коммуникацию и рефлексию автор рассматривает как средства, обеспечивающие осуществление совместной деятельности . Важной особенностью исследований В. В. Рубцова и его коллег является интерес к самому процессу совместной деятельности, его становлению и тем объективным факторам, которые определяют качество его протекания.

Анализ работ, посвященных исследованию структуры и процессуальных характеристик совместной деятельности, позволяет сделать следующие выводы.

1. Структура совместной деятельности, ее принципиальное отличие или сходство со структурой индивидуальной деятельности не стали пока предметом специфического исследования. Поэтому в каждом конкретном случае исследователи исходят либо из предполагаемой тождественности обоих видов деятельности, либо сводят структуру совместной деятельности к структуре других процессов.

2. Одна из главных причин "нестыковки " многих исследований совместной деятельности состоит в том, что их выводы и результаты относятся к разным по уровню обобщенности видам деятельности: закономерности совместной деятельности изучаются как на примере социально значимых видов деятельности (производственная), так и на примере группового решения задач, хотя последнее вряд ли резонно рассматривать как самостоятельную деятельность.

при анализе совместной деятельности. При этом, однако, не обсуждается ни собственно психологическое содержание каждой из них, ни их место в структуре совместной деятельности.

4. Во многих работах факт единичного взаимодействия уже считается достаточным для заключения о том, что деятельность является совместной. В качестве же показателей взаимодействия зачастую используются акты вербального и невербального общения.

5. Несмотря на все многообразие экспериментальных исследований совместной деятельности, их схема может быть в подавляющем большинстве случаев сведена к следующей: совместная деятельность задается как бы изначально - с помощью инструкции, задачи, разделения функций, т. е. организационных условий, а далее изучаются различные внутригрупповые феномены (в первую очередь взаимодействие в разных его формах), влияющие на успешность конечного результата деятельности.

КРИТЕРИЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В отличие от всех других рассмотренных признаков и критериев совместной деятельности критерий результативности вводится практически обязательно как в построение экспериментов, так и в теоретические модели совместной деятельности.

I. Результативность совместной деятельности оценивается по ее конечному продукту.

Этот подход наиболее широко представлен в работах по общей психологии, выполненных на материале группового решения задач. Их анализ показывает, что ряд исследователей в качестве продукта совместной деятельности рассматривают сам факт решения задачи ( и др.).

Многие авторы, не ограничиваясь констатацией самого факта решения, ищут количественные характеристики и качественные особенности продукта совместной деятельности по сравнению с индивидуальной. Таковыми могут выступать: оригинальность решения, количество предложенных решений, количество задач, решенных в ограниченный интервал времени, и т. д. Независимо от того, какие критерии выбираются тем или иным исследователем для оценки результата или продукта совместной деятельности, ими в принципе воспроизводится одна и та же схема эксперимента: выбираются некоторые переменные, детерминирующие, по мнению автора, результат совместной деятельности, и оценивается их влияние на количественные и качественные особенности продукта. Такими переменными могут выступать особенности группы как субъекта деятельности, индивидуальные характеристики участников группового решения, параметры самой задачи.

Аналогичные характеристики кладутся в основу оценки результата и при организации продуктивных видов совместной деятельности (, и др.).

II. Результат совместной деятельности -развитие группы.

Этот критерий наиболее широко представлен в социальнопсихологических исследованиях совместной деятельности.

Так, подчеркивается влияние совместной деятельности на характер межличностных отношений в группе, на формирование отношений взаимной зависимости, что приводит к воздействию на процесс коллективообразования . Показано, что динамика содержательных и структурных компонентов межличностного восприятия в группе обусловлена содержанием и формой организации совместной деятельности . В качестве основного результата

совместной деятельности рассматривается целый ряд социальнопсихологических явлений. Так, выявлена зависимость межличностного познания от особенностей деятельности людей, посредством которых они были включены в совместную деятельность . Подробно рассмотрена обратная зависимость эффективности самой совместной деятельности от уровня развития группы .

Ш. Результат совместной деятельности - индивидуальное развитие.

Особенно широко эта позиция представлена в работах, выполненных в русле возрастной и педагогической психологии. В них намечены два основных критерия, по которым оценивается влияние совместных форм обучения на развитие детей: совместная деятельность анализируется, вопервых, как фактор личностного развития ее участников, а вовторых, как фактор, обеспечивающий интеллектуальное развитие.

Личностный эффект совместной деятельности акцентируется В. Я. Ляудис. По ее мнению, общей особенностью совместной деятельности учителя и учеников "является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения " .

В логике Я. Л. Коломинского и Б. П. Жизневского основным эффектом совместной деятельности выступает социальнопсихологическая готовность ребенка, которая включает в себя "такие мотивационные, когнитивные и операциональноповеденческие компоненты, которые обеспечивают личности оптимальное функционирование в новых для нее контактных группах и коллективах " .

Исследования, направленные на выявление влияния совместной деятельности на интеллектуальное развитие, строятся по следующей схеме. В протесте выявляется исходный уровень интеллектуального развития каждого члена группы. Сам эксперимент включает групповую работу по решению задач. Посттест оценивает индивидуальные изменения в интеллектуальных операциях участников совместной экспериментальной работы. В контрольной группе дети проходят только индивидуальное тестирование через тот же интервал времени, что и в экспериментальной группе. Такая схема исследования позволяет: а) сравнить эффективность совместной деятельности и индивидуальной; б) оценить сдвиги в интеллектуальном развитии детей, которые авторы связывают с участием в совместной деятельности.

Важной особенностью работ, использующих критерий индивидуального развития как результата совместной деятельности (это делается и при оценке процессов групповой динамики в совместной деятельности), является несовпадение непосредственной цели предлагаемой группе деятельности и того "побочного " результата, который заложен в эксперименте как исследовательская цель. А само достижение непосредственной цели совместной деятельности детей рассматривается в рамках теоретической модели, реализованной в этих исследованиях, как средство достижения ожидаемого "побочного " результата - интеллектуального или личностного индивидуального развития ребенка.

Приведенный анализ свидетельствует о том, что из всех критериев совместности деятельности результат представлен наиболее явно и развернуто, а во многих работах выступает в качестве единственного критерия совместной деятельности. Это и понятно: ведь мотивационноцелевой компонент является стержневым для психологической характеристики деятельности, в том числе совместной. А значит, именно он лежит в основе всех других деятельностных

феноменов. Однако возникает закономерный вопрос: насколько то, что задается группе извне как цель совместной деятельности, действительно принимается группой в качестве таковой? Иными словами, речь идет о соотношении целей, задаваемых группе исследователем, целей собственно групповых и целей отдельных ее членов. Без ответа на этот вопрос представляется неправомерным рассмотрение полученных в исследовании результатов как результатов совместной деятельности, характеристик процесса деятельности как особенностей совместной деятельности, и, наконец, субъекта деятельности как совокупного субъекта. Таким образом, анализ процесса принятия группой общей цели, ее развития в ходе самой совместной деятельности и поиск объективных критериев этого процесса являются важнейшей исследовательской задачей.

Итак, на наш взгляд, при исследовании совместной деятельности необходимо принять в качестве исходных посылок:

1) разделение понятий "групповая " и "совместная " деятельность как на теоретическом, так и на операциональном уровнях;

2) нетождественность внешних (социально или экспериментально заданных) целей деятельности в группе и внутренних целей, т. е. вырабатываемых субъектом совместной деятельности;

3) представление о том, что субъект совместной деятельности не может быть задан до ее начала, а формируется (или не формируется) по мере становления совместной деятельности;

4) разделение категорий взаимодействия внутри социальных систем (как следствия общественного разделения труда) и взаимодействия как психологического процесса; постановку вопроса о способе распределения индивидуальных усилий как определяющей разные групповые формы деятельности;

5) вычленение трех возможных эффектов (результатов) совместной деятельности - предметного, личностного и социальнопсихологического - и необходимость соотнесения этих результатов с внутренними и внешними целями.

Именно эти положения легли в основу эмпирического исследования, проводимого в настоящее время авторами.

1. Андреева Г. М. Значение идей Л. С. Выготского для марксистской социальной психологии // А. Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Издво МГУ, 1983. С. 54 - 65.

2. Беляева А. В.. Короткое В. Л., Тарабрина Н. В. Личностный аспект вербального взаимодействия в диаде // Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. С. 192 - 206.

3. Белоус В. В. Функциональная роль типа темперамента в индивидуальной и совместной деятельности людей // Вопр. психол. 1984. № 4. С. 102 - 107.

4. Донцов А. М. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности // Вопр. Психол. 1979. № 3. С. 25 - 34.

5. Донцов A. M., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор межличностного восприятия в группе // Вопр. психол. 1980. № 4. С. 38 - 49.

6. Дубовская Е. М., Улановская И. М. Межличностные предпочтения и характер взаимодействия в совместной деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Издво МГУ, 1987. С. 130 - 140.

7. Дульчевская А. П. Влияние типа организации совместной деятельности на процесс коллективообразования // Вопр. психол. 1982. № 1. С. 111 - 115.

8. Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социальнопсихологические особенности совместной игровой и трудовой деятельности дошкольников // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 38 - 44.

9. Кричевский Р. Л. Мотивационный потенциал руководителя как фактор мотивации групповой деятельности и удовлетворенности подчиненных групповым членством // Нов. исслед. в психол. 1974. № 1 (9). С. 11 - 18.

10. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 5. С. 3 - 22.

11. Ляудис В. Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1984. С. 64 - 73.

12. Маствилискер Э. И. Индивидуальный стиль общения в совместной игровой и предметной деятельности // Вопр. психол. 1989. № 3. С. 63 - 70.

13. Немов Р. С. Социальнопсихологические основы эффективности групповой деятельности: Автореф. докт. дис. М., 1982.

14. Обозов Н. Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. С. 24 - 44.

15. Полуэктова Н. М., Тихонов Б. Л. Влияние характера взаимодействия на эффективность совместной групповой мыслительной деятельности // Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1985. С. 273 - 285.

16. Пономарев Я. А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода // Проблема общения в психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1981. С. 79 - 91.

17. Романов В. В. Межличностное познание и деятельность // Вопр. психол. 1986. № 4. С. 76 - 81.

18. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.

19. Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. А. Л. Журавлева и др. М.: Наука, 1988.

20. Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социальнопсихологических феноменов // Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1977. С. 54 - 71.

21. Хащенко Т. Г. Индивидуальнопсихологические особенности партнеров в процессе совместного решения задач // Вопр. психол. 1989. № 3. С. 141 - 144.

22. Цуканова Е. В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуации временного дефицита // Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. С. 285 - 299.

23. Чернышев А. С. Социальнопсихологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. канд. дис. М., 1980.

24. Шорохова Е. В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.

25. Щербо Н. П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности // Вопр. лсихол. 1984. № 2. С. 107 - 112.

26. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности // Вопр. психол. 1982. № 6. С. 57 - 65.

27. Ярошевский М. Г. Руководитель в ролевой структуре первичного коллектива // Проблемы руководства научным коллективом. М., 1982. С. 50 - 73.

28. Bridgeman D. Enhance roletaking through cooperation: Interdependence. A field study, 1981.

29. Cazden С., Forma E. Exploiting the intellectual value of peer interactions. Chicago, 1980.

30. Cook H., Stingle S. Cooperative behavior in children // Psychol. Bull. 1974. V. 81. N 12. Р. 918 - 933.

31. Doise W. La structuration cognitive d"adultes et enfants // Rev. de Psichologie et de Sciences de la Education. 1973. N 8.

32. PerretClermont A. N. Social interaction and cognitive development in children. L., 1980.

33. Russel J. Diadic interaction in a logical reasoning problem requiring inclusion ability // Child Devel. 1981. V. 52. N 4. Р. 1322 - 1325.

34. Silverman J., Jeiringer E. Diadic interaction and conversation induction: A test of Piaget"s equilibration model // Chud Devel. 1973. V. 48. N 4. Р. 815 - 820.

35. Slavin R. When does cooperative learning increase student achievement? // Psychol. Bull. 1983. V. 94. N 3. Р. 429 - 446.

Поступила в редакцию 4.II 1997 г.

источник неизвестен

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова:

1 -1

Философско-методологическое обоснование психологического анализа совместной деятельности было дано С.Л. Рубинштейном. Разрабатывая основы общепсихологической теории деятельности в начале 1920-х гг., он указывал, что деятельность как философская категория – это исходно не деятельность одного субъекта, а всегда деятельность субъектов, т. е. совместная деятельность.

Совместную деятельность от индивидуальной, в первую очередь, отличает наличие между участниками деятельности взаимодействия, которое преобразует, изменяет их индивидуальную деятельность и направлено на достижение общего результата. Такое взаимодействие наблюдается в случаях, когда действия одного человека или группы лиц обусловливают определенные действия других людей, а действия последних способны повлиять на действия первых и т. д.

В вопросе о соотношении индивидуальной и совместной деятельности существует четыре ключевых момента. Во-первых, индивидуальные деятельности являются составными элементами или частями целостной совместной деятельности, поэтому их соотношение друг с другом целесообразно рассматривать как соотношение частей и целого. Во-вторых, в абсолютно изолированном виде индивидуальной деятельности не существует, реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. В-третьих, совместная деятельность не является простой суммой составляющих ее индивидуальных деятельностей, а существует как такое целое, которое больше суммы его частей (это большее достигается как раз за счет взаимодействия, т. е. построения социальных отношений). В-четвертых, компонентный состав индивидуальной деятельности, включенной в совместную деятельность, сохраняется, но изменяется качественно но содержанию. Таким образом, схема описания компонентов психологической структуры совместной деятельности аналогична схеме индивидуальной деятельности.

Она включает:

  • 1. Цель деятельности: идеально представленный будущий результат, которого стремится достичь субъект совместной деятельности (бригада, команда, экипаж или другая аналогичная общность людей).
  • 2. Мотив деятельности: то, что побуждает группу к совместному выполнению деятельности. Это не значит, что, выполняя совместную деятельность, ее участники лишены индивидуальных мотивов. Соотношение групповых (т. е. общих для всех) и индивидуальных мотивов в совместной деятельности – это непостоянная величина. По мере развития группы снижается доля индивидуальных мотивов и возрастает значение общих.
  • 3. Действия: совместные действия, необходимые для реализации задач совместной деятельности. Данные действия могут быть представлены как в виде групповых средств, способов, приемов, так и в виде индивидуальных, но подчиненных общим целям деятельности.
  • 4. Результат деятельности, завершающий ее структуру. Различают объективный результат и его субъективную представленность. Субъективная оценка результата совместной деятельности – это одновременно и оценка каждого члена группы, и коллективная оценка.

Общим по отношению ко всем структурным компонентам совместной деятельности выступает положение: важнейшим условием выполнения совместной деятельности являются процессы распределения, объединения (интегрирования), согласования (координации) и управления индивидуальными целями, мотивами, действиями и результатами. Перечисленные процессы лежат в основе любого компонента структуры совместной деятельности. Они же обуславливают своеобразие совместной деятельности, так как являются процессами, обеспечивающими взаимодействие участников совместной деятельности.

Психологи оперируют понятием деятельности, разработанным в философии и наполненным диалектическим содержанием. Для философов любая деятельность совместна, так как она социальна. Для решения задач психологического исследования необходимо конкретизировать собственно психологическое содержание понятия совместной деятельности. Операциональное понятие совместной деятельности включает ряд параметров, или признаков, отличающих ее от индивидуальной.

К основным признакам совместной деятельности относятся:

  • различие единой цели для всех включенных в деятельность участников;
  • побуждение работать вместе, т. е., помимо индивидуальных мотивов, должна формироваться общая мотивация;
  • разделение деятельности на функционально-связанные

составляющие, т. е. распределение функций между членами группы;

  • интеграция индивидуальных деятельностей, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных участников деятельности;
  • согласование и координация функционально распределенных и интегрированных индивидуальных деятельностей;
  • наличие управления;
  • единый конечный результат;
  • единое пространственно-временное функционирование участников совместной деятельности.

Для того чтобы убедиться, что все перечисленные признаки – необходимые характеристики совместной деятельности, достаточно представить себе команду рыболовецкого траулера, бригаду строителей или любую другую реально действующую группу. У такой группы всегда есть общая цель, общие мотивы, ее деятельность опирается на процессы интеграции и одновременно функционального распределения. Такой группой обязательно кто-то руководит. Она добивается общего результата, которого невозможно добиться одному. В психологии такую группу определяют как коллективный субъект деятельности (более подробно характеристики коллективного субъекта деятельности изложены в третьем разделе учебника).

Совместная деятельность

(в социальной психологии) - организованная система активности взаимодействующих индивидов , направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками С. д. являются:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями , обмена информацией , а также взаимной перцепции ;

2) наличие единой цели - предвосхищаемого результата С. д., отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в С. д. индивидов,

3) наличие органов организации и руководства, к-рые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;

4) разделение процесса С. д. между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте С. д., либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной С. д. является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников (см. );

5) возникновение в процессе С. д. межличностных отношений , образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий (см. ) и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер.

Будучи исходно обусловлены содержанием С. д., межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии С. д. рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции (см. ) включенных в нее индивидов. С. д объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и С. д., о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий С. п.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Смотреть что такое "совместная деятельность" в других словарях:

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - договор, в соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей хозяйственной цели. Совместная хозяйственная деятельность осуществляется после заключения договора о создании полного товарищества. Словарь финансовых… … Финансовый словарь

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - в соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания для этой цели юридического лица осуществляется на основе договора между ее участниками. По договору о С.д. стороны (участники) обязуются путем объединения… … Юридическая энциклопедия

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены общей цели. Высший вид С. д. – коллективная деятельность (см. коллектив). От С. д. следует отличать деятельность отдельных лиц, которая только… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Совместная деятельность - это деятельность, совместно контролируемая двумя или большим числом сторон... Источник: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия (введен в действие на территории Российской… … Официальная терминология

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - см. Договор простого товарищества … Юридический словарь

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество … Современная энциклопедия

    СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - (простое товарищество) договор, в силу которого стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или др. цели, не противоречащей законодательным актам (без создания… … Большой Энциклопедический словарь

    совместная деятельность - сущ., кол во синонимов: 1 сотрудничество (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Совместная деятельность - (англ joint activity/venture) в РФ отношения между субъектами предпринимательской деятельности, возникающие в силу договора простого товарищества … Энциклопедия права

    Совместная деятельность - СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, смотри в статье Простое товарищество. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Совместная деятельность взрослых и детей. Основные формы. Пособие для педагогов (+ CD-ROM) , . Пособие входит в программно-методический комплекс "Успех" . В пособии раскрываются вопросы методики подготовки, организации и проведения различных форм совместнойдеятельности взрослых и… Купить за 263 руб
  • Совместная деятельность детей педагогов и родителей в детском саду Из опыта работы , Жесткова Л., Баркан С., Лузай Н.. В книге представлены конспекты совместных занятий роди­телей и детей среднего дошкольного возраста в рамках ДОУ, на­правленных на развитие познавательной, эмоционально-волевой и речевой сфер…

I. Во-первых, совместная деятельность представляет собой единство всех членов группы по месту, времени и действию.

II. Во-вто­рых, все участники совместной деятельности объединены общей целью ее осуществления. Это значит, что индивидуальные це­ли каждого должны совпадать, либо групповая цель должна стать целью каждого участника.

III. В-третьих, совместная деятель­ность предполагает наличие заданной сетки обязанностей членов группы.

IV. В-четвертых, совместная деятельность предпо­лагает наличие связей ее участников между собой, их взаи­мозависимость в процессе деятельности. Эти связи существуют в форме вербальных контактов, обмена действиями и оценка­ми.

V. В-пятых, совместная деятельность в детской группе проис­ходит на фоне совместных переживаний , благодаря ко­торым в детской группе особой силы достигают социально-пси­хологические эффекты подражания взрослым и сверстникам, уподобления себя им и их себе.

Признаки, структура и динамика совместной деятельности (Шевандрин)

Под признаками совместной деятельности (СД) обычно по­нимаются ее отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. К основным призна­кам совместной деятельности относится наличие:

1) единой цели для участников, включенных в деятельность;

2) общей мотивации;

3) объединения, совмещения или сопряжения индивидуаль­ных деятельностей (и индивида), понимаемых как образование единого целого;

4) разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками;

5) согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой. Такое согла­сование обычно ведется с учетом многочисленных характеристик деятельности: пространственных, временных (темпа, интенсивности, ритмичности) и т.д. Оно достигается с помощью управления;

6) управления - важнейшего признака и атрибута СД;

7) единого конечного результата (совокупного продукта),

8) единого пространства и одновременности выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми.

Психологическая структура СД включает ряд составляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совмест­ной деятельности - центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально, представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект). Общая цель может распадаться на более частные и конкретные зада­чи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъ­екта к цели. Обязательным компонентом психологической структу­ры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент совместной деятельности - совме­стные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий резуль­тат, полученный ее участниками.



А.Н.Леонтьев в "общем потоке деятельности" выделяет от­дельные (особенные) деятельности - по критерию побуждаю­щих их мотивов. Далее идет уровень действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям. Наконец, это уровень операций, которые непосредственно зависят от условий дости­жения конкретной цели.

Целевое или предметно-направленное взаимодействие между индивидами (а значит, и между индивидуальными деятельностями) можно в первом приближении принять за "единицу" психологического анализа СД, которая раскрывает ее качест­венную специфику (аналогично тому, как предметное действие составляет специфику индивидуальной).

В совместной деятельности, как правило, используется не­сколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников по отношению К партнерам:

а) содействие как результативная помощь другим, активное способствование достижению общих целей СД;

б) противодействие достижению целей другими участниками СД, совершение несогласованных с ними действий, идущих в противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаимодействию;

в) уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избега­ние взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей.

Исследователи выделяют ряд социально-психологических типов взаимодействия. Перечислим их.

1. Сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению инди­видуальных целей каждого и общих целей СД.

2. Противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

3. Уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного сотрудничества.

4. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

5. Однонаправленное противодействие, т.е. один из партне­ров препятствует достижению целей другого, а второй уклоня­ется от взаимодействия с первым.

6. Контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии ак­тивного противодействия первому (в подобных ситуациях такое
противодействие может маскироваться в той или иной форме).

7. Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия .

Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта СД тесно взаимосвязаны между собой. Среди основ­ных характеристик субъекта совместной деятельности необходи­мо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированности), структурированность, согла­сованность, организованность (управляемость), результатив­ность (npoдуктивность) пространственные и временные осо­бенности условий жизнедеятельности.

Целенаправленность группового субъекта деятельности пред­ставляет стремление к основной цели.

Мотивированность как свойство группового субъекта дея­тельности характеризует активное, заинтересованное и дейст­венное отношение (побуждение) к совместной деятельности.

Под целостностью (или интегрированностыо) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство состав­ляющих его элементов. Целостность оценивается совокупно­стью следующих параметров: плотность функциональных свя­зей между его членами, показателями которой выступают часто­та и интенсивность контактов между ними; уровень функцио­нальной взаимосвязанности; отношение числа совместно вы­полняемых функций к общему их числу; тип целостности кол­лективного субъекта, проявляющийся в характере доминирую­щих связей между членами коллектива.

Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и от­ветственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование), способы при­нятия ответственности за выполнение функций в коллективе (кон­центрация, распределение, диффузия ответственности), характери­стики делового взаимовлияния и др.

Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является прежде всего тип или ха­рактер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показате­лей: доминирующих способов разрешения разногласий и проти­воречий, ведущей "зоны" согласования действий участников группы, уровня конфликтности и типичных способов поведе­ния ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.

Организованность обобщенного субъекта деятельности озна­чает упорядоченность, собранность, подчиненность определен­ному порядку выполнения совместной деятельности, способ­ность действовать точно, в соответствии с заранее установлен­ным Планом (планомерность).

Интегральным свойством коллективного субъекта деятельно­сти является его результативность, характеризующая Способ­ность достигать позитивного итога