Малые социальные группы презентация. Малые группы. Психологическая структура малой группы


  1. 1. Малые группыМалые группы 10 класс. Профиль. МБОУ СОШ №55. Федотова О.П.
  2. 2. ПланПлан  1. Что такое малая группа1. Что такое малая группа  2. Какими бывают группы2. Какими бывают группы  3. Референтная группа3. Референтная группа  4. Межличностные отношения в4. Межличностные отношения в группахгруппах  5. Интеграция в группах5. Интеграция в группах
  3. 3. 1. Что такое малая группа1. Что такое малая группа Немногочисленная по составу группа людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении Основа отношений, ценностей и норм поведения – общение и совместная деятельность
  4. 4. Малая группаМалая группа СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМАСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМАДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОТКРЫТАЯ СИСТЕМАОТКРЫТАЯ СИСТЕМА ОБЛАДАЕТ НЕКОТОРОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТЬЮОБЛАДАЕТ НЕКОТОРОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТЬЮ
  5. 5. 2. Какими бывают группы2. Какими бывают группы (КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП)(КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП) УСЛОВНЫЕУСЛОВНЫЕ РЕАЛЬНЫЕРЕАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ
  6. 6. Малые группыМалые группы ФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕФОРМАЛЬНЫЕ И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ЧЛЕНСТВА И РЕФЕРЕНТНЫЕГРУППЫ ЧЛЕНСТВА И РЕФЕРЕНТНЫЕ
  7. 7. 3. Референтная группа3. Референтная группа  ГРУППЫГРУППЫ РЕАЛЬНЫЕ ИЛИ УСЛОВНЫЕ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, С КОТОРЫМИ ОН СООТНОСИТ СЕБЯ КАК С ЭТАЛОНОМ, НОРМЫ, ЦЕННОСТИ КОТОРЫХ ОН РАЗДЕЛЯЕТ, СРАВНИВАЕТ С НИМИ СВОИ ВЗГЛЯДЫ И ПОСТУПКИ
  8. 8. Функции референтной группыФункции референтной группы СРАВНИТЕЛЬНАЯСРАВНИТЕЛЬНАЯНОРМАТИВНАЯНОРМАТИВНАЯ
  9. 9. 4. Межличностные отношения4. Межличностные отношения в группахв группах ОФИЦИАЛЬНЫЕ – НЕОФИЦИАЛЬНЫЕОФИЦИАЛЬНЫЕ – НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ДЕЛОВЫЕ – ЛИЧНЫЕДЕЛОВЫЕ – ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕОТНОШЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ РАЦИОНАЛЬНЫЕ – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕРАЦИОНАЛЬНЫЕ – ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ Межличностные отношения в группе – это сложная система связей личности с группой и каждым её членом
  10. 10. 5. Интеграция в группах5. Интеграция в группах ЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОСТЬЕДИНСТВО И ЦЕЛОСТНОСТЬ * ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ* ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ВСЕХ ВИДОВСИСТЕМА ВСЕХ ВИДОВ ОТНОШЕНИЙОТНОШЕНИЙ * ОТНОШЕНИЯ* ОТНОШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫЕ,НРАВСТВЕННЫЕ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕСООТВЕТСТВУЮЩИЕ НОРМАМ И ТРЕБОВАНИЯМНОРМАМ И ТРЕБОВАНИЯМ РАЗВИТАЯРАЗВИТАЯ МАЛАЯМАЛАЯ ГРУППАГРУППА
  11. 11. Групповая интеграцияГрупповая интеграция ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ (СОЗНАНИЕ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ГРУППЕ)(СОЗНАНИЕ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ГРУППЕ) СОГЛАСОВАННОСТЬСОГЛАСОВАННОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОГОЭМОЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ ПРИ РЕШЕНИИПОВЕДЕНИЯ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ ПРИ РЕШЕНИИ ОБЩИХ ЗАДАЧОБЩИХ ЗАДАЧ СТЕПЕНЬ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ,СТЕПЕНЬ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ОРИЕНТАЦИЙ, ПОЗИЦИЙ, МНЕНИЙ ПООРИЕНТАЦИЙ, ПОЗИЦИЙ, МНЕНИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЪЕКТАМОТНОШЕНИЮ К ОБЪЕКТАМ
  12. 12. Групповая интеграцияГрупповая интеграция НЕПРЕРЫВНОЕ И УСТОЙЧИВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕНЕПРЕРЫВНОЕ И УСТОЙЧИВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССЫ СПЛОЧЕННОСТИ, РУКОВОДСТВА ИПРОЦЕССЫ СПЛОЧЕННОСТИ, РУКОВОДСТВА И ЛИДЕРСТВАЛИДЕРСТВА  ДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯДЕИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ  ОСЛАБЛЕНИЕОСЛАБЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИОТВЕТСТВЕННОСТИ  ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

«Психология группы» - Религиозная психология. Психология группы. Характеристики психологии группы. Структура малой группы. Профессиональная педагогика и психология. Группа социально-психологических явлений. Понятие группы. Малая группа. Национальная психология. Психологическая структура общества. Психологические явления.

«Социальные общности» - Конвенциальная (обусловленная) толпа. Социальные общности и группы. Социальные круги. Категории. Формы мнимых общностей. Виды социальных групп. Аудитория. Вторичные группы. Классификация социальных групп. Групповые общности. Социальные группы. Номинальные группы. Налоги и налогообложение. Первичные группы.

«Студенческая группа» - Проблема лидерства и руководства в управлении студенческой группой. Развитие субъектности студенческих групп. Тип развития групповых субъектов. Лидерские умения, которые необходимо развивать. Объект-объектное взаимодействие. Внутригрупповая субъектность. Тенденции в самоопределении преподавателей. Предложения по объединению усилий.

«Малая социальная группа» - Позиции ведущего. Комментатор. Упражнения для диагностики. Позиции участников. Сколько же человек составляют малую группу. Группа. Малая группа - как социально – психологическое явление. Малая группа состоит: из ограниченного, небольшого числа людей. Что нужно уметь видеть в детском коллективе. Малая группа.

«Большая группа» - Признаки массового сознания. Циркулярная реакция. Процесс внушения. Уровень идентификации. Власть. Агрессивные слухи возникают в ситуациях пиковых противоречий. Внушение. Социальная напряженность. Механизмы управления. Техники «зеркалирования» и «синхронии». Конечные цели. Наличие особой «реакции заражения».

«Элиты» - Средний класс. «Нормальная» мобильность. Правящая элита. Элиты и модернизация. Дуальность целей элит. Элиты функциональные и нормативные. Картина семизвенной социальной структуры. Средний класс в мире. Публикации. Случай слабого среднего класса. Смещения элит. Социальная мобильность. Элиты 28. Специфика положения отрядов СК.

Всего в теме 8 презентаций



Подготовка к эссе

Работа с высказываниями

1. Сформулируйте проблемы исходя из смысла высказывания

Без меня народ неполный

А Платонов.

Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей, очень ошибается, но тот, кто воображает, что без него не могут обойтись люди, ошибается еще больше.

Ф. Ларошфуко

2. Сравните такие понятия как “ общение” и “общество”. Что между ними общего?


Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах.

По количественному составу: от 2 до 40 человек.

Малую группу характеризуют:

  • наличие общей цели,
  • совместная деятельность,
  • личное (прямое) взаимодействие членов группы,
  • определенный эмоциональный фон,
  • длительность существования,
  • добровольный характер,
  • наличие взаимных ожиданий.

Сколько связей возможны в группе из 3,

4, 7 человек. Какой следует вывод.


Группу можно определить как объединение людей по определенному признаку.

Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности , отклонение от которых карается санкциями (от осуждения до бойкота и исключения из группы).


Типология групп

Реальные

Условные

Лабораторные

Вторичные

Формальные



Естественные группы делятся на:

  • неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций (дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей)
  • формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

Группы могут быть первичными и вторичными .

  • Первичные группы - каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компания). Здесь обычно формируется личность, каждый находит интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов.
  • Вторичные группы - социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер - бригада, тренер - команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.




По размеру или численности выделяют группы большие и малые. Большая группа представляет собой общность людей, выделяемую на основе определенных социальных признаков: классовых, религиозных, этнических, демографических, профессиональных. Непосредственные связи между всеми членами большой группы отсутствуют; главное значение в ней приобретает опосредованное взаимодействие, поэтому в большой группе обязательно возникает необходимость в институционализированной (организованной) регламентации деятельности её членов.



В зависимости от характера отношений и связей индивидов выделяют группы первичные и вторичные. Термин « первичные группы » был введен в социологию Ч. Кули. Группа первичная - разновидность малой группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.


Вторичная группа - это целевая группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается на институционализированную и иерархизированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами. Вторичная группа - это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов.


В зависимости от структуры и внутренней организации выделяют группы формальные и неформальные. Формальная группа (официальная) - это группа, обладающая определённым правовым статусом. Формальная группа создается для решения определенного круга задач, достижения специальных целей, которые, как правило, предписаны группе извне. Она имеет определенную нормативно закрепленную структуру, руководство, права и обязанности ее членов, деятельность которых регулируется специальными правилами и распоряжениями. Примером формальной группы является производственный коллектив, студенческая группа и т. д.


Неформальная группа основана на добровольном объединении и возникает на основе общности интересов, дружбы или взаимных симпатий. В неформальной группе за каждым ее участником нет строго закрепленной роли, социальной позиции, с присущими ей правами и обязанностями. Такой группе свойственны дружеские, доверительные отношения, не основанная на формальной системе санкций, готовность к содействию и взаимопомощи. Чем меньше деятельность группы регламентирована нормами, санкционированными государством, тем больше она тяготеет к неформальной.


Типы стихийных групп. Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому - либо определенному поводу и демонстрирующих какие - то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т. д. Такая может быть в определенной степени кем - то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.



Это можно проследить более конкретно на примере формирования различных типов стихийных групп. Толпа - образуется на улице по поводу самых различных событий: дорожно - транспортного происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован.


Масса - обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами. Масса может выступать не обязательно как сиюминутное образование, подобно толпе; она может оказаться в значительно большей степени организованной, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой - либо акции: манифестации, демонстрации, митинга. В действиях массы поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней тоже могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.


Публика - представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь слабее выражен, чем, например, в толпе. Публика - это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким - то зрелищем - на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. Но и публика остается массовым собранием людей, и в ней действуют законы массы. Достаточно и здесь какого - либо инцидента, чтобы публика стала неуправляемой. Известны драматические случаи, к которым приводят неуемные страсти, например болельщиков футбола на стадионах и т. п. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией.


Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов >.(семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, п.), .(семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, п.),">


Малая группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек), занятых каким - либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах.





Условные, или номинальные, – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные. Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы.


Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования.


Нереферентной - считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и анти референтные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает.




Естественными - называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название – официальные и неофициальные) высокоразвитые и слаборазвитые.


Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы.. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).


Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т. п.


Формальные - (другое название – официальные) отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена






Нормы группы это совокупность правил и требований, « стандартов » поведения, регулирующих взаимоотношения и взаимодействия между ее участниками. Групповые нормы определяют, что допустимо и недопустимо в группе, желательно и нежелательно, правильно и неправильно. Нормы в ходе развития группы могут претерпевать изменения, особенно при возникновении новых сложных групповых ситуаций, но без их согласования не может быть организованной активности.


Структура группы - является одновременно формальной и неформальной. Неформальная структура складывается гораздо медленней формальной, поскольку определяется интерперсональным выбором. Разные члены группы занимают различные позиции в иерархии популярности и авторитета, власти и престижа, осознают и исполняют различные роли. Шиндлер (Schindler R., 1957) описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли.


Альфа лидер, который импонирует группе, побуждает ее к активности, составляет программу, направляет, придает ей уверенность и решительность. Бета эксперт, имеющий специальные знания, навыки, способности, которые требуются группе или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно.


Гамма преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляется с альфой. Омега самый « крайний » член группы, который отстает от коллектива по причине неспособности, отличия от остальных или страха. В психотерапевтической группе встречаются также и другие роли: противник, оппозиционер, монополист, монопольный оратор, моралист, мученик, квазипсихотерапевт, любимчик, шут, « козел отпущения », агрессор, провокатор, защитник, нытик, правдолюбец, блюститель демократии.


Групповая сплоченность понимается как привлекательность группы для ее членов, потребность участия в группе и сотрудничество при решении общих задач, как взаимное тяготение индивидов друг к другу. Групповая сплоченность является необходимым условием действенности и эффективности групповой психотерапии. Формирование сплоченности группы имеет важное значение для психотерапевтического процесса.


Члены таких групп более восприимчивы, способны к искреннему проявлению собственных чувств в конструктивной форме (в том числе и негативных). Они готовы к обсуждению групповых конфликтов, несмотря на возникающие напряжение и неприятные переживания, проявляют неподдельную заинтересованность друг в друге и желание помочь.


Прежде всего идея развития группы была обозначена в психо - аналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда (Групповая психология и анализ Эго). В рамках психоаналитической ориентации возникла теория развития группы Л. Бенниса и Г. Шеппарда (Андреева, Богомолова, Петровская, С. 161). Она построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т - группах, или группах тренинга.


В ее существовании выделяются две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. Отмечается, что каждая конкретная группа может по - разному реализовать общую модель развития: демонстрировать какие - то отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели.


В самые последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели особое понятие (социализация группы), при помощи которого по аналогии с процессом социализации индивида рассматривается процесс группового развития. Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы, следующие: оценивание (целей группы, ее положения среди других


Широкое значение этого понятия, распространенное в нашем обществе, относится практически к любым группам в рамках отдельного предприятия, учреждения, отрасли промышленности, географического района и т. д. Давно завоевали право на существование такие выражения, как,.


Общий признак всех перечисленных групп заключается именно в том, что это специфические образования социалистического общества, и, таким образом термин употреблялся в обыденной речи и в официальной политической и идеологической литературе. Социальная психология, исследуя проблемы группы, в определенном смысле слова тоже вписалась в указанный контекст: развитие группы было интерпретировано как достижение ею высшей стадии, каковая и была названа коллективом.


Сегодня можно считать, что большинство исследователей согласны в определении основных признаков коллектива. Прежде всего это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может называться сплоченная, но антисоциальная группа, например, группа правонарушителей).


Во - вторых, это наличие добровольного характера объединения, причем под добровольностью здесь понимается не стихийность образования коллектива, а такая характеристика группы, когда она не просто задана внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений на базе общей деятельности.


Существенным признаком коллектива является его целостность, что выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.


Доказать достаточную степень ее развития можно при помощи трех выделенных критериев: 1) оценка выполнения группой основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда); 2) оценка соответствия группы социальным нормам; 3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности. Диагностика уровня развития группы предполагает качественно - количественную оценку каждого из этих параметров.


Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как, то этим лишь отдается дань социально - психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой.


Проблема лидерства в коллективе ТМ - требования к методу ТО - требования к обязательствам ИЛ - информационность лидера СП - структурированность проблемы ВП - вероятность подчинения ОЦ - общность целей ВК - вероятность конфликтов ИП - информируемость подчиненных А 1- автократический первый А 2- автократический второй К 1- консультативный первый К 2- консультативный второй Г - групповой или совместный


Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации



Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс неявляется стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;



Виды лидеров: лидер - организатор, лидер - инициатор, лидер - эрудит, лидер - генератор эмоционального настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер - умелец. Многие из этих характеристик могут быть с успехом отнесены и к руководителю. Однако суть проблемы заключается в том, что сам феномен лидерства еще не описан достаточно полно, прежде всего не выяснены до конца различия в позиции лидера и руководителя. В вопросе о стиле лидерства эта недоработка чувствуется особенно сильно.


Теории происхождения лидерства. Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.


На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в. Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком - то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.


Третий вариант был представлен в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования.


Авторитарный стиль Деловые, краткие распоряжения, Запреты без снисхождения, с угрозой Определяются лишь непосредственные цели, дальние - неизвестны Четкий язык, неприветливый тон Голос руководится - решающий Похвала и порицания субъективны Эмоции не принимаются в расчет Показ приемов - не система Позиция лидера - вне группы


Демократический стиль Инструкции в форме предложений Мероприятия планируются не заранее, а в группе Не сухая речь, а товарищеский тон За реализацию предложений отвечают все Похвала и порицание - с советами Все разделы работы не только предлатаются, но и обсуждаются Распоряжения и запреты с дискуссиями Позиция лидера - внутри группы



Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Презентацию на тему "Малая группа" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Социология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 7 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Малая группа

Выполнила: Раднабазарова Е

Слайд 2

Определение

Малая группа – небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака. В.П. Позняков

Слайд 3

Слайд 4

Отличии малой группы от других:

наличие общего дела (цели, деятельности и т.п.), личное знакомство друг с другом, непосредственное взаимодействие друг с другом, существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы, наличие внутренней организованности: лидерства, распределения ролей, групповых норм и т.п.

Слайд 5

Основные критерии, характеризующие, малую группу как предмет социально-психологического исследования:

сходство мотивов, целей, ценностных ориентация и социальных установок членов, идентификация индивидов со своей группой (осознание своей принадлежности), осознание членами группы имеющихся между ними сходства и общности и отличий своей группы от других, наличие социально-психологических характеристик, которые присущи группе в целом, а не отдельным индивидам (сплоченность, социально-психологический климат и т.п.).

Слайд 6

Параметры малой группы:

1) состав или композиция группы 2) структура группы 3) групповые процессы 4) групповые нормы 5) положение1 индивида в группе 6) групповые ожидания 7) групповые санкции

Слайд 7

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.