Устав образовательного учреждения. Устав школы (бюджетное общеобразовательное учреждение) Уставы образовательных организаций по новому закону


1.1. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № __ с углубленным изучением математики» (далее именуемое Учреждение) - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых создана.

1.2. Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №__ с углубленным изучением математики» - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

1.3. Полное наименование: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №__ с углубленным изучением математики».

Сокращенное наименование: МОБУ «СОШ № __ с углубленным изучением математики».

1.4. Юридический адрес и местонахождения Учреждения: __________________________________________________________________.

1.5. Учредителем Учреждения является муниципальное образование «город _________». Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация города _______________ в лице Управления образования администрации города _________________.

1.6. Учреждение действует на основании настоящего Устава, утвержденного в порядке, установленном действующим законодательством, его Учредителем.

1.7. Учреждение создает условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общего образования.

1.8. Деятельность Учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

1.9. Учреждение руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами ___________________ области, администрации города _____________, распоряжениями Учредителя и настоящим Уставом.

1.10. Учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.

1.11. В Учреждении создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

1.12. По инициативе обучающихся в Учреждении могут создаваться детские общественные объединения.

1.13. Обучение в Учреждении, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в Учреждении.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Формы получения образования и формы обучения определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

1.14. Учреждение самостоятельно в формировании своей структуры, может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся.

Структурные подразделения учреждения, не являются юридическими лицами и действуют на основании Устава Учреждения и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного руководителем Учреждения.

2. Организация деятельности Учреждения

2.1. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, возникают у Учреждения со дня выдачи ему лицензии.

2.2. Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном действующим законодательством.

2.3. Учреждение может иметь филиалы, которые проходят регистрацию по фактическому адресу. Лицензирование и государственная аккредитация этих филиалов осуществляются в порядке, установленном для образовательного учреждения.

В соответствии с законодательством Российской Федерации они действуют на основании утвержденного директором Учреждения положения.

Руководители филиалов назначаются руководителем Учреждения и действуют на основании доверенности.

2.4. Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе участвовать в создании образовательных объединений в форме ассоциаций или союзов. Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами.

2.5. Образовательная деятельность в Учреждении осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

2.5.1. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами Учреждения.

2.5.2. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами Учреждения, осуществляющим образовательную деятельность по реализуемым им образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Компетенция, права, обязанности и ответственность Учреждения

3.1. Учреждение обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.

3.2. Учреждение свободно в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

3.3. К компетенции Учреждения относятся:

1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

4) установление штатного расписания;

5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

6) разработка и утверждение образовательных программ Учреждения;

7) разработка и утверждение по согласованию с Учредителем программы развития Учреждения;

8) прием обучающихся в Учреждение;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ;

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях;

12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;

13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;

14) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников Учреждении;

15) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;

16) приобретение или изготовление бланков документов об образовании;

17) установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено законодательством ______________ области;

18) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в Учреждении и не запрещенной законодательством Российской Федерации;

19) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;

20) обеспечение создания и ведения официального сайта Учреждения в сети «Интернет»;

21) принятие локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие:

  • правила приема обучающихся;
  • режим занятий обучающихся;
  • формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
  • порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между Учреждением и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
  • порядок и формы проведения итоговой аттестации
  • порядок выдачи документа об образовании;
  • и другое

22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.4. Учреждение вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

3.5. Учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников Учреждения.

3.6. Учреждение несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников Учреждения. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности Учреждение и его должностные лица несут ответственность в соответствии с требованиями действующего законодательства.

4. Виды реализуемых образовательных программ

4.1. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общего образования:

  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

4.2. Образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.

4.3. Учреждение реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающие пропедевтическую и углубленную подготовку обучающихся по математике, физике, русскому языку.

4.4. Учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы, а также общеобразовательную программу дошкольного образования при наличии соответствующих лицензий.

4.5. Учреждение осуществляет образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывает образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

4.6. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в Учреждении по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

4.6.1. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

5. Управление Учреждением

5.1. Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

5.2. Единоличным исполнительным органом Учреждения является его руководитель (директор), который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждением:

1) К компетенции директора Учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Учреждения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством или Уставом к компетенции Учредителя и попечительского совета.

2) Директор Учреждения осуществляет свою деятельность на основании заключенного с Учредителем трудового договора.

3) Директор Учреждения подотчетен в своей деятельности Учредителю. Директор Учреждения действует от имени Учреждения без доверенности, представляет его интересы во всех органах и организациях, совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание Учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности и т.д., издает регламентирующие деятельность Учреждения локальные нормативные акты, приказы обязательные для исполнения всеми работниками Учреждения.

5) Директор Учреждения несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

5.3. В Учреждении формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание трудового коллектива Учреждения, педагогический совет, совет родителей.

В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления Учреждением и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в Учреждении:

Создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

Действуют профессиональные союзы обучающихся и работников Учреждения.

5.3.1. В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей в Учреждении действует Педагогический совет - коллегиальный орган, объединяющий всех педагогических работников Учреждения, включая совместителей.

1) Педагогический совет под председательством директора Учреждения:

  • обсуждает и производит выбор различных вариантов содержания образования: программ из соответствующих федеральному государственному стандарту общего образования, определяет список учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе.
  • Рассматривает состояние итогов учебной работы Учреждения, результатов промежуточной и итоговой государственной аттестации, мер и мероприятий по их подготовке и проведению, мер по устранению отчисления учащихся.
  • Рассматривает состояние и итоги воспитательной работы, дисциплины обучающихся, заслушивает отчеты работы классных руководителей и других работников.
  • Рассматривает состояние и итоги методической работы, включая деятельность методического совета, совершенствование педагогических и информационных технологий, методов и средств обучения по реализуемым формам обучения.
  • Определяет порядок формирования предметных методических объединений (МО), периодичности проведения их заседаний, полномочия, заслушивает и обсуждает опыт работы в области авторских программ, учебников, учебных и методических пособий.
  • Организует работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив по использованию и совершенствованию методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.
  • Принимает решение о форме проведения промежуточной аттестации, определяет учебные предметы, по которому она проводится.
  • Принимает решения о допуске обучающихся к итоговой аттестации, переводе обучающихся в следующий класс, условном переводе в следующий класс, выпуске из Учреждения, а также по согласованию с родителями (законными представителями) о повторном обучении в том же классе, переводе в классы компенсирующего обучения или продолжении обучения в иных формах.
  • Принимает решение об исключении обучающегося из Учреждения в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
  • Может принимать решение об объявлении конкурса на замещение педагогических должностей и утверждать его условия.

2) Педагогический совет выбирает из своего состава секретаря, который ведет протоколы. Протоколы педагогических советов подписываются председателем и секретарем.

3) Педагогический совет Учреждения созывается директором по мере надобности, но не реже четырех раз в год. Внеочередные заседания Педагогического совета проводятся по требованию не менее одной трети его состава.

4) Решение Педагогического совета считается правомочным, если на его заседании присутствовало не менее двух третей педагогических работников и за решение проголосовало более половины присутствовавших. При равном количестве голосов решающим является голос председателя Педагогического совета Учреждения. Процедура голосования определяется Педагогическим советом Учреждения. Решения Педагогического совета реализуются приказами директора Учреждения.

5.3.2. Совет родителей создается в целях содействия Учреждению в осуществлении воспитания и обучения обучающихся.

1) Совет родителей Учреждения избирается сроком на один год на общем собрании родителей простым большинством голосов. Из состава Совета родителей избирается председатель и секретарь. Количество членов Совета родителей определяется общим собранием родителей, но не менее одного представителя от каждого класса.

2) Задачами Совета родителей являются:

  • всемерное укрепление связи между семьей и Учреждением в целях установления единства воспитательного влияния на детей педагогического коллектива и семьи;
  • привлечение родителей к активному участию в жизни Учреждения и организации учебно-воспитательного процесса.

6. Имущество и финансовое обеспечение образовательной деятельности

6.1. Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Решение об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за Учреждением или о выделении средств на приобретение указанного имущества.

6.2. Учреждение не вправе без согласия Учредителя и собственника имущества распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или приобретенным за счет выделенных ему Учредителем средств на приобретение этого имущества.

6.2.1. Под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление Учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.

6.2.2. Перечни особо ценного движимого имущества определяются Учредителем.

6.3. Учреждение использует закрепленное за ним имущество и имущество, приобретенное на средства, выделенные ему учредителем, исключительно для осуществления целей и видов деятельности, закрепленных в настоящем Уставе.

6.4. Учреждение отвечает по своим обязательствам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6.5. Финансовое обеспечение Учреждения осуществляется в виде субсидий в соответствии с утвержденным муниципальным заданием.

6.6. Учреждение вправе осуществлять деятельность за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется Учреждением в соответствии с уставными целями.

6.6.1. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются оплатившим эти услуги лицам.

6.6.2. Платные образовательные услуги в Учреждении могут быть обучающие, развивающие, организационные и оздоровительные.

6.6.2.1. К обучающим и развивающим платным образовательным услугам Учреждения относятся:

1)реализация образовательных программ за пределами основных образовательных программ, определяющих статус Учреждения, при условии, что данные программы не финансируются из бюджета;

2)занятия по углубленному изучению предметов за рамками учебного плана и реализуемых основных и дополнительных общеобразовательных программ;

3)репетиторские услуги для учащихся, не обучающихся в данном Учреждении;

4)кружки, секции, где реализуются общеобразовательные (дополнительные) программы, при условии, что данные программы не финансируются из бюджета;

5)индивидуальное и групповое обучение по программам дошкольного образования детей, посещающих Учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также программы адаптации детей к условиям школьной жизни;

6)обучение детей дошкольного возраста по дополнительным программам физкультурно-спортивной направленности.

6.6.2.2. К организационным платным услугам относится улучшение условий и организации:

1)питания учащихся;

2)различных мероприятий, сопутствующих образовательному процессу, в том числе семинаров, конференций, круглых столов;

3)соревнований, конкурсов;

4)походов, экскурсий, путешествий;

5)лагерей, слетов;

6)работы по запросам родителей групп продленного дня;

7)информационно-технические и инженерно-технические услуги;

8)полиграфические услуги.

6.6.2.3. К оздоровительным платным услугам относятся занятия и мероприятия, обеспечивающие укрепление здоровья:

1)лечебная физическая культура;

2)гимнастика, аэробика, ритмика, баскетбол, лыжи и другие;

3)спортивно-оздоровительные услуги населению, предприятиям, учреждениям и организациям по видам спорта;

4)организация и проведение соревнований (мероприятий) сторонним организациям на договорной основе.

6.7. Порядок организации платных дополнительных образовательных услуг:

1) проведение маркетингового исследования спроса на дополнительные образовательные услуги и определение предполагаемого контингента воспитанников;

2) создание условий для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований к организации образовательного процесса;

3) получение лицензии на осуществление тех видов платных дополнительных образовательных услуг, которые организуются в образовательном учреждении;

4) заключение договоров с заказчиком на оказание услуг с указанием характера оказываемых услуг, срока действия договора, размера и условий оплаты, а также иных условий;

5) на основании заключенных договоров издание приказа об организации работы Учреждения по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, предусматривающего учебные планы, штатное расписание, смету затрат, ставки работников подразделений, занятых оказанием платных дополнительных образовательных услуг, график работы сотрудников;

6) заключение трудовых соглашений с сотрудниками или договора подряда с временным трудовым коллективом на выполнение платных дополнительных образовательных услуг.

6.8. Учреждение может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано и соответствует указанным целям.

6.9. При ликвидации Учреждения его имущество может быть направлено на цели развития образования города _________________.

7. Заключительные положения

7.1. Учреждение реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

7.2. Настоящий Устав вступает в законную силу с «___»__________ 20__г.

Устав образовательного учреждения - обязательный свод правил, регламентирующих жизнедеятельность школы. Согласно действующему законодательству, работники и администрация образовательного учреждения разрабатывают его самостоятельно, отражая в нем:

  • региональные и учебно-воспитательные особенности школы;
  • права и обязанности педагогического коллектива и учащихся;
  • структуру финансово-хозяйственной деятельности;
  • виды реализуемых образовательных программ;
  • структуру и функции органов управления, полномочия и порядок их формирования.

Устав образовательного учреждения: правила составления, утверждения и внесения изменений

Устав же является документом, который регламентирует деятельность образовательной организации как юридического лица. Требования к уставу образовательной организации определены в статьях 25, 26, 27, 30, 34, 44, 47, 51, 57 Федерального закона №273-ФЗ, а также в статьях 9.2, 14, 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Содержание уставной документации должно соответствовать нормам действующего законодательства, а потому ключевая информация переносится в локальные нормативные акты учреждения, благодаря чему в случае их изменения внесение правок в устав не требуется. Устав школы регистрируют в первичной редакции при подаче документов на создание образовательного учреждения. Несмотря на систематические изменения, вносимые в закон «Об образовании» № 273-ФЗ, требования к содержанию и структуре устава школы остались неизменными с момента принятии редакции от 29 декабря 2012 года. При составлении главного документа учреждения авторам его следует принимать во внимание положения Гражданского и Бюджетного кодексов РФ, Закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. и № 174-ФЗ от 3 ноября 2006 года. Сложности с составлением устава школы по новому закону «Об образовании» связаны, в первую очередь с тем, что во всех этих нормативных актах содержится разная терминология, которая вызывает неправильную трактовку понятий, а следовательно и искажение сути.

Долгое время для принятия проекта устава необходимо было собирать весь педагогический коллектив учреждения и его учредителя, однако последние изменения нормативной базы коснулись и правил утверждения уставной документации. Отныне учредитель определяет порядок утверждения и внесения правок в текст устава, примерную форму и содержание документа. При этом в частных школах эту обязанность выполняют учредители, в муниципальных - местная администрация, в казенных или бюджетных учреждениях - Правительство РФ.

Поскольку образовательные организации как автономные, так и казенные относятся к некоммерческим, порядок рассмотрения, обсуждения и принятия новых версий уставной документации не регламентирован на законодательном уровне. В автономных организациях устав учреждения подписывается и утверждается самим управляющем данной организации, его учредителем. Однако, это не вся процедура принятия. Дальше составленный устав передается на рассмотрение в наблюдательный совет, где после их решения, рекомендации учредитель автономной организации имеет право внести определенные изменения в устав и утвердить их. Рассмотрение данного вопроса другими органами управления и власти в законе не предусматривается.

В результате, данная система позволяет решать такой вопрос без участия коллектива автономной организации на общем собрании. А это означает, что нормы, которые содержаться в редакциях уставов, заранее предусматривают ознакомление и одобрение нового устава в образовательной организации.

Аналогичный алгоритм действует для внесения изменений в текст устава школы 2019 года .

  • В этом случае администрации школы следует либо создать новый документ с изменениями, либо предложить учредителю новую редакцию устава (последний вариант предпочтительнее).
  • Изменения в уставной документации утверждаются в установленном порядке. Затем изменения необходимо зарегистрировать путем подачи заявления о госрестрации по форме № Р13001.
  • Параллельно с этим в двух экземплярах готовится новая редакция документа, справка об уплате госпошлины, решение о внесении изменений в устав (в отдельных случаях необходимо его необходимо дополнить приложениями, аргументирующими правки).
  • После этого пакет документов подается на регистрацию в ФНС России для муниципальных или госучреждений или же в Минюст России, если речь идет об автономных или частных школах.
  • На завершающем этапе регистрирующий орган проверит полученные документы, зарегистрирует правки и внесет соответствующую запись в ЕГРЮЛ в течение пяти рабочих дней.

С текстом устава под роспись знакомятся все работники учреждения, а также родители (законные представители) детей в ходе оформления документов по приему.

Устав школы по новому закону на 2016 год

Последняя редакция закона № 273-ФЗ, которая потребовала существенных изменений школьной уставной документации до 1.01.2016, была принята в 2015 году. Согласно ей, в уставе могут равноправно использоваться понятия «учреждение» и «организация», обязательно должна быть указана организационно-правовая форма, а среди регламентированных ст. 23 типов образовательных организаций, школа может использовать «общеобразовательная организация». Использование в наименовании школы типа и формы собственности - факультативно, а использование в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также производных слов допустимо только по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ. Если в отношении образовательного учреждения тип организационно-правовой формы не изменился, то его переименование в рамках новой редакции №273-ФЗ не потребовалось.

Нововведения в федеральный закон в основном касаются сферы управления, экономики и финансов. В данном варианте четко установлены требования к учебному процессу, к составлению программ и стандартов. В изменении организационной деятельности школы, можно выделить нововведения касательно гарантий получения качественного бесплатного образования.

  • Положительной стороной нового закона является то, что он немного расширил гарантии о бесплатном образовании. Согласно действующей Конституции, любой гражданин Российской Федерации имеет право на бесплатное образования не зависящее от возраста (школьное, среднее или высшее).
  • Преимуществом новой редакции является общедоступность качественного и квалифицированного образования для всех граждан нашей страны. Теперь каждый имеет возможность получить образование на бесплатной основе, за деньги государства или негосударственных образовательных учреждений.
  • Обновленная редакция регламентирует социальную поддержку всем учащимся: получение бесплатных учебников, бесплатное питание и поездки в школу, предоставление стипендии.
  • В новом проекте четко закреплено отношения к людям с ограниченными возможностями, которые получат возможность учиться со всеми, а потому содержит нормы педагогической, психологической, медицинской и социальной помощи детей с ОВЗ, которые могут испытывать трудности в понимании и усвоении учебных программ.

Главная задача законопроекта состоит в том, чтобы после учебы каждый выпускник был востребован и конкурентоспособен.

Устав школы 2019 года в обязательном порядке должен учитывать следующие нормативные акты, вносящие изменения в текст закона № 273-ФЗ: Федеральные законы от 17.06.2019 N 140-ФЗ, от 06.03.2019 N 17-ФЗ и от 01.05.2019 N 85-ФЗ. Несмотря на то, что они не вносят правки в ст. 25, которая непосредственно относится к тексту устава, однако правки, которые они закрепляют, могут потребовать внесения корректив в уставную документацию.

Содержание устава школы по новому закону «Об образовании»

На законодательном уровне закреплены сведения, которые обязательно должны содержаться в уставе. В случае необходимости в него могут быть включены любые положения, не противоречащие действующему законодательству РФ. Требования к уставу образовательной организации в 2019 году после внесенных в закон изменений стали более лояльными. В результате школы могут вносить в основной документ только ключевую информацию, что избавляет их от необходимости прохождения утомительной процедуры внесения изменений в текст в случае изменения законодательства.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о составлении уставной документации, внесении изменений в устав, согласно нормативным требованиям помогут статьи электронного журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»

- Какую информацию об обязательных коллегиальных органах нужно внести в устав (образовательный процесс)
- Устав должен соответствовать закону (события и факты)

Устав каждого образовательного учреждения должен содержать следующие обязательные пункты. Согласно законодательным нормам, к ним относят:

  • наименование, организационно-правовую форму, тип образовательной организации и государственного (муниципального) учреждения;
  • данные об учредителе, собственнике имущества, адрес, информацию о филиалах и представительствах;
  • порядок управления, предмет, цели и перечисление видов деятельности организации;
  • источники финансирования и формирования имущества;
  • процедуру принятия локальных актов, положения о структурном подразделении, порядок изменения уставной документации и использования имущества при ликвидации организации;
  • символику, если таковая имеется.

Обновленная структура устава школы позволяет снизить вероятность допущения ошибок в документе и избежать несоответствия его установленным законодательным нормам.

Однако этим содержание документа не ограничивается, потому что учредитель решает, какие еще положения будут включены в устав школы по новому закон у. Особенно важны в связи с этим разделы, которые регламентируют жизнедеятельность учреждения.

Компетенция образовательной организации

Учредитель вправе включить в текст документа положения о компетенции образовательного учреждения, в особенности относительно вопросов, которые не регламентируются законодательством. Например, в школьном уставе можно перечислить порядок организации групп продленного дня, выбора предметов для профильного/углубленного изучения, специфику формирования классов.

Дополнительно можно внести данные об особенностях функционирования учреждения, например, дополнительные функции, нетипичные виды деятельности.

Порядок осуществления учебно-воспитательной деятельности Учитывая цели и предмет деятельности организации, в соответствующий раздел выносят особенности организации учебного процесса, например, язык обучения, режим работы, условия обучения и воспитания, использование ИКТ и инновационных технологий. В уставе школы можно отразить специфику дистанционного обучения, использования информационных и электронных образовательных ресурсов, организации работы групп продленного дня.
Права и обязанности участников образовательного процесса Допустимо включить в раздел права и обязанности участников образовательного процесса, которые не регламентированы законодательными нормами, а также требования, предъявляемые учреждением к обучающимся, включая привлечение к дисциплинарной ответственности за несоответствие им. Однако ограничивать права обучающихся, которые предусмотрены законодательством, в уставе нельзя.
Кадровые вопросы

Порядок формирования штата указывают с учетом специфики образовательной организации и видов деятельности, которые отражены в уставе. Это может быть условие о комплектовании штата работниками, которые имеют определенное образование или специфический опыт работы, например, для работы с детьми с ОВЗ, учениками с проблемами социальной адаптации и развития.

Помимо этого в разделе определяют права, обязанности и ответственность инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, которые выполняют вспомогательные функции.

Все эти разделы факультативны, однако именно они регламентируют права участников образовательных отношений, очерчивают круг их обязанностей.

Требования к уставу школы 2019: обязательные пункты

В уставе образовательной организации в 2019 году должны быть указаны следующие аспекты.

Организационно-правовая форма . Она определяется согласно Гражданскому кодексу для некоммерческих организаций. В соответствии с ним, все образовательные организации делятся на частные, муниципальные и государственные учреждения, а также на автономные некоммерческие организации. Организации иных организационно-правовых форм только осуществляют обучения в рамках дополнительного вида деятельности, а потому не считаются школами.

Тип государственного (муниципального) учреждения (указывается параллельно с организационно-правовой формой) . Все они делятся на автономные (некоммерческие организации, основанные в рамках федерального закона), бюджетные (некоммерческие организации, образованные РФ или органов муниципального образования) и казенные (финансируются в рамках определенной сметы, выполняя государственные услуги и функции).

Тип образовательной организации (для школ - общеобразовательные организации). Он определяется согласно по основной цели деятельности учреждения и приоритетной образовательной программе. В школах - это программы начального, основного общего и среднего общего образования, а также дополнительные программы дошкольного образования или профессионального обучения.

Учредитель (учредители) . В зависимости от организационно-правовой формы организации могут иметь только одного, или когда речь идет об автономных некоммерческих - несколько учредителей. Для частных и автономных учреждений им может быть юридическое или физическое лицо, для муниципальных - муниципальное образование, для государственных - РФ или субъект федерации. Обязательно нужно указать не только учредителя, но орган, осуществляющий его полномочия.

Собственник имущества . Согласно Гражданскому кодексу РФ, им является учредитель, соответственно, для частных учреждений - физическое или юридическое лицо, для муниципальных или государственных - муниципально-правовое образование, а в автономных некоммерческих им является непосредственно организация. Эту информацию объединяют со сведениями об учредителе.

Местонахождение организации . Необходимо указать адрес юрлица (руководителя): населенный пункт, улицу и дом (почтовый индекс при этом не вносят). При этом необходимо помнить, что адрес юридического лица, который включен в ЕГРЮЛ, не всегда совпадает с реальным местонахождением помещения, в котором осуществляется образовательная деятельность (здание может быть арендованным или временным).

Филиалы и представительства . Каждому филиалу (представительству) в тексте устава необходимо выделить отдельный пункт, чтобы указать полное и краткое наименование, адрес обособленного структурного подразделения и прочие данные на усмотрение учредителя. На законодательном уровне наполнение этих пунктов не регламентировано, указание адреса осуществляется по аналогичным с основным учреждением правилам.

Порядок управления деятельностью . В уставе образовательной организации по новому закону «Об образовании» ему уделяют один или несколько разделов, подробно описывая школьные органы управления (общее собрание работников, педсовет, наблюдательный совет). В них скрупулезно перечисляют структуру, ход формирования, компетенции и сроки полномочия руководителей и членов, характер деятельности и принятия решений. Поскольку управление осуществляется согласно принципам коллегиальности и единоначалия, в тексте устава должны быть указаны все школьные коллегиальные органы. Важно прописать форму и степень участия в управлении родителей и учащихся.

Предмет деятельности . Основным предметом деятельности школ является образовательная, однако данный пункт необходимо расширить за счет задач, поставленных учредителем перед организацией. Для специализированных учреждений ставятся соответствующие задачи, например, для организаций, принимающих детей с ОВЗ, с проблемами развития или социальной адаптации, детей-сирот или тех, которые нуждаются в длительном лечении. Учитывая положения Гражданского кодекса (ст. 52 ГК РФ), в уставе прописывают цели деятельности образовательного учреждения:

  • некоммерческие организации создаются для достижения общественных благ или образовательных целей;
  • частные - для реализации программ, выбранных учредителем;
  • государственные (муниципальные) - для оказания услуг, регламентированных действующим законодательством, по предоставлению бесплатного и общедоступного общего образования посредством реализации образовательных программ.

Виды деятельности . В зависимости от поставленных целей у организации может быть один или несколько ключевых видов деятельности. Наиболее распространенные среди них: образовательная деятельность, коррекционно-развивающая, творческая или научная, реабилитационная, организация отдыха и оздоровления и прочие. Важно, чтобы в тексте нового устава школы 2019 года был дан исчерпывающий список видов деятельности учреждения, поскольку школа имеет право заниматься только тем, что указано в тексте устава. Более того, при перечислении видов деятельности необходимо учесть, что деятельность включается в соответствии с реализуемыми образовательными программами в соответствии с направленностью и уровнем образования, а государственные (муниципальные) школы должны выделять виды приносящей доход деятельности. Образовательные программы указывают без названий, но с определением основных или дополнительных, например, образовательная деятельность по образовательным программам начального общего образования.

  • В государственных школах основные виды деятельности перечисляют отдельно, поскольку финансирование на них идет непосредственно из бюджета. Это могут быть не только образовательные, но и медицинские или психолого-педагогические услуги, которые перечисляются в основных видах деятельности, включаются в государственное задание и бюджетную смету. Приносящую доход деятельность необходимо обязательно выделить отдельным списком, если это предусмотрено заявленным целям.
  • Бюджетные и автономные организации, если им учредитель дал право оказывать на платной основе услуги из основных видов деятельности, это указывают в уставной документации. Учредитель устанавливает порядок начисления цен на такие услуги (исключение составляет реализация основных образовательных программ). При этом реализация дополнительных образовательных программ или услуг пришкольного оздоровительного лагеря может финансироваться из бюджета.
  • Частные образовательные учреждения могут не указывать основные виды деятельности, но наличие их в тексте устава упрощает процесс получения субсидий. Приносящая доход деятельность может указываться в тексте по решению учредителя, а их перечисление может быть обусловлено только стремлением получения субсидий из бюджета на реализацию основных видов деятельности.

Источники формирования имущества . Для реализации предусмотренных уставом видов деятельности учреждению необходимо иметь на законном основании или в собственности имущество, которое можно получить от поступлений от учредителя, бюджетных средств, пожертвований, добровольных имущественных взносов, грантов и средств от собственности. Печень источников имуществ утвержден законом № 7-ФЗ от 12.01.1996 и актуален для государственных (муниципальных) учреждений.

Порядок утверждения положения о структурном подразделении . Эту информацию можно внести в любой, не обязательно отдельный раздел, однако данные о распределении полномочий между коллегиальными органами и руководителем необходимо внести в текст. Как правило, руководитель утверждает положение о структурных подразделениях, а подсовет регламентирует их деятельность.

Порядок принятия локальных актов, регламентирующих образовательные отношения . Лучше эти данные вынести в отдельный раздел, который соответствует требованиям к уставу школы 2019 года и будет посвящен процедурам согласования и утверждения законодательных актов, регулирующих жизнедеятельность учреждения, права и обязанности работников, регламентируют образовательные отношения, администрирование.

Изменение устава и алгоритма пользования имуществом при ликвидации учреждения . Учредитель определяет порядок и случаи внесения изменений в текст устава, но на законодательном уровне правки нужны тогда, когда сведения, указанные в документе, меняются. Вносить в уставные документы изменения в случае изменения адреса или почтового индекса можно по решению учредителя. Переход на ФГОС также не требует внесения корректив в уставную документацию. Изменить устав при переходе на ФГОС нужно только в случае, если он по решению учредителя дополнен сведениями, которые изменятся (например, права и обязанности участников образовательных отношений, порядок организации учебного процесса или формирования штата). При ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов учредитель направляет на цели развития образования (ч. 3 ст. 102 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Символика учреждения . В школьном уставе описывают символ, значение его элементов и образа в целом. Изображение включать в документ не обязательно, но целесообразно, чтобы упростить описание отсылочных норм. К символике школы относят гимн, флаг, герб, эмблему и прочие геральдические знаки. При этом на школьную символику распространяются требования законодательства относительно охраны интеллектуальной собственности. Требования к символике установлены частью 5 статьи 3 Закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ. Регистрировать эмблему образовательного учреждения не нужно.

Ознакомиться с основным правоустанавливающим документом школы можно на официальном сайте организации, на специальном информационном стенде в стенах школы или непосредственно с бумажным вариантом документа (ознакомиться под роспись с текстом устава должны все работники учреждения).

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») в уставе образовательной организации наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, должна содержаться следующая информация :

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители образовательной организации;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием и (или) направленности;
  • структура и компетенция , порядок их формирования и сроки полномочий.

Часть 5 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дополняет эти требования: при указании сведений об органах управления должен быть указан также « и выступления от имени образовательной организации».

Кроме того, устав образовательной организации должен отвечать общим для всех некоммерческих организаций требованиям , предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ). Эти требования лишь частично совпадают с нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и существенно выходят за их рамки.

Так, согласно ст. 14 Закона № 7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться :

  • наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
  • место нахождения;
  • порядок управления деятельностью;
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы, т. е. в устав;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации;
  • иные положения, предусмотренные Законом № 7-ФЗ и иными федеральными законами.

Пример

Закон № 7-ФЗ предусматривает включение в текст устава указания на тип государственного (муниципального) учреждения, установленный гражданским законодательством (бюджетное, автономное, казенное).

Для бюджетных и казенных учреждений ст. 14 Закона № 7-ФЗ установлено, что устав должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано. Аналогичное требование предусмотрено для автономных учреждений Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ).

Данный закон также дополнительно устанавливает необходимость обязательного указания в наименовании автономного учреждения собственника имущества (федеральное, государственное или муниципальное). Тип учреждения («автономное») может указываться как в тексте, так и в наименовании (по усмотрению разработчиков).

Анализ приведенных положений федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что в уставах образовательных организаций больше не нужно прописывать характеристики образовательного процесса . Согласно ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация имеет право принимать локальные нормативные акты в порядке, установленном ее уставом. Следовательно, подробная регламентация образовательного процесса будет осуществляться не в уставе, а путем принятия локальных нормативных актов.

Положение об уставе образовательной организации: порядок утверждения

В законодательстве установлен новый порядок утверждения устава образовательной организации. Если ранее Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» предусматривал принятие устава собранием коллектива учреждения с последующим утверждением учредителем, то с 1 сентября 2013 г. устав утверждается согласно Закону № 7-ФЗ - учредителем без предварительного принятия коллегиальными органами (п. 1 ст. 14).

В соответствии с п. 1.1 ст. 14 данного закона порядок утверждения устава учреждения устанавливается:

  1. Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  2. высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
  3. местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Порядок утверждения устава автономного учреждения регулируется ст. 7 Закона № 174-ФЗ.

Утверждение устава образовательной организации с учетом требований к наименованию ОО

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» в уставном наименовании образовательной организации должны содержаться:

  • указание на организационно-правовую форму (например, «учреждение»);
  • указание на характер деятельности (например, «образовательное»);
  • тип, определяемый по реализуемой образовательной программе наиболее высокого уровня (например, «общеобразовательное»);
  • только для автономных учреждений - указание на собственника имущества, например, «федеральное», «государственное» или «муниципальное».

Следует отметить, что указание типа образовательной организации («дошкольная образовательная организация», «общеобразовательная организация», «профессиональная образовательная организация» и «образовательная организация высшего образования») одновременно указывает и на характер деятельности . Следовательно, в наименовании не требуется повторять термины «образовательное» или «образовательное учреждение общеобразовательная школа» и т. п. Однако и нарушением закона такое дублирование не будет.

На практике сложилась традиция указывать в наименовании образовательной организации собственника: муниципальное, государственное или федеральное учреждение. Такое указание не противоречит закону, хотя и не требуется, за исключением автономных учреждений.

Таким образом, вносить изменения в наименования дошкольных и общеобразовательных учреждений практически не потребуется , так как они полностью соответствуют Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации». Из наименований вузов будет исключено прилагательное «профессиональное», останутся слова - «высшего образования». Наименование «образовательное учреждение среднего профессионального образования» должно быть изменено на «профессиональное образовательное учреждение» или «профессиональное образовательное некоммерческое партнерство» и пр. При этом из наименования исключаются слова «среднее» и «начальное».

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель органа, осуществляющего функции
и полномочия учредителя

_____________(________________)
подпись расшифровка подписи

от ________ № ____

УСТАВ

НАИМЕНОВАНИЕ

Варианты:
Общеобразовательное учреждение № 1
Бюджетное общеобразовательное учреждение № 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение н-ского района№ 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение н-ского района № 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Дом знаний»

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. ___________________________________ (указать наименование) (далее - Школа) создано на основании "____________________" от "___"_____________20___ года № ___. (указать документ).

Полное наименование Школы – ________________________________________.

Сокращенное наименование Школы: __________________________________________.

Организационно-правовая форма: учреждение.

Тип учреждения: бюджетное.

Тип образовательной организации: общеобразовательная организация.

1.2. Школа является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности.

1.3. Учредителем Школы и собственником ее имущества является "________________". (указать публично-правовое образование, например, муниципальный район или городской округ)

Функции и полномочия учредителя Школы от имени "_______________________" исполняет "_________________" (указать уполномоченный орган управления) (далее - Учредитель).

Функции и полномочия собственника имущества Школы от имени "_________________________" исполняет " _______________________" (указать уполномоченный орган управления) (далее - Собственник).

1.4. Место нахождения Школы: ______________________ (указать адрес, по которому расположен единоличный исполнительный орган - Директор).

Образовательная деятельность осуществляется по следующим адресам: _____

(при наличии и желании возможно указать разные адреса мест ведения образовательной деятельности)

1.5. Школа филиалов и представительств не имеет.

Школа имеет филиал, расположенный по адресу ______________________________

Школа имеет представительство, расположенное по адресу ______________________________

ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ

2.1. Предметом деятельности Школы является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечение отдыха граждан, создание условий для культурной, спортивной, и иной деятельности населения.

2.2. Целями деятельности Школы является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам различных видов, уровней и направлений в соответствии с пунктами 2.3, 2.4 настоящего устава, осуществление деятельности в сфере культуры, физической культуры и спорта, охраны и укрепления здоровья, отдыха и рекреации, ___________________________________________ (указать иные сферы, если учреждение имеет более широкий спектр деятельности, с тем, чтобы данный пункт описывал все имеющиеся направления возможной деятельности учреждения).

2.3. Основными видами деятельности Школы является реализация:

Основных общеобразовательных программ дошкольного образования;

Основных общеобразовательных программ начального общего образования;

Основных общеобразовательных программ основного общего образования;

Основных общеобразовательных программ среднего общего образования;

Дополнительных общеразвивающих программ (указать направленность);

Дополнительных предпрофессиональных программ (указать направленность);

Программ профессионального обучения (указать направленность).

(примечание: те образовательные программы, по которым Школе не выдается муниципальное задание, целесообразно перенести в пункт 2.4 Устава).

К основным видам деятельности Школы также относится

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

(указать все виды деятельности, по которым Школе выдается муниципальное задание, например, это могут быть услуги промежуточной аттестации для экстернов, услуги групп продленного дня, услуги по питанию обучающихся, услуги по предоставлению психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, и т.п.).

(Присмотр и уход за детьми должен быть обязательно указан в случае реализации программ дошкольного образования).

2.4. Школа вправе осуществлять, в том числе и за счет средств физических и юридических лиц, следующие виды деятельности, не являющиеся основными:

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

(указать все виды деятельности, которые ведутся Школой в качестве приносящей доход деятельности, перечень должен быть исчерпывающим и может включать в себя, например, услуги в сфере культуры, физической культуры и спорта, общественного питания, организацию присмотра и ухода за обучающимися, отдыха и оздоровления, консультационные услуги, услуги перевозки, различные виды работ, например, копирование документов, ремонт, а также купля-продажа различных товаров, например, канцелярских принадлежностей, аренда имущества и т.п.).

2.5. Деятельность Школы регламентируется нормативными правовыми актами, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ним иными локальными нормативными актами.

Локальные нормативные акты принимаются _________

(указать, каким образом принимаются ЛНА, в частности, в качестве основного варианта можно предусмотреть утверждение приказом Директора, для конкретных ЛНА, либо для конкретных видов ЛНА, либо для ЛНА по конкретным вопросам можно предусмотреть их утверждение с учетом мнения либо по согласованию с иными коллегиальными органами управления, либо принятие их непосредственно коллегиальными органами управления. Возможно указать, что ЛНА утверждаются приказом Директора, за исключением случаев участия коллегиальных органов в таком утверждении, либо утверждения ЛНА коллегиальными органами, предусмотренных главой 3 Устава, и описать данные исключения в главе 3 при определении компетенции коллегиальных органов управления. Особый порядок принятия может быть выделен для: ЛНА, касающихся оплаты труда, ЛНА, касающихся образовательной деятельности и организации образовательного процесса, ЛНА, касающихся ведения приносящей доход деятельности, либо безвозмездных поступлений в Школу, положений о структурных подразделениях, правил ведения конкретных видов деятельности, правил внутреннего распорядка учащихся, программы развития).

2.6. Особенностями образовательной деятельности Школы являются

(при необходимости указать особенности ведения Школой образовательной деятельности, например, организацию индивидуального отбора обучающихся для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации, возможно указание на особенности образовательных программ, на участие в ключевых проектах, описание миссии Школы и иные описания специфики образовательной деятельности. Указывать особенности НЕ обязательно).

2.7 ___

(при необходимости можно более подробно описать конкретные виды деятельности Школы, например, описать функционирование летнего лагеря, групп продленного дня, школьных мастерских, театра либо иные виды деятельности. Выносить данную информацию в устав не обязательно).

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ

3.1. Единоличным исполнительным органом Школы является директор, к компетенции которого относится осуществление текущего руководства ее деятельностью, в том числе:

организация осуществления в соответствии с требованиями нормативных правовых актов образовательной и иной деятельности Школы;

организация обеспечения прав участников образовательного процесса в Школе;

организация разработки и принятие локальных нормативных актов, индивидуальных распорядительных актов;

организация и контроль работы административно-управленческого аппарата;

установление штатного расписания; прием на работу работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;

___________________________________________________________________

(можно закрепить иные полномочия, например, право приостановления выполнения решений коллегиальных органов управления или наложения вето на их решения, противоречащие законодательству, уставу и иным локальным нормативным актам);

решение иных вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию коллегиальных органов управления Школой, определенную настоящим Уставом.

Директор принимает решения самостоятельно, если иное не установлено настоящей главой, и выступает от имени Школы без доверенности.

3.2. Директор ________________________________________________

(указать вариант, в котором занимается данная должность - назначается учредителем, либо избирается общим собранием работников Школы с последующим утверждением учредителем Школы) на срок ________________________________ (указать конкретный срок, либо указать, что срок определяется учредителем).

3.3. Органами коллегиального управления Школы являются:

общее собрание работников Школы;

педагогический совет;

___________________________________________

(указать иные органы при необходимости).

4.6. Общее собрание работников Школы является постоянно действующим высшим органом коллегиального управления.

____________________________________________________________________

(указать порядок формирования органа, например, в общем собрании работников участвуют все работники, работающие в Школе по основному месту работы, либо все работники, работающие в Школе на основании трудовых договоров).

_____________________________________________________________________

(указать срок полномочий органа, например, общее собрание работников действует бессрочно. Собрание созывается по мере надобности, но не реже одного раза в год. Возможно указать инициаторов созыва собрания, либо точные даты созыва собрания. Общее собрание может собираться по инициативе директора школы, либо по инициативе директора школы и педагогического совета, иных органов, по инициативе не менее четверти членов Общего собрания).

_____________________________________________________________________

(указать структуру органа и порядок его работы. Например, собрание избирает председателя, который выполняет функции по организации работы собрания, и ведет заседания, секретаря, который выполняет функции по фиксации решений собрания. Заседание собрания правомочно, если на нем присутствует более половины работников Школы).

4. 7. К компетенции общего собрания работников Школы относится:

______________________________________________________________________

(указать, решение каких конкретно вопросов отнесено к компетенции общего собрания, в частности, по каким вопросам собрание непосредственно принимает решения (от имени Школы), по каким участвует в принятии решений иными органами - дает рекомендации. Возможно указать, какие ЛНА принимаются собранием, какие ЛНА должны быть приняты по согласованию с собранием либо с учетом его мнения. Перечень вопросов, решаемых собранием, индивидуален для каждой организации, например, где-то собрание может определять приоритетные направления деятельности Школы, решать вопросы о заключении договоров сетевого взаимодействия и т.п., а где-то не может решать никаких вопросов, кроме выбора пяти- или шестидневной учебной недели.

1. Вариант набора полномочий общего собрания работников.

Определяет основные направления деятельности Школы, перспективы ее развития,

Принимает коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка Школы,

Принимает локальные акты, регулирующие трудовые отношения с работниками Школы, включая инструкции по охране труда, положение о комиссии по охране труда,

Принимает следующие локальные акты: положение о педагогическом совете, правила оказания платных образовательных услуг, положение о мерах поощрения работников и обучающихся Школы,

Принимает положение о социальной поддержке работников Школы и решения о социальной поддержке работников Школы,

Определяет критерии и показатели эффективности деятельности работников, входящих в положение об оплате труда и стимулировании работников,

Избирает представителей работников в органы и комиссии Школы,

Рассматривает иные вопросы деятельности Школы, принятые Общим собранием к своему рассмотрению либо вынесенные на его рассмотрение Директором Школы.

2. Вариант набора полномочий общего собрания работников:

Избирает представителей работников в комиссию по трудовым спорам Школы,

Обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины в Школе, дает рекомендации по ее укреплению,

Содействует созданию оптимальных условий для организации труда и профессионального совершенствования работников,

Поддерживает общественные инициативы по развитию деятельности Школы.).

______________________________________________________________________

(указать порядок принятия решений и выступления от имени Школы. Например, решения собрания принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя. Решение собрания по отдельным вопросам, например, по вопросам его исключительной компетенции, может приниматься большинством 2/3 голосов его членов, присутствующих на заседании. Возможно, но не обязательно, описать порядок ведения делопроизводства собрания. Возможно указать, что отдельные решения Общего собрания принимаются с участием иных органов управления Школой. Например, решения о социальной поддержке работников, о распределении стимулирующих выплат, об утверждении следующих локальных актов (привести перечень), решения о поощрении работников и обучающихся Школы принимаются по согласованию с Директором Школы).

4.8. Педагогический совет Школы является постоянно действующим органом коллегиального управления, осуществляющим общее руководство образовательным процессом.

____________________________________________________________________

(указать порядок формирования органа, например, в педагогический совет входят все педагогические работники, работающие в Школе на основании трудового договора по основному месту работы, либо все педагогические работники, работающие в Школе на основании трудового договора, либо все лица, осуществляющие педагогическую деятельность в Школе на основании трудовых и гражданско-правовых договоров).

_____________________________________________________________________

(указать срок полномочий органа, например, педагогический совет действует бессрочно. Совет собирается по мере надобности, но не реже одного раза в месяц. Возможно указать инициаторов сбора совета, либо точные даты сбора совета. Совет может собираться по инициативе Директора Школы, Общего собрания Школы. Может собираться в каждый первый вторник учебного месяца, каждый последний четверг учебной четверти.).

_____________________________________________________________________

(указать структуру органа и порядок его работы. Например, совет избирает председателя, который выполняет функции по организации работы совета, и ведет заседания, секретаря, который выполняет функции по фиксации решений совета. Заседание совета правомочно, если на нем присутствует более половины членов совета).

4. 9. К компетенции педагогического совета Школы относится:

______________________________________________________________________

(указать, решение каких конкретно вопросов отнесено к компетенции совета, в частности, по каким вопросам совет непосредственно принимает решения (от имени Школы), по каким участвует в принятии решений иными органами - дает рекомендации. Возможно указать, какие ЛНА принимаются советом, какие ЛНА должны быть приняты по согласованию с советом либо с учетом его мнения. Перечень вопросов, решаемых советом, индивидуален для каждой организации, например, где-то совет может принимать все ЛНА по вопросам организации образовательной деятельности, определять учебники и учебные пособия для использования в образовательном процессе, принимать решение о сменности обучения, комплектации классов и т.п., а где-то не может решать никаких вопросов, кроме решения о допуске конкретного обучающегося к ГИА

1. Вариант набора полномочий Педагогического совета.

Реализация государственной политики по вопросам образования;

Совершенствование организации образовательного процесса Школы,

Разработка и утверждение образовательных программ Школы,

Принятие решений о ведении платной образовательной деятельности по конкретным образовательным программам,

Определение основных направлений развития Школы, повышения качества и эффективности образовательного процесса,

Принятие решений о создании спецкурсов, факультативов, кружков и др.,

Определение сменности занятий по классам,

Принятие решений о требованиях к одежде обучающихся,

Принятие решения об отчислении обучающегося в соответствии с законодательством,

Принятие решений о переводе из класса в класс, о допуске к ГИА обучающихся, о награждении обучающихся,

Принятие решений о распределении стимулирующей части выплат в рамках положения об оплате труда Школы,

Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

2. Вариант набора полномочий Педагогического совета.

Внедрение в практику работы Школы достижений педагогической науки и передового педагогического опыта,

Осуществление взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам организации образовательного процесса,

Поддержка общественных инициатив по совершенствованию обучения и воспитания учащихся.).

______________________________________________________________________

(указать порядок принятия решений и выступления от имени Школы. Например, решения совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя. Решение совета по отдельным вопросам может приниматься большинством 2/3 голосов его членов, присутствующих на заседании. Возможно, но не обязательно описать порядок ведения делопроизводства совета. Возможно указать, что отдельные решения Совета принимаются с участием иных органов управления Школой. Например, решения об отчислении обучающихся, о распределении стимулирующих выплат, об утверждении следующих локальных актов (привести перечень), решения о награждении обучающихся Школы принимаются по согласованию с Директором Школы).

4. 10. ___________________________________________________________________

(Указать иные коллегиальные органы управления. Могут создаваться любые такие органы, например, попечительский совет, управляющий совет и т.п. Для каждого органа должно быть определено, 1) какова его структура, 2) в каком порядке он формируется, 3) какова его компетенция, 4) каков срок его полномочий, 5) каков порядок принятия им решений и выступления от имени образовательной организации.

В Школе формируется попечительский совет. Основной задачей попечительского совета является содействие материально-техническому обеспечению образовательного процесса в Школе.

С этой целью попечительский совет:

Привлекает средства пожертвований на уставную деятельность Школы,

Осуществляет контроль за целевым использованием привлеченных пожертвований,

Согласует с Директором школы основные направления своей работы,

Содействует организации деятельности Школы путем консультирования работников Школы, информационной поддержки проводимых Школой мероприятий, содействия защите прав и интересов Школы и другими способами.

Состав и число членов Попечительского совета определяются Директором Школы. Включение в состав Попечительского совета осуществляется с согласия членов Попечительского совета.

Совет действует бессрочно. Включение и исключение членов Совета осуществляется приказами Директора.

Для организации деятельности Совета на его заседании из числа членов избирается Председатель.

Заседания Попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. Решения совета принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, присутствующих на заседании. Совет не выступает от имени Школы).

ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Изменения в устав Школы вносятся в порядке, установленном _____________________________________________ (указать муниципальное образование).

4.2. Изменения в Устав вступают в силу после их государственной регистрации в порядке, установленном законодательством РФ.

4.3. Источниками формирования имущества Школы являются имущество и денежные средства, переданные учредителем, поступления от приносящей доход деятельности, безвозмездные поступления в денежной и имущественной форме, а также иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.4. В случае ликвидации Школы имущество, закрепленное за Школой на праве оперативного управления, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по ее обязательствам, передается ликвидационной комиссией собственнику соответствующего имущества.

При этом, к «иным федеральным законам» можно отнести действующий Гражданский Кодекс Российской Федерации, применительно к распространенной в настоящее время в образовании организационно-правовой форме негосударственного образовательного частного учреждения (НОЧУ) устанавливающий, в частности, что:

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся учреждения (ч.2 ст.48);

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества (ч.2 ст.120); частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами;

При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (ч.2 ст.120);

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица (ч.7 ст.63);

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество (ч.2 ст.300).

Как видно из приведенных примеров, регламентация в уставе образовательного учреждения вопросов имущественных отношений не является простой, что потребует привлечения к его составлению специалистов сравнительно высокой юридической квалификации. Другим вопросом, требующим повышенного квалифицированного юридического подхода, является регламентация в уставе образовательной организации структуры и компетенции органов управления образовательной организацией, порядка их формирования и срока полномочий. Так, например, федеральный закон об образовании в Российской Федерации содержит сравнительно сложные и, пожалуй, юридически неудачно сформулированные нормы об управлении образовательной организации, в том числе:

  1. «В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.» (ч.4 ст.26)
  2. 2.Как видим, буквальное толкование данной нормы обязывает образовательную организацию иметь такие коллегиальные органы управления, как общее собрание (конференция) работников и педагогический (ученый) совет, оставляя на усмотрение ее учредителя (учредителей) возможность формирования иных коллегиальных органов управления.

При этом, сразу определить «в недрах норм» федерального закона об образовании в Российской Федерации компетенцию «обязательных» коллегиальных органов управления достаточно проблематично - явный минус законодателя.

3.«Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.» (ч.5 ст.26)

Как видим, буквальное толкование данной нормы применительно к коллегиальным органам управления образовательной организации позволяет этим органам выступать (представительствовать) от имени образовательной организации, что явно противоречит сложившейся юридической практике согласно ст. 53 Гражданского Кодекса Российской Федерации - тоже минус законодателя..

4.«Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.» (ч.10 ст.51

Как видим, буквальное толкование данной нормы не позволяет сделать однозначный вывод о порядке формирования единоличного органа управления (руководителя) частной образовательной организации - путем избрания или же назначения?

Более того, общая ч.1 ст.51 вообще не предполагает возможности избрания руководителя образовательной организации - только назначение. В заключение заметим, что хотя рассмотренные вопросы содержания устава образовательной организации и свидетельствуют о сложном и противоречивом подходе к ним законодателя, но зато это - хоть какая-то юридическая регламентация. А вот какие «специальные образовательные» требования к содержанию устава организации, осуществляющей обучение (юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности - п.20 ст.2) будут предъявлять чиновники при рассмотрении вопроса ее лицензирования - пока вообще остается загадкой.