Защита трудовых прав и законных интересов работников. Защита трудовых прав. Защита трудовых прав профсоюзами


  • 6.Классификация трудовых споров.
  • 7.Система и содержание принципов рассмотрения трудовых споров.
  • Система и содержание принципов рассмотрения трудовых споров
  • 8.Исковые (давностные) и процессуальные сроки по трудовым спорам.
  • Сроки для работодателей
  • Последствия пропуска срока
  • Наличие индивидуального трудового спора основание для применения срока давности
  • Начало течения срока по трудовым спорам.
  • 9.Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения трудовых споров. Международно-правовые акты, регламентирующие процедуры рассмотрения и разрешения трудовых споров
  • 10.Нормы Конституции рф, имеющие концептуальное значение для рассмотрения трудовых споров. Нормы Конституции рф, имеющие концептуальное значение для рассмотрения и разрешения трудовых споров
  • 11.Трудовой кодекс рф – основной кодифированный нормативный правовой акт, регулирующий порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров.
  • 12.Положения Гражданского процессуального кодекса рф, касающиеся рассмотрения судом индивидуальных трудовых споров. Положения гпк рф, касающиеся рассмотрения судом индивидуальных трудовых споров
  • 13.Подзаконные акты по трудовым спорам.
  • 15.Виды органов, рассматривающих и разрешающих индивидуальные трудовые споры, и их правовой статус. Процедуры рассмотрения индивидуальных трудовых споров.
  • 16.Виды органов, рассматривающих коллективные трудовые споры, и их правовой статус. Этапы примирительных процедур при рассмотрении коллективного трудового спора.
  • 17.Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров.
  • 18.Понятие и признаки индивидуального трудового спора.
  • 19.Понятие и значение подведомственности индивидуальных правовых споров.
  • 20.Индивидуальные трудовые споры, подведомственные комиссии по трудовым спорам.
  • 21.Индивидуальный трудовые споры, подведомственные непосредственно суду.
  • 22.Разрешение возникших разногласий самими спорящими сторонами (доюрисдикционная стадия).
  • 23.Альтернативная процедура урегулирования трудовых споров с участием посредника (процедура медиации)
  • 24.Порядок образования комиссий по трудовым спорам. Комиссия по трудовым спорам структурных подразделений.
  • 25.Порядок рассмотрения индивидуальных правовых споров комиссией по трудовым спорам.
  • 26.Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам, содержание решения комиссии по трудовым спорам.
  • 27.Порядок обжалования решения комиссии по трудовым спорам.
  • 28. Компетенция судов при рассмотрении индивидуальных трудовых споров. Территориальная подсудность трудовых споров.
  • 29.Предъявление иска по индивидуальному трудовому спору
  • 30. Подготовка трудового дела к судебному разбирательству.
  • 31.Единоличное и коллегиальное рассмотрение индивидуального трудового спора. Заочное производство.
  • 32.Предмет и бремя доказывания в индивидуальных трудовых спорах.
  • 33.Решение суда по индивидуальному трудовому спору.
  • 34.Рассмотрение и разрешение индивидуальных споров в кассационном и надзорном порядке.
  • 35. Споры о заключении трудового договора.
  • 36.Споры о переводах на другую работу.
  • Взыскание заработной платы
  • 37.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)
  • 38.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников.
  • 39.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе.
  • 40. Споры о расторжении трудового договора в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
  • 41.Споры о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей.
  • 42.Споры о рабочем времени и времени отдыха.
  • 43. Споры об оплате труда, гарантиях и компенсациях.
  • 44. Споры о дисциплинарной ответственности.
  • 45. Споры о материальной ответственности работника.
  • 46. Споры о материальной ответственности работодателя.
  • 47. Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров государственных гражданских служащих.
  • 48. Особенности рассмотрения трудовых споров иностранных работников.
  • Но на территории России действуют законы России, по которым все работники равны перед законом. И россияне и иностранцы.
  • 49. Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам.
  • Исполнение решений по индивидуальным трудовым спорам
  • 50. Понятие, предмет коллективного трудового спора, его отграничение от коллективной защиты индивидуальных трудовых прав работников.
  • 51. Порядок разрешения разногласий самими сторонами. Момент начала коллективного трудового спора.
  • 52. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.
  • 53. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.
  • 54. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
  • 55. Гарантии работникам, участвующим в рассмотрении коллективного трудового спора.
  • 56. Понятие забастовки. Право на забастовку и его ограничение. Право на забастовку и его ограничение
  • 57. Порядок объявления забастовки. Порядок объявления забастовки
  • 58. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки. Обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе забастовки
  • 59. Незаконные забастовки.
  • Правовое положение работников в связи с проведением забастовки
  • 1. Защиты трудовых прав и свобод работников. Понятие защиты трудовых прав работников и ее способы

    Защите трудовых прав и свобод посвящена часть V ТК РФ, включающая в себя разд. XIII "Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права", гл. 56–62 (ст. 352–419).

    Данные нормы развивают и конкретизируют применительно к сфере трудового права положения Конституции РФ, в частности ее ст. 2 (об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина), 17 (о неотчуждаемости основных прав и свобод человека), 45 и 46 (о государственной, судебной защите и самозащите своих прав и свобод).

    Трудовой кодекс РФ не дает легального определения понятия "защита трудовых прав и свобод работника", в связи с чем можно ориентироваться на суждение, сформулированное в научной среде. По мнению Т. В. Иванкиной, защита трудовых нрав работника представляет собой совокупность материально-правовых мер, организационных и процессуальных способов пресечения и предупреждения нарушений трудового законодательства, восстановления нарушенных трудовых прав граждан и возмещения понесенного вследствие таких нарушений ущерба .

    Способы защиты трудовых прав и свобод перечислены в ст. 352 ТК РФ, причем ч. 1 данной статьи, продолжая положение ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, указывает, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

    Способы защиты подразделяются по субъектам, защищающим трудовые права и свободы работников (рис. 20.1).

    Рис. 20.1. Способы и субъекты защиты трудовых прав и свобод работников

    Самозащита работником своих трудовых прав заключается в отказе от выполнения работ:

    – не предусмотренных трудовым договором;

    – непосредственно угрожающих его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами;

    – в случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (ч. 6 ст. 220 ТК РФ);

    – в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны груда (ч. 7 ст. 220 ТК РФ);

    – с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (ч. 7 ст. 220 ТК РФ).

    Остается дискуссионным вопрос об отнесении к самозащите права работника приостановить работу в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней в порядке ст. 142 ТК РФ. Президиум Верховного Суда РФ, давая ответ на вопрос о том, в каком размере производится оплата за время приостановления работы, если отказ работника от исполнения трудовых обязанностей вызван задержкой выплаты заработной платы, не назвал данный случай самозащитой, хотя и высказал мнение об обязанности работодателя "возместить не полученный им [работником] средний заработок за весь период ее задержки с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, установленном ст. 236 Трудового кодекса РФ" .

    О начале реализации работником своего права на самозащиту он обязан известить работодателя, своего непосредственного руководителя, иного представителя работодателя в письменной форме. Прекратить осуществление самозащиты, т.е. приступить к исполнению своих трудовых обязанностей, работник обязан сразу после прекращения нарушения его трудовых прав и свобод.

    Необходимость присутствия работника на своем рабочем месте в период самозащиты должна решаться, на наш взгляд, в зависимости от того, имеет ли работник возможность выполнять свои трудовые обязанности без нарушения его прав. Например, если работодатель поручает работнику выполнение разового поручения, выходящего за пределы его трудовых обязанностей, то работник, отказываясь выполнять его, не лишен возможности исполнять свои трудовые обязанности, что он и должен, по нашему мнению, делать. Если же работодатель, издает приказ о постоянном переводе работника на другую работу без его письменного согласия, то работник, вероятно, не будет иметь возможность исполнять свою работу, а потому, отказавшись от выполнения работы в этом случае, имеет право не находиться на своем рабочем месте до отмены незаконного приказа и предоставления ему прежней работы. Исключением из данного правила является норма ч. 3 ст. 142 ТК РФ, предоставляющая работнику право в период приостановления работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней отсутствовать на рабочем месте.

    Оплата периода времени самозащиты в размере средней заработной платы обусловлена наличием в ч. 1 ст. 379 ТК РФ указания на сохранение за работником на время отказа от работы всех прав, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Вопрос о выплате заработной плате за период приостановления работы в связи с задержкой заработной платы в настоящее время решен только на уровне разъяснения Верховного Суда РФ, приведенного ранее.

    С момента принятия в 2001 году нового Трудового кодекса Российской Федерации в законодательстве появился институт «защиты трудовых прав работников». Защита трудовых прав и свобод работников является одной из юридических гарантий.

    В соответствии со статьей 352 ТК РФ: «Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Анализируя правовые нормы, регламентирующие защиту трудовых прав работников, можно выделить следующие ее признаки:

      защита нарушенных трудовых прав работников возможна лишь при условии наличия такого субъективного права. Осуществление защиты работником трудовых прав невозможно, например, в случае когда работник не состоит в трудовых отношениях с работодателем.


      защита трудовых прав возможна только если нарушены или существует реальная угроза нарушения трудовых прав работника. Естественно, когда права и законные интересы работника не нарушаются, то у последнего нет оснований для осуществления защиты своих трудовых прав.


      защита представляет собой комплексную систему мер, осуществляемую в пределах, установленных действующим законодательством РФ. При осуществлении работником защиты своих нарушенных прав, он может использовать только способы защиты, не запрещенные законом. Так, например, незаконными будут действия работника, который защищает свои права путем причинения телесных повреждений лицу, нарушившему или нарушающему его трудовые прав.


      защита трудовых прав осуществляется посредством обращения в государственные органы либо общественные организации (объединения), а также путем осуществления самостоятельной защиты трудовых прав (самозащиты).


    Таким образом, можно сделать вывод, что защита трудовых прав - это комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации трудовых прав и борьбы с их нарушениями, осуществляемая государственными органами, общественными организациями, а также посредством самозащиты трудовых прав.

    Статья 352 ТК РФ устанавливает следующие "способы защиты трудовых прав:

      самозащита работниками трудовых прав;


      защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;


      государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;


      судебная защита».


    Рассмотрим каждый способ защиты трудовых прав более подробно.

    Самозащита прав субъектом права - это самостоятельные активные действия работников по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров либо в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства. Статья 379 ТК РФ устанавливает формы самозащиты: «В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. В целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что ТК РФ устанавливает лишь одну форму самозащиты - отказ работника от выполнения своих обязанностей.

    Вторым способом защиты трудовых прав и свобод работников является защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами. Деятельность профсоюзов в РФ регламентированна Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Статья 11 названного закона устанавливает, что «профсоюзы вправе:

    Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы;- Профсоюзы защищают право своих членов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;


    Профсоюзы вправе участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями своих предложений;- Профсоюзные представители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав».


    Согласно статье 370 ТК РФ профсоюзы вправе требовать устранения выявленных на- рушений от работодателя, который, в свою очередь, обязан в течение недели сообщить в профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах. Профсоюзы при осуществлении данных полномочий взаимодействуют с государственными органами по контролю (надзору) за соблюдением трудового законодательства.

    Третий способ защиты трудовых прав и свобод - государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Согласно статье 353 ТК РФ федеральный государствен- ный надзор за соблюдением трудового законо- дательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

    И последний способ защиты трудовых прав и свобод работников, установленный Трудовым кодексом РФ, - судебная защита. Анализируя судебную практику по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что большой процент рассматриваемых судами дел связан с невыплатой заработной платы и незаконным увольнением. Работодатели зачастую нарушают порядок увольнения, что влечет за собой признание судом действий работодателя незаконными и восстановление трудовых прав и свобод работника.

    Таким образом, законодательство РФ устанавливает гарантии защиты трудовых прав и свобод работников. Однако, проблемы в защите трудовых прав возникают из-за незнания работниками своих прав и гарантий их защиты, что приводит к систематическому нарушению трудовых прав работников работодателями.

    "

    Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Российской Федерации, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

    Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

    осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

    направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

    принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;

    (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

    принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Статья 371. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа

    Работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

    (часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

    (часть четвертая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Выборный орган первичной профсоюзной организации в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, работодателем не учитывается.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    В случае, если выборный орган первичной профсоюзной организации выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный орган первичной профсоюзной организации проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный орган первичной профсоюзной организации права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя - обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)


    Положение части первой статьи 374 признано частично не действующим и не подлежащим применению как являющееся аналогичным ранее признанному Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 N 1369-О-П).

    О применении части первой статьи 374 см. также Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 421-О.

    Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного статьей 373 настоящего Кодекса.

    Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, - также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Статья 375. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации (далее также - освобожденный профсоюзный работник), после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза.

    Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.

    Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с коллективным договором.

    Статья 376. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа

    Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса с руководителем выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного статьей 374 настоящего Кодекса.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Статья 377. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся членами этих профессиональных союзов, выше установленной для работников, являющихся членами этого профсоюза.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

    При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

    Работодатели, заключившие коллективные договоры или на которых распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может производиться за счет средств работодателя в размерах, установленных коллективным договором.

    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

    Статья 378. Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов

    Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

    от 31/12/2018

    Каждому человеку гарантируется защита трудовых прав. Так реализуется конституционное право на труд. Одному человеку для этого требуются активные действия, другому достаточно гарантий, установленных законодательно.

    Трудовой кодекс в основном наполнен нормами, содержащими условия и требования, необходимые для охраны труда и защиты прав работника. Поэтому защита трудовых прав сторон трудового соглашения – это первоочередная обязанность государства, которая осуществляется различными способами.

    Способы защиты трудовых прав

    Согласно трудовому законодательству основными способами защиты прав работников являются:

    • государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства;
    • защита трудовых прав профессиональными союзами;
    • самостоятельная защита работниками своих трудовых прав;
    • защита трудовых прав в судебных органах.

    Допускаются и иные, не запрещенные законом, способы защиты трудовых прав. Но приведенный выше перечень достаточен для грамотного поведения в трудовых отношениях.

    Защита трудовых прав государственными органами

    Государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства возложен на Государственную инспекцию труда. Порядок деятельности инспекции определяется Правительством РФ. Формой надзорно-контрольной деятельности является инспектирование, осуществляемое по поручению Роструда и структурных подразделений Министерства труда РФ.

    Наряду с этим, функция контроля в отдельных сферах деятельности возложена на федеральные органы исполнительной власти. К примеру, функциями Министерства труда и социальной защиты РФ являются осуществление политики государства в сфере труда, его оплаты, охраны труда и так далее. Функциями отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, входящего в структуру Роспотребнадзора, является проверка работодателей на предмет соблюдения требований санитарного законодательства.

    Также к контролирующим органам относится прокуратура. Прокурор проверяет информацию о нарушениях прав человека, разъясняет порядок защиты прав, принимает необходимые меры для пресечения нарушения прав человека, включая осуществление прокурорской проверки по соблюдению охраны труда работников.

    Для инициирования проведения проверки в отношении работодателя работник может использовать , в иные . Примеры и рекомендации составления таких документов Вы найдете на сайте.

    Трудовая инспекция

    Государственная инспекция труда является государственным органом, контролирующим соблюдение трудового законодательства. Отделы трудовой инспекции работают во всех регионах и доступны для всех граждан, нуждающихся в защите трудовых прав.

    Трудовая инспекция работает по жалобам граждан. К функциям инспекции относится контроль за выполнением законодательства о труде. Реализовать защиту трудовых прав инспекция может путем:

    • проведения проверок
    • выполнения обследований
    • выдачи предписаний
    • составления протоколов об административных правонарушениях
    • наложения штрафов

    Трудовая инспекция может контролировать только те трудовые отношения, которые продолжают действие. Споры по увольнению или нарушения в бывших трудовых отношениях в ее компетенцию не входят.

    Наиболее эффективно обращение в трудовую инспекцию с жалобами на действия индивидуальных предпринимателей. Главное, чтобы был оформлен надлежащим образом.

    Защита трудовых прав профсоюзами

    Профсоюзы отстаивают права и интересы членов профсоюзов по индивидуальным вопросам трудовых отношений, а при защите коллективных прав – независимо от членства в профсоюзе при наделении полномочиями на представление интересов.

    Для защиты прав работника профсоюзы имеют такие права:

    • выступать с предложениями в принятии законов и прочих нормативно-правовых актов относительно социально-трудовой сферы соответствующими государственными органами власти;
    • представлять мнение по проектам таких актов;
    • принимать участие в согласовании с работодателями размеров систем оплаты и норм труда;
    • беспрепятственно посещать рабочие места членов профсоюзов.

    Кроме того, выступая в качестве защитников интересов, профсоюзы:

    • участвуют в разработке государственных программ занятости;
    • осуществляют контроль в сфере занятости населения;
    • оценивают действия работодателя при по его инициативе и в определенных случаях соглашаются на прекращение соглашения;
    • осуществляют контроль по соблюдению законодательства.

    Необходимо обратить внимание, что для осуществления контроля по соблюдению трудового законодательства профсоюзы имеют право привлекать государственные контролирующие органы.

    На основании законодательства профсоюзы имеют право требовать от работодателя устранить нарушения. Причем в семидневный срок с момента получения требования работодатель должен проинформировать профсоюз о результатах устранения нарушений.

    Самостоятельная защита трудовых прав

    Самозащита трудовых прав – это активные действия трудящихся, направленные на охрану своей жизни, здоровья и трудовых прав, с обращением в государственные органы контроля (надзора) по соблюдению трудового законодательства или без него.

    Фактически, Трудовой кодекс определяет только один способ самозащиты – отказ от выполнения работ. Однако не следует путать такой способ защиты с забастовкой, так как он осуществляется с целью защиты индивидуальных трудовых прав.

    Выделяют основные методы самостоятельной защиты:

    • отказ выполнять работу, непредусмотренную трудовым договором;
    • отказ от выполнения опасной работы;
    • прочие случаи отказа, предусмотренные трудовым законодательством РФ (отказ от командировки, перенесения ежегодного и тому подобное);
    • приостановление работы при несвоевременной выплате зарплаты.

    Самозащита прав не требует официального оформления и привлечения государственных надзирательных органов. К тому же, допускается использование самозащиты с другим способом защиты прав одновременно.

    Используя право на самостоятельную защиту, работник не может привлекаться к административной либо дисциплинарной ответственности.

    Защита трудовых прав в судебных органах

    С целью восстановления нарушенных прав сотрудник может обратиться в суд. На сегодняшний день этот способ защиты прав является самым эффективным. Ведь является обязательным для исполнения. Однако сроки обращения в суд ограничены 3 месяцами, а по увольнениям 1 месяцем.

    Кроме судебных органов, в зависимости от нарушенного права, работник вправе обратиться в комиссию по социально-трудовым отношениям, по трудовым спорам и в трудовой арбитраж

    На самом деле законодательство предоставляет значительные возможности по защите трудовых прав. К сожалению, значительная часть работников не знает и не понимает, как лучше воспользоваться предоставленными возможностями. Хотя практически любая проблема в трудовых отношениях может быть решена в пользу работника. Об этом свидетельствует судебная практика по , и т.п. Труднее с доказательственной базой по , .

    Защита трудовых прав полностью зависит от активных действий и инициативы работника.

    Уточняющие вопросы по теме

    Судебная защита.

    В целях самозащиты

    об отказе в приеме на работу;

    в суд

    Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

    Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде - это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.

    Надзор - это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.

    Контроль - проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных актов. Различие между надзорной и контрольной деятельностью проводится по компетенции и функциям контрольно-надзорных органов а также по методам работы и проведению в жизнь предписаний надзорных и контрольных органов.

    Различия:

    Надзор – деятельность госорганов по исполнению точного неукоснительного исполнения законов, а контроль – составная часть управленческой деятельности, сущность которой заключается в проверке соответствия деятельности подконтрольных объектов на предприятиях, предписаний НПА, корректировке и применения санкций к виновным лицам.

    Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.

    Профессиональный союз - добровольное обществен­ное объединение граждан, связанных общими производ­ственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

    Профсоюзы независимы в своей деятельности от ор­ганов исполнительной власти, местного самоуправле­ния, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, неподотчетны и неподконтрольны им.

    Основная функция профсоюзов состоит в защите и реа­лизуется в четырех организационно-правовых формах: уча­стия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в орга­низации; участия в разрешении трудовых споров; осуществ­ления профсоюзного контроля за соблюдением законода­тельства о труде.

    Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права. В связи с этим работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответству­ющему органу профсоюзной организации о результатах рас­смотрения данного"требования и принятых мерах.

    Профсоюзные инспекторы труда имеют право:

    Беспрепятственно посещать организации незави­симо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсо­юзов, входящих в объединение;

    Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

    Защищать права и интересы членов профессиональ­ного союза по вопросам возмещения вреда, причинен­ного их здоровью на производстве;

    Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнение обязательств работодателей, пре­дусмотренных коллективными договорами и соглаше­ниями;

    Принимать участие в работе комиссий по испытани­ям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве незави­симых экспертов;

    Принимать участие в расследовании несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Профсоюзы при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с государственными органами над­зора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Уполномоченные лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязатель­ные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

    Образования и компетенция комиссий по трудовым спорам (КТС).

    Статья 384 . Образование комиссий по трудовым спорам.

    Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей (часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

    Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников (часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

    По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

    Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

    Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

    Статья 385 . Компетенция комиссии по трудовым спорам.

    Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

    Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

    Основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников.

    Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

    Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: (ст352ТК)

    Самозащита работниками трудовых прав;

    Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

    Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    Судебная защита.

    В целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также непосредственно угрожающей его жизни и здоровью. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

    В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Необходимо учитывать, что работник обязан в письменной форме известить работодателя или своего непосредственного руководителя об отказе от выполнения работы или о приостановлении работы.

    Не допускается приостановление работы: в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях по аварийно-спасательным, поисково-спасательным, противопожарным работам, работам по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах; государственными служащими; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

    В соответствии со ст. 380 Трудового кодекса РФ работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав.

    Для защиты своих трудовых прав и законных интересов, разрешения индивидуальных трудовых споров работники имеют право обратиться в профессиональные союзы (при их наличии) и в Государственную инспекцию труда.

    о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; об изменении даты и формулировки причины увольнения;

    об отказе в приеме на работу;

    о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника и др.

    В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

    Срок обращения в суд, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом. Однако при отсутствии уважительных причин пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований работника. Исковое заявление работника в суд по трудовым спорам не облагается государственной пошлиной.