Саморегулирование предпринимательской деятельности понятие значение особенности. Курсовая работа: Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской деятельности. Задачи развития саморегулирования предпринимательской деятельности в Росс


ВВЕДЕНИЕ

1.1. Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2. Основные направления в государственном регулировании

1.3. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

2. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности

2.2. Задачи развития саморегулирования предпринимательской деятельности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы . В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

Осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

Повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

Поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

Укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

Пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

Использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

Под саморегулированием, в самом общем смысле, понимается такое регулирование предпринимательской деятельности, которое осуществляется сообществом предпринимателей объединенных по профессиональному или отраслевому признаку, замещает собой государственное регулирование в профессиональных ее аспектах и предъявляет к участникам рынка более жесткие требования по качеству оказываемых услуг и/или производимой продукции, чем это делает государство.

Саморегулирование всегда базируется на действующем законодательстве и является одним из легитимных способов самоорганизации предпринимателей, в том числе и для защиты их законных прав и интересов.

В условиях России, где издержки на повседневное преодоление административных барьеров в предпринимательской деятельности составляют существенную часть интеллектуальных и материальных затрат любого предпринимателя, саморегулирование должно рассматриваться как один из важных инструментов вытеснения бюрократии из сферы экономической жизни.

Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение.

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании и саморегулировании предпринимательской деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи :

Рассмотреть сущность, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

Изучить методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

Охарактеризовать понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности;

Проанализировать задачи развития саморегулирования предпринимательской деятельности.

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ

1.1 Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:

1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:

Определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;

Создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

Предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;

Защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;

Установление денежной системы;

Установление стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

3) решение макроэкономических проблем:

Объем национального производства;

Пропорциональность развития экономики;

Темпы экономического роста;

Внешнеэкономический баланс страны;

Уровень занятости трудоспособного населения страны;

Социальная защита.

Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.

При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.

Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды, которые делятся на следующие категории:

Характер рыночных отношений;

Характер правовых связей между хозяйствующими субъектами;

Общесоциальные факторы;

Общеэкономические условия;

Общеполитические факторы.

Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.

Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.

Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Саморегулирование - самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности.Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Субъекты предпринимательской деятельности - ИП и ЮЛ, зарегистрированные в установленном порядке

Субъекты профессиональной деятельности - ФЛ, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Предмет саморегулирования - предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

  • 1. разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
  • 2. применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законами и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  • 3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  • 4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иными документами, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  • 5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • 6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  • 7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.
  • 29. Какие ЮЛ не могут быть не могут быть признаны несостоятельными (банкротами)

Не могут быть признаны несостоятельными (банкротами):

  • 1. казенные предприятия, учреждения
  • 2. политические партии
  • 3. религиозные организации.
  • 30. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки несостоятельности (банкротства):

  • - наличие денежного обязательства должника долгового характера;
  • - неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
  • - наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;
  • - официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) - превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

ФЗ от 01.12.2007г. «О саморегулируемых организациях».

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации; обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее - стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.



Стандарты и правила саморегулируемой организации должны предусматривать меры дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

Стандарты и правила саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.

Стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо деловой репутации саморегулируемой организации.



Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;

2) применяет меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;

3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.

Члены организации-предприниматели формируют за счет взносов компенсационный фонд, если деятельность привела к причинению ущерба клиента, то он будет компенсирован за счет средств данного фонда. Средство защиты также – страхование ответственности члена СРО. Один более или менее общий орган – росреестр. All-sro. В России можно говорить о двух видах саморегулирования – естественно сложившееся (финансовые рынки, производство сыра рокфор), можно говорить о делегированном – осуществляют полномочия, которые ранее были у государства. Очевидные недостаток 2007г. – закон не видит отличий между этими видами.

40. Охрана прав и законных интересов предпринимателя.

Развитие предпринимательства представляет собой приоритетное направление российской государственной экономической политики. Поэтому основная задача государства заключается во всемерном поощрении и обеспечении надлежащих гарантий развития предпринимательства, охране и защите прав и законных интересов предпринимателей.

Защита прав и интересов предпринимателей опирается на достаточно широкий спектр конституционных гарантий, большинство из которых имеет всеобщий характер и касается как предпринимателей, так и других граждан. К примеру, такие гарантии, как гарантии права частной собственности (ст. 35), право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), право на судебную защиту (ст. ст. 46, 47), компенсация причиненного ущерба (ст. 52), возмещение государством вреда (ст. 53) и т.д., относятся ко всем гражданам. А вот гарантии от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74) и т.д. относятся непосредственно к субъектам предпринимательства.

Действующее законодательство содержит достаточно четкую регламентацию форм, средств и способов защиты прав предпринимателей.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Понятие способа защиты субъективных прав не имеет легального определения. В законодательстве содержатся лишь перечни конкретных способов защиты, опосредующих те или иные правоотношения. В ст. 12-16 ГК РФ названы способы защиты гражданских прав, которые все без исключения распространяются на сферу предпринимательской деятельности.

Так, в зависимости от содержания юридических действий способы защиты можно разделить на материально-правовые и процессуальные.

Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав - это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права. Материально-правовые способы защиты прав различаются в зависимости от условий, характера, отраслевой принадлежности, вида защищаемых прав, субъектного состава и т.д. К примеру, по целям материально-правовые способы подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.

К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий.

По своей природе пресекательными являются действия по:

· признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

· неприменению судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, и т.д.

К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.

Восстановительными следует, в частности, считать действия по:

· признанию права;

· признанию оспоримой сделки недействительной и применению последствий ее недействительности;

· присуждению к исполнению обязанности в натуре;

· возмещению убытков и компенсации морального вреда и др.

К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.

Представляется, что к штрафным способам защиты следовало бы относить действия по:

· взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами;

· обращению незаконно полученного по сделке в доход государства;

· конфискации и т.д.

Процессуальные способы защиты представляют собой реализацию законодательно установленной компетенции юрисдикционных органов в виде издания актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав и юридически значимых фактов, а также восстановление нарушенных законных интересов субъектов правоотношений.

Процессуальные способы защиты прав различаются в зависимости от целей, характера процессуальной деятельности, разновидности властных актов и форм юрисдикционных органов.

Так, по целям процессуальные способы защиты прав дифференцируются на действия по признанию прав, принуждению к совершению каких-либо действий и по преобразованию правоотношений.

Самостоятельным способом защиты прав, полагаем, является самозащита (ст. 14 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ не содержит определения этого понятия, а лишь устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Предприниматель вправе осуществлять превентивные охранительные действия, обеспечивающие защиту его интересов от возможных посягательств.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

В правовой литературе существуют различные классификации форм защиты права, но, учитывая особенности характера прав предпринимателей и специфику предпринимательской деятельности, представляется, что наиболее удачной является классификация, согласно которой формы защиты делятся на судебные и внесудебные.

Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.

В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются:

· Конституционный Суд РФ;

· арбитражные суды;

· суды общей юрисдикции (от районного, городского суда до Верховного Суда РФ).

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести:

· защиту гражданских прав в административном порядке;

· нотариальную защиту;

· третейское разбирательство;

· досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

Знать: понятие саморегулирования; систему правового обеспечения саморегулирования; требования, предъявляемые к получению статуса СРО в различных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности.

Уметь: осуществлять мониторинг законодательство о саморегулировании, анализировать изменения; выявлять общее и специальное в правовом институте саморегулирования; разрабатывать локальные акты СРО; использовать правовой механизм саморегулирования для обеспечения предпринимательской деятельности и защиты прав членов СРО; применять механизмы дополнительной имущественной ответственности СРО.

Владеть: навыками анализа сущности саморегулирования, правовой природы СРО с позиций законодательства, доктрины, судебной практики.

Правовые основы саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности

Основным законодательным актом, определяющим правовые основы саморегулирования предпринимательской деятельности, является Закон о СРО. Нельзя не отметить, что принятие данного закона явилось началом реформирования всей системы государственного регулирования предпринимательства. В ряде сфер произошел переход от такого традиционно используемого способа воздействия государства на бизнес как лицензирование, к саморегулированию.

Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций (далее - СРО) определен положениями ГК РФ. Основы правового положения СРО как некоммерческих организаций установлены Законом о некоммерческих организациях.

Закон о СРО появился тогда, когда в России был уже накоплен значительный опыт объединения субъектов рынка в профессиональные сообщества, сложились традиции саморегулирования в отдельных сферах предпринимательства . Кроме того, известен положительный опыт деятельности профессиональных саморегулируемых организаций в зарубежных странах 1 . Следует отметить, что некоторые ученые негативно отнеслись к появлению Закона о СРО .

Как представляется, необходимость появления единого Закона о СРО диктуется введением в законодательные акты требования обязательного членства в СРО для субъектов отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Поскольку зачастую СРО приходит на смену лицензированию, необходимо выработать единые подходы в отношении правовой природы, требований к таким организациям, процедуре их легитимации, функциям т. п. Сделать это можно только в рамках единого закона, что, впрочем, не отрицает, а, напротив, предопределяет дифференциацию норм в специальном законодательстве.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о СРО, особенности приобретения, прекращения статуса СРО, правового положения СРО, деятельности СРО, порядка приема в члены СРО и прекращения членства в СРО, порядка осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов и применения СРО мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также порядка осуществления государственного надзора за соблюдением СРО, объединяющими субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности определенных видов, требований законодательства РФ, регулирующего деятельность указанных субъектов, и законодательства РФ о СРО могут устанавливаться федеральными законами. Такие особенности предусматривает, например, Закон о банкротстве, Закон об аудите, Закон об оценочной деятельности, Закон об электроэнергетике, Закон об энергосбережении, Закон о теплоснабжении, Закон о сельскохозяйственной кооперации, Закон о кредитной кооперации, Закон о рекламе и др.

Особенности саморегулирования в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства устанавливаются ГрК РФ.

Закон о СРО имеет ограниченную сферу действия. Он не распространяется на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, жилищных накопительных кооперативов, негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй.

Данный пробел общего закона с 11 января 2016 г. восполняет Закон о СРО на финансовом рынке, который регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением некоммерческими организациями, объединяющими финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 3 указанного закона, статуса СРО в сфере финансового рынка, осуществлением ими прав и обязанностей, взаимодействием СРО и их членов с Банком России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Помимо этого, нормы о саморегулировании на финансовом рынке содержатся в отдельных законодательных актах, в числе которых можно назвать Закон о РЦБ, Закона об инвестиционных фондах, Закон о ЖНК и др.

Таким образом, правовые основы саморегулирования включают: соответствующие положения ГК РФ и Закона о некоммерческих организациях, нормы Закона о СРО и Закона о СРО на финансовом рынке, положения специального законодательства.

Изложенное позволяет говорить о существовании в рамках правового режима саморегулирования дифференциации на:

  • а) общий режим саморегулирования (определен Законом о СРО);
  • б) специальныйрежим саморегулирования, в рамках которого правовое обеспечение саморегулирования осуществляется:
    • - Законом о СРО с особенностями, установленными специальным законодательством, либо
    • - Законом о СРО на финансовом рынке и специальным законодательством.

Думается, данный фактор нельзя оценивать как негативный, дифференциация в праве необходима, также как и формирование единых концептуальных подходов. Вместе с тем анализ норм специального законодательства о саморегулировании позволяет выявить ряд проблем. В первую очередь эти проблемы связаны с существенными противоречиями правового регулирования. В целом же анализ законодательства в сфере саморегулирования позволяет выявить его децентрализацию. Постепенно Закон о СРО утрачивает свой системообразующий характер. Нами уже высказывалась позиция, согласна которой для того, чтобы устранить данную центробежную тенденцию, необходимо в Законе о СРО четко определить принципы саморегулирования, обязательные и для тех сфер экономической деятельности, саморегулирование в которых подчиняется положениям названного акта, даже в рамках специального режима 1 .

Важно отметить, что в 2014-2015 гг. Минэкономразвития России и эксперты РСПП провели исследование итогов развития института саморегулирования в России, выявив его недостатки и достоинства. Результатом стало утверждение Правительством РФ Концепции совершенствования механизмов саморегулирования (далее - Концепция) . Основной целью совершенствования механизмов саморегулирования, как отмечено в Концепции, является формирование единой эффективной общегосударственной модели саморегулирования, определяющей цели и задачи саморегулирования, а также позволяющей использовать его потенциал для повышения качества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. Реализация указанной цели будет осуществлена путем внесения в Закон о СРО и отраслевое законодательство РФ изменений, закрепляющих единые систематизированные и актуализированные обязательные требования к СРО и национальным объединениям СРО.

Помимо законодательных актов, отношения по саморегулированию подпадают под действие многочисленных подзаконных нормативных правовых актов, актов Банка России, принятых во исполнение законодательных положений. В качестве примера приведем Указание Банка России от 13 сентября 2015 г. № 3797-У «О требованиях к стандартам саморегулируемой организации форекс-дилеров» .

Саморегулирование является комплексным правовым институтом отрасли предпринимательского права, включающим в себя нормы, регулирующие как частные, так и публичные отношения. Правовое обеспечение саморегулирования строится на сочетании императивных и диспозитивных начал, с использованием как частно-правовых, так и публично-правовых средств воздействия на поведение хозяйствующих субъектов.

  • См.: Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация: монография /отв. ред. И. В. Ершова. М.: Норма;ИНФРА-М, 2015; Ершова И. В., Ершов А. А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: монография. М.: Юриспруденция, 2011.
  • См.: Герасимов А. А. Саморегулируемые организации: теоретические и практические проблемы правового регулирования и деятельности: монография. М.: Российскаяакадемия адвокатуры и нотариата, 2012. С. 44-77; Грачев Д. О. Саморегулируемые организации: зарубежный опыт и тенденции развития российского законодательства //Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. № 3; За-воротченко И. А. Саморегулируемые организации за рубежом // Журнал российскогоправа. 2007. № 8.
  • Дискуссия по данному вопросу отражена: Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация. М.: Норма;ИНФРА-М, 2015. С. 11-12.
  • См.: Ершова И. В. Общие и специальные нормы в правовом обеспечении саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 4.
  • Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р.
  • Вестник Банка России. 2015. № 92.

Мировой опыт подтверждает, что эффективной формой планирования развития системы гражданско-правовых отношений, установления норм, правил и стандартов в различных сферах деятельности является создание саморегулируемых организаций. В России они формируются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее -Закон о СРО) и другими федеральными законами.

Саморегулирование - это самостоятельная инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности (индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами) или профессиональной деятельности (физическими лицами). Сущностью саморегулирования является разработка и установление стандартов и правил соответствующей предпринимательской или профессиональной деятельности, а также контроль за соблюдением их требований (схемы 15.1-15.13).

Схема 15.1.

Схема 15.2.

Схема 15.3.

Схема 15.4.

Схема 15.5.

Схема 15.6.

Схема 15.7.

Схема 15.8.

Схема 15.9.

Схема 15.10.

Схема 15.11.

Схема 15.12.

Схема 15.13.

  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционных фондов;
  • паевые инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды;
  • жилищные накопительные кооперативы;
  • кредитные организации;
  • бюро кредитных историй.

Порядок создания и организация деятельности таких СРО определяются федеральными законами, регулирующими соответствующий вид деятельности.

Управление саморегулируемой организацией осуществляют три органа:

Контроль (надзор) за деятельностью СРО осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.

Вместо лицензирования различных видов деятельности СРО создаются в строительстве, архитектурно-строительном проектировании, в сфере рекламы, арбитражного управления, кадастровой деятельности, аудита и др.

Организация приобретает статус СРО в момент внесения сведений о ней в государственный реестр.

Саморегулирование по своей сущности является практически процессом приватизации или аутсорсинга комплекса управленческих и контролируемых функций государства. В ряде отраслей принципы создания системы саморегулирования имеют существенные особенности. Так, в оценочной деятельности в качестве стандартов утверждаются правила деловой и профессиональной этики. В процессе государственной регистрации СРО Росреестр проверяет:

  • количественный состав СРО;
  • соответствие органов управления требованиям законодательства;
  • наличие стандартов и правил профессиональной и предпринимательской деятельности;
  • наличие органов контроля за соблюдением членами СРО стандартов и правил профессиональной деятельности;
  • вопросы обеспечения дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями товаров, услуг; и др.

В России в 15 сферах деятельности создано 973 саморегулируемых организации, 513 из них действуют в отраслях, в которых вступление в СРО является обязательным, 596 из них - в строительном комплексе. Количество СРО, созданных добровольно, в 2011 г. увеличилось на 30% - с 634 до 923 организаций. В сфере управления недвижимостью в ЖКХ действуют 69 СРО. Организовано восемь объединений СРО.