Аудиторские стандарты. Стандарты аудиторской деятельности Правовые основы кадрового аудита


Стандарт – официальный государственный или нормативный технический документ отрасли, предприятия, формы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции товара.

Стандарты регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:

  • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
  • создают общественный имидж профессии;
  • устраняют контроль со стороны государства;
  • помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
  • обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.

Система стандартов в обобщенном виде включает в себя международные стандарты; национальные стандарты; внутрифирменные стандарты. В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.

Значение системы стандартов состоит в том, что она:

  • обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
  • помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
  • обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
  • создает общественный имидж профессии.

Международные аудиторские стандарты

В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в т.ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).

Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:

1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

  • аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;
  • аудитор должен быть независим от клиента;
  • аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;
  • аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

4. Существенность в аудите.

5. Аудиторские доказательства.

В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности важное место занимают правила (стандарты) аудита. Реализация их требований на практике служит определенной гарантией качества проверки.

Основные принципы стандартов аудиторской деятельности выражаются в следующем:

  1. аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности;
  2. на базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью;
  3. аудиторские стандарты служат основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов;
  4. стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы.

Значение стандартов состоит в том, что они:

  • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
  • помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
  • создают общественный имидж профессии;
  • устраняют контроль со стороны государства ;
  • помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
  • обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Международные стандарты аудита

Создание системы международных хозяйственных связей обусловило необходимость гармонизации стандартов аудита на международном уровне, что позволило расширить круг пользователей финансовой отчетности, облегчило сопоставление финансовых показателей деятельности компаний разных стран и дало возможность оценивать компетентность и профессионализм аудиторских фирм.

Международные стандарты аудита (МСА) - это справочник для профессиональных аудиторов, в котором содержится описание общепризнанных методов аудита. Российские практикующие аудиторы могут применять международные стандарты в своей деятельности, что будет способствовать дальнейшей интеграции в международное аудиторское сообщество.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в том числе Международная федерация бухгалтеров (МФБ), созданная в 1977 г. Непосредственно аудиторскими стандартами занимается Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), который является постоянным комитетом Совета МФБ.

Международные стандарты проведения аудита, издаваемые Комитетом, должны:

  • способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;
  • унифицировать по мере возможности подход к аудиту в международном масштабе.

Статус Международных стандартов аудита. МСА предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, а также при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг. МСА содержат основные принципы и необходимые процедуры, соответствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала. Для обеспечения понимания и правильного применения основных принципов и необходимых процедур наряду с соответствующими руководствами необходимо учитывать полный текст МСА, включая пояснительные и иные материалы, содержащиеся в них. И только в исключительных случаях аудитор может отступить от МСА. При этом он должен быть готов аргументировать подобное отступление.

МСА не отменяют местных нормативных актов , регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В той степени, в какой МСА соответствуют местным нормативным актам в конкретном случае, аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране, проводимый согласно местным нормативным актам, должен соответствовать МСА. В случае, если местные нормативные акты отличаются либо противоречат МСА по конкретному случаю, организациям - членам МФБ необходимо следовать обязательствам членства, предусмотренным в Конституции МФБ в отношении данных МСА.

Статус Положений о международной аудиторской практике. Положения о международной аудиторской практике (ПМАП) разрабатываются с целью предоставления практической помощи аудиторам в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей аудиторской практики.

Утвержденным текстом проекта для рассмотрения, стандарта или положения считается текст, опубликованный МФБ на английском языке. Организации - члены МФБ получают право на перевод данных документов после получения надлежащего разрешения МФБ с целью их опубликования на языке своей страны. Перевод документов осуществляется за счет организаций-членов и должен включать наименование организации, которая его подготовила, а также ссылку на то, что данный документ является переводом утвержденного текста.

Первое издание МСА на русском языке представляло собой важный шаг по переходу российских аудиторов на международные стандарты. Однако это издание изобиловало ошибками и неточностями, что вызывало нарекания тех российских аудиторов, которые были знакомы с англоязычным первоисточником. Издание МСА 1999 г. на русском языке еще проходило процедуру редактирования, когда международная федерация бухгалтеров IFAC выпустила на английском языке издание 2000 г. Это обстоятельство создало новые объективные предпосылки несовпадения самого последнего варианта МСА и российских разработок, основанных на официальном русском переводе 1999 г.

В издании МСА 2001 г. ряд документов существенно отличается от издания 1999 г., кроме того, к этому времени появились новые стандарты. Текст нового перевода был взят российскими разработчиками за основу при подготовке новых российских федеральных стандартов аудита.

В МСА все стандарты собраны в 10 смысловых разделов: введение; обязанности; планирование ; система внутреннего контроля ; аудиторские доказательства ; использование результатов работы третьих лиц; аудиторские выводы и заключения; специальные области аудита; сопутствующие услуги; положения о международной аудиторской практике.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации

В конце 1993 г. впервые в нашей стране были приняты Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, в соответствии с которыми Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ поэтапно одобрила 38 правил (стандартов), которыми детально регламентировалась деятельность аудиторов.

После принятия Закона об аудиторской деятельности на некоторое время образовался правовой вакуум, так как решения некоторых вопросов уже диктовались Законом. Эта проблема была урегулирована изданием Федеральных стандартов аудита, которые определяют требования к порядку проведения аудита или оказания сопутствующих ему услуг.

Федеральные стандарты аудита подразделяются на:

  1. федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  2. внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Все федеральные правила (стандарты) в России могут быть классифицированы на три группы:

  1. российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, близкие по содержанию к соответствующим МСА;
  2. российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, отличающиеся от МСА, аналогом которых они являются, какими-либо существенными моментами;
  3. российские правила (стандарты) аудиторской деятельности и МСА, не имеющие взаимных аналогов.

На 1 августа 2006 г. разработано и принято 23 федеральных стандарта аудита в Российской Федерации:

  1. «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;
  2. «Документирование аудита»;
  3. «Планирование аудита»;
  4. «Существенность в аудите»;
  5. «Аудиторские доказательства »;
  6. «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».
  7. «Внутренний контроль качества аудита»;
  8. «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом»;
  9. «Аффилированные лица»;
  10. «События после отчетной даты»;
  11. «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица».
  12. «Согласование условий проведения аудита»;
  13. «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»;
  14. «Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита»;
  15. «Понимание деятельности аудируемого лица»;
  16. «Аудиторская выборка»;
  17. «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях»;
  18. «Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников»;
  19. «Особенности первой проверки аудируемого лица»;
  20. «Аналитические процедуры»;
  21. «Особенности аудита оценочных значений»;
  22. «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»;
  23. «Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица».

Данный перечень стандартов не является окончательным, так как разработка стандартов в России продолжается, одновременно идет и процесс внесения изменений и дополнений в уже принятые стандарты. Принятие на общегосударственном уровне стандартов аудита, соответствующих МСА, является важным шагом на пути реформирования российского аудита в направлении интеграции к международным требованиям.

Внутрифирменные аудиторские стандарты

Федеральные стандарты аудита и положения Закона об аудиторской деятельности предоставили большую самостоятельность аудиторам в решении отдельных практических проблем проведения проверки. Многие вопросы могут быть урегулированы аудиторами самостоятельно и закреплены ими во внутрифирменных правилах аудита.

Внутренние стандарты аудита определяют единые требования к порядку проведения аудита и его качеству, создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Внутрифирменные стандарты аудита можно подразделить на две группы: стандарты саморегулируемых аудиторских объединений (аккредитованных) и собственно внутрифирменные стандарты.

Саморегулируемые аудиторские объединения вправе разрабатывать свои стандарты и методические материалы по применению федеральных стандартов, где могут устанавливать дополнительные требования по проведению аудита, но они не должны противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности и Закону об аудиторской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам аудиторской деятельности и не могут устанавливать требования ниже определенных в федеральных стандартах. К ним могут относиться принятые и утвержденные в организации инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы фирмы к осуществлению аудита.

Внутренние стандарты по своему назначению могут быть объединены в следующие группы:

  1. стандарты, содержащие общие положения по аудиту;
  2. устанавливающие порядок проведения аудита;
  3. устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
  4. специализированные стандарты;
  5. устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
  6. по образованию и подготовке кадров.

4.2.1. Правила аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с едиными требованиями к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности

Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют вышеназванному пункту 3. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Соответствующие требования обязательного аудита компаний имеются и в украинском законодательстве. Согласно ст. 8 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» от 22.04 1993 № 3125-XIII в редакции Закона Украины от 14. 09. 06 № 140-V проведение аудита является обязательным для:

1) участников рынка ценных бумаг, финансовых учреждений и других субъектов хозяйствования, отчетность которых в соответствии с законодательством подлежит официальному обнародованию, за исключением учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет государственного бюджета;

2) проверки финансового состояния учредителей банков, организаций с иностранными инвестициями, открытых акционерных обществ (кроме физических лиц), страховых и холдинговых, компаний, институтов совместного инвестирования, доверительных обществ и других финансовых посредников;

3) эмитентов ценных бумаг при получении лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг .

Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги, может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества и при условии, что не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, – не менее 75 процентов. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с
требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Предыдущая

17.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, их назначение и содержание.

Правила аудиторской деятельности – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

1. федеральные правила;

2. внутренние правила, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

18.Виды сопутствующих аудиту услуг. Их краткая характеристика.

Основными услугами сопутствующими аудиту явл.:

    Постановка б/у . (вновь созданное предприятие)

Формирование структуры бухгалтерии и должностных инструкций бух-го персонала.

Выбор формы б/у (ж/о, мемориально-ордерная)

Разработка учетной политики

Разработка графика документооборота для п/п.

2. Восстановление б/у. На основе первичных и прочих документов отлаживающихся б/у в целом или по подразделениям.

3. Ведение б/у. В том случае если на предприятии нет бух. службы или бухгалтера в штате п/п. Б/у может осуществляться специализированной организацией, в т.ч. аудиторскими на договорной основе.

4. Составление финансовой бух. отчетности.

- по данным учетных регистров представленными экономическими субъектами.

5. Бухгалтерское и налоговое консультирование.

- подготовка объяснений в устной или письменной форме по вопросам б/у и налогообложения.

6. Проведение АХД. Аудиторы помогают разобраться в финансовом положении п/п, наметить пути выхода из кризиса.

7. Правовое консультирование по вопросам правового характера

8. Автоматизировать б/у и др.

Все услуги подразделяются:

А) на совместимые с проведением обязательного аудита – все кроме п.2,3,4.

Б) не совместимые с проведением аудита – 2,3,4.

19.Сопутствующие аудиторские услуги, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудита.

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Целью правила (стандарта) является установление видов, правил и условий оказания услуг, которые могут выполнять аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей.

Задачами правила (стандарта) являются :

а) определение и классификация сопутствующих аудиту услуг;

б) изложение общего порядка оказания услуг, сопутствующих аудиту;

в) определение требований к аудиторским организациям по оказанию сопутствующих аудиту услуг;

г) распределение ответственности между аудиторской организацией и экономическим субъектом при оказании сопутствующих аудиту услуг;

д) особенности оформления оказания сопутствующих аудиту услуг и результатов их выполнения.

Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, перечень которых представлен в настоящем стандарте, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.

Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также профессиональной компетентности в областях:

а) аудита;

б) бухгалтерского учета;

в) налогообложения;

г) хозяйственного права;

д) экономического анализа;

е) других разделов экономики.

Сопутствующие аудиту услуги можно классифицировать следующим образом:

а) услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки;

б) услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.

Услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

а) постановке бухгалтерского учета;

б)анализу хозяйственной и финансовой деятельности;

в) оценке экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;

г) консультационным услугам по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетингу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий;

д) информационному обслуживанию;

и) экспертному обслуживанию;

к) подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;

л) другие.

Услуги, несовместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, оказывают по:

а) ведению бухгалтерского учета;

б) восстановлению бухгалтерского учета;

в) составлению налоговых деклараций;

г) составлению бухгалтерской отчетности.

Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на:

а) услуги действия (услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных.)

б) услуги контроля (услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом);

в) информационные услуги (услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам).

Примерный перечень сопутствующих аудиту услуг дан в классификаторе, приведенном в приложении 1.

Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг являются документально оформленные результаты (например, расчеты, консультации) и документы (первичные документы, регистры учета, отчетность, справки).

Аудиторская организация может оформить дополнительно письменную информацию руководству и (или) собственнику экономического субъекта по результатам оказания сопутствующих аудиту услуг. При этом следует действовать в соответствии с правилом (стандартом) "Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита".

20.Аудиторские стандарты. Сущность и содержание.

В соответствии со ст. 9 Фед. з-на о ауд. Деят-ти «Правила (стандарты) ауд. Деятельности», правила (стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.(стандарты) аудиторской деятельности - единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ)

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ)

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

  1. Шпаргалка по Аудиту (4)

    Шпаргалка >> Бухгалтерский учет и аудит

    ... аудита в стране – образование упол. фед. органа по регулированию ауд. деят. (ФОГРАД) и Совета по аудиту ... доказательства. Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, ... анализ как составная часть аудита дает ответы на эти и другие вопросы...

  2. Шапргалка по Аудиту

    Реферат >> Бухгалтерский учет и аудит

    ... ; разрабатывать и издавать литературу и периодические издания по аудиту и сопутствующим ему услугам; представлять интересы... в себя понятия: организ структура п\п, распределения ответ -ти, кадровая политика, порядок подготовки...

  3. Шпаргалка по аудиту (1)

    Шпаргалка >> Бухгалтерский учет и аудит

    ... по аудиту 35 билетов 1. Понятие аудита , его цель и задачи. Аудит - предпринимательская деятельность по ... квалиф. После положительного ответа на письмо обязательство ауд... издавать литературу и периодические издания по

Правовые основы кадрового аудита.

Регулирование аудиторской деятельности.

Исключительная важность работы по диагностическому исследованию требует подкрепления ее эффективности использованием определенных правил, позволяющих обеспечить достоверность получаемой информации, надежность и профессионализм процедур. Работа аудитора должна быть организована в соответствии с документами, относящимися к двум группам:

Государственные законодательные акты;

Аудиторские стандарты и другие регулятивы.

Результаты аудиторской проверки основа множества экономических решений, поэтому аудит во всех странах достаточно жестко регулируются. Правовую основу составляют документы четырех уровней:

Нормативные документы, отражающие обязательные и непреложные требования для каждого аудитора;

Правила (стандарты) аудиторской деятельности – профессиональные рекомендации, рассматриваемые как эталон качества и добросовестности проводимых аудиторами работ;

Договоры, т.е. соглашения двух или нескольких лиц об установлении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ГК РФ, ч.1. ст.420). Эти соглашения не могут нарушать требований нормативных документов ни при каких обстоятельствах и только в исключительных случаях могут противоречить стандартам;

Профессиональное регулирование, в основном включающее этические нормы, зафиксированные в специальном кодексе. Как и любые требования морали, данные нормы не могут быть обязательными для суда или арбитража. Однако поведение аудитора предполагает, что в своих решениях он не отклоняется от принятых профессиональных норм.

В Российской Федерации организацию государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Положение о Комиссии утверждает Президент РФ, назначающий также ее председателя.

Основной документ, регулирующий аудиторскую деятельность, - Закон РФ «Об аудиторской деятельности» - определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля. Он применяется при осуществлении аудиторских проверок деятельности всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством РФ, а также органов государственной власти всех уровней органов местного самоуправления.

Задачу регулирования аудиторской деятельности, поддержания высокого качества аудиторских проверок призваны решать аудиторские стандарты. Аудиторские стандарты – это набор общепринятых требований к работе аудитора. Стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от аудитора их клиенты и общественность, т.е. они являются мерой качества исполнения работы. Аудиторские стандарты должны быть неизменными независимо от спектра деятельности.



Аудиторские стандарты формируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, обеспечивающие при их соблюдении определенный уровень гарантии результатов проверки. По мере изменения экономической ситуации в стране стандарты подвергаются периодическому пересмотру.

Аудиторские стандарты – основание для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит.

Стандарты:

Обеспечиваю приемлемое качество аудиторской проверки;

Способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

Помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

Повышают престиж профессии;

Облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами;

Обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.

В основе аудиторских стандартов лежат постулаты – аксиоматические положения аудиторской теории, помогающие понять содержание аудиторских стандартов. Следовать постулатам нужно с учетом конкретных обстоятельств аудиторской деятельности. В определенных условиях постулат может стать ложным; действовать в соответствии с ним (не принимая во внимание конкретных обстоятельств) – значит халатно относиться к выполнению аудиторской проверки. Можно выделить следующие постулаты, установления которых, распространяются на аудиторскую деятельность в целом:

Вероятное столкновение интересов. Всегда существует вероятность столкновения интересов аудитора и руководителей оцениваемого предприятия. От аудитора требуется естественный скептицизм по отношению ко всем существенным фактам, предоставляемым работниками исследуемой организации;

Ограничения на другие виды деятельности, которыми может заниматься аудитор. Если дополнительные, по отношению к аудиту, услуги, оказываемые аудитором, препятствуют осуществлению аудиторской деятельности, это может негативно отразиться на его репутации;

Профессиональные обязательства. Аудитор несет ответственность как перед нанимающим его клиентом, так и перед третьими сторонами, использующими аудиторские отчеты. Кроме моральной, в большинстве случаев аудитор несет прямую материальную ответственность перед заинтересованными пользователями результатов аудиторской проверки.

Международная федерация бухгалтеров разработала и утвердила международные нормативы аудита, включающие 29 стандартов по аудиту и 4 сопутствующих стандарта. Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, МСА, адаптируемые, при необходимости, применяются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг.

В каждой стране существуют еще национальные аудиторские стандарты – набор стандартов по проведению аудита, определенных законом, нормативными актами или уполномоченным органом на уровне страны. Одно из существенных отличий российской системы от принятых в западных странах в том, что инструкции издаются у нас не профессиональными организациями, а МинФином РФ, ЦБ РФ, Федеральной службой по надзору за страховой деятельностью. Это влечет за собой значительное влияние государства на аудиторскую деятельность. Российские аудиторские стандарты должны быть в обязательном порядке одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Подготовку и принятие аудиторских стандартов осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Национальные стандарты, основываясь на международных стандартах, учитывают наши национальные особенности в учете и контроле и специфику перехода страны к рыночной экономике.

Все стандарты разделены на три основные группы:

Общие стандарты, определяющие уровень квалификации аудитора, степень его независимости;

Стандарты проведения аудиторской проверки, устанавливающие необходимость планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бух учета и внутреннего контроля, получения доказательств и др.

Стандарты составления отчета, предусматривающие виды проверяемой бух отчетности, соответствие ее принятым нормативным документам, разграничение функций аудитора и администрации организации-клиента, содержание отчета аудитора и др.

Аудит строит свой коммерческий успех на характеристике неукоснительного соблюдения стандартов. Эффективность всех видов аудита оценивается на основе соответствия его характеристик стандартам аудита.