Государственные корпорации в российском законодательстве. Государственные корпорации и государственные компании Отличие госкомпании от госкорпорации


Государство является крупнейшим акционером российского рынка. Доля компаний с госучастием, раскрывающих свою структуру владельцев, в индексе МосБиржи достигает как минимум 45% и во многих наиболее крупных и ликвидных активах существенной частью акций владеет Российская Федерация.

Под компанией с государственным участием в этой статье подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО. Для понимания степени влияния субъектов государственной власти на каждую отдельную организацию будем рассчитывать эффективную долю государства.

Эффективная доля государства — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур.

Как устроена система

Система управления публичными государственными активами довольно децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов, хотя в чистом виде госкомпаниями их называть, конечно, нельзя.

Самая большая доля федеральной собственности приходится на Росимущество. Под контролем этого органа исполнительной власти находятся более 30 публичных компаний с учетом зависимых обществ.

Компании, акции которых торгуются на Московской бирже

АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу. 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.

АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.

Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%).

Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%). Эффективная доля государства 60,5%.

ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% голосов приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.

Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.

Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству.

Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%.

Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.

Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех. С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА».

Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г. С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно.

Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%.

НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.

Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством. Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку.

Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ.

ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%. Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома.

Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества.

Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%. Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур.

Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9%

Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%. 60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%.

Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса. При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е. влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.

Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием. 34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.

ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга. Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%.

Транснефть — государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.

Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:

Отдельный индекс

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%. При этом относительно отраслевых индексов MOEX SCI также выглядит неплохо.

На графике видна довольно сильная корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G. С учетом того, что более 50% индекса SCI приходится на добывающие компании, нельзя однозначно сказать, что опережающая динамика госкомпаний обусловлена их эффективностью, а не общим ростом в нефтегазовом секторе.

И ИХ СООТВЕТСТВИЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ГК РФ

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для исполнения социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Цель создания государственной корпорации - осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. В настоящей статье рассмотрим правовое положение, порядок создания, а также другие правовые моменты, касающиеся государственных корпораций.

Государственная корпорация учреждается на основе федерального закона. Для создания каждой государственной корпорации необходимо издание специального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Данная норма закреплена на основании пункта 3 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которому некоммерческие организации, за некоторым исключением (кроме учреждений), являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

Имущество государственной корпорации может формироваться также за счет:

Доходов, получаемых от использования своего имущества и ведения деятельности;

Федерального и иного имущества, передаваемого государственной корпорации в ходе ведения ее деятельности;

Других законных поступлений.

Также источниками формирования имущества государственной корпорации могут являться регулярные и (или) единовременные поступления (взносы) от юридических лиц, для которых обязанность осуществлять эти взносы определена федеральным законом. Речь, в частности, идет о такой государственной корпорации, как Агентство по страхованию вкладов. Согласно положениям статьи 34 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон N 177-ФЗ) коммерческие банки, входящие в систему страхования вкладов, должны платить страховые взносы Агентству по страхованию вкладов.

В части 1 статьи 35 Закона N 177-ФЗ установлено, что страховые взносы едины для всех банков и подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.

Иными источниками формирования фонда обязательного страхования вкладов, согласно Закону N 177-ФЗ, являются:

Пени за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;


Денежные средства и иное имущество, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

Средства федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом N 177-ФЗ;

Доходы от инвестирования временно свободных средств фонда обязательного страхования вкладов;

Первоначальный имущественный взнос;

Другие доходы, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Следует также отметить, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" источниками формирования имущества благотворительной организации могут являться:

Взносы учредителей благотворительной организации;

Членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

Благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

Доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

Поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);

Доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

Доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

Труд добровольцев;

Иные не запрещенные законом источники.

По общему правилу в качестве взноса не может быть передано федеральное имущество, которое является исключительной собственностью Российской Федерации, а также имущество, изъятое из оборота. Это вполне объяснимо, так как имущество, передаваемое Российской Федерацией, становится собственностью государственной корпорации. Однако возможны исключения. Так, например, очевидно, что в состав Государственной корпорации "Росатом" должно входить имущество, являющееся исключительной федеральной собственностью (например, оборудование для ядерных исследований). По этой причине в статье 41 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" сказано, что при реорганизации Корпорации правила пунктов 1 и 2 статьи 60 ГК РФ не применяются, согласия кредиторов на перевод их требований не требуется. При ликвидации Корпорации имущество Корпорации поступает в федеральную собственность.

По общему правилу пункта 2 статьи 56 ГК РФ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ или другим законом.

На основании данной нормы в части 3 пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) закреплено, что государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации. Иное может быть предусмотрено федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям. Данное положение предопределено тем, что государственная корпорация является некоммерческой организацией и, соответственно, не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.

Годовой отчет государственной корпорации, публикуемый с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной корпорации, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и быть утвержден не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной корпорации, в том числе в части инвестиционной деятельности.

Годовой отчет государственной корпорации размещается на официальном сайте государственной корпорации в сети Интернет с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной корпорации решения об утверждении этого отчета, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не установлен иной срок.

На официальном сайте государственной корпорации в сети Интернет должны быть размещены стратегия деятельности государственной корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной корпорации.

В соответствии с частью 1 пункта 3 статьи 7.1 Закона о некоммерческих организациях особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации. При этом установлено, что для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 ГК РФ, то есть учредительного договора или устава. Иначе говоря, в качестве учредительного документа государственной корпорации выступает федеральный закон, предусматривающий создание государственной корпорации.

В специальном законе, на основании которого создается государственная корпорация, определяются:

Наименование государственной корпорации;

Цели деятельности государственной корпорации;

Место нахождения государственной корпорации;

Порядок управления деятельностью государственной корпорации (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения);

Порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации;

Порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Такой специальный закон имеет приоритет по отношению к Закону о некоммерческих организациях, поскольку согласно пункту 4 статьи 7.1 Закона о некоммерческих организациях его положения применяются к корпорациям, только если иное не предусмотрено названной статьей и законом о создании корпорации.

Государственная корпорация имеет следующие полномочия:

Распоряжаться имущественным взносом Российской Федерации в соответствии с уставными целями;

Заключать сделки и принимать решения об участии в капитале российских и зарубежных компаний, работающих в данной сфере.

Статус государственной корпорации позволяет ей представлять интересы государства, а также выступать учредителем акционерных обществ, покупать акции, брать в управление государственные пакеты.

Первой государственной корпорацией было Агентство по реструктуризации кредитных организаций. Оно было создано в 1999 году на основании Федерального закона от 8 июля 1999 года N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" (утратил силу) и ликвидировано в 2004 году.

После этого в соответствии с Законом N 177-ФЗ в форме государственной корпорации было образовано Агентство по страхованию вкладов.

Вопрос о целесообразности использования рассматриваемой организационно-правовой формы не возникал ни в теории, ни на практике примерно до 2007 года. Однако в 2007 году в Российской Федерации было учреждено сразу 6 юридических лиц в организационно-правовой форме государственной корпорации, это:

Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

Российская корпорация нанотехнологий;

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии";

Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом";

Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта.

В настоящее время государственные корпорации находятся в процессе своего формирования. Каждая из них создается на основании федерального закона (например, Федеральный закон от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О Банке развития"). Следует отметить, что в мире к государственным корпорациям прежде всего относятся региональные банки развития, а также национальные отраслевые структуры.

Наиболее широкими административно-управленческими полномочиями наделена Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом". Росатому были переданы полномочия ликвидированного органа исполнительной власти - Федерального агентства по атомной энергии (пункт 4 статьи 38 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"). Управленческие полномочия других государственных корпораций менее выражены.

В законе, предусматривающем создание государственной корпорации, должны определяться ее наименование и цели деятельности, место нахождения, порядок управления ее деятельностью, в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения, порядок реорганизации и ликвидации государственной корпорации, а также использования имущества в случае ее ликвидации.

В силу пункта 3.1 статьи 7.1 Закона о некоммерческих организациях регламентировано, что федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной корпорации (высший орган управления государственной корпорации).

В состав высшего органа управления государственной корпорации могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций.

К компетенции высшего органа управления государственной корпорации относятся:

Утверждение долгосрочной программы деятельности и развития государственной корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, и (или) иного документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации);

Утверждение системы оплаты труда работников государственной корпорации, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;

Определение порядка использования прибыли государственной корпорации;

Принятие решения о передаче части имущества государственной корпорации в государственную казну Российской Федерации.

Федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, к компетенции высшего органа управления государственной корпорации могут быть отнесены также иные вопросы.

Высший орган управления государственной корпорации вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительного рассмотрения и подготовки. Порядок деятельности таких комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.

Из общего анализа специальных федеральных законов о создании таких юридических лиц следует, что органами управления государственных корпораций являются наблюдательный совет, правление, генеральный директор.

Органом внутреннего финансового контроля государственной корпорации является ревизионная комиссия.

Наблюдательный совет - высший орган управления. В его состав, как правило, входят представители Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, генеральный директор, являющийся членом наблюдательного совета по должности, который не может быть его председателем.

Члены наблюдательного совета назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более пяти лет. За исключением генерального директора члены наблюдательного совета работают не на постоянной основе и вправе совмещать свое членство с замещением государственной должности или должности федеральной государственной службы.

К основным полномочиям наблюдательного совета относятся:

1) утверждение:

Направлений деятельности корпорации на очередной год;

Организационной структуры;

Положения о правлении;

Положения о ревизионной комиссии;

Годового отчета;

Показателей деятельности;

Аудиторской организации;

Финансового плана доходов и расходов, а также направлений использования прибыли;

2) принятие решений:

О создании филиалов и открытии представительств;

О назначении на должность и освобождении от должности членов правления и членов ревизионной комиссии;

О создании резервного и иных фондов и порядке их формирования и использования;

О заключении существенных сделок, связанных с приобретением, отчуждением либо возможностью отчуждения имущества корпорации;

3) заключение трудового договора с генеральным директором;

4) заслушивание отчетов генерального директора.

Правление корпорации - коллегиальный исполнительный орган. В состав правления входят определенное количество членов, генеральный директор и его заместители.

Деятельностью правления руководит генеральный директор. По его представлению наблюдательный совет принимает решения о назначении на должность и освобождении от должности членов правления.

К полномочиям правления относятся подготовка и представление на утверждение наблюдательного совета:

Предложений о направлениях деятельности на очередной год;

Годового отчета;

Финансового плана доходов и расходов;

Предложений о показателях деятельности;

Положений о ревизионной комиссии;

Предложений о направлениях использования прибыли.

Генеральный директор является единоличным исполнительным органом и осуществляет руководство ее текущей деятельностью. Генерального директора назначает на должность и освобождает от должности Президент Российской Федерации.

Генеральный директор:

Действует от имени корпорации и представляет без доверенности ее интересы в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, иностранными организациями, международными организациями, другими организациями;

Возглавляет правление и организует реализацию его решений;

Издает приказы и распоряжения по вопросам текущей деятельности;

Назначает на должность и освобождает от должности своих заместителей по согласованию с наблюдательным советом;

Распределяет обязанности между своими заместителями;

Представляет в наблюдательный совет предложения о назначении на должность и освобождении от должности членов правления;

Принимает на работу и увольняет работников корпорации;

Выдает доверенности, открывает банковские счета в банках и иных кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Отчитывается о деятельности корпорации перед Президентом и Правительством в порядке и сроки, которые определяются Президентом;

Утверждает размер и формы оплаты труда работников в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Принимает решения по иным вопросам.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) внесены изменения в Гражданский кодекс (далее - ГК РФ).

Обратите особое внимание!

Впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. При этом специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, в том числе тот, положения которого мы рассмотрели выше, пока не изменены. Не приведен в соответствие с этими изменениями и Закон N 7-ФЗ.

В целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.

Согласно статье 48 ГК РФ в новой редакции юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1 ГК РФ).

Статья 50 ГК РФ разграничивает всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие. Классификаций юридических лиц по различным основаниям можно назвать множество, однако данное деление является общеизвестным и общепринятым, даже в какой-то степени основополагающим. Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Главный критерий разграничения в данном случае - основная цель деятельности, и абсолютно не имеют значения ни форма собственности, ни организационно-правовая форма, ни другие обстоятельства.

Обратите внимание, что в статье 50 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, ранее такого перечня (императивного) не было.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

Потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

Общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

Ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

Товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);

Казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

Общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

Фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

Учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

Автономных некоммерческих организаций;

Религиозных организаций;

Публично-правовых компаний.

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (смотрите пункт 1 статьи 66.2 ГК РФ).

К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, правила ГК РФ не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Изменился подход к видам учредительных документов. Теперь единственным учредительным документом для всех организаций (за минимальным исключением) является устав.

В силу статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Соответственно, можно заметить, что в перечне организационных форм некоммерческих юридических лиц нет государственных корпораций. А как мы отметили, перечень является исчерпывающим.

В связи с этим стоит заметить, что совершенно не понятно почему не была изменена редакция статьи 65 ГК РФ.

Согласно статье 65 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

То есть в данной норме этот вид юридических лиц назван. Скорее всего, редакция будет изменена позже.

Также полагаем, что соответствующие изменения скоро будут внесены и в Закон N 7-ФЗ, а структуры, сегодня образованные в форме государственных корпораций, в дальнейшем будут создаваться в доступных организационно-правовых формах, названных в статье 50 ГК РФ.

Сегодня важнейшая роль в экономике РФ отведена государственным корпорациям. Они служат крупнейшими нанимателями, которые обеспечивают полноценное развитие целых отраслей. Некоторые из госкорпораций («Роскосмос», к примеру) владеют положением, близким к монопольному. Именно поэтому они являются практически незаменимыми субъектами для развития экономики страны. Целесообразно рассмотреть основные характеристики, историю появления и перечень государственных корпораций, известных в настоящее время.

Понятие государственной корпорации

Госкорпорация - это учреждение некоммерческого типа, собственником активов которого является РФ. Создается она для реализации функций, особо значимых для общества. Среди них, к примеру, справедливое распределение денежных ресурсов. На практике представленная функция может быть выражена в том, что одним их приказов госкорпорации «Росатом», например, утверждается возможность предоставления рабочих мест с удовлетворительной заработной платой. Это стимулирует рост покупательной способности людей. Или, к примеру, в том, что такие структуры являются крупнейшими заказчиками для бизнеса частного уровня. Это способствует развитию предпринимательства в стране. Госкорпорации - это учреждения, которые выступают стимулом для монетизации и роста экономики в целом, а также способствуют возникновению и дальнейшему расширению связей на международном уровне.

Госкорпорации, госпредприятия и госкомпании

Далее целесообразно рассмотреть сходства и отличительные черты указанных структур. Госкомпании и госкорпорации - это две разновидности учреждений некоммерческого типа. Они в чем-то похожи, а в чем-то - различны. Стоит заметить, что регулирование их деятельности осуществляется посредством одного и того же правового источника - Закона «О некоммерческих организациях». В соответствии с положениями данного акта под государственной компанией следует понимать НКО, не имеющую членства, сформированную на основе имущественных инвестиций для оказания государственных услуг и реализации иных функций при условии задействования имущественных комплексов государства в форме управления на доверительной основе. Госкорпорация по ОРВД - это также НКО, не имеющая членства, сформированная на основе имущественного взноса, однако уже для достижения целей, значимых для социума, и осуществления социально важных функций, как было отмечено выше. Обе разновидности государственных учреждений создаются на базе выпуска федеральных законов.

Стоит иметь в виду, что государственные корпорации и имеют еще более выраженные различия. Первые наделены статусом субъектов, которые учреждены системой власти страны. А госпредприятия не должны учреждаться государством в обязательном порядке, однако им принадлежит наибольшая часть государственных акций. Необходимо знать, что совладельцами государственных предприятий могут выступать даже частные лица.

Различия между государственными предприятиями и корпорациями достаточно сложно проследить относительно организационно-правовых форм. Причина в том, что госкорпорации - это те же экономические общества, что и государственные предприятия. Они могут быть открытыми или закрытыми. Некоторые юристы считают правильным отнесение государственных корпораций к ряду организаций. Например, к ФГУП госкорпорации по ОРВД. Государственные предприятия могут существовать только как хозяйственные общества. Значит, унитарная форма им абсолютно не свойственна. Сегодня существуют эксперты, которые разграничивают понятия ФГУП и госкорпораций. Это связано с тем, что последние почти полностью не контролируются и не отчитываются перед государственными структурами. Исключение может составлять лишь необходимость периодически предоставлять некоторую информацию касательно реализуемой деятельности Правительству страны. Государственные структуры имеют гораздо больше полномочий относительно управления филиалами ФГУП. К госкорпорациям по ОРВД это не относится.

Сегодня широко распространено мнение, что государственная корпорация может быть представлена в абсолютно любой организационной форме. Примерами государственных предприятий выступают такие структуры, как РЖД, «Роснефть» или «Ростелеком». Примерами предприятий унитарного типа служат «Мосгортранс», «Почта России» и агентство «ТАСС». Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия нужно различать хотя бы исходя из их механизма учреждения. Он, в свою очередь, предопределяется особенностями правового регулирования соответствующих структур.

Правовое регулирование деятельности госкорпораций

Далее изучим правовой аспект работы госкорпораций по ОРВД. Государственные корпорации относятся к отрасли гражданского права. Другими словами, в сделках и правоотношениях иного характера они играют роль равноправных по отношению к партнерам в юридическом плане субъектов. Тем не менее правовой статус таких структур наделен целым рядом особенностей. Так, госкорпорации на территории РФ учреждаются на базе изданного федерального закона. Основная сторона деятельности соответствующих структур в том, что они не обязаны нести ответственность по обязательствам РФ, которые могут возникнуть. И наоборот, государство никаким образом не отвечает за деятельность госкорпораций («Аэронавигация», «Ростех», «Росатом» и так далее). Исключение могут составлять сценарии, в соответствии с которыми некоторые разновидности взаимной ответственности охарактеризованы в законе.

Какие привилегии имеют госкорпорации?

Еще одним примечательным аспектом деятельности филиалов госкорпораций по ОРВД является исключение применения законодательных положений, которые регулируют банкротство. Помимо этого, некоторые привилегии учреждения имеют в плане отчетности: они не должны открывать сведения касательно деятельности подобно тому, как обязаны делать экономические общества; у них нет обязанности направлять отчетность в государственные органы, за исключением ряда правительственных структур; государственные корпорации наделены правом проведения конкурсов в рамках механизма государственных закупок исходя из правил, которые устанавливаются ими самостоятельно. Эти правила не обязаны совпадать с нормативами, утвержденными в законодательстве касательно государственных закупок.

Важно обратить внимание на то, каким образом создаются органы, управляющие государственными корпорациями. Как правило, выпускается соответствующий приказ госкорпораций, в котором прописано, что во главе стоит руководитель, действующий по нормам, определяемым отдельным законодательным актом. Таким образом, в соответствии с положениями ряда НПА, чаще всего главы государственных корпораций назначаются непосредственно президентом Российской Федерации.

История возникновения

Государственные корпорации, будучи субъектами гражданского права, стали появляться после внесения 08.07.1999 в Закон, который регулирует работу организаций некоммерческого типа, определенных корректировок. Таким образом возникла основа для легализации деятельности данных структур. Считается, что первой государственной корпорацией на территории Российской Федерации стало агентство под названием «АРКО». Оно занималось реконструкцией учреждений банковского типа. Структура была зарегистрирована в 1999 году. Тем не менее после учреждения представленного агентства госкорпорации далеко не сразу стали популярной в России организационно-правовой формой бизнеса при условии участия государства. Начиная с 2007 года популярность этих учреждений стала набирать обороты.

Перечень госкорпораций

Список государственных корпораций, основанных на территории Российской Федерации, сегодня не очень большой. Однако он носит закрытый характер. В соответствии с задачами, которые ставят перед собой отдельные государственные структуры и государство в целом, могут формироваться новые организации рассматриваемого типа, а также упраздняться уже действующие. В число самых крупных государственных корпораций в настоящее время входят следующие структуры:

  • Госкорпорация «Росатом».
  • Госкорпорация «Внешэкономбанк».
  • Госкорпорация «Роснато».
  • Госкорпорация «Ростех».
  • Госкорпорация АСВ.

Следует заметить, что за строительство объектов олимпийской направленности в Сочи отвечала государственная корпорация «Олимпстрой». Помимо этого, существенной в плане масштабов деятельности государственной корпорацией выступает Фонд ЖКХ.

Перспективы государственных корпораций

Как перспективно дальнейшее развитие государственных корпораций? Здесь существуют разные мнения и точки зрения. За последние 2-3 года в появляется все больше уведомлений о том, что рассматриваемая форма деятельности предприятий вскоре будет отменена. В частности, в одну концепцию касательно совершенствования действующего законодательства, которое регулирует деятельность юридических лиц на территории России, были включены положения о надобности преобразования государственных корпораций в другие организационно-правовые формы учреждений. При этом актуальные привилегии, которые имеют государственные корпорации сегодня, должны быть аннулированы.

Несмотря на столь относительные планы, сегодня государственные корпорации успешно выполняют свои функции (госкорпорации «Росатом», «Ростехнологии», ЖКХ развивают в настоящее время все более масштабную деятельность). Правда, их работа находится под серьезным контролем правительственных органов. Причина в стремлении Правительства страны повысить эффективность деятельности рассматриваемых структур. В частности, проходит достаточно активная корректировка текущих систем оплаты труда работников государственных предприятий. Существуют, к примеру, предложения касательно привязки компенсационных выплат сотрудникам соответствующих учреждений к результатам труда по факту. Есть инициативы, по которым полномочия работников государственных корпораций планируется приблизить к характеризующим деятельность государственных служащих. По аналогии есть идея о необходимости возложить на специалистов госкомпаний ограничения дополнительного характера, особенно те, которые связаны с возможностью вести коммерческую деятельность.

Отраслевые особенности развития госкорпораций

Сегодня существуют тезисы о том, что работа государственных корпораций должна регулироваться в соответствии со спецификой определенного сегмента их деятельности. Таким образом, финансовые госкорпорации являются совместимыми в большей степени с правовыми положениями, которые строго регламентируют их активность. Инновационным государственным корпорациям, скорее всего, не понадобится такое жесткое регулирование. По аналогии отраслевой подход может быть адаптирован к работе других учреждений. В итоге госкорпорации сохраняют свою актуальность в плане популярной формы деятельности и отличаются, по мнению аналитиков, хорошими перспективами в развитии.

Особенности иностранных госкорпораций

После полноценного изучения характеристик деятельности государственных корпораций Российской Федерации целесообразно перейти к рассмотрению специфике работы соответствующих типов предприятий за рубежом. Естественно, что наличие учреждений рассматриваемого плана предполагает не только наша политическая система. Госкорпорации работают практически во всех странах мира. К примеру, в США одной из самых масштабных структур является Amtrak. Эта фирма оказывает услуги в области железнодорожных перевозок. Она была учреждена еще в 1971 году, намного раньше, чем появились государственные корпорации в России. Интересно, что американские и российские учреждения рассматриваемого типа несколько схожи в таком аспекте, как формирование: госкорпорации в обеих странах создаются на базе нормативно-правовых актов, которые были приняты. Таким образом, компания Amtrak учреждена постановлением Конгресса США.

Еще одной крупнейшей государственной корпорацией США является OPIC. Данная структура инвестирует в зарубежные проекты. Она была создана еще в 1971 году, как и Amtrak. Многие эксперты считают ее агентством, подотчетным правительственным органам США. Именно в этом аспекте четко прослеживаются отличительные черты российских организаций соответствующего плана от американских.

Резюме

Итак, мы изучили сущность и особенности термина «государственные корпорации». Помимо этого, были исследованы соответствующих примеры и их характеристики как на территории Российской Федерации, так и в зарубежных странах. Какие выводы можно из этого сделать? Для начала следует понимать, что государственное предприятие и государственная корпорация - вещи абсолютно разные. Близким по смыслу государственным корпорациям является термин «государственные компании». В частности, регулирование обоих типов организаций осуществляется посредством положений одного и того же законодательного акта.

Тем не менее стоит иметь в виду, что все три из исследованных сегодня понятий зачастую являются синонимами. Конечно, в юридическом плане это не вполне корректно, однако в целом синонимия допустима по причине того, что представленные термины в действительности очень близки по смыслу. Госкорпорации в России, перечень которых проходит регулярные корректировки, в соответствии с динамикой и приоритетами законотворчества государственных структур являются, несмотря на положения касательно возможности упразднения рассматриваемого типа юридических лиц, достаточно перспективной формой деятельности. Успешное развитие государственных корпораций на территории Российской Федерации состоит в зависимости от качества действующего законодательства, регулирующего данный вопрос, особенно в области определения критериев эффективности работы.

Государственная корпорация - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Особенности правового статуса

ГК создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК, то есть не является государственной собственностью (этим ГК отличается от ФГУПов). Тем самым, контроль за собственностью ГК выведен из под надзора Счётной палаты РФ.

ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное.

ГК отличается как от ОАО с преобладающим государственным участием, так и от государственных унитарных предприятий (ФГУПов): в частности, на ГК не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве; в отличие от ФГУПов ГК выведены из-под контроля ряда государственных органов.

ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ). В частности, госорганы без согласия ГК не могут:

запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;

запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;

проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;

устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.

На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, cтатья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля -- эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.

На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет госкорпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.

Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.

Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано «Агентство по страхованию вкладов». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация» и «Объединённая судостроительная корпорация» созданы в форме ОАО, а не ГК.

Государственная корпорация

Госуда́рственная корпора́ция (ГК ) - организационно-правовая форма некоммерческих организаций в России . Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация , учреждённая Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций . Особенностью статуса государственных корпораций является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности и невозможность банкротства.

Особенности правового статуса

  • запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;
  • проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
  • устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпорациями целям, предусмотренным их учредительными документами.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, cтатья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля - эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет госкорпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.
  • Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.
  • Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации « », «Ростехнологии », «Роснанотех », «Олимпстрой ». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано « ». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация » и «Объединённая судостроительная корпорация » созданы в форме ОАО, а не ГК.

Список госкорпораций России

Название Федеральные законы,
определяющие правовой статус
Руководитель Судьба
Государственная корпорация - Агентство по страхованию вкладов Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Генеральный директор - Турбанов Александр Владимирович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.)
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» Председатель - Дмитриев Владимир Александрович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2007 г. № 771)
Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий ». Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» Генеральные директора:
  • Меламед Леонид Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. № 1152, освобожден от должности Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1400)
  • Чубайс Анатолий Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1401)
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2287-p Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «РОСНАНО».
Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Генеральный директор - Цицин Константин Георгиевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2007 г. № 1519-р) Фонд действует до 1 января 2013 года
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» Президенты:
  • Вайншток Семен Михайлович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. № 1544-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 508-р)
  • Колодяжный Виктор Викторович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 509-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 764-р)
  • Боллоев Таймураз Казбекович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 765-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 97-р)
  • Гапликов Сергей Анатольевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 98-р)
Организация прекратит свою деятельность после решения уставных задач
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии » Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“» Генеральный директор - Чемезов Сергей Викторович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1575)
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» Генеральный директор - Кириенко Сергей Владиленович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 1663) В ноябре 2011 года Правление Росатом одобрило стратегию Росатома до 2030 года. Согласно обновленной стратегии взят новый курс. "«Стратегическая цель Росатома – глобальное технологическое лидерство. На это направлены основные ресурсы отрасли»" (Руководитель Блока стратегии и инвестиций Росатома Игорь Караваев).

История

Организационно-правовая форма «государственной корпорации» в российском законодательстве появилась в 1999 году . В мае 2007 года в законодательство были внесены серьёзные изменения, которые в каждом конкретном случае предоставляли им особые полномочия и особые условия работы.

По его мнению:

«Вместо отделения государственного аппарата от экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. Вместо „повышения конкурентоспособности России на мировой арене“ данное направление законотворчества будет означать осознанную попытку архаизации российского государства».

Следует упомянуть о существовании ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», образованной Постановлением Правительства Российской Федерации для целей обеспечения безопасности и регулярности полетов гражданской авиации, формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения. Иначе говоря, название «государственная корпорация» применимо только к организации, созданной в силу отдельного федерального закона и в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

В марте 2009 года Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагал упразднить госкорпорации как форму юридических лиц, предлагая преобразовать их в иные формы юридических лиц, не обладающие специальным статусом и особыми привилегиями .

В июле 2009 года появилась форма «государственной компании», практически идентичная государственной корпорации (Автодор).

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственная корпорация" в других словарях:

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ, некоммерческая организация, учрежденная органами государственной власти на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих, общественно полезных функций. В Российской Федерации… … Энциклопедический словарь

    Некоммерческая организация, учрежденная органами государственной власти на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих, общественно полезных функций. В Российской Федерации государственные корпорации… … Политология. Словарь.

    - (public corporation) Государственная компания, организованная с целью оказания услуги в масштабах страны (например, Британская радиовещательная корпорация – Би Би Си) либо для управления национализированной отраслью (например, Британская угольная … Финансовый словарь

    государственная корпорация - Государственная компания, организованная с целью оказания услуги в масштабах страны (например, Британская радиовещательная корпорация Би Би Си) либо для управления национализированной отраслью (например, Британская угольная корпорация, прежде… … Справочник технического переводчика

    - (publlic corporation) Государственная компания, организованная с целью оказания услуги в масштабах страны (например, Би би си) либо для управления национализированной отраслью (например, Британская угольная корпорация (British Coal Corporation),… … Словарь бизнес-терминов

    Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании федерального закона. Имущество,… … Юридический словарь

    - (public corporation) Организационная форма компаний в национализированных отраслях в Великобритании. Предполагалось, что государственные корпорации будут действовать в общественных интересах, используя предоставленный государством капитал, но… … Экономический словарь

    Государственная корпорация - в РФ форма некоммерческой организации, не имеющей членства, учрежденной РФ на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Г.к. создается на основании федерального… … Энциклопедия права

    Государственная корпорация - 1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных… … Официальная терминология

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ - (public corporation) государственная компания, организованная с целью оказания услуг в масштабах страны или управления национализированными отраслями. Так, например, в Великобритании называется компания, управляющая угольной промышленностью… … Внешнеэкономический толковый словарь