Генеральный директор АО "Телекомпания НТВ" Владимир Кулистиков: биография. Рокировка профессионалов Генеральный директор нтв


Ранее "РГ", Владимир Кулистиков, возглавлявший НТВ с 2004 года, покинул свой пост и становится советником гендиректора ВГТРК, а на место генерального директора канала Советом директоров холдинга "Газпром-медиа" назначен Алексей Земский.

У нового топ-менеджера есть опыт работы на НТВ - он трудился на "четвертой кнопке" с 2003 по 2004 год, когда канал возглавлял Николай Сенкевич. Тогда Алексей Земский занимал на НТВ должность первого заместителя генерального директора.

Обозреватель "РГ" позвонила Алексею Земскому, и, поздравив с назначением, попросила ответить на несколько вопросов.

Означает ли ваш приход на канал, что будет меняться его политика и команда? Вы переформатируете НТВ?

Алексей Земский: Перед тем, как ответить на этот вопрос, я хотел бы сказать следующее: приходить на место, которое занимал Владимир Михайлович Кулистиков, очень почетно и очень сложно. Потому что, помимо громких побед и серьезных проектов, которые у него были за 12 лет работы, он оставляет компанию, у которой нет долгов, которая владеет недвижимостью, и которая строит один из самых современных в Европе телецентров. И вообще Кулистиков - человек-легенда, пользующийся одним из самых больших авторитетов в нашей индустрии.

Что касается переформатирования канала - не секрет, что последнее время у НТВ упали рейтинги. И, наверное, одна из моих основных задач - разобраться, почему это произошло. Понять, каковы же предпочтения аудитории, почему она ушла, и только после этого думать о каких-либо изменениях.

Ваш опыт связывают с производственной частью работы на ТВ - в ВГТРК вы занимали должность первого заместителя гендиректора по производственно-техническим вопросам. А как на НТВ будет в плане творчества, контента?

Алексей Земский: Я вспомню свое первое образование (Земский учился на актера и режиссера - прим. "РГ"), но при этом скажу - все решают люди и правильно поставленные задачи. А чтобы правильно поставить задачи, нужно четко представлять все проблемы. Этим я и хочу заняться в первую очередь.

Между тем

Владимир Кулистиков в свою очередь меняет место работы - в ближайшее время в холдинге ВГТРК он приступит к обязанностям советника генерального директора Олега Добродеева. В пресс-службе ВГТРК обозревателю "РГ" подтвердили эту информацию, подчеркнув при этом, что Владимир Кулистиков - "это один из блестящих журналистов. И у нас в этом качестве он сможет заниматься, как журналист, теми темами, которые ему будут интересны".

"Я рад, что Алексей Земский присоединился к команде "Газпром-медиа". За его плечами более чем 20-летний опыт работы на телевидении, участие в организации и производстве масштабных телевизионных событий. Уверен, что профессиональная компетенция Алексея и его экспертиза в области телевизионного производства будут способствовать успешному развитию НТВ как одного из ведущих информационных телеканалов страны", - прокомментировал назначение генеральный директор АО "Газпром-медиа холдинг" Дмитрий Чернышенко.

Прямая речь

Коллеги о Владимире Кулистикове:

Татьяна Миткова, главный редактор Службы новостей НТВ:

Одиннадцать лет рядом с умным, суперэрудированным, образованным человеком, наделенным еще и невероятным чувством юмора. Его замечания и оценки всегда поразительно точны и аргументированы. Я давно уже измеряю уровень того или иного репортажа или фильма по Кулистикову: а что бы он сказал? Это привычка, которую я сохраню.

Владимир Кондратьев, обозреватель НТВ:

Я считаю, что Владимир Кулистиков - самый лучший начальник, которого я видел на своем журналистском веку. Я помню его блестящие репортажи, когда он работал старшим корреспондентом радиостанции "Свобода" и в арабских СМИ, его замечательные интервью в программе "Герой дня" уже во время работы на НТВ и, естественно, годы, когда Владимир Михайлович возглавлял нашу телекомпанию. Журналист и историк по образованию, кандидат наук, человек необычайно эрудированный, много повидавший, прекрасно находил общий язык с корреспондентами и помогал им искать точные слова в их репортажах, совершенно не навязывая своего мнения. Кулистиков очень остроумный человек и при нем атмосфера в коллективе была очень человеческой и непринужденной. Хочется надеяться, что те, кто пришел ему на смену, сохранят такой же здоровый климат в нашем коллективе. А Владимиру Михайловичу я хочу пожелать крепкого здоровья и долгих лет в мире журналистики.

Справка "РГ"

Алексей Земский родился 11 октября 1967 года в Москве. В 1990 году окончил актерский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС). С 1993 по 1996 гг. обучался на режиссерском факультете Всероссийского государственного университета кинематографии (ВГИК) по специальности "режиссер телевизионного и художественного фильма".

На телевидении работает с 1991 года. С 1991 года по 2003 год был соучредителем и генеральным продюсером "Фигаро Студио" - независимого производителя телепродукции для российских телеканалов. За это время он спродюсировал такие успешные телепроекты, как фестиваль "Новая волна" в Юрмале, "Новогодняя ночь на Первом" и "Золотой граммофон" для Первого канала, ток-шоу "Кома" для телеканала НТВ, "Спешите делать добро" для телеканала ТВ-Центр, телевизионные фильмы "Застава", "Китайская шкатулка", "Тайная стража".

С 2003 года по 2004 год он занимал должность заместителя генерального директора телеканала НТВ, где курировал неинформационные проекты телеканала.

С 2008 года по 2015 год был заместителем генерального директора ВГТРК и руководил производственно-технологическим департаментом холдинга. В этот период принимал участие в организации и производстве масштабных телевизионных событий, среди них -Военный парад на Красной площади, посвященный дню Победы в Великой Отечественной войне, "прямая линия" Президента РФ и пресс-конференция Президента РФ.

Алексей Земский является членом Международной академии телевидения и радио.

Совет директоров НТВ в ближайшую среду нового генерального директора телекомпании. Владимира Кулистикова, который руководил каналом больше 10 лет, вероятно, Алексей Земский - заместитель гендиректора ВГТРК, возглавляющий производственно-технологический департамент госхолдинга. Другие кандидатуры совет директоров не рассматривает. Новость удивила медиарынок. За годы гаданий о том, кто же придет после Кулистикова, кресло гендиректора прочили кому угодно, только не Земскому, уже имевшему опыт работы на НТВ и ушедшему оттуда не при самых приятных обстоятельствах. «Лента.ру» внимательно изучила биографию потенциального руководителя одного из крупнейших телеканалов страны.

***

Алексею Земскому 48 лет. Родился в Москве. По первому образованию - актер (окончил ГИТИС). Во время учебы играл в «Сатириконе» и театре Гоголя, снимался в эпизодических ролях в кино. Но с актерством быстро покончил: в 1996-м выучился на режиссера и занялся продюсированием телепроектов.

В 1991 году Земский стал соучредителем телепроизводственной компании «Фигаро Студио». Его партнеры по бизнесу - один из создателей телекомпании ВИD Александр Любимов и Александр Файфман, ныне генпродюсер Первого канала, а в 1990-е годы сначала арт-директор ВИDa, главный режиссер НТВ, а затем и Первого канала (по 2001 год).

Для НТВ Земский снимал ток-шоу «Про это» с Еленой Хангой и «Кома» с Яковом Брандтом и Сергеем Галаниным, «Здоровье и жизнь» - для РТР, «Спешите делать добро» - для «ТВ Центра».

Земский всегда был близок к Первому каналу. Он продюсировал «Золотой граммофон», «Новогоднюю ночь», фестиваль «Новая волна», принимал участие в организации совместной пресс-конференции Владимира Путина и Джорджа Буша-младшего.

***

С Земским знакомы практически все телевизионщики, делавшие в постсоветский период новое российское телевидение. В медийных кругах его характеризуют главным образом как мастера развлекательного жанра. Поэтому, когда после скандальной смены собственника НТВ новый генеральный директор Николай Сенкевич назначил его своим первым заместителем (спустя неделю после вступления в должность), это вызвало негодование прежней журналистской команды.

Сенкевич поручил Земскому программную политику канала, производство собственных передач НТВ и закупку программ сторонних производителей. У команды Парфенова - Шустера - Митковой вызывало недоумение, как человек без опыта работы в информационном вещании будет руководить маститыми новостниками.

По выражению Леонида Парфенова, Земский «хороший славный парень, снимал множество эстрадных программ, но в жизни своей не имел отношения ни к одной информационной заметке».

Его назначение журналисты восприняли как «второй плевок». Первым они считали приход Сенкевича, который не имел отношения к медиабизнесу и не мог внятно ответить на вопросы о будущем телеканала. На одном из заседаний правления НТВ коллектив телекомпании выразил недоверие Сенкевичу и Земскому. Журналисты надеялись сменить генеральное руководство, в противном случае они обещали покинуть телеканал, что впоследствии и произошло. Однако в «Газпром-медиа» прямо заявили, что решения правления юридической силы не имеют, поскольку судьбу НТВ определяют собрание акционеров, совет директоров и лично гендиректор.

За программную политику Земский отвечал недолго. Кресло программного директора НТВ занял Олег Точилин, а генерального продюсера - Кирилл Набутов, пришедший с канала ТВС (создан частью команды энтэвэшников, ушедшей вслед за Евгением Киселевым в 2001 году). Земский же курировал производство неинформационных проектов, в которых считался спецом. Среди его ноу-хау на НТВ - организация пасхальной трансляции схождения благодатного огня.

***

Однако кадровые и программные перестановки губительно сказались на рейтингах. Объемы суточной аудитории НТВ в прайм-тайм падали в два раза, по этому показателю канал в несколько раз отставал от конкурентов. Трудно представить, но весной 2004 года на НТВ не было сериалов, которые обеспечивали рейтинги другим каналам.

Карьера Земского на НТВ завершилась летом 2004 года с приходом Кулистикова. Таким образом, он продержался на канале полтора года. Новый генеральный работал на НТВ с 1996-го, в пик обострения отношений между журналистами и новыми акционерами (2001 год, так называемый «разгон НТВ») занял пост главреда, в 2002-2004 годах успел поработать на ВГТРК заместителем председателя холдинга и главой дирекции информационных программ канала «Россия». Кулистикова тогда называли человеком гендиректора ВГТРК Олега Добродеева, что вполне подтверждалось назначениями на руководящие посты в НТВ менеджеров из госхолдинга. Он быстро разобрался с сериальными упущениями - настолько, что НТВ превратился в площадку вечной борьбы «ментов» и преступности, скандалов, интриг и расследований.

Земский тем временем вернулся в «Фигаро Студио» на позицию генпродюсера, а спустя два года (2006-2008) стал советником генерального директора компании «Век XXL. Телевизионные Мобильные Системы» . Эта компания организует студийные съемки и выездные трансляции спортивных событий, телемостов, конференций и прочих мероприятий для российских и зарубежных телеканалов в формате HD. В активе «Века XXL» четыре передвижные телевизионные станции, а среди партнеров Первый канал, НТВ, СТС и крупнейшие спортивные каналы ESPN, Eurosport и Sportfive.

С 2003 года «Век XXL» вел трансляцию схождения благодатного огня в Иерусалиме (по 2007 год), чемпионатов мира по легкой атлетике и по гандболу (2005), саммита «Большой восьмерки» в Петербурге (2006), отборочных матчей «Евро-2008» с участием сборной России, кубков УЕФА и Лиги чемпионов, а также концерта Пола Маккартни и празднования 60-летия Победы с Красной площади.

***

В 2008 году Земский и сам стал «человеком Добродеева» - его заместителем. Менеджера пригласили возглавить производственно-технологический департамент ВГТРК, так что 65-ю годовщину Победы в 2010 году он организовывал сам. Причем, если верить информации госхолдинга, «Век XXL» в качестве подрядчика не привлекался.

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Из последних вестей о работе Земского на ВГТРК - менеджер ратует за поддержку отечественных производителей телеоборудования, собирает немногочисленных представителей рынка для обсуждения проблем и создает на Шаболовке центр для тестирования отечественной телетехники.

***

За последние четыре года Кулистикова «увольняли» как минимум четыре раза, слухи об этом курсировали на рынке постоянно, но никогда не сбывались.

В январе 2012 года, ссылаясь на проверенные источники, о замене Кулистикова на Маргариту Симоньян заявила Ксения Собчак, в апреле того же года коллеги прочили ему почетную отставку в связи с вручением ордена «За заслуги перед Отечеством» третьей степени, причем в обход четвертой.

Фото: Алексей Куденко / «Коммерсантъ»

О скорой и неминуемой отставке заговорили вновь летом этого года. СМИ узнали, что то ли холдинг «Газпром-медиа» не будет продлевать с главой канала контракт, который истекает в конце 2016 года, то ли сам Кулистиков отказался от дальнейшего управления НТВ.

Версий причин ухода было две: самостоятельное решение в связи с состоянием здоровья и недовольство «Газпрома-медиа» финансовыми показателями, в связи с чем руководство канала отказалось утвердить смету на производство сериалов и передач на ближайший телесезон (стартовал в сентябре). Известно также, что акционер канала намерен изменить программную политику таким образом, чтобы завоевать больше женской аудитории.

«Коммерсантъ» писал, что так или иначе «за его заслуги в управлении телеканалом и перед государством» Кулистикову, вероятнее всего, предложат «почетную должность» в «Газпром-медиа» либо в другом крупном холдинге.

«Газпром-медиа» частично подтвердил кривотолки вокруг Кулистикова только сейчас. Прекращение его полномочий обсудят на ближайшем заседании совета директоров телекомпании. Земский единственный кандидат, которого рассматривают на пост гендиректора.

Известие о том, что преемником станет Земский оказалось новостью для рынка. Кресло Кулистикова в последние месяцы прочили кому угодно, но только не директору производственно-технического департамента ВГТРК.

На рынке, как и прежде,

НТВ — общероссийский телеканал, который начал вещание в 1993 году. Вещание НТВ происходит из Москвы, из телевизионного центра Останкино. Кроме того, что НТВ вещает по всей территории России, его вещание распространяется также и за ее пределы.

Охват телеканала «НТВ Мир» включает страны СНГ и Балтии, а также Западную Европу, Ближний Восток, США и Канаду, Израиль, Австралию, Новую Зеландию и Океанию. Телеканал НТВ входит в состав первого мультиплекса цифрового эфирного телевидения DVB-T2. Телеканал НТВ имеет временные дубли для трансляции на регионы России через спутник.

1993—1997 годы: основание телеканала НТВ и получение частоты.

Весной 1993 года журналисты Первого канала Останкино Олег Добродеев и Евгений Киселёв, которые работали в Информационном телевизионном агентстве канала над созданием выходившей на нём программы «Итоги», начали ощущать то, что данная работа их больше не впечатляет, неудовлетворение своей работой вылилось в идею создания нового телеканала. Тот канал на котором они работали, по мнению Добродеева и Киселева, работал все больше на президента России Бориса Николаевича Ельцина, при этом в стране складывалась ситуация, когда людям нужно было открыть глаза на происходящее.

К тому же небезосновательными были ощущения того, что после череды увольнений сотрудников, таких например, как увольнение Егора Яковлева и Игоря Малашенко, следующими могут стать они. Таким образом, мысль о создании нового телеканала стала все более и более навязчивой. Киселёву удалось выйти на бизнесмена Владимира Гусинского, который являлся владельцем акционерного общества «Группа Мост» и газеты «Сегодня», через его секретаря Сергея Зверева. Журналисты изначально предлагали Гусинскому финансировать производство «Итогов». Однако тот развил уже намечавшуюся идею о создании отдельной телевизионной компании.

В июне 1993 года Малашенко, Добродеев и Киселёв создают ТОО «Итоги», которое с 10 октября 1993 года начинает выпуск программ «Итоги» и «Сегодня», которые начинают выходить в эфир на Пятом канале. В июле 1993 года «Мостбанк», «Столичный», «Национальный кредит» и телекомпания «Итоги» учредили ТОО «Телекомпания НТВ». Телекомпания была зарегистрирована 14 июля 1993 года. Двадцать процентов акций компании принадлежало ТОО «Итоги», оставшиеся восемьдесят процентов стали частью владений «Мостбанка», банка «Столичный» и банку «Национальный кредит». Надо сказать, что вскоре два последних банка выходят из состава акционеров.

Что касается самого названия компании «НТВ» то данная аббревиатура на первом этапе не означала ничего.

Президентом и генеральным директором телекомпании НТВ стал, по совету Киселёва и Добродеева, который они дали Гусинскому, Игорь Малашенко, вице-президентом телекомпании и главным редактором её службы информации — Олег Добродеев, вице-президентом и председателем совета директоров телекомпании — Евгений Киселёв. Сразу после основания телеканал НТВ начал борьбу за получение частоты для вещания канала.

Стоит отметить также, что уже к тому моменту, когда телеканал начал свое вещание, в его команду входил достаточно солидный штат журналистов высокой категории. Вместе с Добродеевым, Малашенко и Киселевым в команду НТВ перешли ведущие Татьяна Миткова, Михаил Осокин, корреспонденты Владимир Лусканов, Владимир Ленский, Ирина Зайцева, Эрнест Мацкявичюс, Елена Курляндцева, Александр Хабаров, Александр Герасимов, Михаил Светличный, Александр Зараелян, Александр Шашков, Алексей Бурков, Василий Уткин, Елена Масюк. Ставка при наборе персонала делалась на молодых, энергичных и талантливых людей. Например, у Павла Лобкова и Николая Николаева, также взятых на работу на НТВ, вообще не было журналистского образования, однако это не помешало сделать им блестящую карьеру на канале НТВ.

По указу президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года, с 17 января 1994 телекомпания НТВ в качестве эксперимента получила вечернее время на четвёртом телевизионном канале. Время вещания канала было поставлено ограниченное, и шел канал с шести вечера до полуночи. Кроме этого Российской государственной телерадиокомпании «Останкино» было предложено войти в состав акционеров НТВ, при этом председателю совета директоров Евгению Киселёву была предложена должность председателя «Останкино».

На момент получения эфирного времени на пятом канале телекомпания НТВ производила только информационные программы — «Сегодня», «Итоги» и «Намедни». К ним в 1994 году добавилась сатирическая программа «Куклы».

С течением времени канал стал стремительно развиваться, правда были и проблемы, однако это не пугало никого. Ни власти, ни другие телекомпании не смогли сломить сотрудников телеканала НТВ, и его вещание уже с января 1997 года стало распространяться на Западную Европу, Ближний Восток и Северную Африку.

10 мая 1997 года корреспондент НТВ Елена Масюк, чьи репортажи пользовались в Чечне большой популярностью, была похищена там вместе со своей съёмочной группой. После полутора месяцев переговоров руководства телекомпании с боевиками и Шамилем Басаевым последние запросили на Масюк выкуп в два миллиона долларов. В итоге группа была освобождена 17 августа.

Смена руководства на телеканале НТВ.

3 апреля 2001 года на собрании акционеров телекомпании НТВ, которое проходило в здании «Газпрома», произошла смена руководства телекомпании. Генеральным директором телекомпании НТВ отныне становится Борис Йордан, председателем совета директоров — Альфред Кох, а главным редактором — Владимир Кулистиков.

16 апреля 2001 года создается редакционный совет канала НТВ. В него входят: Миткова, Кулистиков, Парфенов, ведущие новостей телеканала НТВ Кирилл Поздняков и Пётр Марченко, корреспонденты канала НТВ Вячеслав Грунский, Юрий Липатов, Борис Кольцов, Владимир Кондратьев, Алексей Пивоваров, Александр Зиненко, Александр Колпаков, Александр Хабаров, шеф-редактор программы «Криминал» Владимир Золотницкий. Леонид Парфёнов становится генеральным продюсером канала НТВ.

Параллельно, у телеканала НТВ истекают права на показ ряда зарубежных кинофильмов, часть программ «старого» НТВ после смены руководства вновь выходит в эфир, однако многие из них с течением времени все же были закрыты навсегда. До сентября 2001 года и старое оформление канала НТВ оставалось в силе.

После ухода с НТВ некоторых ведущих их место в информационной программе «Сегодня» заняли оставшиеся на НТВ сотрудники, как правило, ими стали бывшие корреспонденты информационных программ, среди оставшихся корреспондентов, которые заняли место ведущих, на канале оказались: Антон Хреков, Александр Хабаров, Евгений Борковский, Денис Солдатиков, Юрий Липатов, Наталья Забузова.

Годы с 2001 по наши дни, НТВ меняется.

В результате собрания коллектива телеканала 25 апреля 2001 года новым главным редактором телеканала становится Татьяна Миткова, которую поддержали журналисты НТВ и снявший свою кандидатуру с голосования бывший главный редактор Владимир Кулистиков.13 июля был переизбирается и Совет директоров телеканала НТВ, в который отныне входят: Рем Вяхирев, Вячеслав Шеремет, Альфред Кох, Александр Казаков, Александр Резников, Евгений Киселев, Сергей Скворцов, Владимир Кулистиков и Леонид Парфенов. Однако дочерняя структура «Газпром-медиа» Leadville Investment Ltd. подала иск о признании недействительности собрания акционеров. 17 сентября вместо Киселёва и Скворцова в состав Совета директоров стали входить Владилен Арсеньев и Михаил Шмушкович, и Совет возвращается к составу, который был избран 3 апреля, а 20 сентября удовлетворяется иск Leadville Investment.

10 сентября 2001 года слоганом телеканала НТВ становится «НТВ-Новое Телевидение». Именно так отныне расшифровывается аббревиатура канала. Кроме этого меняется и графическое оформление и студийные декорации канала НТВ. Надо сказать, что кроме внешнего оформления канала меняется и практически вся ветка вещания канала.

На смену ушедшим с НТВ программам «Итоги», «Глас народа» и «Независимое расследование» пришли альтернативные программы — «Намедни» Леонида Парфёнова, «Свобода слова» Савика Шустера и «Внимание, розыск!» Олега Черткова. В сезоне 2001—2002 годов появилось большое количество новых телевизионных проектов НТВ, запущенных при непосредственном участии Александра Олейникова, который ранее работал на канале ТВ-6, и Сергея Шумакова, бывшим продюсером просветительских программ на ОРТ. В феврале 2002 года подверглось серьёзным изменениям и утреннее вещание на канале НТВ.

При новом собственнике «лицом» канала становится Леонид Парфёнов. Под его руководством на канале был выпускается целый ряд документальных программ, посвящённых истории России — «Намедни 1961—2003: Наша эра», «Российская Империя», «Живой Пушкин». Программы, надо сказать, были отмечены премиями ТЭФИ.

В 2001—2002 годах из-за финансовых затруднений телеканал находится на грани закрытия, в результате этого канал НТВ отказывается от производства новогоднего шоу, а некоторые программы, запущенные в предыдущих телевизионных сезонах НТВ, закрываются. В то же время канал испытывает проблемы и с заключением нового контракта для трансляции матчей футбольной Лиги Чемпионов, который был заключён ещё при старом руководстве в 1997 году — телеканал ссылается на низкие рейтинги трансляций и делает заявление, что условия нового контракта для него являются крайне невыгодными. Однако впоследствии телеканалу удалось договориться, однако, на менее выгодных для НТВ условиях.

Сезон 2002—2003 для телеканала НТВ становится переломным. Именно в этот период времени телеканал НТВ начинает активно развиваться, к тому же на канале стали транслироваться отечественные телевизионные сериалы. Вместо вечернего десятичасового выпуска программы «Сегодня» стала выходить в эфир программа «Страна и мир», а программа «Сегодня» стала выходить в эфир каждый час.

Сезон 2003—2004 годов начинается для телеканала не очень удачно. Некоторые передачи, которые запустили в эфир в новом сезоне, не показали достаточно большого зрительского интереса, и НТВ начал теснить ближайший конкурент в лице телеканала СТС. Отношения между коллективом НТВ и его руководством также оставались напряжёнными. В феврале 2004 года был серьёзно сокращён штат службы информации канала, под сокращение попали порядка семидесяти сотрудников канала, что СМИ связывали с подготовкой НТВ и других активов «Газпром-Медиа» к продаже или с нежеланием портить отношения с властями в дальнейшем. Сенкевичем была введена служба дежурных редакторов, которые, по сообщениям, определяли информационную политику канала и осуществляли его самоцензуру. Кроме этого назревал конфликт между вернувшимся из отпуска Леонидом Парфёновым и новым руководством.

Результатом этого конфликта стало то, что июле 2003 года авторская телепередача Леонида Парфёнова «Страна и мир» была неожиданно отправлена в отпуск и чуть не закрылась. В ноябре из «Намедни» Николаем Сенкевичем был изъят сюжет о книге «Байки кремлёвского диггера» Елены Трегубовой, о чём журналист объявил прямо в эфире программы. Похожая история произошла и в мае 2004 года, когда ведущий поставил в свою программу интервью с вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева. Главный редактор НТВ Александр Герасимов издал приказ, запрещающий транслировать этот сюжет, уже увиденный азиатской частью страны, в европейском эфире, по просьбе российских спецслужб, дабы не повлиять на процесс над российскими гражданами, подозреваемыми в этом убийстве. Леонид Парфёнов отказался выполнять указание и опубликовал текст приказа в газете «КоммерсантЪ». Там же был опубликован и полный текст интервью. В итоге руководство канала сочло данный инцидент грубейшим нарушение корпоративной этики, и программа Парфенова «Намедни» навсегда исчезает из эфира а самого его увольняют с канала.

В сезоне 2005—2006 годов, НТВ делает ставку на «трэш» и криминал. Доказательством этому становится то, что рейтинги таких телепрограмм канала НТВ, как «Чистосердечное признание», «Профессия — репортёр» и новой «Программы максимум» что называется «взлетают до небес». Впоследствии факт изменения концепции вещания также отмечался как телевизионными критиками, так и бывшими сотрудниками телеканала. Канал становится поистине «криминальным» имеется ввиду конечно же концепция.

В июне 2009 года заместителем гендиректора НТВ Александром Нечаевым было объявлено о переходе канала к содержательному дневному вещанию, и его слова подтверждаются тем, что происходит запуск нескольких новых телепередач на канале НТВ. По итогам сезона руководители пяти телеканалов похвалили работу НТВ, особо отметив успех сериала «Глухарь», который Константин Эрнст назвал лучшим телесериалом сезона. Владимир Кулистиков выделил на своём канале работы вернувшегося в 2008 году Павла Лобкова и новый проект Антона Хрекова «НТВшники», однако раскритиковал сетку юмористического вещания.

В 2012 году канал покидают по непонятным причинам несколько журналистов, в числе которых: руководитель праймового вещания Николай Картозия, работавшие под его началом Павел Лобкови Антон Красовский, Юлия Дежнова, Алексей Егоров, автор «Профессии-репортёр» Катерина Гордеева, шеф-редактор «Итоговой программы» Софья Гудкова, Павел Селин, Антон Хреков и ещё ряд закадровых сотрудников.

В ноябре 2012 года на телеканале НТВ происходит достаточно громкий скандал, причиной которого становится закрытие программы «Своя игра». Причиной закрытия познавательной передачи становятся низкие рейтинги, однако после того как руководство программы и сами телезрители подняли по этому поводу шум, программу восстановили и вернули ее в эфир. К тому же программный директор телеканала НТВ Александр Нечаев заявляет о том, что с 2013 года телеканал откажется от производства некоторых передач, в том числе и «Программы Максимум». По итогам 2012 года телеканалу НТВ впервые в истории удается опередить по рейтингу «Первый канал».

По результатам исследования компании TNS Gallup Media, среднесуточная аудитория телеканала в Москве с 28 января по 3 февраля 2013 года составила более четырнадцати процентов всех зрителей, и канал НТВ становится и по сравнению с другими телеканалами стал самым просматриваемым телеканалом за этот срок.

Телеканал НТВ в поисковой системе Яндекс.

Говоря о высоких рейтингах канала НТВ следует учитывать не только количество зрителей, но и количество запросов, которое делают пользователи поискового ресурса Яндекс. За последний месяц пользователи Яндекса запрос «НТВ» был сделан 2 590 221 раз, что почти в три раза превышает количество запросов «Первый канал». Об этом говорит и график, который был составлен экспертами издания «Биржевой лидер».

Кроме этого телеканал НТВ пользуется большой популярностью и в мире, насколько велика эта популярность можно увидеть из данных таблицы, приведенной ниже:


Интерес к каналу НТВ в последнее время проявляли жители следующих гордов:

Показанные данные: первое число - количество показов за месяц, второе - индекс региональной популярности.
- Харьков 42 020 211%
- Одесса 24 508 162%
- Махачкала 11 743 154%
- Калуга 13 323 134%
- Ставрополь 23 167 133%
- Белгород 18 729 133%
- Липецк 16 456 130%
- Днепропетровск 17 968 128%
- Воронеж 36 301 128%
- Тамбов 10 660 126%
- Петрозаводск 9 608 125%
- Луганск 15 021 124%
- Курск 13 331 122%
- Донецк 31 104 121%
- Витебск 13 435 121%
- Иваново 11 164 120%
- Рязань 15 433 119%
- Гомель 16 271 119%
- Санкт-Петербург 178 607 119%
- Краснодар 36 799 117%
- Тула 17 177 117%
- Могилёв 11 810 116%
- Вологда 11 027 116%
- Тверь 12 975 114%
- Москва 515 417 112%
- Калининград 10 665 111%
- Ростов-на-Дону 52 750 111%
- Владимир 10 522 111%
- Брянск 13 892 110%
- Брест 11 898 109%
- Саратов 25 623 108%
- Мурманск 10 352 107%
- Самара 28 725 106%
- Тольятти 11 288 106%
- Ярославль 15 478 105%

Почти год назад топ-менеджер ВГТРК Алексей Земский возглавил телеканал НТВ, терявший аудиторию последние несколько лет. В первом интервью в своей новой должности он рассказывает "Ъ", как планирует менять канал, чем собирается привлекать новых зрителей и почему НТВ не откажется от остросюжетных сериалов.

- Когда объявили о вашем назначении, многие назвали вас компромиссной фигурой. Что вы сам об этом думаете?

Ну как вам ответить… Как говорила Фаина Раневская, писать о себе плохо не хочется, а хорошо - неприлично.

- Чего от вас хотел акционер?

Остановить падение доли и улучшить финансовые показатели в перспективе. С 2012 года НТВ теряет 1–1,5 п. п. доли в год. Когда я пришел в конце прошлого года, первое, что мы сделали, провели социологические исследования, которые нас сильно расстроили. Самая главная претензия от лояльных и нелояльных зрителей была в том, что канал однообразный. Они говорили, что НТВ представляет собой один длинный сериал, и характеризовали его как агрессивный, чернушный, желтый. Переломить это очень тяжело, поскольку лояльный зритель, привыкший к такому контенту, хочет его смотреть и будет везде искать. Переключить его внимание на другой контент непросто. Это не один и не два года, это постепенное, последовательное развитие и изменения.

- А что люди хотят видеть на НТВ?

По запросам невозможно это узнать. Мы знаем, чего аудитория точно не хочет: агрессии, мелодрам, лубочных персонажей. Она хочет настоящих людей.

Проекты про сыщиков и следствие, визитная карточка НТВ в последние годы, до сих пор формируют вашу сетку. С чего вы начали изменения?

Понятно, что остросюжетные сериалы у нас останутся. Мы никуда не денемся от следователей, полицейских, бандитов, но безусловно поменяется тон и качество. Мы уходим от необоснованной агрессии. Ведь остросюжетным может быть и детектив, и мелодрама. У НТВ основной костяк - это мужчины 18+, мы не хотим их терять. Мы будем эту аудиторию немножко переключать, показывать, что есть другое кино - не менее интересное, не менее остросюжетное. Нам понадобится время для изменения лица канала. Основной контент, который дает 35–40% доли,- это праймовые сериалы в будни. Их производственный цикл составляет полтора года, а то и два. Сетка постепенно будет разбавляться. Это мы отразили в нашей стратегии, и акционер нас поддерживает в том, что должен быть эволюционный подход. Резко менять нельзя.

- Каким вы хотите видеть лицо канала?

Каждый канал формирует свое лицо на знаковых проектах. Cейчас в производстве около ста новых сериалов, из них 75% новые и 25% продолжение старых, известных энтэвэшных брендов. У нас есть потрясающий проект "Хождение по мукам", есть лицензионный сериал "Мост" с Михаилом Пореченковым и Ингеборгой Дапкунайте, есть еще большое количество очень приличных сериалов с новыми лицами, известными режиссерами, очень хорошей литературной основой. Какой из них выстрелит, мы не знаем. Только на сентябрь канал приготовил около 30 премьер, среди них будет три больших шоу: "Секрет на миллион", "Киношоу", "Экстрасенсы против детективов".

- НТВ славится проектами про представителей МВД. Будут ли новые герои?

Герой НТВ - это простой человек. Вне зависимости от того, кто он по профессии, жизненные обстоятельства и склад характера не позволяют ему мириться с несправедливостью. Это человек, который может пойти против окружения, бороться в одиночку или сплотив вокруг себя команду. Человек действия - вот это наш герой.

- Сколько времени нужно, чтобы преобразить НТВ?

Мы представили акционеру несколько вариантов стратегии развития канала. Они отличались по двум позициям: количество премьерных часов и финансовый результат. Была выбрана стратегия, при которой это соотношение оптимально. В соответствии с ней мы и производим сейчас новый продукт. С начала года 95–96% премьер составлял контент, произведенный в 2014–2015 годах. В этом сезоне уже начали выходить наши новые телевизионные проекты - ток-шоу, программы, документальные фильмы, а новые сериалы начнут приходить в конце апреля. Мы надеемся, что старого контента в этом сезоне будет 70–75%. В сезоне-2017/18 рассчитываем, что будет 75% нового.

- Вы прекратите показывать проекты, заказанные до вас?

У нас есть существующие контракты по некоторым позициям с 2014–2015 годов, которые будут действовать до конца 2018 года. Сериалы, заказанные нами, будут приходить, начиная с апреля. Постепенно старое будет вымываться в пользу нового продукта.

- А какой бюджет на это выделен?

Он несильно изменился по сравнению с прошлым годом. Просто в бюджете расставлены другие приоритеты.

- Каким образом?

Больше денег идет на производство.

- А до этого куда деньги шли?

До этого НТВ активно занималось стройкой своего нового здания.

Предполагалось, что новый телецентр будет готов к началу 2017 года и станет центром "медиадеревни", где разместятся все подразделения "Газпром-медиа". Как идет строительство?

Он был заложен давным-давно, в нем имеется все, чтобы стать лучшим телецентром. Но, к сожалению, нам немножко мешает жизнь.

- В каком смысле?

Вкладывать деньги в технологии, железо, производственные мощности, стены для производства дорого.

- А есть понимание, когда он все-таки будет запущен и туда все переедут?

Для этого нужно скрестить коня и трепетную лань. Очень хочется сделать из этого большой дом для "Газпром-медиа", но, повторяю, есть сложности. У канала ТНТ одни производственные процессы, у НТВ другие, у "Матч ТВ" третьи. Еще в холдинге есть компания "Ред Медиа", которая живет вообще по другим законам. Нужно соблюсти технологию и не потратить лишних денег. Это первое. Второе - это то, что время непростое и очень сложно сейчас это делать.

Основной костяк НТВ - мужчины, в то же время канал пытается привлечь женскую аудиторию. Зачем она НТВ и как вы планируете ее заинтересовать?

Женская аудитория больше всего нравится рекламодателям, мы не можем этого игнорировать. При этом мы не собираемся отказываться от лидерства в мужской аудитории, но хотим немножко ее омолодить. Уже сейчас у НТВ есть хорошая женская аудитория в возрасте 25–44 в выходные с 9:00 до 14:00 с долей 10,4%. Четверть женщин от 25 до 54 лет смотрит "Говорим и показываем". С начала года запустили "Новое утро", эту программу выбирают 70% женщин. Хотим привлечь еще больше женщин. Для этого в новом сезоне мы и запускаем продукты, которые начинают идти с вечера пятницы по вечер воскресенья. Но это будут программы, которые интересны обоим полам.

- Какова ваша плановая доля на этот год?

Мы закрыли сезон-2015/16 с долей 10,2% по целевой аудитории и предполагаем, что наступающий сезон-2016/17 должны закончить с долей не менее 10,5%.

Вряд ли это можно рассматривать в отрыве от окружающей действительности. Мы же не знаем, что будут делать конкуренты. Как поведет себя их зритель. Насколько будет прирастать тематическое ТВ, к которому сейчас очень большой отток. Мы не знаем, как поведет себя активный зритель в digital-сегменте. Хотя в сети потребитель все равно смотрит то, что произвели телеканалы, вопрос - как это монетизировать и сможет ли измеритель это посчитать.

- Ключевой телеизмеритель TNS Russia недавно перешел под контроль ВЦИОМа. Что вы думаете про эту историю?

TNS - большая технологическая компания. Думаю, новый собственник должен разобраться во всех процессах, провести аудит, включая технологический. Надеюсь, компания не будет стоять на месте, будет развиваться вместе с рынком и отвечать на вызовы, которые он нам дает. Что будет дальше, надо смотреть. У нас же предстоит очень непростой процесс в 2018 году - отключение аналогового вещания. Думаю, потребуются новые установочные исследования. Тем более, тогда уже окончательно станет понятно, как измерять тот же digital. К этому времени будет инструментарий, и каналы к этому подготовятся, и измеритель.

- Что самое сложное в вашей работе?

Поставить себя на место зрителя канала. Люди, которые делают контент, необязательно являются его приверженцами. Есть потрясающий пример: в один из праздников мы поставили в прайм-контент, которого никогда не было на НТВ, "Покровские ворота". Знаете, какая аудитория была? 2,7%. То есть в четыре раза меньше средней. Это значит, что зритель канала НТВ не привык смотреть подобный продукт на канале НТВ. А беда в том, что за долгие годы существования той концепции, которая была на канале, у большей части зрителей возникла привычка не заходить на НТВ. Случайных заходов на НТВ в три раза меньше, чем на "Первый канал". У зрителя нет привычки интересоваться, что у нас нового. Так что в нашей стратегии впервые за последние лет 12 появился маркетинговый бюджет. Человек может никогда не узнать, что нового на НТВ, если мы не будем ему об этом говорить из других источников. Мы надеемся так привлечь зрителя, который давно не заходил на НТВ. И может, зайдя случайно, он немножко изменит представление о канале.

- В связи с выборами повестка НТВ как-то меняется? Вы больше времени уделяете новостям?

Мы информируем о происходящем в стране. И выборы, которые пройдут 18 сентября, являются одним из важнейших информационных поводов. Но мы отказались от размещения прямой рекламы и агитации в виде теледебатов.

- Почему?

Мы являемся федеральным каналом, но не являемся государственным. Поэтому это не наша обязанность, это наше право, которым мы можем воспользоваться на коммерческой основе. Было две составляющих. Первое - мы сосчитали, сколько денег может прийти на канал из тех бюджетов, которые партии готовы выделять на свою прямую рекламу и агитацию. Дальше мы, приблизительно понимая, что будет собой представлять прямая реклама, проанализировали, как это может преобразить канал. Потом, смотрите, 14 партий. Сколько должны идти теледебаты, чтобы 14 человек высказались, поспорили и после этого сделали вывод?

- Все устанут.

И мы тоже подумали, что все устанут. Поэтому мы решили с главным редактором Александрой Костериной, которая отвечает за информационное, общественно-политическое вещание, что лучше будем информировать людей о том, что происходит, о ходе выборов, о предвыборной кампании, и это наша самая главная и прямая обязанность.

- Устраивает вас качество общественно-политического вещания НТВ?

Доля новостных программ равняется средней доле канала или выше нее. "Центральное телевидение" традиционно идет на 3–5 п. п. выше средней доли. Что касается других общественно-политических программ, могу сказать, что на НТВ начали приходить зрители, которые никогда не приходили. Нужно просто включить и посмотреть "Место встречи", "Большинство", прислушаться к обсуждаемым темам. Я вернусь к исследованиям, которые мы сделали. Обнаружилась удивительная вещь: когда лояльных зрителей спрашивали, почему они смотрят новости именно на НТВ, они отвечали, что НТВ отличается от конкурентов тем, что, во-первых, говорит правду, а во-вторых, дает независимый взгляд на происходящее. И наши новости очень сильно отличаются от официальных.

- А почему они так решили?

Это мнение наших телезрителей.

Случается ли, что НТВ показывает что-то в ущерб вашим личным представлениям о том, что может быть показано по телевизору?

Давайте еще раз вопрос сформулируем.

К примеру, НТВ показывал фильм про Михаила Касьянова, где герой был снят на скрытую камеру в достаточно интимной ситуации. Зачем показывать это по телевизору в вечерний прайм?

У НТВ одна из самых сильных в нашей стране команд, которая занимается телевизионными расследованиями. Они находят разные истории, и это не вопрос недели или месяца. Они разрабатывают темы по полгода. Поэтому у нас иногда появляются подобные продукты. Если вы считаете, что какие-то вещи нельзя показывать вообще по телевизору, наверное, я с вами соглашусь. Но в данном случае, когда в таком положении люди обсуждают такие вопросы, об этом должны знать их потенциальные избиратели.

Это действительно заслуживает лучшего времени в сетке, когда вся семья перед телевизором? Может, политика Михаила Касьянова уже столько людей не помнит, сколько зрителей у НТВ.

Ваш предыдущий опыт работы больше говорит о вас, как о человеке, который специализируется на технической организации производства, трансляции, чем на продюсировании, создании телеконтента…

Вы мало обо мне знаете.

Но когда вас назначили, коллеги по цеху характеризовали вас именно таким образом. Вам это не мешает руководить каналом?

Знания и опыт, которые я получил в ВГТРК, с одной стороны, мне помогают, а с другой - сильно мешают. Рабочие процессы, которые были выстроены в ВГТРК… Мне их здесь очень не хватает.

- Какие именно?

Телевидение - это коллективный труд, и рабочие процессы в нем фактически везде одинаковые, за исключением нюансов, и вся технология построена на этом. Вот когда эти технологические процессы отсутствуют, то человеку, который привык в них работать, немножко сложнее.

Раньше ключевым партнером НТВ была "Первая производственная компания" (ППК), которую связывали с бывшим первым замом гендиректора Олегом Адамовым. А кто сейчас ключевые поставщики?

В прошлом году НТВ заказывал сериальный и программный продукт у примерно 50 производителей. Сейчас у нас только по сериалам 50 компаний и еще 20–25 делают программный контент. ППК производила очень много продуктов, включая новостные программы и общественно-политические. Мы решили, что эти проекты должен создавать и контролировать сам канал. Часть передач была переведена в штат НТВ, часть производит сейчас "дочка" НТВ "НТВ-Центр". И небольшую часть мы отдали независимым производителям. Сделано это, чтобы контролировать финансовые потоки производства. И мы считаем, что стратегически важный для НТВ контент должен делать сам канал.

- ППК сейчас ничего не делает для НТВ?

- А что будет делать для НТВ WeiT Media?

Не секрет, что заместитель гендиректора и генпродюсер НТВ Тимур Вайнштейн является учредителем WeiT Media. Мы договорились на берегу и подписали меморандум об объемах, которые НТВ может заказать у WeiT Media, в случае, если то, что они предлагают, устраивает НТВ. Это не значит, что мы берем все, что нам принесет WeiT Media.

- Что это будет? Сериалы, шоу?

Это сериалы, один из самых знаковых - "Мост". Как раз сейчас идут съемки. Из телевизионных проектов - это "Охота", лицензионный продукт по английскому формату Endemol Hunted. Это один из самых масштабных проектов на российском телевидении.

- У НТВ выручка по итогам прошлого года просела на 20% при общем падении рынка на 14%. Какие ощущения на этот год?

Все покажет осень. В этом году мы оказались не сильно конкурентоспособны, по состоянию на 1 сентября у нас на полке лежало 128 премьерных часов для прайма. Для нормального существования канала их должно быть не меньше тысячи. А до конца этого года, то есть до 31 декабря, нам нужно более 300 премьерных часов. Какие-то продукты будут приходить, и мы их будем ставить с колес. Но если хотя бы один из них не сыграет, у нас не будет возможности поменять его на другой премьерный продукт.

- То есть если сериал плохо пойдет, вы его не снимете с эфира?

Мы, наверное, снимем. И, наверное, будем вынуждены ставить повторы, чего нам не хочется и что категорически нельзя делать в высокий сезон. Но, к сожалению, так сложилось, что продукта, которым мы можем удивлять и которым можем конкурировать, просто мало.

- То есть можно говорить про серьезный дефицит контента в этот телесезон.

Да. У нас не просто дефицит, у нас, скажем так, его крайне мало. Более того, когда мы смотрим статистику по долям сериалов, которые НТВ показывает не первый сезон, а пятый, десятый, пятнадцатый, то видим, что с 2012 года у всех продолжений идет падение доли на 1–1,5 п. п. в каждый сезон. Сейчас наблюдаем это на примере всеми любимых "Улиц разбитых фонарей". Сейчас идет последний сезон как раз. И что мы можем сделать? Другого продукта нет. Он появится только в конце апреля в лучшем случае.

Прежний гендиректор НТВ Владимир Кулистиков несколько лет назад в интервью "Ъ" на вопрос, почему НТВ показывает трупы, маньяков и прочий треш, ответил, что канал следует за пристрастиями своей аудитории. Как вы думаете, нужно ли телевидению приучать зрителя к другим вещам? Они же будут смотреть то, что вы им покажете.

Нет. Они будут смотреть то, что им нравится. Знаете, когда Шекспир организовал свой театр, в котором было 12 актеров, они выступали на площади. Представляете себе, что это такое: базарная площадь, подмостки, на них актеры играют что-то. На противоположном конце площади воришку сажают в бочку с отходами и проводят над ним мечом, чтобы он окунулся. А на другом конце площади травят медведя. На это люди будут смотреть, это низменные чувства, которые в любом веке и в любой стране будут двигать людьми. Так вот, основная задача Шекспира была в том, чтобы зритель пришел к нему. Собственно, такая же задача и стоит перед любым телевизионным каналом.

В условиях жесткого дефицита на полке, о котором вы говорите, насколько строгий у вас отбор проектов? Из условных десяти сценариев в разработке сколько пойдет в эфир?

На канал ежедневно приносится от двух до десяти разных заявок продукта. В запуске сейчас 100 сериалов, из них 75 новых, 25 - продолжения. Чтобы запустить эти 75, дирекция производства просеяла больше 2000, если не 3000 заявок. Заявки бывают разные. Иногда приходит одна бумажка, в которой три строчки. А бывает, приносят сценарий всех 24 серий. По телевизионным программам очень много производителей пришло со словами: "Ну, вот, наконец-то давайте сеять доброе, вечное". И приносят очень хорошие продукты. И мы понимаем, что они хорошие, но на НТВ их смотреть не будут.

- Почему? Привыкли к медведю и бочке?

Да. Но тем не менее думаю, что и к Шекспиру на его край площади не сразу люди перешли от медведя. Это же нужно убедить зрителя, раз. Во-вторых, его нельзя обманывать. Он должен знать, что если включит НТВ, то увидит определенный продукт, определенного качества и жанра.

Старое НТВ славилось информационной журналистикой. Глава "Газпром-медиа" Дмитрий Чернышенко говорил, что надо вернуть каналу былой имидж, "новости - наша профессия". Что вы об этом думаете?

НТВ во все времена отличалось подачей информации. И мы, конечно же, и сейчас имеем собственное лицо. У нас есть Вадим Такменев с лучшей информационно-аналитической программой, и равных ему в субботу нет. Для продолжения энтэвэшных традиций весной мы запустили НТВ-видение. Каждую субботу мы будем видеть в эфире документальные фильмы, созданные звездами журналистики. Причем темы и жанры выбирают они сами. Мы будем видеть Татьяну Миткову, Инну Осипову, Вадима Глускера, Владимира Чернышова, Сергея Холошевского, Глеба Пьяных и многих других. А потом, понимаете, какая история, вот все вспоминают старое, доброе НТВ. Но если мы сейчас включим информационно-аналитические программы, которые показывали в конце 1990-х и самом начале 2000-х, посмотрев их, я думаю, вы сильно удивитесь.

- Что вы имеете в виду, чему мы удивимся?

Тогда это все было в новинку. Но в конце 1990-х - начале 2000-х за громкими словами о том, что журналистика должна быть независимой, были завуалированы информационные войны, и подчас это была борьба за собственность и за выживание. Сейчас, посмотрев эти программы, мы бы именно так это назвали. Да, тогда НТВ нашло вот эту форму, да, было такое время, но это было просто новое, поэтому мы сейчас об этом так вспоминаем.

- Что вы думаете о качестве российского телевидения в целом?

Сейчас есть возможность поймать нероссийские каналы, посмотрите любой и сравните его с российскими. При этом не просто один день, а сезон посмотрите. Если там в сезон выходит одно шоу - это событие. А мы приучили нашего зрителя, что мы их удивляем очень часто.

- Какие находки в этом сезоне?

У нас будет в воскресенье большое двухчасовое шоу "Секрет на миллион" с Лерой Кудрявцевой, где гости будут рассказывать свои секреты. Мы хотим использовать багаж и опыт НТВ, который канал приобрел за годы общения со звездами, когда НТВ подглядывало, подсматривало. Есть контакт со звездами, наш коллектив знает, как с ними работать. Стартуют проекты, которых давно не было на российском телевидении. Это сатира. Вышло несколько программ "Салтыков-Щедрин-шоу" в предыдущем сезоне, мы имели сумасшедший успех в сети. В этом году его чуть-чуть переформатировали, будет три ведущих: известный сатирик Михаил Задорнов, Алексей Кортнев и кавээнщик Дмитрий Колчин. Еще покажем "Международную пилораму" с Тиграном Кеосаяном. Там будут новости из других стран, их страхи по поводу нас, их лидеры на международной арене, как они относятся к тому, к сему, к пятому, десятому.

- То есть НТВ с юмором будет работать?

Это не юмор, это сатира. Мы должны делать продукт для субботы и воскресенья, который бы смотрели и мужчины, и женщины. Абсолютно понятно, что мы, наверное, не будем делать ни ледовые шоу, ни танцы, ни шоу талантов. Зачем? Это занятые ниши. Коллеги прекрасно набрали своих зрителей, они их любят. Надо искать свое.


1994-1996 гг. - художник издательства TypeMarket. Автор оригинальных шрифтов

1996 г. - по приглашению Юрия Грымова участвует в оформлении канала РТР

1997-1998 гг. - шеф-дизайнер телесети ТНТ

1998-2001 гг. - ведущий дизайнер «НТВ-дизайн»

2001-2006 гг. - арт-директор НТВ, руководитель студии «НТВ-дизайн»

с 2006 г. - директор по стратегическому маркетингу «СТС Медиа» и гендиректор студии Shandesign

Cамая большая иллюзия, что на телевидении важнее контент, чем дизайн. Не то что будущее, настоящее - за брендом. Но это как комедия дель арте: здесь обязательно должны существовать маски. Должен быть Пьеро, должен быть Арлекино, должна быть Коломбина и так далее. Должны быть свои кондово-государственные каналы, выражающие кондовую государственную точку зрения, - «охранители». Должна существовать их антитеза - прогрессивистский канал, противостоящий кондово-государственным охранителям. Я даже не называю их имена, сразу понятно, что это за каналы. Они просто должны быть: без минуса не будет плюса, без тени не будет света. И должен быть канал, который существует между этими двумя и выполняет все остальные функции, то есть «ну я не такой уж и охранитель, но я могу и посмотреть шоу».

Теледизайн - это всегда очень дорого, потому что связано с технологиями. За последний год зрительское внимание к новостям выросло на 36 %, такого не было год назад, все с таким остервенением новости не смотрели, и понятно почему. В то же время как антитеза этому - взлёт просмотров развлекательного ТВ, потому что те, кто насмотрелись новостей, их видеть уже не могут, они хотят немного забыться.

Я бы сказал, что теледизайн в этой стране и появился с телеканала НТВ









Фрагменты оформления канала НТВ в середине 2000-х

Заставки канала НТВ начала 2000-х

Моей последней историей в «НТВ-Дизайне» было написание нового позиционирования бренда НТВ. Прежде всего я сравнил НТВ с человеком, Владимиром Высоцким, который одновременно любим и интеллигенцией, и шахтёрами, и военными, и зеками, и всеми. Он и поэт, и дебошир, и алкоголик, и наркоман. Его любят самые разные женщины, он бесшабашный, он открытый, честный и в то же время абсолютно русский. Абсолютный генотип русского мужчины, русского человека. Вот таким я хотел видеть НТВ, именно под такое НТВ я делал новый брендинг, и даже какое-то время он был таким. Под это позиционирование менялась сетка канала, менялось наполнение, новые передачи, новое всё. Но, наверное, моё видение отличалось от того, что тогда хотело руководство канала. Они, конечно, испытали невероятный взлёт, но совершенно выжгли поляну. Одно дело, когда мы шутим про бандитов из «Место встречи изменить нельзя», а другое дело, когда это превращается в то, что бандиты немножко шутят про Высоцкого. Всё зависит от пропорции, потому что каналы ничем не отличаются друг от друга, все делают одно и то же.

Надо понимать, что всё, что происходит на нашем рынке, - это не уникально. Это уже где-то существующая штука, которая была проработана, продана и работает. Когда мы занимались репозиционированием НТВ, мы смотрели на американский FOX. Это основной продюсерский принцип: найди успешную историю и сделай так же. Этот принцип работает в кинематографе, этот же принцип работает на телевидении.

На телевидении очень важно время. Нужно минимум четыре года: несмотря на все визги, крики, требования запретить, четыре года нужно простоять, и тебя запомнят, поймут и примут. Удивительная вещь - ты коленку будешь показывать каждый день, и через какое-то время коленка станет суперзвездой. Так это работает. Вот почему его называют зомбоящиком и т. д.


Удивительная вещь - ты коленку будешь показывать по ТВ каждый день , и через какое-то время коленка станет суперзвездой

С точки зрения стиля я выделяю ТНТ, Первый канал, «Дождь», «Москва 24» и «Вести 24». Всё, что делают англичане, - это очень круто, компания Lambie-Nairn - икона стиля.

Я вернулся на ТВ фактически по приглашению Гусинского, для того чтобы делать вновь создаваемую сеть ТНТ. Тогда я сделал два вида логотипов: один - футуристический, а второй был в стиле «НТВ-Дизайна», он был сделан вместе с Борисом Мирошиным, он мне вставил там две буковки century вместо гротеска, и получился такой ушастый чебурашка. Директора канала выбрали авангардный, а Гусинский - чебурашку. И вот на какое-то время телеканал ТНТ был с этим чебурашкой. Но с приходом на канал Романа Петренко выбрали тот первый логотип, который жив до сих пор. Надо понять, что тогда доля канала была «-1», то есть его как бы не существовало, несмотря на то что ТНТ был первым каналом на отечественном ТВ, на котором стали показывать сериалы (именно по заказу Корчагина и Соловьева был сделан первый сериал «Улицы разбитых фонарей» и показан сначала на канале ТНТ - это мало кто знает).