Совершенствование развития отделения социально-бытового обслуживания на дому на примере комплексного центра социального обслуживания населения навашинского района. Повышение эффективности управления организацией: экономико-правовые формы и методы (на прим


Теоретико-методологические основы социального обслуживания населения в РФ. История возникновения направления и функции социального обслуживания населения в России. Экономико-правовые основы социального обслуживания населения.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

12984. Финансовое планирование и исполнение сметы доходов и расходов (на примере Бюджетного учреждения социального обслуживания Сокольского муниципального района «Комплексный центр социального обслуживания населения 4.08 MB
Понятие и законодательные основы функционирования бюджетных учреждений в РФ. Основные методы планирования сметы доходов и расходов применяемые в бюджетных учреждениях РФ на современном этапе. Направления совершенствования финансового планирования и эффективности использования бюджетных ресурсов в БУ СО КЦСОН...
18947. Организация и управление социальной помощью инвалидам в г. Санкт-Петербурге (на примере деятельности СПБ ГУ Комплексный Центр Социального Обслуживания Населения Кировского района Санкт-Петербурга) 578.35 KB
Оценить деятельность и взаимоотношения в выделенных трудовых группах определить общий характер межличностного взаимодействия в различных профессиональных группах произвести оценку возможностей коллективов определить лидеров и аутсайдеров. Оценить деятельность и взаимоотношения в выделенных трудовых группах определить общий характер межличностного взаимодействия в различных профессиональных группах произвести оценку возможностей коллективов определить лидеров и аутсайдеров. Оценить деятельность и взаимоотношения в выделенных трудовых...
20634. Экономические основы деятельности учреждений социального обслуживания населения (На примере Химкинского комитета социальной защиты населения Московской области) 58.46 KB
Становление и развитие социальных служб в России началось с конца 80-х начала 90-х годов. Наибольшее распространение получили центры социального обслуживания. Они предоставляли различные услуги: адресную помощь, организацию дневного пребывания, вещевую помощь.
14350. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССАМИ СОТРУДНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ 134.82 KB
В данной работе мы рассматриваем проблему борьбы со стрессом в организациях социального обслуживания населения на примере ГУ КЦСО «Берег». Важность эмпирической разработки этой проблемы определяется тем, что по своему содержанию деятельность социальных работников относится к категории «повышенного риска» с точки зрения развития профессионального стресса. Типичными следствиями длительного переживания профессионального стресса у социальных работников являются различные нарушения физического и психического здоровья
7580. Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста в г. Брянске (на примере ГУ ЦСО «Доброе сердце») 55.85 KB
Смысл социальной работы – социальная реабилитация, действительное восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми, превращении пожилого человека из объекта (клиента) в субъекта.
10015. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА И КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ГБУ «ЦСОГПВИИ ПЕРЕВОЗСКОГО РАЙОНА» 320.73 KB
Актуальность работы заключается в возникновении общественной потребности в эффективной социальной помощи пожилым людям в условиях социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране. Социальная работа направлена на психологическую поддержку пожилых в различных трудных и кризисных ситуациях, вызывающих психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, на содействие эффективной адаптации к социальной среде, к изменяющимся социальным условиям.
19012. Совершенствование дистанционного банковского обслуживания (на примере ОАО «Росгосстрах Банк») 5.71 MB
Н1 Дистанционное банковское обслуживание ДБО общий термин для технологий предоставления банковских услуг на основании распоряжений передаваемых клиентом удаленным образом то есть без его визита в банк чаще всего с использованием компьютерных и телефонных сетей. Для описания технологий ДБО используются различные в ряде случаев пересекающиеся по значению термины: Клиент-Банк Банк-Клиент Интернет-Банк Система ДБО Электронный банк Интернет-Банкинг on-linebnking remotebnking directbnking homebnking internetbnking PC bnking...
14407. Формирование и перевод терминолексики комплексного туристического обслуживания 69.8 KB
Сегодня, хотя прошло более сорока лет, данное высказывание остается актуальным. При отсутствии строго аргументированной, в научном плане, терминологии невозможно плодотворное и успешное развитие ни одной науки или области знания. Неоспоримым является и тот факт
18907. Понятие и принципы социального обслуживания 168.17 KB
Характеристика Управления социальной защиты населения Мытищинского муниципального района Московской области. Анализ организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и оказанию реабилитационных услуг населению Мытищинского муниципального района Московской области...
11324. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН 48.82 KB
Нуждающимся в помощи признается тот, кто не в состоянии обеспечить собственными силами свое существование или помочь себе в особых жизненных ситуациях, а также тот, кто не получает достаточной помощи, чтобы иметь жизненно необходимые продукты и предметы

Подобные документы

    дипломная работа, добавлен 18.01.2014

    Понятия, значения, сущность форм социального обслуживания инвалидов. Анализ социального обслуживания инвалидов на примере комплексного центра социального обслуживания населения. Удовлетворение потребностей инвалидов. Порядок предоставления гарантий.

    дипломная работа, добавлен 05.03.2018

    Социальная политика государства по поддержке граждан пожилого возраста. Социальные проблемы лиц пожилого возраста, особенности деятельности социальных работников в социальных учреждениях и на дому. Модель центра социального обслуживания населения.

    дипломная работа, добавлен 31.03.2012

    Общая характеристика и законодательная база деятельности Краевого государственного автономного учреждения социального обслуживания "Приморский центр социального обслуживания" г. Находка. Координирование социальной работы с гражданами и их семьями.

    отчет по практике, добавлен 12.04.2018

    Устав муниципального учреждения социальной защиты населения. Акты, регламентирующие его деятельность. Направления социального обслуживания граждан. Категории и группы населения, нуждающиеся в помощи. Порядок предоставления государственной поддержки.

    отчет по практике, добавлен 16.12.2015

    Одинокие пожилые люди как объект социальной работы, анализ их проблем. Социальное обслуживание на дому как разновидность специфической социальной деятельности, особенности его реализации в отношении одиноких пожилых людей. Требования к персоналу.

    курсовая работа, добавлен 25.10.2010

    Изучение требований к работе учреждений социального обслуживания. Анализ открытости учреждения, которая рассматривается в трех плоскостях: сотрудничества с обществом, клиентами и сотрудниками. Исследование направлений социального обслуживания интерната.

    статья, добавлен 18.03.2018

    Сущность, цели, задачи и основы правового регулирования в области социального обслуживания населения Российской Федерации. Система государственных и муниципальных социальных служб как инструмент коррекции работы механизмов самоорганизации в обществе.

    реферат, добавлен 19.02.2012

    Общая характеристика сферы социальной работы, ее задачи. Особенности системы социального обслуживания населения в России, специфика ее структуры, источников финансирования и значение некоторых видов помощи. Анализ основных методов данной деятельности.

    реферат, добавлен 26.07.2010

    Анализ основных направлений деятельности отдела социальной защиты населения Территориального центра социального обслуживания населения Ленинского района. Специфика планирования деятельности. Порядок представления основных социальных льгот и выплат.


2 Анализ деятельности МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Новоильинского района г.Новокузнецка
^ 2.1 Социально-демографическая характеристика Новоильинского района
В Новоильинском районе в 2007 году зарегистрировано 70014 человек, из них детей и подростков – 13096 , пенсионеров – 16825, инвалидов - 4107.

Таблица 1 - Структура населения Новоильинского района


Категории населения

Годы

Темп изменения, %

2005г.

2006г.

2007г.

2006/2005

2007/2006

2007/2005

Всего населения в районе

70000

70000

70014

100

100,02

100,02

Из них:

1.Дети и подростки, всего

13170

13016

13096

98,8

100,6

94,4

Из них:

0-7 лет

5219

5530

5738

106

103,8

109,9

8-14 лет

6351

6056

6001

95,4

99,1

94,5

15-18 лет

1600

1430

1357

89,4

94,9

84,8

2.Пенсионеры

15535

16241

16825

104,5

103,6

108,3

3.Инвалиды

2958

3828

4107

129,4

107,3

138,8

Из таблицы 1 видно, что количество детей и подростков в 2007 году возросло на 0,6% и составило 18,7% от общей численности населения. Количество детей в возрасте от 0 до 7 лет за три года увеличилось 9,9% и составило 5738 человек, от 8 до 14 лет уменьшилось на 5,5%, от 15 до 18 лет – уменьшилось на 15,2%. Уменьшение численности в возрастной категории от 8 до 18 лет связано со снижением рождаемости в предыдущие периоды.

Численность детей и подростков графически отображена на рисунке 1.

Рис.1 Численность детей и подростков, проживающих в районе, чел.
Численность пенсионеров за анализируемый период возросла на 8,3% и составила 16825 человек. Увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста объясняется следующими факторами: российское и общемировое старение населения, рост сегмента престарелых людей старше 75 лет, рост количества вдов; заселение пожилых людей в новые дома района по различным социальным программам, переселение из ветхого жилья.

Численность пенсионеров графически отображена на рисунке 6.

Рис.2 Численность пенсионеров, чел.

В районе численность инвалидов ежегодно увеличивается: в 2006 году на 29,4% (870 человек), в 2007 году - на 7,3% (279 человек) по сравнению с предыдущими годами. Таким образом, за анализируемый период численность инвалидов выросла на 38,8% и составила 5,8 % от общей численности населения.

Численность инвалидов в районе представлена на рисунке 3.

Рис.3 Численность инвалидов в Новоильинском районе, чел.
К основным причинам, способствующим росту инвалидности в районе, можно отнести следующие:


  • стрессы и нервные расстройства на фоне социально-экономического неблагополучия;

  • профзаболевания и травматизм на предприятиях;

  • неблагополучная экологическая ситуация, влияющая на развитие заболеваний, снижение иммунитета, обострение хронических заболеваний, врожденные аномалии и т.д.
Таким образом, происходит рост численности социальных категорий, нуждающихся в государственной поддержке.

^ 2.2 Характеристика МУ КЦСОН Новоильинского района
Муниципальное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» Новоильинского района (МУ КЦСОН) организовался как самостоятельное юридическое лицо с 1 июня 1999 года согласно Приказу Комитета социальной защиты населения г. Новокузнецка №63 от 22.04.1999г. В настоящее время Центр находится по адресу Новоселов, 36.

КЦСОН Новоильинского района осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации; Федеральными законами, в том числе от 10.12.1995г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 02.08.1995г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах»; Постановлениями Правительства Российской Федерации; Указами Президента Российской Федерации; другими нормативными правовыми актами в области социального обслуживания населения и настоящим Уставом.

^ Предметом деятельности Центра является социальное обслуживание населения. Его деятельность направлена на оказание семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Задачами КЦСОН Новоильинского района являются:


  • обеспечение защиты прав граждан на социальную поддержку в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

  • обеспечение психологической защищенности граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

  • оказание социальных услуг гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

  • обеспечение адресности социального обслуживания и доступности предоставляемых населению социальных услуг;

  • формирование оптимальной инфраструктуры Учреждения на территории обслуживания.
^ Деятельность Центра направлена на проведение социальных, оздоровительных, педагогических, профилактических и иных мероприятий, в связи, с чем Центр осуществляет:

  • мониторинг социальной и демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия граждан на территории обслуживания;

  • выявление граждан пожилого возраста, инвалидов и других лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении социальных услуг;

  • определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальном обслуживании;

  • дифференцированный учет лиц, нуждающихся в социальном обслуживании;

  • социальный патронаж клиентов Учреждения, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации;

  • оказание клиентам Учреждения социально-экономических, социально-медицинских, социально-психологических, социально-бытовых, социально-правовых, консультативных, торговых и иных услуг при условии соблюдения принципов социального обслуживания;

  • участие в профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

  • поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению трудных жизненных ситуаций;

  • привлечение государственных, муниципальных и негосударственных органов, организаций и учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы, службы занятости и т.д.), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, комитетов Общества Красного Креста и т.д.) к решению вопросов оказания социальной поддержки населению и координация их деятельности в этом направлении;

  • внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости населения и местных социально-экономических условий;

  • осуществление мероприятий по повышению качества социального обслуживания граждан и профессионального уровня работников Учреждения.
Деятельность КЦСОН регламентируется следующими локальными актами: Во исполнение Распоряжения Главы г.Новокузнецка №399 «О создании МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», ориентированного на оказание помощи семье и детям, Приказа Комитета социальной защиты г.Новокузнецка №84 «О мероприятиях по реорганизации МУ КЦСОН Новоильинского района», с 01.05.2002г. из структуры КЦСОН выделен сектор детства.

Таким образом, основными клиентами Учреждения становятся пенсионеры и инвалиды.

Финансирование расходов на содержание Центра осуществляется за счет субвенций областного бюджета в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. В смете доходов и расходов полностью отражаются все доходы Учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, а также другие доходы. Средства, поступающие от оплаты социальных услуг, зачисляются на счет учреждения социального обслуживания и направляются на дальнейшее развитие социального обслуживания и стимулирование труда социальных работников данного учреждения в размере, определяе-мом органами социальной защиты населения, в ведении которых на-ходятся указанные учреждения, сверх бюджетных ассигнований.

Управление Центром осуществляется директором, назначаемым на должность Комитетом социальной защиты г.Новокузнецка в соответствии с законодательством РФ и настоящим Уставом. Он руководит Учреждением на принципах единоначалия.

В состав аппарата Центра включаются должности заместителей директора, число которых определяется численностью обслуживаемых граждан и которые курируют отдельные направления деятельности Центра.

Директором КЦСОН по согласованию с Комитетом социальной защиты г.Новокузнецка утверждается штатное расписание, на основании которого определяется структура Учреждения.

Организационная структура МУ КЦСОН Новоильинского района представлена в Приложении 1.

В Центре функционирует 8 структурных подразделений, из них 6 непосредственно занимаются обслуживанием и оказанием услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам:


  1. Аппарат центра;

  2. Организационно-методическое отделение (ОМО);

  3. Отделение срочного социального обслуживания (ОССО);

  4. Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (ОСОД);

  5. Специализированное отделение социально - медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (ОСМО);

  6. Отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов (ОДП);

  7. Отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан (ОТО);

  8. Отделение социально-бытового обслуживания (ОСБО).
Каждое из отделений имеет конкретные задачи, специализируется на выполнении определенных функций и несет соответствующую ответственность.

Штатная численность лиц, работающих в КЦСОН Новоильинского района, составляет 130 человек, большинство из которых женщины.

Половозрастной состав сотрудников отображен на рисунке 4.

Рис.4 Половозрастной состав сотрудников МУ КЦСОН

Новоильинского района, %
Таблица 2 - Кадровый состав сотрудников по отделениям


Отделения центра

Годы

Темп изменения, %

2005г.

2006г.

2007г.

2006/2005

2007/2006

2007/2005

Аппарат Центра

24

30

26

125

86,7

108,3

ОМО

5

7

6

140

85,7

120

ОССО

5

7

6

140

85,7

120

ОСОД

16

18

17

112,5

94,4

106,3

ОСМО

24

26

22

108,3

84,6

91,7

ОДП

9

11

13

122,2

118,2

144,4

ОСБО

5

7

6

140

85,7

120

ОТО

23

20

13

87

65

56,5

Итого:

111

126

109

113,5

86,5

98,2

Анализируя данные таблицы 2, необходимо отметить, что наблюдается изменение числа сотрудников МУ КЦСОН Новоильинского района особенно в двух отделениях: аппарате центра и отделении торгового обслуживания малообеспеченных граждан.

В 2007 году численность персонала аппарата Центра составила 26 человек, что на 13,3% меньше по сравнению с предыдущим годом и на 8,3% больше, по сравнению с 2005 годом. В целом за анализируемый период количество сотрудников увеличилось на 8,3%. В отделении торгового обслуживания малообеспеченных граждан за период с 2005г. по 2007г. численность персонала сократилась на 43,5% и в 2007 году составила 13 человек.

Также из таблицы видно, что фактическая численность работников меньше штатной, это говорит о неукомплектованности персонала.

Графическое изображение укомплектованности штата представлено на рисунке 5.

Рис.5 Укомплектованность штата, %
Для получения большей информации о персонале необходимо проанализировать коэффициент текучести кадров.

Таблица 3 - Расчет коэффициента текучести кадров

Графическое изображение уровня текучести кадров представлено на рисунке 6.

Рис.6 Уровень текучести кадров, %

Анализируя данные таблицы 3 и рисунка 6 видно, что уровень текучести кадров за анализируемый период очень высокий и колеблется от 24% до 33%, что не соответствует нормативному показателю 5%. Основной причиной текучести кадров является низкий уровень заработной платы.

Так как штат не укомплектован, то для привлечения новых работников отдел кадров ведет активное сотрудничество с Управлением занятости населения г.Новокузнецка, бесплатными печатными изданиями, учебными заведениями, выпускающих специалистов требуемых профессий, кадровым агентством «Экспресс - центр», информирование население через объявления, рассматриваются инициативные обращения людей в отдел кадров. С Управлением занятости населения г.Новокузнецка КЦСОН активно работает по договору об организации общественных работ для испытывающих временные трудности в трудоустройстве. По этому договору в 2007 году было устроено в Центр 3 человека.
^ 2.3 Анализ обращений граждан в МУ КЦСОН
На конец отчетного периода на учете в КЦСОН Новоильинского района состояло 653 человека, что на 5,6% (39 человек) меньше, чем в 2006 году.

Таблица 4 - Структура обслуживаемого контингента


Категории населения

Годы

Темп изменения, %

2005г.

2006г.

2007г.

2006/2005

2007/2006

2007/2005

Пенсионеры

193

157

164

81,4

104,5

85

Инвалиды

516

526

481

101,9

91,4

93,2

Прочие

9

9

8

100

88,9

88,9

ВСЕГО

718

692

653

96,4

94,4

100

Динамика изменения структуры контингента, обслуживаемого КЦСОН Новоильинского района, представлена на рисунке 7.

Рис. 7 Структура обслуживаемого контингента, чел.
Из рисунка 7 и таблицы 4 видно, что основными клиентами КЦСОН Новоильинского района за анализируемый период являются инвалиды - около 71%, и пенсионеры – около 22%.

В связи с имеющимися данными общая численность населения района значительно не меняется, а численность обслуживаемых категорий (инвалидов и пенсионеров) увеличилась за три года на 38,8% и 8,3% соответственно. В связи с этим можно предположить, что в ближайшее время число обращений в МУ КЦСОН Новоильинского района возрастет.

В 2007 году в Центр обратилось 18501 человек, что составило 26,4% граждан от общей численности населения, проживающего в районе.

Таблица 5 - Структура обращений граждан в МУ КЦСОН


Структурные подразделения КЦСОН

Годы

Темп изменения, %

2005г.

2006г.

2007г.

2006/2005

2007/2006

2007/2005

Отделение срочного социального обслуживания

15680

16229

13262

103,5

81,7

84,6

Отделение социального обслуживания на дому

254

234

239

92,1

102,1

94,1

Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания

162

159

158

98,1

99,4

97,5

Отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов

312

312

312

100

100

100

Отделение социально-бытового обслуживания

4350

4190

4530

96,3

108,1

104,1

Итого:

20758

21124

18501

101,8

87,6

89,1

Структура обращений граждан в МУ КЦСОН по отношению к общей численности населения представлена на рисунке 8.

Рис.8 Структура обращений граждан в Центр по отношению к общей численности населения, %
Данные из таблицы 5 и рисунка 8 свидетельствуют о том, что в отделение срочного социального обслуживания в 2007 году обратилось 13262 человека, т.е. 18,9% всех жителей района. Это на 4,3% меньше, чем в 2006 году. Число клиентов, обслуженных в отделении дневного пребывания за анализируемый период не изменилось и составило 312 человек, т.е 0,45% от общего числа жителей. В отделении социально-бытового обслуживания количество обслуженных по сравнению с 2006 годом увеличилось на 340 человек, т.е. на 8,1% и составило 6,5% от общей численности населения района. Отделением социального обслуживания на дому было обслужено 0,34% граждан от числа проживающих в районе. 0,23% жителей (158 человек) от общего числа населения района было обслужено специализированным отделением социально-медицинского обслуживания на дому.

Таким образом, можно сделать вывод, что наибольшее количество обращений граждан приходится на отделение срочного социального обслуживания и отделение социально-бытового обслуживания.

Таблица 6 - Причины обращения граждан


Причины обращений граждан

Года

Темп изменения, %

2005г.

2006г.

2007г.

2006/2005

2007/2006

2007/2005

Недостаток средств на питание

3485

2246

2031

64,5

90,4

58,3

Недостаток средств на лечение и медикаменты

469

4

0,85

Недостаток средств на предметы первой необходимости

136

291

486

214

167

357,4

Необходимость ремонта жилья, эектроплит, сантех оборудования

63

103

18

163,5

17,5

28,5

Экстренные ситуации (в связи с похоронами)

1

Необходимость посторонней помощи в постоянном уходе

420

393

397

93,6

101

94,5

Из таблицы 6 видно, что количество обращений по причине недостатка средств на предметы первой необходимости (на одежду и обувь) за анализируемый период увеличилось почти в 3,5 раза (на 257,4%) и в 2007 году составило 486 обращений, по причине недостатка средств на питание количество обращений уменьшилось на 41,7%. В 2007 году число обращений граждан в связи с необходимостью посторонней помощи в постоянном уходе по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 1% (4 человека) и составило 397 человек. Основной причиной обращения граждан Новоильинского района в МУ КЦСОН является недостаток средств на продукты питания, одежду и обувь, ремонт и приобретение бытовой техники, на медикаменты.

^ 2.4 Анализ показателей, характеризующих работу отделения срочного социального обслуживания
Отделение срочного социального обслуживания является структурным подразделением МУ КЦСОН Новоильинского района. Предназначено для оказания неотложной помощи разового характера гражданам, вне зависимости от их возраста, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В 2007 году штатная численность лиц, работающих в отделении срочного социального обслуживания, составляла пять человек:


  • заведующая отделением – 1 человек;

  • специалисты по социальной работе – 3 человека;

  • психолог – 1 человек.
Основными задачами отделения являлись:

  • поддержание жизнедеятельности клиентов в быту;

  • поддержание и улучшение жизненного уровня клиентов;

  • коррекция психологического состояния клиентов, формирование у них позитивных интересов и их адаптация в обществе;

  • поддержание правового статуса клиентов, содействие в защите законных прав и интересов;

  • накопление передового опыта социального обслуживания на дому, внедрение научных достижений и новых методов социального обслуживания в практику.
За отчетный период в отделение срочного социального обслуживания обратилось 13262 человека, что на 18,3% меньше, чем в 2006 году. В целом за три года количество обращений сократилось на 15,4%.
Таблица 7 - Структура обращений граждан по категориям

Категории граждан

Годы

Темп изменения, %

2005г.

2006г.

2007г.

2006/2005

2007/2006

2007/2005

Пенсионеры

8742

7530

7175

86,1

95,3

82,1

Инвалиды

5963

6976

4689

117

67,2

78,6

Семьи с детьми

338

312

237

92,3

76

70,1

Прочие (безработные, малообеспеченные)

Итого:

15680

16229

13262

103,5

81,7

84,6

Рис.9 Структура обращений граждан по категориям, чел.
Из таблицы 7 и рисунка 9 следует, что за период с 2005г. по 2006г. произошло увеличение числа обращений таких категорий граждан, как инвалиды и малообеспеченные граждане на 17% и 121% соответственно. Таким образом, количество обращений граждан в отделение увеличилось на 3,5% и в 2006 году составило 16229. Данное увеличение связано с организацией мероприятий по оказанию мер социальной поддержки малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам; реализацией Постановления Главы города Новокузнецка № 792 от 13.06.06г. «О страховании имущества малообеспеченных граждан от пожаров» и «Организации страхования имущества и жилых помещений малообеспеченных граждан», а также с информированием клиентов, посещающих отделение дневного пребывания, и граждан, получающих впервые в КЦСОН государственную социальную помощь. С 2006г. по 2007г. количество обращений в отделение снизилось на 18,3%. Это связано с заменой продуктовых наборов на денежные выплаты.

Таблица 8 - Причины обращений граждан в отделение


Категории

Года

Темп изменения, %

2005г.

2006г.

2007г.

2006/2005

2007/2006

2007/2005

Недостаток средств на:

  • продукты питания

2871

2934

2828

102,2

96,4

98,5

  • одежду и обувь

375

310

484

82,7

156,1

129,1

  • лекарства

3

  • ремонт жилья

5

4

80

  • ремонт и приобретение бытовой техники

68

3

36

4,4

1200

52,9

За консультациями и разъяснениями

1212

1620

1778

133,7

109,8

146,7

Получение ежемесячных продуктовых наборов по распоряжению АКО

3879

4296

355

110,8

8,3

9,2

По другим причинам

7275

7061

7773

97,1

110,1

106,8

Итого:

15680

16229

13262

103,5

81,7

84,6

Причины обращений граждан в отделение показаны на рисунке 10.

Рис.10 Причины обращений граждан в отделение

Из таблицы 8 и рисунка 10 следует, что основными причинами обращений граждан в отделение срочного социального обслуживания за анализируемый период являются недостаток средств на продукты питания, получение консультаций юриста, психолога, специалистов по социальной работе. Так, в 2007 году по причине недостаток средств на продукты питания обратилось 2828 человек, что на 3,6% меньше по сравнению с предыдущим годом. В целом за три года количество обращений по этой причине сократилось на 1,5%. Количество человек, обратившихся в отделение за консультациями, за анализируемый период увеличилось на 46,7% и в 2007 году составило 17780 обращений. С 2006 года количество обращений за получением ежемесячных продуктовых наборов сократилось на 94,7% в связи с заменой их на денежные выплаты.

За 2005 год была оказана срочная помощь продуктовыми наборами 43 человекам на сумму 3944,90 руб., в 2006 году – 38 человекам на сумму 4021,60 руб., а в 2007 году – 31 человеку на сумму 2752,90 руб. Число обратившихся граждан за три года сократилось на 29,9%, т.е. на 12 человек. Данное уменьшение связано с увеличением размера пенсии и повышением прожиточного минимума.

Таблица 9 - Категории граждан, получившие продуктовые наборы


Категории получателей

Годы

Темп изменения, %

2005г.

2006г.

2007г.

2006/2005

2007/2006

2007/2005

Участники ВОВ

2299

2733

206

118,9

7,5

9,0

90-летние

938

868

70

92,5

8,1

7,5

Узники

71

125

12

176,1

9,6

16,9

Труженики тыла

133

124

10

93,2

8,1

7,5

Участники локальных войн

60

60

5

100,0

8,3

8,3

Блокадники

116

148

13

127,6

8,8

11,2

Дети из неполных семей

210

233

24

111,0

10,3

11,4

Дети из многодетных семей

52

5

3

9,6

60,0

5,8

Итого:

3879

4296

343

110,8

8,0

8,8

Рис.11 Категории граждан, %
Анализируя данные таблицы 9 и рисунка 11, можно отметить, что на протяжении трех лет большинство продуктовых наборов предоставляется участникам ВОВ (около 60%) и 90-летним гражданам (около 20%).

Таблица 10 - Оказание помощи хлебом


Категории

Годы

Темп изменения, %

2005г.

2006г.

2007г.

2006/2005

2007/2006

2007/2005

Пенсионеры

1028

978

885

95,1

90,5

86,1

Инвалиды

992

1067

1162

107,6

108,9

117,1

Семьи с детьми

39

23

85

59,0

369,6

21,8

Прочие

261

240

146

92,0

60,8

55,9

Итого:

2260

2308

2278

102,1

98,7

100,8

Из данных таблицы 10 следует, что количество обращений за период 2005-2006гг. увеличилось на 2,1% и составило 2308 штук. Это связано с тем, что за этим видом помощи обращались клиенты отделения дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов. В связи с нерегулярными поставками хлеба ООО «Ланч» количество обращений с 2006 года уменьшилось на 1,3% и в 2007 году составило 2278 штук.

Таблица 11- Категории граждан, получивших материальную помощь


Категории

Годы

Темп изменения, %

2005г.

2006г.

2007г.

2006/2005

2007/2006

2007/2005

Пенсионеры

34

65

29

191,2

44,6

85,3

Инвалиды

29

27

27

93,1

100,0

93,1

Семьи с детьми

7

2

9

28,6

450,0

128,6

Прочие

5

4

9

80,0

225,0

180,0

Итого:

75

98

74

130,7

75,5

98,7

Рис.12 Категории граждан, получившие материальную помощь, %
Из данных таблицы 11 и рисунка 12 следует, что за период 2005-2006гг. количество человек, получивших материальную помощь, увеличилось на 30,7% и в 2006 году составило 98 человек. Это связано с оказанием данного вида помощи в честь 20-летия ликвидации ЧАЭС. В целом за три года число клиентов уменьшилось на 1,3% и в 2007 году материальную помощь получили 74 человека. Наибольшее количество обращений поступило от пенсионеров и инвалидов.

Таблица 12 - Категории граждан, состоящие на учете адресного обслуживания КЦСОН


Категории

Годы

Темп изменения, %

2005г.

2006г.

2007г.

2006/2005

2007/2006

2007/2005

Пенсионеры

60

58

53

96,7

91,4

88,3

Инвалиды

330

305

284

92,4

93,1

86,1

Малообеспеченные

9

9

8

100,0

88,9

88,9

Итого:

399

372

345

93,2

92,7

86,5

Обслуживания, %
На учете адресного обслуживания КЦСОН Новоильинского района состоят в основном инвалиды, доля которых в общей численности состоящих на учете в отделении срочного социального обслуживания граждан составляет 82,3%. За анализируемый период произошли следующие изменения: количество инвалидов уменьшилось на 13,9% (46 чел.), пенсионеров – на 11,7% (7 чел.), малообеспеченных граждан – на 11,1% (1чел.). В целом количество обслуживаемых граждан сократилось на 13,5% и в 2007 году составило 345 человек.

Структурным подразделением Министерства социального развития, труда и занятости населения Республики Калмыкия является Бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения». БУ РК РКЦСОН осуществляет свою деятельность на основании устава.

Предметом и целью деятельности данного учреждения является социальное обслуживание семьи и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов, реализацию их прав на защиту и помощь со стороны государства, содействие стабильности семьи, как социального института, на улучшение социально-экономических условий жизни семьи и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов, отдельных граждан, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизацию связей семьи с обществом и государством, установление гармоничных внутрисемейных отношений.

Для достижения указанной цели Устава, Учреждение осуществляет следующие функции (виды деятельности):

1. Выявление и дифференцированный учёт семей и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

2. Определение и периодическое предоставление (постоянно, временно, на разовой основе) конкретных видов и форм социально-экономических, медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;



3. Поддержку семей с детьми граждан пожилого возраста и инвалидов, отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;

4. Социальный патронаж семьи и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;

5. Осуществление мероприятий реабилитационного, социального и лечебно-трудового характера;

6. Организацию ухода и надзора за обслуживаемыми лицами, их отдыха и досуга, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;

7. Оказание помощи семьям и детям, гражданам пожилого возраста и инвалидам, отдельным гражданам, перенесшим психофизическое насилие;

8. Участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав;

9. Участие в привлечении государственных, муниципальных и негосударственных органов, организации учреждений (здравоохранения, образования, миграционной службы и т.п.), а также общественных и религиозных организаций и объединений (ветеранских, инвалидных, комитетов Общества Красного Креста, ассоциаций многодетных, неполных семей и т.п.) к решению вопросов, оказания семьям и детям, гражданам пожилого возраста и инвалидам, отдельным гражданам социальной помощи и координацию их деятельности в этом направлении;

10. Внедрение в практике новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов, отдельных граждан в социальной поддержке;

11. Проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников Учреждения, увеличению объёма предоставляемых социальных услуг и улучшению их качества.

12. Анализ уровня социального обслуживания в районе (городе), прогнозирование их потребности в социальной помощи и подготовке предложений по развитию сферы социальных услуг;

13. Организация консультаций врачей-специалистов, способствующих продлению активного образа жизни обслуживаемых, а также госпитализация больных с участием лечебно-профилактических учреждений;

14. Участие в осуществлении мероприятий по медико-социальной реабилитации инвалидов с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности;

15. Содействие в обеспечении доступного образовательного и трудового обучения детей-инвалидов в соответствии с медицинскими показаниями, психологической реабилитации и социально-бытовой адаптации, формировании социального опыта;

16. Организация досуга обслуживаемых, проведение совместно с органами социальной защиты населения и учреждениями культуры культурно-массовых, спортивных мероприятий: фестивалей, конкурсов, олимпиад, и т.д.;

17. Оказании помощи в написании писем;

18. Создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности;

19. Участие в проведении мероприятий по восстановлению личностного и социального статуса;

20. Выполнение функций опекунов и попечителей по отношению к гражданам, находящимся на обслуживании в Учреждении;

21. Организация санитарно-гигиенический и противоэпидемичский мероприятий;

22. Содействие в обеспечении нуждающихся зубными протезами, слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, необходимыми средствами передвижения;

23. Организация мероприятий по повышению качества обслуживания, внедрению в практику прогрессивных форм и методов работы с обслуживаемыми;

24. Обеспечение организации труда обслуживающего персонала и повышение его квалификации, внедрение в практику работы средств малой механизации, облегчающей труд обслуживающего персонала;

25. Проведение конференций, семинаров, совещаний и других мероприятий по повышению квалификации сотрудников по программам;

26. Оказание консультативной помощи по юридическим вопросам;

27. Содействие в организации ритуальных услуг.

Направления деятельности Учреждения могут корректироваться в зависимости от социально-демографической и экономической ситуаций в республике, национальных традиций, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и других факторов.

Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.

Основной целью деятельности БУ РК «Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения» является предоставление социально-бытовых, социально-правовых, социально-медицинских, социально-педагогических и социально-экономических услуг в нестационарных условиях и на дому семьям и отдельным категориям граждан, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также:

1. Выявление и дифференцированный учёт граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определение необходимых им форм помощи и периодичности (постоянно, временно, на разовой основе) её предоставления, исходя из их состояния здоровья и возможности самообслуживания, а также семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах;

2. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, семей и детей;

3. Внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости населения в социальной поддержке и местных социально-экономических условий;

4. Проведение мероприятий по повышению профессионального уровня работников центра, увеличение объёма и доступности предоставляемых государством социальных услуг.

Центр взаимодействует с различными государственными и муниципальными органами, общественными и религиозными организациями и объединениями, иными негосударственными структурами по решению вопросов оказания социальной помощи и поддержки нуждающимся гражданам.

В соответствии с указанными задачами, комплексный центр оказывает следующие виды социальных услуг:

1. Социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

2. Социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

3. Социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в обществе;

4. Социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития граждан, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

5. Социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

6. Социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Инвалиды ВОВ;

Участники ВОВ;

Вдовы погибших;

Труженики тыла;

Ветераны труда;

Репрессированные;

Инвалиды общего заболевания

Семьи с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

Иные граждане, нуждающиеся в социальных услугах, испытывающие трудности в удовлетворении основных социальных нужд и потребностей.

Основной формой социального обслуживания в Центре является социальное обслуживание на дому.

На сегодняшний день на надомном социальном обслуживании находятся 660 граждан пожилого возраста и инвалидов.

Для реализации уставных задач в комплексном центре функционируют отделения различной целевой направленности, позволяющих обеспечить комплекс гарантированных государством социальных услуг, а именно

· отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов и специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов – отделения социального и социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, осуществляющие обслуживание на дому, предоставляя социально-бытовые, социально-медицинские, социально-правовые услуги с учётом индивидуальной нуждаемости: состояния здоровья, способности к самообслуживанию;

· социально-досуговое отделение: функции отделения – помочь пожилым людям как можно дольше сохранить свою жизненную активность. Основу содержательной деятельности этого отделения составляют лекции, тематические беседы, концертные, развлекательные программы, встречи с интересными людьми, клубы и кружки по интересам, психологическая релаксация, экскурсии и лечебно-оздоровительные мероприятия (посещают 150 граждан пожилого возраста и инвалиды) ;

· отделение социально-бытового обслуживания – работники данного отделения предоставляют гражданам пожилого возраста и инвалидам социально-бытовые услуги (стирка белья, ремонт жилого помещения, бытовой техники, пошив и реставрация одежды);

· отделение социальной помощи семье и детям – его задачей является комплексное обслуживание семьи и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путём оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи различных видов: социально-экономической, социально-психологической, социально-педагогической. Деятельность отделения направлена на предоставление семьи и детям конкретных социальных услуг для удовлетворения жизненно необходимых потребностей (культурное обслуживание, отдых, организация детских праздников, соревнований, конкурсов). В соответствии с программой по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в отделениях социальной помощи семье и детям проводятся мероприятия по формированию и пропаганде семейных ценностей. Отделение осуществляет следующие задачи:

Выявление семей с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально-опасном положении и нуждающимися в социальной поддержке, ведет учет семей на обслуживании.

Осуществление социального (психологического, педагогического, социально-экономического) патронажа семей, детей с девиантным поведением проживающих в семьях, находящихся в социально-опасном положении и в тяжелой жизненной ситуации.

Проведение профилактической работы по предотвращению неблагополучия в семьях детской безнадзорности (родительский всеобуч, кружки, клубы – подростковый и семейный).

Оказание социальной помощи семье по предотвращению тяжёлой жизненной ситуации.

Разработка социальных программ по предотвращению безнадзорности и по ранней профилактике асоциальности.

Взаимодействие с государственными органами, предпринимателями в целях оказания материальной и иных видов помощи семьям, находящимся на постоянном патронаже или на обслуживании.

С 2010 года в отделении социальной помощи семье и детям действует телефон доверия для детей, подростков и их родителей. Опытные психологи оказывают профессиональную психологическую помощь.

· отделение срочного социального обслуживания – предназначено для оказания гражданам, вне зависимости от их возраста, остро нуждающихся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности:

Оказание гражданам юридической помощи;

Предоставление иных услуг, обусловленных региональными особенностями и предусмотренных территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг;

Предоставление комплекса социальных услуг, направленных на психологическую поддержку, активизацию усилий в решении проблем подопечных;

Выявление лиц, нуждающихся в социальной помощи, работа с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста и инвалиды;

Выделение нуждающимся одежды, обуви (б/у) и других предметов первой необходимости.

· организационно-методическое отделение – предназначено для осуществления социального мониторинга над территорией обслуживания Центром; составление «социального паспорта» территории обслуживания Центра, проведения анализа и прогнозирования социальных процессов на территории обслуживания Центра и выработки предложений по совершенствованию системы социальной защиты населения, изучения эффективности деятельности структурных подразделений Центра и внесения предложений по повышению её качества, обобщения и внедрения передовых видов и форм социального обслуживания населения, разработки и распространения методических и информационных материалов по актуальным вопросам социальной защиты населения, решения вопросов повышения квалификации работников Центров; информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о деятельности Центра.

За время работы Центра накоплен большой опыт социального обслуживания и социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения. Сотрудники учреждения всегда готовы оказать своевременную квалифицированную поддержку.

Для оказания разовых неотложных социальных и медицинских услуг пожилым людям в целях развития современных форм социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в БУ РК РКЦСОН при отделении срочного социального обслуживания создана мобильная бригада для оказания разовых услуг, ориентированных на индивидуальной потребности клиентов, проживающих в отдалённых населённых пунктах, прилегающих к городу Элиста (Салын, Аршан, Максимовка, СМП северная промзона). Маршруты и даты выездов социальной мобильной бригады определяется графиком выездов. На местах работы мобильной бригады ведётся приём и консультации граждан. В состав бригады входят: заведующая отделением, юрист, психолог, медработник, специалист по социальной работе.

Огромное внимание уделяется созданию условий для реализации интеллектуального и культурного потенциала для граждан пожилого возраста с ещё активной жизненной позиции. Ежегодно в преддверии Дня Победы в Калмыцком государственном университете проводятся компьютерные курсы по программе «Пользователь ПК» для ветеранов и пенсионеров БУ РУ РКЦСОН. По окончанию обучения выдаются сертификаты.

Большую роль в сохранении социальной активности пожилых людей играет новая технология работы по организации их досуга, которая внедрена с 2013 года. Благодаря развитию и реализации социальной Национальной программы обучения компьютерной грамотности «бабушка и дедушка онлайн» - совместно с Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация ветеранов, инвалидов, и пенсионеров» города Санкт-Петербурга открыт консультативно-компьютерный центр для обучения граждан пожилого возраста и инвалидов навыков ПК. Обучение прошли более 200 человек, по окончанию обучения выданы поощрительные дипломы об участии в программе (данные мероприятия освещены в СМИ, телевидении).

Обслуживание граждан Центром производится бесплатно, а также на условиях частичной и полной оплаты предоставляемых услуг.

Бесплатно обслуживаются несовершеннолетние дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; граждане трудоспособного возраста, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; безработные, а также лица, пострадавшие от стихийных бедствий, катастроф или в результате вооруженных и межэтнических конфликтов.

Рассмотрим практические аспекты социального обслуживания на примере гражданина Иванова Ивана Ивановича. Имеется утвержденная Министерством социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Индивидуальная программа предоставления социальных услуг. Орган социальной защиты составляет для Иванова И.И. индивидуальную программу, в которой отмечается его ФИО, дата рождения, адрес места жительства, телефон, паспортные данные. Также в этой программе указывается форма социального обслуживания и виды социальных услуг: социально-бытовые (уборка, доставка на дом продуктов, выполнение разовых поручений), социально-медицинские услуги (массаж, сопровождение в медицинскую организацию), социально-психологические услуги в виде консультаций психолога. Поставщиком социальных услуг указываются условия предоставления социальных услуг, в данном случае обслуживание на дому. Также в этой программе отмечается перечень социальных услуг, наименование поставщика, адрес, место нахождения, контактная информация. Далее в этой программе отмечаются услуги, от который Иванов отказался, причина отказа и дата отказа. Среди мероприятий по социальному сопровождению в программе указывается получатель социального сопровождения, в данном случае сам Иванов И.И., а также делается отметка о выполнении намеченных услуг. С содержанием индивидуальной программы Иванов согласился под роспись. Орган социальной защиты также ставит свою подпись и печать.

На следующем этапе Иванов И.И. в БУ РК РКЦСОН подает заявление о предоставлении социальных услуг, где просит предоставить ему социальные услуги на дому и указывает те услуги, в которых он нуждается: социально-бытовые, социально-медицинские. В заявлении Иванов указывает обстоятельства, в силу которых он нуждается в услугах, в данном случае Иванов указал причину наступления преклонного возраста, из-за которых он не может обслуживать себя полностью, улучшить качества своей жизни. В заявлении он указал состав семьи в количестве 1 человека и сведения о доходе – размер пенсии. К заявлению Иванов приложил следующий комплект документов: учётную карточку пенсионера, в которой указаны его ФИО, дата рождения (1 марта 1947), наличие высшего образования, размер пенсии в сумме – 12140 рублей, доплата к пенсии – в размере 1500 рублей, жилищные условия в виде благоустроенной двухкомнатной квартиры площадью 46 кв. м., состав семьи – из 1 человека, частичная возможность самообслуживания, социальный работник, оказывающий помощь – Сангаджиев В.А., а также дополнительные сведения о себе, такие как последнее место работы в должности преподавателя, родственники - Иванов А.У, проживающий в Москве, улица Пролетарская, д. 15 и место его работы – сварщик, место нахождения работы – Ярмарочная площадь, строение 1, а также выразил согласие на оплату социально-бытовых услуг в учётной карточке. Кроме учётной карточки Иванов приложил к заявлению Медицинское заключение о состоянии его здоровья, в которой указал основной диагноз – ишемическая болезнь сердца, а также заключение о том, что нет медицинских противопоказаний к принятию на обслуживание центром, нуждается в обслуживании на дому, заключение заверено подписью врача.

На следующем этапе с Ивановым заключили договор о предоставлении социальных услуг в г. Элисте 1 января 2016 года. Одной стороной договора выступил БУ РК РКЦСОН, именуемые Исполнителем в лице руководителя Роман С.В., действующего на основании устава, с другой стороны Иванов И.И. В соответствии с договором общая сумма платы, ежемесячно вносимое Ивановым составляет 250 рублей и вносится в кассу исполнителя безналичным перечислением на счёт Исполнителя в срок, не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором были предоставлены социальные услуги. Если услуга не была оказана в срок, то сумма возвращается Иванову или переходит на следующий месяц. В случае изменения дохода Иванова, исполнитель имеет право в одностороннем порядке изменить сумму платы, о чём обязан письменно уведомить Иванова в течение 2 дней со дня утверждения изменений. Далее в договоре предусматриваются права и обязанности сторон. Так, Иванов имеет следующие права:

Бесплатно получать от исполнителя информацию о правах, обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления, об условиях их оплаты; на вежливое и корректное отношение со стороны сотрудника-исполнителя;

Предъявлять претензия о недостатках при оказании услуг;

Потребовать расторжения договора при несоблюдении исполнителем условий договора;

На сохранение конфиденциальности персональных данных.

Обязанности Иванова:

Соблюдать условия договора;

Своевременно и в полном объёме оплачивать стоимость предоставленных услуг;

Уважительно относиться к лицам, предоставляющим социальные услуги, не допускать грубости, оскорбления в их адрес,

Информировать исполнителя о возникновении обстоятельств, влекущих изменение или расторжение договора.

Права исполнителя:

Осуществлять комплекс правомочий, предусмотренных договором;

Отказать в предоставлении социальных услуг в случае нарушения Ивановым условий договора.

Обязанности исполнителя:

Предоставлять Иванову социальные услуги;

Устранять недостатки, допущенные по вине его сотрудников;

Бесплатно информировать Иванова о видах социальных услуг, сроках, порядке и условиях их предоставления;

Использовать информацию об Иванове в соответствии с установленными законодательством РФ о персональных данных требованиями о защите персональных данных;

Представлять полный отчёт о расходах, совершенных за счёт личных средств Иванова.

Также в договоре предусмотрена ответственность сторон в соответствии с законодательством РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязательств по договору, предусмотрен порядок изменения или расторжения договора и порядок разрешения споров. Таким образом в Республике Калмыкия БУ РК РКЦСОН предоставляется полный комплекс различных социальных услуг, предусмотренных федеральными и региональными законами.

За время работы Центра накоплен большой опыт социального обслуживания, социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения. Индивидуальный подход к каждому клиенту позволяет реализовать право жителей на достойную жизнь. В Перспективах развития Центра – создание отделений, направленных на профилактику активного долголетия и социальной защиты семьи:

Расширение спектра предоставления социальных услуг;

Создание отделения экстренной психологической помощи гражданам пожилого возраста и показания психологической консультации, направленной на снижение психологического дискомфорта, укрепление психического здоровья, мобилизация творческих, интеллектуальных и физических ресурсов у граждан пожилого возраста;

Социально-реабилитационное отделение граждан пожилого возраста, предназначенное для проведения оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление, развитие и поддержание физической активности, повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию или частично её утратившими.

Таким образом БУ РК «Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения» является одним из основных учреждений в практике реализации комплекса социальных услуг нуждающимся гражданам в Республике Калмыкия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальное обслуживание за счёт общественных фондов потребления является частью права социального обеспечения. Формирование в России правового государства предполагает не только создание условий для осуществления прав и свобод граждан, но и обеспечение их всесторонней защиты. Для этого предусматривается совершенствование системы государственных социальных гарантий, развитие новых социальных технологий, формирование сети специализированных учреждений социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан состоит из нескольких видов социальных услуг:

1) Социально-бытовые услуги;

2) Социально-медицинская помощь;

3) Социально-психологические услуги;

4) Социально-трудовые услуги;

5) Социально-правовые услуги;

6) Срочные социальные услуги;

7) Социально-консультативная помощь;

Правовой базой, регулирующей социальное обслуживание является Конституция РФ и принятые и действующие в настоящее время законы и подзаконные акты, главным из которых является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации».

Социальное обслуживание можно определить как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи по проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, сиротство, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определённого места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Право на социальное обслуживание в соответствии со ст. 1 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» имеют:

Граждане Российской Федерации;

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации;

Беженцы.

Республика Калмыкия, являясь одним из субъектов Российской Федерации применяет на своей территории Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, и принятые в соответствии с ними региональные законы. Право социального обслуживания является также составной частью законодательства Республики Калмыкия. Указывая на региональные законы в области калмыцкого республиканского права в сфере социального обслуживания населения следует прежде всего отметить Закон Республики Калмыкия «Об отдельных вопросах в сфере социального обслуживания населения в Республике Калмыкия». Таким образом, правовое регулирование правоотношений по социальному обслуживанию осуществляется ст. 39 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» и локальными законами субъектов РФ.

Республика Калмыкия, как неотъемлемая часть нашего государства также осуществляет на своей территории полномочия и обязанности по социальному обслуживанию граждан Республики Калмыкия. Основным органом государственной власти в Республике Калмыкия, осуществляющим полномочия в области социального обслуживания является Министерство социального развития, труда и занятости, а также подведомственные ему учреждения, которые являются поставщиками социальных услуг. Данное Министерство действует на основании положения. В данной работе приведены нормативы числа получателей социальных услуг в 2015 году.

В Калмыкии действует различные центры и учреждения, которые являются поставщиками социальных услуг. Они всецело осуществляют социальное обслуживание населения нуждающимся в таких услугах. В данной работе был проведен подробный анализ социального обслуживания граждан на примере Бюджетного учреждения Республики Калмыкия «Республиканский комплексный центр социального обслуживания населения», а также приведён соответствующий пример осуществления своих полномочий центром конкретному гражданину – получателю социальных услуг. В заключительной части возникает необходимость перечислить основные функции центра на основе полученных практических навыков. Такими функциями являются:

1) Выявление и дифференцированный учёт семей и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;

2) Осуществление мероприятий реабилитационного, социального и лечебно-трудового характера;

3) Внедрение в практике новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости семьи и детей, граждан пожилого возраста и инвалидов, отдельных граждан в социальной поддержке, и другие.

Подводя итог исследования по данной теме, можно сказать, что право социального обслуживания относится к числу основных конституционных прав граждан Российской Федерации и основывается на указанных в работе законах по социальному обслуживанию граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Центр социального обслуживания населения – является комплексным учреждением по социальному обслуживанию граждан, семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, психолого-педагогические, социально-правовые услуги и материальную помощь, проводит социальную адаптацию и реабилитацию граждан, семей и детей. Используются все формы социального обслуживания: стационарная, полустационарная, нестационарная.

Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения социального обслуживания, находящегося в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения и осуществляющего на территории города, района города или района организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам Центр создается, реорганизуется и ликвидируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления на подведомственной территории по предложению соответствующих органов социальной защиты населения.

Центр включает в себя аппарат управления и структурные подразделения, создаваемые, реорганизуемые и ликвидируемые решением директора Центра по согласованию с соответствующим органом социальной защиты населения.

Центр организуется и содержится за счет: средств бюджета субъекта Российской Федерации; средств местного бюджета; ассигнований, направляемых в муниципальный сектор социального обслуживания из средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации в качестве дотаций на предоставление услуг, включенных в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг; дополнительных внебюджетных поступлений, в т.ч. средств, поступающих от граждан в качестве оплаты за социальные услуги; доходов от предпринимательской деятельности Центра, а также других источников, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации.

Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также в соответствии с Примерным положением о Центре социального

обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также муниципальные органы социальной защиты населения осуществляют координацию деятельности центров на подведомственной территории и оказывают им организационно - методическую и практическую помощь.


Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс или смету и печать с полным наименованием Центра. Центр вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, зарегистрированную в установленном порядке эмблему, а также открывать в установленном порядке счета в банках на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Центр вправе открывать в качестве обособленных подразделений вне места своего расположения филиалы, выполняющие часть его функций. Филиал Центра не является юридическим лицом, действует на основании утверждаемого директором Центра положения о филиале Центра. Филиал Центра организует

свою работу от имени и в интересах Центра на основании доверенности, выдаваемой директором Центра.

Центр для достижения поставленных перед ним задач может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую этим задачам и не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Доходы от этой деятельности, а также приобретенное за счет доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение Центра и учитываются на отдельном балансе. Здания или помещения, в которых располагается Центр и его филиалы, находятся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться в государственную или муниципальную собственность и закрепляться за Центром во владение, пользование и распоряжение с соблюдением норм Гражданского кодекса Российской Федерации. Центр не подлежит приватизации и не может быть перепрофилирован на иные виды деятельности, а закрепленное за ним на праве оперативного управления имущество не может сдаваться в аренду или отдаваться в залог. Помещения Центра должны быть обеспечены всеми видами коммунально - бытового благоустройства применительно к условиям данного

населенного пункта, оснащены телефонной связью и отвечать санитарно- гигиеническим и противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда. Центр возглавляет директор Центра, назначаемый соответствующим органом социальной защиты населения.

Основными задачами деятельности Центра являются: Разработка комплексных плановых мероприятий по организации социального обслуживания граждан, предупреждению снижения уровня их социальной защиты на основе анализа социальной и демографической ситуации, уровня социально - экономического обеспечения населения на территории, обслуживаемой Центром. Выявление граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, совместно с государственными и муниципальными органами (здравоохранения, образования, миграционной службы и т.д.), общественными (комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.) и религиозными организациями и объединениями.

Дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. Определение конкретных форм помощи, периодичности ее предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию. Оказание социальных,

бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, в соответствии с федеральным или территориальным перечнем гарантированных государством услуг при условии соблюдения принципов гуманности, адресности, преемственности, доступности и конфиденциальности предоставления помощи. Трудовая реабилитация граждан в лечебно - трудовых мастерских, надомных производствах, подсобных хозяйствах, находящихся в введении Центра, при соблюдении законодательства о труде и охране труда Российской Федерации. Внедрение в практику новых форм социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости граждан в социальной поддержке и местных социально - экономических условий региона. Привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам и координация их деятельности в этом направлении. Осуществление мероприятий по повышению профессионального уровня работников Центра. Структурными подразделениями Центра являются отделения социального обслуживания на дому, социально-медицинского обслуживания на дому, дневного пребывания, срочного социального обслуживания, социальной реабилитации, а также социальная столовая (буфет). В Центре могут создаваться иные структурные подразделения, деятельность которых отвечает его целям и задачам. Структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору Центра. Общими направлениями деятельности всех структурных подразделений Центра являются: выявление и учет граждан, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых структурным подразделением; оказание социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам; содействие в активизации у граждан, обслуживаемых Центром, возможностей самореализации своих потребностей; осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи; обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством. Каждое структурное подразделение Центра возглавляет заведующий, назначаемый директором Центра. Контроль за деятельностью структурных подразделений осуществляется руководством Центра, заведующими соответствующих структурных подразделений, а также органами здравоохранения, госсанэпиднадзора,

финансов, налоговой инспекции в пределах их компетенции. Социальное обслуживание граждан структурными подразделениями Центра может осуществляться на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе. Противопоказаниями к зачислению граждан на обслуживание структурными подразделениями Центра являются: наличие у этих граждан психических заболеваний, хронического алкоголизма, венерических, карантинных инфекционных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Отказ в предоставлении социальных услуг Центром по медицинским показаниям оформляется совместным заключением его руководства и врачебно - консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Снятие граждан с обслуживания структурными подразделениями Центра производится приказом директора Центра по личному заявлению обслуживаемого лица, при истечении сроков обслуживания, нарушении договорных условий оплаты за обслуживание, выявлении медицинских противопоказаний, нарушении гражданами установленных норм и правил при предоставлении им социальных услуг. При отказе граждан от обслуживания, при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение их состояния, гражданам или их законным представителям должны быть разъяснены последствия принятого решения и получено письменное подтверждение о получении ими такой информации. Решение об отказе от принятия на обслуживание или снятия с обслуживания граждан может быть обжаловано ими или их законными представителями в органы управления социальной защиты населения, а также в суд. Питание граждан может осуществляться как в Центре, в том числе в социальной столовой (буфете), так и на предприятиях общественного питания. Вместо затрат, предусмотренных на содержание специального

автотранспорта для обслуживания граждан, могут производиться расходы на наем автомобилей в автотранспортных или иных предприятиях. Оформление документов, связанных с обслуживанием граждан в Центре, осуществляется в соответствии с примерными образцами документов.

10. Стационарные учреждения социального обслуживания. Цели их деятельности, задачи, функции.

Стационарное учреждение (или стационарное отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое осуществляет социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении (отделении учреждения), путем предоставления социальных услуг всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам.

Нестационарное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения).

Полустационарное учреждение (или отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении (или отделении учреждения).

Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп, находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, а также для организации питания, ухода и посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Дом-интернат для престарелых и инвалидов - специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет), инвалидов первой и второй групп (старше 18 лет), частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, обеспечения питания и ухода, организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Специальный дом-интернат (специальное отделение) для престарелых и инвалидов - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, из числа: освобождаемых из мест лишения свободы; ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка; занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством; систематически и грубо нарушающих правила внутреннего распорядка в домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа государственной системы органов социальной защиты населения.

Психоневрологический интернат - государственное специализированное медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания и обслуживания граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (старше 18 лет), страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, а также для обеспечения соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности и оказания всего комплекса социальных услуг.

Специальный дом для одиноких престарелых - государственное специализированное учреждение, предназначенное для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей.

Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов - государственное (муниципальное) специализированное учреждение, предназначенное для проведения в стационарных условиях социально-оздоровительных и профилактических мероприятий в целях продления возможности самореализации гражданами пожилого возраста (мужчинами старше 60 лет и женщинами старше 55 лет) и инвалидами, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, своих жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса.

Учреждение социального обслуживания на дому - это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания.

Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - государственное комплексное учреждение, осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг.

Комплексное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.

Комплексный центр социального обслуживания населения - государственное комплексное учреждение, предназначенное для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов и содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Центры социальной адаптации - учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий.

Указанные учреждения являются государственными специализированными учреждениями социальной помощи, предназначенными для предоставления временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам старшего возраста и инвалидам, а также для оказания содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы) к условиям жизни в обществе.