Какие социальные функции выполняет профессия историка. Профессия без вакансий: кем работать историку. Области применения профессиональных знаний


Во все времена, начиная с древнейших, люди стремились запечатлеть основные периоды и события своей жизни. До появления письменности история племен, народов передавалась от поколения к поколению в форме устных преданий. Немногие письменные источники дошли до нас из времен Античности (сочинения Геродота, Тацита). Хроники и записки ученых-монахов Средневековья тоже помогают восстановить ход исторических событий того времени. Большую роль в воссоздании исторической картины прошлого нашей страны играют летописи. В конце X века был создан первый летописный свод. Первым летописным сводом, текст которого может быть реконструирован, является так называемый Начальный свод конца XI века. В начале XII столетия в Киево-Печорском монастыре монахом Нестором создается "Повесть временных лет", где наиболее полно отражается картина русской истории. Большой вклад в развитие исторической науки нашего Отечества внесли историки XVIII века В.Н. Татищев, Г.Ф. Миллер, М.В. Ломоносов, корифеи XIX века С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и др. "Не любить историю может только человек, совершенно неразвитый умственно", — писал Н.Г. Чернышевский.

Профессиограмма "Историк"

Наименование профессии историк
Доминирующий способ мышления адаптация — анализ
Дополнительные способы мышления приложение — регуляция; креативность &? гибкость
Область базовых знаний №1 и их уровень гуманитарные науки, уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень гуманитарные науки, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Профессиональная область история
Межличностное взаимодействие частое по типу "напротив"
Доминирующий интерес исследовательский
Дополнительный интерес конвенциональный; артистический
Условия работы в помещении; сидячий
Предпочтительный пол

Доминирующие виды деятельности профессии "Историк":

  • изучение основных исторических событий жизни человечества;
  • изучение политических, экономических, культурных факторов, влияющих на ход исторических событий;
  • изучение закономерностей развития общества;
  • установление причинно-следственных связей между историческими явлениями, прогнозирование возможных событий;
  • сбор и систематизация различной информации, фактов, событий и их последующее объяснение с точки зрения исторической науки;
  • исследование и толкование исторических первоисточников (летописей, рукописей, писем, биографий и пр.) в соответствии с конкретной эпохой;
  • оформление результатов исторического исследования в научной, публицистической, художественной форме;
  • постановка научного эксперимента с использованием достижений и методов других наук;
  • разработка и усовершенствование методов исторического исследования;
  • участие в археологических раскопках.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности историка:

Способности Личностные качества, интересы и склонности
  • высокий уровень развития мнемических способностей (памяти);
  • гибкость и самостоятельность мышления;
  • хорошее развитие логического мышления (способность группировать, обобщать множество фактов, устанавливать причинно-следственные связи между событиями);
  • высокий уровень концентрации внимания (способность сосредоточиваться на одном предмете или виде деятельности в течение длительного времени);
  • способность воспринимать большое количество информации;
  • способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с архивными документами).
  • наблюдательность;
  • аккуратность;
  • внимательность;
  • настойчивость;
  • терпеливость, усидчивость;
  • любознательность;
  • эрудированность, широкий кругозор.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • невнимательность, рассеянность;
  • неорганизованность;
  • неспособность сопоставлять и анализировать факты;
  • ограниченность кругозора;
  • отсутствие склонности к работе с документами;
  • отсутствие целеустремленности.

Области применения профессиональных знаний:

  • научно-исследовательские институты;
  • государственные архивы;
  • библиотеки;
  • музеи;
  • образовательные учреждения (школы, колледжи, вузы).
?

Дополняя высказанный здесь ответ, замечу, что история, пользуясь терминами геометрии, – это луч, т.е. у нее есть начало (точка), но пока нет конца (другой точки). Мы с вами живем сегодня и, во всяком случае, конец этой истории предугадать не можем. Таким образом, история есть процесс развивающийся, и мы смотрим на него не снаружи, как некий субъект, а как непосредственные его участники, т.е. как объект. Все это я к тому, что очень наивно полагать, что мы, руководствуясь знанием прошлого, можем предугадать будущее. Любое историческое событие уникально, так как было обусловлено целой массой причин и условиями существовавшей на тот момент исторической реальности. Повторить же некий исторический процесс, как лабораторный эксперимент, т.е. воссоздав все условия раз за разом, невозможно. Нельзя, к примеру, снова заставить Цезаря перейти Рубикон так, как он перешел его в 49 году до н.э. – иначе нам придется воссоздать Римскую республику со всеми ее социальными, экономическими и духовными противоречиями того времени. Таким образом, знание того, как поступил Цезарь (Юстиниан, Людовик Святой, Наполеон или кто-то иной), не дает нам никакого конкретного опыта, который помог бы нам в прогнозировании современных или предшествующих событий. Надежда же на то, что такой прогноз возможен – очень опасна тем, что мы слишком уверимся в своей предусмотрительности. В этом нас всегда утешит Цицерон, который некогда назвал историю учительницей жизни. Однако всегда полезно помнить, что сам же Цицерон и попался на эту удочку: опытный политик, он был слишком уверен в своей предусмотрительности и поддерживал Октавиана, полагая его лишь пешкой в своих руках, однако кем стал Октавиан и что стало с Цицероном – известно слишком хорошо.

Вторая проблема, с которой сталкивается историк, – это источники. Мы не знаем прошлого, – просто потому, что его нет. То, что было вчера, прошло, и мы имеем лишь источники: материальные, письменные, устные или какие-то еще. Попробуйте восстановить в памяти свой вчерашний день во всей полноте, – получится? Наверняка огромное количество деталей ускользнет. А как быть с днем позавчерашним или тем, который был тысячу лет назад? Картину приходится восстанавливать по источникам путем сопоставления данных, чтобы укрепиться в уверенности, что событие имело место. Таким образом, получается картина, близкая к объективности, не правда ли? Но мы еще упустили с Вами вот какой фактор: субъективность. Автор источника (если это письменный или устный рассказ о событии) тоже человек, он пишет под влиянием собственного мировоззрения. А представьте, если он пишет с чужих слов? А если не с одних? Геродот, к примеру, записывал рассказы множества людей, т.е. получал субъективную информацию, которую излагал также субъективно. Наконец, Вы, как исследователь-историк, также не лишены субъективности. Хотя Тацит и призывал историков работать без гнева и пристрастия, но не Тацит ли и нарушал это правило?

Таким образом, не стоит полагаться на прогнозы с опорой на историю, это шаткая база. Явное же преимущество историка – это умение работать с большими объемами информации и извлекать из этого потока сведения, который могут с большой долей вероятности быть достоверными . Кроме того, историк, как правило, владеет языками (современными, древними), а также особыми частными дисциплинами (нумизматика, эпиграфика, папирология), что помогает ему нестандартно подойти к анализу информации. По своему опыту скажу, что историк также имеет высокое качество памяти (так как нужно помнить и держать в голове одновременно множество деталей), а также владеет техникой быстрого чтения (так как читать иногда нужно быстро и в то же время внимательно). Лично я, как историк, усвоил также навык без труда излагать свою точку зрения, причем делать это в условиях хода мысли, так как иногда процесс изложения идет параллельно с мыслительным процессом: например, при анализе какого-то источника. Все это навыки, которые можно применить в самых разных сферах.

Историки — учёные, изучающие историю, исторический процесс, литературу и культуру.

Профессиональные историки работают в университетах, в академических центрах и музеях, школах и других учреждениях среднего общего образования.

Историк изучает прошлое человечества во всем его многообразии, используя знания о всевозможных исторических фактах и процессах, воссоздает картину жизни государства, народов и отдельных людей в разные времена. Устанавливает закономерности развития общества и выявляет причинно-следственные связи между произошедшими событиями.

В зависимости от сферы интересов история и специалисты делятся на следующие кафедры и дисциплины:

Всеобщая история - изучение истории современных народов, со времени образования письменности

Древний мир - изучение истории Древней Греции и Рима, Эллинистического периода, история Древнего Египта (вместе с востоковедами)

История раннего и позднего Средневековья

История Нового времени

Изучение Новейшей истории

История Древнерусского государства и отечественной истории (до Петра Великого)

Отечественная история от времен царствования Петра I и до Великой Октябрьской революции

Новейшая история России (с конца 19 в - по 2000 гг)

Археология

Этнография

Источниковедение

Вспомогательные исторические дисциплины

История искусства

История изучает жизнь человечества на протяжении нескольких тысяч лет. Можно выделить историю древнего мира, средних веков, историю нового времени. Основной работой историка является сбор и интерпретация исторической информации путем проведения исследовательских работ и изысканий, работой с архивными материалами и документами. Он должен прочитать древний текст. установить автора, адресата, дату написания, вид документа, затем синтезировать информацию источника и информацию об источнике и дать интерпретацию полученным данным. В этом ему помогают такие специальные дисциплины, как нумизматика, геральдика, сфрагистика (наука о печатях), палеография и т.д. Уровень общения в работе историка минимальный при исследовательской работе и достаточно интенсивный при исследовательской деятельности.

Специфика профессии: интересный, но очень кропотливый труд в библиотеках, архивах и хранилищах, выставочных залах и запасниках музеев, общение с частными коллекционерами. Нередко историки выезжают в археологические и этнографические экспедиции, участвуют в научных конференциях и симпозиумах. Специалисты, изучающие историю зарубежных стран, нередко отправляются в зарубежные командировки. Эта профессия привлекает и мужчин, и женщин.

Области применения: Работают в учебных заведениях различного профиля, в архивах, библиотеках, музеях.

Доминирующая профессиональная направленность: На работу со знаковыми системами (тексты, числа, формулы и т. п.), а также на работу с людьми.

Личные качества историка

Склонность к гуманитарным наукам,

Аналитический склад ума,

Хорошая память на даты, факты, имена и события,

Усидчивость, готовность к рутинной работе.

Места работы - обычно научно-исследовательские институты, музеи, архивы, крупные библиотеки и мемориальные комплексы.

Среди профессиональных заболеваний выделяют болезни глаз и позвоночника.

Уровень заработной платы обычно не высокий.

10 вопросов мы задали заведующему кафедрой истории России исторического факультета СВФУ Юлии Ермолаевой. Она рассказала о выборе профессии историка, профессиональных качествах, семье и тонкой грани между фальсификацией и истинными фактами.

Когда вы решили связать свою жизнь с историей?
В десятом классе я решила стать историком. На мой выбор повлияли два человека: мой отец Никифор Ермолаев и дядя, якутский писатель Николай Габышев. Отец Никифор Николаевич был преподавателем якутского языка и литературы, увлекался историей. У него была богатая домашняя библиотека. Отец был человеком образованным, любознательным, обладал широким кругозором. Николай Алексеевич приносил много интересных книг, был великолепным рассказчиком. Сколько всего он знал про литературу: не только якутскую, но и русскую, и зарубежную. Видимо, они вдвоем посчитали, что я человек увлекающийся и всячески поощряли мой интерес к истории. По истечении времени думаю, что на мой выбор профессии оказали влияние очень многие люди, но в первую очередь мой отец и дядя.

Какие профессиональные качества должны быть выработаны у историка?
Мы всегда говорим студентам о профессиональных качествах, которые они должны в себе выработать. У историка обязательно должна быть профессиональная память, логическое мышление, творческое воображение. Качества, способствующие исследовательским навыкам: скрупулезность, внимательность, настойчивость, объективность.

Где проходит тонкая грань между исследованием и фальсификацией?
Современные профессиональные историки борются с этим явлением. Пытаемся на документах показать истинные факты. С одной стороны, когда ученый пишет по поводу истории, он собирает все материалы, документы. С другой стороны, получается, что не всегда те же самые свидетельства доступны нам. До сих пор есть документы, которые не публикуются. Поэтому в этом плане сказать, что мы стопроцентно объективны, – неправильно.

Получается, невозможно быть стопроцентно объективным?
Некоторым журналистам, публицистам и тем, кто увлекается историей, после того как прочитали какую-то статью, документ, кажется, что они уже все знают на сто процентов. А профессиональный историк никогда не будет говорить, что он досконально знает историю. Все время присутствуют сомнения: правильно ли это или неправильно.

Вы предпочитаете читать книги в печатном или электронном варианте?
Мне нравится запах книги, люблю полистать ее. В детстве предпочитала быстро читать, чтобы узнать, что произошло дальше. А с возрастом получается, что хочется полежать, прочитать книгу несколько раз.

Еще была такая привычка в детстве: для продления жизни герою, который должен был умереть, закрывала книжку, прятала под подушку, и казалось, что он еще жив. Если книга очень нравилась, я дочитывала ее до определенного момента, останавливалась, потом читала заново и так несколько раз. Тогда казалось, что книга живет вместе с тобой.

Всегда ли нужно искать дополнительную литературу?
Помню со школьных времен один момент. По русской литературе дали задание написать сочинение о Пьере Безухове – о герое романа-эпопеи «Война и мир». Отец прочитал мою работу, очень внимательно посмотрел на меня и спросил: «Ты думаешь, что хорошо написала?». Ответила, что ничего больше не нашла. Он продолжил задавать вопросы о масонстве, что я об этом знаю. И в этот момент начала негодовать: я уже все написала, а ему не нравится. Через некоторое время начала думать: «Почему он задал такой вопрос?» После таких моментов я искала нужную информацию. Он всегда объяснял со своей точки зрения, а потом говорил: «Думай сама». Поэтому с детства привыкла, что, кроме всего, надо еще дополнительно что-то прочитать и узнать.

Как прошло ваше студенчество?
Мое студенчество прошло замечательно. Повезло, что до сих пор дружу с подругами тех времен. Группа у нас была не совсем идеальная. На четвертом курсе мы сказали, что не хотим изучать методику преподавания истории. Были уверены, что методика – это не наука. Этот предмет нам преподавала Галина Самсонова. Галина Ивановна пыталась доказать, что мы не правы.

Что в итоге получилось?
На практике Галина Ивановна показала, что такое методика. Тогда школьная практика длилась полгода, мы вели у ребят с пятого по десятый класс обществознание, историю. На себе почувствовали все прелести профессии учителя.

Галина Ивановна была права: методика – это наука. Мы поняли, как ей было тяжело с такими студентами. После окончания учебы многие из нас стали учителями. С Галиной Ивановной у нас сохранились очень хорошие отношения, всегда советовались с ней.

Расскажите о вашей семье.
Старший сын окончил Физико-технический институт, по специальности радиотехник. Сейчас он работает в Торонто, в крупной компании Pogers Corporation. У младшего сына филологическое образование, знание японского и английского языков. Муж по специальности юрист. Он хорошо разбирается и знает законы. Любит литературу, немного рисует.

Что самое главное в воспитании детей?
Самое главное в воспитании детей – доверие. Главная задача была не давить на них. Что у меня, что у мужа требовательный характер, мы те люди, которые умеют настоять на своем. У детей были свои характеры с детства. Когда ты чем-то руководишь, бывает все равно приносишь с работы свое настроение. Однажды они сказали: «Ты можешь кем-то руководить у себя на работе, но ты должна все-таки интересоваться нашим мнением». Дети тоже учат. Именно эти слова подтолкнули к тому, чтобы поддерживать их интересы, начинания, мнения.

Автор фото: Мичил ЯКОВЛЕВ, редакция новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Историю называют наставницей жизни, ведь чтобы уверенно строить будущее, человек должен знать о своем прошлом. Время представляет не прямую линию, а скорее спираль: события повторяются на каждом витке, пусть и видоизменяясь под влиянием эпохи. Знание прошлого позволяет предотвратить ошибки в настоящем, в этом-то и состоит ценность истории как науки и историков как ученых.
Знание истории нужно юристам и политологам, антропологам и архивариусам, дипломатам и журналистам, экскурсоводам и социологам, этнографам и краеведам… Продолжать этот список можно очень долго. В той или иной мере с историей связана практически любая гуманитарная профессия, потому что изучение прошлого является фундаментом для анализа настоящего и прогнозирования будущего.

Преподаватель истории

История – специальность гуманитарного направления педагогического профиля, предметной областью которой является система знаний о жизнедеятельности человеческого общества в его прошлом и настоящем. Преподаватель истории – квалификация специалиста с высшим педагогическим образованием, профессиональной областью которого является история.

Современный преподаватель истории – это специалист, понимающий роль учебных предметов истории и обществознания в развитии индивидуальности ученика, осознающий ценности исторического опыта для познания настоящего и прогнозирования будущего. Задача учителя истории – научить школьников понимать историю, исторические процессы, которые происходят и происходили в нашей стране и мире. Педагог не просто доносит информацию до учащихся, но и прививает культурные и моральные ценности, способствует формированию мировоззрения личности.

Профессия требует высокого уровня коммуникативных и организаторских способностей, хорошей памяти, логического мышления, гибкости и самостоятельности мышления, высокого уровня концентрации внимания. Для профессии важны такие качества, как эмоцио­нально-волевая устойчивость, наблюдательность, внимательность, эрудированность, широкий кругозор, любознательность, интерес к историческим событиям и явлениям. Преподаватель должен быть терпеливым, творческим, коммуникабельным и креативным.

Преподаватели истории востребованы в образовательных учреждениях (школы и гимназии, птузы, ссузы, вузы); учреждениях культуры (музеи, архивы, библиотеки); вне­школьных организациях (детские центры творчества и досуга).

Историк

Историк изучает прошлое человечества во всем его многообразии, используя знания о всевозможных исторических фактах и процессах, воссоздает картину жизни государства, народов и отдельных людей в разные времена. Устанавливает закономерности развития общества и выявляет причинно-следственные связи между произошедшими событиями. Проводит исследования в различных областях исторической науки, теоретических или прикладных ее дисциплинах, занимается сбором и анализом фактов, событий, процессов на основе исторических источников, архивных данных, устранением недостоверных данных.

Для эффективной работы историку необходимы аналитические способности; логическое мышление; высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания; хорошая память (память на числа и символы, цифры и даты); способность воспринимать большое количество информации; склонность к исследовательской деятельности. Большое значение имеют такие качества, как эрудированность, любознательность, самостоятельность, способность аргументировано отстаивать свое мнение.

Историки могут работать в сфере образования, заниматься научно-исследовательской деятельностью, культурно-просветительской и организационно-управленческой работой.

Политолог

Политология – наука, призванная изучать мир в его всеобщности и многообразии, политику и все связанные с ней явления как разновидность продуктивной деятельности человека. Политология связана с историей, ведь чтобы анализировать политические процессы, происходящие в современном обществе, нужно знать, как эти процессы проходили в прошлом.

Политики – это те, кто принимает политически значимые решения, воплощает их в жизнь и несет за них ответственность. А политологи – те, кто такие решения разрабатывает и рассчитывает стратегию развития страны. Это признанные эксперты в сфере политической, социальной и хозяйственной жизни общества, которые имеют соответствующее образование и профессиональный опыт, позволяющие обоснованно и компетентно трактовать события в государстве.

Политолог оценивает аспекты развития политического процесса в историческом контексте, учитывает традиции, современные тенденции и политическую культуру. Он исследует современную политическую обстановку и одновременно сравнивает ее с похожими явлениями мировой истории. Такое сравнение помогает ему проследить связь политических событий с другими сферами жизни. Специалист может дать эффективную оценку явлению, которое исследуется, а также сделать прогноз развития политических процессов.

Главная задача политолога – предугадать последствия будущих политических событий на основе имеющихся знаний, политических идей и традиций прошлых лет, собственного опыта и опыта других государств.

Профессия политолога требует аналитического ума, умения делать прогнозы и анализировать, отличной памяти на события, даты, личности. В работе помогут коммуникативные способности, умение грамотно излагать мысли и быстро ориентироваться в событиях, хладнокровность, высокие моральные качества, харизма.

Работа политолога востребована в государственных органах, общественных и политических организациях, компаниях, занимающихся избирательными технологиями и политическим консалтингом.

Юрист

Знание истории необходимо специалистам в области юриспруденции. Система государства и права не возникла внезапно, она развивалась в течение столетий под влиянием происходящих в обществе изменений. Чтобы уверенно оперировать современными законами, необходимо понимать, откуда они взялись. Именно поэтому будущие юристы обязательно изучают историю государства и права.

Юрист – специалист в отрасли права, который занимается его изучением, обучением праву, исследованиями в данной отрасли и практическим применением навыков. Юрист разрабатывает проекты договоров, проверяет их на соответствие законодательству и отсутствие «подводных камней», визирует договора при их заключении, регистрирует. Специалист обязан согласовывать все внутренние и внешние документы, обеспечивать учет претензий и следить за их удовлетворением. В обязанности юриста входит урегулирование договорных споров, подготовка исковых заявлений, представление интересов организации в суде. Специалист готовит заявки на получение лицензий или разрешений для осуществления деятельности.

Профессия юриста требует от соискателя таких качеств, как аналитический ум, логическое мышление, уверенность в себе, коммуникабельность, отличная память, наблюдательность, готовность к стрессовым ситуациям, повышенная степень ответственности, внимательность к мелочам, способность к убеждению, трудолюбие и упорство.

Должность юриста востребована в различных юридических инстанциях – суде, прокуратуре, министерстве юстиции, МВД. Без юриста не обойтись в коммерческих фирмах, органах власти, государственных ведомствах. Часто юристы ведут частную практику или открывают собственные юридические бюро.

Понятие «юрист» включает целый спектр профессий: адвокат, судья, прокурор, нотариус, юрисконсульт, следователь. Поэтому практическая деятельность юриста подразумевает несколько направлений.

Юристконсульт относится к правовому отделу организации, учреждения, компании. Его обязанность – контролировать соблюдение законодательства, защищать права и интересы компании.

Прокурор – государственный служащий, осуществляющий прокурорский надзор, представляющий сторону обвинения в суде, координирующий деятельность по предотвращению преступлений. Работа прокурора делится на две части: представление стороны обвинения в суде и надзорно-следственная деятельность.

Адвокат оказывает профессиональную юридическую помощь гражданам и организациям. Защищает их интересы в суде. Консультирует по различным правовым вопросам. Роль адвоката – быть независимым участником судебного процесса.

Судья обладает всей полнотой власти, вершит суд согласно статьям существующих законов.

Юрист-международник – специалист юридического отдела компании, обеспечивающий деятельность с иностранными контрагентами. Профессия считается одной из самых престижных в юриспруденции.

Архивариус

Профессия архивариуса тесно взаимодействует с историей. ­Архивариус (актуариус, архивист) – сотрудник архива, отвечающий за систематизацию и учет документальных материалов, поступивших в архив и доверенных на хранение. Основная задача архивариусов – собрать, сохранить документальные богатства страны с целью их последующего использования в интересах народа и государства.

Архивариус организовывает хранение и обеспечивает сохранность документальных материалов, поступивших в архив. Он регистрирует и принимает на хранение документы, осуществляет систематизацию и размещение дел, их учет. По запросам музеев, различных организаций и частных лиц архивариусы выявляют материалы по тем или иным историческим событиям. На основе сведений, имеющихся в архивных документах, они готовят ответы на поступающие запросы, выдают архивные копии документов. Архивариусы также принимают участие в экспертизе ценности архивных документов.

Профессия архивариуса требует высокого уровня концентрации внимания; развитого логического мышления; способности анализировать и систематизировать большое количество информации. В данной профессии важно наличие склонности к работе с документацией, способности заниматься длительное время монотонной кропотливой работой, стремления доводить начатое дело до конца. Успеху в деятельности будут способствовать внимательность и усидчивость, терпеливость и собранность, ответственность и организованность, скрупулезность и педантичность, аккуратность и самоконтроль.

Архивариусы востребованы в организациях и учреждениях, где есть большой документооборот: в архивах, страховых и финансовых компаниях, банках, на государственных предприятиях.

Искусствовед

Тем, кто мечтает освоить профессию, связанную с искусством, также предстоит изучение истории, поскольку специалисту-искусствоведу необходимы знания по истории искусств со времен их зарождения и до наших дней.

Искусствоведение – комплекс научных дисциплин, изучающих искусство (преимущественно изо­бразительное, декоративно-прикладное и архитектуру) и художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства и их отношение к действительности. Включает в себя теорию искусств, их историю и художественную критику.

Искусствовед – научный специалист, изучающий историю и содержание различных художественных произведений, чаще всего произведений изобразительного искусства. Это очень древняя профессия с богатым прошлым.

Искусствовед является экспертом в определенной области искусства. Искусствоведы, специализирующиеся на определенной эпохе, художественном направлении или творчестве конкретного художника, могут выступать в качестве экспертов по оценке картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. Они оценивают художественную ценность произведения (определяют возможный возраст, эпоху, авторство), учитывая художественную манеру, исторический контекст создания произведения и т.п. Иногда для оценки подлинности произведения этого недостаточно. В этом случае привлекают специалистов научных лабораторий, исследующих физические свойства, химический состав, технологию предметов искусства.

Деятельность искусствоведа подразумевает глубокое изучение и анализ произведений искусства. Изучаются экспонаты музеев и частных коллекций. Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо глубоко изучать и анализировать, ценить и любить произведения искусства, постоянно совершенствовать свои знания. Изучая образцы прошлого, просматривая огромное количество произведений, искусствовед оттачивает свой профессиональный вкус.

Профессия искусствоведа требует от специалиста преимущественно интеллектуальных затрат. Для успешной работы человеку необходим широкий кругозор в области искусства, хорошая память, аналитические способности, творческое мышление, склонность к исследовательской деятельности, умение выражать свои мысли, чувство гармонии, развитый эстетический и художественный вкус.

Искусствоведы работают в музеях, художественных галереях, выставочных залах, научно-исследовательских институтах и других организациях культуры и искусства.

Культуролог

Культура есть совокупность результатов человеческой деятельности, средство передачи информации последующим поколениям.

Культуролог – научный специалист, изучающий общество через его историю, культуру, религию. Он изучает особенности, историю развития и формирования различных видов искусства, архитектуры и быта различных народов.

Деятельность культуролога условно делится на четыре направления: научно-исследовательскую работу, преподавание, экскурсионную деятельность, написание научно-популярных статей и книг. Научная работа – основная. Культуролог изучает историю формирования и особенности быта различных народностей: проводит исследования, ставит эксперименты, фиксирует результаты в научных статьях и книгах. Специалист занимается изучением отдельных элементов культуры, субкультур отдельных возрастных, профессиональных, социальных групп и сообществ. Также он изучает уровень развития общества, культурной жизни и деятельности людей, их духовного потенциала.

Культуролог занимается также экскурсионной деятельностью, пишет статьи и книги, читает лекции в учебных заведениях. Таких специалистов привлекают в качестве экспертов по вопросам культуры в различные учреждения, организации, СМИ.

Для эффективной работы культурологу необходимы аналитические способности, логическое мышление, развитое воображение, отличная память, склонность к исследовательской работе, способность самостоятельно и своевременно принимать решения. В профессии не обойтись без коммуникабельности, внимательности, ответственности, высокой работоспособности, креативности.

Специалисты-культурологи могут найти применение в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе в научно-исследовательских и проектных организациях, связанных с изучением культуры, сохранением и освоением культурного наследия, в журналистике, рекламных PR-агентствах, в государственных учреждениях и общественных организациях, занимающихся управлением культурой и охраной памятников истории и культуры, в культурных образовательных учреждениях.

Религиовед

Религиовед – это специалист в области взаимоотношений между различными религиозными конфессиями, церковью и государством, верующими и неверующими, объективно оценивающий место и роль религии в обществе, культуре, разнообразных сферах духовно-этичес­кой жизни.

Религиоведы объективно оценивают положение религии в определенном обществе, в развитых культурах и многих других сферах нашей жизни. Знание различных конфессий позволяет предотвращать и решать конфликтные ситуации, способствует взаимопониманию и укреплению взаимоотношений между людьми различных религиозных взглядов.

Специалисты-религиоведы проводят исследования, пишут аналитические научные статьи, проводят лекции и семинары, консультируют представителей власти. Как профессионал, религиовед выступает в основном в двух ипостасях: исследователя и преподавателя. В обоих случаях он может быть востребован и как эксперт.

В профессии важными качествами являются высокий уровень интеллекта, аналитическое мышление, толерантность, усидчивость, предрасположенность к кабинетной работе.

Человек, получивший диплом по направлению «религиоведение», может работать научным сотрудником в исследовательских духовных и светских учреждениях; преподавателем религиоведческих дисциплин; экспертом, исследователем религиозного искусства; специалистом в области социологических исследований.

Этнограф

Этнограф – научный специалист, изучающий этнические общности и народы, их быт, культуру, происхождение, передвижение и расселение. Выбирая определенные народы и этносы, он изучает их религиозные, политические и экономические особенности, обычаи. Основными направлениями изучения являются повседневные традиции, хозяйственная деятельность, первобытнообщинный строй, язык, религиозные верования. Объектами изучения, как правило, выступают предметы материальной культуры: жилище, одежда, оружие, украшения, предметы быта.

Этнограф наблюдает за жизнью народа, проводит анкетирование представителей этноса. Специалист может работать с историческим наследием, организовывать антропологические экспертизы, составлять этнографические карты.

В профессии этнографа важны такие качества, как аналитический склад ума, склонность к исследованиям и путешествиям, способность к анализу, умение грамотно излагать мысли. Эффективной работе будут способствовать аккуратность, самостоятельность и педантичность.

Работа этнографа необходима в музеях, историко-исследовательских учреждениях, туристических фирмах, СМИ.

Археолог

Археолог – это ученый, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам. Артефакт в археологии – это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие и другие свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками. Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога – создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют и т.д.

В профессии важны способность к анализу и обобщению, трудолюбие, организованность, аккуратность, собранность, упорство, наблюдательность, интерес к истории и археологии, склонность к исследованиям и путешествиям.