Избыточный потенциал как избавиться конкретные действия. Избыточный потенциал: термин, понятие, причины появления и способы от него избавиться. приглашаем вас на новогодние программы трансерфинг центра


Чем выше оцениваются события, тем вероятнее провал. Если вы придаете очень большое значение тому, что имеете, и очень дорожите этим, тогда, скорее всего, равновесные силы это отнимут. Если то, что вы хотите получить, тоже слишком важно, тогда не надейтесь этого получить. Необходимо снизить планку значимости, важности.

-"Иди к своей цели,как в киоск за газетой."
Есть и другой аспект сильного желания иметь. Существует мнение: если очень захотеть, то всего можно добиться. Казалось бы, можно предположить, что очень сильное желание вынесет вас на ту линию жизни, где оно исполняется. Однако это не так. Если ваше желание перешло в зависимость, своего рода психоз, истеричное стремление добиться своего во что бы то ни стало, значит, вы в душе не верите в его исполнение, а, следовательно, транслируете излучение с «сильными помехами». Если нет веры, вы стараетесь изо всех сил себя убедить, нагнетая потенциал еще больше. На «дело всей жизни» есть опасность потратить всю жизнь. Единственно, что здесь можно сделать, - это снизить значимость цели. Идти к ней, как в киоск за газетой.

Сильное желание избежать чего-либо является логическим продолжением недовольства окружающим миром или собой. Чем сильнее потребность, тем мощнее избыточный потенциал. Чем больше вы этого не хотите, тем больше вероятность столкновения. Равновесным силам безразлично, как будет достигнут баланс. А достигнуто оно может быть двумя способами: либо отвести вас от столкновения, либо столкнуть

Достаточно просто позволить жить в соответствии с собственным кредо. Вас никто не имеет права судить. Вы имеете право быть собой. Если позволите себе быть собой, необходимость оправдываться отпадет, а страх перед наказанием развеется.

Радуйтесь, если к вам пришли деньги. Но ни в коем случае не убивайтесь по поводу недостатка или утраты денег, иначе их будет все меньше и меньше. Особенно опасно поддаваться тревоге, что денег становится все меньше. Страх является самой энергетически насыщенной эмоцией, поэтому, испытывая страх потерять или не заработать деньги, вы самым что ни на есть эффективным образом перемещаете себя на линии, где денег действительно становится все меньше и меньше.

Если вам кажется, что ваша цель может быть реализована только при условии, что вы - богатый человек, пошлите это условие ко всем чертям. Допустим, вы хотите путешествовать по свету. Очевидно, для этого нужно много денег. Чтобы достигнуть желаемого, думайте о цели, а не о богатстве. Деньги придут сами, поскольку являются сопутствующим атрибутом. Не беспокойтесь о них, они придут к вам сами. Сейчас главное - снизить значимость капитала до минимума, чтобы не создавались избыточные потенциалы. Не думайте о деньгах - думайте только о том, что хотите получить.

Не нужно беспокоиться, когда вы тратите деньги. Тем самым они исполняют свою миссию. Если вы приняли решение их потратить, не жалейте. Стремление копить кругленькую сумму и как можно меньше тратить ведет к созданию сильного потенциала: в одном месте скапливается и никуда не уходит. В таком случае велика вероятность потерять все. Деньги нужно разумно тратить, чтобы было движение. Там, где нет движения, появляется потенциал.

Равновесные силы начинают ощутимо действовать на вас только в случае, если вы сильно привязаны к своим представлениям, зациклены и действительно перегибаете палку. С маятниками тоже все ясно. Все мы находимся под их влиянием. Главное, отдавайте себе отчет, каким образом они прибирают вас к рукам и насколько далеко вы позволяете им в этом зайти.

Если вы столкнулись с проблемной ситуацией, постарайтесь определить, где вы перегибаете палку, на чем зацикливаетесь, чему придаете избыточное значение. Определите свою важность, а затем откажитесь от нее. Стена рухнет, препятствие самоустранится, проблема решится сама собой. Не преодолевайте препятствия - снижайте важность.

Понижение внешней важности не имеет ничего общего с пренебрежением и недооценкой. Напротив, пренебрежение есть важность с обратным знаком. К жизни нужно относиться проще. Не пренебрегать, но и не приукрашивать. Поменьше размышлять о том, какие люди - хорошие или плохие. Принимать мир в его обыденном проявлении.

Единственная вещь, которая не создает избыточный потенциал, - это чувство юмора.Юмор - это само отрицание важности, карикатура на важность.

При решении проблем необходимо соблюдать одно золотое правило. Прежде чем браться за решение проблемы, необходимо снизить ее важность. Тогда равновесные силы не будут мешать, и проблема решится легко и просто.

Для того чтобы снизить важность, необходимо для начала вспомнить и отдать себе отчет: проблемная ситуация возникла вследствие важности. Потенциал важности рассеивается действием. Не думайте - действуйте. Если не можете действовать - не думайте. Переключите внимание на другой объект, отпустите ситуацию.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему, когда очень сильно чего-то хочется, это-то и не получается? Почему, хотя нас учат - "мечтайте, и оно сбудется", жизнь будто нарочно преподносит ситуацию ровным счётом наоборот? Возникает вопрос: а надо или не надо мечтать, если слишком сильное желание не исполняется?

Возьмём простой пример: вот две девушки, обе они мечтают, скажем, выйти замуж (самая банальная такая женская мечта о Прекрасном принце на белом коне:) И вот одна хочет этого очень сильно - и как ни странно, вдруг её молодой человек её оставляет, потом начинаются другие отношения с другим парнем - и они заканчиваются ничем. А её подружка не придаёт замужеству вид сверхценности (мол, выйду замуж - хорошо,не выйду - ну и на фиг!) и именно у подружки находится прекрасный парень и она обретает счастье - с первой же попытки.
Или ещё пример: женщина очень-очень хочет ребёнка, а ребёнка всё нет. Ей все объясняют. что ребёнок - благословение Божье и девушка идёт в церковь, служит Богу верой и правдой - а ребёнка опять Бог не даёт. В таких случаях все советуют усыновить ребёнка. И только после усыновления, когда мать успокаивается и смиряется с ситуацией, вдруг происходит зачатие и долгожданный ребёнок появляется - вдобавок к усыновлённому:)

Как вы думаете, в чём тут дело? Я тоже думала и гадала, пока не поняла один простой принцип: вы слишком сильно чего-то хотите и мешаете Мирозданию выполнить ваше желание. Остановитесь: вы слишком крепко держите мечту за хвост, а мечта должна взлететь к небесам. Если вы не будете способны её отпустить, она никогда и не взлетит.


Есть прекрасная книга Вадима Зеланда "Трансерфинг реальности". Несмотря на заковыристое название, истина, которую она несёт, в общем-то, проста. То, что мы создаём своим навязчивым желанием, называется избыточный потенциал .
Избыточный потенциал
создается только тогда, когда вы придаете избыточное значение, важность качеству, объекту или событию — внутри или вне себя. Например, желание — это избыточный потенциал, поскольку оно стремится притянуть вожделенный предмет туда, где его нет.

Все в природе стремится к равновесию. Перепад атмосферного давления выравнивается ветром. Разница в температурах компенсируется теплообменом. Везде, где бы ни появился избыточный потенциал любой энергии, возникают равновесные силы, направленные на устранение дисбаланса. Мы настолько привыкли к подобному положению вещей, что даже не задаемся вопросом: а почему, собственно, должно быть именно так? Почему работает закон равновесия? На этот вопрос нет ответа.

Мы привыкли, что в жизни бывают белые и черные полосы, успех сменяется поражением. Это все проявления закона равновесия. Ведь как удача, так и неудача являются нарушением баланса. Полное равновесие — это когда вообще ничего не происходит, а вот абсолютного не бывает. Во всяком случае, этого еще никому не удавалось наблюдать. В мире постоянно наблюдаются колебания: день — ночь, прилив — отлив, рождение — смерть и так далее. Даже в вакууме идет непрестанное рождение и аннигиляция элементарных частиц.

Весь мир можно представить в виде маятников, которые раскачиваются, угасают и взаимодействуют друг с другом. Каждый маятник принимает толчки от своих соседей и передает им свои. Одним из основных законов, управляющих всей этой сложной системой, является закон равновесия.

Равновесие можно нарушить не только действиями, но и мыслями. И не только потому, что за ними следуют действия. Как вам известно, мысли излучают энергию. В мире материальной реализации все имеет под собой энергетическую основу. И все, что происходит на невидимом уровне, отражается в мире видимых материальных объектов. Может показаться, что энергия наших мыслей слишком мала, чтобы оказывать влияние на окружающий нас мир. Но при таком раскладе все было бы намного проще.

Избыточные потенциалы , будучи невидимыми и неощутимыми, тем не менее играют значительную и притом коварную роль в жизни людей. Действия равновесных сил по устранению этих потенциалов порождают львиную долю проблем. Коварство заключается в том, что человек зачастую получает результат, прямо противоположный намерению.

Все неравновесные чувства и реакции — негодование, недовольство, раздражение, беспокойство, волнение, подавленность, смятение, отчаяние, страх, жалость, привязанность, восхищение, умиление, идеализация, преклонение, восторг, разочарование, гордость, чванство, презрение, отвращение, обида и так далее — есть не что иное, как проявления важности в той или иной форме. Важность создает избыточный потенциал, вызывающий ветер равновесных сил. Они, в свою очередь, порождают массу проблем, и жизнь превращается в одну сплошную борьбу за существование.

Таким образом, чтобы войти в равновесие с окружающим миром и получить свободу от маятников, необходимо снизить важность. Надо постоянно контролировать, насколько важно вы воспринимаете себя и окружающий мир. Внутренний Смотритель не должен спать. Снизив важность, вы сразу войдете в равновесное состояние, а маятники не смогут установить над вами контроль — ведь пустоту не за что зацепить.

Снижение важности не только значительно уменьшит количество проблем в вашей жизни. Отказавшись от внешней и внутренней важности, вы получаете такое сокровище, как свободу выбора. Из-за важности вся жизнь проходит в борьбе с равновесными силами. Не остается энергии не только на сам выбор, но и на то, чтобы подумать, а чего же, собственно, я хочу от жизни.

Избыточные потенциалы это следствие повышенной важности.
. Там, где есть избыточные потенциалы, в действие вступают равновесные силы.
. Чтобы избавиться от важности нужно поменять свое отношение.


Вывод: меняйте свое отношение, избавляйтесь от важности!

А вот здесь - книжка, которая учит, как отпустить ситуацию - http://realiapro.ru/book-14sposobov

По материалам книг Вадима Зеланда

  • Как не бояться ?
  • Как не беспокоиться и не тревожиться ?
  • Как не желать ?
  • Как не ждать ?
  • Как отказаться от своей значимости ?
  • Как не раздражаться ?
  • Как избавиться от чувства вины ?
  • Как справиться с обидой и возмущением ?
  • Что делать, если с обидой и возмущением справиться невозможно?
  • Как не гнуться под тяжестью проблем ?

Давайте сейчас определим те самые преграды , которые заслоняют наш Путь и создают Избыточный потенциал. Воспользуемся теорией Вадима Зеланда и перечислим выделенные им препятствия:

Страх, Беспокойство, Тревога, Ожидания, Навязчивые желания, Собственная Значимость, Раздражение, Чувство вины, Обида и Возмущение, Тяжесть проблем .

Решимость что-то иметь (то есть двигаться по Пути, опираясь на свои желания) формируется свободной энергией намерения .
Позволить нам что-то иметь мешают две вещи:

  1. Разногласие между душой и разумом
  2. Бесполезный груз внутренней и внешней важности (избыточный потенциал), который блокирует энергию намерения.

Душа и разум - почему нет единства?

Трудности с обретением решимости иметь подобны колебаниям, которые испытывает человек, впервые севший за руль двухколесного велосипеда. Человек знает, что это в принципе возможно, но он также знает, что у него сразу не получится. Он сомневается в своих способностях и в то же время переполнен желанием научиться. Разум человека стремится взять обучение под свой контроль, но не понимает, как надо действовать. Создаются сразу три избыточных потенциала - сомнение, желание и контроль , которые отнимают энергию намерения.

Разум пытается держать равновесие и так и эдак, но ничего не получается. Нет ни единства души и разума, ни свободной энергии. Но вот в какой-то момент контроль разума дает слабину, и тогда возникает единство души и разума в том, что нужно держать равновесие. В итоге все получается. Разум так и не понял, каким образом это делается. Но в том-то все и дело! Разум всегда думает о средствах, то есть как нужно действовать. Он устанавливает контроль и пробует различные варианты. Душа не думает - она просто безусловно готова иметь. Разум тоже готов иметь, но лишь при условии: это понятно и рационально. Разногласия между душой и разумом состоят лишь в том, что разум сомневается в реальности достижения цели. Как только хватка контроля ослабевает, ограничивающие условия разума пропадают, и вот тогда возникает единство души и разума.

Разум с удивлением встает перед тем фактом, что его контроль не требуется . Все получается само собой. Впрочем, для него вполне достаточно наличия самого факта, даже если он толком не понимает, в чем тут дело. Равновесие просто держится, и все, поэтому разуму приходится с этим смириться. Он больше не будет навязывать свой контроль, поскольку убедился, что это не требуется. После небольшой практики исчезают остальные избыточные потенциалы, энергия намерения освобождается, и катание на велосипеде превращается из проблемы в удовольствие.

Для того чтобы отбросить важность (а мы тратим 99% энергии на поддержку избыточных потенциалов, откуда тут взяться свободной энергии, если она вся задействована на потенциалы?), нужно действовать осознанно и отдавать себе отчет, чему вы придаете избыточно важное значение и что за этим следует. К сожалению, осознанно отказаться от важности на ментальном уровне не всегда удается. В таком случае остается одно - действовать.

Энергия избыточного потенциала рассеивается в действии:

Крутите в мыслях целевой слайд, выполняйте визуализацию процесса и спокойно переставляйте ноги в направлении к цели - это и будет вашим действием.

Как не бояться? - найти страховку, запасной путь и действовать..

Как не беспокоиться и не тревожиться? - Действовать. Потенциалы тревоги и беспокойства рассеиваются в действии. Бездеятельное беспокойство будет висеть до тех пор, пока вы не начнете активно действовать. Вид деятельности может даже не иметь отношения к предмету беспокойства. Достаточно чем-то себя занять, и вы сразу почувствуете, как беспокойство пошло на убыль.

Как не желать? - Смириться с поражением и действовать. Данный потенциал устранить так же трудно, поскольку вообще отказаться от желания достичь цели едва ли возможно. Однако, если заранее смириться с поражением и найти запасные пути , тогда потенциал желания уравновешивается. В любом случае желание можно трансформировать в действие. Как вы знаете, желание - это то, что предшествует намерению. Когда желание переводится в намерение действовать, энергия потенциала рассеивается. Энергия желания идет на формирование намерения.

Как не ждать? - Действовать. Этот потенциал рассеивается в действии по определению. Растворите желание и ожидание в действии.

Как отказаться от своей значимости? - Если вы правильно все поняли, данный вопрос должен вызвать у вас недоумение. Конечно же, трансерфинг предлагает не смириться со своей незначительностью, а принять свою значимость за аксиому. Трудность лишь в том, что ваш разум почувствует свою значимость только в случае, если будет соответствующее отношение со стороны окружающих. С учетом этого секрет повышения своей значимости настолько прост, насколько и действен. Требуется всего лишь отказаться от действий, направленных- на повышение своей значимости.

Понаблюдайте за собой: что вы делаете, когда защищаете свою значимость? Требуете к себе внимания, уважения, доказываете свою правоту, обижаетесь, защищаетесь, оправдываетесь, вступаете в конфликт, проявляете высокомерие, пренебрежение, стремитесь быть первым, принизить чье-то достоинство, подчеркнуть чьи-то недостатки, выставить свои достоинства и так далее. Если постепенно сведете на нет все эти попытки повысить свою значимость, окружающие неосознанно это почувствуют. Поскольку вы не защищаете свою значимость, значит, она и так на высоком уровне. Люди станут относиться к вам по-другому. Ощутив более почтительное к себе отношение, ваш разум сам признает свою значимость. Если сами признаете свою высокую значимость, окружающие сразу же согласятся - это абсолютно точно. Таким образом, вы получите то, от чего отказались.

Как не раздражаться? - Играть с маятником (маятник - это условное обозначение того, что пытается нас вывести из себя, создавая нам всяческие преграды на пути), нарушая правила его игры. Искоренить привычку реагировать негативно на неприятную новость можно только таким способом. Важно вовремя вспомнить, что это игра, и весело нарушить ее правила, то есть прореагировать неадекватно. На приятную новость или обстоятельство нужно реагировать не лениво, а радостно, с подчеркнутым воодушевлением. Тогда вы будете транслировать излучение на волне удачи. Маятники подстраивают вам неприятности, чтобы вывести из равновесия и получить негативную энергию. Реагируя неадекватно, вы сбиваете маятник с ритма, и он остается ни с чем. Поиграйте в такую игру, это очень увлекательно.

Как избавиться от чувства вины? - Перестать оправдываться. В зале суда вы держите себя сами. Сами выступаете в роли обвинителя, адвоката и подсудимого, а манипуляторы этим пользуются. Покиньте здание суда, вас никто не сможет задержать. Те, кто там по привычке собрался послушать процесс, посидят, да и разойдутся, поскольку подсудимого нет. Вот так постепенно ваше «дело» закроется. Никаким другим способом от чувства вины избавиться не удастся.

Вам не нужно себя убеждать, что вы никому ничем не обязаны. Просто следите за своими обычными действиями, для чего потребуется осознанность. Если раньше вы имели привычку по малейшему поводу извиняться, то теперь заимейте другую привычку: объяснять свои поступки только в случае крайней необходимости.

В то же время душа и разум будут понемногу привыкать к новому ощущению: вы не оправдываетесь, значит, вроде так и надо, а следовательно вины вашей просто не существует. В результате поводов для «искупления» будет появляться все меньше и меньше. Вот так, по цепочке обратной связи, внешняя форма мало-помалу приведет в порядок внутреннее содержание: исчезнет чувство вины, а вслед за ним - и соответствующие проблемы.

Как справиться с обидой и возмущением? - Прекратить свою битву и двигаться по течению вариантов. Вы не будете их испытывать, если избавитесь от чувства вины и примете свою значимость. Прекратите свою битву и двигайтесь по течению. Но может возникнуть ситуация, когда вы двигаетесь по течению, а кто-то вас хватает и пытается тянуть против. Как поступить в этом случае?

Например, если вы умеете что-то делать, значит, способны находить решения. А есть люди, которые умеют находить только проблемы. Они выискивают проблемы и с торжествующим видом преподносят их как свои достижения. Такие люди искренне убеждены в том, что другие просто обязаны предоставить в ответ свои решения. Так вот, если вы начинаете искать решения, вокруг вас собирается толпа бездельников. Первые критикуют, вторые выискивают новые проблемы, третьи дают советы, а четвертые командуют и требуют. Как ни стараетесь двигаться по течению, вам всячески мешают. Естественно, это вызывает обиду и возмущение.

Что делать, если с обидой и возмущением справиться невозможно? - Просто позволить себе эту слабость, не принуждайте себя всегда выигрывать. Будет хуже, если вы начнете придавать избыточное значение самой необходимости держать важность на нуле. А на кого вы работаете? На «дядю»? В таком случае вам неизбежно и постоянно придется испытывать обиду и возмущение. Выходите на Путь к своей цели, тогда со временем вы если и будете работать, то только на себя. А до той поры позвольте себе иногда срываться и создавать избыточные потенциалы. Не принуждайте себя всегда выигрывать.

Как не гнуться под тяжестью проблем? - Соблюдать принцип координации намерения .

Представьте:

Человек с самого утра раздражается по малейшему поводу, потом еще, и так весь день превращается в сплошную череду неприятностей. Вы сами прекрасно знаете, что, даже в мелочах, стоит лишь выйти из равновесия, тут же следует драматическое развитие негативного сценария. Как только вас что-то раздосадовало, следом идет новая неприятность. Вот так и получается, что «беда никогда не приходит одна». Но череда неприятностей следует не за самой бедой, а за вашим отношением к ней.

А теперь представьте себе другой сценарий.

Вы сталкиваетесь с каким-то досадным обстоятельством. Погодите формировать свое негативное отношение и реагировать примитивно, как устрица. Скажите себе: «Стоп! Ведь это всего лишь игра с глиняным болваном! Ну ладно, болванчик, давай поиграем». Несмотря ни на что, настройтесь на позитивный лад и притворитесь, что это событие вас радует. Ведь недаром появились поговорки «Нет худа без добра» и «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

Попытайтесь поискать позитивное зерно в досадном событии. Если вы даже ничего не найдете, все равно порадуйтесь. Заведите себе «идиотскую» привычку радоваться неудачам. Это гораздо веселей, чем раздражаться и ныть по любому поводу. Вам предстоит убедиться, что в большинстве случаев ваша неприятность в самом деле играет на руку. Даже если это будет не так, можете быть уверены: благодаря своему позитивному отношению, вы очутились на благоприятном ответвлении и избежали других неприятностей.

В этом случае в игру вступает наш разум. Как только разум видит нарушение принятого им сценария, он сразу рассматривает это изменение в негативном свете, а поэтому выражает соответствующее отношение и стремится навязать ситуации контроль в своем понимании.

Так вот, теперь объясните своему разуму правила новой игры. Скажите ему: он по-прежнему будет держать контроль, вот только функция этого контроля теперь состоит в том, чтобы любое событие воспринимать как позитивное. Активизируйте Смотрителя в самом начале пьесы, например, в начале дня.

Таким образом, получается скользящий и динамичный контроль за внесением изменений в сценарий. Вы не торопитесь выражать недовольство и бороться с ситуацией, потому что по ходу пьесы приняли изменение в сценарии. Отказавшись от контроля за сценарием, вы его получите. Контроль будет направлен не на борьбу с течением вариантов, а на следование ему.

В конечном итоге вы лишь хотите избежать проблем и жить так, чтобы все складывалось удачно. Так оно и будет, если начнете пользоваться принципом координации. Это даже эффективней, чем пытаться влиять на события своим внешним намерением.

Надо отметить, что координация вырабатывается практикой. Если вы просто умозрительно поняли принцип координации, этого еще не достаточно. Необходимо постоянно развивать и совершенствовать эту способность. Ваш Смотритель должен работать постоянно. Не пропустите момент, когда вы незаметно для себя будете втянуты в негативную игру.

Психология. Закон Йеркса-Додсона.

Нам с детства вдалбливают "было бы желание - будет и результат ", "если очень захотеть - можно в космос улететь ". Нас с самого детства приучают думать, что все зависит только от силы нашего желания, подразумевая при этом, что чем сильнее желание, тем гарантированнее будет результат .

Однако еще 1908 году американский психолог Роберт Йеркс в опытах с мышами и шимпанзе выявил интересную особенность. Он установил, что сила мотивации только на первых порах УВЕЛИЧИВАЕТ эффективность деятельности. Но чем мотивация становится сильнее, тем все больше и больше животные совершают ошибок, и эффективность деятельности ПАДАЕТ .

Исследования на людях показали аналогичные результаты.



Например, испытуемых просили решать головоломки, а в качестве стимула предлагали денежное вознаграждение. Причем сумма вознаграждения в эксперименте изменялась - от незначительных сумм до весьма приличных .

И вот что выяснилось.

За небольшое - символическое - вознаграждение люди работали "спустя рукава".

Но по мере увеличения суммы, рос энтузиазм, люди начинали стараться, что приводило к улучшению результатов.

Однако в какой-то момент, когда сумма вознаграждения становилась очень весомой, энтузиазм переро стал в ажиотаж, и эффективность деятельности резко снижалась .

В другом простом эксперименте 12-13 летних школьников попросили стукать ладонью по столу в быстром, но произвольном темпе. А затем дали задание стукать по столу как можно быстрее.

Парадоксально, но оказалось, что до 70% школьников на команду "стучать как можно быстрее", показывали результат хуже, чем при выполнении движения в свободном темпе. Со всей силы пытаясь стучать быстрее, они начинали стучать медленнее.

Подобным образом во множестве экспериментов было четко показано, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.

Итак, при сверхсильной мотивации мысль оказывается парализованной, человек лишается способности принимать разумные решения. В некоторых случаях сверхсильной мотивации даже наблюдается настоящая паническая реакция.

Вопрос касается не только похудения.

Сейчас, когда идут Олимпийские Игры в Лондоне, отчетливо видно, что чем сильнее спортсмен хочет достичь результата, тем меньше у него это получается. Современный спорт высоких достижений - это чистая психология, и пока что мы в этой борьбе психологий сильно проигрываем.

Например, не устаю поражаться, кто у нас принял решение пообещать спортсменам за золотую медаль 1 млн. долларов ? Ведь это обещание как раз и способно загубить выступление спортсмена. И губит.

Достаточно вспомнить выступление Российской сборной на Зимней Олимпиаде в Ванкувере в 2010 году.

Первое место в общекомандном зачете заняла Канада . Сколько власти Канады обещали своим спортсменам за золото? Достаточно скромно - за "золото" 20 тысяч канадских долларов (около 13,3 тыс. евро), за "серебро" - 15 тысяч, "бронза" - 10 тысяч долларов.

Второе место заняла Германия . Немцы обещали своим спортсменам такие премиальные: "золото" - 15 тысяч евро, серебро - 10 тысяч евро, бронзовый - 7,5 тысяч.

Третье место - США . Премиальные (в пересчете на евро) : "золото" - 18 тыс. евро, "серебро" - 10 тыс. евро, "бронза" - 7,5 тыс. евро.

Норвегия заняла 4-ое место после США. Размер премиальных: 80 тысяч крон (10 тысяч евро) за "золото", 50 тысяч крон за "серебро" и 30 тысяч крон за "бронзу".

И т.д.

На фоне этих скромных цифр , наши премиальные выглядят просто фантастически - 1 млн.долларов США (такая сумма за "золото" складывалась из премий, обещанных российским правительством, федерациями, губернаторами и частными фирмами).

Совсем не удивительно, что согласно закону Йеркса-Додсона эффективность наших спортсменов резко снизилась , а с борная страны заняла низкое место (11-е место) и завоевала наименьшее число золотых медалей за всю историю участия в зимних Олимпиадах. (Конечно, это не единственная причина поражения, но сумма таких вроде бы "мелочей" и привела к печальному результату).

А что самое поразительное, на проходящих сейчас летних играх в Лондоне ситуация повторяется. Опять обещание больших призовых психологически играет против наших спортсменов , не помогая, а мешая им выступать. Наши спортсмены должны выдерживать двойной психологический прессинг - и предстартовое волнение от выступления на Олимпиаде и преодоление сверхсильной мотивации. И с таким стрессом справляются далеко не все.

Пора уж бизнесменам, пришедшим порулить российским спортом, понять, что не все решается деньгами, и что бывают случаи, когда деньги только мешают.

Итак, первая часть закона Йеркса-Додсона говорит о том, что существует оптимум мотивации. Если мотивация ниже или выше этого оптимума, то эффективность деятельности резко снижается.

Но у этого закона есть и вторая часть : в ходе многочисленных экспериментов было выявлено, что чем сложнее деятельность, тем меньшая мотивация является оптимальной (рис.1 ).

Рис.1 Зависимость эффективности деятельности от уровня мотивации (http://faleev.com/files/lawyd.JPG ).

Если задача легкая и привычная, то повышение вознаграждения (т.е. повышение мотивации) достаточно долго ведет и к увеличению эффективности.

Однако, если задача трудная , а тем более новая, то даже небольшое повышение мотивации начинает МЕШАТЬ эффективности деятельности.

А это значит, что на трудных задачах мотивация должна быть МИНИМАЛЬНОЙ .

Как тут ни вспомнить один очень показательный пример из романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина". В романе Л.Толстой упоминает о службе князя Степана Аркадьича Облонского, который был начальником одного из присутственных мест в Москве.

Степан Аркадьич пользовался уважением сотрудников и прекрасно исполнял свою должность. Один из секретов успеха состоял, по словам Л. Толстого, "в совершенном равнодушии к тому делу, которым он занимался, вследствие чего он никогда не увлекался и не делал ошибок ". Это совершенно ГЕНИАЛЬНОЕ наблюдение писателя.

Конечно, Степан Аркадьич не был абсолютно равнодушен. Если само дело его не волновало, то он всё же был заинтересован в жалованье (как это подчёркивает писатель), т.е. мотивация у него была, но она была не очень высокой.

Таким образом, согласно закона Йеркса-Додсона секрет успеха в сложной деятельности - спокойное отношение к результату деятельност и.

Проще говоря, секрет успеха можно сформулировать так: "Делай что должен, и будь, что будет ".

Одна известная олимпийская чемпионка по плаванию говорила, что если ее ориентировать на конкретные секунды, на результат, то она не покажет лучшее время. Лучшее время она показывала тогда, когда была ориентирована не на секунды, а на правильное прохождение дистанции. Т.е. тогда, когда она, не думая о том, что будет, делала то, что должна.

Итак, подведем итог:

1. В простых задачах имеет смысл повышать мотивацию человека, ведь в простых задачах оптимум наступает достаточно поздно. Поэтому для п ростых задач справедливо : чем выше мотивация, тем лучше будет результат.

2. А в сложных задачах все наоборот: нужно ПОНИЖАТЬ мотивацию, т.к. повышенная мотивация будет портить результат.

1 Мотивация и эффективность деятельности

2 Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона

3 Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
Итак, прежде чем перейти к рассмотрению первого вопроса: мотивация и эффективность деятельности, давайте с Вами, вспомним понятие мотивации и разберемся с понятием эффективности деятельности.

Это следует сделать потому, что всякий разговор о чём – либо не может быть плодотворным, если заранее не разобраться в его предмете.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. При этом все определения мотивации можно отнести к двум направлениям:
1. Рассмотрение мотивации со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов.

Мотивация – это вся совокупность различных побуждений, мотивов, потребностей, интересов, целей, влечений и т. д., что в наиболее широком смысле подразумевает мотивацию поведения вообще.
2. Рассмотрение мотивации как динамического образования, как процесса, как механизма.

Мотивация – это внутренняя детерминация деятельности и поведения человека, а также психический процесс, преобразования внешних воздействий во внутреннее побуждение.
Давайте вспомним и понятия внешней и внутренней мотивации! Они нам понадобятся для лучшего понимания сути рассматриваемого вопроса.
Внешняя мотивация - конструкт для описания детерминации поведе­ния в тех ситуациях, когда факторы, которые его инициируют и регулиру­ют, находятся вне Я ( self ) личности или вне поведения.
Внутренняя мотивация - конструкт, описывающий такой тип детер­минации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри само­го поведения. Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощ­рений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ра­ди нее самой, а не для достижения каких-либо вне шн их наград. Такая дея­тельность является самоцелью, а не средством для достижения некой дру­гой цели.
В западной психологической литературе используются термины «экстринсивная мотивация» и «интринсивная мотивация».
Экстринсивная мотивация - это мотивация, обусловленная внешними условиями и обстоятельствами, а интринсивная мотивация - это мотивация внутренняя, связанная с личностными диспозициями .
Теперь перейдем к рассмотрению понятия эффективности…
Эффективный – дающий эффект, действенный.
Понятие «эффективность» рассматривается в рам­ках различных наук. Первоначально оно было наи­более разработано в праксеологии (учении о практи­ческой деятельности, правилах и методах эффектив­ной деятельности). Основные идеи этой науки о рациональной деятельности еще в 1913 году сфор­мулировал известный польский ученый Т. Котарбиньский. Он выделил два значения понятия эффек­тивности и постулировал, что «этот термин понима­ют как в широком, так и в узком значении. В широ­ком значении он охватывает всю совокупность поло­жительных признаков ее правильности, а правильная деятельность и эффективная деятельность - это одно и то же. Эффективность в узком смысле, иначе искусность, сноровка - это способность умело выполнять какую-либо практическую или близкую ей деятельность».

Понятие эффективности также выражает отношение результата деятельности к затратам общественного труда. С этой точки зрения наиболее эффективна деятельность, которая при неизменных затратах ведет к получению максимального результата, либо когда один и тот же результат получается при мини­муме затрат».

А.Л. Журавлёв , учитывая соотношение результата с затратами на его достижение, использует понятие «эффективность » деятельности .

Эффективность, прежде всего, отражает правильность направления, выбранного для достижения конечного результата (т. к. резуль­тат, даже хороший, может быть достиг­нут не совсем рациональным путем, с помощью затраты дополнительных усилий или ресурсов). Поэтому эффективность, отражает верность выбранного направления к достижению поставленной цели и конечный результат деятель­ности, в большей мере учитывающий способы его достижения (затраты).


Договорившись о предмете, перейдем к рассмотрению первого вопроса…
1 Мотивация и эффективность деятельности
Как мы с вами уже не раз говорили, одной из характеристик мотива является его сила.

Она влияет не только на уровень активности человека, но и на успешность этой активности, в частности - на эффективность деятельности.


С силой мотива связана его устойчивость. Если она проявляется ситуативно, «здесь и сейчас», то говорят об упорстве , если устойчивость характеризует мотивационную установку, то говорят о настойчивости.
Исторически изучение этого вопроса началось в первой четверти XX века в связи с исследованием влияния различной по силе стимуляции на уровень активности, силу эмоциональной реакции и эффективность научения.
При этом под мотивацией - понималось всякое стимулирующее воздействие на активность человека и животных, вплоть до введения фармакологических препаратов.

Было выявлено, и прежде всего опытами Йеркса и Додсона (1908) по различению двух яркостей, что чрезмерная стимуляция приводит к замедлению скорости научения.

В эксперименте давалась задача, предполагавшая три уровня различения ; предусматривались и три уровня стимуляции (мотивации ): сильный, средний и слабый удары электрическим током как наказание за ошибку.

В итоге были получены три кривых, которые показывают, что в каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение является наиболее быстрым (см. рисунок ниже).


Полученные при этом результаты представлены на рис. 1.

По оси абсцисс от­ложены уровни силы электрического тока, по оси ординат - число проб, необходи­мых для достижения хорошего различения; три кривые соответствуют трем уров­ням трудности задачи.

Однако результаты свидетельствуют и о том, что оптимум мотивации зависит и от трудности выполняемой задачи .

В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации.

Вместе с тем, при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но вероятность их появления возникает при трудных задачах.


Таким образом, результаты эксперимента показывают, что в каждом случае имеется оптимум силы тока (мотивации ), при котором научение происходит быстрее всего.

Важно также еще раз подчеркнуть, что оптимум стимуляции зависит и от трудности задачи : чем она труднее, тем оптимум ближе к пороговой величине стимула.

Следовательно, при сложной задаче нужна слабая мотивация, а при легкой - сильная.
2 Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона
Законов фактически два.
Закон 1. По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается.
Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.
Закон 2. Чем сложнее для человека выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.
Дела средней сложности лучше делать при среднем уровне мотивации.


Рис. 2. Схема, иллюстрирующая закон Йеркса-Додсона
Таким образом, законом Йеркса - Додсона в психологии называют зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Следовательно, существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации ).


Например: уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более баллов) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. То есть - очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.
Во многих последующих исследованиях феномен получил экспериментальное подтверждение. В частности, было доказано, что с усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика – качество исполнения ухудшается.
   Эксперимент, повторенный на людях, продемонстрировал аналогичные результаты. В качестве экспериментального материала выступали задачи-головоломки, в качестве мотивирующего стимула - денежное вознаграждение (сумма награды за правильное решение, поначалу ничтожная, постепенно возрастала до весьма значительной). И вот что обнаружилось.
За чисто символический выигрыш люди работали «спустя рукава», и результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты. Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались. Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.
Похоже, авторы популярных самоучителей жизненного успеха плохо знакомы с психологией. Выдвигаемый ими лозунг «Сосредоточить всего себя на желанной цели» - не совсем точен. Цель, безусловно, нужно перед собой иметь, к ней нужно стремиться. Но при этом нельзя забывать, что одержимость целью может оказать и скверную услугу.
X. Хекхаузен показал, что сильномотивированные и мотивированные на успех склонны планировать свое будущее на больше промежутки времени.

Критика
Между тем, говоря об этом законе, необходимо сделать некоторые замечания.
1.

Выявленные закономерности приобрели широкую известность, как за рубежом, так и среди отечественных психологов. Однако справедливости ради, необходимо отметить, что они в значительной мере согласуются с законом оптимума-пессимума , который сформулировал русский физиолог Н. Е. Введенский (1905) и распространил его и на поведение человека.


Так, он писал, что одним из условий плодотворности умственного труда является соблюдение закона оптимума , под которым он понимал «мерность» и ритм работы.
Слишком быстро идущий человек скорее утомляется, писал Н. Е. Введенский, но и идущий слишком медленно - тоже (например, когда взрослый приспосабливается к детскому шагу). Порывистость в работе, внезапное ее усиление оказываются неблагоприятными для производительности. Но это, же правило справедливо и для высших видов нервно-психической и умственной деятельности.
Н. Е. Введенский понимал, и это особо следует подчеркнуть, что оптимум индивидуален для каждого человека.
2.
Далее, закон Йеркса-Додсона (впрочем, как и закон оптимума-пессимума), если учитывать экспериментальные данные, на основании которых он сформулирован, касается силы детерминации (стимуляции), силы внешних раздражителей, но не мотивации как внутреннего (психического) процесса и не силы мотива как внутреннего побудителя.
И все же очевидно, что этот закон и закон оптимума-пессимума имеют отношение и к самостимуляции, и к силе возникающих желаний, а следовательно, и к мотивации и мотиву.
Как отмечает Ж. Нюттен (1975), идея оптимума мотивации столь же стара, как и человеческая мысль. Поэтому психологи разных стран признавали, что интенсивная стимуляция отрицательно сказывается на нашей эффективности.

В справедливости этих рассуждений сомневаться не приходится, однако проблема состоит в том, что экспериментального подтверждения их очень мало. Все эксперименты сводятся к тому, чтобы создать условия, при которых человек захотел бы сделать нечто быстрее, лучше, но какова была у него при этом сила мотива (потребности, стремления, желания) сказать нельзя, так как она не измеряема напрямую , о ней можно судить только косвенно. Мы лишь предполагаем, что при усилении стимуляции (как правило, внешней, но лучше было бы - внутренней, исходящей от самого субъекта) увеличивается и сила мотива. В этом отношении и эксперименты Йеркса-Додсона не являются доказательством того, что речь в них идет о мотивах. Скорее всего, эффективность научения менялась в связи с различным уровнем тревоги, страха перед наказанием.

И все же, прежде всего практика подтверждает, что оптимум мотивации и силы мотива существует .
Например, имеются наблюдения, что школьники, которые отвечали на экзаменах хуже обычного, - это лица со сверхсильной мотивацией, отличающиеся завышенной самооценкой и неадекватным уровнем притязаний. На экзаменах у них ярко проявляются признаки эмоциональной напряженности.

3 Мотивирующий потенциал внешних факторов стимуляции
Под мотивационным потенциалом понимают силу того воздействия, которое оказывает на энергетику мотива данный стимул. Внешние и внутренние стимулы могут усиливать или ослаблять силу мотива.
На силу мотива могут влиять различные факторы, которые мы рассмотрим более подробно.
1. Похвала, моральное поощрение и порицание, наказания.
Вопрос о влиянии поощрения и наказания изучается психологами в ос­новном в связи с проблемой обучения, где они рассматриваются как положительное и отрицательное подкрепления.


  • одобрение вызывает повторение желательной реакции, а неодобрения – торможение нежелательной реакции, в связи с чем, первое действует сильнее, нежели второе (Э. Торндайк, 1935) Однако дальнейшие исследования этого вопроса выявили противоречивость получаемых результатов.
Например, было установлено, что повторное наказание при осуществлении какого-либо действия не мешает непреодолимому желанию прибегать к нему снова и снова. Лишь в том случае, если то или иное действие или предмет не удовлетворяет больше никакой позитивной потребности, индивид начинает терять к нему всякий интерес (В. Вудвордс, Г. Шлосберг, 1954);

  • похвала и порицание становятся действенными, если учитывать психологические особенности человека (Г. Томсон, С. Канникатт, 1944);

  • похвала и порицание оказывают стимулирующее воздействие только в том случае, если повторяются подряд не больше четырех раз . Длительно используемое порицание (впрочем, как и похвала) приводит к негативным последствиям как для эффективности труда, так и для развития личности (В. В. Маркелов 1972);

  • порицание часто отрицательно влияет на лиц со слабой нервной системой. Похвала действует на них положительно , а на лиц с сильной нервной системой почти не оказывает стимулирующего действия ;

  • публичная похвала очень хорошо оценивается людьми , в то время как публичное иронизирование вызывает самое отрицательное отношение . Что же касается выговора наедине , то больше половины людей реагируют на него позитивно;

  • отрицательная оценка оказывает положительное (стимулирующее) влияние, если она полностью обоснована и дана тактично , с учетом ситуации и состояния человека, его индивидуальных особенностей (А. Г. Ковалева, 1974).

Характерно, что самые худшие резуль­таты работы, по данным А. Г. Ковалева, обнаружились не у тех, кого порицали, а у тех, кого никак не оценивали. «Незамечаемые», т. е. никак не оцениваемые, люди начинали работать все хуже и хуже вследствие снижения силы мотива к выполняе­мой работе, так как считали, что она никому не нужна.


Естественно, оценка должна быть, как правило, адекватна действительным до­стижениям человека. Однако в ряде случаев для стимулирования активности ста­рательного, но не очень способного или неуверенного в себе человека следует по­хвалить его и за небольшие и даже мнимые успехи.
Здесь можно привести слова И.-В. Гёте, который писал, что, обращаясь с ближними так, как они того заслужи­вают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, будто они лучше того, что представляют в действительности, мы тем самым заставляем их становиться лучше.
Существенным моментом является регулярность и своевременность оценки ре­зультатов деятельности.
С этой точки зрения учет успеваемости в вузах только на основании сдачи экзаменов в зимнюю и летнюю сессии нельзя признать удачным, исходя из стимуляции учебной активности студентов. Отсутствие, как в школе, по­стоянных опросов с отметками расслабляет студентов, не делает необходимыми ре­гулярные самостоятельные занятия по учебникам и конспектам лекций.

2. Материальное поощрение (вознаграждение).
В промышленной психологии роль денежного вознаграждения признавалась и признается ведущей в стимуляции работника.

В связи с чем возникла концепция «экономического человека». Согласно этой концепции, величина заработка должна возрастать в соответствии с ростом производительности труда.


При этом было обращено внимание на следующие моменты:

  • если материальное вознаграждение остается на одном и том же уровне, оно снижает со временем свой мотивационный потенциал. Чтобы этот стимул сохранял свою эффективность, необходим рост величины вознаграждения;

  • использование материального вознаграждения более эффективно в том случае, когда выполняемая работа может измеряться количественно, и менее эффективно там, где результаты работы трудно выразить в точных показателях;

  • имеет значение, как часто человек получает вознаграждение – через короткие или длинные промежутки времени; во втором случае мотивационный потенциал вознаграждения снижается ;

  • стимулирующее воздействие вознаграждения различно в зависимости от отношения к деньгам людей.

Вместе с тем, существуют вполне убедительные доказательства того, что имеются более существенные побудители трудовой деятельности человека, чем заработная плата или, по крайней мере, что зарплата является не единственным средством усиления мотивов трудовой деятельности человека (например, моральное поощрение).


Вообще отношение к деньгам у людей разное, отсюда и стимулирующее воздей­ствие вознаграждения различно. П. Вернимонт и С. Фитцпатрик (P. Wernimont, S. Fitzpatrick, 1972) показали, что, наряду с положительным отношением к ним (деньги как мерило удачливости и благополучия, как социально приемлемый атри­бут бытия, как консервативная коммерческая ценность), у ряда лиц наблюдается и отрицательное отношение (деньги как моральное зло, как объект презрения).
3. Соревнование как стимулирующий фактор.
В работах по социальной психологии указывается на «эффект соперничества» : явное или воображаемое (заочный контакт) нахождение личности в контакте с другими пробуждает у нее дух состязательности, стимулирует ее деятельность (В. М. Бехтерев, Н. Трипплет, Ф. Оллпорт).
Экспериментальными исследованиями были выявлены следующие закономерности:

  • очное соревнование с соперником заметно улучшает результаты, но еще большее улучшение наблюдается в том случае, если одновременно соревнуются две команды (А. Ц. Пуни, 1959);

  • рабочая активность людей была больше даже при простой осведомленности , что в соседних помещениях люди выполняют ту же работу;

  • осведомленность о том, что люди выступают на соревнованиях. может увеличивать скорость работы, а ее точность, качество могут и снижаться.

  • дети, как правило, стимулируются при нахождении друг с другом в большей степени, чем взрослые. Особенно острое соперничество возникает между сиблингами, что приводит нередко не к улучшению, а к ухудшению результатов;.

  • играет роль и значимость присутствующих людей;

  • имеют значение и типологические особенности людей. Лица с сильной нервной системой больше стимулируются соревновательной обстановкой, чем лица со слабой нервной системой;

  • стимулирующая роль соперничества зависит и от знания результатов других (В. Д. Шадриков, 1982);

  • существенную роль играет уровень притязаний и самооценки: самолюбивые люди в большей степени стимулируются соревновательной ситуацией, больше «заводятся».

4. Влияние присутствия других людей (coaction effects ).
Еще В. М Бехтерев отмечал, что имеется три типа людей: 1) социально возбудимые, 2) социально тормозимые и 3) социально индифферентные . В дальнейшем это было подтверждено многими исследованиями.

В частности, было установлено, что:


  • многие люди работают хуже , когда чувствуют на себе чужой взгляд;

  • большое значение имеет степень сложности и прочность навыков, которые необходимо освоить в присутствии других: простые и прочные навыки в большинстве случаев выполняются лучше, а еще только осваиваемые и сложные по координации навыки могут выполняться хуже;

  • имеет значение и степень интеллигентности : чем она выше, тем в большей степени возбуждается человек в присутствии других, тем больше он не хочет «ударить лицом в грязь»;

  • высокотревожные люди скорее обнаруживают отрицательную реакцию на присутствие других (зрителей, болельщиков), чем низкотревожные, а лица с высоким уровнем притязаний на поддержку зрителей чаще всего реагируют положительно.
Этим подтверждается существование «эффекта аудитории» , который оказывает на мотивы людей как стимулирующее (усиление энергии человека в присутствии других людей называется фасилитацией ) , так и тормозящее влияние (ингибиция, например страх выступления перед аудиторией).
5. Влияние успеха и неудачи.
Значительное влияние на силу и устойчивость мотивов оказывает успешность деятельности человека.

Успехи воодушевляют его, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к удовлетворенности родом занятий, т. е. к стойкому положительному отношению к своей деятельности.

Неудачи приводят к возникновению состояния фрустрации, которое может иметь два исхода в плане влияния на силу и устойчивость мотива.

В одном случае неудачи, повторяющиеся неоднократно, вызывают у человека желание оставить эту деятельность, так как он полагает, что мало способен к ней .

В другом случае – при неудаче у человека возникает агрессивная реакция, направленная на внешние объекты, сопровождающаяся досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением добиться намеченного, во что бы то ни стало, даже вопреки реальным возможностям. При этом неудача рассматривается как случайность из-за сложившихся внешних обстоятельств, В результате мотив усиливается , но действия, предпринимаемые человеком под его влиянием, часто носят импульсивный и иррациональный характер: они продолжают осуществляться даже тогда, когда уже не целесообразны.
Оценка успеха или неудачи самим человеком всегда субъективна. Она определяется имеющимся у человека уровнем притязаний, сравнением своего достижения с достижениями других и т. п. Поэтому то, что для одного человека является успехом, другим будет расценено как неудача.
Переживание успеха–неуспеха возникает только в тех случаях, когда человек связывает их со своим усердием, способностями , т. е приписывает себе достигнутый результат – «внутреннее приписывание» (Ф. Хоппе, 1930)
«Приписывания» нет при легких и трудных заданиях или при выполнении незнакомого задания, в отношении которого еще не сформировалась субъективная шкала трудности, когда успехи и неуспехи единичны, не приводят к изменению уровня притязаний и расцениваются как случайные, зависящие от ситуации или других людей («внешнее приписывание»).
Отсюда, возникла и идея "локуса контроля": внешнего, если человек считает свое поведение результатом действия факторов и сил, лежащих за пределами его власти и контроля (судьба, счастливый случай, действия других людей и т. д.), и внутреннего, когда человек полагает, что его поведение определяется им самим.
6. Социально-психологический климат в коллективе, группе значительно влияет на отношение человека к выполняемой им работе, на силу его мотива.


  • Освобождение от неукоснительного соблюдения формальных требований администрации,

  • возможность определять режим своей деятельности,

  • обсуждение всем коллективом общих вопросов,

  • дружеская атмосфера – все это способствуют удовлетворению потребности человека в уважении со стороны других, потребности считаться значимым членом группы, принадлежать этой группе, ставшей для него референтной.

Удовлетворенность социально-психологическим климатом в группе, коллективе значительно влияет и на общую удовлетворенность работой, создает устойчивость мотива к этой работе.
7. Влияние общественного внимания (моральных стимулов).
Согласно теории «человеческих отношений» (Э. Мэйо), даже минимальные проявления внимания и заботы к нуждам работников (например, улучшение освещения в рабочем помещении, моральное поощрение на собрании и т. п.) повышает производительность труда . Но особенно повышается мотивация , когда человек знает, что его труд нужен обществу.

Однако чрезмерное проявление общественного внимания может иметь и негативные последствия (может появиться, например, «звездная болезнь» со всеми ее отрицательными сторонами), которые меняют направленность личности, ослабляют устремленность к творческим достижениям.


Кроме того, повышенная ответственность людей с высокой тревожностью может привести к тому, что, излишне волнуясь, желая оправдать общественное внимание, человек может снизить эффективность своей деятельности.
8. Привлекательность объекта потребности.
Сила потребности и энергетика мотива определяются привлекательностью объекта, вызывающего потребность .

Привлекательность может значительно усиливаться в связи с таинственностью объекта или с запретом его использования .

В первом случае стимулируется потребность в восприятии и исследовании (Р. Батлер, 1953).

Во втором случае, запрет что-то открыть, посмотреть, попробовать приводит к стимуляции познавательной мотивации и часто к обратному результату вследствие возникающего у человека любопытства, появлению значимости запрещаемого вследствие приписывания "запретному" плоду положительной валентности.

Привлекательность другого человека обозначают термином аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) На основе ее возникает привязанность как личностная потребность в общении с этим человеком, как особая социальная установка на этого человека, как специфическое эмоциональное отношение к нему (симпатия и даже любовь или, наоборот, антипатия и ненависть).

Известно, что люди притягиваются друг к другу либо по сходству, либо по контрасту. Однако природа этого явления остается до сих пор невыясненной
9. Привлекательность содержания деятельности.

Деятельность может привлекать, интересовать человека с разных сторон.

Это может быть неизвестность , загадочность конечного результата (например, для ученого, путешественника, геолога, читателя детективов) или трудность решаемой задачи, которая «бросает вызов» самолюбию человека ("смогу или не смогу").

Очень часто, решая какую-либо задачу или проблему, человек испытывает удовольствие от напряжения и продуктивности деятельности, и, как следствие, у него повышаются сила и устойчивость мотива ее выполнения.


10. Наличие перспективы, конкретной цели.
В ряде исследований показано, что:

  • сила мотива и эффективность деятельности зависят от того, насколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности;

  • неопределенность будущего снижает мотивацию и целеустремленность;

  • близость цели , равно как и наличие представления о конечных результатах деятельности , сильнее побуждают к достижению этой цели;

  • длительное ожидание, откладывание на неопределенный срок удовлетворения потребности часто приводит к «охлаждению» человека, к потере желания, интереса. Тот же эффект оказывает и неясность цели, ее неконкретность ;

11. Прогноз и активность человека.

При выборе цели человек строит прогноз о вероятности ее достижения в данных условиях, при этом учитывается, естественно, прошлый опыт - положительный или отрицательный .


В зависимости от знака этого опыта эффективность деятельности может быть различной.
12. Функциональные состояния.
Имеется ряд состояний человека, которые резко уменьшают его мотивационный потенциал.

Так, при монотонности жизни, психическом пресыщении , утомлении исчезает желание выполнять работу , к которой вначале имелся положительный мотив.

Особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии , которое характеризуется отрицательным эмоциональным фоном (подавленностью, тоской, отчаянием) из-за неприятных, тяжелых событий в жизни человека и сопровождающееся чувством беспомощности, неуверенности в своих возможностях, чувством бесперспективности. Сила потребностей, влечений резко снижается, что приводит к пассивному поведению, безынициативности.

В то же время могут возникать некоторые навязчивые состояния (непроизвольно, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, представления или побуждения к действию), при которых мотивационный потенциал резко увеличивается

Большое влияние на снижение мотивационного потенциала оказывает «профессиональное выгорание».

Синдром «выгорания» (burnout ) представляет собой набор негативных психических переживаний, «истощение» от длительного воздействия напряжения в профессиях, которые связаны с интенсивными межличностными взаимодействиями, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью.

Термином «выгорание» описываются характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами при оказании им профессиональной помощи (X. Фреденбергером, 1974).
Выделяют три главных компонента «выгорания» (В. Pelman, E. Hartman, 1982):

1. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе целиком.

2. Деперсонализация связана с возникновением равнодушного, негативного и, даже циничного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся обезличенными и формальными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

3. Сниженная рабочая продуктивность (редуцирование личностных достижений) проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности. Появляется безразличие к работе.

Быстрота возникновения «выгорания» зависит от личностных особенностей. Необщительные, застенчивые, эмоционально неустойчивые люди, импульсивные и нетерпеливые, с меньшей самодостаточностью, высокой эмпатией и реактивностью более склонны к развитию «выгорания».

Имеют значение и производственные факторы.

«Выгорание» развивается раньше, если работник:

а) оценивает свою работу как незначимую;

б) не удовлетворен профессиональным ростом;

в) испытывает недостаток самостоятельности, считает, что его излишне контролируют;

г) полностью поглощен своей работой (трудоголик);

д) испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требовании,

е) испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности).

Состояние «выгорания» развивается подспудно, в течение длительного времени. Поэтому целесообразно время от времени проводить обследование работников для выявления ранних симптомов этого состояния и предупреждения снижения мотива к выполняемой профессиональной деятельности.