Требования к образованию сотрудников контрактной службы. Должностная инструкция — Специалист по закупкам Что такое специалист по закупкам


25.04.2016


Понятие профстандарта и нормативная база

Впервые понятие «профессиональный стандарт» появилось в нормативной базе почти 4 года назад - в так называемом «майском» указе Президента РФ №597 1 . В этом документе шла речь в том числе о необходимости подготовить и внести в Госдуму проект федерального закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профстандартов; утвердить план их разработки; разработать и утвердить не менее 800 таких стандартов. В декабре 2012 г. в Трудовом кодексе появилось определение «профессионального стандарта»: под ним понималась характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности 2 .

В январе 2013 г. Правительством РФ были приняты Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов 3 . После этого Минтруд РФ начал разрабатывать и утверждать профстандарты, а также вести их реестр на специализированном Интернет-сайте http://profstandart.rosmintrud.ru (на середину апреля 2016 г. таких стандартов было уже утверждено более 800).

К разработке стандартов привлекаются научные и образовательные организации, действующие в той или иной профессиональной сфере, органы государственной власти местного самоуправления.

Наконец, в мае 2015 г. были приняты важные изменения в Трудовой кодекс РФ 4 , в соответствии с которыми с 1 июля 2016 г. профстандарты будут обязательны для применения работодателями, если обязательность их применения будет установлена в Трудовом кодексе РФ, других федеральных законах или иных нормативных правовых актах РФ 5 . Если же такого требования не будет, то профстандарты должны применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда5. По сути это означает, что если, например, в федеральном законодательстве об образовании указано, что лица, имеющие право на занятие педагогической деятельностью, должны в числе прочего отвечать квалификационным требованиям, установленным в профстандартах 6 , то работодатель (образовательная организация) должен обеспечивать соответствие своих педагогических работников этому требованию.

А вот если, скажем, в отношении такого работника, как «ведущий телевизионной программы», требования к квалификации установлены только в профессиональном стандарте, а в нормативных правовых актах требования о соответствии такого работника данному профстандарту не содержится, то работодатель вправе и не предъявлять к работнику данные требования (например, по уровню образования), если в связи с теми или иными «особенностями организации производства и труда» это не представляется возможным.

Кроме того, с 1 июля 2016 г. вступит в силу норма, согласно которой Правительство РФ будет иметь право с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливать особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более 50 % акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности 7 . Это означает, что в скором времени могут появиться отдельные решения Правительства РФ, обязывающие перечисленные выше организации применять в своей деятельности те или иные стандарты.

1 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

2 Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании», статья 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

3 Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

4 Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

5 Ст. 195.3 ТК РФ.

6 Ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7 Ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Отметим, что под применением профстандарта работодателем понимается их использование «при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления» 8 .

Профстандарты не обошли и сферу закупок. Осенью 2015 г. были утверждены 2 таких стандарта: «специалист в сфере закупок» и «эксперт в сфере закупок» 9 . Разработчиками обоих стандартов являются Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр» и Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.

Пока ни законом 44-ФЗ, ни законом 223-ФЗ не установлено требование о строгом соответствии закупщиков этим профстандартам (см. для сравнения ситуацию в законодательстве в образовании, описанную выше). Лишь в 44-ФЗ указывается, что работники контрактной службы/контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок 10 . Никаких других ссылок на профстандарты ни в этих законах, ни в подзаконных нормативных правовых актах нет, равно как нет и положения об обязательном применении этих профстандартов и в утверждающих их приказах Минтруда РФ 11 . Но нельзя исключать появления такого требования в будущем как по отношению ко всем заказчикам, работающим по тому или иному закону, так и в отношении отдельных категорий организаций (см. выше). Поэтому ознакомиться с содержанием этих профстандартов заказчикам стоит уже сейчас, и в данной статье, собственно, и делается соответствующий обзор.

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок»

Наименование вида профессиональной деятельности, на который распространяется данный стандарт, сформулирован как «деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Таким образом, стандарт распространяется как на закупки в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ.

Стандарт включает в себя 4 обобщенные трудовые функции и 9 соответствующих каждой из них трудовых функций:

Таблица 1.
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги
2. Подготовка закупочной документации
3. Обработка результатов закупки и заключение контракта
4. Составление планов и обоснование закупок
5. Осуществление процедур закупок
6. Проверка соблюдений условий контракта
7. Проверка качества представленных товаров, работ, услуг
4. Контроль в сфере закупок 8. Мониторинг в сфере закупок
9. Аудит и контроль в сфере закупок

Обратим внимание, что не все трудовые функции в полной мере могут относиться к практике применения сразу обоих законов. Например, ни о каком обосновании закупок в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не упоминается, хотя, конечно, такая процедура может в принципе предусматриваться положением о закупке конкретного заказчика. Кроме того, мониторинг, аудит и контроль в сфере закупок как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ вообще относятся не к полномочиям заказчиков, а к полномочиям государственных и муниципальных органов. В этой связи рассмотрим, с какими возможными должностями соотнесены трудовые функции стандарта:

Таблица 2.
Обобщенные трудовые функции Возможные наименования должностей сотрудников
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
  • Специалист по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Контрактный управляющий
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
  • Старший специалист по закупкам
  • Консультант по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Контрактный управляющий
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта
  • Ведущий специалист по закупкам
  • Работник контрактной службы
  • Заместитель руководителя подразделения
  • Руководитель подразделения
  • Руководитель контрактной службы
  • Контрактный управляющий
4. Контроль в сфере закупок
  • Советник
  • Заместитель руководителя
  • Руководитель

Как можно понять из приведенной таблицы, на практике возможны различные комбинации.

Например, если у заказчика, осуществляющего закупки только по 223-ФЗ, работает один сотрудник, который занимается всеми вопросами, связанными с закупками, то его должность должна называться «ведущий специалист по закупкам», поскольку именно такая должность позволяет выполнять все три первые обобщенные трудовые функции, которые могут относиться к деятельности заказчика.

Если закупками у заказчика занимается группа сотрудников, то каждый из этих сотрудников может заниматься выполнением своей собственной обобщенной трудовой функции в соответствии со своей должностью, например, обеспечением закупок - специалист, осуществлением закупок - старший специалист или консультант, а экспертизой результатов и приемкой результатов контракта - ведущий специалист или руководитель подразделения (его заместитель).

Что же касается последней обобщенной трудовой функции по контролю в сфере закупок, то, как уже говорилось выше, в отношении заказчиков как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ она неприменима.

К сотруднику, выполняющему ту или иную обобщенную трудовую функцию, предъявляются в соответствии со стандартом определенные требования:

Таблица 3.
Обобщенные трудовые функции Предъявляемые требования
1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок
2. Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Высшее образование - бакалавриат, дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы - не менее 3 лет в сфере закупок.
3. Экспертиза результатов закупок, приемка контракта Высшее образование - специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы - не менее 4 лет в сфере закупок.
4. Контроль в сфере закупок Высшее образование - специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок, опыт практической работы - не менее 5 лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2 лет.

Как показывает приведенная таблица, если у заказчика закупками (в том числе приемкой результатов контракта) занимается, например, только один сотрудник, то он должен отвечать достаточно высоким требованиям - иметь высшее образование по специалитету или магистратуре, пройти дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и иметь опыт практической работы в сфере закупок не менее 4 лет. Если же таких сотрудников несколько и они выполняют разные обобщенные трудовые функции, то требования к ним могут предъявляться разные в зависимости от выполняемой функции. Самые высокие требования в любом случае предъявляются сотруднику, который занимается приемкой результатов контракта.

В зависимости от сложности каждой обобщенной трудовой функции в стандарте присвоен свой уровень квалификации 12: самый низкий (5-й) у первой функции «Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд», а самый высокий (8-й) - у последней «Контроль в сфере закупок». Вторая и третья обобщенные трудовые функции соотнесены с 6-м и 7-м уровнями квалификации соответственно. В принципе, уровни квалификации коррелируют с предъявляемыми требованиями - чем выше требования, тем выше и уровень.

В рассматриваемом стандарте каждая трудовая функция, входящая в состав обобщенной трудовой функции (см. Таблицу 1), в свою очередь, расписана по составляющим ее трудовым действиям, необходимым умениям и знаниям.

Пример 1

Рассмотрим трудовую функцию «предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги».

Для выполнения этой функции сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия:

1. Обрабатывать и анализировать информацию о ценах на товары, работы, услуги.

2. Готовить и направлять приглашения к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами.

3. Обрабатывать, формировать и хранить данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

умениями :

2. Создавать и вести информационную базу данных.

3. Изготавливать документы, формировать, архивировать, направлять документы и информацию.

4. Обобщать полученную информацию, цены на товары, работы, услуги, статистически ее обрабатывать и формулировать аналитические выводы.

И, наконец, сотрудник должен обладать следующими знаниями :

2. Основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.

3. Основы антимонопольного законодательства.

5. Особенности ценообразования на рынке (по направлениям).

6. Методы определения и обоснования начальных максимальных цен контракта.

7. Основы информатики в части применения к закупкам.

8. Этика делового общения и правила ведения переговоров.

9. Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок.

10. Требования охраны труда.

Кроме того, при выполнении трудовой функции сотрудник должен следовать ряду этических норм (соблюдать этику делового общения, не разглашать материалы рабочих исследований и т.д.).

Отметим, что опять же не все трудовые действия, содержащиеся в стандарте, могут одновременно относиться к закупочной деятельности как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ. Например, трудовая функция «составление планов и обоснование закупок» содержит трудовое действие «разработка плана-графика и осуществление подготовки изменений для внесения в план-график». В деятельности заказчика, который ведет закупочную деятельность только в рамках 223-ФЗ, никакие планы-графики не предусмотрены, этот заказчик составляет только планы закупки. Однако если потенциально заказчик может попасть под действие 44-ФЗ (например, получить бюджетную инвестицию, расходование средств которой предусмотрено с применением именно этого закона, предусматривающего применение планов-графиков), то рекомендуется сразу включать данные трудовые действия в должностные инструкции сотрудников с добавлением оговорки «в установленных законодательством РФ случаях».

Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» 13

Данный стандарт включает следующие обобщенные трудовые функции и соотнесенные с ними трудовые функции:

Таблица 1.
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Мониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
Консультирование по закупочным процедурам
Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Экспертиза закупочной процедуры
Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта
Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд Управление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
Проведение аттестации (оценки профессиональной квалификации) и контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации
Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности

К практической деятельности заказчиков здесь может быть отнесена только трудовая функция «экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта» . Причем эта функция может реализовываться только в рамках 44-ФЗ, который обязывает заказчиков проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, но позволяет заказчику в определенных случаях проводить ее, не привлекая внешних экспертов, а «своими силами» 14 . Возможная должность, которую занимает сотрудник заказчика, осуществляющий эту функцию - контрактный управляющий. К нему предъявляются достаточно высокие требования - наличие высшего образования (специалитет, магистратура), наличие дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок), наличие опыта практической работы в сфере закупок не менее 4 лет.

Пример 2

Для выполнения функций контрактного управляющего сотрудник должен осуществлять следующие трудовые действия :

1. Осуществление экспертизы выполнения контракта.

2. Осуществление экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

3. Осуществление проверки соответствия фактов и данных при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

4. Осуществление проверки соответствия качества товаров, услуг, работ при экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

5. Составление и оформление по результатам экспертизы документа в виде заключения.

Для выполнения указанных трудовых действий сотрудник должен обладать следующими умениями :

1. Использовать вычислительную и иную вспомогательную технику, средства связи и коммуникаций.

2. Выявлять при осуществлении экспертизы нарушения выполнения контракта.

3. Выявлять при осуществлении экспертизы нарушения результатов, предусмотренных контрактом.

4. Выявлять при осуществлении проверки нарушения качества товаров, услуг, работ.

5. Составлять и оформлять по результатам экспертизы документ в виде заключения.

И, наконец, для выполнения данной трудовой функции сотрудник должен обладать достаточно широким кругом следующих знаний :

1. Требования законодательства РФ и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок.

2. Основы гражданского, бюджетного, трудового и административного законодательства в части применения к закупкам.

3. Экономические основы и особенности ценообразования на рынке по направлениям.

4. Основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам.

5. Основы статистики в части применения к закупкам.

6. Особенности составления закупочной документации.

7. Порядок установления ценообразующих факторов и выявления качественных характеристик, влияющих на стоимость товаров, работ, услуг.

8. Особенности претензионной работы.

9. Методология проведения экспертизы соответствия результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

10. Этика делового общения и правила ведения переговоров.

11. Дисциплина труда и внутренний трудовой распорядок.

12. Требования охраны труда.

Также как и в предыдущем стандарте (см. выше) к сотруднику предъявляются требования по соблюдению ряда этических норм. Уровень квалификации сотрудника в данном случае - 7.

8 Пп. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

9 Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» и Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

10 Ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11 Для сравнения - такое положение, например, содержится в приказах Минтруда РФ, утвердивших профессиональные стандарты в сфере социального обслуживания.

12 См. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов».

13 Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 626н «Об утверждении профессионального стандарта «Эксперт в сфере закупок».

14 Части 3 и 4 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С 1 июля 2016 года организации должны руководствоваться профстандартами в части требований к квалификации, которые устанавливает Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ). Разберемся, каким критериям должны соответствовать специалисты по закупкам.

Из этой статьи вы узнаете:

  • какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок;
  • какие трудовые функции предусматривает профстандарт специалист по госзакупкам;
  • каких умений требует от работников профессиональный стандарт специалист в сфере закупок.

Какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок

Выясним, какие профстандарты заказчики применяют в сфере закупок. В настоящее время в этой области действуют два документа:

  • профстандарт «Специалист в сфере закупок », который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н,
  • профстандарт «Эксперт в сфере закупок », который утвержден приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 626н.

Профессиональный стандарт специалиста по закупкам устанавливает, что эти виды деятельности нужны, чтобы контролировать и управлять закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Профстандарты разработаны под государственных заказчиков, которые проводят закупки в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и Законом №44-ФЗ .

Коммерческие организации могут приспособить принятые профстандарты под свою хозяйственную деятельность. Для этого нужно перенести положения из них в локальные акты, .

Профстандарт специалист по госзакупкам

Профессиональный стандарт специалист по госзакупкам предусматривает четыре уровня квалификации - с 5-го по 8-й. Всего рамках системы профстандартов установлено девять уровней квалификации. Из них 1-й самый низкий, уровень а 9-й означает наиболее высокую квалификацию (приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н ).

Профессиональный стандарт содержит требования к уровню образования и опыту работы специалистов в области закупок. Кроме того, стандарт предусматривает возможные названия их должностей.

Рассмотрим требования подробнее (таблица ниже)

Требования к квалификации специалистов в сфере закупок

квалификации

Возможные наименования должностей

Обобщенная трудовая функция

Необходимое образование

Необходимый опыт работы

Специалист по закупкам

Работник контрактной службы

Контрактный управляющий

Обеспечение закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд

Среднее профессиональное;

дополнительное профессиональное - программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в области закупок

Отсутствуют

Старший специалист по закупкам Консультант по закупкам

Работник контрактной службы

Контрактный управляющий

Осуществление закупок для государственных, муниципальных, корпоративных нужд

Высшее образование - бакалавриат;

дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в области закупок

Не меньше трех лет в закупках

Ведущий специалист,

работник контрактной службы,

заместитель руководителя подразделения,

руководитель подразделения,

руководитель контрактной службы,

контрактный управляющий

Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы п профессиональной переподготовки в области закупок

Не меньше четырех лет в закупках

Советник, заместитель руководителя,

руководитель

Контроль в сфере закупок

Высшее образование - специалитет, магистратура;

Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации или программы профессиональной переподготовки в области закупок

Не меньше пяти лет в закупках, в том числе не меньше двух лет на руководящих должностях

Обратите внимание, что работники, которые относятся к 5-му уровню, обязаны пройти как программу повышения квалификации, так и программу профессиональной переподготовки в сфере закупок. Для остальных уровней достаточно одной из этих двух форм дополнительного образования.

Отличие программ повышения квалификации от программ профессиональной переподготовки в следующем. Если сотрудник повышает квалификацию, он совершенствует или получает новую компетенцию, либо повышает профессиональный уровень в пределах имеющейся квалификации (ч. 4 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, далее - Закон № 273-ФЗ ).

Минимальная продолжительность программы в общем случае 16 часов. Но в области закупок минимальная продолжительность программ повышения квалификации - не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций, направленных письмом Минэкономразвития России и Минобрнауки России от 12 марта 2015 г. № 5594-ЕЕ/Д28и/АК-553/06 ). Исключение составляют программы обучения руководителей организаций-заказчиков. Для них допускается минимальный срок обучения до 40 часов (п. 2.4 указанных Методических рекомендаций).

Если работник обучается по программе профессиональной переподготовки, он получает компетенцию, которая требуется, чтобы выполнять новый вид профессиональной деятельности, приобретает новую квалификацию (ч. 5 ст. 76 Закона № 273-ФЗ ). Минимальная продолжительность программы профессиональной переподготовки составляет 250 часов.

Скачайте документы по теме:

Какие трудовые функции могут выполнять специалисты по закупкам

Какие трудовые функции могут выполнять специалисты по закупкам, зависит от уровня квалификации. Самый низкий уровень квалификации в сфере закупок - 5-й. Его присваивают сотрудникам, которые не имели опыта с закупками. Работник с 5-м уровнем квалификации может выполнять трудовые функции:

  • предварительно собирать информацию о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;
  • готовить закупочную документацию;
  • обрабатывать результаты закупки и заключения контракта.
  • cпециалисты 6-го уровня квалификации выполняют следующие трудовые функции
  • составляют планы и обоснования закупок;
  • осуществляют процедуру закупок.
  • cпециалисты 7-го квалификационного уровня выполняют такие трудовые функции:
  • проверяют, соблюдаются ли условий контракта;
  • следят за качеством представленных товаров, работ, услуг.

К обобщенной трудовой функции 8-го уровня квалификации «Контроль в сфере закупок» относят мониторинг в сфере закупок, а также аудит и контроль в этой сфере. Сюда входят анализ и оценка результатов закупок, разработка нормативных или локальных актов в сфере закупок и т. д.

Специалист в сфере закупок: профессиональный стандарт

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок » содержит не только требования к образованию и опыту работы. Он также предусматривает умения и знания, которые являются общими для всех перечисленных ранее трудовых функций. Прежде всего, это умение пользоваться оргтехникой, иной вычислительной и вспомогательной техникой, средствами связи и коммуникаций.

Что касается знаний, профстандарт устанавливает, что любой специалист по закупкам должен знать:

  • законодательство РФ, которое устанавливает правила закупок;
  • гражданское, бюджетное, земельное, трудовое и административное законодательство в той части, которая относится к закупкам;
  • азы антимонопольного законодательства;
  • основы бухгалтерского учета, которые касаются закупок;
  • азы информатики в части, которую можно применить к закупкам;
  • внутренний трудовой распорядок организации;
  • требования охраны труда.

Таким образом, профстандарт специалиста в сфере закупок требует весьма обширных знаний, в том числе и от начинающих работников. Некоторые требования сформулированы расплывчато, но, вероятно, они будут уточнены в ходе дальнейшего применения данного стандарта.

На специалиста по закупкам возложены контроль и управление тендерными процедурами. В статье расскажем об обязанностях, а также о том, что из себя представляет должностная инструкция специалиста по закупкам по 44-ФЗ.

Обязанности специалиста по закупкам 44-ФЗ согласно профстандарту

Профстандарт специалиста по закупкам утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н. Для различных категорий сотрудников установлены разные показатели. Они включают как теоретические знания, так и наличие практического опыта.

Каким требованиям должен соответствовать специалист, зависит от объема возложенных на него обязанностей. К примеру, если он занимается предварительным сбором сведений о потребностях заказчика, ценах на товары, работы, услуги, должен уметь использовать вычислительную технику, средства связи и коммуникаций, работать с базами данных, готовить документы, обобщать полученные сведения. Необходимы следующие знания:

  1. НПА в сфере закупок;
  2. основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного законодательства;
  3. основы антимонопольного законодательства;
  4. основы бухучета;
  5. принципы ценообразования;
  6. методы расчета НМЦК;
  7. основы информатики;
  8. этика делового общения;
  9. требования охраны труда.

Если в числе обязанностей есть непосредственное проведение закупочных процедур, перечень знаний и умений будет отличаться. Специалист должен уметь выбирать способ определения поставщика, контролировать разработку проекта контракта, работать в ЕИС, составлять отчеты. Помимо перечисленных выше необходимы знания в области составления закупочной документации, основ статистики, особенности формирования требований к ТРУ, регламента работы торговых площадок .

Минимальный стаж работы в сфере закупок для контрактного управляющего - три года. Если в обязанности специалиста по закупкам входит контроль за соблюдением условий контракта, потребуется уже четырехлетний опыт.

Должностные обязанности специалиста по государственным закупкам

В ст. 38 Закона 44-ФЗ перечислены следующие обязанности:

  • разрабатывают план закупок, готовят изменения для внесения в план закупок, размещают план в ЕИС;
  • разрабатывают и публикуют план-график;
  • готовят и размещают в ЕИС извещения, документацию о закупках и проекты контрактов, готовят и направляют приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами;
  • непосредственно проводят закупки, в том числе заключают контракты;
  • участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков;
  • организуют в случае необходимости консультации с поставщиками.

Обязанности специалиста по закупкам заказчик указывает в положении. Этот документ составляется на основе типового регламента, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 29.10.2013 г. № 631.

Образец

Утвержденного образца должностной инструкции специалиста по закупкам по 44-ФЗ не существует. Документ составляется в свободной форме по правилам внутреннего документооборота предприятия, на фирменном бланке. В нем прописывают требования к специалисту по закупкам, его обязанности, права, ответственность.

Какие разделы содержит должностная инструкция специалиста по закупкам:

  • общие положения - порядок назначения и увольнения, общие сведения о должности, требования к сотруднику на основе профстандарта;
  • должностные обязанности специалиста по закупкам 44-ФЗ;
  • права работника;
  • ответственность;
  • заключительные положения - ссылки на профессиональные стандарты, которые взяты за основу документа.

Здравствуйте, уважаемые читатели. В предыдущей статье мы с Вами подробно рассмотрели специальность « ». В данной статье мы с Вами рассмотрим такую специальность, как «специалист по закупкам». Несмотря на схожесть названий специальностей «менеджер по тендерам» и «менеджер по закупкам» это другая сторона медали данной деятельности, а именно деятельность по закупке товаров, работ, услуг через тендеры, но уже со стороны заказчика.

Специалист по закупкам обязанности.
Специалист по закупкам осуществляет деятельность на размещение заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для обеспечения государственных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
К обязанностям специалиста по закупкам относится также организация работы по подготовке аукционной, конкурсной документации, извещений о проведении запроса котировок, претензионно-исковая работа, представление интересов организации на заседаниях в УФАС, размещение государственного заказа на общероссийском официальном сайте, правовой анализ банковских гарантий, работа на электронных торговых площадках, разработка технических заданий, участие в формировании плана закупок и плана-графика, размещение отчетов об исполнении контрактов, ведение реестра контрактов.

Требования к специалисту по закупкам.
Проведя анализ размещенных вакансий «специалист по закупкам» можно выделить основные требования, которые работодатель предъявляет к кандидатам:

  • Высшее образование (техническое, экономическое, финансовое, юридическое)
  • Знание 223-ФЗ и 44-ФЗ
  • Повышение квалификации по дополнительной профессиональной
  • программе в сфере закупок (не менее 120 академических часов)
  • и/или профессиональная переподготовка в сфере закупок
  • Опыт разработки закупочной документации
  • Умение работать с подсистемами ЕАИСТ, с ООС (zakupki.gov.ru) и электронными торговыми площадками
  • Знание ПК на уровне уверенного пользователя

Это основные требования к специалисту по закупкам, которые можно выделить из размещаемых вакансий по данной специальности.

Профессиональный стандарт специалист в сфере закупок.
10 сентября 2015 года Приказом Минтруда России № 625н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок» введен в действие новый профстандарт.

С 1 июля 2016 года работодатели будут обязаны применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации работника и будут обязаны руководствоваться стандартом при:

  • формировании кадровой политики;
  • организации обучения и аттестации работников;
  • заключении трудовых договоров;
  • разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

В стандарте определены не только функции, но требование к образованию, опыту работы должности специалист по закупкам, а также выделено несколько обобщенных трудовых функций:

3.1 Организация работы в сфере закупок Поставщика
(подрядчика, исполнителя)
3.1.1 Обеспечение процедуры закупки
3.1.2 Поиск и отслеживание закупок в соответствии с
направлением деятельности
3.1.3 Участие в закупочном цикле поставщика
(подрядчика, исполнителя)
3.1.4 Администрирование электронных подписей и работа

3.1.5 Осуществление поставки товара (выполнения
работы, оказания услуги)
3.1.5 Экспертное консультирование
3.2 Организация процессов по управлению закупками
для собственных нужд
3.2.1 Планирование закупок
3.2.2 Поиск, выбор и оценка поставщиков
3.2.3 Анализ и мониторинг рынка закупок
3.2.4 Администрирование закупочного цикла
(Покупатель)
3.2.5 Анализ предложений поставщика (подрядчика,
исполнителя)
3.2.6 Администрирование электронных подписей и работа
на электронных торговых площадках
3.2.7 Заключение и исполнение контракта
3.2.8 Приемка и контроль качества закупки
3.2.9 Аудит качества закупочной деятельности
3.3 Общее руководство по управлению закупками

Специалист по закупкам зарплата.
Средняя зарплата специалиста по закупкам в Москве составляет 47 000 рублей, по Санкт-Петербургу 41 000 рублей, если анализировать зарплаты в целом по России, то средний уровень зарплаты данной должности составит уже 34 000 рублей. Представленные данные актуальны на момент написания статьи.

Курсы специалист по закупкам.
На данный момент на рынке существует множество курсов, семинаров для специалистов по госзакупкам. Первый распространенный минус таких курсов это высокая цена, и второй существенный минус, который следует отметить это очное обучение с отрывом от работы.
Наиболее современный и эффективный способ обучения на данный момент является онлайн обучение с поддержкой и обратной связью преподавателей. При этом нет необходимости присутствовать на обучении очно и тратить время на дорогу, достаточно иметь компьютер и выход в интернет.
Если Вы желаете повысить свою квалификацию в закупках или приобрести знания и умения и как следствие работу на должности «специалист по закупкам», то рекомендую пройти обучение

Понятие о профессиональном стандарте появилось в Трудовом кодексе в 2012 г. Под этим термином понимается описание квалификации в какой-либо области профессиональной деятельности.

На основании Правил стандартов (утверждены ПП от 22.01.2013 № 23) Минтруд разработал и ввел в действие соответствующими приказами от 10.09.2015 две специальности для работающих в сфере закупок: № 625н — профстандарт специалиста в сфере закупок, № 626н — эксперта.

Профстандарты получают свое применение даже при создании . Дается преимущество сотрудникам с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки ().

Профстандарт «Специалист»

Своеобразным водоразделом является текущий год. Еще в 2016 г. контрактному работнику достаточно было иметь образование по правилам размещения заказов. Нынешняя ситуация обязывает соблюдать профстандарт специалиста по закупкам с 2019 года с наличием документов об образовании в контрактной сфере.

Данная специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.

Специалисту предоставлены функции:

  • уровень 5, начальный — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
  • 6 — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
  • 7 — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
  • 8 — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).

Составлены требования к образованию и обучению:

  1. Среднее, дополнительное профессиональное.
  2. Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное.
  3. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.

Определены сроки опыта практической работы в сфере госзакупок:

  1. Не менее 3-х лет.
  2. Не менее 4-х.
  3. Не менее 5-и, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х.

Профстандарт «Эксперт»

Задачи проведения экспертизы и консультирования, оценки продукта включает профстандарт эксперта в сфере закупок. Закрепленные трудовые функции представляют собой примерно такой же перечень.

Аналогичная система классификации от минимального уровня сложности к максимальному прослеживается и здесь, их всего три:

  1. Уровень 6 — консультирование (мониторинг рынка, справки).
  2. 7 — экспертиза (в отношении процедур и исполнения контрактов).
  3. 8 — работы по консультированию и экспертизе (управление организацией, аттестация, исследование проблем).

Для минимального предела необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование, а опыт практических навыков должен составлять не менее 3-х лет.

Для среднего уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное, а также не менее 4-х лет работы.

Для максимальной ступени возможно иметь такое же образование, как для средней, но период осуществления профдеятельности не может составлять менее 5-и лет, в том числе менее 3-х на руководящих должностях.