Какая закупка считается проведенной в электронной форме. Какая закупка считается проведенной в электронной форме Закупка в электронной форме по 223 фз


На сегодняшний день государственные закупки в нашей стране контролирует Федеральный Закон №44. И с 72-ой по 79-ую статьи данного законодательно-нормативного акта посвящены такому способу определения поставщика, как запрос котировок.

Что такое запрос котировок в электронной форме?

Согласно 1 пункту ст. 72 ФЗ-44, запросом ценовых котировок называется та форма определения поставщика, при которой контракт достается участнику, предложившему самую низкую цену его выполнения. При этом, вся информация публикуется в открытом режиме, на пространстве Единой Информационной Системы.

Правила проведения электронного запроса котировок

Электронный запрос котировок характеризует целый ряд важных моментов, которые необходимо знать как организатору, так и участнику торгов.
  • Максимальная сумма контракта, на который запрашиваются электронные котировки, не должна быть более пятисот тысяч рублей.
  • Извещение о проведении торгов размещается в открытом доступе не позднее недели до их завершения. В случаях, когда цена контракта менее 250 тыс. руб., этот срок может быть урезан до четырех дней (рабочих).
  • Ежегодная сумма закупок, проводимых подобным образом, не должна превышать сто миллионов рублей в денежном выражении.
  • Вместе с извещением необходимо опубликовать проект будущего контракта и не убирать его из свободного доступа вплоть до момента завершения подачи заявок.
  • Подача котировки не требует от участника наличия обеспечения заявки.
  • Организатор не вправе требовать от участника никаких документов, кроме заявки в установленной форме.
  • Если запрос котировок проводится на территории иностранных государств, либо он связан с экстренными ситуациями, то в действие вступают особые правила, прописанные в канве закона.

Как принять участие в запросе электронных котировок?

Для этого необходимо подать официальную заявку в электронном виде, составленную и оформленную по всем правилам ФЗ №44 . Эти нормы содержатся в третьем пункте 73-ей статьи законодательного акта. Согласно ему, заявка должна содержать в себе:
  • Реквизиты организации;
  • Паспортные данные ответственного лица;
  • Юридический и физический адреса фирмы;
  • ИНН организации и ответственного лица;
  • Документы, подтверждающие наличие тех или иных преимуществ у участника - например, принадлежность к сегменту малого бизнеса;
  • Заявление стоимости выполнения работ/поставок по контракту.
При этом, никакого образца данной заявки закон не содержит, поэтому организатор вправе самостоятельно приложить его к тендерной документации.

Как выиграть запрос котировок в электронной форме?

Для того чтобы выиграть запрос котировок в электронном виде, прежде всего, необходимо условия заказчика. Законы о закупках содержат в себе множество нюансов, которые знакомы и понятны только узкоспециализированным профессионалам.
Желаете сделать свое участие в запросах котировок максимально продуктивным? Обратитесь за помощью к экспертам нашей компании!

Которые касаются закупок в электронной форме. Напомним, что новеллы предусмотрены Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, к.ю.н., Дмитрий Казанцев подготовил краткий обзор нововведений.

Закупки в электронной форме и статус ЭТП

Конкурентные закупки по умолчанию проводятся в электронной форме (ч. 2 ст. 3). Исключения из этого правила должны быть прямо установлены в Положении о закупках.

Вводится понятие электронной закупки как конкурентной закупки, проводимой на электронной площадке (ч. 1 ст. 3.3). Требования к оператору электронной площадки сводятся к его организационно-правовой форме и структуре собственности (ч. 2 ст. 3.3). Иных требований к операторам электронных площадок для проведения электронных закупок по правилам Закона № 223-ФЗ новеллами не установлено.

Лишь для проведения электронных закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, оператор электронной площадки должен отвечать ещё одному требованию: она должна быть включена в утверждённый Правительством РФ перечень площадок, на которых проводятся такие закупки по правилам Закона № 223-ФЗ (ч. 11 ст. 3.4).

Войти в такой перечень площадка может, если одновременно соответствует:

а) единым требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

б) дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ для электронных площадок, на которых проводятся закупки с участием исключительно субъектов МСП по правилам Закона № 223-ФЗ.

В настоящее время Правительство не утвердило ни единые требования, ни дополнительные требования.

При этом для проведения электронных закупок по правилам Закона № 223-ФЗ Правительство РФ утвердит отдельный перечень электронных площадок (прямое указание ч. 11 ст. 3.4).

Способы закупок в электронной форме

Сформулирован закрытый перечень способов закупки, применяемых при проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП (ч. 2 ст. 3.4). Такие закупки проводятся исключительно в электронной форме.

Для всех остальных закупок перечень разрешённых способов является открытым (прямое указание п. 2 ч. 3.1 ст. 3). Заказчик, как и раньше, вправе проводить закупку теми способами, которые установлены в его Положении о закупках. Заказчик сохранил право устанавливать дополнительные элементы этих закупок – такие, как первый этап, предквалификацию, переторжку. Только эти дополнительные элементы теперь должны именоваться этапами (ч. 24 ст. 3.2).

Предусматривается обязательное участие закупочной комиссии в определении победителя каждой конкурентной закупки (ч. 8 ст. 3.2). Состав такой комиссии и порядок её работы, как и раньше, заказчик определяет самостоятельно.

Заказчик лишён права отказаться от закупки после вскрытия конвертов независимо от способа и формы проведения конкурентной закупки (ч. 5 ст. 3.2). Права на отказ от заключения контракта новеллами также не предусмотрено.

Использование терминов «конкурс», «аукцион», «запрос котировок» и «запрос предложений», установленных п. 1 ч. 3.1 ст. 3, в силу сказанного выше является желательным, но не обязательным.

При проведении этих закупок заказчик ограничен сроками, установленными ст. 3.2 для публикации извещения и документации в ЕИС:

  • Конкурс — 15 дней до окончания приёма заявок (ч. 17 ст. 3.2);
  • Аукцион — 15 дней до окончания приёма заявок (ч. 19 ст. 3.2);
  • Запрос котировок — 5 рабочих дней до окончания приёма заявок (ч. 21 ст. 3.2);
  • Запрос предложений — 7 рабочих дней до окончания приёма заявок (ч. 23 ст. 3.2).

При проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП ч. 3 ст. 3.4 установлены иные сроки.

В силу того, что эти сроки установлены в ст. 3.2, посвящённой общему порядку проведения конкурентной закупки безотносительно к форме такой закупки, то контроль этих сроков возлагается на заказчика. Однако при проведении закупки в электронной форме заказчик может настроить автоматизированный контроль сроков (при наличии соответствующей функциональности электронной площадки), не позволяющий объявить электронную закупку с нарушением этих сроков.

Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки (ч. 15 ст. 3.2). При проведении закупок с участием исключительно МСП такой договор заключается только на электронной площадке, во всех остальных случаях – в порядке, определённом заказчиком.

Информационное обеспечение закупки

Помимо требований к составу извещения и документации закупки в Законе № 223-ФЗ теперь установлены требования к протоколам. В ч. 13 ст. 3.2 установлены требования к составу протокола, формируемого в процессе закупки. Это может быть протокол вскрытия конвертов, протокол предквалификации, протокол первого этапа и т.п.. В ч. 14 ст. 3.2 установлены требования к содержанию итогового протокола.

В силу указания ч. 1 ст. 3.3 при проведении закупки в электронной форме обе категории протоколов формируются на электронной площадке полуавтоматизировано на основании сведений, загруженных на электронную площадку заказчиком. Подписываются протоколы в любом случае усиленной квалифицированной подписью заказчика.

А вот закупочная документация в силу своего объёма и специфики не может быть сформирована путём заполнения полей и форм электронной площадки, а потому контроль её состава не возложен ст. 3.3 на электронную площадку. Особенно важно обратить внимание на то, что ч. 10 ст. 4 расширены требования к составу такой документации. В частности, теперь заказчик обязан указать сроки проведения каждого этапа, а также критерии оценки заявки и порядок их применения. Незначительно расширены и требования к составу извещения о закупке в ч. 9 ст. 4.

Формализовано поправками и разъяснение документации. Участник вправе подать запрос разъяснений не менее чем за три рабочих дня до окончания приёма заявок. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик публикует в ЕИС разъяснение с указанием предмета запроса, но без указания его автора. При проведении электронной закупки заказчик может игнорировать запрос, поступивший не через электронную площадку. Площадка со своей стороны отклоняет запрос, поступивший без усиленной квалифицированной подписи. Однако в силу отсутствия специальных норм в ст. 3.3 контроль содержания запроса, равно как и сроков его поступления, остаётся за заказчиком.

Часть 6 ст. 3.3 фактически возлагает на электронную площадку обязанность по интеграции с ЕИС и часовой срок размещения информации, публикуемой в ходе электронной закупки, в Единой информационной системе. Норма статьи сформулирована не вполне ясно – «информация должна быть размещена» — без указания субъекта обязанности.

Поправки в ч. 5 ст. 4 разрешают заказчику по умолчанию не размещать в ЕИС информацию о неконкурентной закупке. Разумеется, исключение из этого правила заказчик вправе прописать в своём Положении о закупках.

Наконец, ч. 12 ст. 3.2 обязывает заказчика хранить не менее трёх лет протоколы, заявки, документацию и иные документов, составляемые при проведении конкурентной закупки. Хотя ответственным за хранение остаётся заказчик, но при проведении закупки в электронной форме в качестве места хранения этих материалов логично указать электронную площадку. Такое указание стоит сделать в Положении о закупках.

Электронная подпись

Электронная площадка не имеет право принимать ни от заказчика, ни от участника закупки документы и сведения, не подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 5 ст. 3.3).

Сопоставление предложений

При проведении закупки в электронной форме не только заявки участников подаются посредством электронной площадке, но и сопоставление цен происходит там же (ч. 1 ст. 3.3). Для этого при объявлении закупки необходимо в составе извещения и закупочной документации установить обязанность участника закупки подавать предложения о цене путём заполнения соответствующей формы в интерфейсе электронной площадки.

На оператора электронной площадки возложена обязанность обеспечивать до подведения итогов закупки конфиденциальность сведений об участнике, подавшем документы (ч. 8 ст. 3.3). Проще говоря, не только иные участники, но и сам заказчик не имеет право знать имени подателя заявки до того момента, когда определит место этой заявки в итоговом ранжировании. Для этого необходимо обязать участника закупки подавать сведения о себе (де-факто – вторые части заявки) отдельным файлом. Включение сведений о поставщике в состав файла с коммерческим предложением должно влечь автоматическое отклонение этого предложения.

Кроме того, оператор электронной площадки не даёт возможности заказчику ознакомиться и с коммерческими предложениями до момента окончания приёма заявок (ч. 10 ст. 3.3). Исключение составляет лишь аукцион в электронной форме (п. 2 указанной части). Да и то лишь в том, что участники, не видя имён и состава предложений друг друга, имеют возможность видеть по крайней мере поданные конкурентами цены. Это исключение необходимо для проведения ценового соревнования в онлайн режиме в рамках электронного аукциона. Проведение ценовых, а тем более неценовых соревнований в режиме реального времени при проведении электронных закупок любым другим способом заказчику с 1 июля 2018 года запрещено.

Обеспечение заявки

Заказчику предоставлено право устанавливать требование об обеспечении заявки при проведении закупки с начальной ценой более 5 млн. рублей (ч. 25–27 ст. 3.2). При этом размер обеспечения заявки не может быть более 5% от начальной цены.

Способы обеспечения заявки заказчик, как и раньше, указывает в документации. Конкретный способ обеспечения из числа указанных заказчиком выбирает сам участник закупки.

Случаи возврата обеспечения заявки предусмотрены ч. 26 ст. 3.2. Она возвращается участнику во всех случаях, не предусмотренных перечнем данной части. Однако ни право по контролю возврата обеспечения, ни даже право по контролю его размера и факта его внесения при проведении электронной закупки оператору электронной площадки не предусмотрено. Контроль исполнения всех этих требований, таким образом, остаётся за заказчиком.

Заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, все чаще проводят электронные закупки. Однако процедура электронных закупок для отдельных видов юрлиц до конца не урегулирована. Расскажем, на какие моменты следует обращать внимание, чтобы не допустить ошибок при электронных закупках.

Из этой статьи вы узнаете:

  • чем руководствоваться, выбирая электронные закупки;
  • закон № 223-ФЗ и использование электронной торговой площадки;
  • правильный выбор электронной торговой площадки;
  • будущее электронных закупок.

Действующая редакция Закона № 223-ФЗ не содержит жестких указаний по выбору способов закупок. Способы закупки и условия их применения заказчик устанавливает в положении о закупке. Однако как быть с формой закупок? Насколько обязательно заказчикам проводить закупки в электронной форме ? Есть ли ограничения при выборе ЭТП и главное — к чему готовиться уже в ближайшем будущем? Ответим на эти вопросы.

Электронные закупки по 223-ФЗ

Чем руководствоваться, выбирая электронные закупки

Электронные закупки обязательно проводить, если нужно приобрести продукцию, включенную в так называемый электронный перечень.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Для закупок остальных товаров, работ, услуг электронную форму можно применять по желанию. Провести электронную закупку можно любым предусмотренным положением о закупке способом. Правительство РФ установило перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Этот электронный перечень приведен в постановлении Правительства РФ от 21.06.2012. Все то, что перечислено в Постановлении № 616, заказчики, подпадающие под действие Закона № 223-ФЗ, обязаны закупать в электронной форме. Если заказчики проигнорируют это требование, их ждут риски аннулирования закупок и административные штрафы.

Впрочем, значительное количество заказчиков, подчиненных Закону № 223-ФЗ, и без угрозы штрафов применяют электронную форму. Ведь электронный перечень включает в себя широко распространенные в закупочной практике товары и услуги.

Например, канцелярские принадлежности, полиграфическую продукцию, транспортные средства, услуги по уборке. Конкретный способ электронных закупок (аукцион, конкурс, запрос котировок и др.) и порядок закупки заказчики определяют самостоятельно (письмо ФАС России от 24.12.2012 № ИА/44025/12).

Закон № 223-ФЗ не предполагает категоричного использования ЭТП

Закон № 223-ФЗ не устанавливает категоричного требования использовать электронную торговую площадку, как это делает Закон № 44-ФЗ. Но лучше все же работать именно на ЭТП.

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 года № 1217 установлены новые требования к закупкам, проводимым по правилам Закона № 223-ФЗ. Эти требования вступают в силу с 1 января 2016 года и сводятся к следующим ключевым изменениям:

  1. Расширение перечня продукции, закупаемой исключительно в электронной форме.
  2. Введение в действие новых классификаторов ОКВЭД 2 и ОКПД 2.

Электронные закупки

Нынешняя редакция Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 содержит перечень из известных всем 12 позиций продукции, которую заказчики обязаны закупать в электронной форме – это вода, канцтовары и печатная продукция, офисная и некоторая другая техника, автомобили и прицепы к ним, услуги по их ремонту и уборке зданий. Изменениями, утверждёнными Постановлением № 1217, это перечень увеличивается более чем в 10 раз.

Даже в укрупнённом виде обязанность заказчика проводить закупки в электронной форме теперь распространяется на следующие группы товаров:

  • Медицинские изделия (перевязочные материалы, фармацевтические изделия из резины, сосуды для препаратов, инструменты, протезы, мебель медицинская и др.).
  • Тара (деревянная, металлическая).
  • Компьютерное, электронное, оптическое, пишущее, копировальное оборудование.
  • Кассовые аппараты.
  • Мебель для офиса.
  • Фильтры для воздуха, фильтры для топлива.
  • Оборудование для ядреных реакторов.
  • Трансформаторы и электромонтажное оборудование.
  • Конвейеры.
  • Станки.
  • Автомобили, автобусы, грузовики, троллейбусы.
  • Весы и подъёмно-транспортное оборудование.
  • Металлические конструкции и крепёжные изделия.
  • Различные виды канцтоваров (от кнопок и лотков до скоросшивателей и фломастеров).
  • Печатная продукция (в т.ч. книги, журналы, календари).
  • Прикладное ПО.
  • Аудио- и видеозаписи.
  • Услуги по полиграфии и видеозаписи.
  • Услуги по продаже, буксировке, техосмотру и ремонту автомобилей.
  • Услуги по розничной торговле ГСМ.
  • Услуги по складированию.
  • Услуги по чистке и уборке.
  • Услуги по ремонту компьютеров и оборудования.

Комплектующие для перечисленного выше оборудования (в том числе двигатели внутреннего сгорания) закупаются в электронной форме, как и само оборудование. Есть и дополнительные, не отражённые в вышеприведённом перечне категории типа одежды для поддержания физической формы, игральных карт или металлических магнитов. Всего перечень Постановления № 616 в редакции Постановления № 1217 содержит более 150 позиций.

При таком подходе ещё бо́льшую актуальность приобретает верное понимание самой сути электронной закупки. Правоприменительная практика выработала однозначное толкование требования Закона № 223-ФЗ в том смысле, что закупкой в электронной форме может считаться исключительно закупка, проводимая на электронной торговой площадке. При этом на ЭТП должны быть реализованы все стадии закупки – от публикации извещения до публикации итогового протокола (а не только отдельные её элементы).

Ровно это понимание устанавливается на законодательном уровне с 2016 года поправками в Закон № 223-ФЗ. Этим же поправками устанавливается понятие электронной площадки. Ещё более года электронные закупки по Закону № 223-ФЗ будут проводиться в нынешнем режиме на тех площадках, которые выбраны самими заказчиками. За это время планируется провести отбор универсальных электронных площадок, на которые в 2017 году планируется перевести закупки, осуществляемые по правилам 223-ФЗ.

Здесь же важно напомнить, что даже после вступления в силу Постановления № 1217 заказчик самостоятельно может выбирать для закупки в электронной форме не только удобную ему электронную площадку, но и тот конкретный способ закупки, которым он будет её проводить – это как и сегодня может быть не только электронный аукцион, но и электронный конкурс, электронный запрос котировок или электронный запрос предложений.

Новые классификаторы

Классификаторы ОКВЭД 2 и ОКПД 2 для закупок по Закону № 223-ФЗ введены в действие с 1 января 2016 года. Изменениями, утв. Постановлением № 1217, предусмотрено их использование в следующих случаях:

  • При составлении перечня продукции, закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 5 изменений).
  • При составлении плана закупок (п. 3 изменений).
  • При размещении извещения о закупке (п. 2 изменений).
  • При составлении перечня сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков (п. 4 изменений).

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) утверждены приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Этим же приказом с 1 января 2016 года отменены:

  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1).
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93.
  • бщероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002).
  • Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК 002-93.
  • Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93.

У новых классификаторов есть и официальные сайты: ОКВЭД 2 и

Федеральный Закон № 223-ФЗ имеет достаточно гибкий и лояльный характер, поэтому многие называют его «рамочным». Ряд его положений лишь очерчивает общую нормативную структуру, при этом, не ставя жестких рамок и нерушимых границ.

Вот и такая сфера, как виды и способы закупок по 223-ФЗ во многом определяется самими субъектами данного законодательного акта при условии соблюдения общих условий.

Обязательные по 223-ФЗ виды закупок

Согласно закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» каждая организация, действующая по его нормам, обязана разработать, согласовать, утвердить и опубликовать свое собственное Положение, касающееся правил проведения закупок, в том числе, их видов и способов.

Единственное четкое правило, которое должны соблюдать субъекты данного акта — это обязательное внесение в Положение таких видов закупок, как электронный конкурс и электронный аукцион по 223-ФЗ. Опять-таки, обращаем ваше внимание на то, что обязательным является само внесение этих форм в Положение, а не их практика в ходе закупочной деятельности.

223-ФЗ: виды закупок и их разнообразие

Как вы видите, заказчики, работающие по Федеральному Закону № 223-ФЗ, имеют полное право осуществлять свои закупки теми способами, которые удобны для них в тех или иных ситуациях. Среди наиболее распространенных процедур, в соответствии с которыми сегодня осуществляются электронные торги по 223-ФЗ, есть конкурентные и неконкурентные. Неконкурентным видом закупки является закупка у единственного поставщика.

К числу конкурентных закупок относят:

  • конкурсы — двухэтапные, селективные, открытые , закрытые и др.;
  • аукционы — открытые и закрытые;
  • запросы предложений;
  • конкурентные переговоры.

Кроме всего прочего, заказчик, работающий по 223-ФЗ, может устанавливать и свои собственные виды закупок, не практиковавшиеся никогда ранее.

Все это позволяет организатору торгов вести свою закупочную деятельность с максимальной эффективностью и при минимуме временных потерь, применяя к каждому конкретному случаю индивидуальную процедуру.

Например, запросы котировок проводятся тогда, когда предстоит ряд закупок с небольшой стоимостью, и смысла проводить «большой» тендер просто нет.

Селективный конкурс объявляется как альтернатива закрытого и открытого тендера. Подать свои конкурсные заявки могут любые поставщики, а вот к участию будут допущены только те, кого «пропустит» заказчик.

Есть и такая разновидность закупки как конкурентные переговоры. Обычно они организовываются, если предмет закупки имеет какой-то сложный характер, требует консультаций и обсуждений. Такие переговоры проводятся в соответствии с запросами и планом заказчика.

Все закупки по 223 ФЗ — на сайт

На нашем портале вы найдете различные виды конкурсов и аукционов по 223-ФЗ и принять в них самое активное участие. Мы поможем вам:

  • правильно и своевременно оформить все документы;
  • выгодно и точно в срок предоставить обеспечение;
  • составить конкурсную заявку;
  • обойти всех своих конкурентов.

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Поздравляем с праздником 8 МАРТА!
06.03.2019

С первыми днями весны приходит самый женственный праздник в году - 8 марта! Компания «Бико» поздравляет всех женщин с праздником и желает много счастья, здоровья и благополучия!