Классификация торговых и складских помещений. Складские помещения: классификация, виды и требования Складское помещение распределить на производственное и торговое


Планирование складских помещений

Учебное пособие

1.

Технические и технологические требования к устройству складов

Место складов и логистической системе и его функции напрямую влияют на техническую оснащенность склада.

Строительство складских зданий осуществляется преимущественно из типовых сборных железобетонных элементов. Строительство одноэтажных зданий складов позволяет уменьшить стоимость строительства и эксплуатационных расходов при внутрискладской переработке грузов.

Основными конструктивными элементами складского здания являются: фундамент, стены, опорные колонны, междуэтажные перекрытия, полы, кровля, рампы и козырьки над ними, двери и окна.

Фундамент сооружается из прочных и долговечных материалов. Его конструкция должна выдерживать определенную нагрузку. Для строительства фундамента применяются железобетонные блоки. Стены склада могут быть кирпичными, из железобетонных панелей и блоков. Они должны быть достаточно прочными и выдерживать необходимую нагрузку, обладать минимальной массой, быть огнестойкими и способными поддерживать необходимый режим температуры и влажности воздуха. Опорные колонны являются одним из несущих элементов складского здания. Они могут быть кирпичными, железобетонными и металлическими.

В многоэтажных складских зданиях для междуэтажных перекрытий применяются железобетонные панели, способные выдерживать большие нагрузки. Полы складских помещений также должны выдерживать большие нагрузки, обладать высокой прочностью. Для покрытия полов в основном используются асфальт и бетон. Кровля складских зданий должна быть из огнестойких материалов, способных надежно защищать помещения от атмосферных осадков.

Для характеристики объемно-планировочных и конструктивных решений складских зданий используют такие показатели, как шаг, пролет и высота. Шаг — расстояние между основными поперечными несущими конструкциями (колоннами, стенами и т.д.). Пролетом называется расстояние между продольными несущими конструкциями. Высота этажа — расстояние между уровнем пола и потолком. В одноэтажных складских зданиях принимаются: шаг колонн — 6 и 12 м; длина пролета — 12, 18 и 24 м; высота складских помещений — не менее 6 м.

Для удобства проведения погрузочно-разгрузочных работ вдоль складов устраивают рампы, представляющие собой платформы шириной от 2,5 до 6 м. Их высота зависит от вида транспортных средств, в которых поступают или отправляются грузы. Над рампами делаются козырьки для защиты грузов от атмосферных осадков.

Двери складских помещений могут иметь различные размеры. Их ширина и высота в основном зависят от вида транспортных средств, применяемых для внутрискладского перемещения грузов. В одноэтажных складах окна размещают выше уровня стеллажей.

Устройство складов должно отвечать ряду технологических требований:

Соответствие площади и емкости складских помещений характеру и объему технологических операций. На размеры площади, емкость склада, структуру складских помещений оказывают влияние объем и структура товарооборота и товарных запасов.

Соответствие параметров и конфигураций складских зданий требованиям рациональной технологии выполняемых операций. Наиболее удобной с точки зрения этого требования для большинства видов складов является прямоугольная форма здания, которая позволяет рационально расположить погрузочно-разгрузочные рампы и подъездные пути и в значительной степени избежать пересечения внутрискладских товарных потоков.

Для того чтобы здание склада отвечало требованиям рациональной технологии выполняемых операций, оно должно иметь определенное соотношение длины и ширины. Наиболее оптимальными считаются соотношения 1:2; 1:2,5; 1:3; 1:5.

Создание условий поточной организации технологического процесса предусматривает сведение к минимуму внутрискладских перегородок. С учетом этого требования в складских зданиях должно быть как можно меньше капитальных перегородок, чтобы по мере необходимости можно было бы без дополнительных затрат осуществить перепланировку склада.

Планировка складских участков должна обеспечивать необходимое количество выездов, проездов и подъездов.

Устройство специальных складов должно быть подчинено рациональной организации технологического процесса по приемке, хранению и отпуску товаров, имеющих специфические физико-химические свойства. Например, при строительстве складов-холодильников используют различные изоляционные материалы. Такие склады имеют только искусственное освещение и оснащаются необходимыми холодильными установками. В складах-холодильниках отводятся специальные помещения (камеры) для дефростации замороженных продуктов и хранения дефектных продуктов. При строительстве керосинохранилищ предусматривают максимальное расстояние между ними и другими складскими помещениями. Их устройство должно отвечать особым требованиям противопожарной безопасности. Устройство хранилищ для картофеля, овощей и фруктов должно обеспечивать условия дифференцированного гидротермического режима хранения товаров.

На конструкцию складов наряду с экономическими критериями влияет также необходимость обеспечения доступности складируемых изделий, их размеры и вес. Альтернативами являются плоская, высотная, стеллажное хранение или хранение в подвешанном состоянии, а также хранение на открытом воздухе.

Здание может быть многоэтажным и одноэтажным. Последние в зависимости от высоты делятся на обычные (с высотой, как правило, 6 м), высотные (с высотой свыше 6 м) и смешанные с высотной зоной хранения (высота зоны хранения выше остальных рабочих зон). Предпочтительным является строительство одноэтажных складов. Одна из основных целей разработки системы — добиться максимального использования площадей и объемов склада. Поэтому учитывайте те особенности склада, которые непосредственно влияют на его вместимость по ширине, длине, высоте. Высота складских помещений в складах старой постройки колеблется от 4,5 до 5,6 м. Отечественные типовые склады, как правило, имеют высоту 6 м (механизированные) и 12 м (автоматизированные) склады. За рубежом эта высота достигает 18 м и выше.

Одноэтажное складское здание без подвала носит название плоского склада. Его высота пригодна для штабелирования и может составлять до 6 м. Высота плоского склада до 4 м и использование простых транспортных средств являются более экономичным по сравнению с высотными зданиями. При большом весе единиц хранения и хорошем использовании высоты они эффективны, но требуют относительно большой земельной площади. Многоэтажные склады отличаются ограниченными нагрузками на пол, дополнительными затратами площадей и капитальных средств на создание клеток и т.п.

Склады, оборудованные стеллажами, размещаются в одноэтажных зданиях и достигают высоты 14 м и более.

Строительство подвесных складов имеет то преимущество, что они могут быть быстро перестраиваться. Эти склады защищены от непогоды и имеют определенные преимущества по сравнению с хранением на открытом воздухе.

2. В иды и планировка складских помещений

Все помещения на общетоварных складах делят на следующие группы: основного производственного назначения, вспомогательные, подсобно-технические и административно-бытовые.

1. Помещения основного производственного назначения предназначены для выполнения основных технологических операций (помещения для хранения товаров, экспедиции по приему и отпуску товаров, помещения распаковки, упаковки, фасовки и комплектования товаров).

2. Вспомогательные помещения предназначены для хранения тары, многооборотных контейнеров и поддонов, а также тароремонтные мастерские.

3. Подсобно-технические помещения предназначены для размещения инженерных устройств и коммуникаций (помещения машинных отделений, вентиляционные камеры, котельные, кладовые хозяйственных материалов и инвентаря, ремонтные мастерские, подзарядочные аккумуляторные станции и т.д.).

4. Административно-бытовые помещения предназначены для размещения административно-конторских служб, мест отдыха и приема пищи, гардеробных, зала товарных образцов, душевых, санитарных узлов и др.

Все пространство склада состоит из двух частей:

· площадей, используемых для хранения

· площадей, неиспользуемых для хранения.

При планировании следует учитывать, что наиболее рациональным является соотношение этих площадей, равное 2:1.

Требования к планировке складских помещений:

· применение эффективных способов размещения и укладки товаров;

· исключение отрицательного влияния одних товаров на другие при их хранении, обеспечение условий для полной сохранности товаров;

· возможность применения подъемно-транспортного оборудования;

· обеспечение хранения товаров таким образом, чтобы сделать их максимально доступными потребителям;

· обеспечение поточности и непрерывности складского технологического процесса.

На планировку и структуру помещений склада существенным образом влияет содержание технологического процесса. На стадии проектирования устанавливаются состав помещений склада, пропорции между отдельными помещениями и их дислокация.

Рассмотрим планировку общетоварного склада как наиболее распространенного.

Основные складские зоны.

Рис.1. Принципиальная схема склада

Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров покупателям на складах выделяются следующие основные зоны: разгрузки транспортных средств; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; фасовки товаров; отборки и комплектования заказов покупателей; погрузки автомобильного транспорта. Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами. Зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров и приемочной экспедиции. Под зону хранения товаров отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой товарами, и площади проходов. К зоне хранения должны примыкать зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых покупателей (участок комплектования). В свою очередь, зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке товаров.

Участок разгрузки (на рис.1. — железнодорожная рампа):

· механизированная разгрузке транспортных средств;

· ручная разгрузка транспортных средств.

Приемочная экспедиция (размещается в отдельном помещена склада):

· приемка прибывшего в нерабочее время груза по количеству мест и его кратковременное хранение до передачи в основной склад.

Грузы в приемочную экспедицию поступают из участка разгрузки.

Участок приемки

· приемка товаров по количеству и по качеству. Грузы на участок приемки могут поступать из участка разгрузки и из приемочной экспедиции.

Участок хранения (главная часть основного помещения склада):

· размещение груза на хранение;

· отборка груза из мест хранения.

Участок комплектования (размещается в основном помещении склада):

· формирование грузовых единиц, содержащих подобранный в соответствии с заказами покупателей ассортимент товаров.

Отправочная экспедиция:

· кратковременное хранение подготовленных к отправке грузовых единиц, организация их доставки покупателю.

Участок погрузки (на нашей схеме — автомобильная рампа):

· погрузка транспортных средств (ручная и механизированная).

Остановимся на параметрах погрузочных и разгрузочных рамп, а также участка приемки, т.е. тех технологических зон склада, на которых выполняются операции поступления и отправки грузов.

Выгрузка товаров может осуществляться с уровня дороги либо со специальной рампы, поднятой на уровень кузова транспортного средства. Большинство отечественных грузовых автомобилей имеет двери и борта в задней части кузова. Разгружать такие автомобили лучше с рамп, так как это позволяет вводить в кузов погрузочно-разгрузочную технику. Автомобили, оснащенные боковыми по отношению к продольной оси дверьми, можно разгружать с уровня дороги.

Минимальная ширина рампы, используемой для погрузки и разгрузки транспорта, должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м.

Следует иметь в виду, что скорость обслуживания транспорта, т.е. скорость выезда погрузчика из кузова транспортного средства и последующего разворота, возрастет, если оператору предоставить некоторый запас пространства. Большинство новых складов имеют ширину разгрузочных рамп 6 м.

Расстояние между осями дверных проемов и постов погрузки автомобилей должно быть не менее 3,6 м. В этом случае автомобили могут въезжать задним ходом на места погрузки без особых трудностей.

Высота рамп должна быть согласована с высотой кузова обслуживаемого транспорта. У грузового автомобильного транспорта высота кузова от уровня дороги колеблется в зависимости от типа: от 550 до 1450 мм. Кроме того, высота кузова зависит от загрузки автомобиля. Кузов полностью груженого автомобиля может быть на 30 см ниже незагруженного. Платформы автомобилей-рефрижераторов обычно выше, чем у автомобилей для дальних перевозок, не оборудованных холодильной камерой. В связи с этим рампы необходимо оснащать устройствами для приема автомобилей с разной погрузочной высотой. Такими устройствами могут быть стационарные или передвижные грузоподъемные площадки или грузовые мостики.

При проектировании автомобильных рамп следует учитывать общую тенденцию снижения погрузочной высоты автомобилей. Например, если в конце 60-х годов в Европе высота автомобильных рамп доходила до 1,4 м (56 дюймов), то к середине 80-х оптимальное значение снизилось до 1,2 м.

В России в настоящее время более 80% эксплуатируемого грузового транспорта имеет погрузочную высоту от 1100 до 1300 мм. Здесь также имеет место тенденция снижения погрузочной высоты.

На железнодорожном транспорте, так же как в автотранспорте, существует тенденция к увеличению габаритов вагонов как рефрижераторных, так и обычных: дверные проемы становятся шире, длина вагонов увеличивается. Появилось множество специализированных вагонов.

Независимо от того, будут поступать на склад специализированные вагоны или нет, необходимо проектировать участок разгрузки таким образом, чтобы принимать не только небольшие вагоны длиной 12 м с дверями шириной 1,8 м, но и вагоны длиной свыше 25 м, ширина дверей у которых значительно больше.

Общая площадь склада рассчитывается по формуле:

где S гр — грузовая площадь, т.е. площадь, занятая непосредственно под хранимыми товарами (стеллажами, штабелями и другими приспособлениями для хранения товаров);

S всп — вспомогательная площадь, т.е. площадь, занятая проездами и проходами;

S пр — площадь участка приемки;

S км площадь участка комплектования;

S рм — площадь рабочих мест, т.е. площадь в помещениях складов, отведенная для оборудования рабочих мест складских работников;

S пэ — площадь приемочной экспедиции;

S оэ — площадь отправочной экспедиции.

Рассмотрим порядок расчета входящих в формулу величин (размеров площадей технологических зон склада).

А) Грузовая площадь (S)

Формула для расчета грузовой площади склада имеет вид:

где Q — прогноз годового товарооборота, руб./год;

3 — прогноз величины товарных запасов, дней оборота;

К н — коэффициент неравномерности загрузки склада;

К иго — коэффициент использования грузового объема склада;

С v — примерная стоимость одного кубического метра хранимого на складе товара, руб./м 3 ;

Н -высота укладки грузов на хранение, м;

254 — количество рабочих дней в году.

Величины О и З определяются на основе прогнозных расчетов.

Коэффициент неравномерности загрузки склада определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада. В проектных расчетах К принимают равным 1,1- 1,3.

Коэффициент использования грузового объема склада характеризует плотность и высоту укладки товара и рассчитывается по формуле:

где V пол — объем товара в упаковке, который может быть уложен на данном оборудовании по все его высоте, м 3 ;

S об — площадь, которую занимает проекция внешних контуров несущего оборудования на горизонтальную плоскость, м 2 ;

Н — высота укладки груза, м.

Технологический смысл коэффициента К иго заключается в том, что оборудование, особенно стеллажное, невозможно полностью заполнить хранимым грузом.

Кроме того, груз чаще всего хранится на поддонах, которые, имея стандартную высоту 144 мм, также занимают часть грузового объема.

Расчет К иго для стеллажей марки CT -2 M II показал, что в случае хранения товаров на поддонах К иго = 0,64, при хранении без поддонов К иго = 0,67.

Примерная стоимость одного кубического метра упакованного товара может быть определена на основе следующих данных:

· стоимость грузовой единицы;

· вес брутто грузовой единицы;

· примерное значение веса одного кубического метра товара в упаковке (табл. 2.1.).

Таблица 2.1.

Укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1м 2 на участках приемки и комплектации

п/п

Наименование товарной группы

Средняя нагрузка в т/м 2 при высоте укладки 1м

(а также вес одного кубического метра товара в упаковке, т)

Консервы мясные

0,85

Консервы рыбные

0,71

Консервы овощные

0,6

Консервы фруктово-ягодные

0,55

Сахар

0,75

Кондитерские изделия

0,50

Варенье, джем, повидло, мед

0,68

Чай натуральный

0,32

Мука

0,70

Крупа и бобовые

0,55

Макаронные изделия

0,20

Водка

0,50

Ликеро-водочные изделия

0,50

Виноградные и плодово-ягодные вина

0,50

Коньяк

0,50

Шампанское

0,30

Пиво в стеклянных бутылках по 0,5 л

0,50

Безалкагольные напитки в стеклянных бутылках по 0,5 л

0,50

Прочие продовольственные товары

0,50

Более точно вес одного кубического метра хранимого на складе товара может быть определен посредством выборочных замеров, проводимых службой логистики склада.

Таблица 2.2.

Исходные данные для расчета площади склада

№ п/п

Наименование величины

Обозначение

Единица измерения

Значения величины

Прогноз годового товарооборота

руб./год

Прогноз товарных запасов

дней оборота

Коэффициент неравномерности загрузки склада

К и

Коэффициент использования грузового объема склада

К иго

Примерная стоимость одного кубического метра хранимого на складе товара

руб./м 3

Высота укладки грузов на хранение

Доля товаров, проходящих через участок приемки склада

А 2

Доля товаров, подлежащих комплектованию на складе

А 3

Доля товаров, проходящих через промежуточную отправочную экспедицию

А 4

Укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1м 2 на участках приемки и комплектования

т/м 2

Укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1м 2 на участке приемочной экспедиции

т/м 2

Время нахождения товара на участке приемки

t пр

Дней

Время нахождения товара на участке комплектования

t км

Дней

Время нахождения товара в приемочной экспедиции

t пэ

Дней

Время нахождения товара в отправочной экспедиции

t оэ

Дней

Примерная стоимость 1т. хранимого на складе товара (брутто)

С р

руб./т.

Б) Площадь проходов и проездов (S всп)

Величина площади проходов и проездов определяется после принятия варианта механизации и зависит от типа использованных в технологическом процессе подъемно-транспортных машин. Если ширина рабочего коридора работающих между стеллажами машин равна ширине стеллажного оборудования, то площадь проходов и проездов будет равна грузовой площади.

В) Площади участков приемки и комплектования(S пр и S км )

Площади участков приемки и комплектования рассчитываются на основании укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м 2 площади на участках приемки и комплектования. В общем случае в проектных расчетах исходят из необходимости размещения на каждом квадратном метре участков приемки и комплектования одного кубического метра товара. Данные табл. 2.1. показывают количество тонн того или иного товара, размещаемого на 1 м 2 названных участков.

Площади участков приемки и комплектования рассчитываются по следующим формулам:

где А 2 — доля товаров, проходящих через участок приемки склада, %;

А 3 -доля товаров, подлежащих комплектованию на складе, %;

q укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1 м 2 на участках приемки и комплектования, т/м 2 ;

t пр -число дней нахождения товара на участке приемки;

t км -число дней нахождения товара на участке комплектования;

С р -примерная стоимость 1 т хранимого на складе товара, руб./т.

Следует отметить, что некоторый дефицит площади на участке приемки будет полезнее избытка, так как появляется жесткая необходимость интенсивнее обрабатывать поступающие сюда грузы.

Г). Площадь рабочих мест (S рм )

Рабочее место заведующего складом, размером в 12 м 2 , оборудуют вблизи участка комплектования с возможностью максимального обзора складского помещения.

Если на складе будет проверяться качество товара, то рабочие места соответствующего персонала оборудуют вблизи участка приемки, но в стороне от основных грузопотоков.

Д) Площадь приемочной экспедиции (S пэ)

Как отмечалось ранее, приемочная экспедиция организуется для размещения товара, поступившего в нерабочее время. Следовательно, ее площадь должна позволять разместить такое количество товара, которое может прибыть за выходные дни. Размер площади приемочной экспедиции определяют по формуле:

где t пэ — число дней, в течение которых товар будет находиться в приемочной экспедиции;

q э укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1 м 2 в экспедиционных помещениях, т/м 2 .

Е) Площадь отправочной экспедиции (S оэ)

Площадь отправочной экспедиции используется для комплектования отгрузочных партий. Размер площади определяется по формуле:

Условные обозначения

Размер площади зоны, м 2

Зона хранения (грузовая площадь)

S груз

Зона хранения (площадь проходов и проездов)

S вспом

Участок приемки товаров

S прием

Участок комплектования товаров

S км

Приемочная экспедиция

S пэ

Отправочная экспедиция

S оэ

Рабочее место заведующего складом

S ру

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ СКЛАДА

S общ

Планировка складских помещений должна обеспечивать возможность применения эффективных способов размещения и укладки товаров, использования складского оборудования и обеспечения условий для полной сохранности товаров.


Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) складов позволяет обеспечить поточность и непрерывность складского технологического процесса.

Для улучшения условий эксплуатации подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо стремиться к единому пространству склада без перегородок и с максимально возможной сеткой колонн или пролетов склада. Наилучшим вариантом, с этой точки зрения, является однопролетный склад (например, с шириной 24 м). Стандартные размеры сетки колонн: 6*6, 6*12, 12*12; 12*18; 18*18; 18*24.

Эффективность использования складского объема во многом зависит также и от высоты складирования груза, которая должна максимально приближаться к высоте склада.

Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов. Для основных производственных процессов выделите функциональные зоны, обеспечивающие возможность размещения необходимого оборудования и мебели, а также удобство действий товароведов во время обслуживания оптовых покупателей. Кроме того, должен быть обеспечен свободный подход ко всем образцам товаров. Количество таких зон и их расположение определяются структурой представленных в зале товарных групп и численностью работников.

Обычно в зале товарных образцов выделяют рабочие зоны, зону экспозиций, а также зоны ожидания и отдыха, информации и проходов.

Рабочие зоны служат для размещения рабочих мест товароведов. Они оборудуются столами и креслами, персональным компьютером, картотекой, стульями для покупателей и мебелью для хранения документации. Число таких зон зависит от количества ассортиментных групп товаров, экспонирующихся в зале товарных образцов.

Зона экспозиций разделяется на отдельные сегменты (подзоны), оснащаемые пристенными и островными горками с приспособлениями для показа товаров (полками, консолями, штангами и т.д.). Подзоны выделяются для экспонирования отдельных ассортиментных групп товаров. Здесь, помимо рабочей выкладки образцов товаров данной группы, предусматривают и специальные выставки сезонных товаров и т.п.

Товарные образцы выставляются таким образом, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться в предложенном им ассортименте.

Зона ожидания и отдыха предназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, каталогами и списками товаров, а также для их отдыха после отбора товаров. Рекомендуется отделить эту зону от основной экспозиции товаров и рабочих мест товароведов-реализаторов. Основное оборудование зоны ожидания и отдыха — журнальные столы, кресла или банкетки, цветочницы. Здесь же могут быть сосредоточены различные рекламные материалы (листовки, проспекты, каталоги) и другая информация о реализуемых товарах, нормативно-техническая документация (стандарты и т.д.). Таким образом, зона ожидания и отдыха может быть совмещена с зоной информации.

Зона проходов служит для передвижения в зале товарных образцов и для прохода в другие помещения оптовой базы. Основные проходы должны иметь ширину не менее 2 м, другие — не менее 1 м.

Организация функциональных зон в зале товарных образцов, их обособленность решаются с помощью подбора и расстановки торгового оборудования и мебели, размещение которых должно отвечать не только функциональной целесообразности, но и благоприятному восприятию интерьера. Общий вид зала товарных образцов, разделенного на укрупненные функциональные зоны, представлен на рис.1.

© Все права на это учебное пособие принадлежат: Координационный совет по логистике, Московский транспортный институт, Учебный центр "Логистика", Запись опубликована 09.04.2014 автором admin в рубрике .

Основные помещения и технологические зоны склада

Решение проблемы выбора местоположения складского комплекса позволяет перейти к решению следующего вопроса – расчет оптимальной площади склада и планировка складских помещений. На следующем рисунке представлена общая схема распределительного склада с железнодорожными и автомобильными подъездными путями, на которой указаны основные виды помещений и технологические зоны склада (см. рисунок «Схема распределительного склада»).

Планировка складских помещений может существенно варьироваться в зависимости от вида и предназначения склада, хранимой на нем продукции, особенностей складских технологических процессов, типовой схемой движения грузопотоков на складе и других факторов. Однако при любой планировке на складе можно выделить следующие основные помещения и технологические зоны:

Помещения основного производственного назначения (или основные помещения ) используются как для хранения продукции, так и для выполнения целого ряда складских операций.

Рампа представляет собой платформу, специально оборудованную для проведения погрузочно-разгрузочных работ с определенными видами транспорта. Так, на представленной схеме на железнодорожной рампе производится разгрузка подаваемых железнодорожных вагонов, а на автомобильной рампе погрузка на грузовые автотранспортные средства укомплектованных партий отправки.

Приемочная экспедиция используется для кратковременного хранения грузов, прибывающих вне рабочего времени склада, например, в праздники, выходные или ночные часы. Отправочная экспедиция предназначается для временного хранения грузовых партий отправки, ожидающих подачи транспортного средства для проведения погрузочных операций.

Участок приемки предназначается для проверки поступающей продукции по количеству и качеству. На участке комплектования осуществляется комплектование грузовых партий отправки в соответствии с поступающими потребительскими заказами.

Зона хранения – основная технологическая зона склада, которая оборудована универсальным или специальным оборудованием для хранения товаров. Товары в эту зону поступают из приемочной экспедиции, участка приемки или непосредственно с железнодорожной рампы. Они размещаются на стеллажах или в другом складском оборудовании, и оттуда впоследствии поступают уже на участок комплектования, в отправочную экспедицию или непосредственно на автомобильную рампу для отправки покупателям. Внутри зоны хранения могут быть выделены отдельные внутренние зоны для хранения определенных групп товаров (продовольственных, промышленных, хозяйственных и пр.), а также зоны со специализированным оборудованием (например, холодильники для хранения скоропортящейся продукции).

Вспомогательные помещения предназначаются для хранения поддонов, порожних контейнеров, складской тары. В этих же помещениях может производиться ремонт поврежденной в процессе оборота тары.

В подсобно-технических помещениях располагаются машинные отделения, вентиляционные камеры, ремонтные мастерские, кладовые, подзарядные аккумуляторные станции и пр.

Наконец, административно-бытовые помещения включают в себя офисы, конторские помещения, места отдыха и приема пищи.

Рисунок «Схема распределительного склада»

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СКЛАДА

Для расчета полезной площади склада необходимо знать некоторые характеристики склада и плановые показатели его работы. К их числу относятся емкость склада, полезная и общая площадь, пропускная способность и оборот склада. Рассмотрим поочередно эти показатели

Емкость и грузооборот склада

Под емкостью склада понимают максимальное расчетное количество грузов, которое может быть размещено для хранения на данном складе. Грузы обычно исчисляется в тоннах. Например, емкость склада составляет 3000 тонн (Е = 3000 т). Это значит, что на складе можно разместить до 3000 т продукции определенного вида, например, продовольственных и промышленных товаров.

Другим важным показателем является грузооборот клада – количество грузов, которые были переработаны на складе за определенный период. Например, годовой грузооборот склада составляет 100 тысяч тонн в год (Q= 100 000 т/год). Это значит, что на складе за год было переработано 100 тысяч тонн грузов.

Под складской переработкой понимают складские операции по приему и проверке грузов, их размещению на складе для хранения, изъятия, комплектации и отправке получателю, образующих в совокупности складской технологический процесс .

Производным показателем от величин EиQявляется средний срок хранения грузов:

t ср = D p    E / Q

где – коэффициент использования емкости склада,D p –количество рабочих дней в году, дн.

Емкость склада не всегда используется на 100%. Как правило, используется только часть емкости склада, и тогда коэффициент будет меньше единицы. К тому, как рассчитывается коэффициент, мы вернемся немного позже.

Полезная площадь склада

Основной функцией любого склада является хранение продукции. Для выполнения этой функции служит зона хранения, где располагается складское оборудование, в котором хранится продукция. Та часть зоны хранения, которая непосредственно занята складским оборудованием, носит название полезной площади склада.

Существуют различные методики расчета полезной площади склада. Выбор методики зависит от типа склада и вида хранимой продукции, а также конструкционных особенностей и используемых на складе технологий. Рассмотрим два примера.

Пример 1. Емкость склада для хранения тяжелых металлических изделий (металлические заготовки, инструменты, метизы, детали, узлы и пр.) составляет 5000 т. Максимальная допустимая нагрузка на пол складского помещения составляет 2,0 т/м 2 . Тогда полезная площадь склада может быть определена по формуле:

S пол =E/= 5000 / 2 = 2500 м 2 ,

где E– емкость склада, т;– допустимая нагрузка на пол склада, т/м 2 .

Коэффициент определяется конструктивными особенностями склада. В обычных помещениях, например, в магазинах нагрузка на пол варьируется в пределах= 0,6…1,0 т/м 2 . Однако на складах, которые предназначены для хранения тяжелых металлических изделий (металлические заготовки, инструменты, метизы, детали, узлы и пр.), этот коэффициент достигает значений= 3,0…4,0 т/м 2 .

Пример 2. Емкость склада для хранения товаров широкого потребления составляет 2000 т. Средняя плотность груза составляет 0,5 т/м 3 . Хранение грузов производится на стеллажах марки СТ-2М-II. Размеры стеллажа составляют 412017054000 мм. Коэффициент заполнения объем стеллажа при хранении груза в поддонах составляет 0,64. Тогда полезная площадь склада, занятая под стеллажи, рассчитывается по формуле:

S пол =E/ (H) = 3000 / (40,50,64) = 2344 м 2 ,

где H– высота укладки груза, м;– средняя плотность груза, т/м 3 ;– коэффициент заполнения объем стеллажа (плотность укладки).

Общая площадь склада

Под общей площадью склада следует понимать основные производственные помещения, включая участки приемки и комплектования, отправочную и приемочную экспедицию, а также площадь проходов и проездов между стеллажами и другим складским оборудованием. В каждом конкретном случае размер общей площади склада определяется конкретной планировкой складских помещений. Так, например, площадь приемочных и отпускных площадок можно определить по любой из следующих двух формул:


где Q– годовой грузооборот склада, т/год; А – доля грузооборота, прошедшего через данную технологическую зону (А = 0,2…1,0);k– коэффициент неравномерности поступления груза (k= 1,2…1,5);t– средняя длительность пребывания груза в технологической зоне (до 2 дн);D p – количество рабочих дней в периоде;– допустимая нагрузка на пол, т/м 2 ,H– высота укладки груза, м;– средняя плотность груза, т/м 3 ;– коэффициент заполнения объема стеллажа, или плотность укладки.

Под грузооборотом склада понимают совокупный объем груза, поступившего или выбывшего со склада за определенный период времени.

Появление коэффициента А в формулах вызвано тем, что далеко не все грузы проходят через приемочную и отправочную экспедицию, участки приемки и комплектации, а только их некоторая часть.

Ширина проездов между стеллажами принимается от 1,5 до 4,5 м, ширина боковых проходов – от 0,7 до 1,5 м. Ширина проезда определяется в зависимости от ширины транспортного средства (погрузчика) и минимального зазора между погрузчиком и краем проезда, которое должно составлять 15-20 см.

При приближенных расчетах можно использовать следующую формулу:

S общ =S пол /= 2500 / 0,4 = 6250 м 2 ,

где S общ – общая площадь склада, м 2 ;– коэффициент использования площади склада.

Пропускная способность и оборот склада

Одним из важных параметров работы склада является средний срок хранения грузов, который определяется по формуле:

где t i – время пребыванияi-го груза на складе, дн;q i – объемi-го груза, т;Q– совокупный грузооборот склада за определенный период, т.

Допустим, что через склад в течение определенного периода прошло пять партий груза. Объем грузов и время их хранения обозначено в следующей таблице:

п/п

Объем груза, т

Время хранения, дн

q t

Тогда среднее время грузов хранения на складе составляет: t ср = 30250 / 410 = 7,38 дн. Зная значение данного показателя, можно рассчитать пропускную способность и оборот склада за определенный период.

Пропускная способность склада рассчитывается по формуле

F= Е /t ср = 3000 / 7,38 = 406,6 т.

В рассматриваемом примере пропускная способность склада составляет около 400 т в сутки. Соответственно, складской комплекс должен обладать необходимыми ресурсами для обеспечения такой пропускной способности. Под ресурсами здесь понимаются персонал склада, складское оборудование, например, погрузчики, а также необходимые технологические площади, где будут производиться операции по приему и отпуску грузов.

Оборот склада (например, месячный оборот) определяется по формуле:

П о =D p /t ср = 30 / 7,38 = 4,07,

где D p – количество рабочих дней в периоде (напр., месяце), дн.

Коэффициент использования емкости склада определяется по формуле:

 = Q  t ср / (D p  E) = 100 000  7,38 / (365  3000) = 0,67.

Таким образом, заполнение склада продукцией составляет в среднем 2/3 от емкости склада.

С выбором складского помещения рано или поздно приходится столкнуться каждому предпринимателю, чей бизнес связан с поставками, перевозками, торговлей или каким-то образом вызывает необходимость хранить товары. В этом случае приходится пройти через долгий поиск подходящей локации, помещения, оборудования, изучить классификации складов и т.д. Не зная терминов и не имея образования логиста будет трудно определить, что на 100% подойдет именно вам.

Эта статья была написана, чтобы облегчить сложный и трудоемкий процесс аренды склада. Чтобы, разобравшись в классификации складских помещений, вы могли сразу отсеивать ненужные варианты и экономить свое время.

Общая информация о складах

На каждом этапе процесса создания товара, начиная с добычи сырья и до передачи конечному потребителю, он нуждается в специальных местах для хранения. Этими местами и служат склады - территории, помещения, а также их комплексы для хранения предметов, товаров и оказания складских услуг.

Но не только для этого. С точки зрения логистики склады призваны выравнивать колебания поставок и спроса, синхронизировать скорость потоков сырья и готовой продукции. Сбор товара в определенном месте складирования даёт вам время оценить дальнейшие действия и решить, как поступить с грузом. Возможно, его придётся расформировывать или переупаковывать. Именно поэтому склад является незаменимым элементом любой логистической цепочки. И в зависимости от типа поставленных в этом процессе задач требуется тот или иной вид помещения для их решения.

Каких видов бывают склады?

Существует множество классификаций складов, но основное разделение происходит по назначению. Здесь виды складов представлены следующие:

  • производственные - обычно размещаются на территориях предприятий и предназначаются для хранения сырья, материалов и комплектующих;
  • транзитно-перевалочные - используются для кратковременного хранения грузов при транспортировке и перегрузке. Для удобства строятся возле портов, железнодорожных станций, аэропортов и т.п.;
  • таможенные - или пакгаузы. Предназначены для временного хранения в зонах ожидания таможенной очистки;
  • сезонного хранения - для товаров сезонного характера;
  • резервные - для запасов на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств;
  • оптовые распределительные - склады, снабжающие товарами торговые сети. Основная их работа заключается в приемке товара, его рассортировке и подготовке к отправке в магазины;
  • розничные - склады торговых предприятий.

Помимо этого, помещения различаются по конструктивным характеристикам. В первую очередь, варьируется площадь. Склады могут занимать от одной сотни до нескольких тысяч квадратных метров. Также имеет значение высота. Некоторые СК позволяют укладку грузов только на высоте человеческого роста, в то время как в других высота подъема превышает 25 метров.

Классификация складов по конструкциям включает в себя следующие виды:

  • закрытые - занимают отдельные помещения;
  • полузакрытые - имеют в наличии от одной до трех стен;
  • открытые - обустроены на специальных площадках.

Виды складских помещений также классифицируют по режиму хранения. Особенно это важно для товаров, которые требуют особого обращения. Склады для них выделяют:

  • сухие;
  • холодильные;
  • морозильные;
  • утеплённые;
  • отапливаемые;
  • неотапливаемые и др.

Различаются склады и по степени механизации складских операций:

  • немеханизированные;
  • комплексно-механизированные;
  • автоматизированные;
  • автоматические.

На немеханизированных складах обслуживание грузов происходит вручную, в то время как на механизированных технологические операции обслуживания и комплектования уже определены. Автоматизированные склады предполагают управление транспортными устройствами с помощью компьютера. На них система поиска и размещения грузов работает самостоятельно. И, наконец, автоматические склады, которые практически не требуют вмешательства человека и работают благодаря программному управлению.

Perfect Pick - это новое, энергоэффективное решение для отбора типа "товар к человеку" и складирования в ящики и контейнеры. Основным элементом Perfect Pick является iBOT ™ - многонаправленный механизм дистанционного управления, передвигающийся по встроенной в стеллажи рельсовой системе. Perfect Pick обеспечивает высокую производительность и плотность хранения.

Структура склада и используемое оборудование

Склады также обладают развитой внутренней структурой. Большинство состоит из нескольких зон, которые различаются по назначению и используемому на них оборудованию.

Основные зоны включают в себя:

  • зону погрузки и выгрузки. Она может быть как поделена на две разные зоны, так и совмещать оба направления деятельности. В зависимости от транспорта, который работает в этой зоне формируются и требования к площадкам;
  • зона приемки. Предназначена для приема грузов и перенаправление их на место хранения;
  • зона хранения. Здесь располагается оборудование для хранения грузов;
  • зона сортировки. Принимает заявки на транспортировку грузов из мест хранения в зону погрузки;
  • зона экспедирования. Ведёт учет отправляемых грузов;
  • административные-бытовые помещения.

Для взаимодействий с грузами на складах используют специальное оборудование двух типов: для передвижения и размещения продукции. Первый тип - различные механизмы и транспорт, помогающий перемещать грузы по складу и за его пределы. Например, ручные тележки на 2 или 4 колесах или, самые распространённые, гидравлические тележки, которые применяются для перевозки грузов на паллетах. Они бывают самоходными и в таком случае развивают гораздо большую скорость и могут перевозить тяжелые грузы. Без крупной техники на складе тоже не обойтись. Для разных типов работ используются погрузчики и штабелёры. Основное их различие - в габаритах. Штабелер меньше по размерам и больше подходит для внутрискладских работ.

Погрузчики же будут полезны снаружи, особенно на открытых складах.

Второй тип - конструкции для размещения и хранения грузов. Это стеллажи, контейнеры, шкафы, паллеты, ящики и т.д. Наиболее распространены стеллажные системы, о видах и типах которых мы писали ранее.

Классификация складов

Чтобы точнее определить требуемые параметры складских помещений, было создано несколько буквенных классификаций.

Склады класса А

СК «MLP Уткина Заводь»

Эти помещения включают в себя ещё два подкласса - А+ и А. Первый представляет собой самый элитный и качественный тип зданий и обладает следующими характеристиками:

  • прямоугольная форма;
  • 1 этаж;
  • легкие металлоконструкции и сэндвич-панели - строительные материалы, имеющие трёхслойную структуру, состоящую из двух листов жёсткого материала и слоя утеплителя между ними;
  • отсутствие колонн или шагом колонн не менее 12 м расстоянием между пролетами не менее 24 м;
  • 40-45% площади застройки;
  • ровный бетонный пол с антипылевым покрытием и нагрузкой не менее 5 т/кв.;
  • м, на уровне 1,20 м от земли;
  • высота потолков не менее 13 м;
  • наличие систем вентиляции, пожаротушения, сигнализации и видеонаблюдения;
  • наличие площадок для отстоя, парковки и маневрирования большегрузных и легковых автомобилей;
  • система учета и контроля доступа сотрудников;
  • расположение на огороженной и круглосуточно охраняемой территории вблизи центральных магистралей;
  • профессиональная система управления;
  • опытный девелопер.

Склады той же категории, но немного ниже классом, на самом деле, отличаются не сильно. Они имеют все те же характеристики, только с другими численными данными. Например, у класса А в отличие от А+ шаг колонн должен составлять не менее 9 м, площадь застройки 45-55%, а потолки быть не менее 10 м в высоту.

Склады класса B

СК «RAUM Парнас 2»

Вторая категория, также, как и первая, делится на два подкласса - B+ и B. Основная черта, отличающая эти склады от остальных, это расположение в перестроенных или реконструированных зданиях. Помимо этого, класс B+ характеризует:

  • одноэтижность;
  • площадь застройки 45-55%;
  • ровный бетонный пол с антипылевым покрытием и нагрузкой не менее 5 т/кв. м, на уровне 1,20 м от земли;
  • высота потолков не менее 8 м;
  • регулируемый температурный режим;
  • наличие систем вентиляции, пожарной и охранной сигнализаций, пожаротушения и видеонаблюдения;
  • наличие достаточного количества автоматических ворот докового с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты;
  • офисные и вспомогательные помещения при складе;
  • оптоволоконные телекоммуникации;
  • огороженная и круглосуточно охраняемая, освещенная, благоустроенная территория;
  • расположение вблизи центральных магистралей.

В данной классификации класс B может иметь несколько этажей, и в таком случае должен быть оборудован достаточным количеством грузовых лифтов/подъемников грузоподъемностью не менее 3 тонн. Также требуются:

  • высота потолков от 6 м;
  • пол - асфальт или бетон без покрытия;
  • система отопления;
  • пандус для разгрузки автотранспорта;
  • охрана по периметру территории.

Склады класса С

Помещения этого класса изначально не планировались использоваться или не использовались в качестве складов. Это может быть капитальное производственное помещение или утеплённый ангар. К классу С предъявляются следующие обязательные требования:

  • высота потолков от 4 м;
  • пол - асфальт или бетонная плитка, бетон без покрытия.

Остальные характеристики являются желательными. К ним относятся, например, наличие грузовых лифтов/подъемников, ворота на нулевой отметке, системы отопления и вентиляции, офисные помещения при складе, пожарная сигнализация и система пожаротушения, охрана по периметру территории, железнодорожная ветка и т.д.

Склады класса D

Склады по классификации не предназначенные для использования в качестве складских помещений. Это подвальные помещения или объекты гражданкой обороны, не отапливаемые производственные помещения или ангары. К классу D не предъявляется особых требований, только желательные:

  • наличие площадок для отстоя и маневрирования большегрузных автомобилей;
  • пожарная сигнализация и система пожаротушения;
  • система вентиляции;
  • телекоммуникации;
  • охрана по периметру территории;
  • железнодорожная ветка.

Параметры, на которые нужно обратить внимание при выборе склада

Важно выделить для себя критерии, которые будут важны

Когда возникает необходимость подбора помещения, обращать внимание нужно не только на классификацию складов. Сразу понять, что конкретно подойдет для хранения вашего товара тоже бывает сложно, поэтому рекомендуем в первую очередь обращать внимание на следующие параметры:

  • площадь склада . От размера выбранного помещения зависит сколько грузов и каким образом можно будет разместить внутри;
  • размерность ворот . Если вы планируете хранить большие грузы, нужно учесть размер ворот, через которые товары будут заноситься на склад;
  • расположение вблизи транспортных магистралей . Это прямым образом повлияет на затраты на транспортировку грузов;
  • тип помещения . В зависимости от разновидности вашей продукции потребуются определенные условия хранения. При этом необходимо соответствовать прописанному в нормативных актах. Есть вариант сэкономить пространство, храня малогабаритные грузы в коробках;
  • отделка арендуемого помещения . Обратите внимание на состояние склада, его пол, стены и крышу. Помещение должно быть не только в хорошем состоянии, но и соответствовать требованиям пожарной службы и СЭС;
  • оборудование в наличии . Для хранения и перемещения товаров и грузов потребуется соответствующее оборудование. Это стеллажи, паллеты или специальный транспорт;
  • арендная ставка . Обращать внимание нужно не только на метраж, но и на дополнительные услуги, которые входят в стоимость. Иногда арендная ставка может включать НДС, коммунальные платежи, охрану и т.д.

Ответственный собственник всегда будет тщательно следить за состоянием своего объекта, вовремя делать ремонт и обеспечивать своим арендаторам обещанные условия. Однако при осмотре потенциального места аренды рекомендуем также обратить внимание на:

  • соответствие заявленным требованиям;
  • наличие на цоколе или колоннах трещин;
  • наличие внутри здания грибка или плесени.

Если вы столкнётесь хотя бы с одним из этих нарушений, значит вам попался некачественный объект, от аренды которого лучше отказаться.

ВИДЫ СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ

Складские помещения являются на сегодняшний день одним из наиболее важных элементов любой предпринимательской или производственной деятельности. Различаются по самым разнообразным критериям:

· по функциональному назначению.

Существуют распределительные, производственные склады либо склады специального назначения;

· по специализации. Склады бывают универсальными и специализированными под какой-либо определенный вид хранения;

· по режиму хранения. Различают склады с фиксированным температурным и влажностным режимом, склады-холодильники, холодные и утепленные склады, отапливаемые и неотапливаемые;

· по конструктивному решению складских зданий. Это могут быть капитальные ж/б здания и легкие склады-ангары, закрытые и открытые складские площадки и площадки под навесом и т. д.;

· по основным потребительским качествам складских помещений, например, виду и качеству инженерных коммуникаций, напольному покрытию, расположению склада, наличию подъездных путей и др.

Цивилизованное развитие рынка в том или ином его сегменте, в частности, на рынке складской недвижимости, предполагает наличие единой классификации как эксплуатируемых, так и строящихся объектов в соответствии с современными требованиями, учитывающими динамику его развития. В России, как и во всем мире, принято условно классифицировать склады и складские комплексы в зависимости от соответствия помещений определенному набору требований, иначе говоря, от их назначения, технических и функциональных характеристик и т. д.

Классификация необходима для оценки того или иного складского помещения по его потребительским качествам и включает в себя особенности конструкции, вид складирования, размеры, степень механизации и многие другие параметры. Так, например, различают складские комплексы классов А+, А- и В+, а также просто склады классов В, С, С- и D (по классификации, предложенной агентством Swiss Realty Group в 2004 году).

Складские помещения класса «А+» представляют собой самую современную модель такого рода помещений, созданную с учетом новейших технологий и достижений в этой области, обладающую необходимым набором технических средств и систем, таких как системы пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения (сплинкерные и порошковые), системы вентиляции, кондиционирования и отопления, аварийные системы электропитания, системы видеонаблюдения, охранная сигнализация и т. д.

Наличие высоких потолков позволяет установить любое стеллажное (конвейерное и др.) оборудование. Показателем принадлежности к высшей категории является также благоустроенная, озелененная территория, современный дизайн самого здания, предполагающий отделку современными фасадными системами, остекление, витражи и т. д.

Наличие удобных подъездных путей, разворотных площадок, дорожных указателей и прочих атрибутов развитой транспортной инфраструктуры, возможность адаптации под любые виды грузов, самое современное оборудование и многое другое являются гарантией обеспечения высокой скорости грузооборота и сохранности грузов.

Класс «А-», отличается от высшего лишь возрастом зданий (20-30 лет) и их менее престижным расположением.

Складские помещения класса «В наиболее распространены. Это здания, как правило, 90-х годов постройки, подвергнутые реконструкции. Обычно это капитальное одно- или многоэтажное строение на основе железобетонных конструкций. Обладают техническим оснащением, ненамного уступающим помещениям классов «А» и «А-». Такие здания требуют незначительных финансовых вложений, например, может понадобиться замена напольного покрытия либо установка более продвинутых охранных систем и др. Так, в таких помещениях может быть недостаточное по нормам количество ворот, менее удобные подъездные пути и т. д.

Складское помещение класса «В» - это, в большинстве случаев, капитальное здание, построенное в 70-80 годах прошлого века, либо изначально предназначенное для хранения, либо ставшее таковым в результате реконструкции. Поскольку возраст таких строений более 15 лет, их реконструкция сопряжена с дополнительным вложением средств (замена и ремонт полов, установка охранных систем, восстановление и ремонт систем отопления и пожаротушения и т. д.), и хотя инфраструктура, в основном, соответствует нормативам для складских помещений, прогрессивных современных систем здесь не встретишь. Значительная часть оборудования таких складов не автоматизирована, температура воздуха обычно поддерживается на заданном уровне, а не регулируется, как в. складах класса «А». Однако допускается наличие в здании офисных помещений, так же как в складских помещениях более высокого класса.

Складское помещение класса «С» - это капитальное строение, представляющее собой обычное производственное помещение (таксомоторный парк, автобаза и др.), или отапливаемый ангар, не рассчитанные на использование в качестве складов. В данном случае соответствуют необходимым техническим требованиям лишь такие параметры, как температура воздуха в помещении, обеспечиваемая наличием центральной системы отопления и не превышающая 15 градусов С, а также его площадь. Ни подъемного оборудования, ни систем кондиционирования, ни вентиляции и многого другого здесь, как правило, нет. Такие помещения нуждаются в существенных строительных и технических изменениях (установка рамп, пандусов, замена остекления капитальными стенами, а также в некоторых случаях демонтаж устаревшего оборудования и многое другое).

К шестому классу «С-» относят здания 30-60 годов постройки. К ним относятся, например, бывшие помещения продуктовых оптовых баз и овощехранилищ. Как правило, это ветхие, изношенные строения, в большинстве случаев полностью не соответствующие действующим нормам пожарной безопасности. Понятно, что и о соответствии современным техническим, экологическим и эксплуатационным требованиям здесь говорить не приходится. В строительном плане такие здания нуждаются в капитальном ремонте и модернизации, например, может потребоваться установка пандусов, дополнительных ворот, пожарной сигнализации, подведение системы отопления, отделочные работы и т. д. Невыгодное по отношению к основным транспортным магистралям расположение (зачастую это промышленные зоны в черте города), недостаточные по площади и возможностям маневрирования прилегающие территории не добавляют популярности таким складам.

Складское помещение класса «D» - это обычно неотапливаемый ангар, гараж, бомбоубежище или подвальное помещение, в которых не предусмотрено никаких, отвечающих нормам содержания складских помещений, технических систем. С экономической точки зрения такое здание восстановлению не подлежит, поскольку для этого потребуется слишком много финансовых и трудозатрат.

Помимо технического оснащения складские помещения разных классов разнятся и местоположением. Помещения классов «А» и »В» расположены, в основном, вблизи центральных автомагистралей и оборудованы отличной подъездной и парковочной зоной.

Складские помещения классов «С» и «D», как правило, размещены в производственной зоне, либо за городской чертой. Принимая решение о хранении продукции в таких складах, вероятно, стоит тщательно взвесить все за и против такого решения, ведь поскольку такие помещения изначально не отвечают требованиям и нормативам, предъявляемым к хранению той или иной продукции, то получение вместо предполагаемой прибыли убытков может стать вполне реальной перспективой.

Целесообразность существования и соответствие данной классификации реалиям рынка складской недвижимости были подвергнуты сомнению ведущими девелоперскими и логистическими компаниями и, в первую очередь, главным конкурентом компании Swiss Realty Group (Moscow) компанией Knight Frank, контролирующей около 90% рынка. Основной претензией к предложенной Swiss Realty Group классификации была ее недоработанность, выраженная в отсутствии конкретных числовых показателей, в частности, по допустимой нагрузке на квадратный метр пола складского помещения, высоте потолков, шагу колонн и т. д. Причем те показатели, которые нашли отражение в классификации, во многом не соответствовали международным нормам и стандартам. Предложенная международной консалтинговой компанией Knight Frank обновленная концепция классификации складских помещений в России, разработана с учетом как отечественного, так и международного опыта строительства и эксплуатации таких помещений.


В новой классификации уточнена привязка объектов складской недвижимости к годам их постройки. Например, если по версии Swiss Realty Group склады высшей категории (класс А+) - это помещения, изначально рассчитанные на использование в качестве хранилищ и построенные позднее 1994 года, то согласно классификации Knight Frank к высшему классу относят только новые объекты. Обязательным требованием к складским помещениям класса А+ является обеспечение высокой скорости грузооборота, приспособленность для хранения любых видов грузов, близость к основным транспортным линиям. Что касается конкретных числовых значений различных конструктивных и технических параметров, то для зданий класса А+ предполагается наличие потолков высотой не менее 13 м, что делает возможным монтаж многоуровневого (6 - 7 ярусов) стеллажного оборудования. Бетонные выровненные полы в складских помещениях высшей категории должны быть рассчитаны на высокую нагрузку (не менее 5-7 тонн/м2) и обладать антипылевым покрытием, стойким к истиранию и химической агрессии. Пол должен быть приподнят на высоту 1,2 м.

Еще одним обязательным атрибутом складов класса А+ является наличие достаточного количества въездных автоматических ворот докового типа с гидравлическими пандусами, регулируемыми по высоте. На 500 м2 полезной площади складского помещения должно приходиться не менее одной погрузочно-разгрузочной площадки регулируемой высоты.

Оборудование терминалов логистических компаний (логистические компании - это компании, предоставляющие полный спектр услуг, связанных с грузоперевозками, в том числе и складское хранение) включает в себя докшелтеры, иначе говоря, герметизаторы погрузочно-разгрузочных портов, служащие защитой груза от воздействий внешней среды в процессе погрузочно-разгрузочных работ, а также используемые в целях энергосбережения.

Складские помещения класса А+ предполагают наличие всего комплекса инженерных коммуникаций: автономных систем электро- и теплоснабжения, водоснабжения и канализации, тепловых завес на воротах, системы приточно-вытяжной вентиляции, а в некоторых случаях и системы центрального кондиционирования. Также является обязательным обеспечение высокой степени пожарозащиты, достигаемой за счет наличия пожарных резервуаров и устройства автоматической системы пожаротушения и сигнализации.

Дополнительными требованиями, повышающими сохранность продукции, является наличие современных систем видеонаблюдения и охранной структуры, обеспечивающих круглосуточный мониторинг подведомственной территории, ночное освещение периметра комплекса и прилегающей территории, обеспечение строгого контроля доступа сотрудников на территорию складского комплекса.

Степень комфорта таких складов также соответствует самому высокому уровню: современные линии связи, включающие в себя телефонные и оптоволоконные линии, офисные помещения, вспомогательные помещения для персонала, такие как комнаты отдыха и раздевалки, душевые и подсобки, также являются одной из необходимых составляющих внутреннего оснащения складских помещений класса «А+».

Значимыми требованиями к прилегающей к зданию комплекса территории являются ее размеры, наличие площадок для стоянки, удобство для подъезда и маневрирования большегрузных автомобилей. Не лишним является и наличие на территории парковки для легковых автомобилей.

Важной особенностью данных складских комплексов является их наиболее выигрышное в сравнении со складами низших категорий местоположение вблизи развитой сети автодорог, а также железной дороги, предполагающее устройство собственной железнодорожной ветки и железнодорожных дебаркадеров. Расположение предполагает размещение на расстоянии до 40 км от городской черты при условии прямого доступа с автомагистрали.

Согласно классификации, разработанной международной консалтинговой компанией Knight Frank, складские помещения класса «А+» - это современные одноэтажные здания, построенные на основе сэндвич-панелей, либо из легких металлоконструкций, как правило, прямоугольной формы без колонн либо с шагом колонн не менее 12 м, с расстоянием между пролетами не менее 24 м. Площадь застройки комплекса составляет 40-45%. Прилегающая территория, занимающая оставшуюся площадь, включает в себя внутренние дороги, парковки, зоны разворота, озеленение и хозяйственные строения.

Температурный режим в складских помещениях класса «А+» является регулируемым. Электро- и теплоснабжение осуществляются с помощью автономной электростанции и теплового узла. Обязательным для помещений данного класса является наличие автоматизированной системы контроля доступа и учета продукции.


Профессиональная система управления и наличие опытного девелопера также являются обязательным условием принадлежности складского помещения к классу «А+».

Складские помещения класса «А» мало чем отличаются по своим строительным и техническим характеристикам от своих аналогов более высокого класса.

Шаг колонн в одноэтажных складских зданиях должен составлять не менее 9 метров в отличие от аналогичного параметра в 12 м у складов класса «А+». Площадь застройки 45 - 55 %. Высота потолков не должна быть менее 10 метров. Количество автоматических ворот докового типа с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты должно быть не менее 1 на 700 м 2 .

Наличие железнодорожной ветки необязательно. К желательным критериям относят также такие критерии, как наличие опытного девелопера и системы учета и контроля доступа сотрудников, также необязательным является и наличие собственной электроподстанции и теплового узла.

Складские помещения класса В+ согласно классификации Knight Frank представляют собой одноэтажные складские здания, предпочтительно прямоугольной формы, как новые, так и подвергшиеся реконструкции с высотой потолков не менее 8 метров. Площадь застройки аналогична складским помещениям класса «А» и составляет 45-55%. Количество автоматических ворот докового типа (dock shelters) с погрузочно-разгрузочными площадками регулируемой высоты (dock levelers) - не менее 1 на каждую 1000 м 2 .

Наличие пандуса для разгрузки автотранспорта является обязательным. Также необходимо наличие, наряду с телефонной связью, оптоволоконных телекоммуникаций. Облагороженная, освещаемая в ночное время территория, также является одним из требований принадлежности складских помещений к данному классу. Наличие ж/д ветки является желательным, но не обязательным критерием. В остальном строительные и технические характеристики помещений данного класса соответствуют аналогичным параметрам складов класса «А». Такие критерии, как профессиональная система управления, наличие опытного девелопера, система учета и контроля доступа сотрудников, ж/д ветка и автономная электроподстанция и тепловой узел являются необязательными.

Что касается помещений «В» класса, то здесь различия более явственны. Во-первых, складские помещения данного класса могут быть двухэтажными, что требует наличия лифтов/подъемников грузоподъемностью не менее 3 тонн. На 2000 м 2 площади складского помещения должно приходиться не менее 1 такого подъемного механизма. Высота потолков - от 6 метров и выше. Различия коснулись и полов в таких помещениях: это может быть как асфальтовое покрытие, так и просто бетон без покрытия. Система отопления присутствует, однако температурный режим не является регулируемым. Обязательно наличие пожарной сигнализации и системы пожаротушения, автоматической или неавтоматической.

К обязательным критериям относится также наличие системы отопления, пандуса для разгрузки автотранспорта, площадки для стоянки и маневрирования большегрузного автотранспорта, охрана по периметру территории, наличие системы видеонаблюдения и системы охранной сигнализации, телекоммуникации, подсобные и прочие вспомогательные помещения. Необязательным, но желательным является наличие системы приточно-вытяжной вентиляции, системы учета и контроля доступа сотрудников, наличие автономной электроподстанции и теплового узла, офисных помещений при складе, а также наличие железнодорожной ветки.

Классы «С» и «D» относятся к классам низшей категории. Складские помещения класса «С» - это капитальные строения, переоборудованные под складское хранение различных грузов и товаров, зачастую это бывшие производственные цеха с прилегающими вспомогательными площадками, а также утепленные ангары, огромное количество которых можно увидеть на незастроенных пустырях и прочих свободных территориях.

К обязательным критериям принадлежности складского помещения к классу «С» относятся также требования к высоте потолка (не менее 4 метров), напольное асфальтовое покрытие либо бетонная плитка, а также просто бетон без покрытия.

НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ КРИТЕРИИ ЯВЛЯЮТСЯ ЖЕЛАТЕЛЬНЫМИ:

· наличие грузовых лифтов-подъемников (в случае многоэтажности строения);

· ворота на нулевой отметке (нулевая отметка или чистый пол - это отметка пола в створе ворот с учетом его финишной отделки);

· наличие офисных помещений;

· наличие пандуса для разгрузки автотранспорта;

· наличие телекоммуникаций;

· наличие подсобных помещений;

· наличие ж/д ветки.

Складские помещения класса «D» - это неотапливаемые производственные помещения или ангары, а также подвальные помещения или объекты гражданской обороны.

Все остальные критерии принадлежности складского помещения к классу «D» являются желаемыми, но необязательными:

· наличие системы пожаротушения и пожарной сигнализации;

· наличие площадок для стоянки и маневрирования большегрузного автотранспорта;

· наличие систем вентиляции и отопления;

· наличие офисных помещений;

· наличие телекоммуникаций;

· охрана по периметру территории;

· наличие ж/д ветки.

Расчет планировки товарного склада общего пользования

В. Лесняк, директор Московской ассоциации коммерческих складов

Площади на товарных складах обычно делят на помещения основного производственного назначения и вспомогательные. Первые служат для выполнения основных технологических операций, в том числе для хранения товаров, экспедиции и переработки. Вспомогательные помещения предназначены для хранения тары, размещения инженерных устройств и коммуникаций, а также различных служб и иных целей. При составлении проекта склада полезно знать функции, которые несут различные зоны, уметь оптимизировать их параметры и место расположения, определять эффективность работы.

Требования к планировке складских помещений

Условно пространство склада можно разделить на две основные части: площади, непосредственно используемые для хранения товара, и площади, не используемые для хранения. При планировании склада рекомендуется поддерживать соотношение этих площадей в пропорции не менее чем 2:1.

Планировка складских помещений должна обеспечивать возможность применения эффективных способов размещения и укладки единиц хранения, использования складского оборудования и условия для полной сохранности товара. Такой принцип внутренней планировки зон склада позволяет поддерживать поточность и непрерывность складского технологического процесса. Для улучшения условий эксплуатации подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо стремиться организовать единое пространство склада, без перегородок и с максимально возможным количеством колонн или пролетов. Наилучшим вариантом с этой точки зрения является однопролетный склад (шириной не менее 24 м). Эффективность использования складского объема во многом зависит также от высоты складирования, которая должна учитывать размеры транспортных единиц и максимально приближаться к технологической высоте склада.

На планировку и структуру помещений склада существенным образом влияет само содержание технологического процесса. На стадии проектирования устанавливают состав помещений склада, пропорции между отдельными помещениями и их взаимное расположение. Рассмотрим планировку товарного склада общего пользования как наиболее распространенного вида склада.

Характеристика основных складских зон

Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке продукции покупателям на складах выделяют следующие основные зоны:

  • зона разгрузки транспортных средств, которая может располагаться как внутри, так и вне помещения;
  • экспедиция приемки товара, в том числе с операциями по приемке продукции по количеству и качеству;
  • основная зона хранения;
  • зона комплектования заказов;
  • экспедиция отправки товара;
  • зона погрузки транспортных средств, которая располагается вне зоны хранения и комплектования.

Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой проходами и проездами.

Зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к экспедиции приемки товара (зоне приемки продукции по количеству и качеству). Под зону хранения продукции отводится основная часть площадей. Она состоит из территории, занятой единицами хранения, и площади проходов. К зоне хранения должна примыкать зона комплектования заказов. Эту зону в свою очередь следует располагать рядом с экспедицией по отправке единиц хранения.


Зона разгрузки товара (на схеме – железнодорожная рампа) используется для механизированной и ручной разгрузки транспортных средств, а также для выемки товара из транспортной тары, приемки по количеству и кратковременного хранения до момента передачи в экспедицию приемки товара.

Экспедиция приемки товара (может размещаться в отдельном помещении склада) служит для приемки товара по количеству и качеству, ведения учета прибывшего товара, его временного хранения до передачи в зону основного хранения склада.

На участке подготовки товара к хранению (размещается в зоне приемки товара или в основном помещении склада) происходит формирование мест хранения. Товар в эту зону может поступать из экспедиции приемки товара и/ или с участка разгрузки.

В зоне хранения (главная часть основного помещения склада) выполняют операции по хранению товара.

В зоне комплектования (может размещаться в основном помещении склада) осуществляется формирование единиц транспортировки потребителям, содержащих подобранный в соответствии с заказами необходимый ассортимент товара.

Экспедиция отправки используется для приемки товара экспедитором (получателем товарной партии), а также для кратковременного хранения подготовленных к отправке грузовых единиц.

В зоне погрузки (на схеме – автомобильная рампа) происходит ручная и/ или механизированная загрузка транспортных средств.

Определение основных параметров склада

Общая площадь склада

S общ = S пол + S всп + S пр + S компл + S сл + S пэ + S оэ,

где S пол – полезная площадь, т. е. площадь, занятая непосредственно под хранимой продукцией (стеллажами, штабелями и другими приспособлениями для хранения продукции), м 2 ;

S всп – вспомогательная (оперативная) площадь, т. е. площадь, занятая проездами и проходами, м 2 ;

S пр – площадь участка приемки, м 2 ;

S компл – площадь участка комплектования, м 2 ;

S сл – площадь рабочих мест, т. е. площадь в помещениях складов, отведенная для рабочих мест складских работников, м 2 ;

S пэ – площадь приемочной экспедиции, м 2 ;

S оэ – площадь отправочной экспедиции, м 2 .

При приближенных расчетах общую площадь склада S общ , м 2 , можно определять в зависимости от полезной площади S пол через коэффициент использования:

S общ = S пол /α ,

где α – коэффициент использования площади склада (удельный вес полезной площади склада); в зависимости от вида хранимого товара находится в пределах 0,3...0,6.



Полезная площадь склада

S пол = Q max /q доп,

где Q max – максимальная величина установленного запаса продукции на складе, т;

q доп – допустимая нагрузка на 1 м 2 площади пола склада, т/м 2 .

Общая формула для расчета полезной площади склада имеет вид

S гр = QЗК н /(254С v К иго Н),

где Q – прогноз годового товарооборота, руб./год;

З – прогноз величины запасов продукции, количество дней оборота;

К н – коэффициент неравномерности загрузки склада; определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца к среднемесячному грузообороту склада. В проектных расчетах К н принимают равным 1,1...1,3;

254 – число рабочих дней в году;

С v – примерная стоимость 1 м 3 упакованной продукции, хранимой на складе, руб./м 3 ; может быть определена на основе стоимости грузовой единицы и ее массы брутто. Массу 1 м 3 хранимой на складе продукции можно определить посредством выборочных замеров, проводимых сотрудниками склада;

К иго – коэффициент использования грузового объема склада, характеризует плотность и высоту укладки товара (технологический смысл коэффициента использования грузового объема склада К иго заключается в том, что оборудование, особенно стеллажное, невозможно полностью заполнить хранимой продукцией. Практика показывает, что в случае хранения продукции на поддонах К иго = 0,64, при хранении продукции без поддонов К иго = 0,67);

К иго = V пол /(S об Н);

V пол – объем продукции в упаковке, который может быть уложен на данном оборудовании по всей его высоте, м 3 ;

S об – площадь, которую занимает проекция внешних контуров несущего оборудования на горизонтальную плоскость, м 2 ;

Н – высота укладки продукции, м.

Величины Q и З определяют на основе прогнозных расчетов.

Для продукции, хранящейся в ячейках, полезная площадь склада определяется через необходимое число ячеек и стеллажей по формуле

S пол = S ст N ст,

где S ст – площадь, занятая под один стеллаж, м 2 ;

N ст – число стеллажей.

Полезную площадь склада S пол при неравномерном поступлении продукции на склад рассчитывают по формуле минимума суммарных затрат:

S рез S 1 + 365Р k S 2 → min,

где S рез – резервная площадь, м 2 ;

S 1 – затраты на содержание 1 м 2 резервной площади, руб./м 2 ;

Р k – вероятность отказа в приемке продукции;

S 2 – потери за каждый день отказа в приемке продукции, руб.;

365 – число дней в году.


Площади участков приемки и комплектования

Эти площади рассчитывают на основании укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м 2 площади на участках приемки и комплектования. В общем случае в проектных расчетах исходят из необходимости размещения на каждом квадратном метре участков приемки и комплектования 1 м 3 продукции.

Необходимую длину фронта погрузочно-разгрузочных работ (длина автомобильной и железнодорожной рамп) рассчитывают так:

L фр = nl + (n – 1)l i ,

где n – число транспортных единиц, одновременно подаваемых к складу;

l – длина транспортной единицы, м;

l i – расстояние между транспортными средствами, м.

Площадь зон приемки и комплектования товаров, м 2 , определяют как

S пр = Q г K н A 2 t пр /(365 q доп ·100) + S в ;

S компл = Q г K н A 3 t км /(254 q доп ·100),

где Q г

K н K н = 1,2...1,5;

A 2 – доля продукции, проходящей через участок приемки склада, %;

t пр – число дней нахождения продукции на участке приемки;

254 – число рабочих дней в году;

365 – число дней в году;

q доп – расчетная нагрузка на 1 м 2 площади, принимается равной 0,25 средней нагрузки на 1 м 2 площади склада, т/м 2 ;

S в – площадь, необходимая для взвешивания, сортировки и т. д., м 2 ; S в = 5...10 м 2 ;

A 3 – доля продукции, подлежащей комплектованию на складе, %;

t км – число дней нахождения продукции на участке комплектования;

На складах с большим объемом работ зоны экспедиций приемки и отправки товара устраивают отдельно, а с малым объемом работ – вместе. Размер отпускной площадки рассчитывается аналогичным образом. При расчетах следует изначально заложить некоторый излишек площади на участке приемки, так как со временем на складе, как правило, появляется необходимость в более интенсивной обработке поступающей продукции. Минимальная площадь зоны приемки должна размещать такое количество продукции, какое может прибыть в течение нерабочих дней.

Минимальный размер площади приемочной экспедиции

S пэ = Q г t пэ K н /(365 q э),

где Q г – годовое поступление продукции, т;

t пэ – число дней, в течение которых продукция будет находиться в приемочной экспедиции;

K н – коэффициент неравномерности поступления продукции на склад, K н = 1,2...1,5;

q э – укрупненный показатель расчетных нагрузок на 1 м 2 в экспедиционных помещениях, т/м 2 .

Минимальная площадь отправочной экспедиции должна позволить выполнять работы по комплектованию и хранению усредненного количества отгрузочных партий. Ее определяют как

S оэ = Q г t оэ K н /(254 q э),

где t оэ – число дней, в течение которых продукция будет находиться в отправочной экспедиции.

Размеры проходов и проездов в складских помещениях определяют в зависимости от габаритов хранимой продукции и подъемно-транспортных средств, а также размеров грузооборота. Если ширина рабочего коридора машин, работающих между стеллажами, равна ширине стеллажного оборудования, то площадь проходов и проездов будет равна грузовой площади. Ширина проезда, см,

A = 2B + 3C,

где B – ширина транспортного средства, см;

C – ширина зазоров между самими транспортными средствами и между ними и стеллажами по обе стороны проезда (принимается равной 15...20 см).

В абсолютных величинах ширина главных проездов (проходов) принимается от 1,5 до 4,5 м, ширина боковых проездов (проходов) – от 0,7 до 1,5 м. Высота складских помещений от уровня пола до затяжки ферм или стропил обычно составляет от 3,5 до 5,5 м в многоэтажных строениях и до 18 м – в одноэтажных.

Расчет вспомогательной площади

Площадь служебного помещения склада рассчитывается в зависимости от числа работающих. При штате склада до трех работников площадь конторы определяется исходя из того, что на каждого человека приходится по 5 м 2 ; от 3 до 5 человек – по 4 м 2 ; при штате более пяти работников – по 3,25 м 2 . Рабочее место заведующего складом (площадь 12 м 2) рекомендуется расположить вблизи участка комплектования так, чтобы была возможность максимального обзора складского помещения. Если на складе планируется проверять качество хранящейся продукции, то рабочие места отвечающего за это персонала рекомендуется оборудовать вблизи участка приемки, но в стороне от основных грузопотоков.

Эти показатели позволяют определить, насколько эффективно используется складское пространство при применении конкретных видов складского оборудования.

Коэффициент полезно используемой площади

K s = S пол /S о.с. ,

где S пол

S о.с. – общая площадь склада, м 2 .

Этот параметр в зависимости от типа складского помещения, его планировки, используемого оборудования и других факторов может иметь значение от 0,25 до 0,6. Чем больше эти цифры, тем эффективнее используются складские площади. Эффективность использования вместимости склада можно определить путем расчета коэффициента использования полезного объема склада K s . В зависимости от способа хранения товаров и характера груза этот показатель может принимать значения от 0,3 до 0,5 и вычисляется как отношение объема стеллажей и штабелей с товарами к общему складскому объему:

K s = V пол /V о.с. = S пол h скл /(S о.с. h о.с.),

где V пол – часть объема склада, занимаемая оборудованием, на котором хранится продукция, м 3 ;

S пол – полезная площадь склада, м 2 ;

V о.с. – общий объем склада, м 3 ;

h скл – высота складского помещения, используемая под хранение продукции, м;

S о.с. – общая площадь склада, м 2 ;

h о.с. – высота складского помещения, м.