Факторы формирования заработной платы. Как устанавливается должностной оклад Формирование должностного оклада


Заработная плата наемных работников в реальных условиях существует в двух формах ее организации: повременной и сдельной. В первом случае зарплата формируется пропорционально отработанному нормативу времени. Это может быть почасовая ставка, недельная ставка, но чаще всего в наших условиях устанавливается месячная ставка, которую принято называть месячным окладом. При установлении месячного оклада оговаривается продолжительность рабочей недели и рабочего дня.

При сдельной форме оплаты труда заработок работника поставлен в зависимость от количественных показателей выполненной работы через установление норматива оплаты за каждую единицу выпущенной продукции.

Повременная форма оплаты труда к концу XX века получила относительно большее распространение в современной экономике. Причиной этого является технический процесс, одной из особенностей которого является замена ручного труда машинами. При этом конечный результат зачастую очень трудно определить в расчете на конкретных работников, обслуживающих машины, что исключает в принципе применение сдельной оплаты в чистом виде.

Однако там, где определение результатов отдельных работников возможно, сдельная система работает эффективно. На практике могут применять также различные сочетания принципов как повременной, так и сдельной форм оплаты.

При формировании зарплаты на конкретных предприятиях на основе указанных двух форм возможно использование различных систем оплаты труда с учетом экономических особенностей того или иного производства. Таких систем очень много. Существует, однако, несколько наиболее общих принципов для формирования той или иной системы оплаты труда. Выделяются следующие принципиальные подходы, которые с определенной степенью условности можно определить как теоретические концепции систем оплаты труда:

1. Тейлоризм.

2. Система аналитической оценки работ.

3. Система участия в прибылях.

4. Фордизм.

Система тейлоризма названа по имени американского инженера Тейлора – известного специалиста научной организации труда. В этой системе основой для установления размера зарплаты является условие выполнения достаточно жестких норм выработки, заданных работнику на рабочий день. При условии выполнения нормы выплачивается достаточно высокая зарплата, но при невыполнении норм применяются ощутимые штрафные санкции. Соответственно перевыполнение норм поощряется премиями. Система стимулирует работников трудиться с максимальной отдачей, нередко за счет повышения интенсивности труда в ущерб здоровью.

Система аналитической оценки работ учитывает несколько различных факторов, влияющих на результативность труда (в том числе такие факторы, как уровень квалификации, участие в рационализаторской работе, дисциплина труда). Каждый фактор оценивается определенной суммой зачетных баллов, а сумма набранных баллов влияет на уровень зарплаты.

Системы участия в прибылях применяются предпринимателями в таких производствах, где конечные результаты зависят от четкой работы коллективов бригад, цехов, участков. Рабочим обещают премиальные выплаты из прибыли предприятия в случае, если плановая прибыль будет превышена за счет точного соблюдения технологии, отсутствии потерь и брака в процессе производства, экономии ресурсов.

Система фордизма (от имени известного предпринимателя Форда) применяется при формировании оплаты труда в конвейерном производстве. Конечный результат здесь прямо связан со скоростью движения конвейера. Ставки зарплаты повышаются, если рабочие соглашаются работать в условиях некоторого увеличения скорости конвейера (за счет повышения интенсивности труда).

При оценке уровня и динамики заработной платы необходимо различать номинальную и реальную зарплату. Номинальная сумма заработной платы в динамике может изменяться весьма существенно за счет инфляции, изменения масштаба цен и некоторых других факторов. Поэтому необходимо в обязательном порядке учитывать реальное количество благ, которые можно приобрести на сумму заработной платы. Реальная зарплата определяется сравнением цен стандартного набора товаров базового и текущего периодов и выражается всегда относительной величиной. Для примера рассмотрим данные по номинальной и реальной зарплате в России за последние 20 лет.

Таблица 7.1

Приведенные данные показывают, что в процессе перехода к рыночной экономике в среднем по стране зарплата наемных работников в реальном исчислении снизилась более чем в 2 раза по отношению к 1985 году, в 90-е годы XX века. Несмотря на положительную динамику роста реальной зарплаты после 2000 года, дореформенный уровень достичь удалось только через 17 лет. Заметим, однако, что здесь приведены данные официальной статистики, которая не учитывает часть фактически полученной зарплаты работниками некоторых предприятий (зарплата в конвертах, не отраженная в отчетности).

Сравнение уровня зарплаты в России с зарплатой наемных работников в других странах также не внушает большого оптимизма. В развитых странах, например, уровень часовой ставки зарплаты квалифицированного работника составляет не менее 15 долл/час, в то время как аналогичный показатель в России – 1 долл/час. В привычном для нас месячном исчислении средняя зарплата в Англии, например, составляла в 2005г. более 3000 долл., в то время как в России – 200 долл.

Главным фактором, который определяет возможный уровень зарплаты в любой стране, является уровень производительности общественного труда. По этому показателю Россия отстает от развитых стран примерно в 6-7 раз (но не в 15 раз, как по зарплате). По мнению многих ученых-экономистов, отмеченная диспропорция между зарплатой и уровнем производительности труда отрицательно сказывается на темпах экономического развития России.

Следует различать понятия «тарифные ставки (оклады)» и «ставки (оклады)» .

Тарифные ставки (оклады) работников определяются путем умножения тарифной ставки 1-го разряда и тарифных коэффициентов ЕТС с учетом корректирующих коэффициентов.

При введении почасовой оплаты труда применяются часовые тарифные ставки (оклады ) , определяемые путем деления месячной тарифной ставки (оклада) на среднемесячное количество рабочих часов.

Ставка (оклад ) формируется путем суммирования тарифной ставки (оклада) с размерами повышений ставки (оклада).

В соответствии с условиями оплаты труда организации бюджетной сферы имеют право на повышение тарифных ставок (окладов ) работников по одному или нескольким основаниям. При этом размер каждого повышения определяется от тарифной ставки (оклада), а некоторым работникам от тарифной ставки 1-го разряда.

Повышения, определяемые от тарифных ставок (окладов)

Повышения, определяемые от тарифных ставок (окладов), устанавливаются за работу в социально-культурных организациях, расположенных в сельской местности ((на территории, входящей в пространственные пределы сельсоветов, за исключением территорий поселков городского типа и городов районного подчинения); молодым специалистам, получавшим в период обучения поощрения специальных фондов Президента Республики Беларусь; за стаж работы по специальности (в отрасли); по другим основаниям, носящим общий и отраслевой характер.

Повышения за работу в сельской местности . Условия оплаты труда руководителей и специалистов организаций здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания, расположенных в сельской местности и городах, различны. В сельской местности ставки (оклады) выше, чем в городах, на 20%, что соответствует Указу Президента Республики Беларусь № 254 от 1 июня 2007 г. О повышении тарифных ставок (окладов) отдельным категориям работников.

Повышение ставок (окладов) молодым специалистам . С 1 сентября 2007 г. повышаются на 15% ставки (оклады) молодым специалистам, получавшим в период обучения в вузах поощрения специальных фондов Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, а также по поддержке талантливой молодежи, и принятым на работу по направлению вузов в организации, финансируемые из бюджета. Повышение ставки осуществляется по основному месту работы молодого специалиста в течение двух лет с момента заключения с ним трудового договора (контракта).



Повышения за стаж работы по специальности (в отрасли) .

С 1 марта 2001 г. повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы по специальности (в отрасли), за исключением служащих государственного аппарата, производится в следующих размерах:

до 5 лет – 10 %;

от 5 до 10 лет – 15 %;

от 10 до 15 лет – 20 %;

от 15 лет и выше – 30 %.

Стаж работы по специальности (в отрасли) исчисляется в годах, месяцах и днях.

Повышения, определяемые от тарифной ставки 1-го разряда , носят отраслевой характер. Например, такие повышения установлены работникам образования, которые работают с учащимися (воспитанниками, детьми) по режиму круглосуточного пребывания; которые по характеру своей работы непосредственно общаются с учащимися и воспитанниками учреждений специального назначения.

Нормы часов преподавательской работы за ставку (в неделю, год) педагогическим работникам в разрезе наименований организаций и должностей установлены Постановлением Совета Министров № 1134 от 1 сентября 2003 г. Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени отдельным категориям педагогических работников.

Кроме преподавательской работы педагогические работники осуществляют другие виды педагогической нагрузки, которые учитываются при исчислении ставки. К таким видам педагогической нагрузки относятся организационно-воспитательная работа, дополнительный контроль учебной деятельности учащихся и другие обязанности, предусмотренные квалификационными характеристиками.



Организационно-воспитательная работа и дополнительный контроль учебной деятельности учащихся осуществляются в соответствии с Инструкцией о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования , утвержденной Постановлением Министерства образования № 70 от 25 ноября 2004 г.

Педагогическая нагрузка каждому работнику устанавливается в астрономических часах (в неделю, в год) на основании учебных планов, учебных программ, планов организационно-воспитательной, кружковой, коррекционной работы, а ставки определяются согласно Инструкции по методике исчисления ставок педагогических работников с учетом педагогической нагрузки , утвержденной Постановлением Министерства образования № 25 от 30 марта 2007 г.

Ставка с учетом педагогической нагрузки в часах в неделю педагогических работников общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение дошкольного, специального образования, внешкольного воспитания и обучения, социально-педагогических учреждений исчисляется путем умножения их ставки, установленной исходя из норм часов преподавательской работы , на недельную педагогическую нагрузку и деления полученного произведения на установленную норму преподавательской работы за ставку в часах в неделю.

Ставка с учетом педагогической нагрузки в часах в год педагогических работников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, учреждений, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров, исчисляется путем умножения расчетной часовой ставки на годовую педагогическую нагрузку и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Расчетная часовая ставка определяется путем деления ставки педагогического работника, установленной исходя из норм часов преподавательской работы , на норму часов в месяц.

Для исчисления расчетных часовых ставок при оплате труда педагогических работников установлены следующие нормы часов в месяц:

n для учителей, преподавателей, руководителей кружков (клубов по интересам, коллективов любительских объединений, секций, студий, туристских групп и других) – 72 ч;

n для учителей-дефектологов – 80 ч;

n для аккомпаниаторов, концертмейстеров, музыкальных руководителей, культорганизаторов – 96 ч.

Ежегодно на 1 сентября составляется список педагогических работников по установленной форме, в котором фиксируются исчисленные ставки и надбавки за квалификационные категории с учетом педагогической нагрузки. Список утверждается руководителем учреждения образования.

Тарификационные списки

Размер тарифных ставок (окладов) и ставок (окладов) определяется постоянно действующей тарификационной комиссией, которая создается приказом руководителя организации в составе: главного бухгалтера, работника, занимающегося вопросами кадров, начальника планово-экономического отдела (экономиста), представителя профсоюзного комитета, а также других лиц, привлекаемых руководителем организации к работе по тарификации. Председателем комиссии является руководитель или назначаемый им заместитель руководителя. Тарификационная комиссия руководствуется в своей работе действующими условиями оплаты труда соответствующих работников и другими нормативными актами.

Результаты работы комиссии отражаются в тарификационных списках, которые подписываются всеми членами комиссии.

Тарификационный список составляется ежегодно до утверждения сметы расходов на предстоящий год и уточняется на момент изменения условий оплаты труда и редакции ЕТС.

Тарификационный список заполняется по каждой должности каждого структурного подразделения организации в отдельности согласно утвержденному штатному расписанию.

Тарификация вновь принимаемых на работу или переводимых на другую работу работников проводится в общеустановленном порядке.

Надбавки и доплаты

1. Надбавки руководителям, специалистам и служащим за высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ в размере до 50% оклада (ставки). На эти цели разрешается направлять выделенные из бюджета средства в размере 10% планового фонда заработной платы работников организации.

2. Надбавки за квалификационные категории основным категориям специалистов организаций здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты, телевидения и радиовещания, архивных организаций устанавливаются руководителями этих организаций в процентах от тарифных ставок (окладов).

Установлены следующие размеры надбавок: за высшую квалификационную категорию – 30 %; за первую – 20%; за вторую – 15%.

3. Надбавки работникам, владеющим иностранными языками и применяющими их в практической работе , установлены в следующих размерах: лицам, владеющим одним языком, – до 13% тарифной ставки 1-го разряда; двумя и более языками – до 26% тарифной ставки 1-го разряда.

4. Персональные надбавки за счет резервного фонда Президента Республики Беларусь. Надбавки получают специалисты и руководители финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями организаций здравоохранения, науки, культуры и образования в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь № 571 от 23 ноября 2004 г. Ежегодно за выдающийся вклад в социально-экономическое развитие республики устанавливается до 100 персональных надбавок в соответствующей отрасли. Ежемесячная надбавка одному лицу определена в размере 12-кратной тарифной ставки 1-го разряда сроком на один год с выплатой по основному месту работы (с учетом фактически отработанного времени (выполненного объема работ), но не более установленного размера). Другие надбавки стимулирующего характера лицам, получающим персональные надбавки, не устанавливаются.

Раздел 2. Порядок формирования должностных окладов (окладов, ставок заработной платы)

2.1. Должностные оклады руководителей областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры и руководителей учебно-методических (методических) центров (кабинетов) областных образовательных учреждений культуры устанавливаются в соответствии с группой учреждений по оплате труда согласно таблицам 1 ,

Порядок отнесения образовательных учреждений культуры к группам по оплате труда устанавливается отдельным нормативным правовым актом органа исполнительной власти области, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

2.2. Должностные оклады заместителей руководителя, заведующего филиалом, главного бухгалтера, главного инженера, заместителей руководителя отдела (структурного подразделения), заместителя главного бухгалтера образовательных учреждений культуры устанавливаются на 5 процентов ниже должностного оклада соответствующего руководителя, с учетом группы по оплате труда, к которой отнесено образовательное учреждение культуры, и индивидуальной квалификационной категории каждого конкретного работника.

2.3. Должностные оклады специалистов и других служащих (кроме педагогических работников) образовательных учреждений культуры устанавливаются с учетом уровня профессиональной подготовки и наличия квалификационной категории, присваиваемой по результатам аттестации.

2.4. Аттестация осуществляется в отношении:

руководителей, специалистов и других служащих образовательных учреждений культуры - на основе требований квалификационных характеристик должностей работников культуры Российской Федерации, квалификационных характеристик должностей работников образования Российской Федерации;

служащих общеотраслевых должностей - на основе требований квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих;

рабочих профессий - на основе тарифно-квалификационных требований по общеотраслевым профессиям рабочих.

Рабочие, профессии которых не предусмотрены тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, аттестуются в соответствии с работ и профессий рабочих.

Порядок проведения аттестации работников образовательных учреждений культуры, включая порядок формирования аттестационных комиссий, устанавливается учреждением самостоятельно.

В соответствии с Порядком применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 9, лица, не имеющие специальной подготовки или необходимого стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

2.5. Ставки заработной платы педагогических работников областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры и учебно-методических (методических) центров (кабинетов) областных образовательных учреждений культуры рассчитываются по формуле:

Базовая ставка заработной платы педагогических работников;

Увеличение базовой ставки заработной платы в размере 100 руб. - в областных государственных учреждениях среднего профессионального образования культуры и учебно-методических (методических) центрах (кабинетах) областных образовательных учреждений культуры (размер ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, установленной по состоянию на 31 декабря 2012 года).

Базовые ставки заработной платы педагогических работников областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры и учебно-методических (методических) центров (кабинетов) областных образовательных учреждений культуры устанавливаются с учетом уровня профессиональной подготовки и наличия квалификационной категории педагогических работников.

Базовые ставки заработной платы педагогических работников устанавливаются для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, квалификационную категорию, в соответствии с таблицами 3

Педагогическим работникам, не имеющим высшего профессионального образования, базовые ставки заработной платы устанавливаются ниже на 5 процентов.

2.6. Педагогическим работникам за специфику работы ставки заработной платы устанавливаются в повышенном размере в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.

Размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера указанным работникам устанавливаются с учетом повышения, предусмотренного частью первой настоящего пункта.

2.7. Концертмейстерам и преподавателям музыкальных дисциплин, окончившим консерватории, музыкальные отделения и отделения клубной и культурно-просветительной работы институтов культуры, педагогических институтов (университетов), педагогических и музыкальных училищ, работающим в образовательных учреждениях культуры, ставки заработной платы устанавливаются как работникам, имеющим высшее или среднее музыкальное образование.

2.8. Должностные оклады библиотечных работников областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры устанавливаются в соответствии с таблицами 5 , приложения N 1 к настоящему Положению.

2.9. Должностные оклады работников учебно-вспомогательного персонала областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры устанавливаются в соответствии с таблицей 7 приложения N 1 к настоящему Положению.

2.10. Должностные оклады служащих областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры устанавливаются в соответствии с таблицей 8 приложения N 1 к настоящему Положению.

2.11. Оклады по профессиям рабочих областных государственных учреждений среднего профессионального образования культуры устанавливаются в зависимости от присвоенных им тарифных разрядов в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.

Оклады рабочих устанавливаются в соответствии с таблицей 9 приложения N 1 к настоящему Положению.

2.12. Рабочим, имеющим высший разряд согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и выполняющим работы, предусмотренные этим разрядом, или высшей сложности, постоянно занятым на важных и ответственных работах (высококвалифицированные рабочие), повышенные оклады устанавливаются руководителем учреждения по согласованию с представительным органом работников в повышенных размерах в соответствии с таблицей 10 приложения N 1 к настоящему Положению.

Указанные оклады устанавливаются на неопределенный срок либо на период выполнения определенной работы.

Введение, изменение или отмена повышенных окладов производится работодателем с соблюдением правил изменений условий трудового договора, предусмотренных нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

2.13. Изменение размеров должностных окладов (окладов, ставок заработной платы) производится при условии соблюдения требований трудового законодательства в следующие сроки:

при получении образования или восстановлении документов об образовании - со дня приказа руководителя на основании представления соответствующего документа;

при изменении квалификационного разряда - согласно дате, указанной в приказе руководителя учреждения;

при присвоении квалификационной категории - согласно дате, указанной в приказе органа исполнительной власти или учреждения, при котором создана аттестационная комиссия.

Заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

В социально-экономической жизни общества заработная плата выполняет важную роль: в качестве личного дохода служит основным материальным источником жизнеобеспечения работников и их семей и в качестве совокупного платежного спроса – одним из факторов поддержания и развития производства. В условиях рыночной экономики на величину заработной платы влияет ряд рыночных и нерыночных факторов. В результате чего складывается определенный уровень оплаты труда. Определяющими факторами, влияющими на величину заработной платы, являются взаимодействие спроса на труд и его предложение, а также уровень техники, технологии и организации производства, эффективность государственной политики в этой области, степень влияния профсоюзов и др.

Заработная плата есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Вместе с тем для работодателя, который покупает ресурс труда для использования его в качестве одного из факторов производства, оплата труда наемных работников является одним из элементов издержек производства.

Возможность продавать свой труд есть только в рыночной экономике. Человек, чтобы продавать свой труд, должен быть лично свободен. В традиционной системе люди занимаются тем же делом, что и их родители. В командной экономике, кому, чем заниматься, решает начальство, правительство, государство.

Величина предложения на рынке труда равна величине экономически активного населения – общей численности людей, работающих не по найму (в том числе на своём предприятии) и безработных, ищущих работу.

На величину предложения труда влияют факторы:

Демографические (рождаемость и возрастной состав населения)

Социальные (в первую очередь, доля работающих женщин и пенсионеров)

Факторы, определяющие величину спроса на труд - экономический рост / спад.

Цена на рынке труда – ставка заработной платы, т.е. её величина за определённую единицу времени.

Факторы, влияющие на формирование заработной платы:

Минимум зарплаты государства

Уровень производительности

Уровень квалификации

Трудовой стаж

Интенсивность

Сложность труда

Качество и срочность

Динамика цен на потребительские товары и услуги

Особенности рынка труда:

Неоднородный товар - предлагается труд разных работников разных специальностей в разных областях (но в макроэкономике мы, тем не менее, рассматриваем рынок труда, безработицу и занятость в масштабе всей экономики в целом).

Ставка заработной платы, является менее подвижной, чем цены других товаров. От цены прямо зависят условий жизни большинства граждан.

Но всё по-другому у продавцов труда. Как правило, труд – это единственное, что они могут продать.

Обычная для рынка конкуренция между продавцами и покупателями (первые хотят продать подороже, вторые – купить подешевле) на рынке труда достигают степени острых противоречий.

Заключение сделки о найме труда имеет важное отличие от покупки услуги.

Основной элемент заработной платы – ставка заработной платы. Однако он не учитывает индивидуальных различий в способностях работников, их физической силе и выносливости, быстроте реакции, усердия и т. п. Поэтому в структуре заработной платы выделяют еще и переменную часть, отражающую различия в индивидуальных результатах трудовой деятельности (премии, надбавки, сдельный приработок). Кроме того, существуют различные виды доходов, которые работник может получать в силу того, что он работает в данной организации (материальная помощь, оплата питания, оплата путевок и лечения, ценные подарки, дополнительное медицинское и пенсионное страхование). В совокупности заработную плату и эти виды доходов можно рассматривать как трудовой доход работника данной организации.

К основным рыночным факторам, влияющим на ставку заработной платы, относят:

1. изменения спроса и предложения на рынке товаров и услуг, при производстве которых используется данный труд. Снижение спроса на рынке товаров и услуг ведет к сокращению объемов выпуска, а следовательно к падению спроса на используемый ресурс и наоборот;

2. полезность ресурса для предпринимателя (соотношение величины предельного дохода от использования фактора труда и предельных издержек на этот фактор). Характеризует соотношение величины предельного дохода от использования фактора труда и предельных издержек на этот фактор;

3. эластичность спроса на труд. Повышение цены ресурса, увеличение издержек предпринимателя ведут к снижению спроса на труд, а следовательно условий найма. В то же время эластичность спроса на труд по цене не всегда одинакова и зависит от характера динамики предельного дохода, доли затрат на ресурс в издержках, от эластичности спроса на товары;

4. взаимозаменяемость ресурсов. Возможности работодателя снизить издержки на труд при неизменной технической базе ограничены. Основные возможности снижения издержек на труд связаны с сокращением переменной части заработка, однако в качестве сдерживающего фактора выступают условия коллективных трудовых договоров;

5. изменение цен на потребительские товары и услуги. Рост цен на товары и услуги, вызывает повышение стоимости жизни, т. е. увеличение воспроизводственного минимума в структуре ставки заработной платы.