Комплекс правовых организационных экономических. Комплексный механизм управления: экономический, мотивационный, организационный, правовой. Административно-правовое регулирование в хозяйственно-обслуживающем комплексе


Проект реализован Автономной некоммерческой организациейНациональный институт системных исследований проблем предпринимательства ” по заказу Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы.

Руководители проекта: Буев В.В., Шеховцов А.О.

Научный руководитель проекта: Шеховцов А.О.

1. Создание специально уполномоченного органа

1.1. Общие положения деятельности специально уполномоченного органа

1.2. Основные задачи специально уполномоченного органа

1.3. Функции специально уполномоченного органа

1.4. Права специально уполномоченного органа

1.5. Руководство и структура специально уполномоченного органа

1.6. Имущество специально уполномоченного органа

1.7. Реорганизация и ликвидация специально уполномоченного органа

1.8. Координационный совет при специально уполномоченном органе

2. Предложения по внесению изменений в федеральное и городское законодательство, регулирующее вопросы ответственности в сфере производства и оборота пищевых продуктов

2.1. Анализ федерального законодательства

2.1.1. Введение

2.1.2. Предложения по изменению мер ответственности за некоторые правонарушения в области производства и оборота пищевых продуктов

2.1.3. Предложения по введению новых составов правонарушений

2.1.4. Предложения по внесению изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, связанных с процедурой исполнения наказаний

2.1.5. Заключение

2.2. Анализ законодательства города Москвы

2.2.4. Заключение

2.3. Дифференциация нарушений обязательных требований

3. Разработка механизма стимулирования системы страхования профессиональной ответственности предпринимателей

3.1. Используемые понятия

3.2. Что страхуется

3.3. Добровольное и обязательное страхование

3.4. Обязательное страхование гражданской (профессиональной) ответственности предпринимателей на потребительском рынке

3.4.1. Общие положения

3.4.2. Договор обязательного страхования

3.4.3. Страховая сумма, страховые тарифы

3.4.4. Взаимоотношения страховщика, страхователя и потерпевших

3.4.5. Страховщики

3.4.6. Федеральный гарантийный фонд

3.4.7. Прочие положения

3.5. Страхование профессиональной ответственности саморегулируемых организаций предпринимателей добросовестных предпринимателей

3.6. Взаимное страхование

3.6.1. Общие положения

3.6.2. Сроки взаимного страхования

3.6.3. Обязательное взаимное страхование

3.6.4. Общества взаимного страхования

3.6.5. Договор взаимного страхования

3.6.6. Государственное регулирование взаимного страхования

3.6.7. Саморегулирование участников взаимного страхования

3.7. Заключение (краткие выводы)

4. Системы выдачи предпринимателям “Декларации о доверии”

4.1. Общие положения и цели внедрения “Декларации о доверии”

4.2. Участники системы выдачи Декларации

4.3. Перечень контрольно-надзорных органов, участвующих в Системе выдачи Декларации на территории г. Москвы.

4.4. Координирующий орган системы выдачи Декларации

4.5. Порядок выдачи Декларации

4.6. Срок действия Декларации

4.7. Статус держателя Декларации

4.8 Порядок проведения проверок держателей Декларации. Приостановка, возобновления действия и отзыв Декларации

4.9. Ответственность держателей Декларации за нарушение Декларации

5. Порядок создания и организации деятельности саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.1. Необходимость создания саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей в целях повышения качества и безопасности производимой и реализуемой продукции

5.2. Основные понятия

5.3. Основные цели и функции саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.4. Порядок создания и реорганизации и ликвидации саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.4.1. Принципы создания и деятельности саморегулируемых организаций

5.4.2. Учредительные документы саморегулируемой организации

5.4.3 Реорганизация саморегулируемые организации

5.4.4 Порядок ликвидации саморегулируемые организации

5.5. Организационная структура саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.5.1. Общее собрание членов саморегулируемой организации

5.5.2. Полномочия общего собрания членов саморегулируемой организации

5.5.3. Совет директоров саморегулируемой организации

5.5.4. Полномочия совета директоров

5.5.5. Председатель совета директоров саморегулируемой организации

5.5.6. Исполнительный орган саморегулируемой организации

5.5.7. Орган контроля за деятельностью членов саморегулируемой организации

5.5.8. Органы по разрешению споров саморегулируемой организации

5.5.9. Порядок приема членов в организацию саморегулирования

5.5.10. Прекращение членства в саморегулируемой организации

5.6. Права и обязанности членов саморегулируемых организаций

5.7. Порядок аттестации саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.8. Порядок регулирования проверок саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей

5.9. Возможности страхования профессиональной ответственности членов саморегулируемой организации

5.10. Условия приостановления аттестации или снятия статуса “саморегулируемой застрахованной” организации

5.11. Порядок получения саморегулируемой организацией “Декларации о доверии”

6. Создание информационного центра в целях повышения качества пищевой продукции, производимой на территории города Москвы и улучшения контроля за качеством

6.1. Обоснование необходимости создания информационного центра

6.2. Цели и задачи создания Информационного центра. Направления решения задач

6.3. Структура и функции Информационного центра

6.4.1. Создание и поддержание информационной системы общегородской дислокации предприятий

6.4.2. Создание и поддержание информационной системы о деятельности всех предприятий, вовлеченных в производство и реализацию продуктов питания на территории города Москвы

6.4.3. Создание и поддержание информационной системы о нормах, правилах и требованиях, предъявляемых к предприятиям

6.4.4. Создание и поддержание информационной системы, содержащей сведения о размещении государственных и муниципальных заказов, порядке проведения и условиях участия в конкурсах на их получение

7. Меры по обеспечению доступности современного технологического оборудования для перерабатывающих предприятий

7.1. Необходимость реализации мер по обеспечению доступности современного технологического оборудования для перерабатывающих предприятий

7.2. Внедрение механизмов лизинга

7.3. Механизм создания “Лизинговой биржи”

8. Создание центров подготовки и аттестации кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов

8.1. Необходимость создания Центров подготовки и аттестации кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов

8.2. Порядок создания и аттестации центров подготовки кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов

8.3. Организационная структура центров подготовки кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов

8.4. Механизм функционирования центров подготовки кадров в сфере производства и оборота пищевых продуктов

Приложения

Приложение №1

Приложение №2

Введение. Необходимость разработки и структура программы

Создание правовых, организационных, экономических и других необходимых условий производителям для выпуска продукции (товаров), оказания услуг высокого качества являются постоянной заботой государства. При этом методы и способы, степень участия государства в регулировании этого процесса не являются неизменными, отражая характер экономики. Решение этой задачи достигается путем улучшения качества материалов, совершенствования технологии производства, а также производственного и государственного контроля качества и безопасности выпускаемой продукции.

Немаловажная роль при этом отводится правовым средствам обеспечения надлежащего качества продукции путем установления различных мер экономического и морального поощрения, порядка нормирования государственных требований к качеству выпускаемой продукции, осуществления государственного контроля за соблюдением государственных требований, установления эффективных мер ответственности должностных лиц и самих организаций, производящих или реализующих продукцию.

В настоящее время ситуацию в области обеспечения качества производимой и реализуемой продукции нельзя оценить однозначно. Несмотря на то, что существуют позитивные тенденции, остается достаточно много проблем. Решение этих проблем требует реализации комплексных мер организационного, правового, экономического характера, которой невозможно добиться без тесной координации всех вовлеченных в этот процесс сторон.

Проблема повышения качества продукции разделяется на 2 основные составляющие: проблема повышения контроля за качеством и проблема внедрения различных экономических механизмов, способных стимулировать процесс повышения качества производимой и реализуемой продукции.

При этом меры, направленные на повышение качества производимой и реализуемой продукции, должны содержать также информационную поддержку уполномоченных органов и предпринимателей и кадровое обеспечение субъектов предпринимательства.

В рамках данной программы предполагается реализация следующих мер, направленных на повышение качества продукции, производимой и реализуемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории города Москвы:

Организационного характера. Включают создание специально уполномоченного органа, обеспечивающего проведение государственной политики в области повышения качества продукции, вырабатываемой и реализуемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории города Москвы. Предлагается сформировать при этом органе Координационный совет, в который войдут представители всех органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность на территории г. Москвы (федеральных и городских), а также других органов, участие которых в Координационном совете необходимо для реализации координированной политики, направленной на повышение качества продукции, вырабатываемой и реализуемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории города Москвы.

Правового характера. Включают разработку предложений по внесению изменений в федеральное и городское законодательство, регулирующее вопросы ответственности в сфере производства и оборота пищевых продуктов.

Экономически – организационного характера. Включают: разработку механизма стимулирования системы страхования профессиональной ответственности предпринимателей; разработку системы выдачи предпринимателям “Декларации о доверии”; разработку порядка создания и организации деятельности саморегулируемых организаций добросовестных предпринимателей.

Финансовой и имущественной поддержки. Включают разработку комплекса мер по обеспечению доступности современного технологического оборудования для перерабатывающих предприятий.

Информационной поддержки. Включают создание информационного центра в целях повышения качества пищевой продукции, производимой на территории города Москвы и улучшения контроля за качеством.

Кадрового обеспечения. Включают создание центров подготовки и аттестации кадров в сфере производства и оборота пищевой продукции.

Экономические формы и способы защиты заключаются в разработке инвестиционных программ занятости населения, в использовании рычагов налогово-кредитного регулирования по поддержанию предприятий, сохраняющих ранее созданные рабочие места, поддержке предприятий, создающих рабочие места для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, разработке системы материальных компенсаций в случае безработицы.

В России с июня 1992 г. государственным регулированием рынка рабочей силы занимается Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Кроме государственной службы занятости существуют еще и негосударственные, коммерческие службы по трудоустройству. Чаще всего эти службы характеризуются направленностью своей деятельности на определенные слои населения, например молодежь, демобилизованных из вооруженных сил и т.п.

Эффективность организационных мер социальной защиты безработных зависит от развитости инфраструктуры рынка рабочей силы, которая предполагает наличие институциональных структур для организации взаимодействия работодателей и наемных работников по защите коллективных интересов тех и других. Такими организациями могут быть профсоюзы, ассоциации предпринимателей, союзы арендаторов, а также организации государственного посредничества в вопросах социального партнерства. Включение специальных органов в систему отношений субъектов рынка рабочей силы призвано обеспечить снятие противоречий между ними, организовывать и регулировать политику занятости с помощью разнообразных экономических инструментов и правовых норм.

К правовым формам защиты относятся ряд законодательных актов, направленных на регулирование занятости населения. Это, прежде всего, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который действует в настоящее время с изменениями и дополнениями. Этими документами устанавливаются государственные гарантии права на труд, основные принципы государственной политики в области занятости, порядок регулирования и организации занятости населения, принципы компенсационных выплат при потере работы.

Государство предоставляет постоянно проживающим на его территории гражданам в соответствии с Конституцией РФ и КЗоТ РФ следующие гарантии в области занятости:

Свободу выбора вида занятости, в том числе работы с разными режимами труда;

Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны ФСЗ;

В соответствии с заранее поданными заявками предприятий, учреждений, организаций обеспечение выпускникам учебных заведений подходящей работы;

Бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных учебных учреждениях с выплатой стипендии;

Компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости;

Возможность заключения срочных договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан;

Правовую защиту от необоснованного увольнения (КЗоТ РФ ст. 40, ФЗ «О занятости населения», ст. 12).

Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 15 июля 1992г. и 20 апреля 1996 г.) закрепил в ст. 5 типовые принципы государственной политики в области содействия занятости:

Обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в реализации прав на добровольный труд и свободный выбор занятости;

Развитие трудовых ресурсов;

Предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;

Поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

Обеспечение социальной защиты в области занятости;

Создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поисках работы, т.е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве;

Сочетание местных мер с централизованными в области занятости;

Поощрение работодателей, создающих рабочие места.

Законом РФ о занятости (ст. 2) определены критерии занятости. В соответствии с ними занятыми считаются граждане:

Работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;

Самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе ИТД (включая фермеров, творческих работников), предприниматели, а также члены производственных кооперативов. Иногда возникают сложности при отнесении к числу занятых членов семей фермеров. Если фермерское предприятие зарегистрировано как семейное, принадлежащее членам семьи на основе права общей долевой собственности, то членов семьи фермера следует относить к занятым. Если же зарегистрировано ИТД одного из членов семьи, то считать других членов семьи занятыми нет основания;

Избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность в органах законодательной и исполнительной власти, а также в общественных организациях различного типа;

Военнослужащие любых родов войск, служащие в органах БД;

Трудоспособные учащиеся любых очных заведений, включая обучение по направлению СЗН;

Временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.д.).

Понятие «занятые граждане» является более широким по сравнению с понятием «работники». Работники – это один из видов занятых.

Поскольку принуждение к труду запрещено, то незанятость гражданина не может служить основанием для правовой ответственности. Реализовать свое право на труд в каком-либо виде занятости или не реализовывать его вообще, решает свободно только сам гражданин.

Если нужда не заставляет, человек может не связывать себя с выполнением оплачиваемой работы, а заниматься воспитанием детей, домашним хозяйством, общественной деятельностью.

Исключение делается для случаев, установленных законодательством. Это могут быть предусмотренные УК наказания за преступления в виде исправительных работ, которые назначаются на срок от одного месяца до одного года и отбываются в соответствии с приговором суда, либо по месту работы осужденного, либо в иных местах, определяемых органами, ведающими применением исправительных работ. Из заработка осужденного производится удержание в размере, установленном судом (в пределах от 5 до 20 % заработка).

Таким образом, безработные являются вынужденно незанятыми, поскольку по стандарту МОТ к безработным относятся трудоспособные лица в возрасте от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период соответствовали трем критериям:

а) не имели работы (доходного занятия);

б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

в) были готовы приступить к работе.

По методологии МОТ, при отнесении к безработным должны быть соблюдены все три категории.

Учащиеся, студенты, пенсионеры, инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

Зарегистрированные органами ГСЗ безработные граждане имеют право на льготы и компенсации, установленные законом для лиц, не имеющих работы (доходного занятия).

Лекция 1.

Тема 1 :ПРЕЛПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В1: Совершенствование организации производственной деятельности предприятия

Организационная деятельность предприятия охватывает комп­лекс задач организационного, технического и экономического характера, предусматривает выбор и обоснование производствен­ной структуры предприятия, организационных форм и экономи­ческих методов ведения производства, В процессе организационной деятельности устанавливаются необходимые производствен­ные связи и создаются условия, обеспечивающие взаимодействие на экономической основе всех элементов производственного про­цесса и внутренних подразделений. Производственная деятель­ность работников организуется на основе разделения труда, обя­занностей в рамках определенной иерархической структуры. Ра­циональная организация производственной деятельности предпри­ятия обеспечивает координацию и оптимизацию во времени и в пространстве всех ресурсов производства, влияние организацион­ных факторов для достижения целей предприятия - удовлетво­рения запросов потребителей, обеспечения превосходства и кон­курентоспособности предприятия и в конечном итоге экономи­ческого роста.

Совершенствование организации производственной деятельно­сти предприятий - одно из важнейших направлений реформиро­вания предприятий.

При организации производственных процессов люди, орудия и предметы труда объединяются для обеспечения рационального сочетания во времени и в пространстве основных, вспомогатель­ных и обслуживающих процессов. Основой являются принципы рациональной организации производственного процесса. Части производственного процесса сочетаются н пространстве и виде производственной структуры, которая нуждается в изменениях. Она должна быть динамичной в зависимости от изменяющихся условий производственной деятельности. Главные факторы раз­вития производственных структур - оптимизация количества и размеров производственных подразделений предприятия; обеспе­чение рационального соотношения между основными, вспомога­тельными и обслуживающими подразделениями; повышение тех­нического уровня производства.

Для обеспечения рационального взаимодействия всех эле­ментов производственного процесса и упорядочения выполня­емых работ во времени и в пространстве необходимо формирова­ние производственного цикла изделия. Сокращение длительнос­ти производственного цикла достигается путем уменьшения вре­мени рабочего периода и перерывов в производственном процес­се, что, в свою очередь, обусловлено совершенствованием тех­ники и технологии, повышением уровня организации производ­ства.

В условиях перехода к рыночным отношениям, требующим гибкого реагирования на изменения спроса потребителей на тот или иной вид продукции, возрастает роль оперативного управле­ния производством, основные недостатки которого обусловлены несоответствием пропускной способности оборудования по участ­кам и цехам, появлением "узких мест", внеплановыми простоями оборудования; недостатками в орга­низации производства, труда, планирования; перебоями в мате­риально-техническом снабжении; низким уровнем трудовой и про­изводственной дисциплины.

2 этап

Решение проблем оперативного управления производством (ОУП) связано с выполнением всего комплекса работ по каждо­му из элементов ОУП. По оперативно-календарному планированию производства - это дифференциация и доведение контрольных заданий до непосредственных исполнителей; согласование рабо­ты цехов, участков предприятия и обоснование их потребности в ресурсах (материалах, комплектующих изделиях, оборудовании, инструменте); формирование согласованных планов деятельности участков, бригад, индивидуальных рабочих по выпуску заготовок, деталей изделий. По оперативному учету (контролю) состояния производства - это обеспечение достоверной, своевременной

информации; учет движения деталей, сборочных единиц по тех­нологическому маршруту (по цехам, участкам, рабочим местам), движения материалов и комплектующих изделий на складах пред­приятия; организация складирования и учет готовых деталей и сборочных единиц; учет реализации продукции и выполнения пла­на поставок по договорам. Анализ хода производства предусмат­ривает определение отклонения выполнения заданий по количе­ству и срокам выпуска заготовок, деталей, изделий; выявление дефицита материалов, комплектующих, причин и виновников простоев производства. Оперативное регулиро­вание и координация производства предполагает принятие мер по предупреждению и устранению отклонений от плана и простоев в ходе производства; координацию текущей работы взаимосвязан­ных звеньев производства; руководство подготовкой необходимых ресурсов для выполнения календарных графиков производства и сменно-суточных заданий.

Высокоэффективные предприятия - это предприятия, способ­ные к нововведениям, к развитию. Разработка и освоение про­изводства новой продукции предполагают осуществление совокуп­ности процессов научного, технического и организационно-эко­номического характера. При этом ставятся основные цели - со­здание новых изделий заданного технического уровня и качества; сокращение затрат и продолжительности цикла создания, произ­водства и освоения новых изделий. Основная проблема, требую­щая решения, - чрезвычайно высокая длительность цикла под­готовки производства и освоения выпуска новых видов продук­ции. Основные меры по сокращению времени подготовки произ­водства - уменьшение времени рабочего периода за счет прове­дения мероприятий по снижению трудовых затрат; сокращение времени перерывов в процессе подготовки производства, внедре­ние параллельно-совмещенного метода организации работ. Уско­рению освоения новых изделий способствует участие разработчи­ков, производителей и потребителей в работах по проектирова­нию и производству новых изделий, готовность производства к освоению, способность его быстро перестраиваться на выпуск новых изделий с минимальными потерями времени и средств, координация работ по подготовке производства.

Развитие инновационной деятельности осуществляется по сле­дующим направлениям:

Организация экспертиз, внедрение и тиражирование изоб­ретений, ноу-хау, научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных зна­ков, создание опытных образцов, проведение опытных испыта­ний, создание новых образцов техники, технологии и научно-тех­нической документации, подготовка производства;

Проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий;

Патентно-лицензионная деятельность.

Рациональная организация инновационной деятельности пред­полагает выбор оптимальной организационной формы: научные учреждения, конструкторская организация, бюро рационализации и изобретательства, проблемные комиссии, временные коллек­тивы, научные союзы и фонды, в том числе инвестиционные ассоциации, консорциумы; малые инновационные предприятия; технопарковые структуры; программно-целевая и технопарковая организация инновационной деятельности на малых предприятиях.

Эффективность изготовления и выпуска конкурентоспособной продукции с минимальными затратами и бесперебойная произ­водственно-хозяйственная деятельность предприятия обеспечива­ются не только рациональной организацией технологических про­цессов, но и высоким уровнем технического обслуживания ос­новного производства и всех подразделений производственной инфраструктуры.

Инфраструктура предприятия - это комплекс подразделений и служб, главная задача которых сводится к обеспечению нор­мального функционирования (без перерывов и остановок) основ­ного производства и всех сфер деятельности предприятии.

Для большинства предприятий подразделениями вспомогатель­ных производств и всей системы технического обслуживания яв­ляются ремонтное, инструментальное, энергетическое, транспорт­ное, складское и тарное хозяйства.

Система технического обслуживания предприятия должна со­ответствовать следующим требованиям: обеспечивать условия вы­пуска конкурентоспособной продукции при минимальных затра­тах; осуществлять технико-экономическую и организационную регламентацию процессов обслуживания; носить профилактичес­кий характер; обеспечивать гибкость, преемственность и мини­мальную перестройку при переходе основного производства на выпуск новой продукции.

Таким образом, вспомогательные хозяйства требуют высокой организации, адекватной уровню организации основного произ­водства.

Недооценка роли технического обслуживания, недостатки в его организации привели к возникновению ряда проблем. Велики нерациональные затраты предприятий, связанные с осуществле­нием всего комплекса работ но техническому обслуживанию са­мим предприятием. Значительны затраты ручного труда и стои­мость продукции подразделений производственной инфраструкту­ры. Продукция и услуги низкого качества. Наблюдается разрыв в техническом и организационном уровнях основного и вспомо­гательного производств, высока численность вспомогательных ра­ботников, недостаточен их квалификационный уровень. Суще­ственны недостатки в нормировании, планировании деятельнос­ти подразделений производственной инфраструктуры. Нерацио­нальная организация деятельности вспомогательного производства является одной из причин недостатка запасных частей в произ­водстве, выполнения вспомогательными цехами работ основного производства.

Улучшение деятельности подразделений производственной ин­фраструктуры связано с выполнением части работ сторонними организациями; централизацией и концентрацией однородных процессов обслуживания и их специализацией, что создает усло­вия для использования прогрессивного оборудования, научных методов организации производства и труда, высокопроизводитель­ной технологии. Необходимы механизация и автоматизация тех­нологических процессов, рационализация управления, улучшение нормативной базы, обоснованное планирование численности ра­ботников, разработка и внедрение технически обоснованных норм времени и мероприятий по научной организации труда, исполь­зование стимулирующих систем оплаты труда, создание комплекс­ной технологии, централизованное производство запасных частей.

Рациональная организация работы вспомогательных произ­водств - важнейшее условие стабилизации основного производства, наращивания объема выпуска продукции. Для устранения вышеназванных недостатков необходимо изучение и внедрение основных теоретических положений и практического опыта рацио­нальной организации производственной деятельности предприя­тия.

Вопрос 2: Организационно-правовые формы предприятий

В экономике страны разнообразие предприятий велико. Отли­чаются они друг от друга, во-первых, размерами. В качестве по­казателей размера предприятия обычно используются количест­во работающих на нем людей; количество выпускаемой продук­ции или оказываемых услуг; размер капитала. Во-вторых, пред­приятия отличаются разнообразием видов продукции, которые они производят, или услуг, которые они оказывают. В-третьих, предприятия отличаются способами владения собственностью.

Однако наиболее важным признаком классификации хозяй­ствующего субъекта в условиях рыночной экономики является деление хозяйствующих субъектов по признаку организационно-правовых форм предприятий.

Проводимая в стране экономическая реформа невозможна без соответствующих организационно-правовых структур, которые регламентируются государством через Гражданский кодекс и спе­циальные законы.

В гражданском кодексе введены такие понятия, как «коммерческая органи­зация» и «некоммерческая организация». Коммерческая органи­зация преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческая организация данной цели не преследует и если получает прибыль, то последняя не распре­деляется между участниками предприятия.

Предпринимательской деятельностью, согласно российскому законодательству (в частности, Гражданскому кодексу РФ), при­знается деятельность, отвечающая таким признакам, как:

самостоятельность осуществления деятельности предпринима­телем на свой риск;

направленность деятельности на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выпол­нения работ или оказания услуг;

обязательная регистрация лица, осуществляющего деятельность в качестве предпринимателя, в установленном законодательством порядке.

Предпринимательская деятельность, по российскому законо­дательству, может осуществляться:

с образованием юридического лица - коммерческой органи­зации;

без образования юридического лица - индивидуальное пред­принимательство.

Формы предпринимательства разнообразны и характерны как для юридических, так и для физических лиц. Различают инди­видуальные, коллективные и корпоративные формы предприни­мательства.

Если гражданин зарегистрирован как предприниматель без об­разования юридическою лица, то он считается индивидуальным предпринимателем с момента его государственной регистрации в данном качестве. При этом если предпринимательская деятель­ность осуществляется без привлечения наемною труда, то это счи­тается индивидуальной трудовой деятельностью.

Если гражданин нанимает кого-либо для занятия избранным им видом деятельности, то это рассматривается как образование предприятия.

Индивидуальное предпринимательство связано с единоличным владением имуществом с целью получения личного дохода или прибыли.

Предприниматели-индивидуалы, выступая на рынке наравне с юридическими лицами, имеют право заниматься производ­ством, оказанием услуг, осуществлять торговую, торгово-закупоч­ную, инновационную, консультационную и иную хозяйственную деятельность, не запрещенную законодательством.

Предприниматель может иметь счет в банке, свой товарный знак, пользоваться банковским кредитом. Для достижения основ­ной цели всякого предпринимательства - получения прибыли предприниматель-индивидуал вправе заключать гражданско-пра­вовые договоры на совершение различных сделок и привлекать ра­ботников по трудовым договорам. Эта форма предприниматель­ской деятельности связана с самым простым финансовым и на­логовым учетом.

Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет и от своего имени, лично занимается уп­равлением бизнеса и несет личную ответственность, самостоятель­но принимает решения и несет риск потерь в случае банкротства. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удов­летворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан не­состоятельным (банкротом) по решению суда.

Преимущества индивидуального предпринимательства следую­щие:

Минимальная регламентированность со стороны государства;

Упрощенный порядок регистрации, ведения налогового и бухгалтерского учета и отчетности;

Клиенты лично известны предпринимателю и, следователь­но, он может быстро реагировать на изменения их потребностей и вкусов;

Гибкость и оперативность в принятии решений;

Наличие стимула для напряженной работы (работает на себя). К недостаткам индивидуального предпринимательства относят:

Полную имущественную (субсидиарную) ответственность предпринимателя;

Ограниченность масштабов бизнеса рамками капитала (ли­митирован личными средствами и возможностями займов);

Слабая конкурентоспособность, сильная зависимость от внешней среды.

Основными субъектами предпринимательской деятельности являются юридические лица. Юридическое лицо - организация, характеризующаяся следующими признаками:

Имеет обособленное имущество (в собственности, в хозяй­ственном ведении, в оперативном управлении);

Отвечает имуществом по своим обязательствам;

Может от своего имени приобретать имущественные и лич­ные неимущественные права;

Может нести обязанности;

Может быть истцом и ответчиком в суде;

Имеет самостоятельный баланс или смету.

Всякая организация, чтобы быть признанной юридическим лицом, помимо формальных критериев (таких как обязательная регистрация учредительных документов) должна обладать в сово­купности вышеназванными характеристиками.

Переход от государственной к рыночной организации эконо­мики означает, что основным отличительным признаком юриди­ческого лица вместо организационного единства (определенным образом организованного коллектива) становится обособленное "персонифицированное" имущество.

Хозяйствует, конечно, не имущество, а люди, но именно на­личие имущества позволяет, во-первых, уменьшить предприни­мательский риск коммерсантов, создавших предприятие, поскольку не они, а юридическое лицо отвечает по долгам предприятия; во-вторых, гарантирует удовлетворение возможных требований кредиторов.

Имущество может принадлежать юридическому лицу на праве собственности или на ограниченном вещном праве - хозяйствен­ного ведения или оперативного управления. Это означает, что предприятие не может теперь функционировать исключительно на базе имущества, полученного по договору аренды, имуществен­ному найму или на основе заемных средств. Обязательны вклады учредителей юридических лиц в его уставный капитал (уставный фонд, складочный капитал).

Предприятие, имеющее имущество в собственности, отвечает им по обязательствам.

Юридическое лицо вправе от своего имени заключать догово­ры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, под­ряда и др.).

Филиалы и представительства, наделяемые имуществом юри­дических лиц, создавших их, имеют баланс и субсчет в банке, но не вправе заключать договоры от своего имени. Руководители филиалов и представительств действуют исключительно от имени и по доверенности создавших их юридических лиц.

В зависимости от целей деятельности, юридические лица под­разделяются на коммерческие и некоммерческие. Целью дея­тельности коммерческих предприятий является извлечение прибы­ли, некоммерческих - достижение социальных результатов, осу­ществление благотворительной деятельности, управленческих, культурных, образовательных функций и т.п. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельно­стью в рамках достижения уставных целей.

Предпринимательская деятельность осуществляется в опреде­ленной организационной форме. Под организационно-правовой формой подразумевается комплекс юридических, правовых, хо­зяйственных, экономических норм, определяющих характер, ус­ловия, способы формирования отношений между собственника­ми коммерческих организаций, а также между коммерческими организациями и другими, внешними по отношению к ней субъ­ектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.

Участие российского государства в хозяйствующих субъектах является одним из способов реализации государством в лице Пра­вительства РФ и региональных администраций, а также местны­ми органами власти правомочий собственника имущества в целях пополнения соответствующего бюджета, решения иных - общих для страны, региона, территорий - экономических и социальных задач.

В настоящее время можно говорить о основной фор­м участия в хозяйствующих субъектах: создание унитарного предприятия , имущество которого при­надлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Организационно-правовая форма унитарного предприятия сво­им возникновением и становлением обязана особенности совет­ского хозяйственного оборота. Появление в хозяйственном обо­роте юридических лиц - не собственников было вызвано тем, что государство как фактически монопольный собственник иму­щества и средств производства не могло эффективно хозяйство­вать с ними непосредственно. Поэтому государство создало пред­приятия, сохранив за собой право собственности на их имущество и наделив их особыми вещными правами- право хозяйственного ведения или правом оперативного управления.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управ­ления состоит в содержании и объеме правомочий, которые пред­приятия получают от собственника на закрепленное за ними иму­щество. Право хозяйственного ведения является более широким, нежели право оперативного управления, которое связано с возможностью дополнительной (субсидиарной) ответственности соб­ственника-учредителя.

Унитарное предприятие - это государственное или муници­пальное предприятие, не наделенное правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество. Унитарные пред­приятия принадлежат собственнику-учредителю целиком, без де­ления их имущества (или его части) на какие-либо вклады (паи, доли), в том числе между работниками. Имущество неделимо, что прямо подчеркивается термином "унитарное" в переводе с латинского - единство.

Собственник унитарного предприятия (в лице соответствующего органа уполномоченного распорядителя имуществом) в целях эко­номического стимулирования членов трудового коллектива может создавать разного рода "фонды участия в прибылях". В этом слу­чае работники приобретают право собственности на денежные средства или иное имущество, полученное ими из этих фондов в соответствии с правилами их распределения.

Обязательное условие создания унитарного предприятия - на­личие у него уставного фонда. Размер и порядок его образова­ния отражаются в уставе, который является единственным учре­дительным документом.

В отличие от большинства других коммерческих организаций, унитарное предприятие имеет целевую правоспособность, а не общую. Объем и характер этой правоспособности должны быть прямо определены в уставе собственником-учредителем.

По своим обязательствам перед третьими лицами (контраген­тами) унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом. Гражданский кодекс защищает права унитарного предприятия как обладателя ограниченных вещных прав на за­крепленное за ним имущество и от посягательств третьих лиц, и от учредителя-собственника.

В процессе осуществления государственной экономической политики в силу различных причин возможен переход унитарно­го предприятия от одного публичного собственника к другому, т.е. смена собственника.

Небольшое количество государственных предприятий, находя­щихся в федеральной собственности и работающих под жестким контролем государства, имеют статус казенных предприятий. Не­обходимость создания подобного рода коммерческих юридических лиц обусловлена наличием организаций, действующих в качестве производственных, от имени государства в целом. К числу таких предприятий относятся государственные производственные объ­единения, предприятия связи, некоторые оборонные предприятия и т.д.

В имущественном отношении положение казенного предпри­ятия отчасти сходно с положением государственного (госбюджетного) учреждения. Но имеются существенные различия: учреж­дение финансируется собственником по смете, а казенное пред­приятие имеет самостоятельный баланс и само получает доходы от результатов своей деятельности.

Источниками формирования имущества и финансовых средств казенных предприятий являются:

Имущество, переданное ему по решению Правительства РФ для ведения основных видов деятельности;

Денежные и иные средства, полученные от реализации про­дукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с государ­ственным заказом;

Средства, выделенные из федерального бюджета и (или) федеральных внебюджетных фондов;

Часть доходов, получаемых в результате ведения самостоя­тельной хозяйственной деятельности (в уставе конкретного заво­да указывается, какая именно часть доходов).

Темы докладов:

    Производственный кооператив

    Хозяйственные товарищества

    Хозяйственные общества

    Финансово-промышленные группы, холдинговые компании, некоммерческие организации


Курсовая работа >> Ботаника и сельское хоз-во

Их использование...21 3. Организация производства молока 3.1. Место отрасли в экономике хозяйства………………………………….....23 3.2 Анализ валового... многом зависит от организации производства и управления. Кризисное состояние нашей экономики сопровождается снижением...

Функционирование Единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях осуществляется как деятельность всех организационных структур системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях по планированию, подготовке и осуществлению комплекса организационных, социально-экономических, инженерно-технических и специальных мероприятий, а также действия сил и средств, входящих в эту систему, с целью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Мероприятием по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций называется совокупность организационных действий, направленных на решение какой-либо из задач по предупреждению или ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполняемых органами повседневного управления, силами и средствами территориальных, функциональных и ведомственных подсистем Единой государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Важнейшими в ЕГСЧС являются прогнозирование и предотвращение ЧС и профилактика возникновения источника ЧС.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций (предупреждение ЧС) - это прогнозирование и предотвращение ситуаций, своевременное информирование органов руководства и повседневного управления и населения о вероятности или неизбежности возникновения чрезвычайной ситуации и заблаговременная подготовка к ней, а также оповещение населения о ее начале или непосредственной угрозе.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций (прогнозирование ЧС) осуществляется как разработка вероятностного представления о предельном риске возникновения чрезвычайных ситуаций и нежелательных состояниях потенциально опасных объектов на определенной территории, а также о количественной оценке вероятного ущерба.

Предотвращение чрезвычайных ситуаций (предотвращение ЧС) определяется как комплекс правовых, организационно-эко­номических, инженерно-технических, природоохранительных и спе­циальных мероприятий по недопущению или уменьшению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, снижению масштаба гибели людей, угрозы их жизни и здоровью, ущерба экономике и собственности граждан, а также окружающей природной среде.

Профилактика возникновения источников чрезвычайных ситуаций проводится в виде заблаговременных мероприятий по недопущению и устранению причин возникновения источников чрезвычайной ситуации антропогенного характера, а также ограничению ущерба от нее.

Подготовка к чрезвычайным ситуациям (подготовка к ЧС) проводится как заблаговременное создание на определенной территории, объекте народного хозяйства или иного назначения условий для эффективных действий органов повседневного управления, сил и средств, а также населения по ликвидации чрезвычайных ситуаций и жизнеобеспечению населения в этих зонах.


Планирование мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций (планирование мероприятий по ЧС) - это разработка целевых программ и планов мероприятий в области защиты населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от стихийных и экологических бедствий, аварий или катастроф, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, а также от воздействия современных средств поражения.

В краткой форме специфические задачи гражданской обороны можно сформулировать следующим образом:

Защита населения и национального достояния страны от опасностей, возникающих при военных действиях или в других случаях применения оружия массового поражения и других боевых средств, включая обеспечение населения защитными средствами и сооружениями, проведение рассредоточения и эвакуации и другие мероприятия;

Оповещение населения об угрозе жизни, здоровью людей и порядке действий в сложившейся обстановке;

Защита источников водоснабжения, продовольствия, пищевого сырья, животных и растений при ЧС;

Проведение аварийных, спасательных и других неотложных работ (С и ДНР) в очагах поражения;

Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения; - участие в разработке и осуществлении мер, направленных на повышение устойчивости функционирования отраслей и объектов народного хозяйства (экономики) в военное (или предвоенное) время, включая рассредоточенное и рациональное размещение производительных сил; устойчивое кооперирование и дублирование производства; создание материальных резервов и запасов; защиту производственного персонала и средств энергетики, производства, транспорта, коммуникаций, связи и снабжения;

Обеспечение внедрения требований ГО в нормативные документы и при строительстве, вводе в действие и эксплуатации объектов народного хозяйства, жилого, коммунального, транспортного и других комплексов;

Проведение необходимых мероприятий по маскировке объектов и населенных пунктов;

Создание и поддержание в необходимой готовности систем управления, сил и средств ГО;

Мобилизационная подготовка и другие мероприятия ГО;

Подготовка руководящего состава, органов управления и сил ГО.

Отсюда видно, что органы управления, силы и средства ГО привлекаются и задействованы и в мирное время для решения различных задач защиты населения и территорий, а также выполнения различных гуманитарных миссий МЧС России.

Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте. Начальниками ГО предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений являются их руководители.

Начальники ГО руководство осуществляют через подчиненные им штабы по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (штабы ГО). Штабы ГО комплектуются штатными работниками и лицами, привлекаемыми к работе по совместительству.

Для организации проведения специальных мероприятий по линии ГО в мирное время и для управления силами и средствами при проведении СиДНР в очагах поражения при штабах ГО создаются службы, количество которых определяется необходимостью, наличием базы для их создания и спецификой решаемых задач.

На крупных (категорированных) объектах народного хозяйства обычно создаются следующие службы: медицинская, противопожарная, охраны общественного порядка, инженерная, энергетики, связи, коммунально-техническая, автотранспортная, торговли и питания, материально-технического снабжения, техническая, защиты животных и растений, противорадиационной и противохимической защиты, аварийно-техническая, убежищ и укрытий.

Во главе служб ГО стоят начальники тех управлений и организаций, на базе которых они созданы.

Для непосредственного проведения мероприятий ГО в очаге поражения после применения противником оружия, а в мирное время после стихийных бедствий, аварий и катастроф, в системе ГО страны созданы силы, включающие невоенизированные формирования и войсковые части ГО.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС включают в себя:

1. Войсковые соединения, части и другие формирования ГО РФ.

2. Другие войсковые, военизированные и прочие формирования МЧС России.

3. Войсковые части, военизированные и невоенизированные (НВ), противопожарные, аварийно-спасательные и аварийно-восста­новительные формирования министерств и ведомств, включая ава­рийно-спасательные, поисковые и пожарные службы МВД, ВМФ, Министерства путей сообщения, гражданской авиации, торгового, рыболовецкого и речного флотов.

4. Учреждения и формирования и прочие формирования МЧС России.

5. Формирования экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений.

6. Войсковые соединения и части химических и инженерных войск Минобороны.

7. Службы и силы по предупреждению спуска лавин и градобития.

8. Отряды, службы и специалисты Российского союза (корпуса) спасателей, альпинисты и добровольческие специализированные организации и формирования.

Войсковые части (отдельные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды противорадиационной и противохимической разведки) проводят СиДНР на наиболее важных объектах и обеспечивают ввод в очаги поражения невоенизированных формирований, являющихся основой сил ГО.

Невоенизированные формирования (НФ) создаются в мирное время на объектах народного хозяйства. Представляют собой отряды, команды, группы, звенья, дружины различного назначения, сформированные из трудоспособного населения в возрасте:

Мужчины от 16 до 60 лет,

Женщины - от 16 до 55 лет.

В НФ запрещено включать: инвалидов, военнообязанных с мобилизационными предписаниями, беременных, женщин-медра­ботников с детьми до двух лет, остальных женщин с детьми до восьми лет.

Все НФ укомплектованы специальной техникой, имуществом и обеспечиваются транспортом.

НФ по подчинённости делятся на территориальные и объектовые. Объектовые, как правило, проводят СиДНР на своих объектах, а территориальные предназначаются для проведения работ на наиболее важных объектах самостоятельно или же совместно с объектовыми формированиями.

По предназначению территориальные НФ делятся на формирования общего назначения и специальные; формирования общего назначения - сводные спасательные отряды, спасательные команды (группы) и разведгруппы ГО общей разведки; специального назначения- формирования служб ГО. Объектовые НФ делятся на формирования общего назначения (сводные спасательные отряды, спасательные отряды, команды и группы промышленного или другого объекта и разведгруппы общей разведки объекта), специальные (формирования служб) и специализированные НФ (создаются по планам министерств, ведомств и госкомитетов, имеющих радиационно и химически опасные объекты, из числа рабочих и служащих этих предприятий. Цель - повысить эффективность спасательных работ непосредственно в очаге поражения. Другие НФ на таких объектах создаются по необходимости).

Сводные спасательные объектовые отряды создаются на крупных (категорированных) объектах народного хозяйства, сводные спасательные территориальные отряды - во всех административно-территориальных единицах страны, начиная с городских и сельских районов и кончая республиканскими безобластного деления.

Спасательные формирования (отряды, команды, группы) создаются на всех объектах народного хозяйства и в учебных заведениях страны для проведения спасательных работ в очагах поражения в условиях военного времени. Комплектование и подготовка спасательных формирований проводится в мирное время, а приведение в готовность осуществляется в течении 24 ч после получения соответствующего распоряжения.

К формированиям служб относятся: посты радиационного и химического наблюдения, звенья связи, санитарные дружины и санитарные посты, противопожарные команды (отделения, звенья), аварийно - технические группы (звенья), отряды (команды, группы) противорадиационной и противохимической защиты, группы (звенья) по обслуживанию убежищ и укрытий, команды (группы, звенья) охраны общественного порядка, подразделения питания и торговли и др.

Объектовые формирования служб создаются только на крупных (категорированных) объектах, территориальные - только в районных и городских службах ГО. Формирования служб создаются из специалистов соответствующего профиля и предназначаются для проведения в очагах поражения специальных работ и для усиления формирований общего назначения.

Все специализированные и большая часть территориальных НФ являются формированиями повышенной готовности с возможностью их развёртывания за 4-6 ч с момента получения соответствующего сигнала о приведении их в готовность (степень готовности территориальных формирований устанавливается соответствующим начальником ГО по согласованию с вышестоящими инстанциями).

Важнейшей спасательной службой является Центроспас МЧС и аналогичные службы в региональных центрах. Они оснащаются самолётами, вертолётами, вездеходами, дельтапланами, специальной техникой и укомплектованы высококвалифицированными профессиональными спасателями, владеющими 6-ю и более спасательными специальностями. Эти службы находятся в состоянии постоянной готовности.

Кроме того, имеются аварийно-спасательные службы и формирования из числа подготовленных добровольцев и муниципальных служащих-профессионалов, включающие отделение спасателей, для быстрейшего выполнения работ по ликвидации последствий аварий и катастроф на объектах народного хозяйства (экономики), в городах и районах республик и областей.

Распоряжения, команды и сигналы ГО и РСЧС проходят по параллельным ветвям производственно-территориального принципа ор­ганизации системы:

Министерства и ведомства Российской Федерации (республиканский уровень);

Концерны, объединения, фирмы (региональный уровень);

Предприятия, объекты (территориальный уровень);

Региональные центры МЧС (службы ГО) - республиканские, краевые, областные КЧС и штабы ГО; городские и районные КЧС и штабы.

Любое управленческое решение связано с экономическими, организационными, социальными, правовыми и технологическими интересами организации, которые учитываются в комплексе при принятии управленческих решений.

Экономическая сущность УР чаще всего является доминирующей, т.к. для любого предприятия или организации получение прибыли является основной целью. Учитывая то, что любое управленческое решение имеет себестоимость, экономия финансовых средств и любых других материальных ресурсов на разработку УР приветствуются, а излишние непредполагаемые траты отвергаются. Эффективные и качественные решения должны принести предприятию доход, ошибочные приводят к убыткам.

Организационная сущность управленческого решения состоит в том, что для разработки и реализации УР предприятиедолжно иметь соответствующие возможности, такие как:

· необходимый профессиональный квалифицированный персонал;

· инструкции и положения, регламентирующие полномочия, права, обязанности и ответственности работников;

· требуемые ресурсы, в том числе и информационные;

· техников и технологии соответствующие требованиям сегодняшнего дня;

· систему контроля;

· возможности постоянной координации их работы.

Возможности для организации процесса разработки и реализации решения настолько важны, что отсутствие одного из условий может повлечь за собой невозможность его разработки или невозможность оптимальности его реализации.

Социальная сущность заложена в механизме управления персоналом. Деятельность всех участников процесса должна быть согласована, при этом учтены интересы и потребности, представлены мотивы и стимулы, определены ценностные ориентации, исключены опасения и тревоги. Цель управленческого решения определяет социальную сущность. Выявляются приоритетные установки коллектива, такие как создание удобной рабочей обстановки и комфортных психологических отношений, всестороннее профессиональное, образовательное и культурное развитие личности, демократическое управление в коллективе.

Правовая сущность проявляется в создании правового поля, в котором осуществляется управление. Строгое соблюдение законодательных актов, обязательств, уставных документов компании или предприятия дадут возможность управлять без нарушения и ущерба для производства. Незнание законодательства не освобождает нарушителя от ответственности. В случае отмены уже разработанного решения компания может понести большие потери. Для снижения правового риска многие компании проходят правовую экспертизу. Специально для самостоятельной оценки правовых актов созданы современные информационно- правовые программы «Гарант», «Консультант Плюс», которые помогают руководителям в их управленческой деятельности.

Технологическая сущность проявляется в обеспечении необходимыми техническими, информационными и технологическими материалами и ресурсами. Планируя разработку и реализацию УР, руководитель формирует технологическую основу.