Организация управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Управление асднр при ликвидации чрезвычайных ситуаций Руководство работами по ликвидации чс


Решение на проведение спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации является основой управления; его принимает и орга­низует выполнение руководитель органа управления (руководитель ликвида­ции чрезвычайной ситуации).

Решение включает следующие основные элементы:

    краткие выводы из оценки обстановки;

    замысел действий;

    задачи подчиненным формированиям, частям и подразделениям;

    меры безопасности;

    организация взаимодействия;

    обеспечение действий формирований.

Краткие выводы из оценки обстановки содержат основные сведения о характере и масштабах чрезвычайной ситуации, объемах предстоящих работ и условиях их проведения, имеющихся силах и средствах и их возможностях.

В замысле действий отражаются цели, стоящие перед данным органом управления и его силами, главные задачи и последовательность проведения работ, объекты (районы, участки) сосредоточения основных усилий, порядок создания группировки сил и средств.

Задачи руководителям подчиненных органов управления и их формированиям определяют старшие начальники в зависимости от их возможностей и развития обстановки (с конкретным указанием времени готовности к началу или начала выполнения мероприятий). При постановке задачи указываются район работ, силы и средства, последовательность и сроки проведения работ, объекты сосредоточения основных усилий, порядок использования технических средств, меры безопасности и обеспечения непрерывности работ.

Взаимодействие между подчиненными подразделениями (формирования­ми), между ними и специальными подразделениями других ведомств, а также между подчиненными силами и соседями (силами других районов, городов) организуется при принятии решения и осуществляется в ходе работ в первую очередь при спасении людей, локализации и тушении пожаров, ликвидации аварий на коммунально-энергетических системах, подготовке объездных путей (дорог) для ввода сил и эвакуации пострадавших (пораженных). При организации взаимодействия:

    уточняются границы объектов работ каждого формирования;

    устанавливается порядок действий на смежных объектах, особенно при выполнении работ, которые могут представлять опасность для соседей или повлиять наих работу;

    согласовывается по времени и месту сосредоточения усилий при совместном выполнении особо важных и сложных работ;

    определяется система обмена данными об изменении обстановки и о результатах работ на смежных участках;

    устанавливается порядок оказания экстренной помощи.

При подготовке решения начинается планирование аварийно-спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ; оно завершается после принятия решения и постановки задач подчиненным. План проведения работ оформляется текстуально с приложением карт, схем, графиков и расчетов. Он подписывается руководителем органа управления (руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации) и утверждается старшим начальником. Выписки из плана работ доводятся до подчиненных в части их касающейся. В план могут вноситься коррективы в течение всего периода работ в зоне чрезвычайной ситуации.

Основой системы управления в районе чрезвычайной ситуации являются органы управления территориальных и функциональных подсистем РСЧС. Для руководства действиями формирований непосредственно в районе чрезвычай­ной ситуации создаются оперативные группы, используются стационарные и развертываются подвижные пункты управления (ПУ), а также организуется система связи, главным элементом которой является подвижный узел связи (ПУС); для обеспечения эффективной работы системы управления создается автоматизированная подсистема управления на базе мобильного информационно-управляющего центра (МИУЦ).

Состав и структура системы управления определяются масштабом ЧС и решением органов управления РСЧС, которые организуют ликвидацию чрезвычайной ситуации.

Ликвидацией чрезвычайной ситуации на объектах руководят КЧС и ПБ организаций с участием, при необходимости, оперативных групп районных (городских) и функциональных КЧС.

Ликвидацией местных ЧС руководят КЧС соответствующих территорий. В систему управления административного района (города) при возникновении чрезвычайной ситуации на его территории может входить оперативная группа регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а в особых случаях - оперативные группы министерств, ведомств и МЧС России.

Для управления ликвидацией региональной или глобальной ЧС ситуацией создается система управления, в состав которой входят оперативные группы (ОГ) МЧС России, министерств и ведомств.

Структуры управления ликвидацией ЧС представлена на рисунках 2.1-2. 3

Рис. 2.1. Система управления при объектовой ЧС.

Рис. 2.2. Система управления при местной ЧС.

Рис.2. 3. Система управления при региональной (глобальной) ЧС.

Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют на­значенные для этого руководители ликвидации чрезвычайной ситуации (руко­водители ОГ) и органы управления РСЧС.

Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах дей­ствия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны действия первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняют их до прибытия руководителей, определенных законодательством Российской Федерации или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций.

Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством.

В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

    о проведении эвакуационных мероприятий их опасных зон;

    об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвы­чайных ситуаций;

    о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

    об ограничении доступа людей в опасные зоны;

    о разбронировании резервов материальных ресурсов организаций, нахо­дящихся в зонах бедствия, в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    об использовании в порядке, установленном законодательством, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

    о привлечении к проведению аварийно-спасательныхработ нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

    о привлечении на добровольной основе населения к проведению нео­тложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению аварийно-спасательных работ;

    о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрез­вычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

В последующем руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны незамедлительно информировать соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, руководство организаций о приня­тых ими решениях.

Оперативные группы (ОГ) укомплектовываются специалистами и обес­печивают:

    получение информации о чрезвычайных ситуациях и передачу ее руко­водителю ОГ;

    прогнозирование масштабов возможного развития чрезвычайной ситуации;

    аналитическую обработку информации о чрезвычайной ситуации и под­готовку вариантов решения по привлечению и использованию сил и средств;

    доведение принятого решения до подчиненных органов управления и формирований (подразделений);

    контроль за развертыванием и ведением работ в соответствии с приня­тым решением;

    представление донесений об изменении обстановки и ходе работ.

Руководство работами осуществляется с оборудованных пунктов управления (ПУ), которые представляют собой помещения, оснащенные средствами связи, автоматизации и другими необходимыми техническими средствами. Ста­ционарные ПУ размещаются, как правило, в административных или обще­ственных зданиях и сооружениях и укомплектовываются личным составом (в дежурном варианте) и необходимыми средствами связи. Подвижные пункты управления (ППУ) обеспечивают более эффективную работу оперативных групп; они размещаются на машинах, самолетах (вертолетах), плавающих средствах, а также на железнодорожном транспорте.


Управление при ликвидации чрезвычайных ситуаций заключается в руководстве силами РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения, в результате чего работы в зонах чрезвычайных ситуаций должны быть выполнены в полном объеме, в кратчайшие сроки, с минимальными потерями населения и материальных средств.

Управление работами начинается с момента возникновения чрезвычайной ситуации и завершается после ее ликвидации. Оно осуществляется, как правило, по суточным циклам, каждый из которых включает:

  • сбор данных об обстановке, анализ и оценку обстановки;
  • подготовку выводов и предложений для решения на проведение работ;
  • принятие (уточнение) решения и доведение задач до исполнителей;
  • организацию взаимодействия;
  • обеспечение действий сил и средств.
  • Содержание функций управления и их цикличность характерны для планомерного проведения аварийно-спасательных работ; в случаях резких изменений обстановки они могут быть изменены и органы управления будут действовать в соответствии с конкретной обстановкой.

    Данные об обстановке поступают в органы управления в виде срочных и внесрочных донесений. Срочные донесения представляются в определенное время, как правило, в формализованном виде; внесрочные - по мере необходимости в произвольной форме. Основными источниками получения наиболее полных и обобщенных данных об обстановке являются подчиненные разведывательные формирования (подразделения) и органы управления; значительная часть информации может поступать от вышестоящих органов управления и их средств наблюдения и контроля.

    В зависимости от последовательности развития чрезвычайной ситуации подчиненные органы управления представляют донесения: о вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, о факте ее возникновения, об обстановке в районе бедствия, о ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, о резком изменении обстановки, о результатах работ (по периодам).

    Донесение о вероятности и факте возникновения чрезвычайной ситуации представляется немедленно; в нем допустимо ограниченное количество данных для принятия экстренных мер и постановки задач силам постоянной готовности, а также для принятия предварительного решения на приведение в готовность сил и средств, выдвижение их в район чрезвычайной ситуации и ведение аварийно-спасательных работ. Более детальные донесения об обстановке представляются после проведения разведки, рекогносцировки и на начальном этапе работ. Они содержат данные, обеспечивающие уточнение предварительного или принятие нового решения на проведение работ основными силами.

    Донесения о ходе работ включают сведения о количестве спасенных (извлеченных из-под завалов) людей, об изменениях обстановки, выполненных аварийных работах, потерях, состоянии и обеспеченности формирований. Эти данные необходимы для уточнения ранее поставленных задач, а также для принятия решений в случаях резкого изменения обстановки. Формы, содержание и сроки представления донесений определяются нормативными документами; при необходимости они могут быть изменены в ходе организации и проведения работ.

    Обстановку в полном объеме анализирует руководитель органа управления (руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации), его заместители (помощники), а также другие должностные лица каждый в пределах своей компетенции и ответственности.

    Обстановка анализируется по элементам, основными из которых являются:

  • характер и масштаб развития чрезвычайной ситуации, степень опасности для производственного персонала и населения, границы опасных зон (пожаров, радиоактивного загрязнения, химического, бактериологического заражения и др.) и прогноз их распространения;
  • виды, объемы и условия неотложных работ;
  • потребность в силах и средствах для проведения работ в возможно короткие сроки;
  • количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств, последовательность их ввода в зону чрезвычайной ситуации для развертывания работ.
  • В процессе анализа обстановки специалисты сопоставляют потребности в силах и средствах для проведения работ с конкретными их наличием и возможностями, производят расчеты, анализируют варианты их использования и выбирают наилучший. Выводы из оценки обстановки и предложения по использованию сил и средств докладываются руководителю органа управления (руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации); предложения специалистов обобщаются и используются в процессе принятия решений.

    Решение на проведение спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации является основой управления; его принимает и организует выполнение руководитель органа управления (руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации).

    Решение включает следующие основные элементы:

  • краткие выводы из оценки обстановки;
  • замысел действий;
  • задачи подчиненным формированиям, частям и подразделениям;
  • меры безопасности;
  • организацию взаимодействия;
  • обеспечение действий формирований.
  • Краткие выводы из оценки обстановки содержат основные сведения о характере и масштабах чрезвычайной ситуации, объемах предстоящих работ и условиях их проведения, имеющихся силах и средствах и их возможностях.

    В замысле действий отражаются цели, стоящие перед данным органом управления и его силами, главные задачи и последовательность проведения работ, объекты (районы, участки) сосредоточения основных усилий, порядок создания группировки сил и средств.

    Задачи руководителям подчиненных органов управления и их формированиям определяют старшие начальники в зависимости от их возможностей и развития обстановки. При постановке задачи указываются район работ, силы и средства, последовательность и сроки проведения работ, объекты сосредоточения основных усилий, порядок использования технических средств, меры безопасности и обеспечения непрерывности работ.

    Взаимодействие между подчиненными подразделениями (формированиями), между ними и специальными подразделениями других ведомств, а также между подчиненными силами и соседями (силами других районов, городов) организуется при принятии решения и осуществляется в ходе работ в первую очередь при спасении людей, локализации и тушении пожаров, ликвидации аварий на коммунально-энергетических системах, подготовке объездных путей (дорог) для ввода сил и эвакуации пострадавших (пораженных).

    При организации взаимодействия:

  • уточняются границы объектов работ каждого формирования;
  • устанавливается порядок действий на смежных объектах, особенно при выполнении работ, которые могут представлять опасность для соседей или повлиять на их работу;
  • согласовывается время и место сосредоточения усилий при совместном выполнении особо важных и сложных работ;
  • определяется система обмена данными об изменении обстановки и о результатах работ на смежных участках;
  • устанавливается порядок оказания экстренной взаимной помощи.
  • Взаимодействие подчиненных органов управления и подразделений (формирований) с другими силами, выполняющими специальные задачи по обеспечению спасательных работ, организуется в процессе постановки задач с участием представителей взаимодействующих сил; при этом руководитель органа управления информирует подчиненных о работах, выполняемых на их объектах, сроках их начала и (ориентировочно) завершения. Одновременно руководители подчиненных органов управления (командиры подразделений и формирований) и представители взаимодействующих сил уточняют места и порядок проведения работ, обмениваются данными об обстановке, местах расположения пунктов управления, способах связи и порядке информирования о ходе выполнения задач.

    Обеспечение действий сил и средств в районах ведения работ организуется с целью создания им необходимых условий для успешного выполнения поставленных задач. Основными видами обеспечения являются: разведка, транспортное, инженерное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное и медицинское. Непосредственное руководство обеспечением действий сил и использованием специальных средств осуществляют начальники служб и должностные лица органов управления в соответствии с их обязанностями.

    Организация обеспечения включает уяснение задачи, оценку обстановки в рамках своей ответственности, подготовку специальных сил и средств и их своевременный ввод в зону чрезвычайной ситуации, постановку задач подчиненным и их уточнение в ходе работ, контроль выполнения поставленных задач.

    При организации разведки указываются цели, районы (участки, объекты) и время ведения разведки, порядок наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и изменениями обстановки в местах ведения работ, система подачи сигналов и представления донесений.

    Транспортное обеспечение включает определение характера и объема пере-возок, учет всех видов транспорта, время и места погрузки, маршруты следования, контрольные рубежи и сроки их прохождения, районы (пункты) и сроки разгрузки, создание резерва транспортных средств и порядок его использования.

    Инженерное обеспечение решает задачи по выполнению специальных инженерных работ, использованию средств механизации работ, оборудованию пунктов водоснабжения, доставке воды в места ведения работ.

    Дорожное обеспечение предусматривает создание дорожно-мостовых отрядов (отрядов обеспечения движения), каждому из которых определяется мар-шрут и сроки его подготовки к пропуску транспорта и техники, поддержание маршрутов в проезжем состоянии, оборудование объездов на случай невозможности использования отдельных участков или дорожных сооружений на обслуживаемом маршруте.

    Гидрометеорологическое обеспечение включает установление объема и порядка передачи органам управления и командирам формирований данных о погоде в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.

    Техническое обеспечение предусматривает организацию работы ремонтно-эвакуационных предприятий и специальных подразделений (формирований) по своевременному проведению технического обслуживания машин и механизмов, ремонту на месте и доставку неисправной техники на ремонтные базы.

    Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют назначенные для этого руководители ликвидации чрезвычайной ситуации (руководители ОГ) и органы управления РСЧС.

    Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах действия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны действия первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняют их до прибытия руководителей, определенных законодательством Российской Федерации или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций.

    Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством.

    В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

  • о проведении эвакуационных мероприятий их опасных зон;
  • об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • об ограничении доступа людей в опасные зоны;
  • о разбронировании резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зонах бедствия, в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • об использовании в порядке, установленном законодательством, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • о привлечении к проведению аварийно-спасательных работ нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
  • о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению аварийно-спасательных работ;
  • о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
  • В последующем руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны незамедлительно информировать соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, руководство организаций о принятых ими решениях.

    Оперативные группы (ОГ) укомплектовываются специалистами и обеспечивают:

  • получение информации о чрезвычайных ситуациях и передачу ее руководителю ОГ;
  • прогнозирование масштабов возможного развития чрезвычайной ситуации;
  • аналитическую обработку информации о чрезвычайной ситуации и подготовку вариантов решения по привлечению и использованию сил и средств;
  • доведение принятого решения до подчиненных органов управления и формирований (подразделений);
  • контроль за развертыванием и ведением работ в соответствии с принятым решением;
  • представление донесений об изменении обстановки и ходе работ.
  • Руководство работами осуществляется с оборудованных пунктов управления (ПУ), которые представляют собой помещения, оснащенные средствами связи, автоматизации и другими необходимыми техническими средствами. Ста-ционарные ПУ размещаются, как правило, в административных или общественных зданиях и сооружениях и укомплектовываются личным составом (в дежурном варианте) и необходимыми средствами связи. Подвижные пункты управления (ППУ) обеспечивают более эффективную работу оперативных групп; они размещаются на машинах, самолетах (вертолетах), плавсредствах.

    совокупность взаимосвязанных мер и действий органов управления и сил, направленных на обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения с целью выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в полном объёме, в кратчайшие сроки, с минимальными потерями населения и материальных средств. О.у.л.ЧС начинается с момента возникновения чрезвычайной ситуации и завершается после её ликвидации. Осуществляется она по суточным циклам, каждый из которых включает: сбор данных об обстановке; анализ и оценку обстановки; подготовку выводов и предложений для решения на проведение работ; принятие (уточнение) решения и доведения задач до исполнителей; организацию взаимодействия; обеспечение действий сил и средств.
    О.у.л. ЧС осуществляется в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемым заблаговременно на каждом уровне, который корректируется с возникновением конкретной чрезвычайной ситуации. На его основе с учётом особенностей возникшей чрезвычайной ситуации руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации принимает решение на ликвидацию чрезвычайной ситуации, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
    При подготовке решения осуществляется планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ. Оно завершается после принятия решения и постановки задач подчинённым. План проведения работ оформляется текстуально, с приложением карт, схем, графиков и расчётов. Он подписывается руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и утверждается старшим начальником. Выписки из плана работ доводятся до подчинённых в части их касающейся. Для руководства действиями сил непосредственно в районе чрезвычайной ситуации создаются оперативные группы, используются стационарные и развёртываются подвижные пункты управления (ПУ), а также организуется система связи, главным элементом которой является подвижный узел связи (ПУС); для обеспечения эффективной работы системы управления создается автоматизированная подсистема управления на базе мобильного информационно-управляющего центра (МИУЦ).
    Состав и структура системы управления определяются масштабом чрезвычайной ситуации и решением органов управления РСЧС, которые координируют работы по ликвидации чрезвычайной ситуации. При руководителе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации на любом уровне создается штаб или оперативная группа. При штабе (оперативной группе), как правило, создаются и работают оперативные группы КЧС соответствующего уровня. В подсистему управления административного района (города) при возникновении чрезвычайной ситуации на его территории может входить оперативная группа регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а в особых случаях — оперативные группы федеральных органов исполнительной власти и МЧС России. Для управления ликвидацией региональной или глобальной чрезвычайной ситуацией создается система управления, в состав которой входят оперативные группы МЧС России, федеральных органов исполнительной власти. Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют назначенные для этого руководители работ по ликвидации чрезвычайной ситуации. Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах действия, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны действия первыми, временно принимают на себя полномочия руководителей работ, определённых законодательством РФ или назначенных органами местного самоуправления, руководителями организаций до их прибытия. Полномочия руководителя работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством.

    1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    2. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.

    3. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    4. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

    5. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    6. В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

    о проведении эвакуационных мероприятий;

    об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

    о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

    об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;

    о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

    об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

    о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

    о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

    о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

    Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

    7. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.

    8. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.

    Решение (приказ) руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ

    РЕШЕНИЕ (ПРИКАЗ) N _____ о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ ________________________ "___"__________ ____ г. Ввиду крайней необходимости вследствие сложившейся в результате _______ _________________________ (аварии/ опасного природного явления/ катастрофы/ стихийного или иного бедствия), а именно: ________________________________, чрезвычайной ситуации на территории ______________________________________, (определенная зона) которая может повлечь (или повлекла) за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, а именно:_______________________ (выводы на основе анализа сложившейся ___________________________________________________________________________ в зоне ЧС обстановки, которые содержат основные сведения о характере и ___________________________________________________________________________ масштабах чрезвычайной ситуации, объемах предстоящих работ и условиях их __________________________________________________________________________, проведения, имеющихся силах и средствах и их возможностях) руководствуясь абз. 8 п. 6 ст. 14 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" с целью локализации отдельных очагов повышенной опасности, устранения аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, создания минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также по санитарной очистке и обеззараживанию территории, решил (или приказываю): 1. Привлечь к ликвидации чрезвычайной ситуации следующие нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ: ___________________________________________________________________________ (перечень, численность, оснащенность нештатных аварийно-спасательных __________________________________________________________________________. формирований, места их расположения) 2. Перед привлекаемыми спасателями, аварийно-спасательным формированиями поставить следующие задачи: ________________________________ (перечень спасателей и формирований) - _________________________________________________________________________ (район работ, силы и средства, последовательность и сроки проведения ___________________________________________________________________________ работ, объекты сосредоточения основных усилий, порядок использования __________________________________________________________________________; технических средств, меры безопасности и порядок обеспечения непрерывности работ) ____________________________ - _______________________________________; ____________________________ - _______________________________________. 3. При проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, выполнять следующие меры безопасности: _______________________________________________________. (исходя из сложившейся в зоне ЧС обстановки) 4. Обеспечение деятельности сил, привлекаемых к ликвидации чрезвычайной ситуации, организовать в следующем порядке: _______________________________ __________________________________________________________________________. (с учетом обстановки, имеющихся сил, средств, ресурсов) 5. Взаимодействие между привлекаемыми к ликвидации чрезвычайной ситуации спасателями, аварийно-спасательными формированиями организовать в следующем порядке: _______________________________________________________. 6. Координацию деятельности всех спасателей, аварийно-спасательных формирований при проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций возложить на _____________________________________________________________. (Ф.И.О. должностных лиц органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения, объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций) 7. Средствам массовой информации, ____________________________________, (перечень иных лиц) принять все меры по незамедлительному информированию населения, соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о содержании настоящего решения (приказа).

    8. Возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей и аварийно-спасательных формирований, выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производить в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в порядке ст. ст. 23, 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", п. 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

    9. Контроль за исполнением настоящего решения (или приказа) возложить на _______________________________________________________________________. (должность, Ф.И.О.) Руководитель __________________ _______________________________________ (подпись) (Ф.И.О.) М.П. Исполнитель ___________________________________________________________ (Ф.И.О., служебный телефон) с решением (приказом) ознакомлены: "___"___________ ____ г. _____________________________________________; "___"__________ ____ г. ______________________________________________; "___"__________ ____ г. ______________________________________________.