Проект «Маленькие исследователи» проект (средняя группа) на тему. Проектная деятельность тема: «копилка знаний. я исследователь» проект (средняя группа) на тему Мы маленькие исследователи проект презентация


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5

Проект

детей в средней группе

« Мы маленькие исследователи»

Выполнила: Картамышева Е.В.

г. Чехов, 2015г

План-проект

по опытно-исследовательской деятельности

детей в средней группе

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

Наблюдать.

В. Сухомлинский

Актуальность: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, в развитии личности ребенка, огромное значение имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Занимательные опыты, эксперименты, исследования вызывают у детей интерес к объектам и действиям живой и неживой природы, побуждают их к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, а также стимулируют активность детей в процессе познания окружающего мира.

Цель и задачи:

Активное использование опыта игровой и практической деятельности детей;

Углубление представления о живой и неживой природе, формирование у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов и делать выводы по проведенному опыту;

Создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

Поддержание у детей инициативы, критичности, самостоятельности, сообразительности, пытливости, общительности.

Срок реализации: 1 год

Участники: дети средней группы

Предполагаемый результат: расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире; развивать познавательные способности и умения через исследовательскую деятельность, накопить опыт гуманного отношения к природе и живым существам; воспитать бережное отношение к природе.

Октябрь.

Т: 1.« Игры с песком». Цикл наблюдений: «Что такое песок?», «Свойства песка»(опыт), «Какой песок тяжелее?» (Опыт).

Цель: Познакомить с качествами песка; с изменением его свойств от влажности посредством наблюдения и экспериментирования.

Экспериментальная деятельность: посыпать песок в какую-нибудь посуду и отметить, как он сыплется, из чего он состоит, песчинки какого размера, цвета?; сделать ямку в песке и налить туда воду – куда исчезла вода, как получить сырой песок, что можно делать из сырого песка?В одинаковы ведерки насыпать сухой песок и в одну из них налить воды, сравнение ведерок, какое из них тяжелее и почему?

2. «Глина и песок» Сравнительное наблюдение.

Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка.

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с водой, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Вылепить из песка и глины фигурки и поставить их сушиться, высохшая песчаная фигура рассыпается, а глиняная становится прочной.

Ноябрь.

1. Т: «В какой коробке что лежит?» (песок или камешки)

Цель: Не открывая коробки угадать в какой коробке лежит песок, а в какой коробке – камешки; учить находить пути решения и делать выводы после эксперимента.(надо потрясти коробки)

2. Тема «Подбери крышки»

Игры с флаконами, банками; подбирать крышки по форме и размеру.

Цель: расширять знания детей о величинах и формах, продолжать учить подбирать крышки путем проб и ошибок, делать выводы по действиям.

Декабрь.

1.«Как лед превращается в воду?»

Цель: Показать, что в тепле лед тает и превращается в воду(цветной лед становится цветной водой), учить делать выводы.

2. «Где раньше растает?» (со снегом)

Цель: Развивать у детей мышление, речь, наблюдательность и внимательность; учить детей делать выводы, обратить внимание на то,что вода грязная; развивать желание экспериментировать со снегом.

(В 2х стаканах приносим снег, один стакан заворачиваем салфеткой (шарфом).

А другой стакан оставляем открытым)

Январь.

1.»Угадай, какая коробка пустая, какая полная?»

Цель: Учить детей угадывать исследовательскими действиями пустую и полную коробку, делать выводы.

(Можно потрясти и сравнить по звуку или поддержать в руках и сравнить по весу)

2. «Что в пакете?»

Цель: Выявить свойства воздуха, сравнить свойства воды и воздуха; развивать желание экспериментировать.(прозрачным пакетом «ловим» воздух)

Февраль.

1.Тема: «В какой воде лед быстрее тает?»

Цель: Выявить свойства льда, уточнить знания детей о том, что лед тает в воде, но в разной температуре по-разному, развивать наблюдательность, учить делать зарисовки и подводить итог. (Три стакана с горячей, теплой и холодной водой. В каждую из них кладем кусок льда одинокого размера и наблюдаем)

2. Тема: «Что тонет, а что плавает?»

Цель: Учить детей опытно-исследовательским путем определить что тонет и что нет. (Дерево, пластмасса и железо)

Деревянная, пластмассовая и железная ложки кладем в широкий сосуд с водой и наблюдение за предметами.

Март.

1.Тема. « Прятки».

Цель: Углублять знания свойств и качеств воды, развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Две баночки с водой: в одной прозрачная, в другой – подкрашенная. Опустить в обе баночки камешки и понаблюдать за ними. Почему в прозрачной банке камешек видно, а в подкрашенной нет?

2.Тема «Игра с красками»

Цель: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

Две баночки с прозрачной водой, краски. В одну баночку добавляем красной краски, что происходит? 9краска медленно, неравномерно растворяется). В другую банку добавляем синюю краску и размешиваем, что происходит? (Краска растворяется равномерно)

Апрель.

1.Тема «Соленый, кислый, сладкий»

Цель: продолжать углублять знания детей о свойствах воды, Продолжать знакомить с процессом смешивания и растворения соли, сока лимона и песка и изменения вкуса воды; развивать наблюдательность, любознательность.

Три стакана воды, лимон, соль, песок, ложка. В первую банку нужно класть соль, в другую - песок, в третью- сок лимона. Проверяется вкус воды, делаются выводы.

2. Тема: «Где быстрее прорастают семена?» (фасоль)

Цель: расширить знания детей о живой природе, о том, что растениям для роста нужна влага, как вода влияет на рост растений.

В сухую и влажную тряпочку заворачиваем семена фасоли, через 2 дня разворачиваем и рассматриваем семена. Что с ними произошло?

Май.

1.Тема: «Вода – помощница наша»

Цель: Продолжать обогащать и расширять знания детей о свойствах воды, показать детям, что вода, наполняя емкость, выталкивает легкие предметы наверх, развивать наблюдательность, учить делать выводы.

Предлагается детям без рук достать предметы, лежащих на дне стакана. Рассматривается все версии, воспитатель предлагает налить воды и пронаблюдать за предметами. Вода поднимает легкие предметы.

2. Тема: «Как достать воду?»

Цель: Продолжать знакомить с объемом предметов, учить соблюдать правила безопасности, развивать наблюдательность, внимательность.

В банку с водой на донышке, дети кладут камешки, и наблюдают за проведенным опытом. Вода поднялась, тяжелые камешки вытолкнули воду вверх.

Игровое экспериментирование

Тема: “Лед – это вода”

Цель:

Создать условия для расширения представления детей о свойствах льда;

Тает в тепле;

Развивать мышление при выборе способа действия;

Стимулировать формулирование выводами детьми;

Воспитывать аккуратность в работе.

Материал: замороженные льдинки, теплая вода, тарелочки, салфетки.

Предварительная работа: наблюдение за таянием льда, игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.

Ход занятия

Воспитатель читает загадку: В реке вода не подвижна и тверда.

Что же случилось с водой?

Ответы детей:

Она превратилась в лед;

Зимой вода в реке замерзла;

И т.д.

Воспитатель: Я оставила воду в формочке на улице, а вода замерзла. Как нам быть, что делать? Как освободить форму ото льда?

После того как дети предложат свои варианты воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиции “хорошо - плохо”.

Предполагаемые суждения анализа в скобках рядом с гипотезой:

Можно погреть в руках, они теплые, лед растает (хорошо – лед растает, плохо – руки замерзнут);

Можно отогреть в варежках (хорошо – лед растает, плохо – варежки намокнут);

Можно положить на батарею (хорошо – лед растает, плохо – долго ждать);

Можно положить в теплую воду, там лед растает;

Можно оставить просто в группе, у нас тепло;

Выбирают три гипотезы и проверяют их:

Поставить на батарею;

Погреть в руках;

Положить в теплую воду.

Помочь детям проверить свои гипотезы, подготовить всё необходимое для проведения опыта.

Выводы:

Быстрее всего лед тает в теплой воде;

Я своим теплом погрела, и лед растаял, только руки замерзли;

На батарее лед не таял дольше всего.

Затем проводиться игра: “Солнечные лучики и льдинка ”. Воспитатель в роли льдинки дети вроде солнечных лучиков. Солнечные лучики обнимают льдинку со всех сторон и льдинка тает.

Вывод:

Изучение и анализ тематической литературы, проведенная опытно экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.


Тема «Мы - маленькие исследователи!»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха и воды через организацию экспериментальной деятельности.

Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.

Образовательная: расширять кругозор детей о воздухе и воде. их свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание). Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей: прозрачный, невидимый, опыты (речевая область). Закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область), формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).

Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, фантазированию, самостоятельности, вызвать желание помочь Весне- Красне.

Предварительная работа: заучивание стихов о весне, о воде, подготовка танца; игры «Поддувалочки», «Воздушные шары», чтение художественной литературы, изготовление корабликов, вееров.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, баночки, смайлики, воздушные гелевые шары, ветряки.

В: Дети, посмотрите сколько гостей к нам пришли, поздоровайтесь с ними!

В: А теперь на татарском языке!

В: Ребята, сегодня к нам в гости придет Весна- Красна. Я хотела вас с ней познакомить.

(Очень грустно) Только почему то ее до сих пор нет! Ваня ей стихотворение красивое выучил. Позвоню- ка я ей. (Звонит)

Дорогая Весна, вы Вас ждем в гости!

В: Ребята, вы готовы спасти Весну - Красну, выполнить задания?

В: Да! Мы готовы выполнить задания, и мы не боимся Злой Феи Зимунды!

В: Ребята, давайте заглянем за окошко. (Достает воздушный шарик с привязанным цветком) Несет.

Читаем задание:

1. "Поймайте воздух"

В: Ребята, А что такое воздух?(Мы им дышим)

Где он находится? (Вокруг нас)

А какой он? (Чистый, прозрачный....

А он пахнет? (Нет)

А где воздух чище- в лесу или в городе?(Ответы)

Да, ребята, воздух в лесу он чище. Потому что деревья в лесу очищают воздух. Но самым лучим очистителем воздуха является дождик. После дождя бывает самый чистый воздух, свежий.

А воздух двигается? .... (да, это ветер)

Как мы узнаем, что ветер на улице? (Деревья качаются)

Давайте поиграем в ветер . Достаем ветряки, дуем.

А как же его поймать?(Достаем целлофановые пакеты , набираем в рот воздух и выдыхаем в пакет и ловим. Завязываем пакет. Трогаем. Какой пакет? (Упругий). Что там? (Воздух).

Вывод: Вот мы и научились ловить воздух. Воздух необходим всем живым существам. Мы не сможем без него жить на нашей планете Земля. Нам нужен воздух чистый и свежий.

2."Подарок"

Нам Весна- Красна прислала подарок. Давайте заглянем, что же там. (Достаем коробку , открываем, там пусто, только внутри лужа. Выливаю в блюдце)

Там ничего нет, только водичка, лужа, 2 бусинки, шарфик, маленькая морковка. Что же там было? (Ответы детей)

Дети, тут записочка . Прочитаем:" Дорогие ребята! Я вам хотела сделать приятное, поэтому посылаю подарок- снеговичка. Помните, зимой вы его на участке слепили. Вот я и решила вам его подарить, чтобы вы вспоминали как с ним играли и веселились" Вот такой у нас подарок получился!

Куда же он делся?(Растаял)

Правильно, растаял. Почему? (Весной тепло. Снег и лед превращаются в воду)

Ну, хорошо, мы эту лужицу тоже в дело пустим, польем нашу рассаду, будет очень хорошо расти. Наливаем воду в лейку и поливаем рассаду.

А на улице куда деваются лужи? (Ответы: Вода уходит в землю, остальная вода испаряется и превращается в облако)

Вот сейчас посмотрим, как облака получаются (На потолке голубые гелевые шары . Берем за ниточки, опускаем

шарики вниз к земле)

Вы будете водой, маленькими капельками. Присядем (Звучит музыка)

А теперь у нас Весна, ярко светит солнышко(ребенок с Солнцем обходит ребят)

(Звучит музыка)

Поднимаем шарики медленно вверх, вот так поднимаются капельки вверх, получаются облака.

Грянет гром(Звучит шум грома и дождя) и во время дождя вода опять прольется на землю! (Шарики вниз)

И снова светит солнце, поднимает капельки вверх,капельки превращаются в пар, становятся легкими, как пушок, и поднимаются в небо.

Для чего нам нужна вода? (Ответы детей) Вы слыхали о воде?

Влада: Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька - замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Вывод: Вода нам очень нужна. Без воды ни одно живое существо жить не сможет. Поэтому мы должны воду беречь. Как? (ответы детей) Все, мы выполнили задание, узнали куда делся подарок Весны?

Снеговик растаял и превратился в облако, он прольется дождиком на наши цветочки на клумбах.

3." Печальное, грустное "

Читаем лепесток."Злая Фея Зимунда всех зверей и насекомых перепутала и теперь они плачут и не знают как вернуться в свои места. где они раньше жили. Давайте им поможем вернуться домой.

Луг, Лес, Водоем. (Дети расставляют зверей, насекомых, рыб, животных в среду обитания)

4."Найди себе друга"

(на столе 10 банок)

Как же нам сейчас найти друзей! Я придумала! Сейчас мы сделаем фокус. возьмите каждый аккуратно в руки банку и увидите что произойдет! (Вода стала цветная)

Теперь вам нужно найти смайлик такого же цвета, что и вода в банке. одеть на шею и поискать себе пару с таким же смайликом и подружиться . Вот такое задание.

Все ребята подружились, молодцы.

Вот мы все задания и выполнили. Давайте все дружно скажем "Ты лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращай нам, Зимунда, Весну- Красну!"

Выходит Весна-Красна: Здравствуйте, ребята! Спасибо вам, что спасли меня, мне было там так холодно и страшно. Вы все такие умные, храбрые и смелые и самое главное- очень дружные ребята. Поэтому вы и победили злую Фею Зимунду. Она теперь не скоро вернется. Ваня читает стих про весну. Весна благодарит.

Я тоже пришла к вам с подарками. У меня в корзине красивые весенние цветы и угощение для вас (конфеты "Одуванчик")

А теперь наши дружные ребята мы станцую дружный танец.

Малыши проявляют неподдельный интерес к открытиям, изучению и познанию окружающего мира. Зная это, опираясь на рекомендации программы «От рождения до школы» педагог в конце лета планирует неделю, когда создаёт все условия для расширения и закрепления знаний детей о предметах и материалах, из которых они сделаны, природных явлениях и методах изучения окружающего мира. Такая работа позволяет сформировать и поддержать устойчивый интерес к познанию и экспериментированию. Описание экспериментов, рассказы и стихи о красках, дидактические игры вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Юные исследователи».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития запланированы , упражнения на формирование КГН. Педагог знакомит детей с людьми , организует этюды на развитие доброжелательных отношений в коллективе.

Познавательное развитие

Помимо экспериментальной деятельности, взрослый предлагает детям игры на классификацию животных и растений, развивающие упражнения типа «Четвёртый лишний», «Зашумлённые изображения», что положительно влияет на познавательное развитие дошкольников.

Речевое развитие

Воспитатель подводит детей к пониманию механизмов речи, побуждает детей выполнять дыхательные упражнения и артикуляционную гимнастику. Речевому развитию также способствуют игры «Скажи правильно», «Назови одним словом» и другие.

Художественно-эстетическое развитие

Педагог знакомит детей со способами раскрашивания камней, предлагает к рассматриванию коллекцию бумаги. Дети играют с тряпичными куклами и рисуют по дощечкам, залитым пеной для бритья. Всё это способствует формированию креативности и художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Физическое развитие

Продолжая работу по физическому развитию детей педагог беседует о необходимости соблюдения режима дня и занятий физической культуры, предлагает разнообразные игры на формирование навыков метания, прыжков в длину и в высоту, а так же укрепление защитных сил организма.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Упражнение «Расскажем Крошу, как вести себя за столом». Цель: формировать навыки культурного поведения во время еды. Беседа «Для чего человек изучает окружающий мир». Цель: поддержать познавательный интерес детей к окружающему миру. Игра «Волшебный мешочек». Цель: определить из какого материала сделан предмет, обогащать словарь прилагательными. Рассматривание коллекции бумаги. Цель: вспомнить о свойствах бумаги и возможностях её использования. Самостоятельные игры в физкультурном уголке. Цель: развивать физические качества.
Про-
гулка
Рассматривание альбома «Моя семья». Цель: укреплять семейные связи. Упражнение «Так бывает или нет». Цель: учить замечать небылицы, развивать логическое мышление. Беседа по картине «Летние забавы». Цель: учить правильно отвечать на вопросы воспитателя. Раскрашивание камней. Цель: развивать творческое воображение. П.и. «Найди, где спрятано?» Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, честность. П.и. «Пустое место». Цель: закрепить правила игры.
ОД
2 п.д. Беседа «В песочнице». Цель: напомнить детям правила работы и игр с песком. Экспериментальная деятельность «Мыло-фокусник». Цель: познакомить детей со свойствами и назначением мыла, развивать любознательность, наблюдательность, смекалку. Чтение стихотворения Найденова В. «Эксперимент». Цель: обсудить произведение. Конструктивно-модельная деятельность из бумаги «Самолётик». Цель: научить детей складывать самолётик, вспомнить некоторые свойства воздуха. Беседы по сюжетным картинкам. Цель: формировать представления о необходимости физкультуры.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Лото «Кому что надо для работы». Цель: вспомнить правила игры. Игра «Лес, луг, сад». Цель: закрепить умение классифицировать растения и животных. Проговаривание чистоговорок и стихов на закрепление правильного произношения по выбору воспитателя. Цель: формировать ЗКР. Рисование на дощечках, залитых пеной для бритья. Цель: развивать тактильные ощущения и фантазию. П.и. «Раз, два, три, к дереву беги». Цель: вспомнить названия цветов, кустарников и деревьев на участке.
Про-
гулка
Труд на клумбе. Цель: выяснить, почему растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить. Самостоятельное изготовление мыльных пузырей. Цель: показать детям возможности использования мыльных растворов, вспомнить о безопасности. Составление рассказов о лете по мнемотаблицам. Цель: способствовать развитию связной речи. Внесение атрибутов в уголок ряжения. Цель: создать условия для творческих игр. П.и. «Лошадки». Цель: воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры, развивать навыки бега в среднем темпе. П.и. «Кому катить мячик». Цель: упражнять детей в прокатывании мяча.
ОД

Актуальность проекта:

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 комбинированного вида»

Проект «Маленькие исследователи»

Актуальность проекта:

Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)

На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира.

Цель проекта: Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.

Задачи проекта:

Для работы с детьми

1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через: наблюдения за объектами неживой природы;

2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.

3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.

4. Формировать коммуникативные навыки.

Для работы с родителями

1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.

2. Выполнять совместные задания по проекту.

Для педагога

1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.

3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.

4. Помогать детям добывать знания.

Вид проекта: познавательно - исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Время реализации проекта: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников.

Предполагаемый результат:

Для детей: Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;

Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.

Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.

Формы реализации проекта:

Формы работы с детьми:

Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.

Формы работы с родителями:

Этапы реализации проекта:

I этап –установочный (сентябрь)

Диагностирование детей, анализ полученных результатов;

Анкетирование родителей;

Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.

II этап – подготовительный (сентябрь)

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории.

Составление плана работы над проектом.

Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.

Разработка игр, конспектов занятий с элементами экспериментирования.

III этап – реализация проекта (октябрь – май)

Тема

месяца

Организованная образовательная

деятельность

Совместная деятельность взрослого с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с

родителями

Песок Цель: Познакомить детей с особенностями песка

Занятие «Путешествие к Песочной фее» Беседы: «Животные и песок», «Где используют песок».

Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки»: «О связи неживой и живой природы».

Опыт 1. «Легко ли сыплется песок?»

Опыт 2. «Из чего состоит песок?

Опыт 3. «Легкие ли песчинки и частички глины?

Опыт 4. «Куда исчезла вода?»

Опыт 5. «Лепим из влажного песка»

Опыт 6. «Пропускаем воду через песок»

Игра «Испечем пирожки для куклы Кати».

Конкурс на лучшую постройку из песка.

Рисование палочкой на песке.

Создание «песчаных картин».

Эксперименты:

«Песчаные бури», «Норка для мышки»,

«Следы на песке».

Родительское собрание «Как прекрасен этот мир, посмотри!»

Анкетирование «Экспериментальная деятельность и ваш ребёнок»

Волшебница Вода

Цель: формировать представления о значении воды в жизни человека, продолжить знакомить детей со свойствами воды. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

Занятие «Ходят капельки по кругу»

Занятие «Чтение рассказа Д. Перина «Живая вода»;

Беседа по рассказу «Как люди речку обидели»

Исследовательская деятельность

Опыт №1 «Вода жидкая, она льется»

Опыт №2 «Прозрачная вода».

Опыт №3 «У воды нет запаха и вкуса».

Опыт №4 «У воды нет формы»

Чтение стихотворения Б. Заходера «Течет река».

Отгадывание загадок, заучивание потешек, стихов о воде, чтение текстов из энциклопедий с рассматриванием иллюстраций.

Игра с водой «Тонет – не тонет», «Разноцветная вода»

Эксперименты «Цветочек распускается». «Где быстрее исчезнет вода: в тени или на солнце»

Наблюдение за облаками, сосульками, морозными узорами на окне. Опыты с водой, льдом

П/и «Ручеек», «Мы–капельки

Подборка с детьми стихотворения и загадок о явлениях природы, связанных с водой (роса, снег, лед, дождь).

Изготовление книжек-малышек о воде.

Подготовка с детьми рассказов «Как мы с мамой дома проводили опыты с водой».

Снег и лед – это тоже вода.

Цель: Формировать представления о снеге и льде, их свойствах.

Занятие по рисованию)

«Зимние забавы»

Исследовательская

деятельность

Опыт№1 «Замораживание воды» Опыт №2 «Таяние снега»

Опыт №3 «В какой воде снег тает быстрее»

Опыт №4 «Сравнение кусочка льда и кусочка снега»

Чтение: Е. Благина «Снег», А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»

Наблюдение за падающими снежинками.

Рассматривание альбома «Зима».

Лепка «Снеговик» (из снега)

Рассматривание снежинок через лупу.

Игра «Пройди по следам на снегу»

Сооружение построек из снега.

Изготовление с детьми цветных льдинок и сосулек для у крашения деревьев на групповом участке.

Консультация «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на прогулке»

«Воздух

вокруг нас»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных.

Занятие «Знакомство со свойствами воздуха»

Исследовательская деятельность

Опыт№1 «Воздух невидимка»

Опыт №2 «Чем мы дышим»

Опыт №3 «Что легче: воздух или вода?»

Опыт №4 «Как поймать воздух?»

Опыт №5 «Можно ли взвесить воздух?»

Опыт№6 «Загадочные пузырьки»

Игра на духовых музыкальных инструментах.

Надувание воздушных шариков «Смешные мордашки».

Игра-эстафета с воздушными шарами, ленточками, вертушками, мыльными пузырями

Рисование «Нарисуй ветер»

Консультация «Экспериментирование в различных видах деятельности».

«Знакомство с ветром»

Цель: Познакомить детей с природным явлением – ветер, показать роль ветра в природе и в жизни людей.

Беседа «Ветер, ветер, ты могуч!»

Исследовательская деятельность

Опыт №1 «Как рождается ветер»

Опыт №2 «Плывет, плывет кораблик»

Фокусы: «Подводная лодка», «Упрямый воздух»

Чтение: Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки», «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок»

Наблюдение за флюгером на участке.

П/и «Попади в обруч»

(с бумажными самолетиками)

Образовательный маршрут для родителей «Такой важный воздух».

Изготовление с детьми вертушек и вееров.

«Чудесная кладовая – почва»

Цель: Дать первоначальные представления о составе почвы, ее свойствах.

Занятие «Удивительная почва»

Исследовательская деятельность

Опыт №1 «В почве есть воздух»

Опыт №2 «Сжимание почвы»

Опыт №3 «Загрязнение почвы»

Чтение Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки» «Наша кормилица – земля», «Дождевой червяк»

Помощь в создание картотеки опытов экспериментов с детьми 4-5 лет.

Участие в субботнике по озеленению территории детского сада.

IV этап – обобщающий

Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.

Обобщение результатов инновационной деятельности.


Проект для средней группы «Воздух-невидимка»

Паспорт проекта
1. Название проекта: «Воздух-невидимка».
2. Руководитель: Лобанова Надежда Федоровна.
3. Участники проектна: воспитатели группы, воспитанники средней группы, родители.
4. Длительность проекта: среднесрочный (декабрь – февраль)
5. Тип проекта: экспериментальный.
6. Актуальность проекта: недостаточность сформированности знаний и представлений детей о явлении не живой природы - воздухе, его свойствах, влиянии на живую природу.
7. Цель проекта: дать представление о воздухе, его свойствах, значении воздуха для всего живого.
8. Задачи проекта:
Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными объектами не живой природы и к практическому экспериментированию с ними.
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, представления детей. Развивать экологическое сознание.
Рассказать детям о значении воздуха для жизни человека, животных и растений.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

9. Планируемые результаты: После завершения проекта дошкольники смогут:
проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми) .
осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) .
собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми) .
10. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
Что такое воздух?
Какой он?
Зачем он нужен людям, животным и растениям?
Как можно увидеть воздух?
Как можно услышать воздух?
Как можно почувствовать воздух?

Имеет ли воздух силу и вес?
Почему нам бывает жарко и холодно?
Где живет теплый воздух, где - холодный?
11. Предполагаемый результат: итоговое занятие; презентация проекта в ДОУ; творческая презентация с участием детей: «Опыты и эксперименты дома»; оформление папки проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный

Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал:, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулировали от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Попугайчик Кеша, от имени которого предлагаются задания, и которому дети рассказывают о своих экспериментах и выводах.
Теоретическая часть:
составление перспективного плана работы с детьми,
анкетирование родителей
разработка конспектов
описание опытов;
консультирование родителей по теме «Экспериментируйте с детьми дома».
Практическая часть:
Наблюдения на прогулке
Игры-эксперименты по данной проблеме в ДОУ и дома.
Схема реализации проекта: оснащение уголков (Связь с другими видами деятельности)
Уголок экспериментирования «Лаборатория»:
Емкости для воды разного размера, воздушные шарики, мыльные пузыри, целлофановые пакеты, коктейльные трубочки, резиновые и надувные игрушки, шампунь, пластиковые и стеклянные бутылки с узким горлышком разного размера, салфетки, султанчики, воронки.
Уголок познавательный: Энциклопедии, карточки-схемы свойств воздуха,
альбом: «Как люди используют воздух», алгоритмы выполнения опытов.
Уголок творчества: зарисовки опытов; свободное рисование по теме, изготовление вертушек, вееров.
1. Уголок книги: загадки, стихи, художественная литература (чтение худ. литературы:, «Ветрено, ветрено» И. Токмакова, «Ветер, ветерок, ветрище» Я. Аким, «Дуют ветры в феврале» С. Маршак, «Видел я, как ветерок… » Г. Лагздынь; чтение экологической литературы) пословицы, поговорки.
Уголок природы: Схематичное изображение теплого и холодного воздуха.
Уголок безопасности: правила безопасности в стихах при проведении опытов.
Уголок театрализованной деятельности: шапочки для д/игры: «Воздух-теплый, воздух-холодный. »
Уголок физкультуры: резиновые и надувные мячи и другие надувные спортивные игрушки, физкультминутки.
Уголок музыки: фонограмма произведения Вивальди «Ветер»
3 этап: заключительный
Итоговая НОД: «Невидимый Волшебник»
Презентация проекта в ДОУ
Творческая презентация с участием детей: «Экспериментируем дома»
Составление проектной папки
Результат проекта
Воспитанники могут самостоятельно проводить эксперименты по
обнаружению воздуха
Умеют рассказывать о способах обнаружения воздуха
Имеют представление о свойствах воздуха
Знают о необходимости воздуха людям, растениям, животным
Знают и умеют рассказывать, как люди используют воздух
Знают, что воздух нужно беречь от загрязнения