Обучение и повышение квалификации на предприятии. Профессиональная переподготовка по программе менеджмент на производстве. Курс «Управление производством» — современные методики решения задач


УТВЕРЖДЕНЫ
Государственным комитетом СССР
по профессионально-
техническому образованию
19 января 1983 года

________________
Предусматриваются учебные планы и программы для повышения квалификации рабочих на производственно-технических курсах.


Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве" (1979 год) ставится задача улучшения качества профессионального обучения и воспитания рабочих на производстве, создания условий для непрерывного совершенствования их мастерства в соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса.

Поскольку учебно-программная документация является одним из средств осуществления единой государственной политики в области профессионального обучения рабочих кадров на производстве, при ее разработке должны учитываться следующие исходные положения:

- единство требований к объему и уровню знаний и умений рабочих одинакового квалификационного разряда (класса, категории) независимо от форм профессионального обучения;

- преемственность в содержании обучения между начальной профессиональной подготовкой и последовательным повышением квалификации рабочих;

- идейно-воспитательная направленность обучения в целях формирования молодых строителей коммунизма как идейно убежденных, высокообразованных и умеющих трудиться.

Общие положения

1. Учебные планы и программы для подготовки и повышения квалификации рабочих являются основными документами, в соответствии с которыми осуществляется профессиональное обучение рабочих на производстве. Учебные планы и программы разрабатываются в соответствии с Типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве, требованиями ЕТКС, Перечнем профессий, по которым осуществляется подготовка новых рабочих на производстве и настоящими Требованиями.
________________
Далее в тексте документ называется сокращенно - Перечень профессий.


По профессиям, не вошедшим в ЕТКС, учебные планы и программы разрабатываются на основе аналогичных ведомственных документов - "Справочника по тарификации конно-ручных работ в растениеводстве и животноводстве, механизированных работ в совхозах и других государственных предприятиях сельского, водного, лесного хозяйства и сельхозтехники", "Списки плавающего состава судов морского и речного флота", "Квалификационного справочника должностей служащих" и др.

2. Содержание учебных программ для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве должно отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать формирование профессиональных знаний и умений,

- способствовать формированию у обучающихся марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, любви к профессии, высоких моральных качеств;

- отражать современный уровень научных знаний в области техники и технологии производства, научной организации труда и передовой производственный опыт;

- обеспечивать преемственность повышения квалификации рабочих с подготовкой их в системе профтехобразования;

- обеспечивать соединение обучения с производительным трудом;

- способствовать соблюдению трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка;

- обеспечивать неукоснительное соблюдение требований охраны труда и правил безопасности труда.

В основу построения и содержания учебных программ должны быть положены научно-педагогические принципы обучения и воспитания.

3. Учебные планы и программы определяют объем и содержание учебного материала, необходимого для подготовки новых рабочих на производстве и повышения квалификации их от начального до высшего уровня.

4. Учебные планы и программы для подготовки новых рабочих разрабатываются, как правило, на начальный разряд (класс, категорию) по профессии.

При повышении квалификации рабочих программы разрабатываются на каждый разряд с учетом логической последовательности совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии. При незначительном отличии объема знаний и производственных умений в квалификационных характеристиках на каждый последующий разряд, допускается объединение изучаемого материала на 2 разряда. Решение по данному вопросу принимает соответствующее министерство (ведомство).

В случаях, когда квалификационный разряд зависит от различной мощности машин и механизмов, установок или пропускной способности агрегатов, программы разрабатываются только для подготовки новых рабочих.

5. Профессии, по которым осуществляется подготовка новых рабочих на производстве и сроки их обучения определяются действующим Перечнем профессий, но не более 6 месяцев. Примерный расчет учебного времени дан в приложении 6. Обучение новых рабочих по отдельным профессиям свыше 6 месяцев может проводиться только с разрешения Госпрофобра СССР.

Сроки обучения при повышении квалификации устанавливаются в соответствии с Типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве, при этом общий срок не должен превышать 3 месяца с отрывом от производства и 6 месяцев без отрыва от производства.

6. Учебные программы для подготовки новых рабочих и для повышения их квалификации разрабатываются с учетом знаний и профессиональных умений обучающихся, имеющих общее среднее образование.

7. Учебные планы и программы для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве разрабатываются и утверждаются:

- по профессиям, общим для всех отраслей народного хозяйства, Госпрофобром СССР;

- по профессиям, общим для ряда отраслей народного хозяйства, министерствами и ведомствами, определяемыми Госпрофобром СССР;

- по остальным профессиям - министерствами и ведомствами на основе рекомендаций Госпрофобра СССР.

С разрешения министерств и ведомств учебные планы и программы по отдельным профессиям разрабатываются и утверждаются предприятиями.

Учебные планы и программы, разрабатываемые по профессиям рабочих, связанных с обслуживанием объектов, поднадзорных органам Госгортехнадзора, в обязательном порядке согласовываются с Государственным комитетом СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору.

8. Учебные планы и программы для переподготовки и обучения рабочих вторым профессиям разрабатываются в соответствии с Типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве (п.17) на основе действующих учебных планов и программ для подготовки новых рабочих по соответствующим профессиям. При этом допускается сокращение программ за счет исключения ранее изученного материала с учетом фактического уровня профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых. Сокращение тематики по вопросам охраны труда и правил безопасности не допускается.

9. Учебные программы для обучения рабочих на производстве издаются единым сборником для подготовки и повышения квалификации или отдельно для подготовки и отдельно для повышения квалификации на каждый разряд с обязательным сохранением структуры:

- титульный лист (приложение 1);

- пояснительная записка (приложение 2);

- квалификационная характеристика с указанием уровня квалификации (класс, разряд, категория);

- учебный план (приложения 3, 4);

- тематический план и программа производственного и теоретического обучения;

- список рекомендуемой литературы, учебно-наглядных пособий;

- содержание.

Пояснительная записка

Пояснительная записка составляется с учетом специфики профессии и отрасли на основе типовой пояснительной записки, разработанной ВНМЦентром Госпрофобра СССР.

Министерствам и ведомствам разрешается производить стереотипное размножение программ, разрабатываемых ВНМЦентром Госпрофобра СССР, министерствами и ведомствами, и переработку программ по профессиям, общим для ряда отраслей народного хозяйства.

Квалификационная характеристика

1. Квалификационная характеристика составляется на каждый разряд (класс, категорию) на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденного Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, и других ведомственных документов. По профессиям, не вошедшим в ЕТКС, учебные планы и программы разрабатываются на основе аналогичных ведомственных документов, указанных в п.1 "Общих положений" настоящих требований.

2. Квалификационные характеристики должны содержать:

- наименование профессий в точном соответствии с ЕТКС и Перечнем профессий;

- уровень квалификации (разряд, класс, категория);

- объем знаний, в том числе по охране труда и правилам безопасности, производственных умений и основных видов работ, которыми должны овладеть обучающиеся.

Кроме основных требований к уровню знаний и умений, изложенных в квалификационных характеристиках и предъявляемых к рабочему соответствующей квалификации и профессии, в квалификационную характеристику должны включаться также требования, предусмотренные "Общими положениями" ЕТКС (в том числе п.8а).
________________
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 декабря 1982 года N 299/32.

3. Квалификационные характеристики по профессиям рабочих, связанных с обслуживанием объектов, поднадзорных органам Госгортехнадзора, должны предусматривать специальные требования (ПТЭ, ПТБ и др.), установленные этими органами.

4. Допускается вносить в квалификационные характеристики незначительные коррективы в части уточнения терминологии оборудования и технологии в связи с введением новых ГОСТов.

Учебный план

1. Учебный план подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве предусматривает наименование и последовательность изучения курсов и предметов, распределение времени на теоретическое и производственное обучение, консультации и квалификационный экзамен.

2. Теоретическое обучение при подготовке и повышении квалификации рабочих на производстве содержит специальный, общетехнический и ы.

3. Соотношение учебного времени на теоретическое и производственное обучение при подготовке новых рабочих и повышении их квалификации определяется в зависимости от характера и сложности осваиваемой профессии, сроков обучения и специфики профессионального обучения рабочих. На теоретическое обучение при подготовке новых рабочих рекомендуется выделять не менее 25% от общего количества учебных часов, а при повышении квалификации - от 130 до 180 часов.

4. На политические занятия отводится по 1 часу в неделю в период теоретического обучения при подготовке новых рабочих на производстве по программе, согласованной с местными партийными органами; при повышении квалификации политзанятия проводятся через различные формы сети политпросвещения.

Для экономической подготовки новых рабочих на производстве введен курс "Основы экономических знаний" при сроке обучения более 3 месяцев в объеме 30 часов по Типовому учебному плану и программе, утвержденным Госпрофобром СССР. На изучение вопросов экономики при подготовке новых рабочих со сроком обучения 1, 2, 3 месяца отводится соответственно не менее 8, 14, 20 часов. Обучение проводится по тематическому плану, представленному в приложении 5. Полный курс "Основы экономических знаний" в дальнейшем изучается в системе экономического образования на производстве. При повышении квалификации рабочих на производственно-технических курсах на изучение вопросов экономики выделяется 32 часа.
________________
Письмо Госпрофобра СССР "Об учебно-программной документации по экономическому образованию рабочих" от 15 марта 1982 года N 21-15/9-478.

5. Время на изучение вопросов охраны труда определяется с учетом специфики профессии, условий труда и сроков обучения. При подготовке новых рабочих количество часов определяется с учетом требований соответствующих правил безопасности, но не менее 10 часов.

6. Время на квалификационный экзамен предусматривается для проведения устного опроса и выделяется из расчета до 15 минут на одного обучающегося. Время на квалификационную пробную работу выделяется за счет производственного обучения.

7. Количество часов на консультации определяется из расчета 5-7% от общего времени, выделенного на теоретическое обучение.

На изучение общетехнического курса количество часов предусматривается от 25 до 27% от времени, выделенного на теоретическое обучение.

Программа производственного обучения

1. Производственное обучение является основой профессиональной подготовки и коммунистического воспитания обучающихся. Оно должно создавать условия - экономические и органические для стимулирования качественного, производительного труда, инициативы и предприимчивости.

Содержание производственного обучения должно предусматривать органическую взаимосвязь формирования профессиональных и социально-трудовых умений (работать коллективно, творчески, планировать и контролировать результаты своего труда), устойчивых навыков высокой культуры труда, бережливости, хозяйственного отношения к общественной собственности, выполнения требований трудовой и технологической дисциплины.

2. Программа производственного обучения для подготовки и повышения квалификации рабочих составляется на основе квалификационной характеристики, учебного и тематического планов.

3. Программа должна раскрывать содержание обучения в учебных мастерских, цехах, полигонах и др., а также на рабочих местах предприятия.

4. Материал программы должен раскрываться четкими, сжатыми формулировками, отражающими сущность системы умений и навыков, формируемых у обучающихся, с учетом требований действующих стандартов, нормативов, правил, инструкций, а также времени, отведенного на изучение предмета. Особое внимание в каждой теме программы необходимо уделять безопасному выполнению работ по профессии, рациональной организации рабочего места, экономному расходованию сырья и материалов, повышению производительности труда и эффективности производства, бережному отношению к технике, технологической оснастке, инструментам.

Содержание программы должно предусматривать выполнение учебно-производственных работ с применением новой техники и технологии, с использованием передовых приемов, бригадных форм организации труда, обеспечивающих формирование основ профессионального мастерства и профессиональной мобильности рабочего.

5. При подготовке новых рабочих содержание программы должно предусматривать ознакомление обучающихся с требованиями к работе по профессии, правилами внутреннего трудового распорядка, санитарными нормами и правилами безопасности труда, инструкциями по охране труда, производственными (должностными) инструкциями, обязанностью повышения квалификации различными формами и профессионального продвижения.

6. При повышении квалификации рабочих программа производственного обучения должна учитывать более глубокие специальные знания по профессии, ранее приобретенные производственные умения, необходимые для работы на более сложном оборудовании, а также для выполнения более сложных видов работ соответствующего разряда (класса, категории).

Программа теоретического обучения

1. Основной задачей теоретического обучения (специального, общетехнического и общественно-политического курсов) является формирование у обучающихся системы знаний об основах современной техники и технологии производства, организации труда в объеме, необходимом для прочного овладения профессией и дальнейшего роста производственной квалификации рабочих, формирования коммунистического отношения к труду и активной жизненной позиции.

2. Программы теоретического обучения для подготовки и повышения квалификации рабочих составляются на основе квалификационной характеристики, учебного и тематического планов.

3. Каждая тема программы должна иметь: название, содержание, раскрытое в перечислении основных понятий, явлений, законов, принципов действия, различных видов оборудования, технологических процессов и т.д.

4. Учебный материал специального и общетехнического курсов при подготовке новых рабочих должен быть согласован во времени и по содержанию с учебным материалом производственного обучения и опираться на знания обучающихся в объеме общеобразовательной средней школы.

Содержание программ теоретического обучения при повышении квалификации рабочих от начального до высшего уровня является логическим продолжением предыдущего этапа обучения.

6. В тех случаях, когда специфика профессии требует знания устройства и работы большого количества оборудования различных типов, марок и модификаций, в специальном курсе необходимо предусмотреть изучение принципиальных схем устройства и работы типового оборудования, типовых технологических процессов, характерных для данной группы предприятий.

7. В тему "Автоматизация и механизация производства" необходимо включить материалы: о микропроцессорах, принципах их устройства и действия, перспективах внедрения в отрасли оборудования, автоматизированного с помощью микропроцессоров; об автоматических манипуляторах (промышленных роботах). При отсутствии указанной темы аналогичный текст дается в предметах теоретического обучения (место внедрения материала определяется автором учебных программ).

8. Типовые учебные программы по предметам общетехнического курса разрабатываются ВНМЦентром Госпрофобра СССР и издаются отдельными выпусками.

Приложение 1. Требования к разработке учебных планов и программ для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве

Приложение 1


Наименование министерства (ведомства), наименование учебно-методического подразделения, разрабатывающего данные программы

Учебные планы и программы для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве

Наименование профессии

Квалификация

Код профессии

город, год

Приложение 2. Пояснительная записка

Приложение 2

УТВЕРЖДЕНО

наименование министерства, (ведомства)

Пояснительная записка

Настоящие учебные планы и программы разработаны

в соответствии с "Межотраслевым координационным планом разработки и издания учебно-программной документации для профессионального обучения рабочих на производстве".

Учебные планы согласованы с ВНМЦентром Госпрофобра СССР".

________________
Данная запись относится к профессиям, вошедшим в Межотраслевой координационный план.

Учебные программы предназначены для подготовки новых рабочих и повышения их

квалификации по профессии

наименование профессии

с _______ по _______ разряды для всех (ряда) отраслей народного хозяйства и объединены в сборник.

Сборник содержит квалификационные характеристики, учебные планы, тематические планы и программы производственного обучения, специальных и общетехнических предметов. Программы по общетехническим предметам, издаваемые отдельными выпусками, в сборник не включаются.

Программы по экономическому обучению и политзанятиям в настоящий сборник не включены. При подготовке новых рабочих политзанятия проводятся по программам, согласованным с местными партийными органами. При повышении квалификации политзанятия проводятся через различные формы сети политпросвещения.

Экономическое обучение при подготовке новых рабочих проводится по типовым программам "Основы экономических знаний", утвержденным Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию. При повышении квалификации экономическое обучение проводится по программам, публикуемым Экономической газетой.

Учебные программы являются документом, определяющим содержание обучения по соответствующим предметам, и разработаны с учетом задач профессионального обучения, вытекающих из решений Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам совершенствования подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве. К числу таких задач относятся:

- подготовка для народного хозяйства всесторонне развитых, технически образованных и культурных квалифицированных рабочих, владеющих профессиональным мастерством, отвечающих требованиям современного производства, социального и научно-технического прогресса и перспективам развития;

- формирование у рабочих марксистско-ленинского мировоззрения, воспитания высоких моральных качеств, пролетарского интернационализма, социалистического патриотизма, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, готовности беречь и приумножать революционные и трудовые традиции рабочего класса.

Квалификационные характеристики составлены в соответствии с Единым тарифно-

квалификационным справочником работ и профессий рабочих

год утверждения

N выпуска

наименование раздела

основным знаниям, умениям и навыкам, которые должны иметь рабочие указанной профессии и квалификации.

Кроме основных требований к уровню знаний и умений в квалификационные характеристики включены требования, предусмотренные "Общими положениями" ЕТКС, п.п.8, 8а.

Учебные программы для подготовки новых рабочих и повышения их квалификации по профессии

разработаны с учетом знаний и профессиональных

наименование профессии

умений обучающихся, имеющих общее среднее образование.

Продолжительность обучения новых рабочих установлена

срок обучения в месяцах

в соответствии с действующим Перечнем профессий, по которым осуществляется подготовка новых рабочих на производстве.

Продолжительность обучения при повышении квалификации рабочих установлена в соответствии с Типовым положением о профессиональном обучении рабочих на производстве.

Мастер (инструктор) производственного обучения должен обучать рабочих эффективной организации работы на каждом конкретном участке, использованию достижений научно-технического прогресса на данном рабочем месте, детально рассматривать с ним пути повышения производительности труда и меры по строжайшей экономии материалов на данном производстве, в данной отрасли.

К концу обучения каждый рабочий должен уметь выполнять работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, в соответствии с техническими условиями и нормами, установленными на предприятии.

Квалификационная пробная работа проводится за счет времени, отведенного на производственное обучение.

В последнюю тему производственного обучения должен включаться примерный перечень работ по профессии, согласно ЕТКС. Им следует руководствоваться при проведении пробных квалификационных работ. В зависимости от специфики выпускаемой продукции в примерные перечни работ может вноситься корректировка.

Количество часов, отводимых на изучение отдельных тем программы, последовательность их изучения в случае необходимости разрешается изменять, но при непременном условии, что программы, будут выполнены полностью (по содержанию и общему количеству часов). Указанные изменения могут быть внесены в программы только после рассмотрения их учебно-методическим (педагогическим) советом и утверждения их председателем.

В связи с техническим прогрессом и совершенствованием производства программы теоретического и производственного обучения необходимо систематически дополнять учебным материалом о новом оборудовании, современных технологических процессах и передовых приемах и методах труда, которые начали внедряться в отечественную и зарубежную практику после издания настоящих программ, исключать из них изучение устаревших технологических процессов, оборудования, устаревшую терминологию и стандарты, заменяя их новыми.

Разрешается стереотипное размножение учебных программ. Ответственность за точное соответствие текстов переиздаваемых учебных программ несет руководство Учебно-методических кабинетов.

Отзывы и предложения по улучшению настоящих программ следует направлять

наименование учебно-методического подразделения - разработчика

Приложение 3. Примерный учебный план подготовки новых рабочих на производстве

Приложение 3


Срок обучения 5 месяцев
(22 недели)

Всего часов за курс обучения

часов в неделю

Производственное обучение

Теоретическое обучение

Специальный курс (специальная технология, общая технология производства; устройство и эксплуатация машин, специальное оборудование, охрана труда и т.п.)

Общественно-политический курс

Основы экономических знаний

Политзанятия

Консультации

Квалификационный экзамен

Приложение 4. Примерный учебный план повышения квалификации рабочих на производстве

Приложение 4


Срок обучения 2,5 месяца
(11 недель)

Всего часов за курс обучения

Часов в неделю

Производственное обучение

Теоретическое обучение

Специальный курс (специальная технология, общая технология производства, устройство и эксплуатация машин, специальное оборудование, охрана труда и т.п.)

Общетехнический курс (материаловедение, чтение чертежей, допуски и технические измерения, электротехника и т.п.)

Общественно-политический курс

Экономическое обучение

Консультации

Квалификационный экзамен

Приложение 5. Тематический план изучения вопросов экономики (при подготовке новых рабочих)

Приложение 5

Срок обучения

Количество часов (на тему)

Наша социалистическая экономика.

Экономическая политика КПСС

Социалистическое предприятие и трудовой коллектив

Планирование хозяйственной деятельности предприятия

Всемерный рост производительности труда - коренная экономическая задача

Качество продукции и культура производства

Технический прогресс и эффективное использование основных фондов

Режим экономики и рациональное использование материальных ресурсов

Нормирование и дисциплина труда

Организация заработной платы

Себестоимость и цена продукции

Организация хозяйственного расчета.

Хозрасчет участка, бригады

Социалистическое соревнование за высокую эффективность производства и качества работы

Приложение 6. Примерный расчет учебного времени при подготовке новых рабочих на производстве

Приложение 6

Срок обучения

Всего часов на обучение

Примерное количество недель

1 месяц

2 месяца

3 месяца

4 месяца

5 месяцев

6 месяцев

Примечание:

1. При расчете учебного времени за основу взято среднемесячное количество часов - 175.

2. Теоретическое и производственное обучение проводится в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.
________________
Типовое положение о профессиональном обучении рабочих на производстве, п.11.

3. Для обучения в возрасте до 18 лет за основу берется 36-часовая рабочая неделя.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Описание курса:

Менеджмент, если рассматривать его в разрезе науки, подразумевает под собой изучение правильных методов управления любыми ресурсами во всех существующих сферах жизнедеятельности. Соответственно, менеджмент на производстве, как узкоспециализированное направление, занимается освещением данных вопросов в формате отдельно взятого предприятия.

Начало и последующее развитие производства довольно сложно представить без четко поставленной цели и ряда текущих задач, решение которых шаг за шагом приближает достижение конечного искомого результата. Ресурсы, которые обдуманно используются в процессе его достижения — это не только финансы, как материальная составляющая дела, но также кадры, недвижимое имущество и современное оборудование.

Если вы хотите пройти обучение управлению производством, запишитесь на дистанционные курсы в АНО ДПО «СНТА». Слушатель курсов самостоятельно выбирает подходящий именно ему формат обучения и может посещать занятия как с частичным отрывом, так и без отрыва от производства. Режим и интенсивность проведения занятий также согласовывается с заказчиком, благодаря чему вы получаете дистанционное образование в том ритме, который вам наиболее удобен. Вне зависимости от выбранной формы заочного обучения все занятия проводятся в индивидуальном порядке с личным преподавателем, а значит вы всегда можете получить качественную обратную связь по интересующему вопросу.

Курс «Управление производством» — современные методики решения задач

Умелый управленец или менеджер должен безошибочно представлять себе текущее состояние рынка и максимально точно предугадывать его развитие в ближайшем будущем. Немаловажно иметь понимание тех или иных ожиданий заказчиков, контролируя при этом ситуацию, сложившуюся внутри самого предприятия.

Цель, которая лежит в основе любого производства, заключается в массовом изготовлении товара по минимально возможной в данных условиях цене с учетом неизменности высокого качества и удержания «планки» конкурентоспособности. Кстати, за успешный сбыт произведенного продукта несет ответственность все тот же менеджер, взаимодействуя при этом с отделом маркетинга. Именно поэтому важно стремиться к постоянному упрощению процессов производства, их автоматизации, используя наилучшие условия для оптовых покупок и последующей доставки требуемых материалов.

Среди главных задач производственного менеджмента можно выделить следующие:

  • изучение и последующий «запуск в жизнь» новых видов продукции;
  • целенаправленное снижение уровня затрат, требуемых для изготовления любого продукта;
  • качественный рост и расширение спектра полезных, а вместе с тем востребованных потребительских свойств с параллельным понижением цены продукта;
  • минимизация издержек на каждом этапе производства, расширение ассортимента и внесение в него изменений.

Курсы дистанционного обучения менеджменту в нашей современной научно-технологической академии включают в себя изучение таких дисциплин, как:

  • потенциал предприятия и организационная структура эффективного управления;
  • конкурентоспособность и стратегическое размещение;
  • рациональный подход при организации производства;
  • планирование текущее и долгосрочное;
  • финансовая база предприятия;
  • процессы — вспомогательные, обслуживающие и основные.

Продолжительность курсов для повышения квалификации управления производством в СНТА составляет от 72 часов. В конце обучения слушателя ждет сдача зачета, после которого он получает удостоверение установленного образца, подтверждающее его квалификационный уровень и приобретенные знания.

Для тех, кто хочет пройти профессиональную переподготовку, предназначено заочное обучение, длительностью от 252 часов. По окончанию выпускник может написать дипломную работу, самостоятельно проведя необходимые исследования, тем самым более углубленно проработав выбранную тему. За этим следует выдача именного диплома, заверенного в государственных образовательных органах.

Акции:

Получаемые документы:

Важно! В дипломе не указывается форма обучения (очная/заочная).
Диплом установленного образца

Условия поступления:

Обучение по направлению «Менеджмент на производстве» дает возможность получить диплом о переподготовке. Также для отдельных направлений и специальностей предусмотрена выдача дополнительных документов, если их требуют ведомственные нормативно-правовые акты: сертификаты, книжки и т.д.

Для того чтобы стать студентом академии, необходимо соответствовать нескольким требованиям и выполнить некоторые действия:

  • Иметь диплом о среднем профессиональном или высшем образовании по специальности
  • Подайте заявку на обучение по программе профессиональной переподготовки или повышения квалификации по направлению «Менеджмент на производстве» в электронном формате:
    - по электронной почте,
    - по форме обратной связи на сайте,
    - или позвоните по бесплатному круглосуточному телефону;
  • Предоставить документы, подтверждающие личность и имеющийся уровень образования;
  • После подписания договора пройдите курс обучения в дистанционном форме;
  • Пройдите итоговое тестирование, и получите диплом о прохождении переподготовки или удостоверение о повышении квалификации по программе «Менеджмент на производстве».

Повышение квалификации – это один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений сотрудников организации в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.

Повышение квалификации работников может проводиться по мере необходимости.

Цель и задачи

Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.

Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.

Также обучение проводится для достижения следующих целей:

    Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;

    Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.

Повышение квалификации и законодательные нормы

Работодатель, согласно четвертой части 196 статьи Трудового Кодекса РФ, обязан отправлять числящихся в штате его предприятия работников на повышение квалификации, если такое необходимо для полноценного выполнения ими должностных обязанностей.

В первой части статьи 196 статьи Трудового Кодекса РФ указано, что работодатель по собственному усмотрению может определять необходимость повышения квалификации своих работников для нужд предприятия.

Порядок и условия повышения квалификации определяются трудовым или же коллективным договором.

Документы, которые подтверждают прохождение обучения

Документы, которые выданы образовательным учреждением, подтверждают факт того, что:

    сотрудник прошел обучение и по результатам обучения работник предприятия получил определенную квалификацию;

    сотруднику организации присвоен определенный разряд, класс или категория.

Согласно требованиям законодательства образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

    Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов;

    Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов и менее тысячи часов;

    Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре или прошел краткосрочное обучение, длительность которого составила менее тысячи часов.

Виды повышения квалификации

Повышение квалификации подразделяется на три вида:

    Краткосрочное повышение квалификации;

    Проведение тематических семинаров;

    Длительное повышение квалификации.

Краткосрочное повышение квалификации

Время занятий составляет менее 72 часов. Краткосрочное повышение квалификации - это тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Курсы повышения квалификации организуют сами работодатели, а обучение проводят высококвалифицированные работники предприятия. По завершении обучения сотрудники должны сдать соответствующий экзамен, зачёт или защитить реферат.

Проведение тематических семинаров

Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.

Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.

В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.

Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.

Длительное повышение квалификации

Время занятий составляет от 100 до 500 часов. Целью длительного повышения квалификации является углублённое изучение актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности для обновления знаний или подготовки специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на сотрудников организации, которые имеют определённый опыт работы и испытывают недостаток практических навыков и знаний.

В конце курса слушатели сдают зачет, экзамен или составляют и защищают реферат по теме материалов программы. Если аттестационные мероприятия пройдены участником курса успешно, ему предоставляется свидетельство, подтверждающее получение им повышения квалификации.

Форма обучения сотрудников организации

В зависимости от того, кем проводится программа повышения, его разделяют на внешнее обучение (за пределами компании) и внутрифирменное (в пределах компании).

У внутрифирменного обучения есть свои плюсы: уменьшение расходов для компании, возможность контролировать процесс, развитие корпоративного духа и так далее.

Кроме этого, виды и формы повышения квалификации отличаются друг от друга по типу занятости участников курсов.

Обучение сотрудников организации может проводиться без отрыва от трудовой деятельности, с отрывом от выполнения должностных обязанностей по месту работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Методы внешнего повышения квалификации

К методам внешнего повышения квалификации относятся:

    Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.

    Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.

    Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.

    Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.

    Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.

    Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.

    Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.

    Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.

Выбор методов обучения зависит от многих факторов: характеристик слушателей, возможностей компании (в том числе и финансовых), от квалификации преподавателей и целей процесса.

Методы внутрифирменного повышения квалификации

К методам обучения на рабочем месте относятся:

    Инструктаж. Применяется в случае, когда нужно приобрести навыки на новом рабочем месте.

    Коучинг. При использовании этого метода тренер и обучаемые взаимодействуют, а также налаживают связь между участниками процесса производства.

    Проектная группа. Составляется группа, которая коллективно работает над одним проектом. При этом совершенствуются навыки управления, решения проблем коллективно.

    Наставничество. Когда опыт целенаправленно передается, обучение сотрудника на личном примере. Более опытный сотрудник передает свои знания тому, кто менее опытен.

    Ротация. Сотрудника переводят внутри компании в другой отдел. Очень популярная в настоящее время методика.

    Стротеллинг. Молодых сотрудников обучают правилам работы, используя историю организации.

    Тьюторство. Вид наставничества. Ведется дискуссия, в процессе которой обучаемый демонстрирует полученные знания.

    Шэдуинг. Суть метода в том, что ведется наблюдение за процессом работы, которое позволяет выяснить, какие стороны в проф. подготовке сотрудника слабые и составить план повышения квалификации, чтобы их удалить.

Курсы повышения квалификации

Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.

На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.

Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.

Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:

    состав преподавателей;

    насколько долго центр осуществляет свою деятельность;

    стоимость курсов;

    отзывы тех, кто уже проходил обучение.

Периодичность прохождения повышения квалификации

Периодичность прохождения повышения квалификации устанавливают сами работодатели. На практике, как правило, повышение квалификации проводят не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности работника предприятия. При этом работодатель свое решение о периодичности прохождения повышения квалификации должен отразить в нормативном акте локального назначения.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры" .

Повышение квалификации: подробности для бухгалтера

  • Работодатель направил работника на повышение квалификации - является ли это служебной командировкой?

    Повышение квалификации, то является ли такое повышение квалификации служебной командировкой? Можно ли направлять на повышение квалификации... повышение квалификации, то является ли такое повышение квалификации служебной командировкой? Можно ли направлять на повышение квалификации... Некоторые специалисты посещение работником программ повышения квалификации рассматривают как служебную командировку*(1 ... , оформление направления работников на повышение квалификации как служебной командировки не вполне...

  • Периодичность повышения квалификации бухгалтера учреждения

    Учреждения? Нужно ли проходить ежегодное повышение квалификации бухгалтеру казенного, бюджетного, автономного... . Требование о прохождении бухгалтером программы повышения квалификации установлено профессиональным стандартом «Бухгалтер» ... дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки. Периодичность... Данными нормативными актами установлено следующее. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в случаях...

  • О включении в льготный стаж курсов повышения квалификации

    Досрочной пенсии периоды прохождения курсов повышения квалификации медработников? Врачам, которые осуществляли... досрочной пенсии периоды прохождения курсов повышения квалификации медработников? Такие периоды входят в... обучения на пенсионных стаж курсы повышения квалификации на гражданина не воздействуют... Соответственно, время обучения на курсах повышения квалификации считается работой с сохранением средней...), то периоды прохождения курсов повышения квалификации засчитываются в стаж для назначения...

  • Новый профстандарт для бухгалтера

    Главным бухгалтером дополнительных профессиональных программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Это, ... года и прохождение профильных программ повышения квалификации по бухгалтерскому учету, внутреннему... профессиональное образование – прохождение программ повышения квалификации не реже одного раза в... профессионального образования – прохождение программ повышения квалификации не реже одного раза в... а также прохождение программ повышения квалификации будут необходимы только в...

  • Как направить работника на стажировку за границей

    Тогда нельзя рассматривать стажировку (повышение квалификации) сотрудника за границей как выполнение... профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации непосредственно у данного работодателя связаны... проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников на условиях и в... обучения. В описанных случаях повышение квалификации становится обязанностью работника, а... сделать следующий вывод. Стажировку (повышение квалификации) сотрудника за границей (то...

  • Нецелевое использование средств: обзор арбитражной практики

    Заключивших договоры на образовательные услуги, повышение квалификации с образовательными учреждениями, от имени... разбирательства установлено, что с целью повышения квалификации Департамент направлял в служебные командировки... билеты, авансовые отчеты, удостоверения о повышении квалификации), суд установил, что расходы департамента...

  • Сотрудник направлен на профессиональную переподготовку: как правильно оформить документы

    Относятся дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. Таким образом... обновлением своих профессиональных знаний. Следовательно, повышение квалификации не является командировкой (смотрите также... документы при направлении работника на повышение квалификации. Поэтому работодатель вправе самостоятельно разработать... распоряжение о направлении работника на повышение квалификации, как правило, оформляется приказом (распоряжением...

  • Все о стажировке

    И она применяется для повышения квалификации работника или получения им... допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала. Этим... дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. ... освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретения практических навыков... включаться в программу переподготовки или повышения квалификации, но и быть самостоятельным...

  • Должны ли оценщики сдавать очередной экзамен и что делать аудиторам, получившим квалификационный аттестат СРО?

    По программам магистратуры, профессиональной переподготовки, повышения квалификации. Если смотреть на Федеральный закон... профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке...

  • Внедряем систему профстандартов в учреждении

    Образовании, в том числе при повышении квалификации и (или) переподготовке, предоставленных работником... подготовке рекомендаций по формированию плана повышения квалификации работников в целях приведения уровня...

  • Обязательно ли применение профессиональных стандартов в отношении главного бухгалтера?

    По дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки. Однако из... им дополнительного обучения в форме повышения квалификации или профессиональной переподготовки, оно, по... должно подтверждаться либо удостоверением о повышении квалификации, либо дипломом о профессиональной переподготовке...

  • Исчисление среднего заработка при осуществлении отдельных выплат
  • Направляем работников на независимую оценку квалификации

    Работу, направление его на курсы повышения квалификации или переподготовку. В отдельных случаях... центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров» базовым центром профессиональной... подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров была определена автономная... центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров с участием представителей...

  • Предоставление отпуска педагогическим работникам и расчет отпускных

    Времени нахождения в командировке, на повышении квалификации, а также в других случаях... 30.09.2017 проходила курсы повышения квалификации. За данный период ей было... , а также выплата за курсы повышения квалификации, исчисленные исходя из среднего заработка... . дн. (период нахождения на курсах повышения квалификации))). Следовательно, в расчетном периоде на...

  • Верховный суд об исчислении специального стажа медработников для досрочного назначения пенсии

    Нетрудоспособности; периоды нахождения на курсах повышения квалификации. По мнению работницы, решение пенсионного... клиническая больница». Что касается периодов повышения квалификации, они включаются в специальный стаж... , поскольку периоду нахождения на курсах повышения квалификации предшествовало время работы гражданки в...

СТОИМОСТЬ И РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

ИДЕТ НАБОР В ГРУППЫ ОБУЧЕНИЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯМ

Монтажник систем вентиляции и кондиционирования воздуха (код профессии: 14635)

17.02.2020
10.00-14.00 Будни (пн.-пт.)

10 000

Заявка on-line


Цель освоения данных программ - приобретение профессиональных знаний и компетенций, необходимых в процессе выполнения работ на производстве.

Учебный Центр «ЦОПО» проводит обучение слушателей по востребованным профессиям: «Сварщик», «Газорезчик», «Аккумуляторщик», «Термист», «Монтажник систем кондиционирования», «Монтажник стальных балок и конструкций», и другим.Производственная сфера постоянно развивается, появляются новые профессиональные стандарты, все это требует хорошей подготовки от работников. В Учебном Центре «ЦОПО» каждый слушатель получит необходимую практическую и теоретическую подготовку.

Программы обучения разработаны в строгом соответствии с действующим Законодательством. Так, использованы профессиональные стандарты «Сварщик»; «Работник по эксплуатации аккумуляторного оборудования электротепловой станции» и другие.

С 2007 года УЦ «ЦОПО» предоставляет качественные образовательные услуги в Москве, Подольске, Чехове и Домодедово. В наших представительствах обучаются и повышают квалификацию рабочие, специалисты и руководители.

Разработаны программы для очного и дистанционного форматов обучения, предусмотрено обучение и тестирование при помощи электронной системы «ОЛИМП:ОКС».

УЦ «ЦОПО» обладает всеми необходимыми ресурсами: кадровыми, техническими, производственными - для того, чтобы освоение теоретического материала и производственная практика были на традиционно высоком уровне.

Преподаватели:

Образование: высшее (Московский Государственный университет леса «Мировая экономика», экономист)

Профессиональная переподготовка: по программе «Промышленное и гражданское строительство» в Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы; «Программа обучения пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждении (офисах)»; «Программа повышения квалификации по охране труда руководителей и специалистов»; дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Оказание первой помощи»; прошел обучение безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте 5 м и более (для работников 1, 2, 3 групп с применением систем канатного доступа); проходил обучение в Институте русского языка и культуры МГУ им. М. В. Ломоносова по программе «Методика проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ»; «Формирование профессиональных компетенций при реализации основных программ профессионального обучения»; «Наладчик приборов безопасности грузоподъемных машин»;

Аккумуляторщик 3 разряда с правом обслуживания и зарядки аккумуляторов; Сварщик РАС и газовой сварки металлоконструкций и трубопроводов из малоуглеродистой стали во всех пространственных положениях шва;

Аттестован Территориальной аттестационной комиссией Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по областям аттестации: А.1, Б.9.31, Б.9.32, Б.9.33.

Образование: высшее (бакалавр; окончил НОУВПО «Институт экономики предпринимательства»)

Профессиональная подготовка, аттестация и повышение квалификации: «Программа обучения пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждении (офисах)»; «Программа повышения квалификации по охране труда руководителей и специалистов»; дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Оказание первой помощи»; «Формирование профессиональных компетенций при реализации основных программ профессионального обучения»; ФГБУ «ВНИИ ОиЭТ» - курс «Подготовка работников организации на 3 гр. по безопасности работ на высоте»;

Освоил: образовательные программы дополнительного образования «Рабочий люльки, находящийся на подъемнике (вышке)»; «Подготовка и повышение квалификации машинистов автомобильного подъемника (вышки)»;

Имеет допуск в качестве административно-технического персонала к работам в электроустановках напряжением до 1000 В;

Аттестован Территориальной аттестационной комиссией Центрального управления Ростехнадзора в области аттестации Б.9.31 («Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых применяются подъемные сооружения, предназначенные для подъема и перемещения грузов»).

Образование: высшее (Московский Государственный Университет прикладной биотехнологии), инженер по специальности «Машины и аппараты пищевых производств»

Повышение квалификации : дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Оказание первой помощи»; «Программа повышения квалификации по охране труда руководителей и специалистов»; «Программа обучения пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждении (офисах)»; «Формирование профессиональных компетенций при реализации основных программ профессионального обучения»;

Аттестацию прошел в комиссии Управления государственного автодорожного надзора Московской области по проведению аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей, связанных с обеспечением безопасности движения;

Обучение «безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте» в Образовательном частном учреждении «Эйч-Эс-Эй обучение» (HSA Training).

Курочкин Алексей Николаевич

Образование: высшее (Ивановский ордена «Знак Почета» энергетический институт) по специальности «Промышленная энергетика», инженер-промышленный энергетик;

Повышение квалификации: дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Оказание первой помощи»; «Программа обучения пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность в учреждении (офисах)»; «Программа повышения квалификации по охране труда руководителей и специалистов»; «Формирование профессиональных компетенций при реализации основных программ профессионального обучения»;

Прошел аттестацию в Территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора в областях аттестации: А (Общие требования промышленной безопасности А.1), Б8 (Оборудование, работающее под давлением Б.8.9.; Б.8.10.; Б.8.11.; Б.8.12.; Б.8.20.) Плюс области аттестации: Б.1.19, Б.1.23, Б.7.1 (Объекты газораспределения и газопотребления), Б.7.2, Б.7.8, Б.8.21, Б.8.22, Б.8.23 и (Тепловые энергоустановки и тепловые сети Г.2.1.).

Независимую аттестацию прошел по ФНП «Промышленная безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»; ФНП «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления; ФНП «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы».

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

О.Н. Борисова1, Н.А. Сизинцева2

1,2ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19 1E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]

Статья посвящена особенностям организации процесса повышения квалификации работников предприятия. Повышение квалификации рассматривается как системное и целенаправленное совершенствование профессиональных знаний и навыков на основе инновационных технологий и обогащения передового профессионального опыта. Повышение квалификации работников предприятия обосновывается на основе нормативно-правовых документов, регулирующих данный процесс. В статье представлена зависимость форм проведения учебных занятий в рамках повышения квалификации работников от организаторов профессиональной программы, целевой аудитории, уровня организации процесса подготовки кадров, степени связи с практической и профессиональной деятельностью. Рассматривается многообразие, вариативность и связь с практической деятельностью современных активных методов обучения повышения квалификации.

Ключевые слова: повышение квалификации, подготовка кадров, дополнительная профессиональная программа, активные методы обучения, формы организации повышения квалификации.

Современная экономическая ситуация создает условия для качественного пересмотра дополнительного профессионального образования посредством расширения функций предприятия в подготовке рабочих кадров. Это обусловлено жесткими требованиями к мобильности работников предприятия, снижением роли государства в вопросах, регулирующих подготовку квалифицированных кадров посредством профессионального и технического образования, актуализацией тенденции удовлетворения потребности предприятия в квалифицированных кадрах за счет собственных работников.

Политика предприятия по кадровому вопросу может быть направлена на подготовку работников узкой специализации, владеющих двумя конкретными операциями, или подготовку высококвалифицированных кадров на основе глубокой теоретической и практико-ориентирующей деятельности. Выбор предприятия в данном случае обусловлен стратегией развития предприятия, экономическим и финансовым состояниями, возможностями предприятия и т.д.

Для определения сущности понятия «повышение квалификации» рассмотрим данное понятие с различных точек зрения.

В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об образовании РФ» повышение квалификации, реализующееся в рамках дополнительного профессионального образования, направ-

1 Ольга Николаевна Борисова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика высшей школы»

2 Наталия Алексеевна Сизинцева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика высшей школы»

лено на развитие и (или) получение новой компетенции, которая необходима для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации» .

А.С. Афонин и А.Я. Кибанов рассматривают понятие «повышение квалификации» как подготовку работников, включающую совершенствование профессиональных компетенций в связи с повышением в должности или изменениями квалификационных требований к профессии .

А.С. Гольдберг данное понятие определяет с точки зрения улучшения знаний специалистов в связи с повышением в должности, повышения уровня квалификации и решения задач, связанных с профессией, при помощи инновационных методов и технологий .

По мнению Е.А. Власовой, повышение квалификации - обучение работника с целью углубления или совершенствования имеющихся у него профессиональных знаний, необходимых для его работы .

H.Л. Кабушкин понятие «повышение квалификации» определяет как профессиональное развитие, профессиональную подготовку человека. В основе повышения квалификации, по мнению автора, лежит профессиональная компетентность, которая дополняется методической, социальной и личной компетентностью .

С точки зрения А.И. Родина, повышение квалификации - специальная форма подготовки, предусматривающая комплексный подход к профильному обучению и поддержанию должного уровня подготовки кадров .

Следовательно, повышение квалификации работников - это системное и целенаправленное совершенствование профессиональных знаний и навыков на основе инновационных технологий и обогащения передового профессионального опыта.

Отечественные и зарубежные исследования в области повышения квалификации характеризуют три концепции подготовки квалифицированных кадров.

I. Концепция профильной подготовки, предусматривающая обучение работника в соответствии с его специальностью, ориентирована на сегодняшний день. Данная подготовка, повышающая квалификацию работника, целесообразна относительно непродолжительного отрезка времени, способствует сохранению рабочего места и актуализации чувства собственного достоинства.

2. Концепция многопрофильного обучения, повышающая внутрипроизводственную и непроизводственную гибкость работника, является эффективной с экономической и финансовой позиций. Однако наличие мобильности работника в данном случае создает риск для предприятия, где он работает, так как у работника появляется выбор и отсутствие определенной привязанности к соответствующему рабочему месту.

3. Концепция подготовки кадров, предусматривающая совершенствование личностных характеристик человека, которые заложены природой или приобретены в процессе профессиональной деятельности. Данный подход имеет отношение к тем работникам, которые обладают способностями к инновационной, научной деятельности, располагают талантом руководителя, педагога и т.п. .

Анализ теоретического материала показал, что повышение квалификации, обеспечивающее соответствие профессиональной компетенции работника современным изменениям производства, может реализовываться непосредственно на самом предприятии. Обучение персонала среднего звена в рамках повышения квалификации при переходе на более высокую должность обусловлено возможностями предприятия, а именно возможна подготовка кадров в учебных центрах, профильных школах, посредством посещения курсов на предприятии и т. д.

Для определения специфики организации процесса повышения квалификации работников предприятия обратимся к нормативно-правовым документам, регулирующим данный процесс.

На основании статьи 196 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель обязан проводить «подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в организации, а также в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования на условиях, которые были оговорены коллективным и трудовым договором, если это необходимо» .

Статьей 372 данного документа установлено, что «формы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, перечень профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников» . Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции, заявленной в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов.

Повышение квалификации сотрудников, предусматривающее различные виды занятий, может включать: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, выездные занятия, консультации, выполнение проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, которые определены учебным планом. Академический час для всех видов аудиторных занятий устанавливается продолжительностью 45 минут .

Формы проведения учебных занятий в рамках повышения квалификации работников зависят от организаторов дополнительной профессиональной программы, целевой аудитории, уровня организации процесса подготовки кадров, степени связи с практической и профессиональной деятельностью. Наиболее распространенными являются такие формы, как круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, корпоративные конкурсы профессионального мастерства.

Учебные мероприятия в рамках повышения квалификации, которые планируются и реализуются для сотрудников внутри самой организации, называются внутренними. Повышение квалификации за пределами организации называется внешним.

Обучение в рамках предприятия направлено на ознакомление с рабочим местом, совершенствование профессиональных компетенций, внедрение передовых идей, решение актуальных производственных проблем, подготовку резервных руководящих работников. Подготовка кадров, характеризующаяся оперативностью и ориентацией на освоение конкретной производственной технологии, сокращает период адаптации работника. Целесообразны в процессе обучения такие методы, как выполнение функций в качестве ассистента, постепенное усложнение заданий, ротация (смена) рабочих мест, делегирование части функций, ответственности и др. Подготовка кадров в рамках предприятия типична, в основном, для рабочих и простых должностей служащих.

Актуальными методами обучения в рамках организации являются:

Включение обучаемого в процесс деятельности другого человека - баддинг (от buddying - «партнёрство»);

Наблюдение за процессом работы - шэдуинг (от shadowing - «бытие тенью»);

Стажировки, ротации - секондмент (от secondmеnt - «командирование»);

Целенаправленная передача опыта - наставничество (mentoring);

Раскрытие потенциала личности обучаемого - коучинг (coaching);

Сопровождение процесса обучения, обсуждение опыта переноса полученных знаний в реальную практику - тьюторство (tutoring) .

Использование метода shadowing в рамках повышения квалификации заключается в том, что работнику предлагается в течение нескольких дней понаблюдать за работой руководителя или коллеги, обладающего профессиональным опытом. В роли наблюдателя работник фиксирует особенности, функциональные обязанности того человека, за которым он ведет наблюдение. В результате работник становится свидетелем событий рабочего дня руководителя или коллеги, осознает, какими профессиональными компетенциями ему необходимо овладеть для того, чтобы полноценно справиться с теми же задачами. Финальным этапом данного метода является интервью с работником о том, какие выводы он сделал для себя.

Secondment как метод совершенствования профессиональных компетенций работников является видом ротации персонала, при которой сотрудник временно (от 100 часов до одного года) переводится на иную должность или в другое подразделение, а потом возвращается к своим прежним обязанностям.

Сущность метода подготовки кадров buddying заключается в том, что работнику определяется партнер, равный по статусу и функциональным обязанностям. Задача метода в осуществлении обратной связи, предоставляющей информацию о действиях, решениях того работника, к которому закреплен партнер. Преимущества метода в том, что он позволяет собрать объективную информацию о новых навыках работника и выполнении им текущих профессиональных обязанностей .

Метод buddying отличается от наставничества или коучинга, так как участники выступают в равноправных ролях. Данная форма взаимодействия, строящаяся на доверительных отношениях, результативна и продуктивна.

Наставничество, предполагающее передачу профессионального опыта, развитие корпоративных ценностей, привитие норм поведения, является формой воспитания, способствующей профессиональной подготовке и адаптации молодых работников на предприятии. Наставничество может быть индивидуальным или коллективным. Цель наставничества - обучение работника новым способам профессиональной деятельности, помощь в использовании инновационных технологий, контроль над выполнением функциональных обязанностей работника. Сущность наставничества выражается в следующем алгоритме: «информирую», «демонстрирую», «выполняем», «выполняешь с моей подсказкой», «выполняешь и презентуешь свою работу».

Метод коучинга (coaching) направлен на трехстороннее совершенствование работника (личная жизнь, общественная деятельность, профессиональная деятельность), посредством сотрудничества и помощи. Преимущества данного метода в том, что работник в результате поиска ответов на вопросы приходит к собственным выводам, находкам. В результате происходит повышение самооценки работника, актуализируется мотивированность на внедрение и реализацию.

Менторинг (mentoring) как метод повышения квалификации работников используется с целью развития профессиональных и психологических навыков, которые необходимы для решения практических задач. Суть метода в том, что ментор, не являющийся работником предприятия, презентует информацию в роли наставника на протяжении установленного времени. Роль ментора может выполнять опытный работник, деятельность которого направлена на формирование у работников умений выявлять и анализировать проблемы, находить пути их решения.

Тьюторство в процессе повышения квалификации представляет собой индивидуальное сопровождение работника в образовательном процессе. Данная практика ориентирована на конструирование и внедрение индивидуальной учебно-

воспитательной стратегии, которая учитывает особенности и возможности человека, специфику реализации образовательного процесса, задачи повышения квалификации. При осуществлении практики тьюторства реализуется обратная связь, способствующая формированию новых способов поведения, совершенствованию профессиональных компетенций.

Преимущества повышения квалификации внутри предприятия состоят в том, что оно, во-первых, более рентабельно, во-вторых, имеет непосредственную связь с ежедневной работой и способствует эффективному включению в образовательный процесс работников.

Повышение квалификации за пределами предприятия ориентировано на формирование профессиональных компетенций работника преимущественно на основе теоретического материала, обучение разрешению профессиональных проблем.

К числу основных методов обучения вне работы относятся:

Экспресс-семинары, проектные семинары;

Тренинги;

Кейс-стади;

Дистанционное обучение;

Деловые и ролевые игры;

Обучение действием ^dtion learning);

Обучение в рабочих группах;

Ролевое моделирование;

Разбор практических ситуаций .

Охарактеризуем некоторые из представленных методов.

Экспресс-семинар - это форма быстрого, качественного, удобного взаимодействия модераторов, педагогов, консультантов в рамках повышения квалификации работников. Основными задачами экспресс-семинара являются подготовка высоко мотивированных специалистов, краткое представление теоретического материала или технологии, анализ и оценивание аудитории при демонстрации идеи или проекта работником.

Групповой формой взаимодействия является проектный семинар, включающий анализ профессиональных проблем, обоснование актуальных идей и проектов. Проектный семинар реализуется в различных формах:

Работа в группах по обоснованию инновационных проектных концепций;

Мастер-классы с элементами программированного обучения; применение компьютерных и информационных технологий;

Сообщения, лекции и доклады специалистов-экспертов об актуальных современных тенденциях и существующем в мире опыте решения данных проблем;

Собеседования экспертов;

Дискуссии/круглые столы, включающие обсуждение и защиту коллективных и индивидуальных проектов, подготовленных участниками.

В рамках проектных семинаров воплощаются четыре профессиональные позиции: участника - носителя умений в практико ориентированной деятельности; эксперта -обладателя компетенций в специальной профессиональной области; модератора, координирующего коммуникацию в процессе групповой работы; руководителя семинара, организующего взаимодействие в ходе дискуссии. Основная цель проектного семинара - презентация инновационных идей и воплощение их в проектной деятельности.

С целью формирования положительной мотивации на профессиональную деятельность, совершенствования навыков согласованного поведения у работников используются бизнес-тренинги и социально-психологические тренинги. Бизнес-

тренинги способствуют повышению бизнес-показателей предприятия посредством выработки навыков эффективных продаж, осуществления деловых переговоров, предотвращения конфликтных ситуаций на рабочем месте и т.д.

Кейс-стади как метод активного обучения реализуется на основе проблемно-ситуационного анализа. Данный метод имеет ряд преимуществ, в частности, обучение осуществляется на основе анализа актуальных профессиональных проблем, предусматривает максимальную приближенность к реальности, включает многократную тренировку умений и навыков, разработку предложений по существенному изменению текущего положения.

Для совершенствования профессиональных компетенций на занятиях по повышению квалификации используется такая разновидность деловой игры, как бизнес-симуляция. Данный метод представляет собой имитацию и моделирование бизнес-среды. Для проведения бизнес-симуляции определяется ведущий (фасилитатор), который разрабатывает условия деловой тематической игры. Основная цель проведения бизнес-симуляции - посредством проб и ошибок найти решение проблемной ситуации.

Различают два вида бизнес-симуляции. Первый реализуется на основе анализа предприятия и структурных подразделений в целом, который позволяет сформировать общую картину о предприятии и взаимовлиянии в процессе деятельности и определить перспективы дальнейшего его развития. Второй вид бизнес-симуляции имитирует отдельные аспекты деятельности предприятия (например, аттестация работников предприятия).

Методом активного обучения является обучение действием - аction learning. Цель метода - решение конкретной проблемной ситуации при помощи необходимых для этого знаний и умений. Данный подход в обучении позволяет преодолеть барьер между теоретическими знаниями, приобретенными в ходе лекционных занятий, и практической деятельностью. Обучение действием способствует выработке определенного алгоритма по решению производственных проблем. Отличительными чертами метода являются групповая форма работы, обучение посредством реальной деятельности, адресность взаимодействия, принятие решений в команде .

Суть метода обучения в рабочих группах в том, что работникам определяются производственные задачи, которые им необходимо решить в установленное время. В группе должно быть не более десяти человек. Для работы назначается модератор, который координирует действия участников, протоколирует ход решения проблемы, фиксирует результаты. Рабочая группа разрабатывает технологии решения поставленных задач и устанавливает сроки реализации. Для результативности данного вида взаимодействия рабочей группе целесообразно предварительно предоставить теоретический материал по заявленной проблематике и информацию об аналитических методах. Отличительной особенностью обучения в рабочих группах можно назвать то, что решение поставленных задач участники представляют как шаги для достижения цели. Предложенные варианты производственной задачи могут быть приняты или отклонены руководством. Преимуществом метода обучения в рабочих группах является то, что у участников формируется положительная мотивация за счет осознания степени своего влияния на ситуацию внутри предприятия.

Актуальными формами обучения слушателей курсов повышения квалификации на современном этапе являются вебинары, дистанционное обучение. В рамках веби-нара взаимодействие ведущего и аудитории осуществляется в текстовых, аудио- или видеочатах. Вебинар - это онлайн-занятие, которое может включать лекцию, мастер-класс, презентацию инновационной технологии и т.д. Традиционно аудитория видит

небольшое окно, где транслируется видео лица ведущего, и большой экран для презентации темы общения. На онлайн-занятии предусмотрено наличие чата, который обеспечивает обратную связь, взаимообмен мнениями участников вебинара.

Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) может осуществляться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка может проходить индивидуально или в групповой форме для изучения передового отечественного или зарубежного опыта, обобщения теоретических знаний, которые были получены в процессе освоения программ дополнительного образования, совершенствования профессиональных компетенций. Сроки и продолжительность устанавливаются предприятием, направляющим работника на стажировку, и согласовываются с принимающей стороной.

Содержательная наполняемость программы стажировки определяется в соответствии с целью обучения и предложениями предприятия, которое направляет сотрудника на стажировку. В рамках стажировки используются разнообразные формы работы: самостоятельная работа с научно-методическими материалами, совершенствование практических навыков по использованию оборудования, ознакомление с инновационными технологиями производства, изучение государственных документов и нормативных актов, реализация должностных обязанностей (в роли дублера) .

Таким образом, представленные методы активного обучения позволяют сделать вывод об их многообразии, вариативности и связи с практической деятельностью.

Итак, внешнее обучение работников в отличие от внутреннего имеет ряд преимуществ:

Организация и проведение опытными преподавателями, экспертами;

Применение инновационных технологий и современного оборудования;

Предоставление актуальной информации.

Повышение квалификации за пределами организации (внешнее обучение) осуществляется преимущественно для руководителей, специалистов и служащих. Стоит отметить, что данный процесс связан с отвлечением работников от их функциональных обязанностей и дополнительными финансовыми затратами.

Особенности реализации повышения квалификации работников регламентирует Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее - Порядок). Содержание программ повышения квалификации работников определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Программы разрабатываются с учетом потребностей лица, предприятия, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование, а именно повышение квалификации .

Содержание мероприятий по повышению квалификации работников можно систематизировать по разным основаниям, в частности, по тематике и категориям целей, поставленных перед учебным процессом. Характерны различия между запланированными на перспективу стандартными программами и ориентированными на проблему и одновременно запланированными на ближайшее время мероприятиями в рамках повышения квалификации. Стандартные программы включают в себя как ориентированное на специальность содержание (учеба по специальности), так и содержание, ориентированное на управление и поведение (отработка управления, отработка поведения). Специфические программы в подавляющем большинстве привязаны к определенным управленческим концепциям.

Мероприятия по повышению квалификации работников, ориентированные на проблему, проводятся в зависимости от появления производственных проблем,

например при увеличении процента брака и при внедрении нового производственного метода. Эти мероприятия часто являются частью широкомасштабных концепций организационных преобразований или организационных разработок.

Мероприятия по повышению квалификации работников в подобных случаях являются подготовительным моментом проведения организационных преобразований или проводятся одновременно с этими преобразованиями. Эмпирические исследования показали, что содержание вопросов повышения квалификации работников в значительной степени перекликается с преобразованием предприятия. Непосредственными импульсами нового или измененного содержания вопросов повышения квалификации являются технические изменения условий работников, а также политико-образовательный уровень окружающей среды предприятия. Программа повышения квалификации может осуществляться дистанционно с использованием образовательных технологий .

Программы повышения квалификации работников классифицируются в зависимости от целевых групп и конкретных образовательных мероприятий. При этом существуют определенные различия в программах повышения квалификации для главных управляющих предприятиями, для технических специалистов и специалистов сбыта продукции, для мастеров, подрастающих руководящих кадров и т.д. Таким образом, анализ научной литературы показал, что:

1) необходимость в повышении квалификации работников определяется следующими причинами:

Быстрый темп развития производства, обуславливающий изменение профессиональных стандартов, создает необходимость для «адаптации» профессиональной квалификации к данному развитию;

Повышается потребность в руководящем персонале и специалистах среднего звена;

Нежелание обучаться со стороны работников тормозит техническое и экономическое развитие и создает угрозу безработицы для отдельных работников;

2) повышение квалификации - это вид дополнительного профессионального образования, совершенствование профессиональной компетентности работников предприятия, удовлетворение их образовательных потребностей;

3) в качестве инвариантных элементов повышения квалификации можно назвать следующие: подготовка кадров с целью актуализации профессиональной компетентности в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности, профессиональное обучение, профессиональное образование. Именно наличие названных элементов можно считать сущностью понятия «повышение квалификации работников».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бабурин, А.С. Технология управленческого мониторинга / А.С. Бабурин, Ю.В. Грызен-кова // Кадровик. - 2013. - № 8.

2. Бизнес «Управление персоналом» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.grandars.ru.

3. Власова, Е.А. Модель управления затратами на повышение квалификации преподавателей университета / Е.А. Власова // Прикладная информатика. - 2008. - № 5(17).

4. Гольдберг, А.С., Англо-русский энергетический словарь / А.С. Гольдберг. - М.: РУССО, 2006.

5. Кабушкин, Н.Л. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.Л. Кабушкин - 5-е изд., стереотип. - Мн.: Новое знание, 2002. - 336 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://finlit. online/page/

6. Переподготовка и повышение квалификации персонала [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dps.smrtlc.ru.

7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам от 15.11.2013 г. № 1244 [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://base.garant.ru.

8. Родина, Е.А. Повышение квалификации педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений / Е.А. Родина // Народное образование. - 2013..

9. Современные методы обучения персонала и оценка их эффективности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://refleader.ru/jgeotrbewpol.html.

10. Трудовой кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Проспект, 2016. - 256 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.tkodeksrf.ru/ Трудовой кодекс РФ.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года.

Поступила в редакцию 15.01.2018 В окончательном варианте 20.02.2018

SPECIFIC OF ORGANIZATION OF IN-PLANT TRAINING PROCESS OF ENTERPRISE WORKERS

O.N. Borisova1, N.A. Sizintseva2

1,2Orenburg State Pedagogical University 460014, Orenburg, street Soviet, 19:E-mail: [email protected] 2E-mail: [email protected]

The article covers the issue of the features of organization of process of in-plant training of workers of enterprise. In-plant training is examined as system and purposeful perfection of professional knowledge and skills on the basis of innovative technologies and enriching of professional advanced experience. In-plant training of workers of enterprise is grounded on the basis of normatively-legal documents regulating this process. In the article dependence of forms of realization of lessons is presented within the framework of in-plant training of workers from the organizers of the professional program, target audience, level of organization of process of training of personnels, degree of connection with practical and professional activity. A variety, variantness and connection, is examined with practical activity of modern active methods of educating of increase to qualification.

Keywords: in-plant training, training of personnels, additional professional program, active methods of educating, form of organization of in-plant training.

1. Baburin, A.S. Tekhnologiya upravlencheskogo monitoringa / A.S. Baburin, J.V. Grishenkova // Kadrovik. 2013. № 8.

2. Biznes «Upravlenie personalom» Access mode: http: // www.grandars.ru.

1 Olga N. Borisova, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Higher Education Pedagogy Department

2 Natalia A. Sizintseva, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Higher Education Pedagogy Department

3. Vlasova, E.A. Model" upravleniya zatratami na povyshenie kvalifikacii prepodavatelej univer-siteta / E.A. Vlasova // CHast" sbornika. Prikladnaya informatika. 2008. № 5 (17).

4. Goldberg, A.S., Anglo-russkij ehnergeticheskij slovar" / A.S. Goldberg. 2006.

5. Kabushkin, N.L. Osnovy menedzhmenta: Ucheb. posobie / N.L. Kabushkin. 5-e izd., stereotip. Mn.: Novoe znanie, 2002. 336 p. Access mode: http://finlit.online/page/

6. Perepodgotovka i povyshenie kvalifikacii personala - Access mode: http://dps.smrtlc.ru.

7. Poryadok organizacii i osushchestvleniya obrazovatelnoj deyatelnosti po dopolnitelnym pro-fessionalnym programmam ot 15.11.2013 g. № 1244 Access mode: http://base.garant.ru.

8. Rodina, Е.А. Povyshenie kvalifikacii pedagogicheskih kadrov doshkolnyh obrazovatelnyh / E.A. Rodina // Narodnoe obra-zovanie. 2013..

9. Sovremennye metody obucheniya personala i ocenka ih ehffektivnosti Access mode: http: //refleader. ru/j geotrbewpol.html.

10. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii: ofic. tekst . Moscow: Prospekt, 2016. 256 p. Access mode: http://www.tkodeksrf.ru/ the Labour code of Russian FEDERATION.

11. Federalnyj zakon "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda s izmeneniyami 2017-2016 goda .