Общие положения об аттестации рабочих мест. Аттестация рабочих мест различных компаний и ооо По результатам аттестации рабочее место


Проведение аттестации рабочих мест нацелено на предотвращение несчастных случаев на производстве и профзаболеваний сотрудников предприятия, а также на реализацию мероприятий по проведению условий труда в соответствии с общегосударственными нормативно-правовыми требованиями .

Задачи аттестации рабочих мест:

  • исследование влияния вредных факторов на жизнь и здоровье человека в результате рабочей деятельности;
  • экономическая обоснованность использования к отдельным категориям профессий льгот и компенсаций за вредные условия труда;
  • разработка мер по улучшению уже существующих рабочих условий и уменьшению пагубного влияния на физическое здоровье человека.

Согласно Трудовому Кодексу РФ, Федеральному закону об аттестации рабочих мест, Приказу Министерства здравоохранения № 342н, работодатели и организации обязаны проводить соответствующую проверку и обеспечивать своих подчиненных безопасными условиями труда.

С 1 января 2014 года, аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда, которая будет проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426. Настоящий закон был принят участниками Государственной Думы 23 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря. Новый закон устанавливает нормативно-правовые и организационные основы, а также процедуру проведения специальной оценки условий труда и регламентирует законодательное положение, права, обязательства и ответственность соучастников данной аттестации.

Глава первая (статьи 1-7). Основные понятия. Определяет:

  • предмет регулирования действительного Федерального закона;
  • регламентирование специальной аттестации;
  • специальная аттестация условий труда;
  • права и обязательства предпринимателя;
  • права и обязательства сотрудников;
  • применение соответствующих результатов.

Глава вторая. Процедура проведения специальной оценки условий труда:

  • ст 8. Учреждение, которое занимается проведением аттестации;
  • ст 9. Подготовка к проведению;
  • ст 10. Аутентификация потенциально вредных и пагубных факторов;
  • ст 11. Провозглашение соответствия условий труда;
  • ст 12. Исследования и измерения условий труда;
  • ст 13. Вредные и пагубные факторы производственной среды и трудового порядка;
  • ст 14. Виды условий;
  • ст 15. Результаты проведения аттестации;
  • ст 16. Особенности проведения аттестации;
  • ст 17. Осуществление внеплановой проверки;
  • ст 18. Федеральная общегосударственная информационная система учета.

Глава третья (статьи 19-24). Учреждения, которые занимаются проведением специальной оценки условий труда. Данный раздел включает в себя следующие организации:

  • экспертные;
  • реестр организаций;
  • независимое учреждение, которое проводит внеплановую аттестацию;
  • экспертиза качества;
  • гарантирование исполнения обязательств всех учреждений.

Глава четвертая (ст 25-28). Итоговые положения закона. Регламентирует:

  • общегосударственный и профсоюзный надзор за соблюдение норм и требований действительного закона;
  • несогласие относительно вопросов проведения специальной аттестации и улучшения условий труда;
  • переходные положения;
  • процедура вступления в законную силу закона.

До конца 2013 года, порядок аттестации проводился в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения от 26.04.2011 № 342н. Однако был разработан новый Приказ Минтруда от 12.12.2012 № 590н, который вступил в законную силу также с 01 января 2014 г.

Порядок аттестации по закону

Оценка рабочего места предусматривает объективную аттестацию условий труда. Работодатель предоставляют все необходимую документацию, гарантирует беспрепятственный доступ на каждый производственный участок. Для осуществления аттестационных действий, необходимо совершить некоторые организационные мероприятия. Работодателем создается соответствующий комитет, а также определяется состав руководящего совета. После чего составляется график проведения оценки рабочих мест. Сроки выполнения регламентируются на основе специальной документации. Между работодателем и учреждением заключается договор относительно проведения аттестации.

Порядок проведения аттестации по закону следующий:

  • устанавливаются рабочие места, которые могут подлежать общей оценки, включая Список № 1 и Список № 2;
  • определяются вредные и пагубные факторы;
  • осуществляется обзор вспомогательных факторов, а именно - гарантирование наличие спецодежды и средств защиты сотрудников;
  • оформляется заключительный документ, позволяющий сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости установить виды обязательных льгот и компенсаций.

Важно! Соответствующий порядок не касается удаленных сотрудников и физических лиц, которые заключали договор с работником, не предпринимателем.

Изменения в законе

Главным изменением стала не только смена закона, существенно был изменен порядок проведения процедуры. А также была ужесточена ответственность за несоблюдение норм и требований, установленных законодательством России. Последние изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» были приняты участниками Госдумы 01 мая 2016 года.

В новой редакции закона следует выделить следующие статьи:

Статья 10

В данной статье был измен пункт 1 части 6: «рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых были включены в перечни соответствующих работ, производств, профессий, с учетом которых реализовывается досрочное назначение страховой пенсии по старости».

Часть 7 статьи 14

Изложить в следующей редакции: «По согласованию с федеральной службой исполнительного правления, которая исполняет функции по организации и реализации федерального общегосударственного санитарно-гигиенического контроля, допускается уменьшение класса и (или) подкласса условий труда более чем на 1 ступень».

Статья 17

Согласно новой редакции, внеплановая специальная аттестация проводится в течение 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1, 3 части первой настоящей статьи.

Статья 18 закона № 426

В соответствии с разработанными нововведениями, основанием для создания прав сотрудников, занятых на соответствующем рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Основные положения нового закона устанавливают, что оценивание вредности условий труда осуществляется на всех рабочих местах, включая места с наличием компьютеров и оргтехникой. В обязательном порядке присваивается класс опасности и (или) вредности.

Скачать закон об аттестации рабочих мест

В новой редакции закона четко прописано, что ответственность за реализацию аттестации, а также достоверность предоставления информации в общегосударственную инспекцию труда возлагается на работодателя. За несоблюдение российского законодательства, ответственным лицам грозит административная ответственность в размере от 1000 до 5000 тысяч рублей. За аналогичное правонарушение, соответствующие органы вправе дисквалифицировать работодателя/организацию на срок от одного года до трех лет.

ДЛЯ СПРАВКИ

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля 2011 г. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагала проведение комплексной оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, выявления степени их вредности и опасности для работника. Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда были:

  • трудовой кодекс Российской Федерации;
  • нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда;
  • системы документов по охране труда, действующие в отдельных видах экономической деятельности.

Термин «рабочее место аттестованное» означал – рабочее место подвергшееся процедуре аттестации по условиям труда. При этом оценка условий труда могла быть разной в зависимости от соответствия или несоответствия фактических значений факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам, выполнения или невыполнения требований травмобезопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ. В общем случае Аттестация рабочих мест по условиям труда включала в себя:

  • гигиеническую оценку условий и характера труда (инструментальные измерения и оценка физических и химических факторов: освещенности, шума, вибрации, микроклимата, неионизирующего излучения, химического состава воздуха рабочей зоны);
  • оценку психофизиологических факторов трудового процесса (тяжести и напряженности трудового процесса);
  • экспертную оценку травмобезопасности рабочего места;
  • оценку обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда использовались в целях:

  • предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья;
  • обоснование льгот и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных или опасных условиях труда;
  • обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
  • обоснование планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснование предоставления работникам бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
  • решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание;
  • расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (скидка может достигать до 40% от страхового тарифа).

Начиналось проведение аттестации с выбора аттестационной комиссии, формируемой из сотрудников организации, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест. Аттестационная комиссия.

Аттестации рабочих мест подлежали все имеющиеся в организации рабочие места. Срок действия результатов такой же как и при спецоценке 5 лет с даты проведения первых инструментальных измерений вредных и опасных производственных факторов. Документы по аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендовалось хранить в организации в течении 45 лет.

Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежали рабочие места:

  • после замены производственного оборудования;
  • изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.

Если в результате проведений измерений по программе производственного контроля за соблюдением санитарных правил обнаружены критические изменения уровней факторов трудового процесса, то полученные данные подлежат оценке, а также рассмотрению необходимости внесения изменений в карты аттестации рабочих мест. Вновь организованные рабочие места аттестовались после ввода их в эксплуатацию.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда оформлялись в виде пакета документов, содержащего:

  • приказа о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);
  • перечня рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда;
  • копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией;
  • карт аттестации рабочих мест по условиям труда с протоколами измерений и оценок условий труда;
  • ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда;
  • плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации;
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • приказа о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов (выполняется аттестуемой организацией).

После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

Расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда могли быть возвращены. ФСС мог также частично возместить затраты учреждения на аттестацию и на улучшение условий труда работников. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 787 «О финансировании в 2008 году и в плановый период 2009 — 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» Минздравсоцразвития разработало Правила финансирования, утвержденные Приказом от 30 января 2008 г. N 43н.

Согласно п. 2 Правил финансирования финансированию за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат в том числе расходы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.

Финансирование предупредительных мер осуществлялось страхователем соответственно суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС в текущем календарном году. Размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не мог превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предыдущий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Для получения возмещения учреждение должно было представить в отделение ФСС в срок до 1 августа:

  • план финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний;
  • план мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • копию акта о результатах проверки государственной инспекцией труда, в котором должны быть рекомендации провести аттестацию рабочих мест и (или) снизить уровень запыленности и загазованности воздуха;
  • копию договора с аккредитованной организацией на проведение работ по аттестации рабочих мест;
  • калькуляцию стоимости работ;
  • копию аттестата аккредитации с областью аккредитации;
  • копии документов по результатам аттестации рабочих мест;
  • копии документов, подтверждающих приобретение оборудования, проведение работ по снижению уровня запыленности и загазованности воздуха рабочих мест;
  • документы аккредитованной организации о результатах повторных измерений запыленности и загазованности.

Возмещение выплачивалось в пределах ассигнований, выделенных ФСС региональным фондам.

Необходимо было учитывать что финансирование аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда могло быть осуществлено за счет (20%) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, организация, которая провела аттестацию рабочих мест по условиям труда, могла рассчитывать на получение скидки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний (необходимые основания).

По результатам работ, можно было обосновать:

  • Льготы и компенсации, полагающиеся работникам за вредные условия труда;
  • Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;
  • Доплаты за вредные условия труда;
  • Выдачу молока или других равноценных продуктов;
  • Льготное пенсионное обеспечение.

Здравствуйте! В этой статье мы рассмотрим процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что такое аттестация, каков порядок и этапы ее проведения;
  2. Каковы сроки проведения и срок действия;
  3. Что нового принято в 2019 году;
  4. Где могут пригодиться результаты исследования и какие фирмы занимаются этим.

Аттестация, что это

Это понятие из раздела трудового законодательства. Обозначает выявление соответствия окружающей среды и других факторов на месте работы человека, нормативам охраны труда, на предмет вредных и опасных показателей.

При обнаружении этих факторов, работодатель обязан разработать алгоритм действий по приближению условий труда в соответствии с этими нормами.

Фраза «аттестация рабочих мест» активно использовалась до 2013 г., уже в 2014 г. на смену пришло определение «специальная оценка».

Само понятие и правила ее проведения подкреплены ФЗ № 426 от 28 декабря 2013 г. Главным в этом действии является комплекс приемов по обнаружению и оценке вредности и опасности показателей производства и степени влияния их на здоровье человека.

Для чего нужнааттестация и нужна ли вообще? Эта процедура проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.

Такое разделение в жизни многих работников играет большую роль. Сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.

Аттестацияпозволяет дать полную оценку каждому рабочему месту с нескольких сторон, ее цели:

  1. Оценить степень и уровень того, как влияют факторы производственной среды на человека.
  2. Выявить тяжесть и напряженность отдельных циклов производства на состояние здоровья сотрудника.
  3. Определить уровень травматизма и его безопасность.
  4. Определить обеспеченность каждого наемного сотрудника спецодеждой, на опасных для жизни работах.

Итогом такой оценки является заполнение аттестационной карты, которая ложится в основу разработки мер по снижению травматизма на предприятии.

Кто подвергается спецоценке условий труда

Специальная аттестация рабочих мест распространяется на все категории работодателей.

К ним можно отнести:

  • независимо от вида собственности;
  • Коммерческие фирмы;
  • Бюджетные учреждения;
  • , имеющие в штате хотя бы одного работника.

Не подвергаются такой процедуре лишь ИП, не имеющие работников, а также физлица, которые имеют вольнонаемную силу, но не оформляют их должным образом.

Оплата специалистам, проводящим аттестацию, производится только со счетов предприятий и учреждений, подвергшимся такой проверке, что оговорено в Трудовом Кодексе, ст. 212.

Порядок аттестации рабочих мест

Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:

  1. Проводится только за счет средств работодателя. Такое под силу крупным предприятиям.
  2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.
  3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.

Все перечисленные работы регламентированы «Положением о правилах проведения аттестации», принятым Министерством труда и соц. развития РФ и вступившим в действие 01.07.1997. Поправки внесены лишь 01.09.2008.

Весь процесс спецоценки можно представить несколькими этапами:

  1. Подготовка к проведению оценивающих работ.
  2. Основной, который заключается в самой проверке.
  3. Заключительный, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований
  4. Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.
  5. Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Подготовка

Начальник учреждения, которое подвергается спецоценке рабочих, назначает своего сотрудника в качестве председателя комиссии. Он, в свою очередь, подбирает себе команду. В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).

В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:

  • Инженер по ОТ;
  • Сотрудник кадровой службы;
  • Механик;
  • Электрик или энергетик;
  • Бухгалтер по начислению зарплаты;
  • Мед. работник;
  • Член профсоюзной организации;
  • Технолог.

Количество человек может определяться индивидуально, такое правило не оговорено в нормативных актах по оценке условий.

Такой состав может наблюдаться в малочисленных учреждениях, а в крупных компаниях подобные комиссии должны присутствовать во всех отдельных подразделениях с центральной комиссией во главе.

Каждый список сотрудников по аттестации рабочих мест утверждается приказомпо основной деятельности, с указанием Ф.И.О., должности председателя и членов комиссии, а также сроков проведения проверки.

Все представители проходят обучение. Для этого председатель должен пригласить специалиста региональной организации по ОТ, для проведения методических уроков. Семинар может продолжаться в течение двух дней.

Следующим действием со стороны комиссии является разработка графика мероприятий. На данном этапе происходит определение сроков и этапов проведения аттестации с указанием уполномоченных лиц.

Далее, определяется перечень рабочих мест, которые подвергаются оценке, с указанием вредных и опасных факторов для основных измерений. При составлении реестра работники опираются на и «Общий классификатор профессий», и выявляют виды работ, которые более всего подвержены негативному воздействию факторов.

В основном ссылаются на жалобы работников, например, отсутствие вентиляции воздуха в помещении, вибрацию, сильный шум.

Документальное оформление перечня представляется в виде таблицы и играет важную роль в общей процедуре аттестации, так как он задает объем всей аттестационной работы.

И последним шагом этого этапа является сбор и систематизация полной информации о каждом рабочем месте, его факторах окружающей среды, а также подготовка нормативной базы, регламентирующей спецоценку на показатели опасности травмирования человека и обеспечение его средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Основной этап

Аттестация направлена на выявление соответствия факторов работы государственным нормам ОТ по ряду направлений:

  • Соответствие гигиеническим нормам;
  • Опасность получения травмы на рабочем месте;
  • Наличие у работников защитной одежды, рукавиц, сапог, респираторов, очков;
  • Комплексная оценка всех условий.

Оценка, согласно гигиеническим критериям, учитывает все опасные и вредные факторы, степень тяжести, напряженности. Также это могут быть биологические, физические, химические факторы. Она проводится специальными измерительными средствами. Итоги, выявленные в результате измерений, оформляются протоколом.

Протокол включает в себя следующие данные:

  1. Дата осуществления измерений.
  2. Указание подразделения, подвергающегося оценке.
  3. Название приборов измерений.
  4. Наименование фактора, подвергающегося измерению.
  5. Чертеж помещения в котором брали замеры с указанием точного места.
  6. Стандартное значение измеряемого фактора для дальнейшего сравнения.
  7. Автограф ответственного лица за измерение.
  8. Печать и подписи работников сторонней организации, если таковая привлечена.

Измерительными приборами владеют только специализированные фирмы, а травмоопасность проверяется специалистами собственной комиссии.

При оценке травматизма проверяются мощности, станки, приспособления к ним и рабочие инструменты, спецодежда, своевременность проведение инструктажа, а также их соответствие нормативно-правовым стандартам и наличие сертификатов безопасности на автоматизированные механизмы.

При оценке СИЗ проверяется правильность и полная обеспеченность ими работников на каждом рабочем месте. Перед проведением оценки наличия СИЗ, комиссия должна изучить и составить протоколы по вышеперечисленным этапам, чтобы определить какие средства необходимо иметь на предприятии и имеются ли они в полной мере.

Выходные итоги оценки рабочих мест должны быть запротоколированы. На базе полученных данных, и сопоставления их с нормативами, определяется класс, подкласс сложности нахождения на рабочем месте, класс опасности, и соответствие места работы стандартам безопасности.

Все итоги исследований записываются в специальной карте, на основе которой разрабатывается план действий по улучшению климата на рабочем месте.

Аттестационная карта

Карта – это итоговый документ, который подтверждает фактическое положение на каждом аттестуемом участке, действующие льготы и компенсации занятых людей, нормы выдачи СИЗ, ряд мер по устранению или минимизированию нежелательных показателей работы.

С помощью оценочного документа выявляются места, которые не прошли оценку, то есть не соответствуют нормам безопасности, определяется перечень плохих показателей на производстве, которые в дальнейшем используются при оформлении на должность, с целью довести до человека условия будущей работы.

Заключительный

Предполагает подготовку выходных документов:

  1. Реестр рабочих мест с результатами проверки отдельно по структурным единицам и в комплексе, с указанием численности работающих и обеспеченности их спецодеждой.
  2. Протоколы соответствия различным требованиям ОТ.
  3. План работ по устранению выявленных нарушений.

Все документы должны быть подписаны членами комиссии и председателем. Результаты аттестации должны быть освещены всему коллективу, с оглаской сроков выполнения. Результаты такой проверки хранятся в течение 45 лет и являются бланками строгой отчетности.

Какие работы должны аттестовываться

Обязательную оценку проводят на соответствие нормам безопасности при использовании ручных механизмов, автоматизированных устройств и оборудования, которые могут подвергаться вредным и опасным факторам.

Такие критерии не относятся к специальной оценке условий труда, она не имеет ограничений. То есть она проводиться независимо от вышеперечисленных показателей.

До 2014 года дистанционные работники или надомники подвергались аттестации. И что касаемо офисных работников. На сегодня законом 426 предусмотрена оценка трудового места офисного работника на общих основаниях.

Сроки аттестации

По правилам обязательной аттестации, проверку на принадлежность условий труда нормативам безопасности проводят раз в 5 лет. Но бывают случаи, когда грядет внеплановая проверка, которая может быть проведена раньше срока.

  1. Внеплановая переоценка может быть связана с вводом в эксплуатацию новых мощностей на производстве, что приводит к привлечению новой рабочей силы, изменению технологии производства и появлению новых рабочих факторов.
  2. Еще одним моментом для внеплановой проверки может послужить наступление несчастного случая или профессионального заболевания, которые получены при наличии вредных и опасных факторов.
  3. По требованию инспекции по труду.
  4. По просьбе работников и представителей профсоюза организации.

В общем, срок действия аттестации в среднем равен пяти годам.

Новшества в 2019 году

Радикальные изменения произошли в 2014 году. Согласно закону поменялось название процедуры. Ранее аттестация рабочих мест, ныне используется понятие специальная оценка условий труда.

С 2015 года всех работодателей обязали отчитываться по спецоценке в органы ФСС, для присвоения класса условий, что необходимо для сдачи отчетности в органы ПФР.

Те организации, которые прошли аттестацию ранее 2017 года, должны переаттестоваться вплоть до 31 декабря 2018 года.

Согласно письму Министерства труда Российской Федерации такая аттестация должна считаться недействительной и в настоящее время пройти нужно специальную оценку условий труда на соответствие нормативам гигиены и травмобезопасности.

Однако, не все компании поспешили выполнить требования Федерального закона в срок. Информация о нарушителях в настоящее время обобщена в электронном формате и находится на аналитическом обзоре проверяющих из Прокуратуры РФ и Государственной инспекции по труду, что позволит, в дальнейшем, применить к предпринимателям штрафные санкции, не выходя на «место».

Штрафы сейчас существенные:

Если на рабочем месте произошел несчастный случай, а спецоценка не была проведена, то работодатель становится виновным и подвергается штрафу в размере до 400 000 рублей. Может наступить и более плачевный итог, это лишение свободы или назначение принудительных работ.

В любом случае, аттестация рабочих мест по условиям труда должна быть проведена.

Где используют результаты аттестации

Как уже отмечалось, результаты спецоценки с 2015 года отражаются в отчете фонда социального страхования по форме . Специалисты ФСС принимали решение поднять или сделать скидку процента по налогу на травматизм.

Данная графа, в которой отражается количество рабочих мест, прошедших проверку на вредность и опасность, до настоящего момента названа как аттестация рабочих мест организации, но это только вопрос времени, возможно, ее переименуют в специальную оценку.

Для пенсионного фонда эти результаты также играют немаловажную роль. Имеется таблица классов и подклассов условий, согласно которым на заработную плату вредников начисляются страховые взносы по доп. тарифу. Тариф может варьироваться от 0 до 8%.

Работники, по которым бухгалтера подают в ПФР поименные списки с указанием льготы на каждого сотрудника, могут выйти на пенсию раньше положенного срока.

Например , машинисты котельных (кочегары), электрогазосварщики, и другие профессии согласно аттестации рабочих мест.

Класс аттестации рабочих мест Подкласс Доп. тариф, %
Опасный 4 8
Вредный 3.4 7
3.3 6
3.2 4
3.1 2
Допустимый 2 0
Оптимальный 1 0

Согласно установленным разрядам, работодатель обязан проводить регулярные медосмотры своих рабочих, улучшать качество их работы, внедряя новые СИЗ, обеспечивать их льготами.

Организации, имеющие лицензию на проведение аттестации рабочих мест

В России в каждом регионе действуют организации, которые специализируются на проведении спецоценки. Они могут провести проверку в полном объеме, а могут сделать только замеры. Кто же проводит аттестацию рабочих мест в России?

Например, в Москве и Московской области таких фирм насчитывается около 94-х.

Среди них можно выделить самые востребованные:

  • АТОН ЭКО-безопасность и охрана труда;
  • СОКРОН;
  • Служба аттестации рабочих мест и охраны труда;
  • ООО «Технометр».

И это еще не весь список. Наиболее оптимальными условиями располагает самая распространенная на рынке подобных услуг фирма ООО «Главпромэкспертиза». Зарекомендовала себя не только в Московской области, но и в других регионах страны. Деятельность осуществляется на протяжении 15 лет. Главным преимуществом является низкая цена аттестации рабочих мест, новейшее измерительное оборудование, квалифицированные специалисты в своей области, имеющие высшее образование.

Компания «Мэрцис» производит весь ряд услуг, по оценке труда. Способны проводить микробиологические испытания. Низкие цены и постоянная система скидок на услуги привлекает организации все больше и больше. Обслуживает город Санкт-Петербург и близлежащие регионы.

ООО «АКЦОТ» эта фирма зарекомендовала себя на рынке услуг по оценке труда в Алтайском крае. Очень востребованная фирма, осуществляет гибкий подход к каждой организации, то есть может подстроиться к любым условиям проведения аттестации, проведет оценку в кратчайшие сроки с минимальной документальной волокитой.

Чтобы выбрать наиболее подходящую компанию, нужно детально изучить полную информацию о фирме, отзывы, удостоверяющие документы.

Аттестация рабочих мест – это комплекс мероприятий, которые проводятся специализированной компанией с целью проконтролировать состояние рабочих мест на предприятии. Новый порядок контроля принят в 2011 г. Изменения коснулись перечня компаний, подлежащих оценке: если ранее ей подвергались только предприятия, априори имеющие вредные условия, то сегодня аттестация рабочих мест положено проводить офисным компаниям, образовательным и детским учреждениям, которых раньше аттестация не касалась.

Зачем нужна аттестация?

(АРМ) необходима, в первую очередь, потому что эта процедура установлена законодательно. Во-вторых, она нужна работодателю, как ответственному лицу, отвечающему за соблюдение норм содержания рабочих мест в надлежащем порядке и здоровье работников. Необходимость проведения АРМ основана на требованиях к руководству предприятий:

  • выполнять закон;
  • контролировать условия труда;
  • обосновать предоставление льгот персоналу, занятому на вредном производстве и назначения льготных пенсий работникам;
  • избежать необоснованных финансовых затрат на охрану труда;
  • исключить претензии со стороны контролирующих органов о несоответствующем состоянии рабочих мест.

Аттестационные мероприятия позволяют работодателю улучшить условия работы трудового коллектива и сэкономить денежные средства. Информация по результатам оценки отражается в картах АРМ. Сведения о состоянии РМ могут стать основанием для ФСС уменьшить размер взноса работодателя на социальное страхование.

Положительные результаты аттестации становятся основанием для предоставления скидок по взносам в ПФР. Их размер будет зависеть от того, какой класс присваивается рабочему месту.

Законодательная база

Порядок контроля состояния РМ изложен в законодательных актах РФ:

  • ФЗ No 426
  • Приказ Минтруда No 33н

Проверка состояния условий труда в любой организации на наличие отклонений от норм закона значительно добавляет хлопот руководителю, но именно он должен быть заинтересован в комплексном проведении АРМ и ее положительном исходе, так как преимуществ от этого значительно больше, чем проблем.

Периодичность проведения АРМ

Состояние условий труда на рабочих местах должно контролироваться каждые 5 лет . С момента выхода приказа об окончании и итогах очередной аттестации начинается отсчет следующего периода.

Если на предприятии произошли изменения, то АРМ производится досрочно. Аттестацию необходимо организовать и провести в течение 60 дней после того, как руководитель ставит в известность трудовую инспекцию о таких моментах:

Внеочередную оценку могут инициировать государственные органы, осуществляющие надзор за состоянием ОТ, если ими выявлены нарушения ее проведения, или не соблюдаются сроки.

Порядок проведения

Аттестация рабочих мест проводится в определенной последовательности.

Этапы АРМ :

  1. Определение рабочих мест для оценки. Образец перечня РМ, которые подлежат аттестации, Вы можете скачать .
  2. Выбор аттестующей компании и заключение договора на проведение работ.
  3. Издание локального акта о проведении аттестации.
  4. Ознакомление персонала с приказом.
  5. Проведение АРМ.
  6. Оформление документации: протоколов проведенных исследований, карт АРМ.
  7. Составление перечня мероприятий по улучшению условий труда.

Дальнейшие действия руководство организации осуществляет согласно плану.

Все работники, подлежащие аттестации, должны ознакомиться с приказом руководителя о проведении АРМ и подписать его.

За месяц до начала аттестации руководство утверждает график контроля и доводит его до сведения трудового коллектива.

При оформлении трудового договора в него рекомендуется включать пункт об аттестации – это обязательное требование к его содержанию. Если работник отказывается принять участие в АРМ, то этот факт становится дополнительным аргументом не в его пользу: работодатель может отказать в приеме на работу.

Приказ об аттестации

Первичный документ, который издается на предприятии на период прохождения АРМ – приказ. Законодательством не предусмотрен стандартный формат данного локального акта, каждое предприятие оформляет его по своей форме, на собственном фирменном бланке. Основные пункты :

  1. Шапка: название компании, ФИО учредителя.
  2. Дата издания, населенный пункт.
  3. Название приказа.
  4. Преамбула: на основании каких законодательных норм производится аттестация.
  5. Основные позиции содержания: о создании комиссии, о распределении обязанностей внутри нее, о сроках и времени аттестационного периода.
  6. Перечень рабочих мест, подлежащих оценке.
  7. Категории работников, которые освобождаются от аттестации с указанием причин и ссылкой на законодательные акты.
  8. Подпись работодателя.

Работодатель обязан ознакомить персонал с критериями оценок, описанием системы оценивания соответствия работников занимаемым должностям по итогам прохождения АРМ. Этот пункт может быть включен в приказ или присоединен к нему как отдельное приложение.

Кто проводит аттестацию?

Для проведения АРМ создается комиссия. В ее состав входят работники специального аттестующего органа, у которого имеется свидетельство об аккредитации на этот вид деятельности. Работодатель выбирает самостоятельно организацию, заключает с ней договор на оказание услуг, оплачивает их.

В функции работодателя входит организовать процесс в соответствии с установленным графиком, доставить комиссию в указанное время на предприятие. Все аттестационные действия и оформление документов комиссия производит самостоятельно. В состав комиссии включается представитель профсоюзного комитета предприятия для обеспечения прав работающих.

Требования к организации , которая аттестует рабочие места:

  1. Запись о том, что оценка РМ является основным видом ее деятельности.
  2. Наличие собственной официально аккредитованной лаборатории.
  3. Наличие сертификатов у персонала о допуске к проведению оценки условий труда.
  4. Наличие в штате санитарного врача.

Рабочие места, на которых по ходу исследования были обнаружены вредные факторы, исследуются дополнительно с применением комплексных лабораторных методов. После этого им присваивается категория по состоянию: оптимальная, допустимая, вредная или опасная.

Обязательна ли аттестация рабочих мест?

АРМ 1 раз в 5 лет на любом предприятии – обязательная процедура, установленная законодательно. Это не зависит от формы его собственности и порядка налогообложения, так как при любых обстоятельствах работодатель должен гарантированно обеспечить работникам надлежащие условия труда. Процедура аттестационных действий призвана оценить, насколько они соответствуют законодательным нормам.

Комиссия оценивает РМ по критериям: уровню шума, вибрации, микроклимату, тяжести и напряженности работы, наличию ионизирующих излучений, химическим и биологическим параметрам. Все показатели оказывают воздействие на здоровье персонала, если не соблюдается норма.

Карта аттестации рабочего места

В ходе процедуры контроля рабочего места комиссией заполняется карта аттестации рабочего места. Карта АРМ – это документ, в котором отображаются данные об условиях работы и результаты проверки:

  1. Указание на РМ, которые не соответствуют нормам. Если показатели значительно отклоняются от положенных норм, то комиссия выносит решение о запрете использовать РМ. На работодателя накладывается штраф.
  2. Составление плана действий по улучшению существующих условий труда, которые направлены на устранение выявленных нарушений.
  3. Обоснование на предоставление льгот для сотрудников предприятия. Если в карте АРМ комиссия отметит, что условия труда не отвечают нормам, то она дает рекомендацию руководству назначить дополнительные выплаты или компенсации персоналу.

Контроль их выполнения возлагается на Трудовую инспекцию. Если работодатель не отреагирует на замечание в карте, то работник может обратиться туда с жалобой или с исковым заявлением в суд.

При трудоустройстве необходимо ознакомить потенциального сотрудника с содержанием карты АРМ, чтобы иметь представление о состоянии своего будущего рабочего места.

Карта хранится в компании до следующей аттестации. У службы охраны труда есть возможность отслеживать по карте, изменились ли в сторону улучшения условия труда по истечении времени. Формат документа представляет собой официальный бланк на нескольких листах.

Стоимость и сроки проведения АРМ

Стоимость АРМ не статична, она различна для разных предприятий и зависит от конкретных условий:

  • площади исследуемой территории;
  • степени вредности факторов, оказывающих негативное влияние на работников;
  • оборудования и материалов, которые использовала комиссия;
  • количества исследованных РМ;
  • их территориального расположения.

Для определения более точной цифры работодателю необходимо направить предварительно заявку в аттестующий орган с указанием необходимых параметров рабочих мест, которые планируется обследовать. Организация рассматривает заявку в течение максимум 2 дней, рассчитывает стоимость работ.

После согласования финансовых вопросов между работодателем и исполнителем заключается договор о выполнении оценки. Сроки проведения АРМ зависят от объема работ, поэтому также обговариваются сторонами индивидуально.

Кто может не проходить аттестацию?

С 01.01.14 начал действовать ФЗ No426, в котором освещаются все вопросы аттестации или, как сейчас называется процедура, – оценки условий труда. Произошли изменения, которые коснулись некоторых вопросов аттестации:

  1. Определение исполнителей оценки. Если раньше АРМ можно было произвести собственными силами, то сегодня эта обязанность возлагается на специализированные организации.
  2. Правила оценки биологических факторов. Добавилось количество критериев оценки.
  3. Ответственность за нарушение сроков оценки. Ужесточилось наказание работодателей за невыполнение законодательства.

Долгое время не был решен окончательно вопрос об отмене комплексной оценки некоторых предприятий малого и среднего бизнеса. Сторонники отмены аттестации для некоторых видов производства не нашли поддержки у законодателей, поэтому по поправкам в законе аттестацию должны проходить все. Предприятия малого бизнеса, где в работе занято одно лицо, и с ним не составляется договор найма, не проходят АРМ. Например, это касается ИП, когда владелец бизнеса сам выполняет необходимые работы.

Ответственность за не проведение аттестации

Отказ от проведения аттестации – это нарушение законодательства. В соответствии с КоАП, работодатель считается виновным, и, как должностное лицо, ответственное за вверенное ему предприятие, подвергается административному наказанию:

Наименование нарушения Штраф (руб.)
Руководитель ИП Юридическое лицо
Нарушение норм охраны труда Предупреждение / 2-5 тыс. 2-5тыс. 5-8 тыс.
Нарушение в ходе аттестации или непроведение 5-15 тыс. 5-15 тыс. 65-80 тыс.
Допуск к работе без обучения нормам охраны труда 15-25 тыс. 15-25 тыс. 100-120 тыс.
Отсутствие предметов индивидуальной защиты 25-30 тыс. 25-30 тыс. 100-120 тыс.
Повторные нарушения 35-40тыс. /

дисквалификация

на 1-3 года

35-40 тыс. / остановка деятельности (до 90 суток) 100-150 тыс. /

остановка деятельности (до 90 суток)

Аттестация рабочих мест (видео)

В этом видео рассказано об изменениях в законодательстве касательно АРМ, а также о том, кто и когда должен проводить аттестацию, какие сроки и периодичность данного мероприятия и пр.

Проверку рабочих мест осуществляют прокуратура или трудовая инспекция. Кроме денежных штрафов, проверяющие могут выдать нарушителям предписание на устранение нарушений или освободить руководителя от занимаемой должности.

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. Результаты проведенной аттестации рабочих мест признаются действительными до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно. О подробностях читайте .

Результаты аттестации рабочих мест. Так звучит одна из важных тем, которая включена в общее понятие – « » (АРМ, – ред.). Порядок проведения регулируется П . Под процессом аттестации подразумевается полный анализ существующих условий на рабочих местах. От того, насколько будет правильно организована производственная среда, зависит сохранность здоровья и жизни каждого сотрудника. Работодатели привыкли воспринимать аттестацию, как очередную головную боль. Трудоемкий процесс требует предельной внимательности, грамотной организации. Конечно, как вариант поиска легких путей, можно возложить все функции по проведению, но вот вопрос: «А будет ли показан достоверный и объективный результат в таком случае?». Ведь аттестующая организация, по своей сути, является ячейкой, которая предоставляет услуги на рынке труда и в ее интересах лежит только экономическая сторона дела. Не зная броду, не лезь в воду – так говорили наши предки. Работодатели, которые полагаются полностью на организации, не вникая в вопросы аттестации, нередко получают результаты, не соответствующие действительности. А что тогда? Проверки контролирующих органов, штрафы – это как одно отягчающее последствие. Уголовная ответственность за ненадлежащее качество организации производственного процесса, повлекшее смерть работника – это можно предупредить заранее.

АРМ стала центром внимания органов Федеральной службы по труду и занятости РФ (Роструд, – ред.). Активно практикующееся фактическое проведение, которое заключается в том, чтобы по минимуму беспокоить работодателя, от которого требуется лишь предоставление сведений об организации и быстрой оплаты, приобрело некорректные формы предоставления услуг. Дошло до того, что пакет документов готовится на основании представленных данных работодателем, даже не осуществляя инструментальные замеры производственных факторов. «Оборотные» процессы стали центром внимания контрольно-надзорных органов.

При проведении аттестации важны все составляющие: определение , объективная оценка условий труда, правильно оформленные , достоверные сведения и т.д. Эти показатели влияют на общий результат аттестации. Что он включает в себя и как он может пригодиться в дальнейшем ведении деятельности каждому работодателю?

Во-первых, результат АРМ подразумевает полученные сведения комплексной оценки всех рабочих мест предприятия. Для каждого работодателя важно, чтобы итог работы был положительным, дабы не вызывать нареканий со стороны контролирующих органов. Но судя по обстановке в организациях в целом по стране, организация труда на них оставляет желать лучшего. Аттестация была введена для оптимизации условий труда рабочего процесса в 80-х годах XX века, но статистика несчастных случаев, травм, профзаболеваний не говорит о кардинальном уменьшении подобных ситуаций. Поэтому необходимо было сделать процесс более структурированным и требовательным по отношению к работодателю. Важен не просто результат проведения аттестации по факту, важно – качество. Полученные результаты аттестации оформляются в виде отчета, который содержит следующий перечень документов:

  • перечень рабочих мест, которые подлежат аттестации;
  • сводная ведомость результатов АРМ;
  • сводная таблица классов условий труда;
  • план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
  • протокол заседания аттестационной комиссии по результатам АРМ по условиям труда;
  • заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
  • предписания должностных лиц о выявленных нарушениях (при наличии);
  • итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации;
  • сведения об аттестующей организации;
  • приказ о завершении аттестации.

Пакет документов формирует аттестационная комиссия, после чего отдает для ознакомления работодателю. При согласии с результатами он утверждает на предприятии и отчет об аттестации. В свою очередь, работодатель имеет полное право передать пакет документов на государственную экспертизу. Чаще всего это делается для того, чтобы удостовериться – не зря ли он заплатил деньги аттестующей организации и соответствуют ли результаты законодательным требованиям охраны труда. Экспертизу условий труда осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, ведающие вопросами охраны труда. Услуга предоставляется для всех работодателей бесплатно сроком не более одного месяца. выявляется путем анализа представленных документов. При положительном решении выдается заключение государственной экспертизы условий труда по качеству проведения АРМ. Если в ходе проверки выявляются нарушения, работодатель получит решение, согласно которому он должен будет незамедлительно исправить несоответствия. По словам начальника отдела социального партнерства, оплаты и охраны труда Государственного комитета по труду и занятости Республики Мордовия Дениса Фролова, в государственной экспертизе, как правило, заинтересованы 70% работодателей от общего числа проводящих аттестацию, потому как при любых видах проверки вышестоящих инстанций (государственная инспекция по труду, Роспотребнадзор) будут запрашиваться, в первую очередь, материалы аттестации. Если в ходе проверок выявится, что проведенный контроль показывает результаты, которые прямо противоположны результатам аттестации, работодатель облагается штрафными санкциями. Не стоит забывать и об уголовной ответственности при несчастных случаях на производстве. Подробнее с видами взысканий и мерами ответственности, Вы можете ознакомиться в материале: « ». Результаты государственной экспертизы являются действительными в течение действующего периода аттестации – пяти лет.

При положительной госэкпертизе, работодатель может с уверенностью отчитываться в органы государственной инспекции по труду, в которую необходимо предоставлять сводную ведомость по результатам аттестации и сведения об аттестующей организации в течение 10 дней с момента издания приказа о завершении . Итоговое решение ГИТ очень важно для дальнейшего ведения деятельности работодателя. Инспектор по труду проводит анализ результатов в соответствии с Приказом Роструда от 31 августа 2011 г. № 193. Он проводит документарную проверку сведений. Если в результатах отражены рабочие места с вредными и опасными условиями труда, он принимает решение о с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, о которой работодатель должен быть предупрежден уполномоченным должностным лицом не менее, чем за 24 часа до приезда инспектора. Также органы госинспекции по труду могут проводить плановую проверку один раз в три года для того, чтобы проследить за тем, как осуществляются требования законодательства о труде, исправлены ли нарушения в соответствии с планом мероприятий, разработанным членами аттестационной комиссии .

Аттестация может использоваться работодателем в следующих целях: