Развитие творческого воображения в рисовании презентация. Презентация «Развитие творческого воображения на уроках изобразительной деятельности». Игры на развитие диалектичности мышления


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК») ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста Выполнила студентка группы ДЗ-5.2 Сахарова Ольга Николаевна Руководитель Пономарева Алла Анатольевна http://linda6035.ucoz.ru/

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность темы исследования Таким образом, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, в ней наиболее полно проявляются разные стороны развития ребенка. Практический аспект реализации изобразительных способностей детей дошкольного возраста остаётся недостаточно раскрытым, поскольку в теории и практике наименее изучены вопросы по развитию творческого воображения дошкольников. http://linda6035.ucoz.ru/

3 слайд

Описание слайда:

Состоит в выявлении педагогических условий, способствующих формированию творческого воображения младших дошкольников в процессе развития детского изобразительного творчества посредством нетрадиционных техник рисования. Выявление педагогических условий, которые стимулируют формирование умений, навыков, способностей у детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. Проблема исследования Цель исследования http://linda6035.ucoz.ru/

4 слайд

Описание слайда:

Процесс развития творческого воображения дошкольников на занятиях по художественному творчеству. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения младших дошкольников; содержание и методика обучения нетрадиционным техникам рисования. Объект исследования Предмет исследования http://linda6035.ucoz.ru/

5 слайд

Описание слайда:

Гипотеза исследования Развитие творческого воображения детей младшего дошкольного возраста в процессе обучения художественному творчеству будет более эффективным, если: http://linda6035.ucoz.ru/

6 слайд

Описание слайда:

Задачи исследования Изучить этапы формирования творческой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Изучить особенности развития творческих способностей младших дошкольников в процессе приобщения к художественному творчеству. Определить значение занятий по художественному творчеству (рисование) для развития творческого воображения детей. Рассмотреть формы, методы и приемы обучения детей нетрадиционным техникам рисования. Подобрать и апробировать систему занятий по рисованию, направленную на развитие творческого воображения детей в младшей группе. Проанализировать результаты исследовательской деятельности по данной теме. Определить выводы по данной работе. http://linda6035.ucoz.ru/

7 слайд

Описание слайда:

Методологической основой исследования являются основные положения в области педагогики, психологии, эстетики. наблюдение теоретические изучения педагогического опыта качественный и количественный анализ результатов исследования Методы исследования http://linda6035.ucoz.ru/

8 слайд

Описание слайда:

Заключается в анализе теоретических, методических и технических основ изучения художественного творчества (рисования) и его значения в развитии творческого воображения у младших дошкольников. Заключается в том, что занятия по художественному творчеству с использованием различных техник рисования, могут найти применение в методической и практической работе педагогов дошкольных учреждений, материалы исследования могут быть использованы при разработке различных программных проектов, направленных на творческое развитие ребенка в дошкольном учреждении. Теоретическая значимость исследования Практическая значимость исследования http://linda6035.ucoz.ru/

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Глава I. Теоретические основы развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования 1.1.Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте 1.2. Формирование детского художественного творчества 1.3. Понятие о технике рисунка 1.4. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников 1.5. Классификация нетрадиционных техник рисования и методы их использования на занятиях по художественному творчеству Выводы по главе I http://linda6035.ucoz.ru/

11 слайд

Описание слайда:

Воображение считается одним из самых ярких психических явлений. Оно очень тесно связано с творчеством. Так Рубинштейн С. Л. отмечает, что воображение формируется в процессе творческой деятельности. Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте http://linda6035.ucoz.ru/

12 слайд

Описание слайда:

В работах Выготского Л.С. раскрыты основополагающие характеристики воображения вообще и детского в частности. Он отмечал яркость, свежесть, эмоциональную насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребёнка к продуктам своего воображения. http://linda6035.ucoz.ru/

13 слайд

Описание слайда:

По мнению М. В. Осориной «через фантазию ребёнок развивается умственно, эмоционально, социально. Он открывает «новые миры» как в окружающей среде, так и в своей душе, а также получает впечатления, которые порой определяют направление всей его жизни». http://linda6035.ucoz.ru/

14 слайд

Описание слайда:

Ю. Б. Гиппенрейтер отмечает, что «воображение ребёнка совершает огромную и сложную работу по освоению мира, осознанию себя, овладению своими эмоциями, пониманию других. Это настоящий душевный труд, который неизбежно проделывают дети, входя в нормальную жизнь, это и настоящее душевное творчество, которым особенно наделены дети». http://linda6035.ucoz.ru/

15 слайд

Описание слайда:

У ребёнка развивается умение действовать в образном плане Ребёнок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Происходит становление словесных форм воображения. Ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. 1 этап (до 3 лет) 2 этап (3 года) 3 этап (4-5 лет) 4 этап (6-7 лет) Возрастные периоды развития воображения дошкольников http://linda6035.ucoz.ru/

16 слайд

Описание слайда:

игровая трудовая познавательное развитие нравственное воспитание социально-коммуникативное развитие художественное творчество Для развития творческого воображения необходима особая организация основных видов детской деятельности http://linda6035.ucoz.ru/

17 слайд

Описание слайда:

Детское художественное творчество – один из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. http://linda6035.ucoz.ru/

18 слайд

Описание слайда:

информационно-рецептивный репродуктивный исследовательский эвристический Методы обучения дошкольников на занятиях по художественному творчеству http://linda6035.ucoz.ru/

19 слайд

Описание слайда:

Изобразительная деятельность ребёнка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения им способами изображения, которые могут быть определены как техника рисования. http://linda6035.ucoz.ru/

20 слайд

Описание слайда:

Понятие о технике рисунка Техника - совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых создаётся художественный образ. сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребёнку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов. гуашь акварель пастель соус сангина уголь карандаш фломастер Нетрадиционные техники рисования Классические техники рисования http://linda6035.ucoz.ru/

21 слайд

Описание слайда:

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческого воображения Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается как эффект игровой манипуляции. http://linda6035.ucoz.ru/

22 слайд

Описание слайда:

Основные принципы при подборе и организации занятий по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования Свобода выбора ребенком изобразительного материала. Неограниченность временными рамками. Положительное принятие результата работы. http://linda6035.ucoz.ru/

23 слайд

Описание слайда:

Умственное развитие Нравственное развитие Развитие мелкой моторики Эмоциональное развитие Творческое развитие Познавательное развитие Трудовое развитие Эстетическое воспитание Нетрадиционные техники рисования, как средство всестороннего развития дошкольников http://linda6035.ucoz.ru/

24 слайд

Описание слайда:

Классификация нетрадиционных техник рисования Казаковой Р.Г. изучено и освоено более 300 различных техник, ранее не используемых в работе с детьми, разработано программно-методическое содержание для детской студии http://linda6035.ucoz.ru/

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Выводы по главе I Оригинальность нетрадиционного рисования заключается в простоте и доступности создания образа, возможности использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Что, в свою очередь, способствует самостоятельному поиску новых решений в создании различных цветовых и тоновых композиций, развитию психических функций, в частности воображения, нестандартному мышлению, созданию наиболее ярких образов, отражающих прежде всего внутреннее состояние ребёнка, и, как следствие, поиску своего, отличного от других, особенного творческого пути. http://linda6035.ucoz.ru/

31 слайд

Описание слайда:

Глава II. Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста на занятиях по художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования 2.1. Особенности обучения детей младшего дошкольного возраста на занятиях по художественному творчеству 2.2. Исследовательская деятельность по выявлению навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста Выводы по главе II http://linda6035.ucoz.ru/

32 слайд

Описание слайда:

Особенности обучения детей младшего дошкольного возраста на занятиях по художественному творчеству При постановке задач обучения рисованию учитывается, что у детей трёхлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения руки. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей. Задачи обучения рисованию детей младшей группы Образовательные Развивающие Воспитательные http://linda6035.ucoz.ru/

33 слайд

Описание слайда:

Образовательные задачи познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами и техниками, доступными в этом возрасте учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой показать выразительные возможности цвета преобразовывать каракули, создавая образ наносить точки одинаковые и разные по форме, используя разную степень их группировки учить выделять при восприятии и рисовании знакомые геометрические формы в предметах передавать ритм пятен, мазков, штрихов, точек http://linda6035.ucoz.ru/

34 слайд

Описание слайда:

Развивающие задачи формировать умение пользоваться изобразительными материалами смешивать цвета разными способами развивать формообразующие движения формировать чувство цвета, формы, элементарные композиционные умения развивать наглядно-образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания абстрактных композиций развивать наглядно-действенное мышление в процессе изобразительных поисков для получения образа расширять словарь ребёнка специальными понятиями развивать память, воображение http://linda6035.ucoz.ru/

35 слайд

Описание слайда:

Воспитательные задачи стимулировать интерес к занятию рисованием воспитывать эстетический вкус при работе с цветом воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога http://linda6035.ucoz.ru/

36 слайд

Описание слайда:

Исследовательская деятельность по выявлению навыков рисования у детей младшего дошкольного возраста В процессе экспериментальной деятельности нами был спланирован и осуществлен педагогический эксперимент на базе МБДОУ детского сада «Жемчужинка» г. Волгодонска, участниками которого являлись дети младшего дошкольного возраста в количестве 12 человек, из них 8 мальчиков и 4 девочки, которые имеют разный уровень общего развития. Констатирующий Формирующий Контрольный. ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА http://linda6035.ucoz.ru/

37 слайд

Описание слайда:

Констатирующий этап эксперимента диагностика исходного уровня развития творческого воображения, способности создавать оригинальные образы у детей младшего дошкольного возраста. Цель Задачи Выявить уровень заинтересованности изобразительным творчеством у детей младшего дошкольного возраста Выявить уровень знаний, умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста. Определить творческие проявления в процессе художественного творчества (рисования) у детей младшего дошкольного возраста. http://linda6035.ucoz.ru/

38 слайд

Описание слайда:

Диагностика уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков Дети затрудняются передавать образы предметов, явлений. Объем знаний об искусстве очень мал. Практические умения не сформированы, слабое владение техническими навыками. В изобразительной деятельности отмечается стереотипность образов. Дети достаточно самостоятельны при выборе средств выразительности. Объем знаний об изобразительном искусстве тоже недостаточно полный, хотя дети освоили практические умения, владеют техническими навыками. Дети способны создавать художественные образы, используя различные средства выразительности. У них имеется достаточный объем знаний о видах изобразительного искусства, сформирован интерес к творческой деятельности. Дети имеют практические умения, свободно владеют техническими навыками. Высокий уровень (3 балла) Средний уровень (2 балла) Низкий уровень (1 балл) http://linda6035.ucoz.ru/

39 слайд

Описание слайда:

Цель: исследование навыков рисования, умения держать карандаш. Цель: исследование фантазии, образного мышления, стимулирование творческих способностей. Цель: исследование умения видеть в линиях и их пересечениях предметы; формирование интереса к рисованию. Цель: исследование умения определять предметы заданной формы; исследование формообразующих движений. Цель: исследование умения использовать в рисунке нужный цвет. Комплекс методик по исследованию изобразительных навыков Методика №1 Методика №5 Методика №4 Методика №3 Методика №2 http://linda6035.ucoz.ru/

40 слайд

Описание слайда:

Уровни развития творческого воображения детей младшего дошкольного возраста. Констатирующий этап эксперимента № Ф. И. ребенка Методика 1 Исследование навыков держать карандаш Методика 2 Тест: «Раскрась фрукты и овощи в нужный цвет» Методика 3 Тест: «Неоконченный рисунок» Методика 4 Тест: «Каляки-маляки» Методика 5 Тест: «На что похоже?» Общий результат 1 Боря Б. 2 3 2 2 3 2.4 2 Паша Г. 2 3 2 2 2 2.2 3 МатвейК. 1 1 2 1 1 1.2 4 Рома К. 2 3 2 2 2 2.2 5 Маша М. 1 1 2 1 1 1.2 6 ВаняП. 2 3 2 2 3 2.4 7 Даша П. 2 2 1 1 2 1.6 8 Таня П. 1 2 2 1 2 1.6 9 МиронС. 1 2 1 1 2 1.4 10 Сеня Ф. 1 1 1 1 1 1 11 СашаЯ. 2 3 3 2 2 2.4 12 АринаЯ. 1 2 1 1 2 1.4 http://linda6035.ucoz.ru/

41 слайд

Описание слайда:

Диаграмма уровня развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста Констатирующий этап эксперимента http://linda6035.ucoz.ru/

42 слайд

Описание слайда:

Формирующий этап эксперимента Формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления детей в процессе дорисовывания цветовых пятен и составления композиции посредством предложенной системы занятий. Цель Продолжить дальнейший поиск оптимальных путей и методов развития изобразительной грамотности. Разработать систему занятий, способствующих развитию способности рисования у детей младшего дошкольного возраста с помощью техник нетрадиционного рисования. Формировать умение создавать и воплощать замыслы. Освоить с дошкольниками специфические выразительные средства изобразительной деятельности. Продолжать формировать ручную умелость, позволяющую передавать богатое содержание рисунка. Задачи http://linda6035.ucoz.ru/

43 слайд

Описание слайда:

Тематическое планирование кружка по развитию творческого воображения в младшей группе № занятия Темазанятия Задачи образовательной деятельности 1 «Веточка рябины» Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (техника рисования пальчиком). Показать приём получения точек. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию 2 «Первые снежинки» Упражнять в рисовании ватными палочками. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. 3 «Зима пришла» Знакомить с техникой рисования поролоном. Упражнять в нанесении рисунка по всей поверхности листа: снежинки в воздухе и на веточках дерева. Использовать для работы композицию «Веточка рябины». 4 «Маленькой ёлочке холодно зимой...» Знакомить с новым материалом - поролоновой губкой, и способом рисования - тампонирование через трафарет (снежинки на ёлке). http://linda6035.ucoz.ru/

44 слайд

Описание слайда:

5 «Праздничная ёлочка» Упражнять в рисовании ватными палочками. Учить располагать тычки в ряд, используя зрительный ориентир (дугообразные линии) - «зажжём огоньки на ёлочке». (использовать композицию «Маленькой ёлочке холодно зимой...»). 6 «Зимние узоры» Знакомить с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком. 7 «Снеговик» Упражнять в техникетычкованияжёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика). Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке).Домашнее задание:Вырезать (родители) силуэт снеговика, наклеить (совместно с родителями) на композицию «Зимние узоры». 8 «Зимнее деревце». Знакомить с техникой рисование ладошкой (крона дерева). Развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью. 9 «Птички на дереве». Обучать технике оттиск печатками из картофеля. Дополнять изображение простыми линиями с помощью фломастера. Использовать композицию «Зимнее деревце». 10 «Снегирь». Упражнять в способе рисования - тампонирование через трафарет. Учить изображать птицу снегиря, используя трафарет; веточки, используя «пальчиковую живопись». Закреплять умение работать поролоновым тампоном. http://linda6035.ucoz.ru/

45 слайд

Описание слайда:

46 слайд

Семинар «Развиваем творчество дошкольников» (воображение)

Что такое творчество?

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.

Что дает творчество человеку - ребенку?

Творчество даёт переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

«Творчество, - пишет психолог В. В. Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».

Что необходимо сделать, чтобы детское творчество развивалось?

Как вы понимаете высказывание «. так как руки, глаз, чувства и мысли у каждого свои, ни похожи ни на кого другого, то и техника творчества не может не быть индивидуальной, если не вмешать в нее постороннего, обезличивающего».

А в каком виде деятельности можно сочетать два этих направления в развитии ребенка? (продуктивная деятельность)

Как известно, основу творческого потенциала личности составляет воображение, которое «проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле всё решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» Выготский Л.С.

Необходимость развития воображения у детей подчёркивают все отечественные учёные.

Так, Е.Е. Кравцова пишет: «Не сумел ребёнок стать волшебником в детстве, не научился воображать, и начинают, как снежный ком, расти различные проблемы - беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельности и, как следствие из всего этого, психологическая неготовность к обучению в школе»

Психологи и педагоги ищут эффективные пути и средства развития творческого воображения в различных видах детской деятельности: художественной продуктивной (изобразительной, конструктивной, музыкальной, словесном творчестве), в ведущей игровой деятельности дошкольников, а также в процессе физического развития, восприятия художественных произведений, ознакомления с окружающей природой и др.

Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами.

Педагог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь(показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу)

Игры для развития творческих способностей детей.

Игры на развитие ассоциативности мышления

Игра "Что на что похоже "

3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры догова­риваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и веду­щий на­чинает: "То, что я загадал похоже на..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадав­ший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий пред­мет для ассоциации.
"Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук)

Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого набро­ска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
"Волшебные кляксы "

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа вылива­ется не­много чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разво­рачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие пред­метные изо­бражения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто на­зовёт больше всего предметов.
Игра "Словоассоциации"

Взять любое слово, например, батон. Оно ассо­цииру­ется:

Создать как можно больше ас­социа­ций по предложенной схеме.

Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на ас­фальте, ка­мушки на берегу.

Игры на развитие диалектичности мышления.

Игра "Хорошо - Плохо"

Вариант 1 . Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вы­зы­вающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положи­тельные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уко­лоться.

Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.

Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. На­пример, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъ­ективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положитель­ных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в кото­рые ста­вятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.

Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при кото­ром для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объ­ект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:

Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;

Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;

Сидеть дома - плохо, скучно;

Можно пригласить гостей - и т.д.

Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количест­венных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну кон­фету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.

Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.

Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет вы­работка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ре­бёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) тол­стый, ленивый - (?) трудолюбивый, острый - (?) тупой. Затем можно взять лю­бую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти та­кой объ­ект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На по­следнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать про­тиворе­чия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).

Системность мышления

Игра "Теремок"

Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, ка­стрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Сле­дующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если ска­жет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ре­бёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инстру­мент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

"Собери фигурки"

Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фи­гурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготав­лива­ются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сло­жить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают кар­тинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Пред­меты на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигу­рок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

"Нелепицы"

Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой кар­тинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Методика "Как спасти зайку"

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на прео­бразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция к проведению.

Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый ша­рик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчи­ком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут на­чался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

Обработка данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

Игра «Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.
Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.
Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;
Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.

ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА»
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.
«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ?» Цели. Учить выделять объект на «зашумленном» фоне.
Пособие. Картина, реальные изображения объектов картины. Назови, кого ты видишь на картине.
Ход игры По ходу называния объектов задаются уточняющие вопросы на уточнение цвета,
пространственного расположения, принадлежности и т.п.) «ПОЧЕМУ?»
Цель: развивать логическое мышление, устанавливать связи между объектами,
строить предложения несложной конструкции. «ЧТО НУЖНО?»
Цель: Развивать инициативность речи, активизировать и расширять словарный запас. В средней группе уже используем символы, знаки для составления графического плана как своеобразной зрительной опоры, отражающей последовательность рассказа.

1. Чтобы добиться высоких результатов, необходимо начинать как можно раньше - с новорожденности.

2. Стремиться наполнять окружающее ребенка пространство самыми разнообразными, новыми для ребенка предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

3. Набраться терпения, не превращать помощь в подсказку, не лишать ребенка трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но собственное открытие.

4. Заинтересовать ребенка творческой игрой, но не заставлять его играть.

5. Стараться не делать обидных замечаний, не обижать ребенка в игре.

6. Для маленьких детей надо оживить игру сказкой или рассказом.

7. Не сдерживать двигательную активность ребенка, чтобы он мог покувыркаться, попрыгать от восторга.

8. Обязательно начинать с задач посильных или с более простых их частей.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

РАЗВИВАЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ В РЕБЕНКЕ

1. Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо.

2. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.

3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.

4. Научитесь не торопиться с вынесением суждений.

5. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.

6. Подходите ко всему творчески!

Развитие творческого воображения у дошкольников

Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.

Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей. В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий. Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным - то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим - сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом. То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно - придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Как же помочь дошкольникам с ОНР развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов:

1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.

2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили.

3.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.

4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

5. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно проводить планомерно. Рекомендуется планировать их проведение еженедельно.

Игры и упражнения для развития

творческого воображения у дошкольников с ОНР

1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Цель : развитие воображения и внимания.

Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

2.Игра - упражнение «Три краски».

Цель : развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

3. Упражнение «Волшебные кляксы».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

4. Упражнение «Волшебная ниточка».

Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство

изображения неясных очертаний с реальными образами и

объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

5. Игра – «Неоконченный рисунок».

Цель:

Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

6. Упражнение «Волшебники».

Цель:

Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

7. Упражнение «Танец».

Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.). Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.)

8.Упражнение «О чем рассказала музыка».

Цель: развитие творческого воображения.

Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

9. Игра «Что это такое?»

Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

10. Игра «Камешки на берегу».

Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических

изображений.

Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути, превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур. Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

11. Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на

схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Логопед раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

12. Игра «Поможем художнику».

Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованное.

13. Игра «Волшебные картинки».

Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических

изображений отдельных деталей предметов.

Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

14.Игра «Чудесные превращения».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на

основе наглядных моделей.

Логопед раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета. Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько). Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

15. Игра «Чудесный лес».

Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их

схематического изображения.

Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Логопед предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю.

Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна» и другие

16. Игра «Перевертыши».

Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе

восприятия схематических изображений отдельных деталей этих

предметов.

Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка.Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки. Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

17. Игра «Разные сказки».

Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

18. Упражнение «Придумай свой конец сказки».

Цель: развитие творческого воображения.

Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель : развитие творческого воображения при помощи поисков

противоречий.

Воспитатель начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

20. Игра «Сказочное животное (растение)».

Цель : развитие творческого воображения.

Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

21. Упражнение «Сказка – рассказ».

Цель : развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Развитие творческого воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (презентация для родителей) Составитель: педагог дополнительного образования Сапронова Юлия Викторовна ГБДОУ 115 Невского района Санкт-Петербурга

2 Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей. Вступление

3 Что такое воображение? Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы все это является продуктом творческого воображения.

4 Для чего нужно развивать воображение? Воображение и фантазия это важнейшая сторона жизни ребёнка. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.

5 От чего зависит развитие творческого воображения творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.

6 Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование это не только забава, но и творческий труд. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

7 Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения. Период доизобразительной деятельности Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период доизобразительной деятельности.

8 От каракулей к рисунку Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

9 Роль взрослых в развитии творческого воображения у детей Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы.

10 Этапы работы с ребёнком Работу, стимулирующую творчество детей, можно проводить по трём этапам: I этап обучающий. Цель: непосредственное обучение основам изображения с помощью нетрадиционного использования традиционных материалов; освоение техники как языка художественнографических образов при использовании различных материалов.

11 2 этап работы с ребёнком II этап закрепляющий. Цель: использование приёмов работы, материалов и оборудования в соответствии с решением творческой задачи (акварель и акварельный мелок, гуашь и восковой мелок, восковой мелок и акварель и т.д.). На втором этапе задания связаны с постижением цвета, характером графической линии, освоением технических приёмов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., непосредственно связаны с композиционным решением: Передача первого и второго планов (то, что ближе больше и расположено ниже на листе бумаги, что дальше меньше и расположено выше на листе бумаги). Передача движений; Выделение главного размером и цветом; Равновесие композиции, в том числе композиционное равновесие больших декоративных пятен; Выражение характера линией и цветом.

12 При обучении взрослым следует помнить, что Верх, середина, низ модель мира Для взрослых важно понимать, что такая ленточная композиция является первой попыткой ребёнка построить систему пространственных координат, которая организует картину мира, создаваемого им на листе бумаги. В этом мире главным структурообразующим принципом является вертикаль разделение листа на верх, середину и низ. Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства, который воплощён в различных культурах в образе Мирового Древа с его кроной (верх), стволом (середина) и корнями (низ). И это также самая ранняя в онтогенезе пространственная схема, при помощи которой ребёнок пытается построить модель обитаемого мира. С учётом этих особенностей следует проводить обучение!

13 3 этап III этап самостоятельная деятельность детей в работе с художественными материалами и реализация творческих замыслов. Цель третьего этапа стимуляция творческой деятельности детей за счёт свободного выбора художественных материалов и оборудования.

14 Условия стимуляции творческого воображения Таким образом, ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются: Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий; Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности; Организация наблюдений за творческим процессом взрослых.

15 Давайте помнить о том, что Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что творцом так же, как и интеллектуалом становятся, а творческие способности не создаются, а высвобождаются как спонтанно, так и в специально организованном окружении (людей и материалов). Давайте поможем нашим детям стать истинными творцами!

16 Спасибо за внимание! Желаем успехов!


Дошкольная педагогика ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Смирнова Галина Ивановна воспитатель Удалова Ирина Петровна учитель-дефектолог МБУ ДС 120 «Сказочный» г. Тольятти, Самарская область ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Купцова Елена Александровна Воспитатель МАДОУ «Д/С 20 ОВ «Мозаика» г. Чистополь, Республика Татарстан ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад 97» муниципального образования города Братска Консультация для воспитателей «Организация изобразительной

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение Дополнительного образования города Москвы «Московский городской центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

Краткая презентация программы по ИЗО кружку «Цветные карандаши» Детское творчество - это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего

СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Дошкольный возраст период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» пгт. Троицко Печорск Принята Педагогическим советом Протокол Утверждаю Директор ЦВР А.П. Иванисик От

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 11 «Рябинушка» ПРОЕКТ «Развитие художественного творчества в условиях детского сада и семьи через нетрадиционные

Консультация для родителей «Изобразительная деятельность в семейном воспитании» Подготовила: педагог дополнительного образования Медведева Е.А. Рисование одно из любимых занятий дошкольников. Детское рисование

ОГЛАВЛЕНИЕ I. Пояснительная записка 1.1. Основные характеристики программы 1.2. Направленность образовательной программы 1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы 1.4. Отличительные

Гуляева Ольга Ильинична воспитатель МБДОУ Д/С 36 «Кэрэчээн» с. Чаранг, Республика Саха (Якутия) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в данной статье представлена проблема

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ЦРР Д/С 3 «ЗВЕЗДОЧКА» БАСУРОВА ЕЛЕНА ГЕННАДЬЕВНА Детское экспериментирование претендует на роль ведущей

Педагогическое кредо: Учитесь у всех, не подражайте никому! Становая Ирина Анатольевна Образование высшее Категория - первая Стаж работы -16лет 1 «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных изобразительных

Коробейникова Екатерина Михайловна, воспитатель МАДОУ «Детский сад 30» г. Тобольска XXI Педагогические чтения «Шаг за шагом к новым результатам: трансформация урока, проектирование среды развития, перезагрузка

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности " Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА В РАБОТАХ Л.С. ВЫГОТСКОГО Андрианова Виктория ОГБПОУ «Ивановский педагогический колледж им. Д.А. Фурманова» Иваново, Россия PROBLEMS OF PSYCHOLOGY OF CREATIVITY IN THE WORKS

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Волшебная кисточка!» Составила: воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад 9» Проект на тему: «Мы творим прекрасное» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Е.В. Горбатова Компьютер в обучении дошкольника является обогащающим и преобразующим элементом развивающей

Подшивалова Н.В. воспитатель МАДОУ УМР Упоровский д/с «Солнышко» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ Дошкольное детство является важным этапом в развитии ребёнка. Федерального государственного образовательного

Нетрадиционные техники рисования Эрик Светлана Федоровна педагог дополнительного образования Объединение «Изостудия» Изобразительная деятельность приносит детям много положительных эмоций, одновременно

Особенности организации и проведения коллективных видов деятельности по ИЗО в детском саду. «Детство важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая

Департамент культуры города Москвы Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Московский городской Центр детского творчества «Культура и Образование» Дополнительная

1. Пояснительная записка Цель программы подготовка детей к школе, развитие детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства, а именно: - Развитие логического мышления, чувства цвета, формы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Машенька» Творческий проект по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные краски» Для детей среднего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 34» общеразвивающего вида г. Славгород Алтайского края Образование: Среднее профессиональное Славгороский педагогический колледж

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 26 «Маячок» г. Воркуты (МБДОУ «Детский сад 26» г. Воркуты)

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для младшей и средней групп «Разноцветные ладошки». Пояснительная записка Рисование интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными

Пояснительная записка. Рабочая программа кружка создана на основе программы «Изобразительное искусство» разработанной под руководством Б.М.Неменского и практического опыта работы с детьми. Программа использует

Проект «Нетрадицион ные техники рисования» Выполнили: Отрадных О.В. Рыкунова И.Н. О проекте: Вид проекта: творческий, исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный (9. 01.2019 18.01.2019)

Пояснительная записка «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства

Презентация программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности «МИР КРАСОК НА ЛАДОШКЕ» Срок реализации программы: 3 года Возрастдетей:4 7лет Авторы: Козюн Маргарита Борисовна

Воронежская область, Новоусманский район, с.орлово МКДОУ Центр Развития Ребёнка Детский Сад «ОРЛЁНОК» ПРОЕКТ- мастер класс По работе с родителями на тему: нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного

ЭССЕ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ 99 ОРЛОВОЙ МАРИНЫ ИВАНОВНЫ ИНДИВИДУАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Индивидуально- образовательный

ПРОЕКТ Тема: «Монотипия. Нетрадиционная техника рисования» Исполнитель: Харченко Е.Ю. МАДОУ ДС 60 г. Благовещенск 2016 г. Монотипия. Нетрадиционная техника рисования. Монотипия - это графическая техника.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского

Негосударственное Образовательное Дошкольное Учреждение Частная школа раннего развития «Родничок», 400082, г. Волгоград ул. 50 Лет Октября,17, телефон 98-94-99, [email protected], сайт-http://detskii-centr-nodu.ru/

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 г. Татарска Тема: «Развитие творческих способностей у воспитанников на ИЗО деятельности в рамках ведения ФГОС ДО» Исполнитель:

Развитие психических процессов на занятиях по изобразительной деятельности в детском саду Презентация воспитателя МБДОУ ДСКВ 40 Крюковской г.в. Вводная часть Дети с отклонением в развитии нуждаются в особом

Аннотация к программе по тестопластике. Лепка из соленого теста - древняя забава, дошедшая сквозь века до наших дней. Может благодаря простоте и дешевизне изготовления, а может из-за пластичности материала.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2065» структурное подразделение «Детский сад 9» Отчет о работе кружка «Разноцветные ступеньки» Старшая группа. Воспитатель

Развитие пространственного мышления младших школьников Васильев Сергей Николаевич, Филинберг Ирина Николаевна, Спиглазова Надежда Ивановна Новизна и оригинальность Подтверждена патентами и свидетельствами

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» г.бирюча» Красногвардейского района Белгородской области Образовательная программа дополнительного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Родничок» с Быков, Долинский р-он, Сахалинской области. ДОКЛАД. Обобщение опыта. Тема: Формирование эстетического отношения и

Консультация для родителей. Изобразительная деятельность детей 4-5лет Изобразительная деятельность детей 4-5лет продолжает развиваться. Ребенок познает окружающий мир, приобретает опыт, формируются образные

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей 4 «Звездочка» Тематическое

АННОТАЦИЯ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР» для детей от 3 лет до 8 ет Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс Изобразительное

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1505 «Преображенская» «Утверждаю» Директор Л.А. Наумов ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

«Игры с бумагой» Мастер-класс Васильев С.Н., педагог дополнительного образования МКОУ «Специальная школа 20» Новокузнецк Спиглазова Н.И., педагог - психолог «Лицей 34» Номинанты XIV, XV, XVII Национальных

Кафедра дошкольного и начального общего образования Петухова Надежда Александровна РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Итоговая аттестационная работа «Дошкольное образование» Научный руководитель:

ГБДОУ детский сад 31 комбинированного вида Красносельского района г.санкт-петербурга Мастер-класс для родителей Разработала воспитатель Жданова Ольга Валерьевна 2012-2013 уч.год Рисование в жизни ребёнка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных

ЗАНЯТИЯ ПРЕДМЕТНЫМ РИСОВАНИЕМ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ С. Л. Уланова ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени

II межрегиональная научно-практическая конференция, V региональная научно-практическая конференция «Теория и практика реализации ФГОС в системе общего образования» Направление: Организация образовательного

Пояснительная записка В любой области человеческой деятельности ценен специалист, являющийся гармоничной личностью, который, кроме собственной профессии, знаком с богатством мировой культуры и художественными

Проектирование ООП в соответствии с ФГОС дошкольного образования ООП определяет: объём; содержание; планируемые результаты; организационно-педагогические условия. ООП направлена на создание: условий социальной

Дошкольная педагогика ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Буянова Алла Юрьевна педагог психолог Зимукова Татьяна Ивановна учитель логопед Пименова Зинаида Николаевна воспитатель МДОУ «Д/С «Рябинка» р.п. Новая Майна,