Внеклассное занятие по профориентации «Калейдоскоп профессий. Внеклассное мероприятие по профориентации "угадай профессию" Интересное мероприятие по профориентации для младших школьников
Внеклассное мероприятие на тему : «Кем быть? Каким быть?» (по профориентации, рекомендую для проведения в начальной школе).
Разработала: Капустина Л.Н.
Цели : расширить знания учащихся о профессиях; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; прививать интерес к профессиям, труду; воспитывать уважительное, доброе отношение к людям разных профессий; развивать память, внимание, речь.
Оборудование: иллюстрации с изображением людей различных профессий, карточки с заданиями, столярные инструменты, различные мелкие предметы, характеризующие принадлежность к какой – либо профессии.
Ход мероприятия.
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить.
Кто догадался, о чем сегодня на занятии пойдет речь? Да, мы будем говорить о профессиях. Вы «примерите» некоторые профессии на себя. Я предлагаю отгадать несколько загадок.
В лес идет - домой глядит, домой идет - в лес глядит. (Топор.)
Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (Топор.)
Зубастые, а не кусаются. (Грабли.)
Быстро грызет, мелко жует, сама не глотает. Что это, кто отгадает? (Пила.)
Грызть дрова - простое дело: я опилочек поела,
Сок древесный попила! Кто такая я?.. (Пила.)
Захочу, так поклонюсь, а поленюсь, так повалюсь. (Топор.)
Сам худ, а голова с пуд. (Молоток.)
У конька-горбунка деревянные бока,
У него из-под копыт стружка белая летит. (Рубанок.)
Она с винтом пустилась в пляс,
А он, кружась, в доске увяз. (Отвертка.)
Гостя примут от души:
Так обнимут - не дыши. (Тиски.)
Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней? (Врач)
Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет, а огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? (Космонавт).
Ребята, пока вы еще дети. Но уже с первого класса должны знать, что всему надо учиться. Школа учит упорству, учит учиться. Сколько живем на свете, столько и учимся. Как можно раньше вы должны знать, какие бывают профессии, стремиться получать знания, которые вам очень пригодятся в жизни. И чтобы ты не мечтал делать, нужно учиться. В нашей стране все имеют право на образование. Неважно где – в институте, техникуме – вы должны запоминать, стараться, думать, выполнять различные задания, что – то свое придумывать. Для овладения любой профессией нужно научиться ее знаниям.
Что же такое профессия? Если заглянуть в словарь Ожегова, там сказано: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».
«Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений».
Что обозначает слово «трудовая?» Верно, профессии людей связаны с их трудом.
Я предлагаю вам немного поиграть. Каждый желающий готовит пантомиму, изображающую людей, занятых каким – либо делом. По движению руг, ног, тела вы должны догадаться, каким именно делом занят человек.
Ребята, как вы считаете, сколько существует на земле профессий? (Ответы детей).
Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Сейчас мы поиграем в игру « Доскажи словечко» . Будьте внимательными…
Поезд водит … (машинист)
Пашет в поле … (тракторист)
Самолётом правит … (лётчик)
Столы делает … (столяр).
Песни нам поёт … (певец).
Торговлей занят … (продавец).
На станке ткёт ткани … (ткач).
От болезней лечит … (врач).
Лекарства выдаст нам … (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне … (пекарь).
Нам печку сложит на зиму … (печник).
На Крайнем Севере работает … (полярник).
С другого языка переведёт … (переводчик).
Исправит кран … (водопроводчик).
Часы чинит … (часовщик).
Грузит краном … (крановщик).
Хлеб убирает … (комбайнёр).
В доме свет провёл … (монтёр).
В шахте трудится … (шахтёр
В жаркой кузнице … (кузнец)
Кто всё знает – молодец!
Молодцы, ребята!
Недаром в народе говорят:
Все профессии важны, все профессии нужны!
Без работы, без любимого дела человек чувствует себя лишним. От того насколько правильно выбран жизненный путь зависит его место среди других людей, удовлетворенность работой, здоровье, счастье, радость.
В повседневной жизни мы часто не придаем значения тому, что нас окружает, считаем, что так было, есть и будет всегда. Подумайте, от кого зависит правильное питание, кто строит и ремонтирует наши дома, кто доставляет нам радость отличной одеждой, красивой мебелью, кто может отремонтировать сантехнику, бытовые приборы?
Мастера рабочих профессий помогают справиться нам с различными бытовыми трудностями.
Соберем пословицы о труде. У каждого на парте карточка с заданием.
Кто любит трудиться
Не знают скуки
Терпение и труд
Коли делать нечего
Умелые руки
Тому на месте не сидится
Скучен день до вечера
Все перетрут
Прочитайте получившиеся пословицы, объясните их смысл.
Как вы думаете, людям каких профессий необходимо трудиться? (Трудиться надо всем).
Молодцы!
Какие профессии вам известны? А почему люди выбирают ту или иную профессию?
Для каждого человека в жизни очень важно правильно выбрать профессию. Тогда человек работает с удовольствием и доставляет радость себе и окружающим людям. Но при любом выборе профессии знайте, что все они важны и нужны.
Вот вам пример: Стихотворение Л. Куклина
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
Шить платье мне не хочется.
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Сказал учитель в школе бы:
Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят.
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьёю дружною
В одной стране живём,
И каждый честно трудится
На месте на своем.
Молодцы! А сейчас игра на внимание.
Весёлая компания,
Удвой своё внимание!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись,
На крючок не попадись!
Чёрный весь, как будто грач,
С нашей крыши лезет … (трубочист)
Булки нам и калачи
Каждый день пекут … (пекари)
Варит кашу и бульон
Добрый, толстый … (повар)
Арий, опер сочинитель
Называется … (композитор)
Говорят про звуки парные
В школе нам с тобой … (учителя)
Посадил уж сотни роз
В городском саду … (садовник)
Дрессирует львов, собак
Храбрый, смелый наш … (укротитель)
Кто пасёт коров, овец?
Ну, конечно, …(пастух)
Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно, … (дворник)
Ходят по клеточкам конь и ладья –
Ход свой победный готовит … (шахматист)
Под куполом цирка в опасный полёт
Отправился смелый и сильный … (гимнаст)
Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас рассказали, какую профессию хотели бы выбрать вы. (Ответы детей)
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии слава и честь!
Дети, у вас на партах инструменты для слесарных и столярных работ. Ваше задание – отобрать инструменты, которые требуются для изготовления определенного изделия.
Молодцы!
А при выполнении следующего задания требуется смекалка и скорость. (К доске выходят по одному учащемуся и отгадывают слово, обозначающее профессию, которая зашифрована на карточке)
Сареьсл
кьрота
ашретх
пкитолн
ротялс
личьеут
(слесарь, токарь, шахтер, плотник, столяр, учитель).
Хорошо потрудились, молодцы. Ребята прочитают вам стихотворение «Как опасна лень». Послушайте.
Жил-был ленивый человек, лениво дни листая.
Не знал еще наш быстрый век подобного лентяя.
Бывало, ляжет на кровать и спит часов по двадцать:
Ему уж неохота спать, да лень, брат, просыпаться.
А если этот индивид опустит в кресло чресла,
То так весь день и просидит: лень подниматься с кресла.
А ежели, осилив лень, он встанет честь по чести,
То так и простоит, как пень, не двигаясь, на месте.
Но как-то раз, с большим трудом передвигая ноги,
Пошел лентяй погожим днем пройтись вдоль по дороге.
Он час идет, и три, и пять... Уж солнышко садится...
Лентяй уже устал шагать, да лень остановиться!
Ему бы повернуть домой, да лень шагать обратно.
И вдаль ушел он по прямой, и где он - непонятно!
Найти беднягу нелегко... И тут сказать удобно,
Что очень, очень далеко лень завести способна.
Владлен Пахнов .
Каждый человек на земле – от мала до велика – должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Каждое утро ваши мамы и папы идут на работу. Они выполняют разные дела и поручения, имеют разные профессии. Вы, ребята сидите за школьной партой. А какое ваше главное дело? (Учёба.)
Учение – тоже труд и труд непростой. Каждый из вас наверняка задумывался, кем он будет, когда вырастет. У вас ещё много времени впереди, чтобы выбрать профессию. Сегодня мы поговорили лишь о некоторых профессиях. Но уже и сейчас можно сделать вывод, что все работы хороши – выбирай на вкус! Я думаю, когда вы вырастите, то выберете ту профессию, которая вам понравится, но всегда помните, что любая профессия важна!
Наше мероприятие подошло к концу. Вы хорошо работали сегодня. Выбор будущей профессии - это очень важное дело. Много раз мы будем говорить о выборе профессии. Как сказал К.Д.Ушинский « Если вы удачно выберете профессию и вложите в нее всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Материал подготовил
педагог-психолог начальной школы
МБОУ СОШ №19 Лыско О.С.
Внеклассное занятие по профориентации
для младших школьников «Путешествие в мир профессий»
Младший школьный возраст является самым плодотворным для личностного развития ребёнка. Через игровую деятельность, происходит познание окружающего мира. В играх профориентационного содержания у ребёнка появляется возможность получить представления о себе, своих качествах, интересах и возможностях. Через игру происходит обогащение внутреннего мира ребёнка, он получает знаниями и продуктивный опыт.
Профориентационная работа в начальной школе позволяет учащимся расширить знания о мире, получить знания о профессиях, а также способствует развитию ребёнка.
Цель занятия : формирование у учащихся представления о мире современных профессий.
Задачи :
Активизировать и систематизировать уже имеющиеся знания учащихся.
Познакомить учащихся с новыми профессиями.
Через развитие речевой деятельности способствовать увеличению словарного запаса.
Развивать умения работать в группах, сотрудничать
Способствовать развитию познавательных процессов.
Воспитывать уважительное отношение к труду.
Возраст обучающихся : 3-4 классы.
Оборудование : компьютер, предметные картинки, плакаты, раздаточный материал.
Ход занятия
Организационный момент .
Доска оформлена рисунками ребят, которые они нарисовали дома на тему «Профессии моих родителей».
Ребята, кто догадался, чем мы сегодня с вами будем заниматься?
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в мир профессий. Мы постараемся разгадать секреты профессий, узнать особенности и тонкости профессий ваших родителей.
Вы готовы отправляться в путь?
2. Сообщение темы занятия и постановка цели.
Если вы согласны отправляться путь по миру профессий, то мы вами отправимся в путь. Но на пути нам будут встречаться разные задания и конкурсы. Побывав вместе с нами в путешествии вы встретитесь с разными профессиями, вспомните, что вы знаете о них, поделитесь своими знаниями с одноклассниками, а кто-то из вас может услышит и узнает что-то новое. Наше путешествие будет проходить на разных островах, где вы будете участвовать в викторинах, разгадывать загадки, рисовать и получать в конце путешествия секретный приз.
Работать мы будем в группах по 5 человек, поэтому от каждого из вас завит результат нашего путешествия.
3 . Актуализация знаний о профессиях, применение знаний при выполнении заданий, загадок, игр.
Наше путешествие начинается и первый остров, который нам встречается это остров «Собери словечко»
Учитель раздаёт конверты каждой группе учащихся с буквами, из которых нужно собрать 2 слова - название профессии.
(Повар, врач, учитель, воспитатель, водитель, писатель, военный, шахтёр, крановщик, продавец).
Дети работают в группах.
Когда задание выполнено, начинается обсуждение профессий, которые получились.
Следующий остров, который встречается на нашем пути «Остров загадок»
Учитель читает загадку, если учащиеся отгадывают правильно, то на экране компьютера появляется изображение представителя данной профессии.
Загадки:
Загадки про папины профессии
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (шофер)
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (пожарный)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)
С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает... (юрист)
На посту он в снег и в зной,
Охраняет наш покой.
Человек, присяге верный,
Называется... (военный)
Стук летит из-под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а... (машинист)
Загадки про мамины профессии
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь -
Как лечиться, знает... (врач)
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель -
Проведет урок... (учитель)
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает... (продавец)
Учит вежливости нас,
Почитает вслух рассказ.
Не учитель, не писатель.
Это няня- (воспитатель)
Вы молодцы ребята с загадками вы быстро справились!
Следующий остров нас уже ждёт и это остров «Викторина».
Чтобы побывать на этом острове профессий, вам необходимо вспомнить профессии литературных героев.
Кто приходил на помощь животным, которые заболели в Африке? (доктор Айболит).
Какая профессия была у Печкина? (почтальон).
Кем был старик в сказке о золотой рыбке? (рыбак).
Кто по профессии был отец Буратино? (столяр).
Кто были по профессии сестры в сказке о Царе Салтане? (повариха и ткачиха).
Профессия Пилюлькина? (доктор).
Профессия Дяди Стёпы? (милиционер).
На этом острове вы справились очень хорошо с заданиями и мы плывём на следующий остров «Кто чем занимается» .
Дети по очереди из каждой группы, берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается.
Повар… (варит еду),
врач… (лечит людей),
учитель… (учит детей),
строитель… (строит дома),
художник… (рисует картины),
пианист…(играет на пианино),
писатель…(пишет книги),
портниха…(шьет одежду),
прачка…(стирает одежду),
уборщица…(моет полы),
продавец…(продает товар),
фотограф…(фотографирует людей),
воспитательница…(воспитывает детей),
ткачиха…(ткет ткани),
машинист…(ведет поезд),
контролер…(проверяет билеты),
машинистка…(печатает на машинке).
Последний остров, который нам нужно сегодня ещё посетить называется «Найди пару» , учащиеся из одной группы достают из волшебной коробки предметы, характерные для различных профессий, а учащиеся из другой группы должны показать картинку с соответствующей профессией. И так проходят испытание все группы.
4. Подведение итогов путешествия.
Наше путешествие подходит к концу, мы посетили разные острова и выполнили много разных заданий. Давайте посмотрим на доску, как много разнообразных профессий вы нарисовали. Ваши родители работают в разных сферах. Каждый выполняет свои обязанности и труд каждого ценен и необходим!
Мир профессий очень интересен и разнообразен. Мы с вами сегодня познакомились с некоторыми профессиями. На том наше путешествие законченно, а теперь обещанный секретный «сладкий подарок» подарок!
Список литературы
Возрастная и педагогическая психология, [Текст ]: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Составители: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М., Академия, 2001. - 231 с.
Гордон, Т. Курс эффективного преподавателя , [Текст] : как раскрыть в школьниках самое лучше е / Т. Гордон. - М. : Ломоносов , 2010. - 432 с.
Занимательное азбуковедение, [Текст ]: Сб. /сост. В.В.Волина. М.: Просвещение, 2000
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» [Текст ]:кн. Для учителя /С. Н. Чистякова, И.А. Умовская, Т.И. Шалавина, А.И. Цуконов.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1999
Игра в начальной школе «Все работы хороши!»
Цели : расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях; обобщить знания по технологии (устройство инструментов, технология изготовления изделий); развивать понимание того, что знания, получаемые на уроках технологии, способствуют приобретению важных жизненных умений и навыков; прививать интерес к рабочим профессиям, труду.
Оборудование : карточки с рисунком дома; краски; кисти; работы учащихся.
Ход игры
I. Сообщение темы.
Учитель . Сегодня у нас необычный урок, урок-игра «Все работы хороши!».
Профессия - это род занятий, любимое дело, груд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору. Л что вы знаете о профессиях, мы сегодня и узнаем.
Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.
II. Игровая часть.
1. Начало работы.
Чтец 1.
Светом ласковым согреты
Мы на солнечной Земле.
Наступает день с рассветом
В каждом городе, селе.
Чтец 2.
Утро ясное зовет
В поле, шахту, на завод:
Начинается работа!
И у нас свои заботы.
Чтец 3.
Время тратим не напрасно:
Чтоб всегда все было ясно -
Знаем математику на «пять»,
Любим строить, рисовать.
Чтец 4.
Научились мы дружить,
Добрым делом дорожить,
Подрастем - все будем сами
Делать этими руками.
Много я узнать хочу -
Выбрать дело по плечу.
2. Игра «Таинственное слово».
Учитель.
Да, профессий век не счесть,
Присмотреться время есть,
Кем же вы хотите стать?
Любопытно всем узнать.
Учитель демонстрирует карточки, на каждой из которых написано слово, но буквы в нем представлены самым немыслимым образом. Учащиеся должны угадать, какое слово зашифровано:
баркы явш праов щакнемки
жирнене ьевитол ртомас
(Рыбак, швея, повар, каменщик, инженер, водитель, матрос.)
3. Конкурс «строителей».
Учитель . Первыми приглашаем посоревноваться каменщиков.
Ученик.
Строителем хочется стать поскорее.
Дома и дворцы научусь возводить
И школы, куда будут дети ходить.
Задание . Составить из разрезанной на части картинки рисунок дома
Рис. 1. Образец разрезанной на части картинки
Учитель. Теперь в соревнование вступают маляры.
Ученик.
Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом.
Вместо кисти он принес
Металлический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов,
Примет к празднику жильцов.
На доске прикреплены рисунки дома, выполненные на листе бумаги. 2-3 учащихся должны раскрасить по своему вкусу дома так, чтобы это было красиво и быстро.
Рис. 2. Дом для раскрашивания
4. Игра «Отгадай пословицы».
Учитель . Пока наши «маляры» работают, предлагаю вам отгадать пословицы. Я начну пословицу, а вы продолжите ее. Без труда - ... (не вынешь рыбку из пруда).
Без охоты - ... (нет работы).
Без ремесла - ... (как без рук).
Без дела жить - ... (только небо коптить).
Была бы охота - ... (заладится всякая работа).
Без топора не плотник, ... (без иглы не портной).
Люби дело, ... (мастером будешь).
5. Игра «Кто потерял свой инструмент?».
В бюро находок поступило много вещей. Как вы думаете, кто их потерял? Назовите профессию владельца этих предметов:
ножницы шпатель лампочка
кастрюля термометр сито
кисть сантиметровая лента гаечный ключ
калькулятор гиря указка
6. Викторина «Угадай профессию».
1) Кто пашет, сеет, хлеб убирает? (Хлебороб.)
2) Кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)
3) Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)
4) Одевает кто нас модно?
Кто костюм шьет выходной?
Всем известно - он... (портной).
5) К нам приходит с письмом прямо в дом - кто же он? (Почтальон.)
6) Вот на краешке с опаской он железо красит краской;
У него в руках ведро, сам расписан он пестро. (Маляр.)
7) Ночью, в полдень, на рассвете службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу, преграждая путь врагу. (Пограничник.)
8) Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет,
А огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? (Космонавт.)
9) Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор.)
10) Служит дорогой Отчизне старший брат.
Охраняет наши жизни, он - ... (солдат).
11) Заболело ухо у кота, поднялась в доме суета.
Дед ворчит, сестренка хнычет,
Суп в кошачьей миске стынет.
Что мне делать? Как мне быть?
Где котенка полечить? (У ветеринара.)
12) Расплакалась лягушка: пятнышко на брюшке,
Пятнышко на ножке - будьте осторожны!
У кого будем лечить эту болезнь? (У дерматолога.)
13) Попала соринка на лету в глаз красавцу-журавлю.
Ребята, к какому врачу обратиться журавлю? (К окулисту.)
14) Родилась сестренка Даша - радость наша, горе наше.
Хлеб не ест, плюется кашей,
К кому идти с сестренкой Дашей? (К педиатру.)
15) Сидит девица на железной птице,
Стрелы опускает, грузы поднимает. (Крановщица.)
7. Конкурс «Знаток технологии».
На столе под определенными номерами находятся изделия, полученные путем сгибания, резания, склеивания, выпиливания, сшивания, вязания и т. д. Учитель называет технологический процесс, а учащиеся должны выбрать соответствующее ему изделие.
8. Конкурс «Найди лишнее».
На доске или на карточке крупными буквами написаны слова. Необходимо вычеркнуть «лишнее» слово, не относящееся к данному технологическому процессу. Например: игла, нитки, гвоздь, сантиметровая лента, наперсток. (Лишним является слово «гвоздь», так как он не используется при работе с тканью.)
1) Кисть - клей - линейка - спица - ножницы.
2) Пряжа - нож - спицы - ножницы.
3) Кастрюля - ложка - терка - крючок.
Музыкальная пауза.
Частушки:
Мы трудиться очень любим,
Нам трудиться нравится.
Каждый сладит с трудным делом,
С любой работой справится.
Говорят, я боевая,
Боевая, ну и что ж.
Моя мама боевая,
Ну а я тогда в кого ж?
Сам почистить раз в году
Я решил сковороду.
Но потом четыре дня
Не могли отмыть меня.
Ира, Оля, Катерина
Загорелись вышивать,
Во всю прыть они старались
Заказов больше принимать.
Говорят — умелая
Девочка несмелая.
Но любую я работу
До конца доделаю.
Мы частушки все пропели -
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали!
III. Итог игры.
Заключительное слово учителя . Молодцы, ребята! Вы сегодня свои умения и знания по технологии показали, о профессиях разных много рассказали.
Как видите, дети, профессий немало - такую себе выбирай,
Чтоб делом всей жизни твоей она стала,
Чтоб честным трудом ты прославил свой край.
Внеклассное мероприятие
(4 класс)
Цель: Формирование у учащихся представления о многообразии профессий.
Задачи:
1. Расширить представление детей о профессиях.
2. Прививать интерес у учащихся к миру профессий.
3. Воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям разных профессий.
игровая.
Ведущий 1
Здравствуйте, ребята!
Ведущий 2
Ребята, мы – ученики школы, но не далек тот час, когда мы вступим в новую пору своей жизни. Сейчас главным для нас является учеба, наше разностороннее развитие – это база нашей дальнейшей взрослой жизни. Когда мы закончим школу, придет пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. И мы сегодня с вами тоже приоткроем дверцу в мир профессий. Их насчитывается в мире около 40 тысяч. Выбор профессии – жизненно важный вопрос.
Ведущий 1
Чтобы получше познакомить с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий, мы совершим с вами путешествие в ваше будущее и попробуем себя в разных видах деятельности.
Ведущий 2
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
Ведущий 1
А что такое профессия?
Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение этого слова.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности
Ведущий 2
Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
А вы какие можете назвать?
Ведущий 2
класс по - очереди, не повторяясь, называют профессии. Побеждает класс, назвавший большее количество профессий.
Ведущий 1
Да, профессий век не счесть
Присмотреться время есть,
Кем же вы хотите стать?
Любопытно всем узнать.
Ведущий 2
Переходим к следующему конкурсу «Бюро находок».
В мешке находится карточки с набор различных инструментов, ваша задача определить человеку, какой профессии принадлежат эти вещи. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, если команда затрудняется ответить, ход переходит к другой команде.
1.Кисточка, карандаш, краски. (художнику)
2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)
3.Ручка, тетрадь, книга, указка. (учителю)
4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)
5.Лампочка, розетка, индикатор. (электрику)
6. Письма, газеты, сумка (почтальон)
7. Градусник, шприц (врач)
8. Расческа, ножницы (парикмахер)
9. Парик, костюм (актер)
10.Небо, штурвал, самолет, аэропорт. (Летчик)
11.Книги, полки, выставка книг. (Библиотекарь)
12.Микрофон, музыка, сцена. (Певец)
13.Фотоаппарат, фотографии. (Фотограф)
14.Мука, дрожжи, печка. (Пекарь)
Ведущий 1
Мы в профессии играем,
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.
Ведущий 2
А теперь следующий конкурс «Детективы»
Приглашаем по 2 человека.
Ведущий 1
Вам необходимо разобраться в словах с переставленными буквами. Ваша задача найти исходное слово, т.е. профессию. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Ведущий 2
А пока детективы разгадывают профессии, мы перейдем к следующему конкурсу.
Ведущий 1
Ведущий 2
2. Игра «Отгадай профессию»
Мы землю глубоко копаем,
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем,
Ведущий 1
Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Ведущий 2
Коз, коров зовет, скликает,
В свой витой рожок играет.(пастух)
Ведущий 1
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?(повар)
Ведущий 2
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Ведущий 1
Он науки изучил,
Землю словно приручил.
Знает он, когда сажать,
Сеять, как и убирать.
Он знаток в краю родном
И зовётся… (агроном)
Ведущий 2
Прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он …(артист)
Ведущий 1
Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену вспорхнула, она… (балерина)
Ведущий 1
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (врач)
Ведущий 2
Погружался сотни раз в глубь морскую …(водолаз)
Ведущий 1
Слёзо-носо-вытиратель в нашей группе… (воспитатель)
Ведущий 2
Почерком быстрым исписан весь лист –
Очерк в газету строчит … (журналист)
Ведущий 1
За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт… (кассир)
Ведущий 2
Сон и отдых позабыты – песню пишет… (композитор)
Ведущий 1
Дупло и берлогу, дом лисий и птичий
В лесу охраняет надёжно… (лесничий)
Ведущий 2
Молодцы! А теперь давайте узнаем, какие профессии отгадали наши детективы.
Ведущий 2
На сцену приглашаются по одному представителю из команды (самому артистичному). Мы поиграем в игру «Пантомима».
Ведущий 1
Вам необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
Плотник, учитель, пилот
врач, повар, водитель
Ведущий 2
Следующий конкурс – «Узнавай-ка»
Команды по очереди должны узнать профессию по описанию.
Ведущий 1
«Эти учёные изучают, как жили люди в далёком прошлом. Летом они отправляются туда, где были поселения древних людей. За тысячи лет места стоянок обросли толстым слоем земли и покрылись травой и лесом. Учёные старательно, слой за слоем раскапывают землю и находят предметы, которые когда-то служили людям. Каждую находку осторожно очищают от пыли специальной кисточкой». (Археолог.)
Ведущий 2
«Эта профессия очень древняя. Во все времена она была почетна и достойна уважения. Все здания, которые мы видим вокруг себя, - дома, дворцы, храмы, церкви, и даже уютные беседки в парке, - возникли не сами по себе. Придумывать красивые здания – дело непростое. Свою работу над будущим зданием этот человек начинает за столом с карандашом и листом бумаги в руках». (Архитектор.)
Ведущий 1
«Хорошо помечтать, глядя в ночное звёздное небо, пофантазировать. Больше всех о звездах знают эти люди. Сейчас эти учёные изучают космос с помощью телескопов, летательных аппаратов. Компьютеры помогают им вычислять расстояния, на которых находятся друг от друга небесные светила». (Астроном.)
Ведущий 2
«Моя профессия вам может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще видят со спины. Назовите мою профессию». (Дирижер.)
Ведущий 1
К моей профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус – негативное влияние на здоровье. Профессиональное заболевание - гипотония, то есть пониженное артериальное давление. Мне сложно планировать личную жизнь, так как я часто отсутствую дома. (стюардесса.)
Ведущий 2
Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка).
Ведущий 1
В небе звёздочка искрится,
Спит клубком усатый кот,
Только повару не спится –
Повар затемно встаёт.
Каша булькает легонько,
И яичница шипит,
И под вкусный шум и гомон
В спальни входит аппетит.
Мы в столовой дружно сядем,
Как огромная семья.
Буду поваром в столовой –
Так сама решила я!
Ведущий 2
Ведущий 1
Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт.
Ведущий 2
Приглашаем по 3 человека от каждой команды.
Ведущий 1
Они придут на помощь нам,
Когда бушует океан,
Когда землетрясение,
Тайфун иль наводнение.
Рискуя жизнью, нас спасут –
Такой у них опасный труд!
Ведущий 2
Приглашаем по 3 человека от каждой команды.
Ведущий 1
Мне нужны такие вещи:
Молоток,
Тиски
И клещи,
Ключ,
Напильник
И ножовка,
А всего нужней –
Сноровка!
Ведущий 2
Ведущий 1
Всю технику людям Земли
Конструкторы изобрели!
Сперва возникает чертёж –
На тонкий рисунок похож.
Сумей его только прочесть!
Ведущий 2
Ведущий 1
Урожай собрать высокий
Нам поможет агроном.
Знает он посева сроки
И с ботаникой знаком.
Ведущий 2
Ведущий 1
А сейчас для вас блиц-викторина. Вспомните профессии героев литературных произведений. Балл получает тот, кто раньше всех ответит на вопрос правильно.
(Ведущие читает по очереди)
Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)
Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки. (доктор)
Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина? (рыбак)
Профессия Джузеппе из сказки А.Толстого «Золотой ключик. (столяр)
Назовите профессию двух сестёр-злодеек и «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. (ткачиха, повариха).
Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики? (строитель).
Профессия старца, который давал советы царю Дадону в «сказке о Золотом петушке» Пушкина. (звездочёт, мудрец)
Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик. (художник)
Профессия хитрецов из сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля». (портные)
Профессия коротышки Пилюлькина из Цветочного городка. (доктор)
Профессия коротышки по имени Гусля. (музыкант)
Кем был отец Алёнушки и двух ее сестер в сказке С. Т.Аксакова «Аленький цветочек»? (купец)
Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова. (милиционер)
В кого превратила фея крысу из сказки Ш.Перро «Золушка»? (кучер)
Кто спас Красную шапочку? (охотники)
Кем стали животные из Бремена - осёл, собака, кот и петух? (музыканты)
Ведущий 2
Прекрасных профессий на свете не счесть
И каждой профессии – слава и честь!
Ведущий 1
Человек славен трудом – гласит народная пословица. Важен труд каждого человека, а значит и каждого из вас. Очень важно, чтобы с детских лет каждый научился трудиться и привык добросовестно выполнять порученную ему работу.
Ведущий 2
Сила страны и здоровье людей.
«Воин на двойку» - врага он страшней.
Ведущий 1
Труд наш сегодня – это учёба.
Так постараемся делать работу
Пусть на четыре, а лучше на пять.
Ведущий 2
Друзья, берегите минуту и час
Любого из школьных дней!
В профессии нужной своей.
Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.
Мы надеемся, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Все работы хороши - выбирай на вкус»
(4 класс)
Цель: Формирование у учащихся представления о многообразии профессий.
Задачи:
1. Расширить представление детей о профессиях.
2. Прививать интерес у учащихся к миру профессий.
3. Воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям разных профессий.
Форма внеклассного мероприятия: игровая.
Ведущий 1
Здравствуйте, ребята!
Ведущий 2
Ребята, мы – ученики школы, но не далек тот час, когда мы вступим в новую пору своей жизни. Сейчас главным для нас является учеба, наше разностороннее развитие – это база нашей дальнейшей взрослой жизни. Когда мы закончим школу, придет пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. И мы сегодня с вами тоже приоткроем дверцу в мир профессий. Их насчитывается в мире около 40 тысяч. Выбор профессии – жизненно важный вопрос.
Ведущий 1
Чтобы получше познакомить с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий, мы совершим с вами путешествие в ваше будущее и попробуем себя в разных видах деятельности.
Ведущий 2
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай –
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
Ведущий 1
А что такое профессия?
Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение этого слова.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности
Ведущий 2
Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
Ведущий 1
А вы какие можете назвать?
Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Кто больше назовёт профессий?»
Ведущий 2
класс по - очереди, не повторяясь, называют профессии. Побеждает класс, назвавший большее количество профессий.
Ведущий 1
Да, профессий век не счесть
Присмотреться время есть,
Кем же вы хотите стать?
Любопытно всем узнать.
Ведущий 2
Переходим к следующему конкурсу «Бюро находок».
В мешке находится карточки с набор различных инструментов, ваша задача определить человеку, какой профессии принадлежат эти вещи. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, если команда затрудняется ответить, ход переходит к другой команде.
1.Кисточка, карандаш, краски. (художнику)
2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)
3.Ручка, тетрадь, книга, указка. (учителю)
4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)
5.Лампочка, розетка, индикатор. (электрику)
6. Письма, газеты, сумка (почтальон)
7. Градусник, шприц (врач)
8. Расческа, ножницы (парикмахер)
9. Парик, костюм (актер)
10.Небо, штурвал, самолет, аэропорт. (Летчик)
11.Книги, полки, выставка книг. (Библиотекарь)
12.Микрофон, музыка, сцена. (Певец)
13.Фотоаппарат, фотографии. (Фотограф)
14.Мука, дрожжи, печка. (Пекарь)
Ведущий 1
Мы в профессии играем,
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.
Ведущий 2
А теперь следующий конкурс «Детективы»
Приглашаем по 2 человека.
Ведущий 1
Вам необходимо разобраться в словах с переставленными буквами. Ваша задача найти исходное слово, т.е. профессию. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
слово | пояснение | ваш вариант ответа |
РВАЧ | медицинский работник | врач |
КУЛОН | (весёлая цирковая профессия) | клоун |
ТЕРКА | театральная и дипломатическая профессия | актер |
МАРЛЯ | «разноцветный» рабочий | маляр |
КРЕДИТОР | руководитель предприятия | директор |
АВДОТКА | Юридическая профессия | адвокат |
Ведущий 2
А пока детективы разгадывают профессии, мы перейдем к следующему конкурсу.
Ведущий 1
Каждая профессия по - своему интересна, в каждой есть особые загадочные моменты, которые нужно только подметить. Будь ты врач, учитель, строитель или повар - о твоей профессии обязательно сложена загадка.
Ведущий 2
2. Игра «Отгадай профессию»
(команды отгадывают по очереди)
Мы землю глубоко копаем,
И в глубине земли
Мы людям уголь добываем,
Чтоб дом топить могли.(шахтёры)
Ведущий 1
Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной,
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной. (моряки)
Ведущий 2
Коз, коров зовет, скликает,
В свой витой рожок играет.(пастух)
Ведущий 1
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?(повар)
Ведущий 2
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу. (пограничник)
Ведущий 1
Он науки изучил,
Землю словно приручил.
Знает он, когда сажать,
Сеять, как и убирать.
Он знаток в краю родном
И зовётся… (агроном)
Ведущий 2
Прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он …(артист)
Ведущий 1
Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену вспорхнула, она… (балерина)
Ведущий 1
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (врач)
Ведущий 2
Погружался сотни раз в глубь морскую …(водолаз)
Ведущий 1
Слёзо-носо-вытиратель в нашей группе… (воспитатель)
Ведущий 2
Почерком быстрым исписан весь лист –
Очерк в газету строчит … (журналист)
Ведущий 1
За сметану, хлеб и сыр в кассе чек пробьёт… (кассир)
Ведущий 2
Сон и отдых позабыты – песню пишет… (композитор)
Ведущий 1
Дупло и берлогу, дом лисий и птичий
В лесу охраняет надёжно… (лесничий)
Ведущий 2
Молодцы! А теперь давайте узнаем, какие профессии отгадали наши детективы.
Ведущий 2
На сцену приглашаются по одному представителю из команды (самому артистичному). Мы поиграем в игру «Пантомима».
Ведущий 1
Вам необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
Предлагаемый список профессий:
Плотник, учитель, пилот
врач, повар, водитель
Ведущий 2
Следующий конкурс – «Узнавай-ка»
Команды по очереди должны узнать профессию по описанию.
Ведущий 1
«Эти учёные изучают, как жили люди в далёком прошлом. Летом они отправляются туда, где были поселения древних людей. За тысячи лет места стоянок обросли толстым слоем земли и покрылись травой и лесом. Учёные старательно, слой за слоем раскапывают землю и находят предметы, которые когда-то служили людям. Каждую находку осторожно очищают от пыли специальной кисточкой». (Археолог.)
Ведущий 2
«Эта профессия очень древняя. Во все времена она была почетна и достойна уважения. Все здания, которые мы видим вокруг себя, - дома, дворцы, храмы, церкви, и даже уютные беседки в парке, - возникли не сами по себе. Придумывать красивые здания – дело непростое. Свою работу над будущим зданием этот человек начинает за столом с карандашом и листом бумаги в руках». (Архитектор.)
Ведущий 1
«Хорошо помечтать, глядя в ночное звёздное небо, пофантазировать. Больше всех о звездах знают эти люди. Сейчас эти учёные изучают космос с помощью телескопов, летательных аппаратов. Компьютеры помогают им вычислять расстояния, на которых находятся друг от друга небесные светила». (Астроном.)
Ведущий 2
«Моя профессия вам может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще видят со спины. Назовите мою профессию». (Дирижер.)
Ведущий 1
К моей профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус – негативное влияние на здоровье. Профессиональное заболевание - гипотония, то есть пониженное артериальное давление. Мне сложно планировать личную жизнь, так как я часто отсутствую дома. (стюардесса.)
Ведущий 2
Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка).
Ведущий 1
Продолжаем наша знакомство с профессиями.
В небе звёздочка искрится,
Спит клубком усатый кот,
Только повару не спится –
Повар затемно встаёт.
Каша булькает легонько,
И яичница шипит,
И под вкусный шум и гомон
В спальни входит аппетит.
Мы в столовой дружно сядем,
Как огромная семья.
Буду поваром в столовой –
Так сама решила я!
Ведущий 2
Приглашаем по 3 человека от каждой команды.
Ваша задача перенести на сковородке воздушный шарик не уронив его.
Ведущий 1
Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт.
Ведущий 2
Приглашаем по 3 человека от каждой команды.
Ваша задача с закрытыми глазами проехать между стойками, не задев их.
Ведущий 1
Они придут на помощь нам,
Когда бушует океан,
Когда землетрясение,
Тайфун иль наводнение.
Рискуя жизнью, нас спасут –
Такой у них опасный труд!
Ведущий 2
Приглашаем по 3 человека от каждой команды.
Ваша задача пройти по льдинам и спасти рыбака.
Ведущий 1
Мне нужны такие вещи:
Молоток,
Тиски
И клещи,
Ключ,
Напильник
И ножовка,
А всего нужней –
Сноровка!
Ведущий 2
Приглашаем по 1 человеку от каждой команды.
Нужно принести только инструменты необходимые слесарю
Ведущий 1
Всю технику людям Земли
Конструкторы изобрели!
Сперва возникает чертёж –
На тонкий рисунок похож.
В нём пользы и силы не счесть,
Сумей его только прочесть!
Ведущий 2
Приглашаем по 2 человека от каждой команды.
У каждой команды пазл. Из них нужно сложить картинку и угадать профессию.
Ведущий 1
Урожай собрать высокий
Нам поможет агроном.
Знает он посева сроки
И с ботаникой знаком.
Ведущий 2
Приглашаем по 5 человек от каждой команды
Первый пашет поле –кладёт обруч, второй сеет – разбрасывает картофель, третий поливает урожай – о бегает вокруг обруча три круга; четвёртый вносит удобрение – раскидывает бумажные комочки, пятый собирает урожай – собирает только картофелины.
Ведущий 1
А сейчас для вас блиц-викторина. Вспомните профессии героев литературных произведений. Балл получает тот, кто раньше всех ответит на вопрос правильно.
(Ведущие читает по очереди)
Кем был Печкин – персонаж произведения Э.Успенского «Трое из Простоквашино»? (почтальон)
Профессия героя сказки Корнея Чуковского, который пришёл на помощь заболевшим жителям Африки. (доктор)
Кем был старик из сказки о золотой рыбке А.С.Пушкина? (рыбак)
Профессия Джузеппе из сказки А.Толстого «Золотой ключик. (столяр)
Назовите профессию двух сестёр-злодеек и «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина. (ткачиха, повариха).
Какой профессии научились три поросёнка, когда строили свои домики? (строитель).
Профессия старца, который давал советы царю Дадону в «сказке о Золотом петушке» Пушкина. (звездочёт, мудрец)
Профессия коротышки из цветочного города по имени Тюбик. (художник)
Профессия хитрецов из сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля». (портные)
Профессия коротышки Пилюлькина из Цветочного городка. (доктор)
Профессия коротышки по имени Гусля. (музыкант)
Кем был отец Алёнушки и двух ее сестер в сказке С. Т.Аксакова «Аленький цветочек»? (купец)
Профессия дяди Стёпы из стихотворения С.В.Михалкова. (милиционер)
В кого превратила фея крысу из сказки Ш.Перро «Золушка»? (кучер)
Кто спас Красную шапочку? (охотники)
Кем стали животные из Бремена - осёл, собака, кот и петух? (музыканты)
Ведущий 2
Прекрасных профессий на свете не счесть
И каждой профессии – слава и честь!
Ведущий 1
Человек славен трудом – гласит народная пословица. Важен труд каждого человека, а значит и каждого из вас. Очень важно, чтобы с детских лет каждый научился трудиться и привык добросовестно выполнять порученную ему работу.
Ведущий 2
Знайте, ребята! От знаний зависит
Сила страны и здоровье людей.
«Троечный» трактор в труде не помощник,
«Воин на двойку» - врага он страшней.
Ведущий 1
Труд наш сегодня – это учёба.
Разве нам стыдно свой труд показать?
Так постараемся делать работу
Пусть на четыре, а лучше на пять.
Ведущий 2
Друзья, берегите минуту и час
Любого из школьных дней!
Пусть станет профессором каждый из вас
В профессии нужной своей.
Учитель
Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.
Мы надеемся, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.
Маслова Виктория Викторовна.
Адрес: Волгоградская область, Камышинский район, с. Дворянское мкр. д.9, кВ.1.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дворянская средняя общеобразовательная школа Камышинского муниципального района Волгоградской области (403843, Волгоградская область, Камышинский район, с.Дворянское, микрорайон, дом 6 «А» ).
Элективный курс предпрофильной подготовки.
Внеклассное мероприятие по профориентации «Вся правда о профессиях».
9 класс.
продолжительность – 45 мин.
использование информационных технологий – ноутбук, мультимедиапроектор.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дворянская средняя общеобразовательная школа
Камышинского муниципального района
Волгоградской области
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сценарий внеклассного мероприятия по профориентации
«Вся правда о профессиях»
Чем старше становится ребенок, тем чаще можно услышать задаваемый ему вопрос «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь. И он все сильнее тревожит душу и разум и подросшего ребенка и его родителей.
Цель мероприятия: дать определение понятию “здоровье”, раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, объяснить учащимся необходимость учёта состояния своего здоровья при выборе профессии и последующих возможных заболеваний, использовать разнообразные формы и методы закрепления и проверки знаний учащихся.
Форма проведения: творческое занятие.
Участники: руководитель и учащиеся.
Краткое содержание (план):
Подготовка к мероприятию начинается за две недели. В этот период проводится работа над презентациями «Профессии и их особенности».
Вступительное слово классного руководителя.
Выполнение заданий в ходе занятия.
Представление презентаций «Профессии и их особенности».
Юмористическая викторина.
Экспресс – тест «Профпригодность»
Подведение итогов.
Мероприятие по профориентации
«Вся правда о профессиях»
Цель: дать определение понятию “здоровье”, раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, объяснить учащимся необходимость учёта состояния своего здоровья при выборе профессии и последующих возможных заболеваний, использовать разнообразные формы и методы закрепления и проверки знаний учащихся.
Задачи:
Познавательные:
а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины;
б) умело руководствоваться статьями Трудового кодекса РФ, в которых говориться о заботе государства по охране здоровья трудящихся;
в) показать умения правильно соотносить состояние своего здоровья с требованиями избираемой профессии;
г) ознакомить учащихся с медицинскими противопоказаниями к различным группам профессий.
Развивающие:
а) систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, анкет, индивидуальных карт и т.д.);
б) отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументировано изложить свою позицию;
г) проявлять коммуникативные умения работы в группе.
Воспитывающие:
а) формировать чувство ответственности за выбор дальнейшего образовательного и профессионального маршрута;
б) показать формирование в сознание учащихся целостной картины будущей профессиональной карьеры.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Категориальный аппарат урока. Основные понятия и термины, используемые на данном уроке: здоровье; группы профессий, влияние на них производственных факторов; противопоказанные профессионально-производственные факторы; уровень физического развития.
Материалы, необходимые для проведения урока: конспект, Трудовой кодекс РФ, индивидуальные карточки, “Тест”, компьютерные презентации.
Ход занятия
Организационное начало
Здравствуйте, ребята, мне очень приятно видеть Вас сегодня на нашем мероприятии, где мы поговорим о профессиях, а конкретно о том, как может повлиять будущая профессия на ваше здоровье. Ведь именно от этого будет зависеть успех вашей дальнейшей профессиональной деятельности. Как и всякий другой выбор – выбор будущей профессии – это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы. К примеру, многие звезды российского шоубизнеса имеют дополнительную профессию. Пример (слайды 2-6) (Приложение 1)
Сообщение темы и целей
Сегодня мы с вами рассмотрим такой немаловажный фактор при выборе профессии – как здоровье. Ответим на вопрос, как взаимосвязано здоровье и профессиональная пригодность, каковы требования, предъявляемые профессиями к состоянию здоровья.
Может ли профессия оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека?
В чём это выражается?
В ходе его обсуждения учащиеся приходят к выводу, что при выборе профессии необходимо учитывать состояние своего здоровья.
Скажите, что вы понимаете под термином “здоровье”? (Ответы учащихся: отсутствие болезней, хорошее самочувствие, отличное настроение и др.).
Объяснение новой темы
Человеческий организм представляет собой сложную систему, удивительная слаженность, целесообразность, мудрость и практичность которой изумляет. Правильная, нормальная деятельность организма определяется понятием “здоровье”. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недугов. (Слайд 7)
С начала нашего мероприятия я уже несколько раз назвала слово «профессия». А кто знает, что оно означает? (ответы детей) это род деятельности, связанный с определенной областью общественного производства (учитель, врач, менеджер, брокер, парикмахер, шофер, сварщик).
Но есть еще одно слово «специальность» . Оно означает вид занятий в рамках одной профессии, ограниченный и связанный со спецификой орудий труда, способов действий, получаемых результатов (учитель математики, врач –стоматолог, водитель трамвая…) (Слайд 8)
Я предлагаю вам заполнить такую таблицу (Приложение 2):
ЗАДАНИЕ. Разделите приведенный список на две части.
В первую часть внесите названия профессий, во вторую – специальностей: столяр, монтажник-высотник, шахтер, летчик-испытатель, шофер, машинист тепловоза, хирург, водитель троллейбуса, учитель, продавец книг, парикмахер, швея, директор магазина, судья, пианист, фермер, инженер-конструктор.
Профессия |
Специальность |
столяр |
монтажник-высотник |
шахтер |
летчик-испытатель |
шофер |
машинист тепловоза |
учитель |
хирург |
парикмахер |
водитель троллейбуса |
швея |
продавец книг |
судья |
директор магазина |
пианист |
|
фермер |
|
инженер-конструктор |
|
Одной из наиболее часто совершаемых ошибок в выборе профессии является незнание, переоценка или недооценка физических данных, состояния здоровья. Правильный выбор профессии, прежде всего, связан с учётом состояния здоровья. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на его общем состоянии. И наоборот, если профессия, специальность не соответствует его физическим данным, это может привести к резкому ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, а порой к её полной потере.
Выступление учащихся 9 класса. Они рассказывают о профессиях и связанных с ними заболеваниях. Банкир. Массажист. Экономист. Врач. Учитель. Электрик.
Затем учитель рассказывает о законодательстве по охране здоровья работающих подростков, зачитывает выдержки из статей Трудового кодекса РФ. Для подростков до 18 лет существуют следующие льготы в процессе их трудовой деятельности:
а) сокращенная продолжительность рабочего времени: – в возрасте от 16 до 18 лет – не более 36 часов в неделю; – в возрасте от 14 до 15 лет – не более 24 часов в неделю;
б) увеличение времени отдыха: – работникам моложе 18 лет предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью один календарный месяц;
в) предоставление отпуска в первый год работы независимо от времени непрерывной работы на данном предприятии, то есть до истечения 11 месяцев: отпуск предоставляется в любое удобное время, непредставление отпуска запрещается;
г) понижение нормы переноски и передвижения тяжестей: предельные нормы переноски не должны превышать 4,1 кг;
д) запрещается привлечение подростков до 18 лет к тяжёлым работам и работам с вредными условиями труда, в выходные дни и ночное время.
Кроме того, в трудовом кодексе отмечено, что при трудоустройстве лиц моложе 18 лет обязательно предусмотрено прохождение медицинского осмотра, без этого документа администрация не вправе принять на работу подростка.
А также рабочим и служащим моложе 18 лет заработная плата при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как и работникам соответствующей категории при нормальной продолжительности ежедневной работы.
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что забота государства о здоровье работающих подростков и молодежи не должна расцениваться ими как возможность избегать напряженного труда. Посильный труд оказывает положительное влияние на развитие организма, служит одним из лучших показателей профилактики и лечения многих заболеваний.
Некоторые профессии и специальности подвержены каждодневному воздействию на организм человека так называемых профессионально-производственных факторов.
Вопрос: (слайд 10) Перечислите, какие вы знаете профессионально-производственные факторы тех профессий, о которых рассказали ребята ребятами? (Ответы учащихся: температурные перепады, повышенная влажность, шум, вибрации, воздействие токсичных веществ, запыленность).
Разные профессии предъявляют неодинаковые требования к состоянию здоровья человека. (Затем учитель переходит к рассказу о группах профессий по медицинским противопоказаниям). По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп (показ слайдов презентации) (слайды 11-14).
Первая группа включает профессии, в условиях, работы которых полностью отсутствуют неблагоприятные производственные факторы. Таких профессий много: продавец промышленных товаров, менеджер, модельер и т.д. Эти профессии и специальности могут быть рекомендованы всем лицам, имеющим склонность и способности.
Профессии второй группы (повар, продавец овощей и фруктов) отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо одного неблагоприятного производственного фактора (например, повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности). Следовательно, эти профессии могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, отсутствует склонность к простудным заболеваниям.
Третья группа включает профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. К таким профессиям можно отнести, к примеру, ткачиху (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), обувщика (запах клея, шум). Значит, лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха данные профессии не могут быть рекомендованы.
К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, водолаз и другие. К таким работам допускаются только лица, достигшие 18-летнего возраста, уровень физического состояния организма у данных работников должен быть очень высок.
Юмористическая викторина.
Номер телефона, по которому нужно вызывать пожарных? (01)
Как называют человека, ухаживающего за садовыми растениями? (садовник)
Профессия человека, имеющего отношение к охране леса? (лесничий)
Какую профессию имеет человек, лечащий животных? (ветеринар)
Номер телефона, по которому вызывают “ Скорую помощь”? (03)
Как называют главного повара в ресторане? (шеф-повар)
Детский врач? (педиатр)
Глава города. (мэр)
Профессия Д.А. Медведева (Президент Российской Федерации)
Человек, работающий в магазине? (продавец)
Главный человек в школе? (директор)
Какю профессию сейчас имеет человек, которого раньше называли “цирюльник”? (парикмахер)
Духовная профессия? (священник)
Животные, которые часто охраняют вместе с людьми государственную границу? (собаки)
15) Самые смешные люди в цирке? (клоуны)
16) Человек, имеющий прямое отношение к драгоценным камням и металлам? (ювелир)
17) Какая профессия по-английски звучит как “бодигард”? (телохранитель)
18) Как называется врач, лечащий зубы? (зубной врач, стоматолог)
19) Кем по профессии был Виктор Драгунский? (детский писатель)
20) Человек, занимающийся устранением недостатков речи? (логопед, дефектолог)
21) Номер телефона, по которому можно вызвать наряд милиции. (02)
22) Кем был Ю.А.Гагарин? (космонавтом)
23) Кто по профессии В.В.Путин? (премьер-министр)
24) Кем по профессии был Дядя Степа из стихотворения С.В.Михалкова? (милиционер)
25) Постановщик художественных фильмов, сериалов? (режиссер)
26) Есть такая профессия - Родину охранять. Что за профессия? (военный)
27) Профессия человека, связанная с выучкой служебных собак? (кинолог)
28) Человек, разрабатывающий модные стили в одежде? (модельер)
29) Профессия человека, который занимается разработкой различных макетов городов и поселков? (архитектор)
30) Бортпроводница на самолетах? (стюардесса)
Учитель предлагает ребятам провести тест «Профпригодность» (Приложение 3), который поможет соотнести состояние своего здоровья и профессии.
Тест «Профпригодность»
Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.
Ответьте на следующие вопросы:
1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы: а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьёй; в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:
а) удочку, набор для вышивания; б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку;
б) с семьёй или друзьями; в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовал бы полную свободу; б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом; в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В своё свободное время ты любишь:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать; б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...
Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.
Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков , то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!
Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков , снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.
Кто-то, возможно, мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов , думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - учиться внимательно случать и быть сдержаннее. И вообще, людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
Физминутка Релаксация (звучит тихая, приятная музыка):
Далее учащимся предлагается выполнить следующее задание: зная заболевание и противопоказанные профессионально-производственные факторы к этому заболеванию, вывести виды деятельности (профессии и специальности), которыми можно будет заниматься, имея такое заболевание (см. Приложение 4). При выполнении задания можете ссылаться на таблицу “Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях” (см. Приложение 5). (Учащиеся озвучивают таблицы).
Заключительная часть урока
Исходя из исследований рынка труда, специальностей предлагаемых учебными заведениями и экономических трендов, представляю список 7-ки самых востребованных профессий в 2011 году (слайд 14).
1. Менеджеры по продажам , обладающие техническим образованием для автомобильных или ІТ-компаний, медицинским образованием – для фармацевтических компаний.
2. Программисты по всему спектру языков . Начальный уровень зарплаты для неопытного специалиста не очень привлекателен из-за конкуренции с более дешевой рабочей силой в Индии и Китае. Оклад «айтишника» без опыта работы составляет 500–800 долларов в месяц. А средняя зарплата опытного специалиста держится около отметки в 1500–2500 долларов
3. Специалисты по работе с клиентами – тоже, как правило, низко оплачиваемая в начале профессия, с высоким уровнем отсева в первые 2-3 года.
4. Логисты со знанием иностранных языков: таких специалистов просто не готовят в нужном количестве.
5. Специалисты по ремонту бытовой электротехники – с каждым годом количество техники в ремонт только увеличивается, при том что ассортимент просто необъятный.
6. Топы – собственники в дальнейшем все чаще будут уходить от дел, передавая дела менеджерам. Менеджеры среднего звена - как раз тот рычаг, через который руководство пытается выполнить задачи, от повышения качества, до снижения себестоимости. Менеджеру среднего звена работодатели предлагают оклад в 1500–2000 долларов, плюс премии за успешные сделки и проценты с продаж
Для закрепления и обобщения полученных знаний учащимся предлагается выполнить следующее задание: попробуйте немного заняться жизненной геометрией и нарисуйте равнобедренный треугольник.
Одну сторону обозначьте «Хочу» - это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т. д.
Вторую сторону «Могу» - это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.
Третью «Надо» - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.
Как вы уже догадались, человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем, желательно, чтобы стороны были действительно равны друг другу. Если стороны получаются слишком неравнозначными, значит, вас явно занесло не туда. Чтобы скорректировать ваш профессиональный выбор, можно использовать такие способы психодиагностики, как различные тесты, анкеты, опросники.
(слайд 15)
В идеале еще до поступления в учебное заведение желательно определить хотя бы тип будущей профессии. Приведем некоторые из таких типов: (слайд 16-18)
Человек - техника: строитель, технолог, летчик, шофер, конструктор.
Человек - природа: химик, геолог, ветеринар, биолог, фермер.
Человек - человек: секретарь, менеджер по персоналу, врач. продавец, милиционер.
Человек - художественный образ: художник, писатель, артист, музыкант, журналист.
Человек - знаковая система: программист, экономист, оператор, переводчик.
Подведение итогов
В заключение мне хочется сказать вам, ребята, следующее. Настоящий профессионал бережно относится к своему инструменту, будь то компьютер, скальпель, фотоаппарат или токарный станок. Наш организм – больше чем инструмент. И самое главное, он даётся нам один раз и на всю жизнь. Ваше здоровье – это один из факторов успешной профессиональной карьеры. Всё в ваших руках: ваше здоровье и ваша будущая карьера. Помните: всякое достижение когда-то казалось невозможным!
Используемая литература:
Технология 9 класс: материалы к урокам раздела “Профессиональное самоопределение” по программе В.Д. Симоненко- составитель А.Н.Бобровская – Волгоград, 2005; . Низкие цены. Более 8700 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.